Она достигается. Тема организация радиационной, химической и медико- биологической защиты (рхбмз) в организациях, предприятиях и учреждениях мку «управление защиты от чрезвычайных

ГО в системе МВД России организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и Положением об организации и ведении ГО в системе МВД России, введенным в действие приказом МВД России от 6 октября 2008 г. № 861 (в ред. Приказа МВД России от 7 ноября 2011 г. № 1120). Система ГО включает в себя комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите сотрудников ОВД, членов их семей, гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции (изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; центры для содержания иностранных граждан; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей), от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основные задачи по организации и ведению гражданской обороны в органах внутренних дел регламентирует приложение к приказу МВД РФ от 6 октября 2008 г. N 861 «Положение об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России», а именно:

1. Обучение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала и учащихся в области гражданской обороны.

2. Оповещение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Эвакуация сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и неработающих членов их семей, лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел в безопасные районы.

4. Предоставление сотрудникам органов внутренних дел, лицам гражданского персонала, учащимся и лицам, содержащимся в специализированных учреждениях полиции, защитных сооружений гражданской обороны и средств индивидуальной защиты.

5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки объектов органов внутренних дел.

6. Проведение на объектах органов внутренних дел аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции.

7. Первоочередное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи и принятие других необходимых мер. гражданский оборона мирный военный

8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий на объектах органов внутренних дел.

9. Проведение санитарной обработки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, специальной обработки материальных средств, обеззараживание объектов органов внутренних дел и мест несения службы. Организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, обеспечение охраны материальных и культурных ценностей, восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

10. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов органов внутренних дел, необходимых для устойчивого функционирования системы МВД России в военное время.

11. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны органов внутренних дел.

Наряду с вышеуказанными задачами данным положением закрепляются основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в органах внутренних дел. Например, создание и организация работы эвакуационных органов, подготовка их личного состава, подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и простейших укрытии и т. п.

Руководство ГО в системе МВД России осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации.

Руководство ГО в ОВД осуществляют руководители подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО.

Управление ГО в ОВД осуществляется структурными подразделениями, должностными лицами (сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.

В установленном порядке в зависимости от объема решаемых задач и штатной численности в ОВД создаются отделы (отделения, группы, направления) гражданской обороны, вводятся должности сотрудников по ГО (старших инспекторов и инспекторов по ГО; начальников служб, старших инспекторов и инспекторов радиационной и химической защиты).

В органах внутренних дел со штатной численностью до 200 человек решение задач по ГО может выполняться одним из сотрудников или лицом гражданского персонала по совместительству.

Под радиационной и химической обстановкой (РХО), как элементом боевой обстановки или чрезвычайной ситуации понимают возникающие в результате применения оружия массового поражения (ОМП), обычных средств поражения или аварий на радиационно и химически опасных объектах условий, которые определяются масштабами и степенью радиоактивного и химического заражения местности, объектов и материальных средств и которые могут оказать влияние на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики и действия сил ГО и РСЧС.

С целью определения влияния радиоактивного и химического заражения (загрязнения) на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики и действия сил ГО и РСЧС, обоснования и принятия мер защиты осуществляется выявление и оценка радиационной и химической обстановки (РХО).

Под выявлением РХО понимается сбор и обработка исходных данных о ядерных и химических ударах или авариях на радиационных объектах (РО) и химических объектах (ХО) (количество, вид, мощность ядерных ударов, тип, мощность, координаты, количество степень разрушения ядерных энергетических реакторов (ЯЭР), тип, количество, время и место применения отравляющих веществ (ОВ), наименование, количество и условия хранения выброшенного в окружающую среду АХОВ, метеорологические условия, время применения ОМП или возникновения аварии и т.д.) определение размеров зон заражения и нанесение их на карту (план).

Под оценкой РХО понимается решение основных задач, определяющих влияние радиоактивного и химического заражения (загрязнения) на жизнедеятельность населения и действия сил ГО и РСЧС. Она включает решение основных задач по различным вариантам действий сил ГО и РСЧС и жизнедеятельности населения, анализ полученных результатов и выбор наиболее целесообразных вариантов действий, которые обеспечивают минимальные потери при условии выполнения поставленных задач.

К основным задачам при оценке радиационной обстановки относятся:

1. Определение радиационных потерь при нахождении в зонах радиактивного заражения местности (РЗМ).

3. Определение радиационных потерь при преодолении зон РЗМ.

4. Определение допустимой продолжительности пребывания в зонах РЗМ при заданной дозе облучения.

5. Определение времени начала работ в зонах РЗМ при заданной дозе облучения.

6. Определение времени начала преодоления зон РЗМ по заданной дозе облучения.

7. Определение степени заражения (загрязнения) техники, транспорта и других материальных средств.

К основным задачам при оценке химической обстановки относятся:

1. Определение возможных потерь населения и сил ГО и РСЧС в очагах химического поражения.

2. Определение количества зараженных (загрязненных) людей, техники, транспорта и др. материальных средств, требующих обеззараживание.

3. Определение стойкости (времени) само испарения ОВ (АХОВ).

4. Определение времени подхода облака зараженного к определенному рубежу (объекту).

Выявление и оценка РХО осуществляется в 3 этапа:

I этап - заблаговременное выявление и оценка РХО по прогнозу, по оценочным параметрам ядерных и химических ударов, аварий на радиационно и химически опасных объектах с учетом преобладающих метеоусловий. Основанием для заблаговременного прогнозирования являются данные об ожидаемых ядерных и химических ударах, полученные от органов управления военного округа. Сведения об радиационно и химически опасных объектах и преобладающих метеоусловиях, полученные от органов гидрометеослужбы или из аэроклиматического атласа. Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий ГО и РСЧС.

II этап - выявление и оценка РХО по прогнозу после ядерных и химических ударов, а также аварий на радиационно и химически опасных объектах. Основанием для прогнозирования являются данные, поступившие от вышестоящих органов управления РСЧС, взаимодействующих органов военного командования и подчиненных органов разведки, наблюдения и контроля (посты РХН, группы РХР, разведгруппы, гидрометеостанций, диспетчеров и дежурных объектов экономики и т.д.), а также реальные метеоданные. Полученные результаты необходимы для принятия решения соответствующим начальником ГО по защите населения, а также для уточнения задач органам разведки и проведения неотложных мероприятий по защите.

III этап - выявление и оценка РХО по данным разведки. Основанием для этого являются данные, полученные от органов разведки, наблюдения и контроля о мощностях доз излучения и концентрациях ОВ (АХОВ) в отдельных точках местности на определенное время. Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и проведения АС и ДНР.

Радиационная и химическая разведка (РХР) - является одним из видов специальной разведки и представляет собой комплекс мероприятий по добыванию, сбору, обобщению данных об РХО, сложившейся в результате воздействия средств нападения противника, стихийных бедствий, аварий и катастроф, для успешного выполнения силами ГО и РСЧС поставленных задач.

РХР ведется в целях своевременного обнаружения зараженности местности, воздуха, воды РВ, ОВ и АХОВ, определения характера и степени их заражения, отыскания путей и направлений с наименьшими уровнями радиации и обхода участков химического заражения.

Основными задачами РХР являются:

Обнаружение заражения (загрязнения) окружающей среды РВ, ОВ и АХОВ и подача сигналов оповещения;

Определение мощности дозы излучения, типа и концентрации РВ, ОВ и АХОВ в окружающей среде;

Контроль за спадом (ростом) мощности дозы излучения концентрацией радионуклоидов, ОВ и АХОВ в окружающей среде;

Взятие проб воды, продовольствия, растительности грунта и др. материальных средств, доставка их в учреждения СНЛК, анализ и выдача заключений о пригодности к использованию по предназначению;

Обозначение границ зараженных участков;

Определение направлений движения облаков зараженного воздуха;

Отыскание путей обхода или направлений для преодоления зараженных участков;

Осуществление дозиметрического и химического контроля личного состава подразделений ОВД и населения;

Метеорологическое наблюдение.

РХР ведется двумя основными методами: наблюдением; непосредственным обследованием зараженных районов.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первых заместителей Министра и заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

9. В категорированных по гражданской обороне органах внутренних дел либо расположенных в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне , либо в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, обслуживающих радиационно, химически и биологически опасные объекты , в обязательном порядке вводятся должности сотрудников по гражданской обороне.

10. К объектам гражданской обороны органов внутренних дел относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия (далее - защитные сооружения гражданской обороны) и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне в органах внутренних дел.

11. Убежища создаются для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, осуществляющих оперативно-служебную деятельность на объектах использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектах и организациях, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.

12. Противорадиационные укрытия создаются для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, осуществляющих оперативно-служебную деятельность в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений, а также лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.

12.1. Укрытия создаются для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, осуществляющих оперативно-служебную деятельность на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, а также лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции на указанных территориях за пределами названных зон.

13. Создание объектов гражданской обороны осуществляется на основании разрабатываемых органами внутренних дел планов в мирное время, в период мобилизации и в военное время - за счет приспособления существующих, реконструируемых и строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.

14. Создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и в военное время органами внутренних дел осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны, предусмотренными в мобилизационном плане МВД России.

15. В мирное время объекты гражданской обороны могут использоваться в интересах органов внутренних дел и для обслуживания населения, а также для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

16. В системе МВД России силами гражданской обороны являются нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - формирования гражданской обороны) и силы охраны общественного порядка.

В Российской Федерации создана и функционирует уникальная, не имеющая аналогов в мировой практике единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ее уникальность состоит в том, что как на федеральном, региональном, территориальном, так и на местном и объектовом уровнях образованы системы органов управления и сил, разработаны схемы взаимодействия их в случае возникновения угрозы и самого факта чрезвычайной ситуации. Создана определенная законодательная и нормативно-правовая основа ее построения и функционирования.

Структурная схема РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России. При этом следует отметить, что к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти. МВД России, как функциональная подсистема РСЧС выполняет государственную функцию охраны общественного порядка.

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории Российской Федерации на 7 регионов. В составе РСЧС образованы: Центральный (г.Москва), Северо-западный (г.Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г.Ростов-на-Дону), Приволжский (г.Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации. Основное предназначение регионального центра - координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организация их работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.

Территориальные подсистемы создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с принятым в России административно-территориальным делением и включают: органы управления, силы и средства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

К силам и средствам РСЧС относятся:

Силы и средства наблюдения и контроля;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств наблюдения и контроля входят прежде всего службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие в соответствии с профилем своей специальности мониторинг состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающим к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения. К таким службам и организациям относятся, в частности: спецчасти внутренних войск МВД России, осуществляющие охрану атомных электростанций и других потенциально опасных объектов; службы государственного пожарного надзора МЧС России и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России; оперативные группы постоянной готовности Росгидромета; подразделения Минатома России; учреждения Госгортехнадзора, Госатомнадзора России; сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

В состав сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций входят военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся, в частности: пожарные части ГПС МЧС России; аварийно-технические центры Минатома России; аварийно-спасательные службы и формирования морского и речного флотов (включая спасательно-координационные центры), а также служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации России; формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф Минздрава России, ветеринарной службы и службы защиты растений России специальные войска МО России и др.

К силам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций относятся также территориальные (в том числе муниципальные) формирования милицейской, противопожарной, аварийно-технической, спасательной, медицинской служб, гражданской обороны, а также строительные и транспортные организации.

В структуре сил РСЧС ведущая роль принадлежит силам постоянной готовности, которые включают в себя подразделения 15 федеральных органов исполнительной власти: МЧС, Минатома, МВД, Минприроды, Минсельхоза, Минстроя, Минтопэнерго, Минтранса, МПС, Госкомсанэпидемнадзора, Росгидромета, Роскомметаллургии, Роскомхимнефтепрома, Рослесхоза, Всероссийской службы медицины катастроф.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794, «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» к функциям МВД России в РСЧС относится:

Обеспечение общественного порядка и охрана материальных и культурных ценностей при ЧС.

Руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы охраны общественного порядка РСЧС.

Основные функции, выполняемые функциональной подсистемой охраны общественного порядка РСЧС (далее «ФП ООП») по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций можно разделить на три составляющих - в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.

Функции ФП ООП в режиме повседневной деятельности:

Разработка, корректировка и согласование в установленном порядке планов ЧС;

Создание систем управления;

Создание и поддержание в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи;

Подготовка и поддержание в готовности органов управления, сил и средств ФП ООП для действий при ликвидации ЧС;

Поддержание необходимого ресурсного обеспечения деятельности ФП ООП через соответствующие подразделения МВД России;

Разработка (участие в разработке) проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в области защиты от ЧС;

Разработка нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность ФП ООП;

Организация слежения и контроля за оперативной обстановкой, своевременное информирование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований при ее осложнении;

Выявление в процессе оперативно-служебной деятельности источников опасности и прогнозирование обстановки в случае возникновения ЧС;

Разработка мероприятий по охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, сохранности материальных и культурных ценностей при возникновении ЧС;

Обеспечение профессиональной и иных видов подготовки личного состава органов внутренних дел и внутренних войск к действиям в условиях ЧС.

Функции ФП ООП в режиме повышенной готовности:

Приведение органов управления, сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск в соответствующую степень готовности;

Сбор и оценка информации о возможной ЧС, уточнение планов и расчетов, постановка предварительных задач руководителям подразделений;

Принятие мер по обеспечению жизнедеятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск в условиях ЧС, решение вопроса о переводе личного состава на особый режим работы;

Поддержание взаимодействия с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований координационными органами и органами управления территориальных и функциональных подсистем РСЧС, другими подразделениями органов внутренних дел, органами военного командования, а также заинтересованными организациями.

Функции ФП ООП в режиме чрезвычайной ситуации:

Приведение органов управления, сил и средств ФП ООП в соответствующую степень готовности;

Сбор и оценка информации о ЧС, уточнение планов и расчетов, постановка задач руководителям подразделений;

Выдвижение оперативных групп, сил и средств ФП ООП в зону ЧС;

Руководство подразделениями ФП ООП при выполнении задач в зоне ЧС - обеспечение общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на охраняемых объектах, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на маршрутах эвакуации, охрана материальных и культурных ценностей;

Участие в проведении в установленном порядке профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, выполнение которых необходимо в сложившейся обстановке, а также - в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных случаях, предусмотренных законодательством;

Разработка и проведение мероприятий по предупреждению и пресечению возможных массовых беспорядков, паники среди населения, распространению ложных и провокационных слухов;

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности (в том числе безопасности дорожного движения) на маршрутах ввода сил РСЧС в зоны ЧС (очаги поражения), при проведении там аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также при выводе из этих зон (очагов) пострадавших;

Осуществление пропускного режима, выполнения должностными лицами и гражданами правил карантина;

Оказание помощи при вывозе погибших и эвакуации пострадавших людей в медицинские и другие пункты;

Содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и организациям в привлечении населения, использования транспортных и иных средств, для проведения эвакуации, аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Ограничение или запрещение дорожного движения на разрушенных и опасных для движения участках улиц и дорог, организация установки необходимых технических средств обеспечения дорожного движения;

Контроль за техническим состоянием автотранспортных средств, предназначенных для перевозки людей и грузов при эвакуационных и других мероприятиях;

Развертывание контрольно-пропускных пунктов и постов дорожно-патрульной службы, организация их работы на автомобильных дорогах;

Осуществление контроля за состоянием и оборудованием автомобильных дорог и улиц;

Организация и выполнение мероприятий по защите личного состава ФП ООП от опасностей, возникающих при ЧС;

Осуществление совместно с ФМС России контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

Обеспечение мероприятий по учету потерь населения совместно с органами записи актов гражданского состояния, органами местного самоуправления и медицинскими учреждениями, а также участие в установлении личности погибших и пострадавших.

К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Численность личного состава, количество вооружения и техники для выполнения задач соединениями, воинскими частями, военно-учебными заведениями внутренних войск определяются их штабами совместно со штабами органов внутренних дел, исходя из оперативной обстановки.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения в установленном нормативно-правовыми актами РФ по введению чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях, на основании Указа Президента РФ, привлекаются Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования.

Как было отмечено выше, в структуре сил и средств РСЧС ведущая роль принадлежит силам постоянной готовности и их органам управления, к которым относятся аппараты и подразделения МВД России. Так, постоянно действующими органами управления МВД в РСЧС являются:

На федеральном уровне - МВД России;

На региональном уровне - главные управления МВД России по федеральному округу;

На территориальном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

На местном уровне - управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям.

Планирование действий в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе МВД России и его территориальных органов всех уровней, органов местного самоуправления, учреждений и организаций. При этом на местных и региональных руководителей возлагается правовая ответственность составления и обеспечения реализации планов действий чрезвычайных ситуаций. Для проверки готовности населения, объектов, органов управления сил и средств РСЧС регулярно проводятся учения и тренировки, несмотря на специфику разработки и реализации планов действий в чрезвычайных ситуациях для каждого конкретного объекта или территории их основа практически идентична. Так в МВД России типовой оперативный план действий органов внутренних дел и внутренних войск в чрезвычайных обстоятельствах включает:

Состав оперативного штаба и порядок действий его должностных лиц при чрезвычайных ситуациях;

Перечень и место расположения объектовых, местных и территориальных пунктов управления;

Характеристику сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Порядок и средства оповещения, приведение в готовность сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Порядок выдвижения сил и средств в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе расчеты их перевозки различными видами транспорта;

Задачи и функции конкретных формирований, а также порядок их взаимодействия при ликвидации этих ситуаций;

Меры безопасности.

Эту информацию дополняет характеристика территорий обслуживания. В процессе повседневной деятельности РСЧС и ее основных функциональных подсистем осуществляются мероприятия по созданию финансовых и материально-технических резервов, которые экстренно привлекаются при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эти резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, а в организациях - за счет их собственных ресурсов. Кроме того, из средств федерального бюджета формируется резервный фонд правительства Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а из государственного материального резерва - материальные ресурсы для проведения первоочередных работ.

Действует Редакция от 06.10.2008

Наименование документ ПРИКАЗ МВД РФ от 06.10.2008 N 861 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ"
Вид документа приказ, положение
Принявший орган мвд рф
Номер документа 861
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 06.10.2008
Номер регистрации в Минюсте 13002
Дата регистрации в Минюсте 26.12.2008
Статус действует
Публикация
  • "Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации", N 3, 2009
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ МВД РФ от 06.10.2008 N 861 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ"

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации <*> и определяет основы организации, порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России).

<*> от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165).

2. Комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел (далее - лица гражданского персонала), воспитанников суворовских училищ, слушателей (учащихся) колледжей милиции (далее - учащиеся), лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции <*>, материальных и культурных ценностей <**> органов внутренних дел, а также военнослужащих и гражданского персонала, материальных и культурных ценностей внутренних войск МВД России, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - гражданская оборона в системе МВД России) направлен на реализацию положений федерального законодательства в области гражданской обороны.

<*> В целях данного документа под специализированными учреждениями милиции понимаются: изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; медицинские вытрезвители при органах внутренних дел; центры для содержания иностранных граждан; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

<**> Материальные ценности применительно к Положению - банковские активы, ценные бумаги, находящиеся во временном и депозитарном хранении в органах внутренних дел, документы и материалы, образовавшиеся и образующиеся в деятельности органов внутренних дел, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, базы информационно-учетных данных на технических носителях, базы данных оперативно-справочной, розыскной, статистической информации; особо ценное научное и производственное оборудование, особо ценная научная документация, страховой фонд технической документации, научные собрания и фонды; вооружение, боеприпасы, средства индивидуальной бронезащиты и активной обороны, авто- и бронетехника, горюче-смазочные материалы, средства связи, криминалистическая, оперативная и вычислительная техника, продовольствие, лекарственные средства, медицинская техника, медицинское, ветеринарное и вещевое имущество и другие положенные по нормам довольствия (положенности) материальные средства, служебные собаки, конский состав и запасы фуража, продукция производственно-технического назначения. Культурные ценности применительно к Положению - предметы, отнесенные в установленном порядке к культурным ценностям федерального (общероссийского) значения или имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации, находящиеся на постоянном или временном хранении в органах внутренних дел.

3. Гражданская оборона в системе МВД России организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

4. Руководство гражданской обороной в системе МВД России осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации (далее - Министр), который:

устанавливает полномочия должностных лиц МВД России по самостоятельному решению ими вопросов гражданской обороны, относящихся к компетенции МВД России;

издает в установленном порядке в пределах своей компетенции нормативные правовые акты МВД России;

утверждает и вводит в действие в установленном порядке планы гражданской обороны МВД России;

представляет МВД России в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, ведет в пределах своих полномочий переговоры и в установленном порядке подписывает международные договоры, соглашения и протоколы о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам гражданской обороны, отнесенным к компетенции МВД России.

5. Во внутренних войсках МВД России задачи гражданской обороны решаются в порядке, определенном главнокомандующим внутренними войсками МВД России.

6. Руководство гражданской обороной в органах внутренних дел осуществляют начальники главных управлений МВД России по федеральным округам, министры, начальники главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, управлений (отделов) внутренних дел по районам (муниципальным районам), городам (городским округам) и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейных управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, образовательных и научно-исследовательских учреждений, иных организаций и подразделений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне <*>.

<*> Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Органы внутренних дел в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по гражданской обороне <*> и в зависимости от показателей, определяющих их роль в системе МВД России, решением Министра могут быть отнесены к категориям по гражданской обороне: особой важности, первой и второй категориям (далее - категорированные по гражданской обороне органы внутренних дел).

<*> Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. N 1115 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне".

8. Управление гражданской обороной в органах внутренних дел осуществляется структурными подразделениями, должностными лицами (сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны (далее - сотрудники по гражданской обороне), которые создаются (назначаются) в порядке, определенном Министром в соответствии с Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны <*>, а также с учетом Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций <**>.

<*> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3750).

<**> Утверждено Приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. N 440 "Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" (зарегистрирован Минюстом России 31 октября 2006 г., регистрационный N 8421).

В установленном порядке в зависимости от объема решаемых задач в органах внутренних дел создаются отделы (отделения, группы, направления) гражданской обороны, вводятся должности сотрудников по гражданской обороне (старших инспекторов и инспекторов по гражданской обороне; начальников служб, старших инспекторов и инспекторов радиационной и химической защиты).

В органах внутренних дел со штатной численностью до 200 единиц <*> решение задач по гражданской обороне может выполняться одним из сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала в установленном Правительством Российской Федерации порядке по совместительству <**>.

<*> При определении указанной численности учитываются: общая штатная численность сотрудников органов внутренних дел и лиц гражданского персонала; лимиты содержания переменного состава центров профессиональной подготовки, образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, воспитанников суворовских училищ, слушателей (учащихся) колледжей милиции; лимиты содержания лиц в специализированных учреждениях милиции.

<**> Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июня 1993 г. N 720 "О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 2856).

На должности сотрудников по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.

9. В категорированных по гражданской обороне органах внутренних дел либо расположенных в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне <*>, либо в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, обслуживающих радиационно, химически и биологически опасные объекты <**>, в обязательном порядке вводятся должности сотрудников по гражданской обороне.

<*> Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 41, ст. 5024).

<**> В целях данного документа под радиационно, химически и биологически опасными объектами понимаются объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают соответственно радиоактивные, опасные химические и биологические вещества.

10. К объектам гражданской обороны <*> органов внутренних дел относятся убежища, противорадиационные укрытия (далее - защитные сооружения гражданской обороны) и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне в органах внутренних дел.

<*> Порядок создания объектов гражданской обороны утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6000).

11. Убежища создаются для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала наибольшей работающей смены органов внутренних дел, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих там свою деятельность в период мобилизации и в военное время.

12. Противорадиационные укрытия создаются для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время, или эвакуированных из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны при разрушениях гидротехнических сооружений.

13. Создание объектов гражданской обороны осуществляется на основании разрабатываемых органами внутренних дел планов в мирное время, в период мобилизации и в военное время - за счет приспособления существующих, реконструируемых и строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.

14. Создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и в военное время органами внутренних дел осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны, предусмотренными в мобилизационном плане МВД России.

15. В мирное время объекты гражданской обороны могут использоваться в интересах органов внутренних дел и для обслуживания населения, а также для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

16. В системе МВД России силами гражданской обороны являются служба гражданской обороны охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - служба ГО ООП) и аварийно-спасательные формирования (далее - формирования гражданской обороны).

17. Формирования гражданской обороны являются нештатными и создаются в органах внутренних дел для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

18. В органах внутренних дел создаются спасательные команды, группы (звенья) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, разведывательные группы (дозоры), расчетно-аналитические группы и посты радиационного, химического и биологического наблюдения.

19. Спасательные команды предназначены для проведения аварийно- спасательных работ на объектах органов внутренних дел <*>.

<*> Под объектами органов внутренних дел понимаются здания и сооружения, транспортные средства, находящиеся в оперативном управлении органов внутренних дел (арендуемые ими), или здания, сооружения и транспортные средства других организаций, в установленном порядке закрепленные и используемые органами внутренних дел для выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

20. Группы (звенья) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны предназначены для обслуживания убежищ и противорадиационных укрытий, находящихся в оперативном управлении органов внутренних дел или арендуемых ими, в период пребывания в них укрываемых.

21. Разведывательные группы (дозоры) предназначены для выполнения задач разведки в интересах органов внутренних дел.

22. Расчетно-аналитические группы предназначены для сбора, обработки и выдачи информации о применении оружия массового поражения и возникновении аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах.

23. Посты радиационного, химического и биологического наблюдения предназначены для ведения радиационного, химического и биологического наблюдения, установления факта применения противником оружия массового поражения, обнаружения радиоактивного и химического заражения, подачи в установленном порядке сигналов оповещения, взятия и направления проб на экспертизу.

24. Формирования гражданской обороны комплектуются сотрудниками органов внутренних дел, лицами гражданского персонала, за исключением предназначенных в воинские части МВД России военного времени или имеющих мобилизационные предписания.

25. Подготовка к ведению гражданской обороны в органах внутренних дел заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

26. Ведение гражданской обороны в органах внутренних дел на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера <*>.

<*> Введение режима чрезвычайной ситуации осуществляется в порядке, установленном Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).

27. Ведение гражданской обороны в органах внутренних дел осуществляется на основе планов гражданской обороны, которые определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

28. Степени готовности гражданской обороны устанавливаются в целях поддержания готовности гражданской обороны органов внутренних дел к переводу с мирного на военное время. Перечни мероприятий по гражданской обороне, проводимых органами внутренних дел по этим степеням готовности, определяются Министром в пределах своих полномочий в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

29. Приведение гражданской обороны в высшие степени готовности и выполнение соответствующих мероприятий по гражданской обороне осуществляются в общей системе перевода органов внутренних дел на работу в условиях военного времени.

30. Ведение гражданской обороны в органах внутренних дел заключается в выполнении мероприятий по защите сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом осуществляются:

оповещение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

эвакуация сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся (с неработающими членами их семей, за исключением членов семей слушателей и курсантов образовательных учреждений, воспитанников суворовских училищ, слушателей (учащихся) колледжей милиции) и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел в безопасные районы;

предоставление сотрудникам органов внутренних дел, лицам гражданского персонала, учащимся и лицам, содержащимся в специализированных учреждениях милиции, защитных сооружений гражданской обороны и средств индивидуальной защиты <*>;

<*> Под средствами индивидуальной защиты понимаются средства защиты органов дыхания и кожи.

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки объектов органов внутренних дел;

проведение аварийно-спасательных работ на объектах органов внутренних дел, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

первоочередное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание и принятие других необходимых мер;

борьба на объектах органов внутренних дел с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

проведение санитарной обработки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, специальной обработки материальных средств, обеззараживание объектов органов внутренних дел и мест несения службы;

поддержание общественного порядка в городах, других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, обеспечение охраны материальных и культурных ценностей, восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

31. К выполнению органами внутренних дел задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при ведении гражданской обороны в соответствии с федеральным законодательством в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и МВД России, и по соответствующим планам привлекаются или могут привлекаться:

соединения, воинские части (подразделения), военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск МВД России;

воинские части МВД России военного времени;

соединения и воинские части (подразделения) Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, воинские формирования, органы и специальные формирования.

32. Проведение эвакуации в органах внутренних дел планируется заблаговременно в мирное время в соответствии с Правилами эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы <*> и в порядке, определенном Министром, в целях снижения вероятных потерь сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел, а также обеспечения их устойчивого функционирования в военное время и создания группировок сил в загородной зоне <**>.

<*> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы".

<**> Загородная зона в пределах административных границ субъекта Российской Федерации располагается вне зон возможных разрушений, возможных опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения). Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

33. Оповещение органов управления, сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, проводится органами, осуществляющими управление гражданской обороной <*>, через территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения населения, создаваемые на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, городах, районах и иных муниципальных образованиях, а на объектах органов внутренних дел, и дежурными частями (дежурными) через системы оповещения (громкоговорящей связи) органов внутренних дел.

<*> Под органами, осуществляющими управление гражданской обороной, понимаются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

34. Для своевременного обеспечения органов внутренних дел информацией о факте, масштабах и последствиях применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах в МВД России создается система выявления и оценки последствий применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах (далее - СВОП).

35. СВОП создается на базе имеющихся в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России сил и средств радиационного и химического наблюдения, связи, вычислительной техники и состоит из двух подсистем: органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. Состав, задачи и порядок функционирования СВОП определяются отдельным положением, утверждаемым приказом Министра.

36. В целях повышения устойчивости функционирования МВД России в военное время в органах внутренних дел разрабатываются и осуществляются организационные и инженерно-технические мероприятия гражданской обороны по повышению устойчивости их объектов к воздействию современных средств поражения, которые включают:

соблюдение требований норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, других нормативных документов в части размещения, застройки объектов органов внутренних дел, защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, материальных и культурных ценностей;

выполнение на объектах органов внутренних дел мероприятий по повышению надежности функционирования сетей энерго- и водоснабжения;

соблюдение на объектах органов внутренних дел требований по пожарной безопасности;

осуществление световой и других видов маскировки объектов органов внутренних дел.

37. Поддержание устойчивого морально-психологического состояния, служебной дисциплины и строгого соблюдения законности сотрудниками органов внутренних дел при выполнении задач гражданской обороны достигается проведением мероприятий по психологической подготовке, специально-правового и информационного обеспечения, культурно-досуговой и воспитательной работы, а также противодействием психологическому воздействию противника.

38. Выполнение морально-психологического обеспечения организуется в установленном порядке соответствующими начальниками органов внутренних дел и осуществляется подразделениями по работе с личным составом.

39. Обучение сотрудников органов внутренних дел и лиц гражданского персонала по гражданской обороне проводится согласно Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны <*> в системе профессиональной подготовки и в порядке, установленном Министром.

<*> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490).

40. Подготовка по гражданской обороне осуществляется:

руководящего состава, сотрудников органов внутренних дел и лиц гражданского персонала, осуществляющих управление гражданской обороной, - в Академии управления МВД России, Академии гражданской защиты МЧС России и учебных центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;

сотрудников органов внутренних дел и лиц гражданского персонала - в образовательных учреждениях МВД России, на сборах, в учебных центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

41. С целью подготовки к выполнению задач гражданской обороны органов внутренних дел и сил гражданской обороны проводятся учения (командно-штабные, тактико-специальные, комплексно-объектовые) и тренировки (штабные тренировки).

42. Обеспечение потребностей органов внутренних дел и сил гражданской обороны в материальных средствах <*> осуществляется в порядке, определенном Министром, в соответствии со штатами, табелями и нормами довольствия (положенности), по установленной номенклатуре и в пределах выделяемых бюджетных ассигнований.

<*> Под материальными средствами понимается вооружение (стрелковое оружие, боеприпасы, приборы наблюдения и управления огнем, вооружение и средства радиационной, химической и биологической защиты, средства инженерного вооружения), средства индивидуальной бронезащиты и активной обороны, авто- и бронетехника, горюче-смазочные материалы, средства связи, криминалистическая, оперативная и вычислительная техника, продовольствие, вещевое, медицинское (лекарственные и иммуно-биологические препараты, дезинфекционные средства, медицинское оборудование, медицинские расходные материалы) и ветеринарное (ветеринарные лекарственные препараты, оборудование и инструменты) имущество, другие положенные по штатам, табелям и нормам довольствия (положенности) материальные средства, а также продукция производственно-технического назначения.

43. В органах внутренних дел в соответствии с Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств <*> и в порядке, определенном Министром, создаются запасы материальных средств, которые предназначены для:

<*> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст. 1991).

первоочередного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала и учащихся, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

оснащения сил службы ГО ООП при выполнении мероприятий по поддержанию общественного порядка в городах, других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, обеспечению охраны материальных и культурных ценностей, восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

оснащения формирований гражданской обороны органов внутренних дел при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах органов внутренних дел, а также органов внутренних дел при участии в аварийно-спасательных и других неотложных работах.

44. Медицинское обеспечение (проведение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и ветеринарно-санитарного надзора) в интересах гражданской обороны органов внутренних дел организуется силами и средствами медицинских учреждений органов внутренних дел <*> и территориальными учреждениями здравоохранения Российской Федерации во взаимодействии с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

<*> Под медицинскими учреждениями в целях данного документа понимаются больничные и госпитальные учреждения, амбулаторно-поликлинические учреждения, санатории, центры восстановительной медицины и реабилитации, аптеки МВД России, медико-санитарные части министерств, главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации.

45. Согласно заданиям, установленным МВД России, органами внутренних дел планируется развертывание в загородной зоне лечебно-профилактических учреждений (коечного фонда).

46. Для выполнения задач гражданской обороны органами внутренних дел используются здания и сооружения, материальные средства, защитные сооружения гражданской обороны (далее - здания, сооружения и материальные средства), находящиеся в оперативном управлении органов внутренних дел или арендуемые ими. При их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления зданий, сооружений и материальных средств других организаций.

47. Закрепление зданий, сооружений и материальных средств других организаций производится на договорной основе при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или их решениями. Непосредственная передача зданий, сооружений и материальных средств осуществляется с введением соответствующей степени готовности гражданской обороны.

48. Финансирование подготовки к ведению и ведения гражданской обороны осуществляется в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России за счет и в пределах средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выделяемых на содержание органов внутренних дел.

49. Финансирование научно-исследовательских работ по тематике гражданской обороны, выполняемых научно-исследовательскими учреждениями МВД России, проводится по сметам этих учреждений.

II. Основные задачи по организации и ведению гражданской обороны в органах внутренних дел

50. Обучение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала и учащихся в области гражданской обороны.

51. Оповещение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

52. Эвакуация сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и неработающих членов их семей, лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел в безопасные районы.

53. Предоставление сотрудникам органов внутренних дел, лицам гражданского персонала, учащимся и лицам, содержащимся в специализированных учреждениях милиции, защитных сооружений гражданской обороны и средств индивидуальной защиты.

54. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки объектов органов внутренних дел.

55. Проведение на объектах органов внутренних дел аварийно- спасательных работ в случае возникновения опасностей для сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

56. Первоочередное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи и принятие других необходимых мер.

57. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий на объектах органов внутренних дел.

58. Проведение санитарной обработки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, специальной обработки материальных средств, обеззараживание объектов органов внутренних дел и мест несения службы.

59. Организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, обеспечение охраны материальных и культурных ценностей, восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

60. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов органов внутренних дел, необходимых для устойчивого функционирования системы МВД России в военное время.

61. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны органов внутренних дел.

III. Основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в органах внутренних дел

62. Разработка или участие в разработке в пределах своей компетенции проектов законодательных и иных нормативных правовых актов и целевых программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также разработка нормативных правовых актов и целевых программ МВД России в области гражданской обороны.

63. Разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны.

64. Планирование и осуществление обучения сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся в области гражданской обороны.

65. Создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материальной базы органов внутренних дел для обучения сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся в области гражданской обороны.

66. Пропаганда знаний в области гражданской обороны.

67. Создание в интересах гражданской обороны органов внутренних дел и поддержание в готовности систем управления, связи и оповещения.

68. Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел в безопасные районы.

69. Участие в подготовке и подготовка загородной зоны для размещения подлежащих эвакуации сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел.

70. Подготовка к развертыванию и развертывание в загородной зоне лечебно-профилактических учреждений (коечного фонда) органов внутренних дел.

71. Создание и организация работы эвакуационных органов, подготовка их личного состава.

72. Строительство защитных сооружений гражданской обороны, приспособление под них существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений.

73. Организация и осуществление мероприятий по обеспечению сохранности и готовности к приему укрываемых защитных сооружений гражданской обороны, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене вышедших из строя ограждающих конструкций, гидроизоляции, защитных устройств и оборудования.

74. Подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и простейших укрытий.

75. Обеспечение укрытия в защитных сооружениях гражданской обороны сотрудников <*> органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции.

<*> Предоставление членам семей сотрудников защитных сооружений гражданской обороны осуществляется по планам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

76. Накопление согласно действующим нормам, штатам и табелям положенности средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, хранение и поддержание их в технической исправности и готовности к использованию по назначению.

77. Обеспечение в установленные сроки сотрудников органов внутренних дел <*>, лиц гражданского персонала и учащихся средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической разведки и контроля.

<*> Обеспечение средствами индивидуальной защиты членов семей сотрудников, лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, осуществляется по планам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

78. Определение объектов органов внутренних дел, подлежащих световой маскировке и другим видам маскировки.

79. Разработка и осуществление предварительных организационных и инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих осуществление световой маскировки (в режимах частичного и полного затемнения) и других видов маскировки объектов органов внутренних дел.

80. Создание и поддержание в состоянии готовности к использованию по назначению запасов материальных средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

81. Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков объектов органов внутренних дел.

82. Создание, оснащение и подготовка необходимых сил гражданской обороны органов внутренних дел для проведения аварийно-спасательных работ на объектах органов внутренних дел.

83. Создание и поддержание в состоянии готовности к использованию по назначению запасов материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных работ на объектах органов внутренних дел.

84. Организация взаимодействия органов внутренних дел с:

силами гражданской обороны Российской Федерации, органами военного управления, соединениями и воинскими частями (подразделениями) внутренних войск МВД России, Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в интересах обеспечения участия органов внутренних дел в проведении аварийно-спасательных работ, а также проведения аварийно-спасательных работ на объектах органов внутренних дел;

территориальными органами ФМС России по участию в осуществлении мероприятий, связанных с соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и проводимых в военное время в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, а также учете потерь населения в военное время.

85. Планирование и организация основных видов жизнеобеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

86. Создание и поддержание в состоянии готовности к использованию по назначению запасов материальных средств для первоочередного жизнеобеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

87. Организация и осуществление мероприятий по нормированному снабжению в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и в порядке, установленном Министром, материальными средствами сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, а также продовольственными и непродовольственными товарами лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции.

88. Организация и предоставление сотрудникам органов внутренних дел, лицам гражданского персонала, учащимся, членам их семей и лицам, содержащимся в специализированных учреждениях милиции, коммунально-бытовых услуг в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

89. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

90. Эвакуация пострадавших сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, в лечебные учреждения.

91. Предоставление сотрудникам, членам их семей и лицам, содержащимся в специализированных учреждениях милиции, информационно-психологической поддержки.

92. Разработка и осуществление организационных и практических мероприятий на объектах органов внутренних дел, направленных на обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

93. Создание в органах внутренних дел в установленном порядке противопожарных сил, их подготовка и оснащение необходимыми материальными средствами. Организация обучения сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала и учащихся мерам пожарной безопасности.

94. Оснащение объектов органов внутренних дел автоматизированными системами противопожарной защиты, средствами обнаружения и тушения пожаров, а также их содержание в исправном и работоспособном состоянии.

95. Обеспечение взаимодействия с органами управления и подразделениями пожарной охраны <*> в целях обеспечения пожарной безопасности и тушения пожаров на объектах органов внутренних дел, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

<*> Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649) определены следующие виды пожарной охраны: Государственная противопожарная служба (федеральная противопожарная служба, противопожарная служба субъектов Российской Федерации), муниципальная пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана и добровольная пожарная охрана.

96. Выполнение при переводе гражданской обороны с мирного на военное время неотложных противопожарных инженерно-технических мероприятий: снос сгораемых малоценных строений; защита наружных сгораемых конструкций зданий и сооружений от теплового (огнезащитная обработка деревянных и металлических конструкций) и светового (установка экранов) излучений; увеличение запасов воды для целей пожаротушения путем строительства дополнительных открытых водоемов, заполнения водой естественных и искусственных котлованов, производственных и складских емкостей; освобождение помещений от взрыво- и пожароопасных веществ и материалов.

97. Участие в тушении пожаров на объектах органов внутренних дел.

98. Создание и поддержание готовности СВОП к обеспечению органов внутренних дел информацией о факте, масштабах и последствиях применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах.

99. Ведение радиационного, химического, биологического наблюдения и разведки, дозиметрического контроля, выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки.

100. Введение и выполнение режимов радиационной защиты.

101. Создание, оснащение и подготовка сил гражданской обороны для санитарной обработки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, специальной обработки материальных средств, обеззараживание объектов органов внутренних дел и мест несения службы.

102. Накопление в соответствии со штатами, табелями и нормами довольствия (положенности) по установленной номенклатуре средств специальной обработки, дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ.

103. Проведение санитарной обработки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, специальной обработки материальных средств, обеззараживания объектов органов внутренних дел и мест несения службы.

104. Создание, оснащение материальными средствами и подготовка службы ГО ООП.

105. Подготовка и выполнение мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности в городах и населенных пунктах, на охраняемых объектах, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны, охране материальных и культурных ценностей, восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

106. Разработка и осуществление организационных и инженерно- технических мероприятий гражданской обороны по повышению устойчивости функционирования объектов органов внутренних дел к воздействию современных средств поражения.

107. Создание, оснащение материальными средствами, обучение и подготовка сил гражданской обороны и органов внутренних дел к ведению гражданской обороны.

108. Осуществление планирования и проведения научно-исследовательских работ в области гражданской обороны и внедрение их результатов в практику деятельности органов внутренних дел.

109. Выявление, обобщение и внедрение в органах внутренних дел передового опыта организации и выполнения мероприятий по гражданской обороне.



Просмотров