Ограничения, связанные с государственной службой. Разница между запретами и ограничениями

Поступая на государственную гражданскую службу, граждане зачастую не знают ограничений, предусмотренных законом. Вместе с тем, гражданские служащие несут ответственность за несоблюдение этих ограничений.

Об ограничениях, связанных с государственной гражданской службой, и об ответственности за их нарушение разъяснение дает старший прокурор отдела Калюжа Татьяна Анатольевна.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

Ограничения, связанные с гражданской службой, устанавливаются только на федеральном уровне и уменьшены или увеличены законами субъектов РФ быть не могут.

1. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда. Лицо, признанное недееспособным или дееспособность которого ограничена, не может понимать значения своих действий, осуществлять служебную деятельность, а, следовательно, быть допущенным к замещению должности.

Однако по общему правилу, сформулированному в п. 3 ст. 29 и п. 2 ст. 30 Гражданского кодекса РФ, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности, отпали, суд признает его дееспособным или отменяет ограничение его дееспособности. Поскольку дополнительных ограничений в законодательстве о гражданской службе не содержится, можно полагать, что лицо, восстановленное в дееспособности, может претендовать на замещение должности гражданской службы. В случае если на момент утраты или ограничения дееспособности гражданин состоял на гражданской службе, он подлежит увольнению. Дело о признании гражданина недееспособным может быть возбуждено в суде исключительно на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер), органа опеки и попечительства либо психиатрического или психоневрологического учреждения.

2. Осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, или же в случае наличия неснятой или непогашенной судимости.

Данное ограничение направлено как на лиц, желающих заместить должность, так и на лиц, находящихся на гражданской службе. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судом по ходатайству осужденного судимость может быть снята до истечения срока погашения судимости. Поскольку погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, и гражданин рассматривается в качестве несудимого, то в дальнейшем он вправе замещать должности гражданской службы.

3. Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Отказ от получения любой формы допуска является основанием для отказа в возникновении или отмены служебного правоотношения. Нужно сказать, что обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации согласно статье 24 Закона о гражданской службе относится к факультативным или дополнительным условиям служебного контракта, т. е. к тем, которые могут быть включены в контракт по соглашению сторон. Однако в том случае, когда исполнение обязанностей по соответствующей должности предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности.

4. Наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, направлено как на лиц, претендующих на замещение гражданской должности, так и на лиц, уже замещающих должности.

Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти — Минздравсоцразвития РФ (приказ от 14.12.2009 N 984н).

5. Ограничение, связанное с состоянием близкого родства или свойства. Оговариваются случаи недопустимости служебных отношений, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного служащего другому, т. е. совместное осуществление служебных отношений лицами, состоящими в отношениях свойства или родства. Иные случаи не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в замещении должности. Также не должно являться основанием для отказа в замещении гражданской должности состояние родства или свойства, если должности предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны.

6. Основаниями отказа в возникновении или прекращении служебного правоотношения являются:

— выход из гражданства Российской Федерации;

— приобретение гражданства другого государства;

— наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Рассматриваемые ограничения имеют конституционную природу, поскольку статья 32 Конституции Российской Федерации называет единственную категорию граждан, правомочных замещать должности государственной службы, — граждане Российской Федерации;

7. Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

В случае представления гражданином при поступлении на гражданскую службу подложных документов наступает уголовная ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 327 УК.

8. Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных действующим законодательством.

Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вменяется гражданскому служащему в обязанность, неисполнение которой влечет аннулирование государственно-служебного правоотношения. Гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке сведения о себе и членах своей семьи; о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения; об обязательствах имущественного характера.

Несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, влечет дисциплинарную ответственность. Государственно-служебные отношения могут быть прекращены с любыми гражданскими служащими, независимо от замещаемой ими должности гражданской службы, ее категории и группы.

В юриспруденции выделяются такие правовые категории, как запреты и ограничения. В чем заключается специфика тех и других?

Что представляют собой запреты в юриспруденции?

В общем случае под запретом в юриспруденции понимается императивная норма права, в соответствии с которой тот или иной субъект (например, человек или организация) в установленных законом случаях не имеет разрешения осуществлять какие-либо действия или вступать в правоотношения. При этом запрет не может быть снят по воле соответствующего субъекта - только законодательно.

Например, в соответствии с положениями нормативных актов о гражданской службе, специалисты государственных и бюджетных организаций, занимающие должности на госслужбе, имеют запреты (если они не аннулируются отдельными нормами права):

  1. на осуществление предпринимательской деятельности;
  2. на приобретение ценных бумаг в целях извлечения дохода;
  3. на приобретение статуса поверенного или же представителя интересов третьих лиц в своем государственном органе;
  4. на принятие подарков и иных вознаграждений от физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
  5. на выезд за границу за счет средств физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
  6. на использование в целях, не имеющих отношения к службе, ресурсов, которые предоставляются работодателем;
  7. на разглашение или частное использование конфиденциальных данных, доступ к которым получен на службе;
  8. на публичные высказывания, в том числе и в СМИ, на темы, связанные с деятельностью органов власти и их руководителей в случае, если подобные компетенции не входят в трудовые обязанности госслужащего.

Перечень запретов, установленных для гражданских служащих, заметно больше - мы рассмотрели лишь некоторые из их примеров. Наряду с соответствующими запретами для госслужащих также определен ряд ограничений. Изучим их спецификуи интерпретацию данного термина в юриспруденции.

Что представляют собой ограничения в юриспруденции?

Под ограничениями в юриспруденции принято понимать нормы права, в соответствии с которыми тот или иной субъект - физлицо или организация - не имеет права осуществлять какие-либо действия либо вступать в правоотношения, если не обеспечит соответствия своего статуса установленным требованиям либо если не осуществит определенным образом те или иные действия.

Таким образом, ограничения принципиально могут быть сняты самим субъектом правоотношений (или, по крайней мере, будут зависеть в преобладающей степени от него лично, а не от изменений в законах).

Выше мы рассмотрели примеры запретов в контексте статуса гражданских служащих. Если говорить в данном аспекте об ограничениях, то таковыми можно назвать:

  1. наличие у гражданина недееспособности (при ее наличии нельзя быть госслужащим);
  2. непрохождение гражданином процедуры получения допуска к гостайне (как условия найма на государственную службу);
  3. наличие у гражданина заболевания, препятствующего прохождению госслужбы;
  4. выход из гражданства РФ как обязательного условия прохождения госслужбы.

Данный перечень ограничений может дополняться иными критериями, устанавливаемыми законодательством о гражданской службе.

Сравнение

Главное отличие запретов от ограничений в юриспруденции заключается в том, что первые принципиально не могут быть сняты по воле субъекта, вступающего в правоотношения, а вторые - могут при условии, что данный субъект приобретет нужный статус (например, в случае с госслужбой - вступит в гражданство России) или осуществит требуемые действия (например - пройдет процедуру допуска к гостайне, чтобы стать государственным служащим).

Между запретами и ограничениями с точки зрения юриспруденции, безусловно, есть и много общего. Так, и те и другие основываются на императивных нормах права, запрещающих тому или иному субъекту вступать в определенные правоотношения или совершать действия, пока запреты или ограничения будут иметь место.

Определив,в чем разница между запретами и ограничениями в юриспруденции, отразим выводы в небольшой таблице.

Таблица

Запреты (в юриспруденции) Ограничения (в юриспруденции)
Что общего между ними?
Запреты и ограничения в юриспруденции основаны на императивных нормах права, по которым тот или иной субъект не может вступать в правоотношения или осуществлять определенные действия, пока соответствующие запреты и ограничения действуют
В чем разница между ними?
Субъект правоотношений принципиально не может законным образом обойти установленный для него запрет на вступление в правоотношения или осуществление действий Субъект правоотношений имеет принципиальную возможность обойти установленное для него ограничение на вступление в правоотношения или осуществление действий - если получит необходимый статус или осуществит иные требуемые действия

Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае:

  1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.
  2. Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.
  3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если он необходим для исполнения должностных обязанностей.
  4. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
  5. Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
  6. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.
  7. Наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  8. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.
  9. Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
  10. Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Государственному гражданскому служащему запрещается:

  1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законодательством.
  2. Замещать должность государственной гражданской службы в случае:
  • избрания или назначения на государственную должность, если иное не предусмотрено законодательством;
  • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
  • Осуществлять предпринимательскую деятельность.
  • Приобретать в специально установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
  • Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено законодательством.
  • Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
  • Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.
  • Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
  • Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию.
  • Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
  • Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
  • Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
  • Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.
  • Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
  • Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
  • Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  • Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  • Если владение государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами или акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление.
  • После увольнения с государственной гражданской службы гражданин не вправе:

    В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

    Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 3

    Ограничения, связанные с государственной гражданской службой: проблемы справедливости и обоснованности

    Предусмотренные действующим законодательством ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, носят императивный характер. Автор статьи рассматривает дефекты указанных норм.

    Закон о гражданской службе в ст. 16 закрепляет перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Помимо ограничений данный Закон закрепляет широкий перечень запретов, связанных с государственной службой (кстати, в Законе об основах государственной службы они назывались не запретами, а ограничениями). По смыслу ст. 17 Закона о гражданской службе запреты в отличие от ограничений адресованы исключительно гражданскому служащему, а не лицу, поступающему на государственную гражданскую службу. В связи с этим на практике могут возникать некоторые проблемы, связанные с применением указанных норм.

    Например, п. 1 ч. 1 ст. 17 гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Нарушение этого запрета, согласно п. 14 ч. 1 ст. 33, является основанием для увольнения такого гражданского служащего. Однако представим себе обратную ситуацию, т. е. когда лицо, участвующее на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, подает документы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Действующее законодательство не содержит основании для отказа такому гражданину.

    Так, согласно п. 10 Положения о конкурсе, гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Другими словами, ни сам Закон, ни указанное выше Положение не предусматривают отказа в приеме на гражданскую службу вследствие несоблюдения запретов, предусмотренных ст. 17 вышеназванного Закона. Соответственно, такой гражданин должен быть принят на государственную гражданскую службу, после чего закономерно встанет вопрос о нарушении запрета, связанного с прохождением гражданской службы, и соответственно, увольнении такого гражданина.

    Примечание. Запреты и ограничения гражданской службы в нормативных актах:

    Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (не действует, в тексте - Закон об основах государственной службы).

    Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.06.2009, в тексте - ГПК РФ).

    Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте - ГК РФ).

    Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте - УК РФ).

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте - УПК РФ).

    Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009, в тексте - Закон о принципах местного самоуправления).

    Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 18.07.2009, в тексте - Закон о государственной тайне).

    Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ред. от 24.07.2007, в тексте - Закон о коммерческой тайне).

    Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 30.09.2009, в тексте - Указ о Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне).

    Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (ред. от 23.09.2005, в тексте - Перечень сведений конфиденциального характера).

    Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (ред. от 18.05.2009, в тексте - Инструкция о допуске к государственной тайне).

    Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (ред. от 03.10.2002, в тексте - Перечень сведений, не составляющих коммерческую тайну).

    Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 04.05.1990 N 4 "О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами" (утратило силу).

    Рассмотренная ситуация отнюдь не является единичной. Все сказанное выше в полной мере относится к таким запретам, связанным с прохождением гражданской службы, как:

    Замещать должность гражданской службы в случае:

    А) избрания или назначения на государственную должность;

    Б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

    В) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

    Осуществлять предпринимательскую деятельность;

    Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

    Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

    В этой связи, как нам представляется, необходимо предусмотреть обязанность гражданина, принятого на государственную службу, устранить имеющие место нарушения запретов, связанных с ее прохождением, и установить сроки исполнения данной обязанности.

    Ограничение: недееспособность

    Рассмотрим более подробно ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, перечень которых предусмотрен ст. 16 Закона о гражданской службе. Нужно сказать, что указанный перечень практически не претерпел никаких изменений по сравнению с тем, который был установлен в ст. 21 Закона об основах государственной службы. Задачами законодательного закрепления таких ограничений являются:

    Обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов;

    Установление препятствии возможному злоупотреблению служебным положением;

    Создание условий независимости служебной деятельности от групп давлений;

    Реализация гражданскими служащими своих прав и законных интересов и т. п. .

    Проанализируем установленные законодателем ограничения с точки зрения соответствия их указанным задачам.

    Прежде всего гражданину может быть отказано в приеме на государственную гражданскую службу по причине его недееспособности или ограниченной дееспособности. Согласно ст. 29 ГК РФ недееспособным по решению суда может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным закрепляется гражданско-процессуальным законодательством, а именно гл. 31 ГПК РФ.

    В соответствии со ст. 281 ГПК РФ дело о признании гражданина недееспособным может быть возбуждено в суде исключительно на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер), органа опеки и попечительства либо психиатрического или психоневрологического учреждения. Нужно заметить, что, согласно Положению о конкурсе, гражданин, поступающий на государственную службу в числе прочих документов, обязан представить справку об отсутствии у него заболевания, препятствующего прохождению государственной службы.

    Другими словами, такой гражданин должен пройти обязательный медицинский осмотр (хотя сам Закон о гражданской службе такого требования не содержит). Вместе с тем такой медицинский осмотр не предполагает психиатрического освидетельствования, которое осуществляется в соответствии с Законом о психиатрической помощи.

    В Российской Федерации официально Законом РСФСР от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (ред. 01.07.2005) было признано, что помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения в советский период нашей истории применялось государством по политическим мотивам, т. е. являлось политической репрессией. В этой связи действующее законодательство жестко регламентирует основания и порядок психиатрического освидетельствования гражданина. Кроме того, следует отметить, что само по себе наличие психического заболевания не может являться основанием для отказа в приеме на государственную службу. Суд может признать гражданина недееспособным только в том случае, когда гражданин вследствие психического заболевания лишается способности понимать значение своих действий либо руководить ими.

    Несколько иное значение имеет институт ограничения дееспособности, предусмотренный гражданским законодательством. Согласно ст. 30 ГК РФ, гражданин может быть ограничен в дееспособности, если вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Эта норма прежде всего направлена на защиту прав и охраняемых законом интересов членов семьи лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

    Законодатель не ставит возможность ограничения дееспособности гражданина в зависимость от признания его хроническим алкоголиком или наркоманом. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение.

    В связи с этим ограничение дееспособности гражданина предполагает лишение его права производить без согласия попечителя следующие действия:

    Продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать и другие сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых;

    Непосредственно самому получать заработную плату, пенсию и другие виды доходов (авторский гонорар, вознаграждение за открытия, изобретения, заработок в колхозе, суммы, причитающиеся за выполнение работ по договору подряда, всякого рода пособия и т. п.).

    Другими словами, данная норма призвана защитить интересы семьи, но никак не государственной службы. И хотя это далеко не самая актуальная проблема, связанная с реализацией права на равный доступ к государственной службе, следует признать данное ограничение мало обоснованным. Увольнение гражданина с государственной гражданской службы в связи с признанием его ограниченно дееспособным, напротив, ущемляет интересы его семьи, поскольку лишает такого гражданина (а следовательно, и его семью) заработка. Интересы государственной службы в данном случае призвана защищать другая норма, которая предусматривает возможность расторжения служебного контракта с гражданским служащим вследствие появления на государственной службе (даже однократного) в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения (ст. 37 Закона о гражданской службе).

    В связи со всем сказанным выше нам представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство, исключив ограничение дееспособности гражданина из числа ограничений, связанных с государственной службой.

    Ограничение: осуждение к наказанию

    Другим обстоятельством, при наличии которого гражданину может быть отказано в допуске к государственной службе, является осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Закон об основах государственной службы содержал несколько иное правило: гражданин не мог быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случае лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу.

    Заметим, что согласно ст. 44 УК РФ к наказаниям, исключающим возможность исполнения должностных обязанностей, можно отнести лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; арест на срок от 1 до 6 месяцев; ограничение свободы; лишение свободы. При назначении этих видов наказаний гражданин не может быть принят на государственную службу, а гражданский служащий увольняется с государственной службы.

    Основанием для отказа в приеме на государственную службу может быть только приговор суда, вступивший в законную силу. Например, привлечение лица в качестве обвиняемого по делу не может породить указанных последствий. Согласно УПК РФ, приговор суда первой инстанции вступает в силу по истечении срока его обжалования, если он не был обжалован сторонами (ч. 1 ст. 390). Жалоба на приговор суда первой инстанции может быть подана в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения им копии приговора (ч. 1 ст. 356). Вместе с тем нельзя не учитывать, что в соответствии со ст. 402 УПК РФ вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора.

    Необходимо отметить, что п. 2 ст. 16 Закона о гражданской службе в отличие от ранее действовавшего законодательства в качестве основания для отказа в приеме на государственную гражданскую службу называет наличие неснятой или непогашенной судимости. В соответствии со ст. 86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается:

    В отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;

    В отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

    В отношении лиц, осужденных к лишению свободы, судимость погашается по истечении от 3 до 8 лет после отбытия наказания (в зависимости от тяжести совершенного преступления).

    Таким образом, осуждение к наказанию, не исключающему возможность исполнения обязанностей государственной службы, также является основанием для отказа в приеме на государственную службу или увольнения с государственной службы. Как отмечается в специальной литературе, фактически любой обвинительный приговор, вступивший в законную силу, является ограничением для принятия гражданина на государственную гражданскую службу и нахождения государственного гражданского служащего на гражданской службе . В этой связи не вполне понятно, зачем отдельно указывать в качестве обстоятельства, препятствующего поступлению на государственную службу, осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей. Другими словами, первая часть данной нормы представляет собой частный случай второй части, что, как нам представляется, демонстрирует недостаток юридической техники.

    Кроме того, данная норма представляется весьма дискуссионной по существу. Нужно заметить, что аналогичное положение Закона о принципах местного самоуправления в отношении глав местных администраций вызвало неоднозначное отношение со стороны специалистов. В частности, в качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации указанным выше Законом было названо вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда (п. 6 ч. 6 ст. 36).

    В этой связи некоторые авторы отмечали, что данная норма должна учитывать тяжесть совершенного деяния, поскольку преступления, предусмотренные УК РФ, сильно различаются по степени общественной опасности . Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по ст. 285 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями) или по ст. 159 (мошенничество), не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования. Мы полагаем, что эта аргументация вполне применима и к данному случаю.

    Кроме того, как справедливо отмечают некоторые авторы, данное ограничение не согласуется с требованиями ст. ст. 32, 55 Конституции РФ и положениями УК РФ . Так, С. В. Наймушин полагает, что запрет замещения должности государственной службы может быть прямо связан с применением только такого наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). При применении ряда других видов наказании запрет замещения должности государственной службы является не целью, а следствием ограничения других прав и свобод человека и гражданина (например, лишения свободы). При иных видах наказаний запрет замещения должности государственной службы не является ни самоцелью, ни следствием ограничения других прав и свобод человека. Так, при назначении таких наказаний, как обязательные работы, заключающиеся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, штрафа, наличие работы у гражданского служащего в виде исполнения обязанностей по должности государственной гражданской службы в соответствии с должностным регламентом является решающим обстоятельством при определении вида наказания .

    В связи со всем вышесказанным нам представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", либо исключив из числа ограничений, связанных с государственной службой, наличие неснятой или непогашенной судимости, либо связав данное ограничение со степенью общественной опасности совершенного преступления.

    Примечание. Предлагаю...

    Внести изменения в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

    Дополнить ст. 16 "Ограничения, связанные с гражданской службой", изложив ее в следующей редакции:

    "1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

    2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления".

    Отказ в приеме гражданина на государственную службу

    Основанием для отказа в приеме гражданина на государственную службу либо увольнения гражданского служащего с государственной службы является отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.

    Нужно сказать, что обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации согласно ст. 24 Закона о гражданской службе относится к факультативным или дополнительным условиям служебного контракта, т. е. тем, которые могут быть включены в контракт по соглашению сторон. Однако в том случае, когда исполнение обязанностей по соответствующей должности предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности.

    Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне, государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, был утвержден Президентом РФ. Вместе с тем по смыслу Закона о государственной тайне Президентом РФ должен быть подготовлен перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием таких сведений. На сегодняшний день соответствующий акт отсутствует.

    В Приложении к Инструкции о допуске к государственной тайне приводится форма Типового договора об оформлении допуска к государственной тайне.

    К "иной, охраняемой федеральным законом тайне" относятся прежде всего служебная и коммерческая тайна. Понятие и критерии служебной и коммерческой тайны содержатся в ст. 139 ГК РФ. Информация составляет служебную или коммерческую тайну при наличии следующих условий:

    Когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

    Если к ней нет свободного доступа на законном основании;

    Обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

    Закон о коммерческой тайне регламентирует порядок установления режима коммерческой тайны, оформления допуска к ней и т. п., но лишь в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Вопрос о применимости положений данного Закона в части установления режима коммерческой тайны в рамках государственно-служебных отношений остается открытым. В литературе уже неоднократно отмечались проблемы, возникающие в связи с попытками законодателя создать "трудовой кодекс госслужащего" (в частности - абстрагироваться от терминологии трудового законодательства и т. п.) .

    Поскольку ст. 73 Закона о гражданской службе предусматривает субсидиарное применение законодательства, содержащего нормы трудового права к государственно-служебным отношениям, то указанные нормы, регулирующие охрану коммерческой тайны в рамках трудовых отношений, должны применяться и в данном случае.

    Нужно заметить, что действующим законодательством установлен Перечень сведений, не составляющих коммерческую тайну (как правило, носящих публичный характер).

    Перечня сведений, составляющих охраняемую законом служебную или иную тайну, действующее законодательство не содержит. В данном случае следует, по всей видимости, руководствоваться Перечнем сведений конфиденциального характера. Включенные туда сведения не относятся к государственной тайне, но ввиду их особого характера не подлежат разглашению. В частности, там указаны:

    Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные);

    Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

    Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна);

    Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);

    Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

    Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

    Прежде всего необходимо отметить, что данное ограничение в целом представляется вполне обоснованным с точки зрения целей и задач государственной службы. Вместе с тем, если процедура оформления допуска к государственной и коммерческой тайне предусмотрена соответствующими федеральными законами, то допуск к служебной и иной охраняемой законом тайне действующим законодательством фактически не регламентируется.

    Кроме того, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, введение дополнительных ограничений в отношении государственных служащих компенсируется предоставлением им дополнительных гарантий и льгот, которые призваны компенсировать ущерб, наносимый принципу равенства введением отдельных ограничений их прав и свобод. В этой связи Закон о государственной тайне предусматривает широкий перечень социальных гарантий, которые предоставляются гражданам и должностным лицам, допущенным к государственной тайне (процентные надбавки к заработной плате, преимущественное право на оставление на работе при ликвидации организации или сокращении штата и т. п.). В отношении лиц, допущенных к коммерческой тайне, Закон о коммерческой тайне никаких дополнительных гарантий и компенсаций не предусматривает .

    Библиография

    1. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаянова, Э. Г. Липатова. М.: Теис, 2005. С. 22.

    3. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаянова. М.: Теис, 2005.

    7. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2006.

    Рассказывается о недостатках правовых норм, носящих запреты и ограничения для государственных служащих, а также поступающих на государственную службу.

    Ограничение: заболевание

    Обстоятельством, препятствующим поступлению гражданина на государственную службу, а в отношении гражданского служащего - прохождению государственной службы, является наличие определенного заболевания, подтвержденного заключением медицинского учреждения. Перечень таких заболеваний, форма медицинского заключения, а также порядок прохождения диспансеризации должны быть установлены Правительством РФ. В настоящее время такой акт Правительства РФ отсутствует. Перечни заболеваний, которые препятствуют выполнению тех или иных работ либо замещению тех или иных должностей, на сегодняшний день принимаются по принципу ad hoc (т. е. для конкретного случая) в отношении узких категорий работников или служащих, например Список заболеваний, препятствующий работе в представительстве, Перечень психиатрических противопоказаний, Перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной.

    Собственно, представляется сомнительной сама идея нормативного закрепления медицинских противопоказаний для замещения любой должности государственной гражданской службы.

    С целью реализации данного ограничения Положением о конкурсе установлена обязанность гражданина, поступающего на государственную службу, в числе прочих документов представить справку об отсутствии у него заболевания, препятствующего прохождению государственной службы.

    Примечание. Запреты и ограничения гражданской службы в нормативных актах

    Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 17.12.2009, в тексте - Закон о гражданской службе).

    Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ред. от 22.08.2004, с изм. от 27.02.2009, в тексте - Закон о психиатрической помощи).

    Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (в тексте - Положение о конкурсе).

    Постановление Правительства РФ от 10.04.2003 N 208 "Об утверждении Списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей" (ред. от 01.02.2005, в тексте - Список заболеваний, препятствующий работе в представительстве).

    Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (вместе с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности) (ред. от 23.09.2002, в тексте - Перечень психиатрических противопоказаний).

    Приказ Минздрава России от 16.03.1999 N 83 "О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну", в тексте - Перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной.

    Ограничение: совместная служба родственников

    Пункт 5 ч. 1 ст. 16 Закона о гражданской службе закрепляет традиционное для законодательства о государственной службе ограничение, касающееся совместной службы родственников, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

    Ранее такое правило закреплялось и КЗоТ РФ в отношении совместной службы родственников на любом государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации. Действующий Трудовой кодекс подобного ограничения не содержит, и на сегодняшний день оно характерно только для законодательства о государственной службе.

    В целом с позиции целей и задач государственной службы данное ограничение представляется нам вполне оправданным. Однако на практике данная норма иногда вызывает сложности в правоприменении. Например, нередкой является ситуация, когда гражданские служащие, связанные непосредственной соподчиненностью, вступают в брак и, соответственно, уже не могут замещать прежние должности. Действующее законодательство не содержит конкретных правил разрешения данной ситуации, но п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие несоблюдения ограничений и невыполнения обязательств, связанных с прохождением гражданской службы.

    В описанной ситуации возникает вопрос: кого из таких гражданских служащих следует уволить? Теоретически нужно расторгать служебный контракт с ними обоими, однако целесообразность такого решения весьма сомнительна. Кроме того, в ряде ситуаций существует возможность перевести гражданского служащего на иную должность гражданской службы, которая уже не будет связана с непосредственной подчиненностью родственнику.

    На наш взгляд, эти и многие другие вопросы, связанные с данным ограничением, должны получить правовую регламентацию в специальном подзаконном акте. Например, в Республике Туркменистан принят и действует Закон "Об ограничении совместной службы родственников в органах государственной власти и управления". Указанный Закон закрепляет правила перевода и увольнения с государственной службы Республики Туркменистан лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также родители, братья, сестры и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

    Пункты 6 и 7 ч. 1 ст. 16 допускают отказ в приеме на государственную гражданскую службу (а в отношении гражданского служащего - увольнение с гражданской службы) в случае выхода из гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иного государства. Данное ограничение было рассмотрено нами при обсуждении условий поступления на государственную гражданскую службу.

    Ложные сведения

    В качестве ограничения, связанного с прохождением государственной гражданской службы, Закон называет представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Нужно сказать, что действовавший ранее Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" такого ограничения не предусматривал (именно в качестве ограничения). Некоторые исследователи полагают, что предоставление заведомо ложных сведений по существу не является ограничением, связанным с государственной службой . Так, С. В. Наймушин указывает, что, во-первых, при представлении подложных документов или ложных сведений, которые касаются возраста, наличия гражданства Российской Федерации, квалификационных требований, отказ в поступлении на государственную гражданскую службу должен в первую очередь основываться на несоответствии квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на наличии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, объективно препятствующих поступлению на службу или нахождению на ней, и пр. Во-вторых, в случае выявления факта представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу или заключении служебного контракта в отношении лица, уже состоящего на службе, последующее расторжение служебного контракта, освобождение служащего от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы осуществляются по усмотрению представителя нанимателя, т. е. очевидно, что данный факт сам по себе не является обстоятельством, объективно препятствующим поступлению на гражданскую службу или нахождению на ней. К этому второму аргументу мы еще вернемся ниже (в частности, мы полагаем, что Закон вследствие низкой юридической техники содержит ряд повторяющихся и пересекающихся оснований прекращения служебного контракта).

    На наш взгляд, основным недостатком данной нормы является возможность ее широкой интерпретации: Закон не указывает, какие именно заведомо ложные сведения имеются в виду. В том случае, когда речь идет о сведениях, влияющих на назначение лица на соответствующую должность, данное ограничение будет безусловно оправданным. Если же речь идет о малозначимой информации или информации, не имеющей значения для приема на государственную службу (наличие детей, место рождения и т. п.), отказ в приеме на государственную службу по данному основанию вряд ли следует считать целесообразным. Хотелось бы отметить, что представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на работу в качестве основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя ранее было предусмотрено п. 11 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Весьма показательно, что в новой редакции (от 30.06.2006) Трудовой кодекс предусматривает возможность увольнения лишь за представление подложных документов, но не за сообщение заведомо ложных сведений.

    Наконец, Закон о гражданской службе закрепляет традиционное для законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения, ограничение, связанное с непредставлением либо представлением заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Гражданин при поступлении на гражданскую службу и затем ежегодно обязан представлять представителю нанимателя указанные сведения. Интересно, что Закон не предусматривает отказа в приеме на гражданскую службу (или увольнения с государственной службы) вследствие представления неполной информации о доходах или имуществе.

    Таким образом, предусмотренные действующим законодательством ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, весьма далеки от совершенства и далеко не всегда обусловлены особенностями этого вида профессиональной деятельности. Учитывая, что данные нормы носят императивный характер, наличие отмеченных выше дефектов может серьезно и не всегда обоснованно ограничивать конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе.

    Библиография

    1. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаннова, Э. Г. Липатова. М.: Теис, 2005. С. 22.

    2. Наймушин С. В. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе (правовые вопросы) // Чиновник. 2005. N 4 (38).

    3. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаннова. М.: Теис, 2005.

    4. Иванов С. А., Иванкина Т. В., Куренной А. М., Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. N 6. С. 10.

    5. Чиканова Л. А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.

    6. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Проблемы правового регулирования государственно-служебных отношений // Трудовое право. 2005. N 3.

    7. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (постатейный).

    М. Пресняков

    Кафедры гражданского процесса,

    Трудового и экологического права

    Поволжской академии

    Государственной службы

    Им. П. А.Столыпина

    Подписано в печать

    ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    Н.В. ВАССЕРМАН

    ассистент Байкальского государственного университета

    экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

    ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАМЕЩЕНИЕМ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

    Рассматривается действующее законодательство о государственной гражданской службе, анализируется отдельно взятый аспект, связанный с ограничениями и запретами в отношении государственных гражданских служащих.

    Ключевые слова: государственная гражданская служба, ограничения и запреты, конфликт интересов.

    УДК 342.9 ББК 67.401

    Преобразования в устройстве государственной власти Российской Федерации сопровождаются реформированием государственной службы. В последнее время активно развивается правовое регулирование этого института, утверждена специальная Федеральная программа по реформированию государственной службы Российской Фе-дерации1, одной из целей которой является создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации. Данной программой были намечены повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственное управление. В настоящее время уже приняты федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации»2, «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3.

    Задача первого из них - федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 июля 2003 г. № 58-ФЗ - установить общие принципы и основные положения правового регулирования государственной службы. В его статьях последовательно представлены общие вопросы организации и функционирования, а также условия государственной службы, система управления государственной службой. На его

    основе должны быть приняты как федеральные законы, регламентирующие отдельные виды федеральной государственной службы, так и законы субъектов Российской Федерации, посвященные определению особенностей региональной гражданской службы.

    Второй из названных законов - федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ - также является комплексным законодательным актом рамочного регулирования. Данный закон охватывает обширную сферу общественных отношений, определяет правила конкретного вида государственной службы: устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Его еще называют «трудовым кодексом» для чиновников или своеобразным ГОСТом службы, поскольку он переводит регулирование отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, в область административно-служебного права, не вступая при этом в противоречие с нормами трудового права4.

    В юридической литературе законы о государственной службе получили неод-

    © Н.В. Вассерман, 2009

    нозначную оценку. Наряду с утверждениями о том, что они «заложили в целом твердые правовые основы построения и практической деятельности самой двигательной силы в государственном механизме»5, встречаются отрицательные отзывы. Так, нельзя не заметить и противоречия в ряде положений самого закона, содержащиеся в нем нормы коллизионного характера, оставляющие пробелы в правовом регулировании государственно-служебных отношений6.

    Безусловно, федеральный закон «О государственной гражданской службе» содержит ряд положительных моментов. Это выражается прежде всего в законодательном закреплении ряда этических норм поведения государственных гражданских служащих, ранее не регламентируемых. Главный недостаток закона в том, что в нем отсутствуют действенные механизмы (специальные организации, формы, методы), призванные активно способствовать реальному, эффективному его функционированию. Также одной из слабых сторон закона следует признать отдельные положения, закрепляющие ряд запретов и ограничений для гражданских служащих.

    Российский законодатель впервые вводит понятие ограничений и запретов на государственной гражданской службе, которые можно рассматривать как правовые меры, позволяющие создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений, и посвящает этому ст. 16 и 17 федерального закона «О государственной гражданской службе».

    Ограничение - это условие, при котором гражданин не может быть принят на гражданскую службу или не может более на ней находиться, а запреты - это то, что гражданский служащий не вправе делать, находясь на государственной службе. Как видно, законодатель ограничился весьма расплывчатыми формулировками, не раскрывая сути данных категорий.

    В работах некоторых ученых, занимающихся исследованием государственной службы, встречается термин «правоограни-чения» - это обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные

    юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено7. Безусловно, вопрос о соотношении понятий «ограничение» и «запрет» требует дальнейшего изучения, анализа и заслуживает отдельного внимания со стороны ученых-правоведов.

    Федеральный закон «О государственной гражданской службе» запрещает гражданскому служащему заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 3 ст. 17). Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке8. Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ государственному служащему запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц. Таким образом, оформляя бизнес на доверенное лицо, гражданский служащий, выполняя служебные обязанности, одновременно может получать доход от занятия предпринимательской деятельностью. Представляется, что законодателю следовало исправить данный пробел, чтобы при толковании нормы не возникали спорные ситуации.

    Имеются и положительные нововведения: так, в законе решен вопрос об участии служащего в предпринимательской деятельности после увольнения с государственной гражданской службы. Для уходящего с государственной гражданской службы устанавливается ограничение в два года, в течение которых он не может работать в тех организациях, отдельные функции государственного управления которыми непосредственно входили в его прежние должностные обязанности.

    Таким образом устанавливается определенная защитная мера, направленная на преодоление коррупции, чтобы не возникало таких ситуаций, когда служащий переходит в ту организацию, которой он управлял, находясь на гражданской службе. Однако неясен смысл категории «отдельные функции», законодатель не уточняет, какие это функции и что следует под ними понимать; кто должен

    Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

    Н.В. ВАССЕРМАН

    определять критерии выполнения «отдельных функций» государственного управления в этих случаях - будущий работодатель или сторона в гражданско-правовых договорах; какие последствия могут наступить при игнорировании гражданским служащим данного запрета, поскольку отношения будут уже не служебные. Думается, что эти положения закона требуют дальнейшей доработки и уточнения со стороны законодателя.

    С принятием федерального закона «О государственной гражданской службе» в России впервые в законодательном порядке вводится такое понятие, как «конфликт интересов», и предлагается механизм его разрешения. Конфликт интересов тесно взаимосвязан с ограничениями и запретами на гражданской службе, поскольку нарушение ограничений и запретов приводит к возникновению конфликтной ситуации. Законодатель определил, что конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей. Под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего или членов его семьи. В федеральном законе «О государственной гражданской службе» личная заинтересованность сводится исключительно к получению гражданским служащим материальной выгоды. Такое понимание не совсем верно, так как на исполнение служащим своих должностных обязанностей могут повлиять и интересы личного характера, лишенные корыстных целей, например желание помочь своим близким, родственникам, членам семьи, попавшим в трудное положение. Это, в свою очередь, тоже может привести к конфликту интересов на гражданской службе, а также к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества и государства, но в этом случае личная заинтересованность будет лишена такого признака, как получение материальной выгоды.

    Федеральный закон «О государственной гражданской службе» предусматривает и

    механизм разрешения конфликта интересов, который выглядит слишком громоздким и трудноисполнимым. Так, в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Наниматель принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Кроме того, порядок разрешения конфликта интересов нашел отражение в новом федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф39. Данный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В нем прописываются такие меры по профилактике коррупции, как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, предъявление специальных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также ряд других мер, направленных на предотвращение коррупции в органах государственной власти.

    К сожалению, низкий уровень развития правосознания в обществе, многовековая история взяточничества и воровства на всех уровнях власти, а также отсутствие действенных механизмов борьбы с данными явлениями в России будут серьезным препятствием реализации этих норм на практике. Служащий сам должен быть заинтересован в том, чтобы сообщить о конфликте государству и тем самым предотвратить более крупные для себя проблемы. «Нормы начнут работать в полную силу, когда сложится нормальная практика, когда находиться в состоянии конфликта станет просто неприлично»10. Как вытекает из текста закона, этими вопросами должны заниматься специально созданные комиссии по урегулированию конфликтов интересов, которые создаются внутри государственных органов.

    Таким образом, в законодательство о государственной гражданской службе введены новые понятия, новые профессиональные

    Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

    термины, новые правовые институты. Даже исходные понятия «государственная служба» и «государственный служащий» определяются в законе принципиально иначе.

    При анализе отдельно взятого аспекта закона, связанного с ограничениями и запретами на гражданской службе, возникает много вопросов, на которые непросто ответить. Безусловно, эти категории требуют дальнейшего исследования и теоретической разработки.

    Примечания

    1 О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»: указ Президента РФ от 19 нояб. 2002 г. № 1336 // СЗ РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.

    2 О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2003 г. № 58-ФЗ // Там же. 2003. № 22. Ст. 2063.

    3 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Там же. 2004. № 31. Ст. 3215.

    4 См., напр.: «Трудовой кодекс» для чиновника // Российская газета. 2004. 31 июля; ГОСТ службы: Государственные чиновники теперь будут жить и работать по закону // Там же. 2002. 29 июля.

    5 См., напр.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. О реформировании государственно-служебного законодательства // Административное и административно-процессуальное право: Актуальные проблемы. М., 2004.

    6 См., напр.: Козбаненко В.А., Медведев Д.А. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе». СПб., 2007.

    7 Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.

    8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

    УДК 342.727 А.Р. ШАСТИНА

    ББК 67 ассистент Байкальского государственного университета

    экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

    СВОБОДА СЛОВА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

    В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    Рассматриваются правовые основы функционирования СМИ в период глобализации, особенности реализации права на свободу слова и права на информацию в деятельности СМИ.

    Ключевые слова: свобода слова, средства массовой информации, массовая коммуникация, глобализация, право на информацию.

    Рудольф фон Иеринг объявляет замкнутость смертным грехом народов, ибо высший закон истории есть общение1. Процесс глобализации естественен, как естественно само общение, и данный процесс набирает обороты и затрагивает все сферы общественной жизни. Это отражается прежде всего на массовых информационных процессах, обеспечивающих коммуникацию народов.

    Средства массовой коммуникации предоставляют множество возможностей для общения. По мнению Л.В. Мрочко, к ним может быть отнесен арсенал устного общения (лекция, конференция, собрание, митинг,

    беседа и т.п.), культуры и искусства (театр, литература, кино и т.п.) и средств массовой информации (периодическая печать, телевидение и радиовещание)2. Коммуникация - процесс, предполагающий передачу информации. В последние годы развивалась теория существования двух моделей передачи информации - «вертикальной» (от официальных, государственных или частных СМИ к населению) и «горизонтальной» (от гражданина к гражданину, например через Интернет).

    Деятельность СМИ - серьезная и ответственная общественная и государственная функция. В связи с этим остро стоит воп-



    Просмотров