Оформление дтп аварийным комиссаром без гибдд. Как работают аварийные комиссары Компания комиссар

На российских дорогах ежедневно происходят десятки Безусловно, для их участников это самый настоящий стресс. В шоковом состоянии человеку трудно оценить масштабы случившегося, размер причиненного ущерба, ему нелегко надлежащим образом оформить документы на выплату. Что посоветовать в этом случае? Нужно сделать вызов аварийного комиссара. Однако многим данное словосочетание незнакомо. Кто этот человек, чем конкретно он может помочь при ДТП?

Эти вопросы нередко ставят автовладельцев в тупик. Одни сравнивают аваркомов с эвакуаторщиками, другие думают, что это независимые эксперты, а третьи вообще уверены, что это сотрудники ГИБДД. Казалось бы, удивляться здесь нечему: комиссаров как самостоятельная структура возникла относительно недавно, поэтому не все российские владельцы авто к ней привыкли, отсюда и неоднозначность в понимании функций аварийного комиссара.

Кто он и на кого работает

Итак, кто же он? Это квалифицированный специалист, который привлекается страховой компанией для фиксации факта причин страхового случая и размера причиненного ущерба. Определенная часть автовладельцев ошибочно полагает, что аварийный комиссар - это работник страховой компаний. В действительности же это представитель частной фирмы, которая сотрудничает со страховщиками по договору об оказании услуг.

Следует подчеркнуть, что деятельность аваркома регулируется нормами российского законодательства, и она не предполагает лицензирования.

История

Услуги аварийного комиссара в нашей стране начали предлагать в конце 90-х годов прошлого века. Сначала они появились в Москве и Санкт-Петербурге, затем перекочевали в российские регионы. Страховые компании в то время нередко давали объявления такого содержания: «Работа. Аварийный комиссар. Высокая оплата». Им нужен был специалист, который занимался бы установлением причин, определением размера ущерба при ДТП. Конечно же, в первое время аварийный комиссар работал в основном в компании. Однако позже стало понятно, что содержать штат вышеуказанных сотрудников - весьма затратное занятие, поэтому начался постепенный процесс отделения аваркомов в независимую структуру.

У страховых компаний появился выбор, с кем работать, а кого можно игнорировать. В этой связи у служб аварийных комиссаров появился стимул оказывать услуги максимально качественно.

Интересы пострадавшего превыше всего

Теперь описываемые специалисты, прежде всего, представляют интересы тех, кто пострадал в результате дорожно-транспортного происшествия. Услуги аваркома, как уже подчеркивалось, актуальны в первую очередь для тех, кто впервые попал в аварию. В этом случае человек попросту теряется, он абсолютно не знает, что вообще делать, как вести себя с участниками ДТП. Конечно же, квалифицированная помощь аварийного комиссара будет им как нельзя кстати, тем более что существуют такие подводные камни, о которых не знают даже опытные водители. Безусловно, нервы успокаиваются, а страх уходит, когда на место происшествия прибывает компетентное лицо, которое досконально разбирается во всех правовых вопросах, касающихся ДТП.

Аварийный комиссар не только поставит все точки над «и» в причинах и следствиях произошедшей аварии, но и сможет оказать психологическую помощь пострадавшим.

Схема работы

Человек, который стал участником дорожно-транспортного происшествия и пострадал в результате него, должен набрать телефон аварийных комиссаров. Где его найти? Все очень просто. Он практически всегда фиксируется в страховом полисе или клиентской карте. На ваш звонок оперативно отреагирует сотрудник диспетчерской службы, которому нужно обрисовать ситуацию и назвать адрес того места, где произошло ДТП. Примерно через 45 минут к вам прибудет помощь. С этого момента аварийный комиссар будет подробно инструктировать пострадавшего о том, какой тактики поведения следует придерживаться на месте происшествия и какие действия необходимо предпринять - все это очень важно, поскольку в законодательных актах существует ряд требований, игнорировать выполнение которых участнику ДТП запрещено.

Безусловно, помнить о них в условиях стресса и нервного напряжения - невыносимо тяжело. В этом случае аварийный комиссар опять будет вашей «палочкой-выручалочкой».

Какие практические действия выполняет аварком

Сначала он производит объективную и всестороннюю оценку обстановки, которая сложилась в результате ДТП: фотографирует место аварии, вмятины и повреждения на автомобиле и других объектах, имеющих отношение к произошедшему событию; анализирует все регистрационные и страховые документы на автотранспортные средства, занимается восстановлением полной картины происшествия. Также он оказывает необходимую помощь пострадавшим и способствует оформлению извещения о ДТП. Если нужно, аварком оказывает содействие и по медицинской части. Его не надо просить вызвать сотрудников ГИБДД, скорую помощь или пожарную машину - все это он сделает без лишнего напоминания.

Следует отметить, что в некоторых случаях, а именно если у службы аварийных комиссаров заключен договор со страховой компанией, клиентом которой является пострадавший, то последнему платить за вызов и за работу специалиста не придется.

В каких ситуациях можно обойтись без аваркома

Если в аварии нет пострадавших, а ее участники одинаково оценивают масштабы произошедшего, водители вправе самостоятельно составить поставить на ней свои подписи и представить документ сотруднику ГИБДД на ближайшем посту. Естественно, при этом в услугах аваркома нет необходимости. Однако не все автовладельцы компетентны в этом вопросе.

Как уже подчеркивалось, аварийный комиссар - это профессионал своего дела, который знает все тонкости юридического оформления ДТП. В определенных случаях он выполняет работу, которая относится к компетенции сотрудника ГИБДД. Он сделает замеры, сфотографирует место происшествия и правильно нарисует схему. Затем он оформит все это документально и в письменной форме зафиксирует показания участников ДТП. Вся процедура длится примерно 45 минут. Согласитесь, это не слишком большой отрезок времени. На завершающем этапе вся документация, составленная аваркомом, направляется в отдел административной практики ГИБДД.

Нет «подставам» на дорогах!

Необходимо отметить, что аварийные комиссары выполняют еще одну важную и нужную миссию - это пресечение мошенничеств, которые совершаются на российских дорогах. Следует подчеркнуть, что этот бизнес с негативной окраской, к большому сожалению, процветает. В настоящее время находятся такие горе-предприниматели, которые намеренно занимаются созданием аварийных ситуаций на дорогах, рассчитывая на то, что им удастся выманить как можно больше денег с причинившего вред, хотя с правовой точки зрения человек таковым не является.

Заключение

Помощь аварийного комиссара нужна практически всегда, когда человек попадает в аварию. Опять же, его деятельность лежит в плоскости правового поля. Аварком не может повлиять на то, чтобы человек признал себя виновным в ДТП, он не вправе оформлять серьезную автомобильную аварию без сотрудников ГИБДД. В силу этого пользоваться или нет его услугами - каждый решает сам. Однако если человек хочет выйти из ситуации с минимальными потерями времени, сил, нервов, а в ряде случаев и денег, то воспользоваться его помощью он просто обязан.

Искать автоюристов далеко не нужно: сегодня практически у каждой страховой компании есть свои аварийные комиссары. Это преподносится клиенту как дополнительная услуга, а их визитки выдаются клиентам вместе с полисом. Кто и как обманывает автомобилистов при оформлении ДТП, разбирался «АиФ-Челябинск».

Ради выплат выкупают автомобили

«Таким образом, страховые сами подстраховываются от мошенничества, - рассуждает адвокат по вопросам гражданского права и защите прав автомобилистов Александр Щербинин . - Их комиссар выезжает на ДТП, осматривает авто, делает фото, убеждается, что авария не создана искусственным образом, и оформляет несложные ДТП с незначительными повреждениями без участия сотрудников ГИБДД . Но бывает и так, что аварийный комиссар работает сразу на две стороны - на страховую и на себя, или ещё на кого-нибудь. Он предлагает участнику ДТП переуступить ему право требования выплаты от страховой за определённую сумму. Непрофессионал никогда не подсчитает, каков размер ущерба, сколько элементов пойдёт под покраску, а сколько под замену. Ущерба может быть на 100 тыс. рублей, а ему предложат вдвое меньше, зато эти деньги он получает наличными уже через два-три дня. От страховой возмещения ущерба пришлось бы ждать гораздо больше. И автовладелец соглашается, полагая, что названной суммы на ремонт вполне хватит. В принципе ему хватает, потому что он едет ремонтировать машину в каких-нибудь гаражах. А комиссар в реальности получает гораздо большую сумму себе в карман. Некоторые даже выкупают у участников ДТП по достаточно низкой цене их автомобили, а потом получают от страховой выплаты за причинённый им ущерб. Чем выше класс авто - тем солиднее выплата».

«Месяц назад я попал в аварию, - рассказал челябинец Станислав С. - За мной в пробке ехал парень и немного зазевался, чуть поцарапал мне бампер. Я вызвал аварийного комиссара из своей страховой, он всё оформил и предложил мне обратиться в некий так называемый центр страховых выплат, чтобы ускорить процесс возмещения ущерба. Я так и сделал. Там провели независимую экспертизу, за которую я заплатил 1 тыс. рублей. Ущерб оценили в 25 тыс. рублей. Мне предложили 15 из них и меня это устроило. Деньги дали уже через два дня, как только была готова справка из ГИБДД».

«Уверен, что аварийных комиссаров и автоюристов, занимающихся подобными делами, называют «чёрными автоюристами» совершенно огульно, - поделился мнением челябинский правозащитник, автоюрист Юрий Панченко . - Никакие они не чёрные, потому как работают на законных основаниях. Неужели страховые компании у нас белые и пушистые? Я в 2005 году сам попал в ДТП и пробовал разобраться с методиками расчёта ущерба. На ту пору их существовало порядка пяти и все разные. Что интересно, по любой из методик можно было завысить или занизить сумму ущерба. И до 2010 года много было таких случаев, когда страховые занижали суммы выплат не то что вдвое, а в десять раз! Очень много было волокиты. Всё делалось для того, чтобы участники ДТП вообще не обращались за мелкими выплатами. И даже хорошо, что появилась сила, противодействующая страховщикам!»

Нечистые на руку

Справедливости ради стоит заметить, что не все автоюристы и аварийные комиссары работают чистоплотно.

«Есть юристы, которые заявляют виновному участнику ДТП, что помогут доказать ему его невиновность и добиться выплаты ущерба от страховой, - говорит замначальника УГИБДД Челябинска Алексей Горшков . - Клиент, уверовав во всемогущего автоюриста, заключает с ним договор, платит и ждёт. Тот же подаёт жалобу в ГИБДД, мы её рассматриваем, понимаем, что решение не меняется, и отказываем в удовлетворении жалобы. Дальше юрист идёт в суд. Изначально зная, что проиграет это дело, он демонстрирует клиенту бурную деятельность. Суд жалобу не удовлетворяет, участник ДТП остаётся ни с чем. Получается, что юрист своё дело делал, подавал жалобы. Мошенничества как такового здесь нет, это просто способ зарабатывания денег. Хорошо, если автовладелец юридически заранее почитает судебные решения по аналогичным ДТП и сделает вывод, стоит обжаловать заключение ГИБДД или нет».

Участникам ДТП, попавшим в руки недобросовестных автоюристов и введённым в заблуждение, помочь крайне затруднительно, а чаще всего невозможно. Важно внимательно читать договор, который предлагается заключить.

«Обычно в договоре на оказание юридических услуг есть пункт, который обязывает заказчика в случае расторжения договора в одностороннем порядке оплатить неустойку, а это, как правило, серьёзные деньги - от 7 до 30 тыс. рублей, - констатирует факт директор службы аварийных комиссаров Павел Кошкин . - То есть подписал договор и уже должен. Должен в любом случае. Между тем не всегда обязательства, наложенные автоюристом на гражданина, правомерны, иной раз встречаются совсем абсурдные вещи. Так, однажды, к нам обратился клиент, который был виновником ДТП. Юрист, работающий с ним, запудрил ему мозги, заставил поверить, что ему, виновнику, должны. Тот оплатил независимую экспертизу и пришёл в страховую за выплатой. А над ним, получается, просто посмеялись. Хотя, не исключено, что юрист был просто неграмотный, действовал непрофессионально».

«У нашего сотрудника одна задача - объективная фиксация всех обстоятельств ДТП, - продолжает замдиректора службы Константин Кошкин . - Некоторые считают, что с аварийным комиссаром можно договориться и совершить подлог, добавить машине повреждений при оформлении ДТП или вообще оформить несуществующее ДТП, найти свидетелей, которые якобы что-то видели… Многим такие аварийные комиссары даже более понятны и предпочтительны. Ещё на этапе обучения мы предупреждаем своих будущих сотрудников, что со стороны виновников ДТП обязательно будут попытки подкупить. За 12 лет существования фирмы я помню два случая, когда комиссары пошли на сговор с клиентами. В первом случае человек не работал уже через сорок минут, во втором обман был раскрыт не сразу, но с теми же последствиями».

Способы заработать

Оказывается, способов построить бизнес на ДТП великое множество.

«Есть такие дельцы, которые покупают авто, страхуют его, а затем машина начинает попадать из аварии в аварию, - рассказывает Щербинин. - Владелец же то и дело получает страховые возмещения. Собственно, тем и живёт. Некоторые повреждения, словно грим у актёра, наносятся искусственно, наклеиваются царапины, трещины. Иногда владельцы двух одинаковых авто действуют в сговоре: переставляют с машины на машину битые элементы, подстраивают ДТП, идут в страховую и получают страховые выплаты. От таких схем мошенничества должно избавить натуральное возмещение ущерба по ОСАГО, когда по новым полисам вместо денежных выплат будет предложен ремонт в автомастерской. Но, полагаю, и тут дельцы найдут способ заработать. Например, автосалон, с которым заключен договор у страховой, будет находить в ходе ремонта дополнительные повреждения и выставлять дополнительные счета страховщику. Полученные же дополнительные средства будут делиться между автовладельцем и автомастерской».

Другие умудряются зарабатывать на постановлении Конституционного суда.

«Не так давно Конституционный суд решил, что разницу между суммой страховой выплаты и суммой, которую потерпевший участник ДТП должен получить, чтобы полностью покрыть ущерб, должен выплачивать виновник аварии, - объяснил Юрий Панченко. - Срок давности по таким делам - три года. Некоторые автоюристы находят способ получить от страховщиков сведения о таких неполностью покрытых ДТП, приходят к пострадавшим и по договору уступки выкупают у них право взыскания разницы с виновника. Поэтому сейчас те, кто три года назад стал виновником ДТП, вынуждены доплачивать пострадавшим. Грубо говоря, авария случилась три года назад, ущерб пострадавшего был оценён в двести тыс. рублей, а страховая заплатила сто. Автоюрист приходит к пострадавшему, предлагает ему 50 тыс. рублей, предлагает подписать договор уступки, а сам потом идёт в суд и взыскивает в виновника 100 тыс. рублей. То есть получает прибыль двести процентов».

Реально ли вернуть права?

Некоторые автоюристы зарабатывают на возвращении водительских прав лишённым. При этом в объявлениях они обычно пишут, что всё делается «на законных основаниях». Стоит это недёшево - как минимум 10 тыс. рублей. Плюс 1,5 тыс. рублей за оформление доверенности у нотариуса, чтобы делом занимался только юрист. Занимает процесс возврата прав порядка двух месяцев. Первым делом юрист уточняет у водителя, которого лишили прав, был ли он уже в ГИБДД. Если был, это существенно осложняет дело. Если нет, то шансов вернуть права гораздо больше.

«Прав лишают за управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от медосвидетельствования, превышение скорости, выезд на встречную полосу или если скрылся с места ДТП, - перечисляет Алексей Горшков. - Кроме того, лишается прав водитель, ставший виновником ДТП с пострадавшими. Кто и каким образом за все перечисленные прегрешения может вернуть права, да ещё и на законных основаниях, мне не известно. Не исключаю, что используются мошеннические схемы. Скорее всего, это уже поле для работы ОБЭП».

«Права можно вернуть, если удастся доказать, что нарушения не было как такового, - комментирует челябинский автоюрист Лев Воропаев . - Сегодня нередки ситуации, когда при незначительном ДТП два водителя полюбовно решили расстаться, один признал свою вину, дал второму какую-то сумму наличкой за царапины-вмятины, получил расписку, и они разъехались. Однако впоследствии потерпевший заявляется в ГИБДД, жалуется, что попал в ДТП, а второй участник с места аварии скрылся. Самое досадное, что расписка не является доказательством того, что водители урегулировали ДТП в рамках ПДД. Обязательно нужно составлять либо европротокол, либо документ, где оба водителя подтверждают, что в оформлении данного ДТП они не нуждаются, у них нет такой необходимости. Только тогда ДТП считается урегулированным».

В ГИБДД подтвердили, что прецеденты, когда участники ДТП обращаются повторно, действительно случаются.

«Бывает, что люди сначала были согласны со своей виной, а потом передумали и пишут нам жалобы, - признаётся Горшков. - Тогда мы рассматриваем схему ДТП еще раз. А может вдруг объявиться очевидец с видеозаписью, подтверждающей невиновность обратившегося. И, конечно, это будет иметь значение».

Как вести себя, попав в аварию?

По наблюдениям автоюристов, после введения ОСАГО в 2004 году участники ДТП стали вести себя намного спокойнее. Все понимают, что есть независимый регулятор - Закон об ОСАГО, и есть страховые компании, которые обеспечивают выплаты. Даже если между участниками ДТП разгорелся конфликт, сгладить его как раз помогает прибывший на помощь аварийный комиссар.

«Да, бывает, что комиссар оформляет ДТП неправильно, идя на поводу у одного из участников и явно защищая его интересы, - подтверждает Лев Воропаев. - Мне известен случай, когда действуя в сговоре со знакомым комиссаром, автовладелец, спровоцировавший аварию, умудрился снять с себя вину, приписав её невиновному. Если вы понимаете, что виноваты не вы и что второй участник ДТП с аварийным комиссаром пытаются вас «подставить», вызывайте сотрудников полиции. Принимайте меры для обстоятельной фиксации аварии, записывайте телефоны свидетелей, ищите очевидцев с видеорегистраторами. Если не сделаете этого на месте, потом это будет сделать крайне затруднительно или вообще невозможно. Попал в ДТП - приготовься тратить время!»

Сказать легко, но для большинства автовладельцев авария - огромный стресс. Что делать, попав в ДТП? Как себя вести?

«Первым делом нужно успокоиться и принять ситуацию, которая уже произошла, - советует Александр Щербинин. - Затем, даже если всё очевидно, нужно максимально зафиксировать все обстоятельства и последствия произошедшего. И не торопитесь переуступать кому-либо своё право требования страховой выплаты или продавать авто. Лучше посоветоваться со знающими людьми и принять решение в течение двух-трёх дней в спокойной обстановке. Может быть, лучше немного подождать и получить в два раза больше, чем согласиться на предложение обманщиков и получить лишь малую толику того, что причитается по праву. Обращаясь за помощью к кому бы то ни было, не теряйте бдительности. Будьте крайне осторожны при подписании любых документов».

Профессия аварийного комиссара (аварком) появилась в конце 90-х годов. С развитием рынка автострахования стали все чаще встречаться случаи мошенничества. Недобросовестные автовладельцы фальсифицировали ДТП и получали «левые» выплаты. Тогда страховые компании стали привлекать бывших сотрудников Госавтоинспекции, благо у тех богатый опыт по оформлению аварий. Работали поначалу аваркомы, лишь когда предполагалась серьезная страховая выплата.

На такие ДТП и выезжали аварийные комиссары, чтобы убедиться в реальности столкновения. Основной их задачей была фиксация столкновения и расположения автомобилей, а также подробная опись повреждений машин. Если комиссарам удавалось на месте обнаружить признаки мошенничества, они направляли свои отчеты в страховую компанию, где уже принималось решение об отказе в выплате возмещения.

Для того чтобы клиенты страховой компании сразу после аварии вызывали комиссаров, на последних, помимо прочего, возлагалась и обязанность сбора всех необходимых документов для пострадавшего, чтобы быстро получить страховую выплату. Такая услуга стала весьма востребованной. Со временем на рынке появилось множество коммерческих структур, которые стали предлагать аналогичные услуги. Правда, акцент в их деятельности сместился. Если изначально аваркомы работали исключительно в интересах страховых компаний, то сейчас, как правило, комиссары действуют в интересах пострадавших автовладельцев. Причем перечень услуг, предлагаемых аваркомами, серьезно расширился.

Сейчас любой автовладелец может купить абонемент, в стоимость которого входит не только помощь в оформлении ДТП (включая заполнение бланка европротокола), но и составление экспертизы о стоимости ремонта автомобиля, а также представление интересов пострадавшего в страховой компании. Причем речь идет не только о добровольном страховании, но и об ОСАГО. Некоторые компании не стали останавливаться на стандартных услугах. Многие выступают в роли финансовых посредников, выкупая у пострадавших сразу после аварии право требования по ОСАГО к страховой компании виновника, заключая договор цессии. Речь идет о так называемых автоюристах.

Но основной сегмент - это все же услуги по оформлению аварий, заполнению и сбору документов (справки о ДТП, объяснения, приобщение фото- и видеодоказательств).

Профессиональный минимум

Итак, работа аваркома сродни специалистам служб спасения. Комиссар дежурит в специальном центре (диспетчерской) и ждет вызова. Работа круглосуточная, поэтому для любителей стандартной пятидневки вряд ли подойдет. Как только поступит обращение от пострадавшего, аварком выезжает на место аварии.

Так как работа аваркома связана с техникой, предпочтение работодатели отдают технарям, а также, как я уже отмечал, бывшим сотрудникам ГАИ, военным. Кроме этого, для работы аваркомом важно иметь хотя бы начальные навыки в работе с фото- и видеотехникой. В идеале комиссар должен знать и азы трасологии. Как правило, перед началом работы с новичками проводят краткосрочное обучение, где объясняют, как фиксировать следы типовых аварий и на что обращать внимание. От взгляда опытного аваркома, например, не скрыть несоответствие повреждений на автомобилях, участвующих в аварии. Обратит внимание комиссар и на следы коррозии на якобы свежем повреждении.

Помимо техники аваркому нужно быть еще немного психологом. Ведь после аварии большинство водителей находятся в стрессовом состоянии. Аварком поможет и тут. Даст ответы на вопросы по ПДД и правилам страхования, поможет дать объяснения, зафиксирует следы аварии, поможет найти свидетелей.

Кстати, если вы обладаете перечисленными навыками и знаниями, вас не напрягают круглосуточные дежурства, можно присмотреться к этой профессии. Даже если у вас не хватает определенных знаний, не стоит расстраиваться. Во-первых, у разных работодателей свои требования к новичкам. Одни требуют высшее или среднее специальное образование, другие предлагают обучить сами. Есть множество разных курсов, где за несколько дней научат азам. А дальше все зависит уже от вас.

Как я уже отмечал, график работы сменный: два через два, три через три, четыре дня работаете - два отдыхаете или, если оговорено, иное. При сменной работе ожидайте двенадцатичасовой рабочий день, при классической схеме - полный восьмичасовой.

Как правило, работодатели отдают предпочтение кандидатам со своим автомобилем. При использовании личного транспорта компенсируются затраты на бензин, иногда встречается и компенсация по ремонту автомобиля. Понятно, что при использовании общественного транспорта, аваркому компенсируются затраты на проезд.

Оплата труда

Диапазон зарплат большой - от 20 до 60 тысяч рублей. Все зависит от региона и серьезности компании. В Московском регионе средний ценник на эту работу составляет около 40 тысяч рублей. При этом почти везде существуют разные премии и бонусы. В общем, и условия работы и уровень оплаты по сегодняшним временам неплохие. Да и «порог входа» в профессию достаточно низкий. Ведь, по сути, устроиться можно и не имея какого-либо образования. Нет тут и особых возрастных ограничений. Хотя, как по мне, так это все же работа в большей степени для молодых.

За что платим аварийным комиссарам?

Как правильно оформить аварию, заполнить бланк европротокола, сфотографировать повреждения и подготовить документы для страховой компании? Ответы на эти вопросы знают комиссары. Аварийные.

За что платим аварийным комиссарам?

Фото: Марина Лысцева, Юрий Смитюк (ТАСС)

Аварийный комиссар – это специальный сотрудник, оказывающий помощь на дороге участникам при ДТП. Основной целью их является помощь в правильности оформления всех документов без вызова сотрудников ГИБДД. Присутствие аваркома на месте происшествия не является обязательным. Но если кто-либо из участников сомневается в своей компетентности, то он может обратиться за услугами такого специалиста.

Я и сама недавно обращалась к его помощи пару месяцев назад, когда попала в ДТП. Визуально я не могла оценить размер ущерба, причиненного мне другим автовладельцем. И для того чтобы правильно записать все повреждения я вызвала аварийного комиссара. Он полностью помог нам с оформлением ДТП. И у нас это заняло совсем немного времени. В этой статье я хочу рассказать вам, какое значение аваркомы оказывают в дорожном происшествии, и почему стоит к ним обращаться.

Это опытный сотрудник, специализирующийся на оформлении транспортных происшествий на дороге. Он помогает участникам, вне зависимости от их вины в случившейся аварии. К его основным обязательствам относятся:

  • осмотр места происшествия;
  • объективное фиксирование всего произошедшего на фото, видеосъемку;
  • поиск и дальнейший опрос свидетелей по факту происшествия, а также сохранение их контактных данных;
  • техническая помощь при необходимости;
  • предоставление медицинской помощи, если человек в ней нуждается;
  • оказание психологической поддержки;
  • предварительная визуальная оценка ущерба;
  • помощь при оформлении обязательных документов;
  • вызов медицинских работников, услуг эвакуатора, ГИБДД (в зависимости от ситуации);
  • оформление аварийного сертификата;
  • содействие ГИБДД при составлении обязательных бумаг о ДТП;
  • фотографирование документов каждого водителя для возможного дальнейшего разбирательства при необходимости;
  • консультирование по поводу выявления виноватого участника и порядка обращения к страховщику.

То есть по своей сути комиссар выполняет обязанности участников ДТП. Законом не запрещено оказание посторонней помощи участником аварии в правильной регистрации произошедшего случая.

В случае невыполнения одним из участников обязательных действий, на него накладывается административное наказание. Незнание закона не освобождает никого от его выполнения.

Поэтому если участник ДТП сомневается в своих знаниях и правильном алгоритме всех действий, он должен обратиться к помощи компетентных лиц.

Кто им может быть?

Для выполнения всех функций аваркома этот человек должен иметь необходимые знания и опыт. К такому сотруднику предъявляются следующие требования:

  • отличное знание ПДД, в том числе со вступившими последними поправками;
  • наличие знаний законодательства и основ страхового дела;
  • опыт и знания по предоставлению медицинской помощи (а также психологической);
  • основные знания и опыт экспертной оценки автомобилей.

Аваркомы могут быть сотрудниками:

  • страховой компании (и представлять ее интересы в первую очередь);
  • юридической компании (действовать в интересах заказчика услуг аваркома).

Страховые компании были первыми, кто организовал данный вид деятельности. Но к функциям таких комиссаров относились только действия, связанные с правильной оценкой повреждений транспортного средства, а также с определением виновника ДТП. Многие водители были недовольны работой таких сотрудников, так как они работали в интересах компании и зачастую занижали реальный ущерб.

С тех пор, как вступил в действие закон, позволяющий участникам ДТП оформлять происшествие без вызова сотрудников ГИБДД, потребность в помощниках для правильного оформления всех документов очень возросла. И появилось множество частных фирм, предоставляющих услуги аваркомов. Эти компании заинтересованы в положительных отзывах своих клиентов, так как конкуренция в последнее время очень возросла. Поэтому эти сотрудники работают в интересах обычных граждан .

Работу аваркомов страховых служб обычно оплачивают страховые компании. А работу частных аваркомов оплачивают сами граждане. Именно поэтому работа частных аваркомов считается наиболее направленной на интересы участника ДТП. Хотя иногда полис КАСКО содержит информацию о том, что стоимость аваркома не включена, и за его вызов придется платить. Для полиса ОСАГО выезд аваркома является платным. Данная услуга входит только в пакет расширенной страховки. Чтобы убедиться в бесплатности вызова этого специалиста лучше предварительно проконсультироваться по телефону со страховщиком.

Важно знать, что существует Единая служба аваркомов. И звонок им с любого мобильного телефона будет бесплатным. Их номер телефона 8-800-500-49-34 . Если у вас есть вопросы относительно работы специалиста, либо его вызова, вы можете смело звонить по этому номеру. Вам предоставят всю необходимую информацию.

Преимущества аваркома

Если вы сомневаетесь в необходимости вызова данного специалиста, то вам нужно знать, какие преимущества его работы есть для вас. Оценив все «за» и «против» вы примете правильно решение. Основной проблемой при ДТП является стресс, который испытывает водитель в этой ситуации. Даже знающие порядок действий люди зачастую теряются и забывают, как надо действовать.

К тому же законодательство в данной сфере часто меняется, и вы можете упустить что-то важное. В любом случае, аварийный комиссар вам поможет:

  1. Успокоиться , так как нахождение рядом с вами опытного человека, знающего свое дело, даст вам дополнительной уверенности в себе.
  2. Решить все проблемы , связанные с оформлением ДТП, эвакуацией транспортного средства.
  3. Определить дальнейший порядок действий. Человек очень часто начинает паниковать от того, что он не знает, что дальше делать. А если ему объяснить всю процедуру оформления произошедшего, то он поймет, что это не конец света, и все проблемы легко решаемы.
  4. Произвести предварительную оценку ущерба. Это очень важный этап, от которого будет зависеть дальнейшая выплата. При оформлении всех документов надо правильно оценить ущерб, причиненный транспортному средству. Есть очень много моментов, которых может не знать и не замечать обычный человек. А специалист сможет увидеть возможные скрытые повреждения, записать их в нужные документы, благодаря чему страховая выплата будет намного больше.
  5. Отпугнуть мошенников, с которыми нередко сталкиваются неопытные водители. Если вас решили подставить, то аварком легко поймет, что здесь что-то не так. Да и сами мошенники скорее всего не захотят с ним связываться.
  6. Заполнить все необходимые бумаги.

Помните, что услуги аваркомов возможны при любых ДТП, так как он третье лицо, которое может оказывать помощь. Однако он не может выполнять функции ГИБДД в тех случаях, когда присутствие такого сотрудника обязательно.

Оформление ДТП

Ожидание сотрудников ГИБДД в некоторые загруженные дни может составлять практически целый день. В отличие от них аваркомы приезжают за 20 минут после вызова. А само ДТП оформляется обычно за 30 минут. Получается, на всю процедуру у вас уйдет не более часа, при условии, что вызов ГИБДД в этом случае не обязателен.

Порядок действий обычно бывает такой:

  1. Аварком прибывает на место, выслушивает версию случившегося от водителей, осматривает местоположение транспортных средств.
  2. Далее он составляет схему ДТП, фотографирует само место аварии, все поврежденные детали, лежащие на дороге.
  3. Фотографирует права, СТС и другие бумаги участников происшествия.
  4. Автомобилисты пишут объяснительную, где каждый высказывает свою версию случившегося.
  5. Водители оформляют заявление, оно должно быть составлено на имя начальника ГИБДД того района, где произошло дорожное событие.
  6. Далее эти документы передаются в ближайший пост, где сотрудники ГИБДД оформляют происшествие, составляют протокол, выдают справку участникам.
  7. Водитель, который не виноват, собирает все бумаги для страховщика. По законодательству он должен подать заявление в первые 5 рабочих дней после аварии.

Такая процедура называется упрощенной. Ее можно использовать только в тех случаях, которые установлены законодательством.

Когда можно оформить без ГИБДД

С 1 июня текущего 2019 года вступили в силу новые поправки, согласно которым сумма ущерба была изменена с 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей. Таким образом, если ущерб причинен в пределах этой суммы, то участники вправе воспользоваться упрощенной схемой оформления. Помимо этого условия есть и некоторые другие требования, которые обязательно должны быть соблюдены:

  • никто из самих участников не пострадал и им не требуется медицинская помощь;
  • в происшествии участвовали не больше 2 транспортных средств;
  • каждый водитель имеет актуальный полис ОСАГО, распространяющий свое действие на эту ситуацию;
  • между участниками нет спорных вопросов относительно обстоятельств случившегося.

Если водители не договорились о том, кто из них виноват, либо есть какой-либо факт, вызывающий у них спор, вызов сотрудника ГИБДД обязателен.

Но есть регионы, которые являются исключением из этого правила. К ним относятся Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области. В этих субъектах вызов ГИБДД не обязателен даже при наличии разногласий.

При других обстоятельствах всегда осуществляется вызов участников ГИБДД, которые обязаны выехать на место, а также оформить все обязательные бумаги по поводу происшествия.

Аварийный сертификат

Он является подтверждением проделанной работы сотрудником. Его составление обязательно для получения сотрудником оплаты за свой труд. Также он потребуется застрахованному лицу при обращении к страховщику в качестве пострадавшей стороны. Кроме этого этот документ может быть использован в суде, если у сторон возникли какие-либо разногласия.

Это особая форма отчета аваркома. В нем содержится следующая информация:

  • схематичное изображение всего происшествия на бумаге;
  • фотографии всего произошедшего;
  • информация об участниках события, а также о свидетелях;
  • дополнительная информация от аваркома;
  • подписи водителей и специалиста.

Услуги комиссара всегда платные, только иногда они могут оплачиваться страховой компанией, потому что эта услуга бывает включается в полис. Средняя стоимость услуг специалиста 2000 рублей.

Оформление с ГИБДД

Если ваша ситуация не подходит под те требования, когда ее можно оформить по упрощенной схеме без вызова ГИБДД, то обязательно надо вызвать этих сотрудников. Порядок действий в этом случае будет следующий:

  1. Остановиться сразу на месте происшествия, не изменяя траектории движения.
  2. Включить аварийную сигнализацию на машине для оповещения других участников движения.
  3. Установить аварийный знак на определенном расстоянии от места происшествия. Для населенных пунктов эта дистанция должна составлять не менее 15 м, а для других трасс не менее 30 м.
  4. Определить пострадавших, оказать им первую медицинскую помощь. Если законодательство требует, поможет вызвать сотрудников ГИБДД и врачей.
  5. Определить возможность проезда других водителей. Если дорога полностью перекрыта, то необходимо сделать как можно больше фотографий, видео, а затем освободить проезжую часть.
  6. Дождаться приезда ГИБДД для оформления бумаг.

Далее надо забрать все документы о происшествии (справку, постановление), составить извещение страховщику, написать заявление. На основании этих документов страховщик выдает направление на проведение экспертной оценки ущерба транспортного средства.

Я рекомендую, производить не только обычную оценку, но и делать сразу независимую экспертизу, так как большинство компаний всегда занижают реальную стоимость ущерба. Несмотря на то, что сейчас применяются единые стандарты для расчета убытков, эксперты находят способы, как занизить полученный ущерб.

Помните, автомобиль нельзя ремонтировать первые 15 суток, так как страховая компания может потребовать проведения повторной оценки в случае необходимости. Но обычно никто это правило не соблюдает, и ремонт начинают сразу после проведения экспертизы.

Таким образом, комиссар является посторонним лицом, выступающим в качестве помощника при оформлении дорожного происшествия за определенную сумму денег. Иногда эта услуга может быть включена в страховку. Лучше пользоваться услугами независимых аваркомов, потому что имеют целей в занижении ущерба для страховщиков. Этот специалист не выполняет функций сотрудников ГИБДД, поэтому если по закону их вызов обязательный, то им надо позвонить. Пользуйтесь услугами аваркомов, если вы сомневаетесь в своей компетенции. Удачи на дорогах!

Аварийный комиссар - сравнительно новая, но уже распространенная в Москве и Санкт-Петербурге профессия. Основная задача аваркома состоит в том, чтобы дать беспристрастную оценку дорожно-транспортному происшествию и помочь водителю подготовить документы для страховой компании. Но кто и когда может вызвать аварийного комиссара? Куда звонить, чтобы вызвать аваркома? Во сколько обойдутся его услуги и кто должен за них платить?

Как вызвать аваркома страховой компании?

Аварийный комиссар может быть штатным сотрудником страховой компании, являться представителем обособленной организации аваркомов или быть индивидуальным предпринимателем. Возможность вызова аварийного комиссара напрямую зависит от того, куда будет обращаться водитель. В последнее время страховые компании все чаще стали включать в договор страхования КАСКО возможность бесплатного вызова комиссара на место совершения ДТП. Таким образом, за счет незначительного удорожания полиса они предоставляют клиенту более качественный сервис и гарантируют себе защиту от попыток мошенничества со стороны недобросовестных граждан.

Чтобы вызвать аварийного комиссара на место совершения ДТП по полису КАСКО достаточно позвонить в свою страховую компанию. Сделать это можно, будучи как пострадавшим лицом, так и виновником аварии. На сегодняшний день стандарт предоставления услуги таков, что в 90% случаев аваркомы приезжают на место быстрее сотрудников ГИБДД.

Наличие полиса ОСАГО по умолчанию не может иметь пункта о бесплатном использовании услуг аварийного комиссара. Федеральный закон №40-ФЗ «Об ОСАГО» запрещает страховым компаниям добавлять в полис какие бы то ни было пункты, способствующие переманиванию клиентов других организаций. Но, тем не менее, если в страховой компании есть аварком, водитель, попавший в ДТП, может попросить диспетчера вызвать его на место аварии. Заплатить за это он должен будет отдельно.

Как вызвать независимого комиссара?

Обособленная организация (в виде ООО) и ИП - это одно и то же за тем лишь исключением, что штат ООО гораздо шире и в случае наплыва большого количества аварий сотрудник из ООО приедет наверняка быстрее. Есть 2 способа нанять комиссара из обособленной организации: вызвать его прямо на место ДТП без предварительного согласования или приобрести абонемент на определенный срок, позволяющий вызывать аваркомов неограниченное количество раз.

В любом из случаев вызвать аваркома на место аварии может как пострадавшая сторона, так и виновник аварии. Более того, комиссара могут вызвать одновременно обе стороны, причем сделать они это могут в одной и той же организации. Скорость приезда аварийных сотрудников зависит от стандартов, установленных самой организацией. Как правило, предельное время прибытия аваркома на место ДТП указывается в договоре, составляемом при приобретении абонемента. В среднем, аварийный комиссар приезжает на место аварии в течение 1 часа в Москве и Санкт-Петербурге и в течение 1,5 часов в области.

Стоимость услуг специалиста

Документа, который бы имел четкий перечень услуг, предоставляемых аварийными комиссарами, с указанием их стоимости, на государственном уровне не принято. Поэтому деятельность аварийных комиссаров регламентируется уставами конкретно взятой организации. Точно также определяется и стоимость предоставляемых услуг. Так, все услуги, оказываемые аваркомом, можно разделить на 3 пакета:

  • Выезд на место дорожно-транспортного происшествия и составление аварийного сертификата обойдется заказчику примерно в 1 200 рублей;
  • Выезд на место ДТП, составление аварийного сертификата и помощь с заполнением документов для страховой компании обойдется заказчику примерно в 2 500 рублей;
  • Выезд на место ДТП, составление аварийного сертификата и полное сопровождение заказчика по делу (включает в себя все услуги, связанные с ликвидацией последствий ДТП: эвакуация автомобиля, представление интересов заказчика в суде и т.д.) обойдется примерно в 5 000 рублей.

Платить за услуги комиссара должен будет тот, кто его вызвал, вне зависимости от того, кто является виновником дорожно-транспортного происшествия. Пакет услуг бесплатного комиссара, предоставляемого страховщиком по полису КАСКО, зависит от общей суммы страхования: при страховке до 20 000 долларов аварийный комиссар приедет на место ДТП и составит аварийный сертификат; при страховке от 20 000 до 35 000 долларов аварком составит аварийный сертификат и поможет со сбором справок для страховой компании; при страховке от 35 000 долларов аварийный комиссар решит все технические и правовые вопросы клиента «под ключ».

По своему усмотрению владелец полиса КАСКО может не прибегать к услугам аваркома, самостоятельно решая вопросы с оформлением ДТП. Но большинство страховых компаний позиционируют услуги аваркома как бесплатные, поэтому отказ от услуг комиссара никак не повлияет на общую стоимость страховки. В то же время, владельцы полиса КАСКО стоимостью до 20 000 долларов за дополнительную плату могут запросить предоставление услуг комиссара «под ключ».



Просмотров