Оформление белоруса на работу. Прием на работу

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Трудоустройство граждан Белоруссии почти ни чем не отличается от оформления на работу граждан Российской Федерации, так как с гражданами ЕАЭС установлен льготный трудовой режим.

Порядок оформления прост:

  • Проверяем документы
  • Заключаем трудовой договор
  • Уведомляем ГУВМ МВД

1. Документы для оформления гражданина Белоруссии на работу в России

1.1. Паспорт Гражданина Республики Белоруссии (Пашпарт)

1.2. Регистрация гражданина Белоруссии

Для справки. Регистрация гражданина Белоруссии в России требуется только если планируемый срок прибытия превышает 30 дней.

Регистрацию гражданин Белоруссии может получить встав на учет в ГУВМ МВД (ФМС) с помощью:

  • Гражданина Российской Федерации у которого проживает беларус
  • Лицо с видом на жительство, у которого проживает беларус
  • Организаций, в которой работает гражданин Республики Беларусь
  • Гостиницы, отеля, общежития, в которой гражданин останавливается на срок более 30 дней.

Важно! Очень часто для того, чтобы сэкономить время и деньги люди покупают регистрации за 1-2 тысячи рублей на вокзале или в переходе у не понятных граждан или организаций.

Первое что вам нужно – это проверить регистрацию по внешнему виду, так как, к сожалению, не по каким базам вы этого сделать не сможете. Основные признаки поддельной регистрации – грамматические ошибки в написании, которые официальные органы делать не будут.

В случае обнаружении такого нарушения лучше переделать документы, так как при уведомлении ГУВМ МВД вам может прийти отказ по данному сотруднику.

1.3. СНИЛС

Получить СНИЛС (Страховой Номер Индвидуального Лицевого Счета) гражданин Республики Беларусь может самостоятельно, обратившись в Пенсионный Фонд по месту проживание или, в случае, если он уже устроен на работу это должны сделать вы, как работодатель, в течении двух недель после принятия его на работу.

Форма АДВ-1 для получения СНИЛС

1.4. ИНН

В оформлении ИНН для граждан Белорусси так же нету ничего сложного – он оформляется в налоговой по месту жительства.

2. Заключаем трудовой договор с гражданином Белоруссии

2.1. Подписываем все соглашения с:

  • Правилами внтуреннего распорядка
  • Системой мотиваций и штрафов
  • Правила об охране труда
  • Любые другие акты, свзаные с профессиональной деятельностью гражданина Белоруссии

Важно: сотрудник из Республики Беларусь должен подписать все соглашения до момента подписания трудового договора!

2.2. Заключаем трудовой договор с гражданином Беларуси

3. Уведомляем ГУВМ МВД (ФМС) о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии.

Важно! Вы, как работодатель, обязаны уведомить миграционную службу о принятии на работу гражданина Белоруссии в течении 3 дней!

Существует много споров касательно того необходимо ли уведомлять миграционную службу о приеме на работу грждан Беларуссии. Вот официальынй ответ из ФМС в виде письма:

Офицальный ответ ФМС по вопросу уведомлений по гражданам Белоруссии

Из письма ясно, что уведомлять о приеме граждан Белоруссии на работу необходимо !

Существуют ли случаи отмены штрафов за гражда Республики Беларусь? Да. Но эти случаи еденичны и мы всегда уведомляем Миграционную Службу о приеме и увольнении беларусов с работы, чего и вам советуем для избежания лишней головной боли в моменты проверок.

Но иностранцы в отличие от россиян при трудоустройстве должны предъявить своему будущему работодателю, кроме прочих, документы, подтверждающие их право трудиться в РФ. Это может быть разрешение на работу для иностранных граждан, патент, разрешение на временное проживание, вид на жительство.

Оформление иностранцев на работу в 2017 году, как и прежде, предполагает оформление с ними . В нем помимо обычных сведений о работнике таких, как ФИО и данных его документа удостоверяющего личность, должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего его право трудиться в РФ.

При этом ТК РФ разрешает заключать трудовые договоры с иностранцами на неопределенный срок. А если документ, позволяющий иностранному гражданину работать в России, перестанет действовать, то работодатель сможет его . Такое основание для увольнения иностранного работника прямо поименовано в ТК РФ.

Высококвалифицированные иностранные специалисты - 2017

Высококвалифицированные иностранные специалисты - это отдельная категория иностранных граждан. имеет свою специфику. Они могут получить только после того, как с ними будет заключен трудовой договор. Но этот договор вступит в силу тогда, когда будет выдано разрешение.

НДФЛ с доходов иностранных граждан

Ставка, по которой исчисляется , по общему правилу зависит от его статуса - резидент или нерезидент. Для нерезидентов она, естественно, выше и составляет 30%. Однако иностранцы определенных категорий должны платить НДФЛ с доходов от трудовой деятельности по ставке 13%. А именно:

  • граждане стран-членов ЕАЭС;
  • беженцы;
  • иностранцы, получившие временное убежище в РФ;
  • высококвалифицированные специалисты из числа временно пребывающих в РФ;
  • и др.

Кстати, НДФЛ с доходов временно пребывающих иностранцев, работающих в РФ на основании патента, уплаченные этими работниками по патенту.

Как известно, между Россией, Арменией, Казахстаном и Белоруссией подписано соглашение о Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС), согласно которому у граждан каждой из этих стран имеется право свободно передвигаться, проживать и работать на всей территории ЕАЭС. Поэтому, на территории России в отношении граждан из Армении, Казахстана и Беларуси действует целый ряд особенностей и послаблений со стороны миграционной службы, налоговой службы, полиции и других.

Содержание:

Пребывание граждан Беларуси на территории России.

Между Россией и Беларусью отсутствует таможенный контроль, не требуется заполнять миграционную карту или иметь заграничный паспорт. Единственное, что проверяют таможенники у белорусов – груз (багаж), имеются ли у сопровождающих несовершеннолетних на это право.

Граждане Беларуси могут находится до 30 суток в России без обращения в ФМС (с 5 апреля 2016 Указом Президента 156 задачи ФМС возложены на Главное управление по вопросам миграции МВД ).

Если же необходимо еще время, то необходимо встать на миграционный учет. Для этого у белоруса должна быть принимающая сторона – физическое лицо (гражданин России или человек с видом на жительство в РФ) или юридическое лицо (работодатель, гостиница, хостел). Принимающая сторона заполняет Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания и, либо лично приносит и бесплатно сдает его в местное отделение ФМС (теперь называется Отдел по вопросам миграции ОМВД ), либо отправляет почтой за 180 руб/шт.

Внизу статьи во вложении моно скачать образец (форму) Уведомления.

Данные о миграционной карте для белорусов не заполняют. К Уведомлению прилагаются копии паспорта пребывающего белоруса и принимающей стороны (либо копии учредительных документов). Отделение ФМС (Отдел по вопросам миграции ОМВД) или почтовый работник возвращает принимающей стороне корешок Уведомления с проставленной подписью ответственного работника и печатью учреждения. Пребывающий белорус должен сохранять этот корешок все время пребывания и при необходимости предоставить сотрудникам Отдела по вопросам миграции ОМВД или иным лицам, уполномоченным проверить легальность пребывания мигранта.

В Уведомлении необходимо указать адрес пребывания. Это может быть или адрес, по которому зарегистрирована принимающая сторона физическое лицо, или юридический адрес принимающей стороны юридического лица (работодателя). У граждан Беларуси есть право находится на территории России без регистрации в общей сложности 90 дней из 180 дней.

Читайте также:

Исключение – если белорус работает по трудовому договору, обучается на дневной форме, проходит лечение. Тогда к Уведомлению надо приложить справку из образовательного учреждения с указанием даты окончания обучения или копию трудового договора. В таком случае, белорус может беспрепятственно пребывать на территории РФ до даты окончания обучения или трудовых отношений. Учтите, что, если в трудовом договоре не указана дата окончания трудовых отношений, то придется каждый год уведомлять ФМС о продолжении пребывания на территории России.

Если принимающая сторона не может лично явится на почту или в отдел ФМС (Отдел по вопросам миграции ОМВД), то пребывающий белорус может сделать это самостоятельно. Однако необходимо приложить документ, подтверждающий, что принимающая сторона находится в больнице или физически не может сделать это лично).

После уведомления миграционной службы о месте пребывания, можно подать документы на получение ВНЖ, минуя стадию РВП. Получение ВНЖ гражданами Беларуси осуществляется мимо миграционных квот, после предоставления в миграционную службу необходимого пакета документов.

Трудоустройство белорусов в России.

Белорусы могут работать в России без патента. При этом перед работодателем не возникает никаких особых сложностей в документообороте и обязанностей по сравнению с гражданами России ни в налоговом отношении, ни в любом другом. Единственное, что работодателю необходимо сделать – в течение трех дней после заключения или расторжения трудового договора (контракта) уведомить об этом местные органы ФМС (Отдел по вопросам миграции ОМВД). Не уведомит – штраф. А вот налоговые и страховые органы дополнительно извещать не нужно.

Важно знать, что даже, если белорус потерял работу по истечении разрешенных 90 дней пребывания, или закончился срок его трудового договора (контракта), то у него есть еще 15 дней для того, чтобы найти новую работу, не выезжая за пределы России.

Трудовую книжку надо будет завести российскую (если ее еще нет), т.к. белорусские трудовые книжки в России недействительны.

С 2015 года граждане Беларуси в России имеют право на все те же социальные выплаты, что и россияне, кроме пенсионных. Ставки по соц взносам, как и для россиян, 2.9%. Итак, белорусы имеют право получить больничные, единовременные и постоянные материнские выплаты, пособие на ребенка. На пособия имеют право и те белорусы, которые имеют вид на жительство, РВП и те, которые лишь уведомили органы ФМС о своем пребывании. Однако, учтите, что право на выплаты и пособия белорусы имеют право только при заключении трудового договора, а не гражданско-правового.

Очень важно, что белорусы платят подоходный налог со своих трудовых доходов, как и россияне, 13%. Причем, для этого им не нужно быть резидентами РФ. Т.е. с первой же своей зарплаты белорусы отчисляют всего 13%, вместо 30% (как, например, граждане Украины). Это указано в ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015 )

А вот для получения налоговых вычетов белорусы все-таки придется сначала получить статус резидента – т.е. пробыть на территории России 183 дней в течение календарного года (т.к. налоговым годом считается именно календарный). Это прописано в ст. 207 НК . Кроме того, налоги на другие доходы (например, на имущество, недвижимость) уплачиваются в соответствии со статусом резидента / нерезидента.

Бизнес и предпринимательство для белорусов в России.

Начнем с ИП. Для открытия ИП необходимо иметь регистрацию , т.е. РВП или ВНЖ (вид на жительство). Поэтому, большинству белорусов эта форма ведения дел не подходит.

Чаще всего белорусы открывают ООО . Это особенно удобно, т.к. для учреждения ООО достаточно только лишь одного учредителя. Но можно открыть и ЧП. Для учреждения предприятия не требуется регистрация, поэтому учредителем может стать белорус, уведомивший о своем месте пребывания ФМС (отдел по вопросам миграции) или не уведомивший.

Другие вопросы пребывания белорусов в России.

Очень важный вопрос – медицинское обслуживание. Иностранные граждане имеют право получать бесплатную скорую медицинскую помощь на территории России. Для этого полис ОМС не требуется. А вот, чтобы бесплатно пройти медосмотр, или лечь в стационар, или сделать УЗИ и прочие процедуры, не относящиеся к скорой помощи, необходимо иметь полис ОМС.

До недавних пор бесплатный полис ОМС могли получить граждане России и иностранные граждане, получившие вид на жительство или РВП. Но с 1 января 2017 добавилась еще одна категория – граждане ЕАЭС которые работают на территории РФ по трудовому договору . В том числе, и белорусы. Это стало возможным благодаря Приказу Министерства здравоохранения РФ от 27 октября 2016 г. № 803н, который внес изменения в Правила обязательного медицинского страхования.

Это означает, что, если белорус заключит трудовой договор на территории РФ, то может получить бесплатный медицинский полис действующий до конца календарного года, но не более срока действия заключенного трудового договора.

К сожалению, эти изменения не затрагивают членов семьи белоруса, заключившего трудовой договор в России. Поэтому, чтобы получить полис ОМС несовершеннолетним детям или жене / мужу, по-прежнему необходимо получить РВП или ВНЖ. В противном случае, надо заключить платный договор добровольного медицинского страхования.

Очень важный вопрос для мигрантов, в том числе и из Беларуси, - устроить детей в школу или садик . С этим проблем нет. Дети трудовых мигрантов имеют право ходить в садик, в школу, поступать в училища, колледжи, ВУЗы. Это прописано в Соглашении О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 года). Поэтому, в школе вам не могут отказать в том, чтобы принять вашего ребенка. Для этого, выбранная вами школа делает запрос в прошлую школу вашего ребенка на получение документов. После их получения ваш ребенок становится полноценным учеником российской школы.

Таким же образом, ваша новая поликлиника в России может получить выписку из вашей прошлой поликлиники – она должна сделать запрос по указанным вами данным.

Кроме того, белорусы имеют право открыть текущий счет, депозитный счет, дебетовую карточку в банке. Правда, в Крыму эти возможности ограничены. Например, в РНКБ банке без РВП или ВНЖ белорус может открыть только текущий счет без начисления процентов. И даже это сделать можно не во всех отделениях, т.к. многие банковские работники не знают об особенностях белорусов в России.

Соглашение от 24 января 2006 года «Между РФ и РБ об обеспечении равных прав граждан РФ и РБ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников союзного государства»

Трудоустройство иностранных работников имеет существенные различия от трудоустройства российских граждан РФ. Однако для граждан Республики Беларусь действует упрощенный порядок. Какие основные документы при приеме на работу необходимо оформить при приеме на работу этих категорий работников?

Документом, регулирующим правовые отношения с иностранцами, находящимися на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ). При применении Закона №115-ФЗ следует учитывать, что нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством во всех аспектах правовых отношений с иностранцами.

А в отношении граждан - членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС был установлен льготный режим трудовой деятельности. Это означает, что порядок трудоустройства иностранцев, предусмотренный в Законе №115-ФЗ, не распространяется на граждан из Республики Беларусь. И в этой ситуации нужно руководствоваться порядком, установленным в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и РФ от 22.06.1996 г. №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее по тексту - Решение).

Какие документы должна запросить кадровая служба при приеме на работу белоруса?

Для оформления трудовых отношений с гражданином из Республики Беларусь работодателю необходимо запросить:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • страховое свидетельство;
  • документ об образовании.

Перечень документов тот же, что и при трудоустройстве российского работника (ст.65 ТК РФ).

Никаких дополнительных процедур признания документов об образовании не требуется

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.

Из общего правила есть исключения. Для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).

Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС (письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 г. №16-4/В-823). Но из этого правила есть исключения. Например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС.

При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении, Казахстана, Киргизии, необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о предоставлении платных медицинских услуг. Такое требование не распространяется на белорусских работников, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор о равных правах от 25.12.1998 г.).

Как и с российскими гражданами оформление приема на работу с белорусами сопровождается заключением трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений.

Расчет трудового стажа граждан Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.2 Решения).

Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС).

Граждане Республики Беларусь, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет. При пребывании граждан Республики Беларусь свыше 30 суток с даты въезда, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет) либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг).

В соответствии со ст.23 Закона №115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность.

Миграционные карты гражданам Республики Беларусь, прибывающим на территорию РФ, не выдаются.Документом, подтверждающим дату въезда гражданина Республики Беларусь в РФ, может служить проездной документ.

Поскольку у России с Республикой Беларусь нет границ, то миграционные карты работники Республики Беларусь не заполняют (письмо Управления организации визовой и регистрационной работы от 21.01.2005 г. №МС-2/559).

При этом работодатель обязан уведомлять миграционную службу о заключении или расторжении трудовых договоров с работниками из Республики Беларусь (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ). Уведомление направляется в территориальное отделение ФМС России в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора с белорусским работником (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Все виды пособий и выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.3 Решения, п.3 ст.98 Договора о ЕАЭС). Таким образом, с 1 января 2015 г. белорусские граждане, работающие в российских компаниях, наряду с российскими гражданами имеют право на получение всех видов пособий (письмо Минтруда РФ от 13.03.2015 г. №17-3/ООГ-268).



Просмотров