Оформление и получение паспорта моряка. Сколько зарабатывают моряки и как устроиться работать на судно Как получить морские документы

«Моряк» - достаточно обширное понятие, которое подрузамевает под собой людей, работающих на пассажирских и рыболовецких судах, на балкерах и рефрижераторах, газовозах и морских паромах, а также танкерах, контейнеровозах и многих других. Много можно еще называть и перечислять судов, специализирующихся на том или ином виде деятельности. Экипаж любого существующего судна объединен работой двух основных служб – палубной и машинной. С этого и начинается понимание деятельности экипажа и сути всей работы.

Морские специальности

Чтобы выяснить какие морские специальности существуют, нужно иметь представление о том, кто входит в экипаж судна. В его составе капитан, офицеры – старший, а также второй, третий и четвертый помощники капитана, рядовой состав – уборщики, мотористы, токари, повара, официанты, боцманы и другие; старший механик и ему подчиняющиеся системный механик, электромеханик и рефрижераторный механик.

Как известно, капитан всему голова, именно он стоит заведует экипажем и палубной службой. Экипаж может состоять из огромной команды людей. При этом каждый сотрудник занимает свою нишу и выполняет функции, возложенные на него, а все вместе они обеспечивают бесперебойную и безопасную работу судна.

В экипаж входят офицеры и рядовой состав (повара, официанты). Палубная служба осуществляет подготовку и тренировку экипажа. В их обязанности также входит построение маршрута на карте, проверка оборудования и при необходимости смазка, покраска палубных механизмов.

В свою очередь машинная служба занимается поддержкой работоспособности всех механизмов машинного отделения, соответственно. Во главе этой службы находится старший механик. Ему подчиняются второй, третий, четвертый офицеры, системные механики, рефрижераторный механик и рядовой состав (уборщики, сварщики, токари).

Обучение морским специальностям

Разобравшись со структурой работы служб экипажа, рассмотрим, как получить морскую специальность.
Матросу или мотористу вполне хватит курса мореходной школы. Курсы морских специальностей можно пройти во Владивостокской мореходной школе, Санкт-Петербургском морском техническом колледже или Астраханском речном училище.

Морские специальности во Владивостоке: моторист ГЭС, механик-моторист, моторист - все это наиболее актуальные на сегодняшний день профессии для работы на судне.

На обучение мотористом или матросом уйдет год, после чего можно отправляться в плавание. Желание попасть на иностранное судно должно сопровождаться знаниями иностранного языка, как минимум, рекомендуется обладать еще и опытом работы.

Военно-морская академия - специальности

Логично, что офицером стать невозможно не закончив военно-морскую специальность. Поэтому если карьера в море не ограничивается в мыслях матросом, следует поступить на обучение по морской специальности в высшее мореходное заведение. Это может быть Военно-морская академия в Мурманске, Владивостоке или Севастополе, где ведется набор на самые разные военно-морские специальности.

В России получить образование офицера поможет Государственная Морская Академия имени Адмирала с.о. Макарова в Мурманске, Севастопольская Морская Академия, Морской государственный институт им. Г. И. Невельского во Владивостоке. Поступить в вуз не просто.

В первую очередь абитуриенты проходят медкомиссию и психологические тесты, так как обучаться могут только полностью здоровые люди. Затем проверяют навыки в плавании. До тех пор, пока человек не умеет плавать, подавать документы в военно-морскую академию бесполезно.

Если абитуриент успешно справился с вступительными испытаниями и поступил в вуз, то трудности не заканчиваются, а только начинаются. Придется много работать над собой, своими страхами, много учиться и учить.

Во время практики в первый раз студент получит опыт выхода в открытое море, где прочувствует все сложности работы "моряка" не в теории, а на практике, поймет весь объем возложенной на него ответственности.

Обязательным условием обучения в военно-морской академии или институте является углубленное изучение английского языка, относятся к этой дисциплине строго, так как столкнуться с английским языком придется не раз, все международные документы составлены на этом языке, в экипаже обязательно будут сотрудники других государств.

Перечень морских специальностей

По единой Российской классификации в перечне специальностей морские специальности идут под кодом 180000. Обучение проходит в высших морских заведениях по единому международному стандарту Морской организации, по итогам обучения выдают диплом на английском языке, что дает право беспрепятственно устроиться на работу на иностранное судно.

Офицером экипажа на судне помогут такие морские специальности как: морское судовождение - специальность с присвоенным ей единой классификацией кодом 180406, Судовождение и эксплуатация технического флота (180407),Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании (180408), Эксплуатация внутренних водных путей (180409).

Однако, конечно же, бюджетных мест на обучение в высшее мореходное заведение очень ограниченное количество, а плата за обучение высокая, далеко не каждому желающему вступить в ряды моряка, по карману такая затея. И тут есть над чем поразмыслить, потому что деньги, которые платят морякам являются соблазнительными суммами для не искушенных, но существует ряд побочных эффектов, таких как статус безработного.

В России, по законодательству, такой вид заработка не будет являться трудовым стажем и при выходе на пенсию не на что будет рассчитывать. Не приходится говорить и об отсутствии суши на протяжении нескольких месяцев, невозможности зачастую пообщаться с родными и близкими. Кроме этого, постоянные штормы и качки не дают отдохнуть и расслабиться. Психологически выдержать такую работу не каждый сможет.

Работа - морские специальности

Зато по другую сторону судна существуют и другие морские специальности, которые не включают в себя долгое пребывание в плавании. Это могут быть кораблестроительные профессии: «кораблестроение и океанотехника » (180100) или «судостроение» (180103).

После окончания вуза или мореходной школы необходимо получить морское удостоверение личности и отправляться на работу. Работу находят через крюинговые компании, которые, по сути, занимаются посреднической деятельностью между судовладельцем и моряком. Общение может происходить по телефону. Составляется контракт, он может быть как кратковременным, на девять месяцев, к примеру, так и на постоянной основе.

Желающим работать на судах торгового флота необходимо получить соответствующее образование в морском учебном заведении, а также оформить паспорт моряка, здесь мы расскажем, как получить документ. Однако необходимо сразу уточнить, что термин «паспорт моряка» используется только в разговорной речи, так как с 2014 года он утратил силу. Вместо него сегодня оформляется другой документ - Удостоверение личности моряка (УЛМ). Разберемся, какую роль играет такое удостоверение, где и как его оформить.

Для чего необходим УЛМ, или паспорт моряка

Действующий ранее паспорт моряка, или УЛМ, - это документ, подтверждающий личность своего обладателя, наряду с внутренним паспортом гражданина РФ и загранпаспортом. Выдается он командному составу, матросам и другим членам команды судна, совершающего международные рейсы. Однако права на свободный въезд в Россию и выезд из нее паспорт моряка не дает. Обязательно потребуется подтверждение того, что обладатель числится в этой судовой команде на определенной должности.

УЛМ выдается как россиянам, так и иностранным гражданам, входящим в команду торговых, пассажирских и рыболовных судов, не только морских, но и смешного типа «река-море». Полагается такой документ и курсантам морских учебных заведений на время прохождения практики на судах. Паспорт моряка не положен членам команды военных судов, для них действуют особые правила и документы.

Удостоверение имеет срок действия - пять лет. Но в течение года с этого момента моряк имеет право въехать в Россию, если документ стал недействительным во время его пребывания за рубежом. После оформления нового УЛМ старый возвращается владельцу для хранения.

Куда обращаться за оформлением

Желающим получить впервые или обновить паспорт моряка необходимо знать, где и как получить этот документ. Для оформления можно обращаться в государственные инстанции, такие как Министерство транспорта (для торговых судов) или Министерство сельского хозяйства (для рыболовных судов). Выдачей УЛМ занимаются также специальные отделы в морских торговых или рыбных портах, речных управлениях. В Санкт-Петербурге оформлением удостоверений занимается также ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря».

Современный способ, как получить паспорт моряка, – это использование сервисов портала Госуслуг. Подать заявление можно через электронную почту. Однако представить подлинники необходимых документов и забрать готовое удостоверение все равно придется лично. Все сведения о заявителе проверяются МВД и ФСБ. При возникновении у этих органов сомнений в выдаче удостоверения может быть отказано. Подобное решение стоит оспорить, для чего придется обратиться в суд.

Какие документы потребуется собрать

Для оформления УЛМ, или, как многим более привычно, паспорта моряка, потребуется собрать необходимые документы:

  • Анкета-заявление. Ее бланк можно скачать на портале Госуслуг или сайте той организации, которая занимается оформлением УЛМ. Анкета заполняется только на компьютере, распечатывается в двух экземплярах, каждый из которых собственноручно подписывается после проверки принимающим документы сотрудником.
  • Действующий внутренний паспорт. Он предъявляется в оригинале, а также передаются копии всех его страниц.
  • Заграничный паспорт, также оригинал и копия.
  • Документы, подтверждающие, что заявитель действительно работает на борту суда на основании трудового или иного договора (представление судовладельца, мореходная книжка, трудовой договор или трудовая книжка, судовая роль и пр.)
  • Документ, подтверждающий морскую специальность, необходимый уровень квалификации и пригодность по состоянию здоровья, если заявитель не может предоставить подтверждение занятости на борту.

загран.паспорт 1000 или 2500, ОСПС 1000р как в принципе и остальные фантики. Комиссия 2000, не все рыбаки требуют сан.минимум. 800р гос.пошлина за УЛМ+мор.книжку. но это естественно если всё самому делать! [i](Добавление) загран.паспорт 1000 или 2500, ОСПС 1000р как в принципе и остальные фантики. Комиссия 2000, не все рыбаки требуют сан.минимум. 800р гос.пошлина за УЛМ+мор.книжку. но это естественно если всё самому делать! не знаю, как и где,но в среднем корки матроса электрика и мотыля около 5000 стоит. может где то дешевле, давно не узнавал. мотросом может и от 2 ,а электрону уже нужно 6 месяцев. Ах, да, прикол такой: получил учебные корки, и если ты в течении года не поменяеш ьна рабочие,то в порту МКК сдавать нужно будет. [i](Добавление) скажу одно, в УТЦ Дальрыбвтуза дешевле сделать фантики, нежели в ВМУТЦ, сейчас высшее командное училище на Минёров. так же как и ОСПС, друг там покупал по моему чуть ли не 3рубля а в рыбе он стоит если купить 900р. у меня на руках БЖС, ПЗМ, ещё ОСПС нужно. остальные не нужны,по скольку есть разница: ком.состав или рядовой! можно ещё сделать СШП(специалист по шлюпкам и плотам) ну и оказание 1 мед.помощи. [i](Добавление) По просьбам трудящихся предлагаю обсудить стоимость и особенности оформления морских документов. 1.з/паспорт 3000 2.улм 800 3.мореходная книжка 1200 4.мед.комиссия вместе со стоимостью мед.книжки,сан.минимума и всех анализов 4000 5.сертификаты оспс и нач.подготовка 5000-5500 за каждый. это все документы необходимые для того чтоб выйти в море матросом,за исключением самого свидетельства матроса его стоимость я не знаю. ну и ньюансы помимо учебного св-ва матроса выданного в учебном заведении вам потребуется рабочее квалификациооное свидетельство выдаваемое администрацией порта на основе учебного,это свидетельство вахтенного матроса чтоб его получить нужно иметь справку о плавании сроком не менее 2-х месяцев,само кв.св-во стоит в амп около 1000. если справок о плавании нет то вам его не выдадут. для данного случая имею совершенно точную информацию что порты перестали требовать наличие кв.свидетельств выданных морскими администрациями у каждого члена экипажа. Сейчас они требуют наличие подобных свидетельств лишь у минимального состава экипажа. для тех кто не знаком минимальный состав определяется администрацией порта отдельно для каждого типа судна,без наличия полного мин. состава экипажа судно не выпустят в море. Из этого следует что в море вы сможете пойти и по учебной корочке. единственное что на судне может быть только вакансия с обязательным наличием рабочего свидетельства. ну и конечно набрав необходимый ценз нужно будет получить рабочее свидетельство. отдельно хочу сказать по сертификатам,некоторые молодые моряки купившие корочки имеют на руках кучу сертификатов как у комсостава и медицина и борьба с пожаром. И думают при этом что это хорошо дескать чем больше фантиков,тем лучьше. их просто развели на бабки барыги. не попадайтесь и вы на эту удочку. 2 сертификата которые я назвал выше необходимы для получение свидетельства вахтенного матроса. если бы нужно было больше вам просто бы не выдали кв.свидетельство. цены приблизительные,в рублях предлагаю тем кто знает написать стоимость учебного свидетельства вахтенного матроса [i](Добавление) я тут в одном из постов вызказался что 20т,должно хватить на все. получается явно не хватит а вообще лазя по сайтам в среднем УЛМ+мор.книжка в районе 5000 стоит,ну максимум 6000, смотря через какое агентство делать! можно и через компанию, но там нужно, чтоб компания справку выдала тебе по моему формы № 32, типа бланка........




Курсы матроса.

Паспорт моряка

Загранпаспорт.



медицинскую комиссию


Паспорт моряка
Загранпаспорт
Basic safety training

Учебный диплом матроса
Медкомиссия

протокол комиссии ГКК

на рабочий диплом

PS: Вам еще понадобится «Послужная книжка моряка».

Или, допустим, мотористом – путь примерно одинаков: сквозь тернии к звездам. Итак, мои ненасытные друзья, жаждущие стабильной оплаты своего труда, морских путешествий, разных и красивых женщин, внеурочной работы и острых ощущений. Сия статья посвящена тем, кто собирается связать свою судьбу с морем. Стать моряком. С чего начать путь матроса (моториста), где учиться, какова примерная стоимость этого удовольствия в современных реалиях. Путь от прыщавого шкета до дипломированного морского специалиста (хотя пока и без опыта). Обо всем этом и немного о другом читаем ниже.

В общем и целом сообщество моряков можно смело разделить на две группы людей:
К первой группе относятся те, кто с половозрелого возраста сами или по наставлению родителей стремились связать свою жизнь с морем. Обычно такие люди сразу, со школьной скамьи, поступают в мореходное училище. И дальше с песней по жизни.

Вторая группа включает в себя людей, которые уже имеют какую-либо гражданскую профессию на берегу, но в силу сложившегося финансового состояния или по иным меркантильным причинам решивших сменить землю на воду. Эти люди идут на такой шаг осознанно и не редко делают успешную карьеру.

Именно вторую группу людей мы и рассмотрим.

Итак, проснувшись однажды утром и почесав тестикулы, вам в голову пришла шальная мысль – а почему бы мне не помантулить в морях-океанах. Денег на берегу особо не заработаешь, стабильности нет, вечный кризис и ипотека, а в мореходку вы не решились поступать вовремя по объективным причинам. Более того, взглянув на своих бывших одноклассников, сокурсников, коллег по шиномонтажу и покеру, которые вовремя почуяв ветер перемен уже давным-давно работают в море и прекрасно себя чувствуют – подумали, чем вы хуже?

Рассмотрим примерный ход событий. Первым делом вы задались вопросом: «ГДЕ?» постичь азы нехитрого ремесла матроса т.е. как оббивать ржавчину, красить палубу во время дождя, улыбаться старпому и многому другому, но не менее увлекательному. Если у вас в городе есть морской ВУЗ или подобное учебное заведение – то вероятнее всего при нем образованы кошерные курсы по отъему денег у жаждущих до морей в обмен на необходимые знания и блестящие корочки. Если таковые курсы в месте вашего проживания имеются – это хорошо, если нет, то придется потратиться и совершить променад в другой город. Сущая ерунда, ведь у вас уже есть цель, не правда ли?

Список некоторых учебно-тренажерных центров подготовки плавсостава в Украине:

Допустим, с учебным центром вы определились, и вот тут наступает момент первого расставания с денежными знаками в обмен на свою мечту. Эти знаки у вас отнимут при поступлении на курсы подготовки плавсостава. Взамен предложат минимальный пакет необходимых документов для безудержного мореплавания. Рассмотрим процесс подробнее.

Курсы матроса. Минимальный багаж знаний для рядового состава, часть из которого состоит из теоретического материала, к сожалению, на практике не всегда пригодного. Частично из информации о жизненноважных и архинеобходимых аспектах работы в море: такелаж, устройство судна, работа рулевого, где находится гальюн и клотик и т.п.

Стоит отметить, что срок обучения на матроса занимает порядка 4-5 месяцев в зависимости от учебной программы того или иного центра подготовки плавсостава. Как апофеоз сего мозгового штурма, после соответствующего экзамена в конце обучения вы получите Учебный диплом квалифицированного матроса 2-го класса (ordinary seaman). Стоимость курсов подготовки матроса в пределах 4000 грн. (12000 руб.). Цена за обучение может варьироваться как от тренажерного центра так и от страны проживания.

Паспорт моряка (свидетельство моряка или Удостоверение личности моряка). Во время обучения на курсах вам придется оформить себе паспорт моряка. Централизованно активом учебной группы будут собраны анкеты и переданы в соответствующие инстанции. Или в случае отсутствия такового самому придется побегать сначала за допуском в компетентные органы, потом оформляться к капитану порта. О часах работы капитании, как и о пакете необходимых документов лучше предварительно погуглить.

Фокус в том, что в капитании не всегда есть бланки. И тут на свет божий являются посредники. Улыбчивые ребята с хитрым прищуром и потными ладонями помогут вам оформить паспорт моряка, даже если бланки в капитанию не завозили последнюю пятилетку. Но дороже. В любом случае проявив настойчивость и уделив этому время вы станете счастливым обладателем документа удостоверяющего вас как морского специалиста. Хотя на самом деле пока вы им не являетесь. Стоимость паспорта моряка в районе 1000 грн. (около 2 тыс. рублей).

Загранпаспорт. Оформлять не задумываясь. Без него только каботаж, только хардкор.

Ознакомление, начальная подготовка и инструктаж по вопросам безопасности. Обязательный курс. По итогу вы получите корочку «Basic safety training» за каких-то 500 грн. (в России не в курсе, но предполагаю 3-4 тыс. руб.).

На этом учебном курсе вам поведают об элементарных мерах предосторожности при работе на морских судах. Теория, пожарная подготовка, оборудование для спасения, оставление судна, медицинская помощь. Много интересного вам придется узнать в теории о безопасной, безаварийной работе на судне, но и совершить на практике некоторые увлекательные действия:
- пострадавшего в задымленном помещение в костюме пожарного и дыхательном аппарате.
- прыжки в бассейн или открытый водоем с высоты третьего этажа как имитация прыжка с палубы судна с обязательным требованием вплавь достичь спасательной шлюпки.

Так как судно – место повышенной травмоопасности, то и курс оказания первой медицинской помощи не будет лишним: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, наложение шины, сифонная клизма, укол в голову и т.п. Все это вы прочувствуете на себе при обучении.

В четвертых вам понадобиться корочка специалиста по шлюпкам и плотам (Proficiency in survival craft and rescue boats, other than fast rescue boats) (200 грн, 2-3 тыс рублей). Название курсов говорит само за себя. Ознакомление и управление средствами спасения. Хотя, все это впоследствии, уже на судне, вам будут периодически вдалбливать в голову чиф со вторым помощником во время ежемесячных тренировок.

После учебных курсов у вас будет небольшая практика 1-1.5 месяца на каком-нибудь Учебно-производственном типа «Герой Советского союза Абдулла Дермухамедов» с последующей записью в паспорте моряка. Посчитаем, что это ваш первый опыт – сын ошибок трудных.

Как очередная ступень к достижению своей цели обязательно понадобится пройти медицинскую комиссию в профильном медучреждении. А также сделать прививку от желтой лихорадки. Все нюансы данного мероприятия я уже описывал в статье Стоимость на данный момент: медкомиссия 550 грн. и прививка 200 грн (1500 и 550 рублей соответственно).

Итак, вы отучились и имеете в прикупе следующее:
Паспорт моряка
Загранпаспорт
Basic safety training
Proficiency in survival craft and rescue boats, other than fast rescue boats
Учебный диплом матроса
Медкомиссия

Денег потратили немало, но и получил заряд бодрости и мотивацию.

Но! Для того чтобы работать на торговом, пассажирском, оффшорном, любом другом судне – прежде всего нужен рабочий диплом. Следующий шаг – все вышеперечисленные документы, заявление и оплату вы подаете в Инспекцию по подготовке и дипломированию плавсостава . В инспекции все дотошно проверят и, если все в ажуре, назначат дату и время экзамена в государственной квалификационной комиссии (ГКК). Суровые старцы с погонами проверят вашу теоретическую подготовку и после прохождения экзамена выдадут протокол комиссии ГКК . Все это от подачи документов до получения протокола может занять месяц.

Но и это еще не все. С этим протоколом вы снова мчитесь по проторенной дороге в капитанию для обмена на рабочий диплом (Certificate of competency) и подтверждение к рабочему диплому (Endorsement). И вуаля – у вас в кармане рабочий диплом международного образца с указанием на каких типах судов вы имеете право работать и какие обязанности выполнять. Опять же капитания – не «Красный крест» и благотворительностью не занимается. Т.е. необходимо будет раскошелиться в пределах 300 грн. (в России - ?).

Все обучение занимает около 4-5-х месяцев. Долго? Это, безусловно, индивидуально. Но есть и другой вариант – купить рабочий диплом и все сопутствующие сертификаты у добрых людей. Но я бы не советовал покупать документы. Если решили изменить свою жизнь – делайте это как положено.

PS: Вам еще понадобится «Послужная книжка моряка». Документ по типу трудовой книжки необходимый для последующего обмена рабочего диплома или повышения, чтобы подтвердить свой плавценз.

Много молодых людей выбирают для себя профессию моряка однажды и на всю жизнь. Но так везёт далеко не всем. В силу разных жизненных обстоятельств, нам иногда приходится менять род занятий. По-научному, это называется социальная адаптация. Естественно, приходится переучиваться, получать второе образование заочно. Как действительно обрести новую специальность, а не пополнить ряды тех, кого «морские волки» называют парикмахерами и таксистами, случайно оказавшимися в море?

Ниже несколько советов тем, кто собирается учиться или уже учится заочно.

Поступая на заочное обучение, помните, что придётся-таки учиться. Причём обучение должно быть непрерывным. Это значит, что ежедневно, по несколько часов, Вы должны самостоятельно изучать какой-либо предмет. Тут можно выбирать: или учить всё сразу, как делает стационар или по-уму, выбрать пару «пересекающихся» дисциплин, изучать их, а потом переходить к следующим. Как это работает? Например, берёте «Навигацию и лоцию» и учите вместе с «Мореходной астрономией». Какую-нибудь «Философию» учите вместе с «Украинской культурой» и т.д.

Как заставить себя заниматься?

Обычно заочники – люди «зрелого» возраста и делают свой выбор более осознанно. Значит, они должны быть более мотивированы на обучение. Да, заочник, как правило, большую часть времени работает. Если это работа в море – наберите в рейс необходимой литературы. Сейчас вся учебная литература есть в электронном виде в Интернете, в открытом доступе. Кафедральные методички можно сфотографировать – они не слишком большие. Думаю, при желании, в самом трудном рейсе, можно выделять пару часов на занятия. Результат не заставит себя ждать. Тем более, есть отличная возможность проверять знания на практике. Если работаете на берегу – тоже не беда. В основном, вся работа до 18-00. Остальное время принадлежит Вам и распоряжаетесь им только Вы. Да, придётся отказаться от просмотра сериалов по «ящику», «серфинга» в сети, или игры в «танчики» («ферму»). Но тут уж Вам выбирать – тренировать мозги или указательный палец правой руки, бесконечно кликая мышкой. Вообще, поражают геймеры, которые думают, игры что-то там развивают. Посмотрите на них со стороны – сидит скрюченный человек и беспрерывно дергает указательным пальцем правой руки. Такому движению запросто можно научить обезьяну. Кстати, никто не слышал, ещё не проводят чемпионаты по киберспорту с участием обезьян? Думаю при правильной мотивации, у них есть хорошие шансы на победу.

Итак, расставьте приоритеты: учёба или прожигание времени.

Не разделяйте предметы на важные и второстепенные

Часто слышал от одногруппников на первых курсах: «Зачем мне этот «Сопромат» или «Технология материалов»? Не буду даже книгу открывать. Заплачу и сдам. А вот когда пойдут предметы по специальности, вот тогда начну учить…» Но пришёл третий курс, начались спецпредметы «Теория и устройство судна», «Навигация и лоция» и другие, а платить-то продолжаем. Потому что, во-первых вообще не привыкли что-либо читать и учить. А во-вторых, если открываем книгу, то видим ф…у (Вы поняли что). У человека нет базовых знаний. Например, корпус судна с точки зрения прочности – это пустотелая балка из «Сопромата», испытывающая изгиб и кручение. Среднеквадратичная погрешность определения места судна – это теория вероятностей из высшей математики; расчет плавания по дуге большого круга – формулы из сферической тригонометрии и т.д. Знания должны накапливаться системно – чем лучше будет фундамент, тем крепче будет здание.

Старайтесь найти в любом изучаемом предмете, что-то интересное для себя

Чтобы легко и хорошо изучить предмет учебной программы, постарайтесь «увлечься» им. Тут поможет Ваша любознательность. Проверяйте полученные знания на практике. Например, казалось бы что скучнее «Истории украинской культуры», по факту, «Культурологии». Ну, бубнит там что-то преподаватель, о том, как «космические корабли бороздят Большой театр». Сидишь, клонит в сон. Мой сосед на задней парте заснул с открытыми глазами на такой лекции. Поняли — что спит, когда захрапел на всю аудиторию. Но, я решил провести время с пользой и послушать, что рассказывает лектор. Узнал для себя много нового, что заставляет задумываться. Например, сейчас прогрессивные философы, считают, что общество развивается по случайным законам. Оглянитесь назад, как вы познакомились со своей женой/мужем? А если бы в тот день где-то задержались? И всё – другие люди, другая жизнь… Так и в обществе: какой-то Правитель думает, что он управляет процессами, а на самом деле, он просто давно не читал книг. Почитал бы — глядишь, гонору бы поубавилось… А как удивила меня студентка философского факультета университета, которая заявила что общество развивается по линейному закону! Если бы это было так, то человечество давно бы уже вычислило некий коэффициент развития, а мы бы жили при сильно развитом феодализме (может, конечно, так и живём?)).

Итак — в любой дисциплине можно найти что-то особенное, интересное, близкое тебе. Вы приятно удивите окружающих, описав какое-то естественное явление законами физики. Нашли, увлеклись – считайте что сдали экзамен.

Пишите конспекты

Да-да, именно, пишите конспекты, хотя Вы и не хОдите на лекции. Хороший конспект – минимум тройка на экзамене. Помните как Шурик, в известной комедии Гайдая 60-х годов гонялся за конспектом? Несмотря на развитие компьютеров, телефонов и других гаджетов, хороший конспект будет всегда в цене. Не любите писать? НаучИтесь быстро печатать на клавиатуре «вслепую», по-любому в жизни пригодится. Вообще говоря, в наше время не уметь печатать на компе вслепую – это всё равно, что не уметь писать в семидесятые годы прошлого века. Итак, пишите от руки или на компьютере, но пишите конспекты.

Преимущества хорошего конспекта

— Написание конспекта заставляет Вас сосредоточиться на предмете чтения.
— Конспектируя, вы «укладываете» материал в характерный именно для Вас, способ. Значит, в нужный момент быстрее вспомните прочитанное и записанное.
— Конспект показывает наглядно результат работы – после нескольких часов, проведённых за учёбой, что-то останется – если не в голове, так на бумаге.
— Когда Вы конспектируете то, что читаете, работает не только зрительная память, но и моторная. Вы лучше запоминаете материал.
— Конспект Вы можете взять с собой и почитать где угодно, в любую свободную минуту.
— Почти все преподаватели разрешают заочникам пользоваться своими конспектами, а некоторые, за само его наличие уже готовы поставить тройку.
— Если Вас намеренно валят на экзамене (что происходит крайне редко), Вы имеете на руках письменные доказательства в виде конспекта, что таки изучили сдаваемую дисциплину. Пусть и не на отлично, но всё же…

До выхода на сессию выполняйте самостоятельно все контрольные и курсовые работы

В морской академии, каждому заочнику методист даёт список предметов на год. В конце списка, мелким шрифтом есть примечание, о том, что до выхода на сессию, студент должен выполнить контрольные и курсовые работы или рефераты. Удивительно, но многие заочники не дочитывают до этого примечания! Между тем, это не пустые слова. Делайте все контрольные и курсовые заранее, до сессии. Преимущества очевидны. Рано или поздно, ведомость по контрольным и курсовым надо «закрывать». Т.е. все равно их надо делать и сдавать. На сессии, это отнимает дополнительное время, которого и так не достаёт (кто сдавал за месяц 16 предметов, меня поймёт). Помимо подготовки к экзамену/зачёту, во время сессии надо выполнить лабораторные и практические работы. Чтобы не сидеть над книгами по ночам сделайте и сдайте контрольные/курсовые заранее. Я лично знаю нескольких человек, которые на первом курсе «протормозили» не выполнили (или не купили) контрольные и их не допустили к экзаменам. Люди остались на второй год.
Второй немаловажный момент. Тематика контрольных и курсовых работ соответствует программе дисциплины. Поэтому, контрольная/курсовая служит для Вас ориентиром – как, в каких объёмах учить предмет. Посидев несколько часов над какой-нибудь задачей и всё-таки решив её, растёшь в своих глазах. Вот, сегодня взял пусть и не большую, но новую для себя высоту. Это, как говорят, доставляет)).

В одесской морской академии, контрольные/курсовые надо защищать. Беседуя с преподавателем на защите контрольной и отвечая на его вопросы, Вы проводите «артподготовку» и «разведку боем» к сессии. Помните, как говорил Остап Бендер в «Золотом телёнке»? «Клиента надо приучить к мысли, что ему придется отдать деньги. Его надо морально разоружить, подавить в нем реакционные собственнические инстинкты». В нашем случае, преподавателя надо приучить к мысли, что денег за экзамен Вы платить не будете – он должен это чётко уяснить и «переспать с этой мыслью».

ХодИте на консультации

При выполнении контрольных/курсовых, у Вас возникнут вопросы. Найдите время, придите к преподавателю на консультацию. Но приходите подготовленным – заранее почитайте теорию по теме, чтобы не выглядеть идиотом, который видит эти буквы/цифры впервые. Это ещё один хороший повод познакомиться с преподавателем и добиться своих целей (см. пункт выше «приучение к мысли…»).

Добивайтесь высоких оценок

Если Вы уверены, что знаете предмет нормально, не соглашайтесь на низкие оценки. Некоторые преподаватели любят «перестраховаться» и поставить заочнику троечку – абы чего не вышло. В этом случае, прямо заявите, что претендуете на более высокую оценку. Обычно, после правильного ответа на дополнительный вопрос, преподаватель «сдаётся». Хотя на каждом курсе попадаются индивидуумы, которые считают, что заочник не может знать на «отлично», в принципе. С такими лучше не спорить. Соглашайтесь на «хорошо». Экономьте своё время и нервы.
Для чего надо добиваться хороших оценок? Все оценки проставляются в Вашу «зачётку», которая, к курсу так третьему, станет Вашей «визитной карточкой». Такая «визитка» охладит любую горячую голову преподавателя, который считает, что может заработать с любого студента (к счастью, с такими не сталкивался, но слышал от других).

На сессии носите с собой учебники

Тут ничего нового. Не щеголяйте на сессии с тонкой папочкой, Вам не восемнадцать лет. Станьте постоянным клиентом ВУЗовской библиотеки. Литература понадобится для выполнения контрольных и курсовых. Берите учебники на занятия. «Матчасть», лежащая на столе, вызывает уважение преподавателя, как бы говоря: «Человек настроен серьёзно. Пришёл сюда учиться, а не просто провести время».

Английский язык

Выделяю отдельным пунктом. Так как сносное знание английского языка – половина успеха. Часто слышал от сокурсников: «Английский за один день не выучишь. Буду платить». Но через год приходил следующий экзамен, и опять всё повторялось. «За один день английский не выучишь…». Так вот, не дожидаясь очередного понедельника, начинайте учить английский. Тут кому — что удобнее: ходите на курсы или учите самостоятельно. Я учу самостоятельно. В Сети полно обучающих программ. Для себя выбрал программы LIM (не реклама), полностью бесплатные, составлены энтузиастами, изучающими английский. Сейчас они переложили в программную оболочку курс Дмитрий Петрова. Как заявляет Петров, знание до автоматизма настоящего, будущего, прошедшего времени (отрицательная, утвердительная, вопросительная формы) снимает всякое напряжение в общении. Набирайте словарный запас, учите времена до автоматизма – это работает, проверено на практике.

Конечно, сейчас большинство заочников учится по методу «всё покупаю». Давайте подсчитаем. Официальная оплата обучения – около $ 1 000 в год. Пять тысяч за обучение до бакалавра надо внести, официально, в кассу. Ещё тысяча – до специалиста/магистра. Если учиться «традиционным» методом, каждый год обойдётся Вам в среднем ещё по полторы тысячи долларов. Т.е. тысяч восемь – дополнительно. В общей сумме, бумажка под названием диплом обойдётся в 14-15 тысяч долларов США. Учтите, что эти деньги Вы просто выбросили на ветер, потому что без знаний Вы не имеете абсолютно никаких преимуществ перед другими претендентами, скорее наоборот.

А когда же учиться?

Для тех, кто думает, что его научат всему на судне, советую почитать одесский морской форум. Там, бывалые моряки, всерьёз обсуждают возможность обучения новичков на судне за деньги. Стоимость обучения – месячная зарплата. Как мне сказал один старший механик в разговоре: «На судне у каждого своя работа. Если кто-то не тянет, мне легче его списать, чем мучаться несколько месяцев. Пусть присылают другого». Плюс, без знаний специальности и английского у Вас нет шансов пройти собеседование в нормальной конторе. Значит, опять будете платить за уход в рейс, со всеми вытекающими последствиями. Хотите работать бесплатно или всё же сесть за книги?
Для тех, кто дочитал до конца, в подтверждение написанного, выкладываю фото пары страниц из «зачётки» заочника.

Тем, кто не-осилил-много-букфф – советую искать деньги. Сегодня морское образование – недешёвое удовольствие.

Всем удачи! Берегите себя!



Просмотров