Охарактеризуйте мир униженных и оскорбленных в романе. Мир униженных и оскорбленных в романе преступление и наказание

Униженные и оскорбленные в романе Достоевского «Преступление и наказание»

План.

«Униженные и оскорбленные» или «на дне»

Причины. У всех разные. Раскольников

Соня Мармеладова

Свидригайлов

Вывод. Примирение с самим собою.

Действительно, «Преступление и наказание» можно было бы назвать «Униженные и оскорбленные», если бы не было другого романа, и если бы основной идеей не была теория Раскольникова и расплата за нее. Весь роман буквально наполнен удручающими пейзажами Петербурга, самых низших его слоев, описаниями быта мещан. Такое чувство, что любое помещение и любая улица, куда вслед за автором проникает наш любопытный взгляд, буквально смердят, и хочется быстрее вырваться на воздух, к прохладным водам Невы, но и тут нет покоя. На каждом шагу нам встречаются люди, доведенные до крайней степени бедности. Мы действительно видим дно, чрево Петербурга, будто Достоевский вступает в соревнование со своим собратом В. Гюго, который описывал чрево Парижа. С самых первых строк романа мы попадаем на это дно: «Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой». Не удивительно, что в таких условиях живут не гордые и целеустремленные люди, а забитые и униженные жизнью и нищетой существа, готовые на все ради куска хлеба. Вглядимся в эти лица и посмотрим, почему они так унижены и оскорблены.

Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение. Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент, учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хлзяйку. Но, думается, он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он едва ли смог помешать свадьбе своей сестры Дуни с Лужиным, он не в силах вернуть Соню Мармеладову на путь истинный, он не может ничего изменить не только во всем мире (как ему это мечталось), но даже в своей судьбе. Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование. Он знает, что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: "О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."

Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сонечки Мармеладовой может. И если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнушим ее в это петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них, рядом с такими вот свидригайловыми, подслушивающими и подсматривающими за стенкой. Мы буквально со слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет не в чем не повинную Соню, а она не имеет даже сил защитить себя: «Соня стояла на том же месте, как без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей все лицо; она вскрикнула и закрылась руками. - Нет, это не я! Я не брала! Я не знаю! - закричала она, разрывающим сердце воплем, и бросилась к Катерине Ивановне. Та схватила ее и крепко прижала к себе, как будто грудью желая защитить ее ото всех». И хрупкие плечи безумной Катерины Ивановны кажутся ей лучшей защитой.

В чем же причины униженности Сони? Конечно, она не сама выбрала свой путь, об этом мы хорошо знаем. Соня унижается не ради себя, но ради своей семьи и своего бедного алкоголика-отца, и за это ее можно даже назвать мученицей, а не грешницей. Как уже говорилось, Соня унижена в обществе, но в душе она чиста, невинна и горда. В душе у нее мир и покой и Евангелие, которое всегда непременно лежит на ее столе. Конечно, мира в душе у Сони Мармеладовой нет, но зато ее сердце радуется оттого, что ее семья не голодает, и что все на свете есть промысел Божий. Она знает, за что оскорблена и унижена, и это во многом облегчает ей жизнь: «Да скажи же мне наконец, - проговорил он, почти в исступлении, - как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Итак, Соня оскорблена и унижена, но это только внешне, внутренне она не подавлена, ибо знает, что дело ее благое.

Меньшее внимание в романе уделено сестре Раскольникова Дуне, однако, она тоже «претендует» на звание «униженной и оскорбленной».Но, в противополжность другим, Соне и Раскольникову, Дуня может постоять за себя и она благоразумнее многих. Жизнь ломает ее, а она не сгибается, она хочет пожертвовать собой, ради своего брата, делает это сознательно, гордо и не просит ничего взамен. Дуню также унижает общество, в лице все тех же Лужина и Свидригайлова. Про Свидригайлова можно говрить отдельно, ибо в галерее «униженных» и «оскорбленных» ему тоже отведено место, но это не в коей мере не дает ему права оскорблять и унижать других. Однако, разговор о Дуне. Вот как характеризует ее мать в письме к Раскольникову: «Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости». Эта твердость и спасает Дуню от многих жизненных неурядиц, ибо она чувствует в себе этот внутренний стержень, чувствует, что должна помочь своей семье. Ее помощь и ее «посвящение» себя другим, конечно, не такие как у Сони Мармеладовой. В ней нет этой жертвенности. Однако, Дуня человек твердый и честный, и именно за это она и оскорблена. Например, Лужиным, который позарился на ее честность, так как лучше взять бедную невесту без приданного, чтобы было потом чем попрекать. И Дуня сносила бы эти попреки, потому что она была бы женой, и долг велел бы ей во всем подчинятся мужу, даже такому подлецу, как Лужин. Но, кто знает, может быть, и не стала она терпеть унижений даже от мужа. Вспомним хотя бы эпизод с револьвером Свидригайлова. Но кажется, это скорее исключение, и все же мы понимаем, что есть предел унижению, и Дуня его никогда не переступит.

Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег. Сложно анализировать Свидригайлова, думается, что даже сам автор не разгадал его до конца и предпочел умертвить. Однако, факт остается фактом, Свидригайлов как и другие унижен и оскорблен, так как он тоже часть этого петребургского чрева: «Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажженных свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца - утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер...» Эта утопленница – это душа Свидригайлова. В такую же сырую оттепель застрелился и сам Свидригайлов.

Каков же выход из этого ужасного состояния униженности? И кто нашел его из всех героев? Думается, что единственный путь – это примирение с самим собой, вера в свои силы и желание изменить жизнь вокруг. Конечно, изменить не так, как это сделал Раскольников. Ведь он убил одного из «своих» – униженную и оскорбленную Лизавету. Желание покончить с оскорбленностью и вера в свои возможности – вот ключевой момент в бесконечных поисках выхода. Как верила Марфа в воскресение Лазаря, и как верила в воскресение Раскольникова Соня Мармеладова: «Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Вот также вышел униженный и оскорбленный Раскольников в светлый и спокойный мир, где душа живет в согласии с телом, и правая рука знает, что творит левая, и никто не может оскорбить тебя, если ты сам этого не захочешь…

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Цель:

Оборудование: индивидуальные карточки.

Ход урока

I . Вступительное слово

Анализ приводит к выводам:

Просмотр содержимого документа
««Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорблённых»

Уроки 4 – 5

«Потрясённый, выбитый из колеи герой»

или Раскольников среди униженных и оскорблённых

Цель: раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.

Оборудование: индивидуальные карточки.

Ход урока

I . Вступительное слово

В ходе беседы, используя чтение с комментированием эпизодов, приходим к мысли о неприятии Раскольниковым мира, в котором человек унижен и оскорблён.

Во вступительном слове преподаватель рассказывает о Раскольникове, о его душевном состоянии и материальном положении к началу действия романа. Герой мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он ищет выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова это означает отказ от жизни, от естественного права на любовь, от действия. Анализируется отрывок: «На улице жара стояла страшная... В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Анализ приводит к выводам:

    Герой не принимает «лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нём чувство омерзения и злобного презрения к столпам общества.

    Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.

    Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?

II. Беседа

    Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

(Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идёт делать «пробу» «предприятию», мысли о котором возникли месяца полтора назад.)

    Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?

(Мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устройством общества и желанием помочь людям». Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Сознание героя в плену у этой идеи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи...», бежал всякого общества, не выходил из своей каморки, «насущными делами своими он перестал и не хотел заниматься». Сейчас у Раскольникова «все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика», но он «все еще сам себе не верил».)

    В чём же сомневался герой?

(В душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного сознания, понимания бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.)

Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идет к старухе процентщице, в распивочной, после сна. («Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Когда выходит от нее: «О боже! Как это отвратительно!.. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!» В распивочной: «Все это вздор... и нечем тут было смущаться!» После сна о забитой кляче: «да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове... Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»)

Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучительный разлад.

Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2-4). Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя.

    Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?

(В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой - холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.)

    Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал?

(Монолог о семье Мармеладовых: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать, и пользуются!.. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»; монолог после встречи с пьяной девочкой: «Бедная девочка!.. - сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего»; письмо матери.)

Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба - он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников - мыслитель, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь приходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение.

Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается.

История преступления и наказания Родиона Раскольникова:

Первый день: ч. 1, гл. 1-2.

Второй день: ч. 1, гл. 3-5.

Третий день: ч. 1, гл. 6-7.

Четвёртый день: ч. 2, гл. 1-2.

Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1.

Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч. 4, гл. 1-4.

Десятый день: ч. 4, гл. 5-6.

Тринадцатый день: ч. 5, гл. 1-6.

Четырнадцатый день: ч. 5, гл. 7-8.

Спустя полтора года - эпилог.

Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца – и Раскольников впервые идет к ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чаю, задумается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером – о старухе-ростовшице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушёл на подготовку, затем - убийство.

III. Вывод по теме урока

    Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей?

    Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство – не преступление?

Ответить на вопросы:

    в чём главная причина преступления Раскольникова

    какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?

    Пересказ тезисов учебника.

Приложение к уроку - карточки для самостоятельной работы

Карточка № 1

«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы изучения его должны быть иными, чем при изучении других писателей. Ключ, которым открывается главное своеобразие творчества Достоевского, нужно искать, на мой взгляд, в понимании жанра его романов».

М. Белкин. Читая Достоевского и Чехова. 1973

1. В чём состояли ваши трудности во время чтения романа?

2. В чём отличие романа Достоевского от других известных вам романов?

3. Как вы могли бы определить жанр романа Достоевского?

Карточка № 2

Существует множество определений жанра романа «Преступление и наказание»: роман-трагедия, идеологический роман, полифонический роман, философский роман и даже роман-прозрение. По-разному называя жанр романа, авторы этих определении сходятся в одном: одной из его отличительных черт является то, что его герой – человек идеи.

«...идея – сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не М чем «психология» и чем «среда». «Высшими» людьми Достоевский считал людей идеи, только их он выбирает в качестве героев своих романов. «Это – человек идеи, – говорил о них Достоевский. – Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит… тотчас же измениться и во всей своей жизни».

Записные тетради Ф. М. Достоевского

1. Кого из известных на героев русской литературы можно назвать человеком идеи?

2. В чём их сходство и в чём различие с героем романа «Преступление и наказание»?

3. Иллюстрируйте слова Достоевского данными из романа.

Карточка № 3

«Вдохновение Достоевского начинало работать, тогда, когда оно сосредотачивалось на изломе, на потрясении, на взрыве событий...».

В. Я. Кирпотин

1. Можете вы согласиться с тем, что в романе «Преступление и наказание» есть свой «излом», свое «потрясение»?

2. Можно ли происходящее в романе назвать взрывом событий»? Почему?

Карточка № 4

На вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».

1. Когда, в каких условиях произнесены эти слова? Место и время их произнесения наполняют их каким-либо смыслом?

2. Есть ли в романе, куда «пойти» Соне, Мармеледову, Катерине Ивановне, Разумихину? Разделите героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?

3. Если в этих словах заключен основной смысл романа, то в каком свете тогда предстает все происходящее с Раскольниковым?

Роман “Преступление и наказание” принадлежит к числу тех произведений мировой классики, ценность которых не уменьшается с течением времени.
В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте маленького человека в суетливом, постоянно движущемся вперед мире.
В “Преступлении и наказании” показан буржуазный Петербург. Не тот яркий, красочный, с морем огней, а город, в котором живут Раскольниковы, Мармеладовы, безжалостные процентщицы, город уличных девиц и многочисленных распивочных.
Нет места в этом городе бедному человеку. У него один выход из положения: либо повторить судьбу Мармеладова, раздавленного богатой коляской, либо судьбу Сони, которая ради спасения детей продает свое тело.
Поэтому Раскольников и идет на преступление. Его преступление - это крик души, это отзыв, порожденный в ответ на все притеснения и беды народа. Раскольников - это жертва буржуазного общества. Он сам “униженный и оскорбленный”, хотя считает себя “сильной личностью”. Он ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение, он живет в какой-то маленькой комнатушке, скорее похожей на гроб, чем на жилище. Раскольников мучительно ищет выход из положения. Но его нет! Само общество виновато в его положении!
Не только Раскольников, как показывает Достоевский, но и тысячи других людей неизбежно обречены при существующем порядке на раннюю смерть, нищету и бесправие.
Яркий пример этому - семья Мармеладовых. Сам Мармеладов - конченый человек. Бывший чиновник, он ищет правды в распивочной. Грязь, вонь этой распивочной настраивают против Мармеладова. А что ему остается делать? Он находится за порогом человеческой чести и гордости. Мармеладов понимает свое положение. Он говорит: “В бедности вы еще сохраните свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету... метлой выметают из компании человеческой”. Нищета - это когда не к кому пойти, некому пожаловаться, некому довериться. Мармеладов достоин и недостоин сострадания. С одной стороны, мы понимаем, что не он виноват в своем положении, а с другой - нельзя опускаться до такой степени, когда уже чуждо все человеческое. Своим пьянством он довел семью до беспросветной нищеты. Страдают все, и в первую очередь - Катерина Ивановна.
Дочь офицера, она уже второй раз выходит замуж, спасая этим своих детей. Но что дал ей этот брак? То, что она, больная чахоткой, не спала ночами, чтобы выстирать детям одежду! Разве заслужила она это? А что она могла сделать? После смерти Мармеладова Катерина Ивановна оказывается выброшенной на улицу. Она заставляет своих детей просить милостыню. А что можно было делать? Безвыходность положения - вот что показывает Достоевский.
Судьба Дуни тоже трагична. Из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в дом к Свидригайлову. Из-за него она терпит унижения и позор. И вот появляется Лужин, который хочет жениться на Дуне. Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего “спасителя”. И все это она делает ради брата, ради его будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать истинные намерения Лужина, начинает бороться за свою гордость.
Глубоко несчастна и Соня Мармеладова. Но Соня - это “луч света в темном царстве”. Она выступает как носительница моральных ценностей “униженных и оскорбленных”. Соня, как и Мармеладовы, - жертва несправедливого порядка. Пьянство отца, страдания Катерины Ивановны, обреченных на голод и нищету, заставили ее “преступить” свое “я”, отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру. Но в отличие от Раскольникова Соня полна нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие.
Все герои Достоевского кончают свою жизнь смертью. Нет выхода из положения, остается только смерть. Судьбами своих героев Достоевский доказывает, что нет места в буржуазном мире “маленькому” человеку. У всех “униженных и оскорбленных” есть только один выход - быть раздавленными богатой коляской, то есть теми условиями жизни, в которые эти люди поставлены капиталистическим обществом.


МБОУ Софринская СОШ№2 Пушкинского района Московской области

Урок-семинар в 10 классе

«Униженные и оскорбленные»

на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (2ч.)

Подготовила:

БОЕВА Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

2012-2013 учебный год

Тема: Урок-семинар «Униженные и оскорбленные»

на страницах романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание» (2ч.)

Цель: выявление первоначального уровня восприятия романа Достоевского «преступление и наказание», продолжение изучения темы «маленького человека» в творчестве писателя; подготовка к рассмотрению философского,идеологического аспекта романа.

…бедность не порок, это истина… Но нищета… нищета – порок-с.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Роман Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, неразрешимость сомнений. Герои Достоевского оказываются в экстремальных ситуациях. Положение героев характеризуется крайностью, грозит физической или моральной гибелью.

Таков и роман «Преступление и наказание» (1866). Работа над ним началась за границей, откуда Достоевский писал своим друзьям отчаянные письма.

«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша, со вчерашнего дня я не обедаю и питаюсь только чаем».

Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя.

«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский. – Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжкую минуту грусти…».

«Преступление и наказание» часто называют «петербургским» романом.

Петербург играл важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки. Он явился центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в самом имени города соединились 3 (три) языка.

Санкт (Santa – святой) – лат.

Петр (Peter (нем.)

Petros – камень, скала) – греч.

Бург (burg – замок, крепость) – нем.

  1. Беседа по вопросам (вопросы даются за 1-2 недели до урока).
  1. Петербург в изображении Пушкина и Гоголя.

Образ Петербурга создавали в своих произведениях многие поэты и писатели. В сущности, они участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды, но и речью, одеждой, бытом, повседневным поведением.

Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга.

Вспомним, каким предстает перед нами Петербург Пушкина? Гоголя? (сообщения учащихся).

  1. Петербург Достоевского.

А теперь давайте пройдем по Петербургу Достоевского…

Какими мы видим улицы, по которым бродил Раскольников?

Каков внешний облик людей, встречающихся ему на улице?

Какое впечатление они производят на вас и почему?

Сравните Сенную и Васильевский остров в изображении Достоевского.

Вывод: Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. У Достоевского есть в Петербурге любимые места, любимый сезон, любимое время.

Наиболее часто встречающееся время в его описаниях Петербурга – закаты солнца. У Достоевского город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет…

Петербург – это тоже «действующее лицо» в романе.

Петербург Достоевского – город контрастов. Он как бы меняет маски.

Город у Достоевского эмоционально воздействует на героев. Не описывая место действия, автор лишь фиксирует ощущение от него. «Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!..» - говорит Свидригайлов, передавая наблюдения самого Достоевского…

Двойственность Петербурга Достоевский увидел не в контрасте «пышного» и «бедного», а во внешнем великолепии с безрадостной изнанкой. Страшный в своей безжалостной красоте, высокомерный к судьбе отдельного человека – таким его воспринимал писатель.

  1. Дети на страницах романа (традиции Некрасова, Тургенева).

Ф.М.Достоевский считал, что все блага мира не стоят и слезинки ребенка.

Каковы же отношения между детьми и городом в романе?

Каким изображает Достоевский ребенка в большом городе?

(сцена с пьяной девочкой (ч.1, гл.4); дети Катерины Ивановны: сцена молитвы (ч.2, гл.7); Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5,гл.5).

Вспомните, кто еще из русских писателей и поэтов XIX века с такой болью говорит о судьбе детей?

(традиции Некрасова «Плач детей», «Крестьянские дети», традиции Тургенева «Бежин луг»).

(выступления учащихся)

Чтение сцены из «Братьев Карамазовых» (книга 5, гл.IV «Бунт»).

Вывод: Доминирующее чувство в произведениях Достоевского – боль. Почти каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать, заставляет его буквально болеть. Особенно сильна боль за тех, кто ни в чем не виноват.

Пьяную девочку, детей Катерины Ивановны мы видим глазами Раскольникова. Достоевский использует прием внутреннего монолога, чтобы показать, что чувствует его герой, видя детские страдания.

  1. История жизни Мармеладова.

Когда и где мы впервые узнаем о Мармеладове?

Представьте себе, как бы эту историю рассказал кто-то из тех, кто снимает комнату у госпожи Липпевехзель и не раз наблюдал жизнь этой несчастной семьи. Внимательно следите, не искажаю ли я факты, и после скажите, какое отношение у вас вызвал Мармеладов?

Снимает у нас угол по соседству бывший чиновник, некий Мармеладов. Титулярный советник! Пьяница безнадежный! Облик человеческий утратил. Семья нищенствует, малые дети голодают, а он и не пытается их спасти. Жена из хорошей семьи, с помощью каких-то своих старых связей нашла ему место, взяли его на службу, сшили новый вицмундир (она последние ценности продала), молилась на него, на «кормильца», по ночам белье ему стирала, воротнички гладила, чтобы на службе он прилично выглядел, кофе ему по утрам со сливками подавала. Что вы думаете? Несколько дней продержался, а потом все пропил. И вицмундир пропил, и 11 целковых украл из сундука, зная, что детей не на что кормить, и их пропил, а теперь вот ходит к дочери, которая продает себя, чтобы семью от голодной смерти спаси, собой пожертвовала, так он у нее денег требует, чтобы опохмелиться. Ну, зачем, скажите, живет такой человек?

Может ли последняя фраза возникнуть у наблюдающего со стороны?

Отчего же мы так сочувствуем герою? Вспомним, какими средствами располагает писатель, чтобы передать свое отношение к герою: какая-нибудь портретная деталь, которая должна понравиться читателю, прямая авторская характеристика героя, передача его жестов манеры говорить, эмоционально окрашенные оценочные эпитеты и т.п. Обратившись к тексту, мы ничего такого не обнаружим, а то, что есть, явно не в пользу Мармеладова. Он горланит на всю распивочную, вызывая насмешки окружающих, вид у него отвратительный.

Почему же нам жаль героя? За что мы его полюбили? Просто за то, что он человек!

Каково отношение Раскольникова к Мармеладову?

Как вы думаете, чью точку зрения он выражает?

Вывод: Достоевский показывает пьяного, опустившегося, полубезумного человека, который, тем не менее, понимает ужас своего положения. Мармеладов САМ о себе рассказывает, да еще в такой ситуации, когда идти ему уже некуда. И здесь раскрывается его тайна, обнажается его душа, его измученная совесть. Он горько раскаивается, называет себя скотом. Его тайна потрясает.

Исповедь произносится высокими, торжественными словами. Все это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу.

  1. Галерея женских образов в романе.

Можно назвать три причины гибели Мармеладова: социальную (бедственное материальное положение семьи), нравственно-психологическую (отсутствие сострадания в семье, «некуда пойти»), философскую (двойственность человеческой природы, «я прирожденный скот!»).

Почему же нет сострадания в семье?

Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова?

Какой предстает Катерина Ивановна в сцене смерти Мармеладова, во время ее выхода с детьми на улицы города за подаянием, перед смертью?

(бунтующая и протестующая, она не смиряется и пред смертью, отказываясь от священника. Она, как и Раскольников, восстает не только против людей, но и против Бога, отказываясь от покаяния перед смертью: «Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!»).

Раскольников получает письмо из дом. О чем рассказывает мать в этом письме?

Где еще нам встречались письма героев?

Какими предстают перед нами Пульхерия Александровна, Дуня?

Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Но герои романа бессильны разрешить противоречия и «тупики», в которые ставит их жизнь; безвыходность тупиков, в которые попадают герои, зависит не от воли людей, а от состояния общества.

Д.Писарев: «Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какой голос эта девушка должна была принять за голос совести – тот ли, который ей говорил: «Сиди дома и терпи до конца, умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту», - или тот, который говорил: «…не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю во что бы то ни стало?».

Сложна и трагична ситуация, но все-таки Соня выбирает последнее. Она покупает «желтый билет».

Прочитайте сцену, в которой Соня первый раз принесла деньги.

Какой мы видим Соню?

Каково отношение к ней Достоевского?

Вывод: Естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе (желание помочь голодным детям привело Соню к преступлению против совести, не лучше судьба Дуни). Люди вынуждены преступать моральные нормы, чтобы купить право на существование. Человеку в этом мире «некуда пойти».

Мармеладов сознает свою вину перед семьей и особенно перед Соней. Он пропивает последние вещи, обрекает близких на голодное существование, а любимую дочь на проституцию.

Но трагедия пьяницы Мармеладова не только в его пороке. К этой жизни такие понятия, как честный труд, неприложимы. Люди не только равнодушны друг к другу, но даже с усмешкой и злорадством относятся к чужому несчастью (эпизод «Похороны Мармеладова»).

  1. История жизни Раскольникова до преступления.

Но вот Раскольников, когда не со стороны взглянул на человека, а оказался причастным к его тайне, не только не смог переступить через падшего или отвернуться, но сделал все, что мог, чтобы поднять его. С первых страниц романа мы понимаем, что пред нам необычный герой.

В чем же его необычность? (сообщение)

И такой человек становится убийцей, не странно ли?

Что же привело Раскольникова к преступлению?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно многое понять в Раскольникове и тех, кто его окружает. А загадок здесь немало. И одна из них – отношение окружающих к герою. При всем бескорыстии Раскольникова оказывается, что его никто не любил. Почему? (эпизод с Настасьей из 3гл., 1 ч.).

Почувствовали ли вы необычность поведения героя?

Что за этим кроется? Невоспитанность, болезненная рассеянность или чувство социального превосходства (он студент, а она кухарка)?

Представим себе быт Раскольникова. Как должен себя чувствовать человек, живущий в комнатушке, похожей на шкаф?

Что можно сказать о характере Раскольникова?

Вывод: В Раскольникове все время происходит внутренняя борьба – он отрицает мир, в котором человеку «некуда больше идти», не принимает такую жизнь, но в то же время готов ее оправдать, готов «согласиться» принять мир. Сознание героя как бы раздваивается: он все время спорит сам с собой. Мысли героя так же противоречивы, как и поступки.

Итак, мы видим Раскольникова – мыслителя. Жизнь окружающих людей вызывает в нем углубленную работу ума, который бьется над решением больших общечеловеческих нравственных вопросов. Его мучает идея, ставшая основой его жизненного поведения.

На следующем уроке мы должны решить, как Раскольников пришел к этой идее.

  1. Подведение итогов урока.
  2. ДЗ. Вопросы к следующему уроку «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории»:
  1. История жизни Раскольникова.
  2. Отношение Раскольникова к матери, сестре, Соне, окружающим людям.
  3. Теория Раскольникова о сверхчеловеке. Как он к ней пришел?
  4. Убийство старухи и его мотивы.

Роман Ф.М.Достоевского-это "психологический отчёт одного преступления",преступления,которое совершил бедный студент Радион Раскольников,убивший старуху процентщицу.Однако в романе речь идёт о необычном уголовном преступлении.Это, если так можно выразиться,идеологическое преступление,а исполнитель его преступник-мыслитель,убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того,чтобы помочь своим близким:матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности,результатом долгих и упорных размышдентй героя романа о своей судьбе,о судьбе всех"униженных и оскорблённых",о социальных и нравственных законах,по которым живёт человечество.

Жизнь предстаёт перед нами как клубок неразрешимых противоречий.Повсюду он видит картины нищеты,бесправия,подавления человеческого достоинства.На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди,которым некуда деться.Их примером служат Соня Мармеладова,Катерина Иванов на и многие другие.Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении.Ему тоже,по существу,некуда пойти.Живёт он впроголодь,ютится в жалкой каморке,похожей на шкаф,откуда его грозят вышвырнуть на улицу.Подо угрозой оказалась судьба его матери и сестры.А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том,что в нищем (а значит и в нём) никто не подозревает благородства чувств.А в нём это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать,страдать не только за себя,но и за голодных детей,оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.При всей,казалось бы,потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать.В словах Мармеладова - боль за то,что его,однажды выгнав из человеческой компании,уже больше никогда в неё не допустят.Перед нами оскорблённый человек,но сохранивший чувство собственного достоинства,глубоко сознающий своё падение,но не в силах ничего изменить.Осмелишься ли осудить человека,су дьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человек,а в нём не хотят видеть человека.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны.Она больна чахоткой,о чём говорят красные пятна на её лице,которых так боиться Мармеладов.Из его рассказа о жене мы узнаём,что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте.Выйдя замуж без родительского благословления,оказавшись в отчаянном положении,с тремя детьми на руках,она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова."Можете судить потому,до какой степени её бедствия доходили,что она,образованная и воспитанная и фамилии известной,за меня согласилась пойти!Но пошла!Плача и рыдая и руки ломая,пошла!Ибо некуда было идти".Но облегчения не наступило и после замужества:муж выгнан со службы и пьёт,грозит выгнать квартирная хозяйка,бьёт Лебезятников,плачут голодные дети.Не жесто кость руководит ею,когда она посылает Соню на панель,а отчаяние и безвыходность.Катерина Ивановна понимает,что Соня принесла себя в жерву близким. Именно поэтому,когда Соня вернулась с деньгами,она "весь вечер в ногах у неё на коленях простояла,ноги ей целовала,встать не хотела". Мармеладов даёт жене точную характеристику,говоря,что она "горячая,гордая,непреклонная". Но человеческая гордость её,как и Мармеладова,попирается на каждом шагу,о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувсвия у окружающих, "некуда идти" Катерине Ивановне,везде тупик. Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на их портретах:чистота и беззащитность,показанные в портретах Сони и обманутой девочки,не соответству ют образу жизни,который они вынуждены вести,поэтому Раскольникову"странно и дико было смотреть на такое явление". Соню толкает на панель нищета и невоз можность честно зарабатывать на жизнь. Её будущее безрадостно,как и будущее обманутой девочки.Оно укладывается в формулу:"больница...вино...кабаки и ещё больница...года через два-три-калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с..." . Достоевский убедительно показывает,что иные отношения,кроме безразличия,любопытства,злорадной нас мешки,противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга"враждебно и с недоверчивостью".Все,кроме Раскольникова,слушают"забавника "Мармеладова,"фыркая","улыбаясь","зевая" ,а в общем равнодушно.Так же равнодушна толпа зри телей,хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова.В сне Раскольникова, так похожем на явь,лошадь секут "с наслаждением" , "хохотом и остротами".

Роман "Преступление и наказание" отразил тревогу Достоевского за будущее челове чества.Он показывает,что такой жизнью, которой сейчас живут "униженные и оскорблённые" жить дальше нельзя. "Опираясь на реальный материал действительности,Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение,проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во внутренней природе людей,темы жизненного призвания человеческой личности, страдания и протеста,эгоизма и самопожертвования,преступления и наказания, вопросы общественных,духовных связей между людьми и их разъединения,спра ведливого устройства социального мира и многие другие".



Просмотров