Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются

Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин — подосиновики.
Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.
Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?
Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.
На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно — толстое мясистое, похожее на морковь корневище.
Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.
Но склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!
А теперь давайте поговорим об опасных грибах.
Какие ядовитые грибы вы знаете?
Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.
Один из самых ядовитых грибов — бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки — зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.
Очень ядовитый гриб — ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба.
А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.
Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.
Послушайте сказку.

Советы лесной Мышки

Летом Настя гостила у бабушки в деревне. Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
— Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.
О Какой совет вы могли бы дать девочке?
— Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
— Ой, кто это? — удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
— Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, е темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.
— Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
— Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить.
Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка. — Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.
— Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.
— Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
— Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.
— Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
— Что ото за ягоды? - спросила Настя у мышки.
— Это семена ландыша.
— Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
— Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
— А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.
— Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.
— Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
— А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
— Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
— Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них. Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода. Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
— Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?
— Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?
— А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.
Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.
— Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.
— Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.

ВОПРОСЫ
Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

Не собирайте незнакомые грибы.
Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
Не храните необработанные грибы более суток.
К ядовитым грибам относятся:
бледная поганка,
мухомор,
ложный опенок,
сатанинский гриб.

ПРАВИЛА

Осторожно - ядовитые Грибы и ягоды!
Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.

Современная жизнь полна опасностей, даже взрослые люди часто ведут себя опрометчиво, то ли по незнанию, то ли надеясь на вечное «авось». А вот ребенок и подавно склонен легкомысленно воспринимать эту жизнь, первопричиной этому является отсутствие большого груза знаний и явное недопонимание многих потенциальных опасностей. Задача родителей и педагогов максимально оградить детей от попыток всё проверять опытным путем и внушить им теоретические правила.

Правила безопасности жизнедеятельности детей младшего возраста

Рассмотрим вкратце безопасность жизнедеятельности детей с точки зрения базовых правил. Более подробно каждый пункт мы опишем в отдельных материалах.

Безопасность дошкольников на дороге

Приведем краткие правила:

  • Переходи улицу только по пешеходным переходам;
  • Не переходи улицу на красный свет, даже в том случае если рядом нет машин;
  • Переходя улицу, вначале смотри налево, а как дошел до середины, направо;
  • Никогда не выбегай резко на дорогу и не играй возле дороги;
  • Всегда ходи по тротуару, а если его нет, иди по краю дороги навстречу движению машин.

Правила безопасности жизнедеятельности детей на улице

  • Никогдане разговаривай с незнакомцами. Если с тобой заговорили, то ни на что не соглашайся. Ничего у них не бери и никуда не иди ни под каким предлогом. Запомни, хороший взрослый не будет просить помощи у ребенка. Если тебя пытаются силой увести, то кричи «Помогите! Это не мой папа, он хочет меня украсть!»;
  • Если тебя преследуют (взрослый или подросток), то никогда не убегай в безлюдные места, наоборот, иди на остановку, к магазину, на почту. Проси помощи у полицейского (милиционера), охранника, продавца или просто прохожих на улице. Всегда объясняй, что это не твои родители, это не твой брат, а кто-то чужой тебя преследует;
  • Не говори с пьяными, лучше побыстрее уйди с того места;
  • Не ходи с незнакомыми ребятами в безлюдные места;
  • Увидев сверток, сумку или коробку на улице ничего не трогай, там может оказаться настоящая бомба;
  • Не ходи гулять без спросу. Если куда-то идешь, всегда рассказывай родителям точное место и адрес. Не гуляй сам вечером;
  • Если потерялся в людном месте, стой, жди родителей, если их долго нет, то иди, проси помощи у взрослых. Всегда старайся обращаться к полицейскому, к дежурному по станции, к продавцу, диспетчеру или охраннику. Не проси помощи у подозрительных взрослых странного вида и поведения;

Правила пожарной безопасности и защиты от электричества

  • Не баловаться с огнем. Зажигалка, спички, бенгальские огни детям не игрушка;
  • Выходя из дома, проверяй и выключай электроприборы и газ;
  • Не разжигай костер без взрослых;
  • В селе не пользуйся самостоятельно печкой;
  • Не используй электроприборы мокрыми руками, не дергай за шнур, вытаскивая вилку из розетки. Не используй поврежденные электроприборы и искрящие розетки;
  • Не суши ничего над газовой плитой;
  • Не клади посторонние предметы на горячую плиту или включенные электроприборы;
  • Зажигая газовую плиту без электроподжига спичкой, вначале всегда зажги спичку.

Правила поведения при пожаре

  • Небольшой огонь можно потушить, накрыв одеялом или другой плотной материей. Также можно вылить на него воду или засыпать песком. Не лей воду, если рядом электричество;
  • Если огонь большой надо немедленно покинуть помещение, забрать с собой всех детей, звать взрослых и звонить в пожарную службу 01 (с мобильного телефона номер зависит от оператора);
  • При пожаре не используй лифт – это опасно;
  • Если убежать ты не можешь, зови на помощь через окно, звони в пожарную службу;
  • Не прячься в комнате, пожарным будет трудно тебя найти;
  • Если ты задыхаешься от дыма, сядь на пол там дыма меньше.

Правила безопасности жизнедеятельности детей дома

  • Тяжелые, острые и режущие предметы всегда должны быть спрятаны на своих местах. Будь аккуратен, используя нож;
  • Уходя их дома, всегда проверяй, чтобы была закрыта вода;
  • Никогда не трогай оголенные провода под напряжением;
  • Не принимай самостоятельно лекарства без прямого указания взрослых;
  • Старайся меньше касаться бытовой химии (средство для мытья посуды, стиральный порошок и т.д.), если какая-то химия попала в глаз его надо немедленно промыть прохладной водой минимум в течение 20 минут;
  • Если греешь себе еду, то будь аккуратен, чтобы не обжечься;
  • Всегда мой руки перед едой.

Правила безопасности с газом

  • Не оставляй без присмотра включенную газовую плиту. После использования всегда её выключай;
  • Если в доме есть запах газа, немедленно открой окна и двери чтобы газ вышел;
  • Ни в коем случае не включай свет или огонь пока в доме газ, может быть взрыв;
  • Если можешь, то проверь газовый вентиль на плите, если он открыт, то закрой его;
  • Сообщи взрослым и в службу газа 04;
  • Покинь помещение с сильным запахом газа, пока он не выветрится.

Безопасность детей в интернете

  • Никогда не сообщай никому в интернете своих данных или данных своих родителей (адрес, телефон, пароли и т.д.). Никто не имеет право их требовать у тебя. Если кто-то их просит, позови родителей или уйди с этого сайта;
  • Не ходи без родителей ни на какие реальные встречи с виртуальными друзьями из интернета, вместо друзей там могут оказаться бандиты;
  • Не скачивай самостоятельно с интернет никаких программ, они могут содержать вирусы;
  • Если ты случайно попал на плохой сайт, то немедленно закрой его. В интернете много хороших сайтов пользуйся ими.

Личная безопасность жизнедеятельности детей дома

  • Никогда не открывай дверь незнакомым людям. Даже если тебе говорят, что это из милиции или сантехник или почта. Никому из незнакомцев не открывай дверь;
  • Если кто-то из чужих людей пытается открыть дверь твоего дома, немедленно звони в полицию. В крайнем случае, можно открыть окно и позвать на помощь соседей или прохожих с улицы;
  • Когда ты дома сам, лучше не бери телефонную трубку, но если взял и там чужой голос спрашивает, дома ли родители скажи, что дома, но заняты и подойти не могут. Пусть звонящий оставит свой номер телефона, а родители потом перезвонят;
  • Не верь, что кто-то к тебе пришел или что-то принес по просьбе родителей, если те сами об этом не сказали.

Безопасность жизнедеятельности летом на воде

  • Не заплавай за специальные границы – буйки;
  • Не ныряй в незнакомых местах;
  • Если не умеешь плавать, то не заходи глубоко в воду;
  • Не подплывай близко к судам, существует опасность, что тебя засосет под винты. Не плавай на реке с быстрым течением или водоворотами;
  • Не заплывай далеко на надувном матрасе или на самодельном плавательном средстве – это опасно, так как оно может пойти ко дну;
  • Соблюдай осторожность в играх на воде, не играйте в опасные игры, например, кто глубже нырнет со скалы или кто кого «утопит».

Безопасность детей зимой

  • Не ходи без взрослых по речному льду, он может проломиться;
  • Будь аккуратным на скользком покрытии, чтобы не упасть. Старайся никогда не падать на спину, лучше упасть вперед и опереться на руки;
  • Не забывай хорошо одеваться и закрывать уши, голову и горло, чтобы не обморозиться и не простудиться;
  • Ходи подальше от стен домов, чтобы сверху на тебя не упал снег или сосульки;
  • Не прикасайся к ледяному металлу, особенно языком ты можешь примерзнуть;
  • Не бросай снежки в лицо, не бросайся льдинками;
  • На лыжах, коньках и санках можно кататься только в безопасных специально отведенных для этого местах. Не катайся возле дорог;
  • Переходи дорогу крайне аккуратно. Зимой скользкая дорога и машине трудно остановиться.

БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОМЕ

Опасность первая : «Острые, колющие и режущие предметы» .

Правило 1 . Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая: . «Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара».

Правило 1 . Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Правило 2 . Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост).

Правило 3 . Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

Опасность третья : «Лекарства и бытовая химия».

Правило 1 . Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Правило 2 . Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Опасность четвёртая: (невидимая и неслышимая). «ГАЗ».

Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:

Правило 1 . Срочно скажи об этом взрослым.

Правило 2 . Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3 . Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4 . Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5 . Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА И НА УЛИЦЕ

Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.

Правило 1 . Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

Правило 2 . На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай "Нет".

Правило 3 . Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

Правило 4 . Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в милицию по телефону 02 и назови свой точный адрес.

Правило 5 . Если дома нет телефона, зови на помощь с окна или балкона.

Правило 6 . На вопросы незнакомых людей по телефону: "Дома ли родители?" - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.

Правило 7 . Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее.

Опасности подстерегают тебя не только дома, но и на улице. Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила.

Правило 1 . Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет обратись за помощью: на улице - к милиционеру, в магазине - к продавцу, в метро - к дежурному.

Правило 2 . Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься.

Правило 3 . Не играй на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время.

Правило 4 . Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места.

Правило 5 . Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными.

Правило 6 . Не принимай от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей.

Правило 7 . Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, трамвае, метро какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет - не трогай его. В нём может оказаться бомба.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности.

Правило 1 . Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2 . Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3 . Не суши бельё над плитой.

Правило 4 . Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Правило 5 . В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

ЕСЛИ В ДОМЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР

Правило 1 . Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2 . Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

Правило 3 . Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило 4 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Правило 5 . При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило 6 . Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7 . Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ

Правило 1 . Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход".

Правило 2 . Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

Правило 3 . Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

Правило 4 . Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо.

Правило 5 . Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.

Правило 6 . Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

Правило 7 . Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Правило 8 . Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что:

автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.

Правило 9 . Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасности поведения на воде.

Правило 1 . Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду.

Правило 2 . Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо.

Правило 3 . Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.

Правило 4 . Нельзя заплывать за буйки.

Правило 5 . Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты.

Правило 6 . Никогда не играй в игры с удерживанием "противника" под водой - он может захлебнуться.

Правило 7 . Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться.

Правило 8 . Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну.

Правило 9 . Игры в "морские бои" на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.

Правила безопасности жизнедеятельности детей – формальность или реальная защита?

Насколько полезными будут правила, во многом зависит от родителей. Правил жизнедеятельности много и зубрить их ребенку может быть нудно. Прочитав и рассказав очередной раздел учебника по безопасности жизнедеятельности, он рискует на следующий день его уже забыть. А ведь мы не этого добиваемся! Для того чтобы ребенок четко уяснил правила поведения, родителям надо не надеяться на школьный курс, а проработать со школьником каждый пункт. Лучше это делать в игровой форме, с примерами из своей жизни или жизни литературных героев. Будет отлично, если вы сможете использовать какие-то картинки, компьютерные игры или мультфильмы посвященные теме безопасности жизнедеятельности.

Важно чтобы ваш ребенок хорошо усвоил правила безопасного поведения. Старайтесь не просто что-то внушать, а и слушать, как ребенок вас понял. Используйте наглядные примеры. Допустим, если вы будете изучать раздел «Безопасность - Газ», то дайте ребенку понюхать, как он пахнет, если «Безопасность жизнедеятельности на дороге», то пройдитесь с ребенком в разных местах и пусть он расскажет, как правильно переходить улицу и так далее. И не забывайте, что ваш личный положительный пример – очень много значит.

Основы безопасности жизнедеятельности детей

ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности — безопасность детей.

Безопасность детей

Начиная с того момента, как ребенок начинает ходить, он подвержен опасностям. Задачей родителей и воспитателей является устранение всех
источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения
любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает. Однако необходимо избегать необоснованных мер безопасности, так как это может негативно повлиять на ваших детей и сделать их неуверенными, неспособными преодолевать даже незначительные трудности.
Но не нужно предоставлять им излишнюю самостоятельность, так как ребенок, оставленный без присмотра, в большей степени подвержен
опасным происшествиям. Рассмотрим теперь возможные опасности, подстерегающие детей в домашней обстановке.

На кухне

Кухня — наиболее опасное для детей место. Выполняя нижеперечисленные советы, вы сможете уберечь их от различных происшествий:
— кастрюли на плите должны быть расставлены таким образом, чтобы самые большие из них находились на максимальном удалении от края
плиты;
— внимательно следите за процессом закипания, не допускайте выплескивания жидкостей из кастрюль, которые могут залить огонь конфорок; а жирные жидкости (масла) наоборот, могут сами воспламеняться;
— поскольку детям нравится трогать газовые выключатели, подача газа к плите должна быть прекращена, когда она не используется по назначению. По достижении детьми сознательного возраста необходимо объяснить им, почему нельзя вертеть выключатели плиты. Не допускайте их игр с плитой в надежде на то, что вы прекратили подачу газа.
Достаточно ошибиться всего один раз, чтобы ребенок, привыкший играть с выключателями, мог отравиться;
— домашние химикаты также представляют потенциальную опасность для детей; необходимо знать уровень токсичности тех химикатов, которые
вы используете, и выбирать по возможности наименее вредные. Эти вещества должны быть собраны вместе и закрыты на ключ в недоступном
для детей месте, но никогда — под кухонной раковиной или же в пределах досягаемости;
— краски, скипидар, бензин, технические масла и другие подобные продукты должны храниться в специальных шкафах, которые лучше запирать
на ключ;
— особые меры предосторожности необходимы для хранения средств против мышей, насекомых, грибков, сорняков и т.д.;
— бутылки с алкогольными напитками, бензином, различными пятновыводителями должны использоваться осторожно; не подносите их
близко к огню, так как они могут воспламениться;
— никогда не оставляйте в доступном месте токсичные материалы или лекарства: для ребенка достаточно мгновения, чтобы до них добраться;
— ненужные опасные предметы должны быть убраны с кухни; на нижних полках, когда они не закрываются на ключ, можно оставлять только
предметы, безопасные для ребенка;
— особое внимание следует уделить ящику со столовыми приборами: ножами, ножницами и другими режущими предметами; необходимо найти для него место, недосягаемое для малышей; когда они будут повзрослей, можно объяснить назначение этих предметов и их опасность;
— не оставляйте в розетках вилки электроприборов, в особенности миксеров, кофемолок, мясорубок; утюг также не должен оставаться
доступным для детей;
— следует удостовериться, что домашнее электрооборудование централизованно заземлено;
— установите автоматические пробки.

В гостиной

В этой комнате ребенок проводит большую часть времени, поэтому следует удалить с мебели хрупкие или опасные предметы обстановки,
чтобы не было необходимости постоянно следить за ним и постоянно ему что-то запрещать. Ребенок имеет право на некоторую свободу и
автономность, чтобы гармонически развиваться. Углы мебели являются основной причиной синяков и шишек, поэтому хорошо бы закрыть их поролоном на клейкой ленте. Не оставляйте ребенка одного перед незащищенным камином: может выскочить искорка и поджечь ковер или даже одежду ребенка. Если ребенок слишком близко подходит к пламени, это также может привести к возгоранию одежды, причем, сделанная из синтетического материала, она загорается намного быстрее. Можно научить детей пользоваться спичками, но ясно, что они должны это делать в присутствии старших.
Запомните:
— алкоголь, сигареты, зажигалки и спички должны храниться далеко от детей;
— пепельницы должны быть всегда очищенными, даже маленький окурок может вызвать интоксикацию;
— не оставляйте в пределах досягаемости монетки, шпильки, косточки от фруктов, гвозди, винты, которые ребенок может проглотить или воткнуть в розетку, в рот или нос;
— во время обеда ребенок может потянуть на себя скатерть, опрокинуть на себя кроме пустой посуды также и тарелки с горячей пищей;
— детское креслице должно иметь твердую опору и снабжаться предохранительным ремнем;
— хорошая привычка — не оставлять открытых подвесных проводов, розеток. Лучше прикрепить их к стене или провести за мебелью;
— если в комнате есть витраж, то хорошо бы закрыть его защитной бумагой или панелью из фанеры или полистирола, заменить обыкновенное
стекло на закаленное или армированное. Основная опасность, если стекло разобьется, заключается в том, что оно разлетается на острые и режущие
осколки, которые раня человека, могут привести к тяжелым последствиям. Современная технология предлагает стекла, выдерживающие удары и неразлетающиеся в случае ломки;
— окна могут быть источником опасности для ребенка, но так как нельзя их все время держать запертыми, то необходимо следить за ними;
— нельзя разрешать детям ставить стул или табуретку и забираться на подоконник;
— некоторые комнатные и садовые растения (тюльпаны и др.) токсичны и иногда даже смертельны, поэтому их следует держать вдали от детей;
— терраса, балкон, где дети играют, должны иметь хорошую защитную решетку, очень высокую и с узкими пролетами;
— огнестрельное оружие дома должно храниться разряженным в металлическом шкафу (сейфе), закрытом на ключ.
Игрушки следует выбирать, исходя из возраста и степени развития ребенка, делая упор на игрушки образовательного характера. Некоторые
игрушки покрываются лаком на свинцовой основе — он токсичен; если разборные игрушки или обычные сломанные имеют режущие части, их
следует выкидывать.
Не дарите опасных игрушек, многие игрушечные виды оружия лучше не использовать. Например, пульки, попадая в твердые предметы,
отскакивают в тех, кто стрелял. Пистоны разбрасывают вокруг искры, которые могут попасть в глаза. Опасны также луки, стрелы и рогатки.Игрушки должны находиться на нижнем ярусе полок для того, чтобы захотев поиграть, ребенок не карабкался за ними на высоту.

В спальне

Эта комната должна быть хорошо освещена и постоянно проветриваема. Чтобы избежать любой возможной опасности для ребенка, помните:
— кровать должна иметь грубый матрас и не слишком мягкую подушку;
— простыня должна быть хорошо натянута тесемками, которые проходя под матрасом, закрепляют ее края;
— высота барьера кровати должна быть по крайней мере 50-60 см, а расстояние между прутьями не должно превышать 7 см;
— ячейки сетки, обрамляющей манеж, не должны быть шире 3 см;
— не пользуйтесь электропокрывалами, электрическими переносными печами, о которые можно обжечься;
— не вешайте на шею цепочки, веревочки или слюнявчики, особенно когда укладываете ребенка спать;
— кормящая мать должна быть внимательна ночью, так как по недосмотру новорожденный может захлебнуться. Из соображений гигиены и
правильного воспитания лучше никогда не класть ребенка в постель к родителям;
— шкатулки, баулы, комоды, шкафы и т.д. должны быть закрыты на ключ; убирайте ключи из дверей во избежании того, чтобы ребенок не закрылся в комнате;
— никогда не оставляйте в пределах досягаемости ребенка лекарства; кусочки нафталина держите в матерчатых мешочках, чтобы малыш не играл с ними, или хуже того, не попытался их есть. Прежде чемнадевать одежду, обработанную средством против моли, необходимо проветрить ее, чтобы избежать интоксикации или аллергии.

В ванной комнате

Так как дети часто гибнут в ванной, на ее двери лучше установить замок, который при необходимости может быть открыт снаружи. Вот
некоторые правила:
— не купайте ребенка, если не прошло 3-х часов с последнего приема пищи;
— попробуйте локтем температуру воды, прежде чем опускать в нее ребенка;
— не добавляйте горячей воды, когда ребенок уже в ванне;
— никогда не удаляйтесь, когда его купаете;
— в ванной лучше иметь шкафчик, закрывающийся на ключ, или полку, находящуюся достаточно высоко, где хранились бы предметы личной
гигиены, моющие средства, косметика, аэрозоли, пинцеты, ножницы, шпильки и т.п.;
— чистящие средства в основном являются токсичными и едкими, поэтому они должны находиться в надежном месте вдалеке от детей;
— электроустановки должны быть оборудованы специальной защитой;
— никогда не включайте электроустановки, фены, бритвы, стоя голыми ногами на мокром полу, или если вы дотрагиваетесь до воды или
крана. Туфли с деревянной подошвой служат наилучшим изолятором;
— не используйте электропечку, не слушайте радио в ванной комнате, так как воздух, насыщенный паром, является проводником электроэнергии;
— если в комнате есть газовый обогреватель ванны, держите окно приоткрытым, периодически проверяйте герметичность установки и работу
вытяжной вентиляции;
— используйте нескользкую обувь, так как можно получить травму, упав на мокром полу;
— баллончики дезодоранта могут взорваться, если они находятся с источником тепла или окном, откуда на них падают солнечные лучи.

В других помещениях

Много несчастных случаев происходит с детьми, играющими в местах, которые не находятся под наблюдением взрослых. Необходимо помнить:
— предметы личной гигиены и косметику любого типа следует держать подальше от детей;
— инструменты набора «Сделай сам» должны храниться в металлическом ящике с надежным замком: гвозди, молоток, сверло, пила могут стать опасными, если окажутся в руках ребенка;
— перед тем как разрешить ребенку пользоваться лифтом самостоятельно, хорошо бы вместе со взрослыми дать ему возможность поуправлять лифтом; в какой-то момент остановите лифт и обучите ребенка, как правильно пользоваться экстренной помощью и как вести себя, пока лифт не откроют;
— каждый член семьи, включая детей, должен знать, где находятся распределители и баллоны газа, воды, электроэнергии и уметь отключать их в экстренном случае;
— в кухне и в гостиной должно быть достаточно освещения, чтобы не ударяться об углы и другие части мебели, а также не кружить по комнате с зажженной свечкой или спичкой, рискуя вызвать пожар; следует поддерживать порядок в этих комнатах и освободить их от ненужных вещей;
— важно иметь всегда на виду список телефонных номеров различных аварийных служб, чтобы их мог вызвать каждый, включая детей.

Бытовые электроприборы

Бытовая электротехника очень удобна, но может принести много бед, если не соблюдать меры безопасности при ее установке и работе, проводить работу по заземлению оборудования должен специалист.
Если морозильная камера снабжена запирающим устройством, держите ее постоянно закрытой и уберите ключи в безопасное место.
Если старый холодильник предназначен на выброс, сломайте запирающее устройство, чтобы играющие дети не захлопнулись внутри него.
Необходимо, чтобы телевизор был установлен в устойчивой нише, а не на шатком столике или тележке. Телевизор излучает радиацию, степень
вредности которой все еще полностью не определена, поэтому следует держаться на достаточном расстоянии от экрана, размер которого не
должен быть чрезмерным. В связи с этим лучше ограничить детям время просмотра телевизора.
Более полезно в воспитательном плане, если ребенок открывает для себя мир с помощью родителей и воспитателей (различные игры, чтение
книг и т.д.), чем у экрана телевизора.

На приусадебном участке

Домашние животные

Отношения, которые могут связывать ребенка с домашним животным, безусловно хороши с точки зрения воспитания. Обычно домашние животные
послушны и играют с детьми, даже принимая от них маленькие обиды, однако нужно быть осторожными с собаками тех пород, которые известны
своей агрессивностью — это неапольский сторожевой пес, дог, доберман, бультерьер и т.д.
Кошки могут поцарапать, занеся в ранку инфекцию; были случаи, когда кошка лишала ребенка глаза. Другая опасность — передача человеку
различных типов инфекций через шерсть домашних животных. Животные не должны спать в кровати или в комнате ребенка. Их следует часто и
тщательно мыть, периодически показывать ветеринару, делать им необходимые прививки. Наиболее известные инфекции, которые передаются
от собак и кошек — это бешенство и чесотка.
Через царапину, сделанную собакой или кошкой, также может передаться столбняк. Особенно эта опасность грозит беременным женщинам.

Насилие над детьми

Один из видов преступлений — это насилие над детьми. Факты дурного обращения, произвола, изнасилования с тяжелыми физическими и
психологическими травмами, почти ежедневно присутствуют на страницах газет.
Чтобы уменьшить риск, необходимо обучить детей внимательности, осторожности, способам предупреждения опасных ситуаций, с которыми они
могут в любой день столкнуться дома или на улице. Среди различных преступлений самое тяжкое — изнасилование. В большинстве случаев о нем
не заявляют в милицию из-за стыда, незнания или страха, который становится все более мучительным из-за угроз преследования.
Поэтому важно объяснить ребенку, чтобы он:
— не пускал никого в дом, когда один;
— никогда не принимал деньги, сладости, подарки и ни в коем случае не соблазнялся на прогулки в чужом автомобиле;
— избегал изолированных мест, пустых стадионов или безлюдных парков, кратчайших, но опасных путей, темных улиц.
А вот советы родителям:
— доверяйте ребенку, это позволит ему стать откровенным с вами;
— соответствующее воспитание должно научить распознавать риск и опасности, не угрожая вере в будущее;
— выбор няни или репетитора должен проводиться с максимальной скрупулезностью: следует поинтересоваться профессионализмом и
серьезностью человека, которому вы собираетесь доверить своего ребенка;
— если вам известно о грубом обращении с детьми, ваш моральный и общественный долг — сообщить об этом компетентным органам, властям.

Перспективное планирование занятий по ОБЖ во 2 мл. группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации
Литература
Ребёнок и другие люди Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Проводится в форме беседы при чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя)
Ребёнок и природа 2. «Бережное отношение к живой природе» Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки. Проводится во время прогулок, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Здоровье ребёнка 3. «Врачи-наши друзья» Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым. Занятие
Октябрь
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 60
4. «Как правильно общаться с врачом» Научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит В совместной деятельности во время с-р игры «Больница» (диалог: врач-больной).
Ноябрь, январь
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 18. инсценировка «Доктор Айболит»
Ребёнок на улице 5. Кукольный спектакль «Учим правила движенья» Формировать представление об улице, её основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств. Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, представления о цвете, учить действовать по сигналу. В совместной деятельности в форме досуга.
Апрель
Маленькие шаги в большое будущее. Город Волгореченск, стр. 3
6. «Безопасность на дорогах» Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре Занятие – игра
апрель
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 48.
7. «Ребёнок на улице» Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир. Занятие
Май

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в средней группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях НОЯБРЬ
Беседа.
На примере худ. произведений «Золушка»
Ребёнок и природа 2. «Контакты с животными» Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. НОЯБРЬ
Занятие
3. «Съедобные и несъедобные грибы» Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду, уточнить их названия. СЕНТЯБРЬ
Занятие
Авдеева «Безопасность» стр. 77
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ» стр. 78-79
Ребёнок дома 4. «Противопожарные предметы» Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 54
Аралина «Ознакомление с пож. Безопасностью», стр. 9
5. «Предметы, требующие осторожного обращения» Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами МАРТ
Занятие +
Беседа в совместной деят-ти «Что можно, а что нельзя»
Авдеева, стр. 56
6. «Использование и хранение опасных предметов» Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах. ЯНВАРЬ
Занятие + беседа в совместной деят-ти «Безопасность в нашей группе»
Авдеева, стр. 58
Голицина, стр.70
Здоровье ребёнка 7. «Отношение к больному человеку» Воспитывать в детях чувства сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям. Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья ФЕВРАЛЬ
Занятие
Авдеева, стр. 95
Голицина, стр.15
Ребёнок на улице 8. «Игры во дворе» Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности. МАРТ
Занятие
Авдеева, стр.122
9. «Безопасность поведения на улице» Учить детей правилам поведения на улице; уточнить, где можно, а где нельзя играть АПРЕЛЬ
Занятие
Авдеева, стр.127

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в старшей группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации.
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «Если чужой приходит в дом» Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец СЕНТЯБРЬ
В совместной деятельности
Авдеева «Безопасность» стр. 46
Ребёнок и природа 2. «Будем беречь и охранять природу» Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. НОЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 73
3. «Съедобные ягоды и ядовитые растения» Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Научить различать их и правильно называть СЕНТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 79
Ребёнок дома 4. «Пожар» Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 61
Аралина «Ознакомление с пож. безопасностью», стр.13
5. «Скорая помощь» Познакомить детей с номером Телефона «03». Научить вызывать скорую медицинскую помощь. Формировать представление о профессии врача скорой помощи, воспитывать уважение к их труду. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 64
Здоровье ребёнка 6. «Изучаем свой организм» Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств 2 занятия
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
Авдеева, стр. 84
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ» стр. 42
7. «Микробы и вирусы» Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены. МАРТ
Занятие
Авдеева, стр. 96
8. «Витамины и полезные продукты» Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. ОКТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 101, 102
Голицина, стр. 45
Ребёнок на улице 9. «В городском транспорте» Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. МАРТ
Авдеева, стр.114
10. «Дорожные знаки» Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Формировать навыки безопасного поведения на дороге. АПРЕЛЬ
Занятие
Авдеева, стр. 117
11. «Опасные участки на пешеходной части улицы» Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. МАЙ
Занятие
Авдеева, стр. 125
12. «Если ты потерялся» Повести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона ЯНВАРЬ
Беседа в совместной деятельности
Авдеева, стр. 129-130

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в подготовительной группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации.
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице В совместной деятельности Авдеева «Безопасность», стр. 49
Ребёнок и природа 2. «Ухудшение экологической ситуации. Восстановление окружающей среды» Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Выяснить, что может загрязнять у нас окружающую природу в Костроме, и чем мы можем помочь. СЕНТЯБРЬ
Занятие
3. «Бережное отношение к живой природе» Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому. ДЕКАБРЬ
Занятие
Ребёнок дома 4. «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. В совместной деятельности Авдеева, стр. 66
Здоровье ребёнка 5. «Здоровье и болезнь» Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. ОКТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 97
6. «Личная гигиена» Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. НОЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 98
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ», стр.36
7. «Здоровая пища» Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 104,
Голицина, стр.31
Эмоциональное благополучие ребёнка 8. «Конфликты между детьми» Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами. В совместной деятельности Авдеева, стр. 111
Ребёнок на улице 9. «Опасные участки на дороге» МАЙ
Занятие
10. «Дорожные знаки» МАЙ
Занятие
12. «Знаешь ли ты правила дорожного движения» Закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах. ИЮНЬ
Спортивный досуг

Прививать навыки безопасного поведения необходимо именно с дошкольного возраста, впоследствии развивая и усложняя эти правила в течение всего школьного обучения. Маленькие дети должны усвоить, желательно в игровой форме преподнесения материала, самые базовые понятия о себе, о здоровье, механизмах общения и возможных опасных ситуациях.

Рассмотрим основные правила безопасности жизнедеятельности для детей и постараемся придать им некую игровую форму для более легкого восприятия материала. Еще вы можете прочесть статью "Безопасность детей летом ", а воспитателям будет особенно интересен материал "Детский сад беседы с родителями по безопасности".

Правила безопасности жизнедеятельности детей – основные моменты

Разбить обучение малышей можно на следующие мини разделы:

  • Самоидентификация – общие знания о здоровье и себе
  • Ребёнок и окружающая природа – возможные опасности
  • Малыш в домашних условиях
  • Бережем здоровье, избегаем опасностей
  • Находимся на улице – возможные опасности

В качестве методик эффективно применять картинки, игровые ситуации, сказки и активное общение с малышами. В зависимости от выбранной насыщенности материала каждому разделу можно посвятить одно или несколько занятий.

Малыш должен усвоить моменты:

  • Нельзя брать опасные предметы ни дома ни на улице.
  • Нельзя пользоваться без взрослых сложными электрическими и тепловыми приборами.
  • Нельзя делать опасные для себя или окружающих поступки.
  • Нельзя общаться с незнакомцами, идти с ними или брать что-то у них.
  • Надо всегда быть осторожными и знать о информацию о себе и о возможных проблемах, дома, на улице, в природе.

Уроки обучения детей правилам безопасности жизнедеятельности

Приведем возможные уроки по безопасности жизнедеятельности детей.

Урок по безопасности жизнедеятельности на тему «кто я?»

Ребенок должен усвоить основные понятия о себе и своих близких. К таким знаниям относятся:

  • Имя, Фамилия, домашний адрес и телефон. Имена родителей.
  • Базовые особенности организма: об острое можно пораниться, об горячее обжечься, об тяжелое удариться и т.д.
  • Ребенок в общих чертах должен понять, каких ситуаций надо избегать: трогать огонь, падений на асфальт, бросков камней и т.д.
  • Ребенок должен понять, что окружающие люди тоже подвержены опасности, поэтому вести себя надо аккуратно, чтобы не нанести им вред (например, детям, которые рядом)

В занятии используйте картинки и описание ситуаций. Общайтесь с детьми, расскажите историю, в которой знания помогли ребенку избежать опасности. Расскажите об устройстве человека, о кровообращении, о том когда может понадобиться знание адреса.

Урок по безопасности жизнедеятельности на тему «Природа и её опасности»

Изучение правил безопасности жизнедеятельности детей в условиях природы должно сопровождаться прогулками, экскурсиями, показом картинок и плакатов. Всегда учитывайте особенности вашей местности.

Малыш должен усвоить, что

  • В природе существуют опасные явления – удары молний, град и т.д.. Привяжите информацию к вашему региону, например, возможные наводнения или землетрясения или оползни.
  • В природе существуют опасные болезни. Методы защиты от них. Гигиена, закаливание и т.д.
  • В природе существуют опасные животные, в том числе опасность может исходить и от городских животных, например, собак.

Активно применяйте игровые ситуации и изображения опасностей, закрепите визуальную память у малышей.

Урок безопасности жизнедеятельности детей на тему «Наш дом – правила безопасного поведения»

Правила безопасности жизнедеятельности детей в домашних условия очень важны, сделайте особый акцент на этом уроке.

Ребята должны усвоить следующие понятия:

  • Дома есть опасные предметы, которые нельзя вообще трогать детям. Зажигалки, электрообогреватели, розетки и т.д.
  • Дома есть вещи, которые можно использовать только со взрослыми. Наример, телевизор, компьютер и т.д.
  • Дома есть опасные предметы, с которыми надо быть аккуратным. Ножницы, ножи, иголки и т.д.
  • Дома есть вещи, которые должны брать только взрослые. Лекарства, бытовая химия, красители и т.д.
  • Есть места, куда подходить нельзя. Включенная плита, открытые окна и т.д.
  • Есть ситуации, когда для детей может быть опасно. Например, стоит кастрюля с горячим супом или включенный утюг.
  • Дома нельзя открывать чужим людям двери или говорить с ними по телефону.
  • Нельзя открывать газовый кран или оставлять без присмотра открытый кран с водой.

Все сопровождайте картинками, плакатами. Ведите живое и активное общение с малышами.

Безопасности жизнедеятельности детей - урок на тему «Общие опасности»

Обучая правилам безопасности жизнедеятельности детей, опишите общие опасности, с которыми малыши могут столкнуться. Ребенок должен усвоить:

  • Опасность общения с незнакомцами
  • Опасность падений на твердую поверхности
  • Опасность порезаться, обжечься.
  • Как избежать травм и как не нанести их окружающим. Нельзя бросать камни, палки, лезть на большую высоту, бить детей и ит.д.
  • Чего нельзя делать самому? Например, включать плиту, утюг, зажигать спички.
  • Что опасного вокруг: розетки, осколки стекла, открытые люки, большие собаки и т.д.

Задавайте ребятам много вопросов, пусть они комментируют любые ситуации и говорят о правильном и неправильном проведении.

Урок про безопасность жизнедеятельности на тему «Возможные опасности на улице»

Обучение правилам безопасности жизнедеятельности детей должно содержать перечень потенциальных проблем на улице и автомобильной дороге. Ребята должны усвоить:

  • Нельзя поднимать с земли предметы, особенно брать или подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки и т.д.
  • Нельзя говорить или идти куда-то с чужими людьми, что-то у них брать.
  • Малыш должен знать, как действовать, если он потерялся, например, в супермаркете. Что надо стоять ждать родителей. Ему надо знать к кому подходить в первую очередь, например, к охраннику магазина, продавцу или полицейскому (милиционеру).
  • Нельзя убегать от родителей, прятаться.
  • Ребенок должен усвоить базовые правила ПДД (правил дорожного движения). Переход только по переходу, на зеленый свет, не играть возле дороги и т.д.

Итог по правилам безопасности жизнедеятельности для детей

Всегда объясняйте правила доходчиво и просите ребят комментировать полученные сведения, так вы узнаете уровень усвоения материала. Правила безопасности жизнедеятельности для детей должны прививаться совместно с родителями, для этого следует также проводить активную работу со взрослыми, чтобы они на практике закрепляли у малышей подобные знание. А также важно, чтобы взрослые не показывали своим поведением дурной пример.



Просмотров