Опасная ситуация. Безопасность в повседневной жизни: опасные и чрезвычайные ситуации

Поговорим о том, что такое опасность, где, когда и в какой ситуации она может возникнуть.

Скажем откровенно, опасностей вокруг хватает, и наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.

Наверное, за это мы и любим отважных героев книг и фильмов. Задумайся, ведь Добрыню Никитича и Илью Муромца, Герду и Элли, Робинзона и Робин Гуда мы ценим за смелость, находчивость, умение преодолевать трудности и находить выходы из сложных жизненных ситуаций.

Можешь ли ты стать таким же храбрым, ловким и смелым, как наши герои? С детства ли были умелыми и отважными люди, которые потом стали полководцами и космонавтами, героями моряками и танкистами, спасателями и пожарными? Конечно нет. Они сначала были такими лее девочками и мальчиками, как ты и твои друзья. Просто они лучше подготовились к жизни, больше работали над собой, умели уберечь себя от ошибок и опасностей. Давай и мы с тобой последуем их примеру!

С чего начать нашу подготовку к безопасной жизни?

Познакомимся с понятием «безопасность». Безопасность - это когда человеку ничто не угрожает, защищен он, его дом, имущество.

Попробуем выделить пространство, в котором мы живём. Назовем места, в которых мы бываем повседневно и случайно, и где нас могут ожидать опасности.

  • Дома: в ванной, на кухне, на балконе.
  • В подъезде, в подвале, на чердаке, в лифте.
  • На улице: во дворе, на дороге, на площади, на стройке.
  • В гостях, на дне рождения, на ёлке.
  • В парке, на стадионе, в лесу, на пляже.
  • В школе: в мастерской, в классе, в спортзале, в коридоре, в раздевалке.
  • В магазине, на ярмарке, на рынке, в кафе.
  • На транспорте: в автобусе, трамвае, такси, метро, в поезде, самолёте, на вокзале.
  • В кино, в музее, на выставке, на концерте, в театре.

Опасные ситуации могут возникать в самых обычных и привычных для тебя местах. Они вызываются различными причинами. Возьмём, например, огонь, газ, электричество, острые и тяжёлые предметы, скользкие поверхности, стекло, ядовитые вещества. Всё это и многое другое может служить нам во благо и в то же время угрожать здоровью, жизни или имуществу. Некоторые опасности не проявляют себя до поры до времени, как подтекающая водопроводная труба или осколки стекла в траве. Другие видны сразу: кипящая вода, разлитое масло, тлеющий мусор в мусоросборнике.

Мы часто упоминаем слова «опасность» и «опасная ситуация». Что они означают? Опасность - это угроза чего-либо плохого, какого-нибудь несчастья.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой есть факторы различного происхождения, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и окру его среде.

Человек попал в аварию или стал жертвой преступления, оказался без воды и продуктов питания, упал или простудился. Всё это опасные ситуации, но некоторые из них могут стать экстремальными.

Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые могут угрожать человеку и требуют от него для защиты жизни и здоровья напряжения всех физических и духовных сил. Например, когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют хорошей физической подготовки, собранности и силы воли.

Ты наверное слышал или уже знаешь, что в жизни случаются большие беды, например эпидемии, когда заболевает много людей смертельными болезнями. Продолжительные ливневые дожди могут привести к наводнениям, и в результате оказываются затопленными большие территории и населённые пункты. Землетрясения, ураганы, цунами, разливы нефти, аварии на атомных станциях могут привести к большим человеческим и материальным потерям. Такие ситуации называются чрезвычайными.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определённой территории (на суше) или акватории (в водном пространстве), сложившаяся в результате аварии, катастрофы, какого-либо опасного природного явления или иного события. Она влечёт за собой человеческие жертвы, наносит ущерб здоровью людей или окружающей среде, и всё это сопровождается значительными материальными потерями.

В зависимости от причин возникновения и типа действующих факторов опасные ситуации подразделяются на: техногенные (например, аварии или катастрофы с техникой), социальные (например, конфликтные и криминальные ситуации) и природные (например, стихийные бедствия, эпидемии, землетрясения, наводнения).

На заметку

    В конце марта 2011 г. на юге России в Краснодарском крае пронёсся ураган. Больше всего пострадал Новороссийск. Несколько человек получили ранения. Им оказали медицинскую помощь. Ветер разбивал окна, выбивал двери, срывал крыши и уносил на несколько сотен метров. Ураган бушевал всего лишь пять минут, но за это время он с корнем вырвал более 150 деревьев, повредил десятки машин, без крыш остались 50 домов, а без электроэнергии - 25. Спасатели МЧС Краснодарского края участвовали в восстановлении зданий и подачи городу электроэнергии.
    Ураган - ветер необычайно разрушительной силы со скоростью свыше 30 м/сек.

При массовых бедствиях на помощь пострадавшим приходят специальные государственные службы. Они эвакуируют людей в безопасные места, обеспечивают водой, продуктами питания и всем необходимым. Органы местной власти и определённые организации по решению Президента и Правительства России оказывают помощь пострадавшим. Выделяются денежные средства, осуществляется необходимый ремонт жилья и т.д.

Чаще всего в жизни человеку приходится сталкиваться с такими опасностями, которые угрожают ему лично и когда его спасение зависит прежде всего от его действий.

Вопросы.

  1. О каких опасных ситуациях ты слышал или читал?
  2. Сформулируй понятие «опасная ситуация».
  3. Кто из твоих любимых героев книг, мультфильмов или фильмов попадал в опасную ситуацию? Приведи 2-3 примера.
  4. О каких чрезвычайных ситуациях ты слышал или читал?
  5. Сравни два понятия: «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация».
  6. Как ты думаешь, какие опасные ситуации могут угрожать тебе в повседневной жизни?
  7. Приведи пример природной опасной и чрезвычайной ситуации.
  8. Почему одни опасные ситуации называют природными, а другие - техногенными и социальными?

Задания.

  1. Нарисуй в тетради схему своего маршрута из школы домой. Отметь на ней ярким цветом места, где надо быть очень внимательным, например переход через проезжую часть дороги. Расскажи, какая опасная ситуация может возникнуть на твоём пути.
  2. Какие поговорки и пословицы предупреждают об опасности. Запиши 2-3 примера в тетрадь.
  3. Подготовь рассказ о том, как древние люди защищали своё жилище. (Используй сведения, которые ты узнал на уроках истории Древнего мира.)

Значительное количество современного населения Земли проживает в городах. Однако многие забывают, что, несмотря на все блага, предоставляемые ими, это места повышенной опасности. Характерными особенностями современных городов традиционно можно считать значительное количество населения, промышленных предприятий и транспортных средств. Все эти обстоятельства заставляют нас действовать согласно сложившимся и установленным правилам безопасности. Подобные меры позволяют обеспечить не только личную защищенность, но и охрану всех окружающих. В любой момент в жизни каждого человека способна сложиться опасная ситуация. Это, к примеру, может быть дорожно-транспортное происшествие, пожар или какая-либо криминальная обстановка. В ниже представленном материале будет рассмотрена не только классификация опасных ситуаций, но также и способы их избежать или же ликвидировать.

Терминология

Понятие "опасная ситуация" предполагает особое стечение обстоятельств, которое способно привести к авариям, катастрофам и прочим бедствиям. В настоящее время причины возникновения подобных состояний в большинстве своем носят антропогенный характер. Ведь значительное количество рассмотренных обстоятельств возникают в результате несоблюдения человеком установленных правил поведения. С другой стороны, понятие "опасная ситуация" можно охарактеризовать следующим образом: это особо сложная ситуация, в результате возникновения которой может быть вызвано негативное влияние на жизнь и здоровье людей. Однако в подобное взаимодействие оказывается вовлеченным не только население планеты, но также и окружающая среда.

Всю совокупность вышеописанных событий традиционно разделяют на три основные категории: природные, техногенные и социальные. К числу первых относят всевозможные а также эпидемии, приводящие к изменению биологического состояния окружающей среды. В свою очередь, вторая категория включает в себя катастрофы, связанные с транспортными средствами. К примеру, аварии на железнодорожных путях, автомобильных дорогах и так далее. Социально-опасные ситуации характеризуются политическими разногласиями и всевозможными конфликтами интересов.

Причины и источники

Как уже говорилось ранее, возникновение опасных ситуаций в большинстве своем обусловлено несоблюдением правил и техники безопасности человеком. Тем не менее, современные ученые выделяют также ряд факторов, не связанных с действиями отдельно взятых людей. Рассмотрим некоторые из них подробнее. В настоящее время существует определенная классификация, которая позволяет разделить причины опасных ситуаций на две основные категории: естественные и искусственные. К первым традиционно относят всевозможные проявления матушки-природы. Например, землетрясения, наводнения, оползни и прочее, а также космическую активность в виде солнечной радиации и различных небесных тел, таких как кометы, метеориты и так далее. В свою очередь, ко второй категории относятся причины опасных ситуаций, которые возникают в результате действия антропогенных источников. В числе последних традиционно значатся бедствия техногенного характера, военные угрозы и прочее.

Техногенные риски

Для начала рассмотрим факторы, в результате которых может возникнуть подобная опасная ситуация. Это прежде всего всевозможные объекты которые оказывают влияние на человека. Например, транспортные средства, взрыво- и пожароопасные вещества и материалы. Ведь именно они несут угрозу при особом воздействии определенных факторов, к числу которых относят повышенные значения температуры и давления, соединения-катализаторы, электрический ток, а также всевозможные виды излучения (акустическое, электромагнитное, ионизирующее) и так далее. Вышеприведенные характеристики дали название всей группе - опасные техногенные ситуации.

Природные катастрофы

Подобные ситуации могут возникнуть в результате невнимательного и некорректного отношения к особенностям окружающей среды (например, к условиям региона проживания). С другой стороны, угроза жизни и здоровью людей, имуществу и природным ресурсам имеет место быть из-за несоблюдения правил поведения в различное время года.

Социально-опасные ситуации

Данная категория источников угрозы появляется в результате нарушения правил общественного порядка или же личной защищенности. Как уже говорилось ранее, к причинам подобных опасных ситуаций относят конфликты интересов, политические разногласия и прочие аспекты социальной жизни.

Комбинированные источники

Жизнедеятельность человека традиционно считается сложным и многогранным процессом, поэтому и угрозы ей зачастую разнообразны. Причины, в свою очередь, могут складываться из нескольких факторов, относящихся к разным группам. Результатом подобных взаимодействий стали смешанные или комбинированные источники. Именно из-за них в современном мире существует дополнительная классификация. Она включает в себя три группы: естественно-техногенные, естественно-социальные и социально-техногенные источники. Перечислим особенности каждой категории.

Естественно-техногенные

Рассматриваемая опасная ситуация - это результат смешения природных явлений и факторов, обусловленных человеческой жизнедеятельностью. В настоящее время многие проблемы возникают в результате смога, уменьшения плодородности почв, пылевых бурь и прочих неприятностей.

Естественно-социальные

Данная группа совмещает в себе природные явления и общественные аспекты. В качестве примера можно назвать глобальные эпидемии опаснейших инфекционных заболеваний. Наверняка многие наслышаны о птичьем и свином гриппе или вирусе Эбола. К данной категории также относят наркоманию и многие венерические заболевания, а также рак и СПИД.

Социально-техногенные

Рассматриваемая опасная ситуация - это симбиоз общественных аспектов и особенностей человеческой жизнедеятельности. Данная специфическая категория характеризуется профессиональными травмами и заболеваниями, а также психологическими отклонениями, которые могут возникать в результате производственной деятельности. Как ни странно, к этой группе относят и массовые психические расстройства, которые возникают в процессе воздействия на подсознание человека средств массовой информации или же специального технического оборудования.

Меры индивидуальной защиты

После изучения характерных особенностей рассматриваемых обстоятельств необходимо также уделить внимание важному аспекту под названием "Поведение в опасных ситуациях". Ведь зачастую именно от него зависит сохранение вашего здоровья и даже выживания. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Как правило, чтобы максимально минимизировать негативные последствия, которые могут возникнуть в результате опасных ситуаций, необходимо учиться постоянно обращать внимание на собственную Это не только осторожное поведение в общественных местах, но также и умение избегать опасности и предвидеть возможные угрозы. Помимо этого, конечно же, необходимо знать, основные правила поведения в экстремальных обстоятельствах.

Как этому научиться?

Большинство современных людей не обладают врожденными инстинктами, которые бы позволили им избежать подобных моментов или же устранить всевозможные риски. А тем временем опасные ситуации в жизни поджидают нас буквально на каждом шагу. Например, аварии с участием разнообразного транспорта, социальные разногласия и прочие конфликты, которые способны привести к возникновению обстановки, угрожающей нормальной деятельности каждого человека. Итак, как же избежать подобных моментов? Конечно же, как и многим прочим премудростям, этому можно обучиться. Следует помнить, что так называемые нам преподают еще в общеобразовательной школе.

Государственные структуры

В настоящее время в каждой стране существует определенный перечень служб, куда следует обращаться в результате возникновения той или иной опасной ситуации. Традиционно, это пожарная охрана, полиция, медицинская помощь, а также аварийное газовое обслуживание. Тем не менее, даже при успешном обращении в любой из вышеперечисленных органов вы должны максимально оградить себя от негативного влияния поражающего фактора. Давайте разберемся, что же необходимо для этого.

Основные правила

Дабы обезопасить себя от непредвиденных событий, следует научить себя безопасному поведению. А для этого, в свою очередь, важно знать несколько правил. Для начала необходимо морально подготовить себя к корректным действиям в чрезвычайных и экстремальных обстоятельствах. Ни в коем случае не надо поддаваться панике. Научитесь решать ситуационные задачи. К примеру, выберите из СМИ несколько сложных моментов, решение которых может потребовать от вас собранности и правильных действий. 5 опасных ситуаций будет вполне достаточно. Затем выявите источник и характер угрозы. После чего следует определить основные направления и пути решения подобных ситуаций. Сравните выбранные вами методы с общеиспользуемыми. Оцените правильность своего мышления. Помимо вышеописанных действий также необходимо принимать во внимание следующие правила. Все время совершенствуйте вашу физическую форму. Вряд ли вы сможете принимать какие-либо решения при отсутствии надлежащих навыков. Следовательно, занятия спортом, а также будут особенно полезными. Постоянно воспитывайте в себе волевые качества. Однако не лишней будет и способность оставаться спокойным, здравомыслящим и уравновешенным в любой ситуации. Вышеперечисленные качества помогут вам найти наиболее рациональные пути решения задачи в самой сложной обстановке. Помимо этого, необходимо не только знать, но и обладать достаточным набором различных навыков и умений в области безопасности жизнедеятельности. Подобная система правил поведения каждого человека в повседневной жизни в значительной степени снижает вероятность возникновения опасной ситуации, а также снижает уровень наносимого ущерба.

Заключение

Многие из нас придерживаются мнения, что с ними никогда не случится ничего плохого. Это, конечно, похвально, ведь позитивный настрой делает нашу жизнь достаточно простой и интересной. Тем не менее, неприятности в определенный момент могут настигнуть каждого из нас. Однако тяжесть возможных последствий, обрушившихся на голову несчастного, будет зависеть только от готовности к рациональным и грамотным действиям.

Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует о том, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных. Стремление к безопасности обусловило объединение наших предков в сообщества, предопределило формирование силовых структур (армии, полиции, служб охраны), привело к созданию многих международных организаций, в т. ч. ООН и Совета Безопасности.

Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

Безопасность - обусловленная законодательными и практическими мерами защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый (недопустимый) ущерб.


Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основными объектами безопасности являются: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

К числу глобальных проблем безопасности можно отнести следующие:

Невосполнимость природных ресурсов;

Предельная площадь и продуктивность возделываемых земель;

Загрязнение биосферы при ограниченных способностях биосферы к регенерации;

Резкий рост численности населения планеты;

Снижение динамики развития мировой цивилизации;

Перенасыщенность планеты оружием массового уничтожения.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности предполагает:

Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени;

Определение и описание опасностей;

Разработку эффективных систем и методов выявления опасностей и защиты от них;

Формирование требований по безопасности деятельности к операторам различных систем и населению;

Организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

Разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

Организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994): Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или уже повлек за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождаться значительными материальными потерями и нарушением жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера - это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС - это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере возникновения, по масштабу последствии и по ведомственной принадлежности.

Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждый человек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.

Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.

Объект и цели БЖД.

Цели БЖД формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасности окружающей среды, в том числе производственной. Целью также является разработка и внедрение техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, а также создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимального производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных управленческих решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Объектом изучения БЖД является комплекс явлений и процессов в системе "человек-среда обитания", негативно воздействующих на человека и среду обитания. Цель изучения дисциплины - получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и получении практических навыков необходимых для:

· Определения вида опасностей техногенного происхождения, а так же опасностей повседневных и ЧС.

· Создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека в повседневных условиях.

· Реализации мер защиты среды обитания от негативного воздействия природного и антропогенного характера.

· Участия в работе по защите населения

Основными задачами БЖД являются:

· распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

· снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

· обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

· воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

· модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принципы и методы БЖД

Принципы БЖД – основные направления деятельности и элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

Значение принципов БЖД: определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и формируются требования по проведению защитных мероприятий

Группы принципов БЖД:

Ориентирующиеся:

1) Профессиональный отбор

2) Принципы формирования негативного воздействия

Управленческие

1) Контроль

2) Принципы стимулирование деятельности направленные на повышение безопасности

3) Принципы ответственности

Организационные

1) регламентация времени в течении которого допускается воздействие на человека негативных факторов.

2) Рациональная организация труда.

3) разработка рационального режима работы.

4) организация санитарно-защитных зон

Технические:

1) использование конкретных технических решений для повышения безопасности

2) защита с помощью организаций.

3) герметизация

4) защита расстоянием

Методы обеспечения БЖД:

1) « А методы » - пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы.

2) « Б методы » - нормализация ноосферы, соответствование среды обитания под необходимые характеристики человека.

3) « В метод » - адаптация человека к ноосфере.

4) « Г метод » - сочетает в себе вышеупомянутые методы.

Человечество в процессе развития цивилизации постоянно сталкивается с различными опасными явлениями и ситуациями. Наши далекие предки постоянно испытывали на себе влияние природных явлений. Наводнения, землетрясения, извержения вулканов, бури и ураганы, природные пожары, низкая или высокая температура воздуха, ливни, грозы, град, лавины, обвалы и другие стихийные бедствия приводили к гибели людей и уничтожению материальных ценностей.

В дальнейшем цивилизация развивалась по пути создания техники и машин, которые заменяли ручной труд человека, повышали производительность труда, благосостояние общества. Технический прогресс способствовал также развитию науки, культуры, делал жизнь человека более обеспеченной материальными благами, необходимыми для жизнедеятельности. Однако технический прогресс принес с собой не только благополучие для человека. С прогрессом возникли и техногенные опасности, связанные с авариями технических устройств.

Особое место в мире всегда занимали чрезвычайные ситуации социального характера: войны, терроризм, преступность, массовые беспорядки и др.

В настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, по мнению ученых, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не уменьшается, а растет. Увеличивается экономический ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций, а также, к сожалению, и количество людей, гибнущих в различных чрезвычайных ситуациях.

Статистика

Во всем мире количество катастроф с высоким экономическим ущербом возросло с 60-х до 90-х гг. более чем в 4 раза. Если в 60-х гг. в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в среднем в год страдал 1 человек из 62, проживающих на Земле, то в 90-х гг. - уже 1 из 29.

В мире установилась устойчивая тенденция ежегодного роста в результате чрезвычайных ситуаций числа пострадавших на 6,8% и материальных потерь на 10,4%.

По данным МЧС России

В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, международном терроризме и распространении наркомании.

Человек на протяжении всего периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расширить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благополучие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Но он почти не думал о сохранении окружающей природной среды. Результаты такой безрассудной деятельности человека налицо: растет количество различных чрезвычайных ситуаций, увеличиваются их масштаб и отрицательные последствия, деградирует окружающая природная среда. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на планете Земля. Некоторые ученые отмечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности.

Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельности человечества в будущем на Земле вплотную начало заниматься мировое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества.

В Российской Федерации в 2009 г. была утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г., которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.

Таким образом, были определены общая теоретическая база безопасности личности, общества и государства и условия обеспечения национальной безопасности России .

Коротко остановимся на основных ключевых понятиях в области безопасности жизнедеятельности и специальной терминологии, характеризующей степень опасности конкретного события и его возможные последствия.

Основные ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся:

Личность - ее права и свободы;
- общество - его материальные и духовные ценности;
- государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности. Безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности 1 - сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности осуществляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Российской Федерации.

1 Жизнедеятельность - повседневная деятельность и отдых, способ существования человека

Национальная безопасность Российской Федерации - безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве.

Опасность - свойство окружающей человека среды, состоящее в возможности при конкретных условиях создания негативных воздействий, способных привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и определенному ущербу окружающей его среды.

Опасное явление - явление, приводящее к формированию вредных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды.

Опасная ситуация - стечение обстоятельств, которые при определенном развитии событий могут привести к несчастью.

Экстремальная ситуация - крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая.

Опасные и экстремальные ситуации - это своего рода предпосылки, которые при определенных условиях могут привести к несчастному случаю, но в экстремальной ситуации вероятность несчастного случая особенно велика.

В результате аварии на электростанции в Капотне
южные районы Москвы остались без электроэнергии,
а поезда метрополитена на несколько часов остались без движения.
Май 2005 г.

Авария - опасное техногенное явление, происходящее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам. При авариях происходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей.

Столкнулось несколько автомашин, но люди не пострадали - это авария. Рухнуло здание, в котором не было людей (еще не заселили или уже отселили), тоже авария. Таким образом, авария - это повреждения объектов и транспортных средств, при которых никто из людей не пострадал.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка). Это может быть крупная авария, приведшая к гибели людей. Катастрофа представляет собой непредвиденную и неожиданную ситуацию, возникшую в результате природных явлений или деятельности человека и несущую угрозу для его жизни, следствием которой стала гибель одного человека или большой группы людей (например, землетрясение в Нефтегорске, Чернобыльская катастрофа, ураган «Катрина» в США и др.).

Стихийные 2 бедствия - катастрофические природные явления и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, нередко к человеческим жертвам. К стихийным бедствиям относятся наводнения, землетрясения, сели, оползни, снежные лавины, циклоны, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, извержения вулканов, а также эпидемии, эпизоотии, засухи, широкое распространение насекомых - вредителей, грызунов и др.

2 Стихия - явление природы, проявляющееся как чудовищная, разрушительная сила.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует стихийные бедствия как происшествия, влекущие за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью, ухудшение работы служб здравоохранения в масштабах, требующих чрезвычайной помощи извне.

Мощное землетрясение в Пакистане.
Погибли десятки тысяч человек.
9 октября 2005 г., Исламбад

Противопожарные службы Подмосковья
ведут борьбу с лесоторфяными пожарами.
Апрель 2005 г.

Можно сказать, что стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геологического, метеорологического, гидрологического или биологического происхождения крупных масштабов, при с которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности, разрушением и уничтожением материальных ценностей и приводящие к гибели людей. Стихийные бедствия могут приводить к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

При стихийных бедствиях человек не в состоянии повлиять на ход развития событий, они зачастую происходят внезапно, и последствия их малопредсказуемы, так как зависят от мощности природного явления (землетрясения, наводнения, урагана), их вызвавшего. Единственно правильные действия населения в таких ситуациях заключаются в выполнении профилактических мероприятий, предусмотренных в регионе в случае возникновения стихийного бедствия, и умении правильно действовать и использовать рекомендации специалистов в соответствии с конкретной обстановкой.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 3 отмечено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.

3 Принят в 1994 г.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.

Причиной чрезвычайной ситуации могут быть промышленные аварии и катастрофы, опасные природные явления и стихийные бедствия, а масштаб возможных последствий от этих происшествий определяет уровень чрезвычайной ситуации.

Согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера2 чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделяются на:

Локальные;
местные;
территориальные;
региональные;
федеральные;
трансграничные.

Локальная чрезвычайная ситуация - это такая ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда надень возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории производственного или социального объекта.

Таким образом, понятие «локальная чрезвычайная ситуация» определяет минимальный масштаб, тяжесть и зону распространения последствий для жизнедеятельности человека от природного или техногенного опасного явления. Если от опасного явления пострадал хотя бы один человек и нанесен определенный материальный ущерб, а зона действия этого явления не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения, это локальная чрезвычайная ситуация. Для ликвидации последствий такой ЧС достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвычайных ситуаций.

Местная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50. но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Региональная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда надень возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Федеральная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная чрезвычайная ситуация - это ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию нашей страны.

Внимание!

Абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты.

Вопросы

1. В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их масштабов и отрицательных последствий на жизнедеятельность человека?

2. Какие ситуации относят к опасным и какие - к экстремальным?

3. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера? Назовите основные причины их возникновения.

4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести их последствий?

5. Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?

Задание

Подберите примеры имевших место в текущем году в регионе вашего проживания опасных или чрезвычайных ситуаций. Определите по масштабу их распространения и тяжести их последствий, к какому классу их можно отнести (локальные, местные и т. д.).

«Опасные места» - Опасные места. Не заглядывай в трансформаторную будку. Безопасно ли гулять. Здесь тебя могут подстерегать преступники. Никогда не входи в лифт с незнакомым человеком. Белые круги с красной каймой. Белый треугольник с красной каймой. Все дорожные знаки делятся на группы: Знаки сервиса. С ледяной горки не катайся на ногах!

«Радиационно-опасные объекты» - Действия при оповещении о радиационной аварии. Содержание. Движение по зараженной радиоактивными веществами местности. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо. Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания и поспешите в укрытие. Если ваш дом попал в зону радиоактивного заражения.

«Опасные химические вещества» - Характеристика аварий на ХОО. Химические вещества и опасные объекты. - железнодорожные станции, порты, терминалы и склады на конечных (промежуточных) пунктах перемещения АХОВ; К химически опасным объектам относятся: - заводы и комбинаты химических отраслей промышленности, а также отдельные установки (агрегаты) и цеха, производящие и потребляющие АХОВ;

«Опасные природные явления» - При работе над уроком была использована следующая литература. Метеонаблюдение на леднике. Сухие лавины состоят из рыхлого снега и мчатся особенно стремительно. Геофизические: землетрясения; извержения вулканов. Абсолютной защиты нет. Под тяжестью снега нижние слои сдавливаются все сильней. Счет идет на минуты.

«Опасные места» - Составь предложение с одним из слов. Подчеркните «опасные места». Хочешь бегать далеко, Хочешь прыгать высоко, пей почаще … Раз, два, три, четыре. Задание на дом Выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 2 кл., с.1. Русский язык. Работа по учебнику. Собака. Во многих словах есть опасные места.

«Аварии на химически опасных объектах» - Аварии на химических объектах способны привести к массовым поражениям людей, а также животных и растений и заражению окружающей среды ядовитыми веществами. План. Химическая авария. Первая помощь при отравлении сернистым газом. Химически опасный объект. Полный покой тепло кислородное дыхание. Аварии на химиески опасных объектах.



Просмотров