Один дома для начальной школы. Классный час, тема "ты один дома"
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) школа-интернат №2 г.о. Жигулёвск
Конспект
занятия
по безопасности
«Если ты один дома!»
с детьми ГКП№1
Воспитатель: Волчкова О.В.
2015-2016 уч. год
Цель : Формирование правил поведения обеспечивающих безопасность детей дома.
Задачи:
1. Закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах их использования; закреплять представления детей об опасных для жизни и здоровья предметах и ситуациях, которые встречаются в жизни, правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
2. Развитие самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности за своё поведение; развитие внимания, логического мышления, быстроты реакции в непредвиденных ситуациях; развитие активной речи и памяти детей.
3. Воспитание ответственности за свое поведение.
Оборудование: Ноутбук, костюм вороны, две маски с надписью «Опасик» и «Безопасик», знак «Опасно!» на ватмане, дидактическое картинки «Электроприборы», спички, спица, розетка, ножницы, моющее средство, гвоздь, таблетки, бусины, 2 корзины.
* для рисования: заготовки кругов диаметром 12см по количеству детей, цветные карандаши, клей или скотч.
Ход занятия:
Воспитатель : Здравствуйте, дорогие ребята!
Наша сегодняшняя встреча посвящена безопасному поведению, когда вы остались одни дома.
Ребята, представьте, что взрослые ненадолго ушли из дома, а вы остались одни. Давайте закроем глаза и попробуем услышать звуки происходящего вокруг. Какие звуки вы услышали?
(раздаётся стук)
Воспитатель: Слышите, в дверь кто-то стучится. Что же нам делать? Можно ли сразу открыть дверь, скорее всего это пришла мама? Почему?
(ответы детей)
Ребенок :
Дома ты один остался,
Вдруг в двери звонок раздался
Незнакомцам ты не верь –
Отворять не надо дверь!
Это вовсе не пустяк:
Может быть за дверью враг!
Воспитатель : Когда ты дома один – не открывай никому дверь, даже если человек, который за ней стоит, говорит, что его прислали твои родители.
Детям предлагается послушать отрывок стихотворения С.Я.Маршака «Пожар»
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щёлку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена -
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из окна.
Он, Кузьма,- пожарный старый.
Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене.
Каска светится в огне.
Вдруг на крыше из-под балки
Чей-то крик раздался жалкий,
И огню наперерез
На чердак Кузьма полез.
Сунул голову в окошко,
Поглядел...- Да это кошка!
Пропадёшь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!..
Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
Не зальёшь огня слезами,
Мы водою тушим пламя.
Будешь жить да поживать.
Только чур - не поджигать!
Вот тебе на память кошка.
Посуши ее немножко!
Воспитатель: Как нужно поступить если произошло возгорание?
Дети: *Если в доме что-то загорелось – быстро уйти или выбежать из комнаты ил квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону «01», сказать что у вас в доме пожар, при этом обязательно надо назвать свой адрес; позвонить маме на работу.
*Если в квартире много дыма – низко пригнувшись двигаться к двери прикрывая нос и рот мокрым полотенцем, платком.
*Загорелась одежда – падать и катаясь сбивать огонь.
*Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, шкафу – Опасен не только огонь, но и дым.
Практическое задание: «Сообщи о пожаре по телефону»
(Дети имитируют звонок в пожарную часть)
Ребёнок: Сам не справишься с пожаром,
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не всё сгорело!
(Л. Зильберг)
(Летит ворона Каркуша)
Каркуша: Кар! Кар! Кар, ребята! Здравствуйте! Вы тут случайно моих друзей не встречали?
(В это время двое детей ссорятся, отбирают друг у друга мяч)
Ах вот вы где! Ребята, познакомьтесь с моими друзьями.
Опасик : Меня зовут Опасик! Я всех ребят предупреждаю об опасности!
Безопасик : А меня зовут Безопасик, и я так люблю играть!
Каркуша : Так почему же вы ссоритесь?
Безопасик : Потому что Опасик – жадина!
Опасик : Безопасик выбирает совсем не те предметы, которыми можно играть!
Воспитате ль: Ребята, давайте поможем друзьям помириться и поделим все предметы спора на безопасные для игры и опасные.
Игра: «Опасно - безопасно» ъ
(Дети делятся на две команды. Первая команда собирает в корзину Безопасика безопасные предметы. Вторая команда собирает в корзину Опасика опасные предметы. Побеждает та команда, которая правильно и быстро наполнит свою корзину.)
После того, как корзины будут наполнены подводится итог. Дети объясняют, чем могут быть опасны следующие предметы: ножницы, моющее средство для посуды, таблетки, гвоздь, спички, вязальная спица, бусины, витамины.
Воспитатель: Отгадайте мои загадки:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое Величество-
Это … электричество.
По тропинкам я бегу,
Без тропинок не могу.
Где меня, ребята нет-
Не зажжется в доме свет! (Электрический ток)
Воспитатель : Правильно. Электричество есть в каждом доме. Это наш самый первый помощник. Когда наступает тёмное время суток, на достаточно щёлкнуть кнопкой выключателя и комнату освещает яркий свет лампы. Ток бежит по проводам и заставляет работать электрические приборы. А в нашем доме их немало. Например:
Есть в домах окошко
Необычное немножко.
Кто появится в окне-
Скажет слово всей стране. (Телевизор)
Едет пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Он один на целом свете
Очень рад пыл встретить. (Пылесос)
На столе,в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок-
Развесёлый огонёк. (Настольная лампа)
Только я, только я
На кухне главная.
Без меня как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь. (Газовая плита)
Я пузатый и пыхтящий,
Я красивый и блестящий,
Если только захочу-
Кипяточку вскипячу. (Самовар, электрический чайник)
Воспитатель: Какие электроприборы мы еще не назвали.
(Дети называют электроприборы)
Представим, что электричество перестало поступать в ваш дом, чо произойдёт? (Дети высказывают свои предположения). Значит можно сделать вывод, что электрический ток наш друг и товарищ.
Ребёнок :
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос-
Ток энергию принёс!
Ребёнок:
Знают всё, что без огня не живём мы ни дня!
При огне,как при солнце – светло!
При огне и зимою – тепло!
Но когда мы небрежны с огнём-
Он становится нашим врагом.
Воспитатель : Какие правила осторожности мы должны знать и выполнять?
Дети называют правила и совместно с воспитателем ответы обобщаются.
*Запомни! Никогда не дотрагивайся до включенных электроприборов мокрыми руками! (Вода пропускает через себя ток)
*Не пользуйся водой вблизи включённых электроприборов. (Не поливай цветы висящие над TV и другими электроприборами)
*Не пользуйся самостоятельно розеткой, проси взрослых включить или выключить электроприбор.
*Не дотрагивайся до включённых электроприборов металлическими предметами (отвёртками, ножницами).
*Не прикасайся к электропроводу.
*Уходя из дома, проверь, выключены ли электроприборы, газовая плита.
Практическое задание:
Звонит телефон, воспитатель предлагает ребёнку ответить на телефонный звонок.
«Здравствуй деточка, как тебя зовут? У тебя есть любимая игрушка? А кто тебе её купил? А где твоя мама? А где твой папа работает? Куда ушла бабушка? Я подруга твоей мамы, мы с ней вместе учились. Я приехала с другого города, а мама твоя меня не встретила. Подскажи мне, как добраться до вас, позабыла ваш адрес».
Ребёнок: А я знаю наш адрес, сейчас скажу…
(выходят Безопасик и Опасик)
Опасик : Стоп! Скорей закончи разговор! Ребята. Звонящая женщина могла оказаться преступницей. Узнав адрес, она могла проникнуть в квартиру, похитить ребёнка, причинить вред здоровью, либо украсть ценные вещи и убежать! Получается, что опасным может быть не только звонок в дверь но и по телефону!
Безопасик : Запомните! Когда ты один дома. Нельзя вступать в телефонный разговор с незнакомым тебе человеком. Говорить, что родители на работе, что ты один и сообщать свой адрес. Нужно молча, не отвечая ни на какие вопросы положить трубку. А самое главное о любом звонке незнакомого человека нужно срочно сообщить родителям.
Ребёнок :
Знай, преступник, он- хитёр,
Притворится, что монтёр,
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам почтальон.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли-
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
Выставка знаков: «Это опасно! Будь внимателен!»
Детям предлагается придумать запрещающий знак для своего дома, нарисовать его с последующим объяснением того, что запрещено.
Подведение итогов выставки и всего занятия.
МОУ «Починокбыбытьская НОШ»
https://pandia.ru/text/80/052/images/image004_68.gif" align="left" width="156" height="156 src=">
2010-2011 учебный год
Эпиграф: Когда я один дома,
Я обеспечиваю безопасность дома.
Цели:
● пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни.
● подготовка ребят к каникулярному сезону.
● активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Оборудование: куклы в костюмах пожарного, милиционера, доктора, рабочего
Дети: Пока ещё растёт малыш
И в школу он не ходит,
То папа, мама, бабушка
Его за ручку водят.
За безопасностью следят,
Чтоб не было ушибов,
Чтоб не поранился ничем
И из окна не выпал.
Но повзрослел уже малыш,
И вдруг один ты дома…
Ты знаешь, как себя вести?
Тебе это знакомо?
Указывают на цифры 01,02.03.04, которые написаны крупно красным цветом и расположены впереди выступающих кукол в специальных одеждах.
Так будь внимателен и осторожен
И знай, что многое зависит от тебя.
Большой беды избежать можно,
Если ты знаешь, как вести себя.
Ну, а случилась вдруг беда,
Как ты ведёшь себя тогда?
Не паникуй и не теряйся,
Разумный выход отыскать лучше постарайся.
Этот номер набирай,
Быстро помощь вызывай.
Где бы ты не был:
Во дворе, или в школе, дома,
Знай рядом у тебя друзья,
Готовые прийти на помощь.
Кл. руководитель: (в одежде пожарного) Ребята, а кто же эти друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?
Дети: Мы знаем. Это спасатель-пожарный.
Кл. руководитель: Да, для помощи людям в опасных ситуациях создано специальное Министерство чрезвычайных ситуаций - МЧС и специальное войска. Солдаты этих войск имеют не оружие, а различные приспособления: надувные домкраты, которые поднимают бетонные плиты; ножницы перерезающие даже сталь; а также много автомобилей и вертолётов. (Показывает картинки, фотографии).
Нам приходится часто выезжать на тушение пожаров. И к сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и не осторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни.
Мы знаем, что огонь бывает очень опасен. А может ли человек жить без огня?
(Дети по очереди рассказывают свои мнения).
Кл. руководитель: Да, ребята, я согласен с вами. Всё хорошо, если с огнём правильно обращаться. Но опасные ситуации возникают очень часто. А когда она возникает?
Дети: - Когда дети берут в руки спички без разрешения взрослых
Зажигают без разрешения газовую плиту.
Раскладывают костёр в квартире (около дома, вблизи сарая, сена и т. д.)
Кл. руководитель: Что же происходит в таком случае?
Дети: Может упасть спичка на пол, на одежду, могут пролететь искры, загореться штора, ковёр, а потом и вся квартира и т. д.
КЛ. руководитель: Вот в каких условиях живут пожарные. В дыму трудно дышать. Газ проникает в лёгкие. Он может быть смертельным и для людей, и для животных. Пожар тушат водой и снегом, песком и землёй. А есть ещё специальные смеси. Вот в этом красном баллоне находится такая смесь. Как это называется? (огнетушитель). Где вы его видели? (В пожарной уголке школы). Что же надо делать, если случилась беда? Нам подскажут и покажут ребята из школьной агитбригады «Экстрим».
Вышла кошка на дорожку,
Прогуляться вышла кошка.
Видит кошка, где-то дым:
Ой, горим, горим, горим!
Слушай, кошка, не кричи,
Телефонный диск крути,
Набирай же 01,
Твой сигнал необходим.
Что так сильно там дымит?
Там забор горит, горит.
Там зайчишки-шалунишки,
Спрятавшись, курили.
Сигареты брали, спички,
А потушить забыли.
Под окном огонь пылает,
А зайчата убегают.
Ну-ка быстро возвращайтесь,
Все песочком засыпайте.
Белочка решила маме помогать.
Можно поутюжить, можно постирать.
Утюжком туда-сюда белочка водила,
Да книжка интересная,
И про утюг забыла.
Платьице дымит и полыхает,
А белочка читает и мечтает.
Звони пожарным, зови соседку,
Достань вилку из розетки.
Дома пожар, а ты один?
Звонок 01 необходим.
Пожарные-спасатели покой твой берегут,
Отважные пожарные приедут и спасут.
Кл. руководитель: (показывает куклу-Айболита). Встречайте ещё одного гостя нашей встречи. Это славный доктор Айболит. Здравствуйте. Доктор. О чём вы хотите рассказать ребятам?
Айболит. Когда родителей нет дома,
То полон дом соблазнов:
Бутылочек и тюбиков,
И порошков там разных.
Ты любознателен, я это точно знаю,
Поэтому тебя предупреждаю:
Руками ничего не трогать,
Не нюхать, на язык не брать;
Ожог химический ты получить рискуешь.
Ты, друг мой, должен это знать.
Химический ожог леченью трудно поддаётся,
А иногда вас и спасти врачам не удаётся.
Ну, а случилась вдруг беда,
Звони 03, поможем вам всегда.
С лекарствами будь осторожен тоже,
Пусть норму взрослые тебе дадут,
Только тогда она поможет.
Я -добрый доктор Айболит,
Меня все знают тут и там.
Чтоб вы здоровыми росли,
Хватать за него нет повода.
И на лежащий не наступай,
Ударит током, так и знай.
Всё сказанное телевизором, комментируется и демонстрируется: утюг, провод, вилка, розетка).
Кл. руководитель: (Слышен звонок) Кто звонит к нам в дверь сейчас?
(Одевает кепку надписью: «Горгаз».)
Это я, работник службы,
Под названием «горгаз».
Перечислю вам сейчас
Список я простой-
Как правильно пользоваться
Газовой плитой.
Позволили тебе уже,
Взрослый рядом тоже?
Только в этом случае
Газ зажечь ты можешь.
Зажигаешь? Будь осторожен-
Рукав одежды вспыхнуть может.
Включил горелку? Зажги же сразу,
Иначе будет утечка газа.
А значит отравление и взрывы, и пожары…
Погибнуть люди могут в страшном огне, угаре.
Вода в кастрюле закипела
И сбежала, зашипела.
Пламя потухло, а газ идёт,
Он беду нам принесёт.
Нельзя включать и выключать
Электроприборы, свет,
Иначе будет страшный взрыв,
Не надо таких бед.
Нельзя курить и спички жечь,
И щёлкать зажигалкой.
А кто так сделает, друзья,
Их будет очень жалко.
В квартире пахнет газом?
Так выключай горелку
Открой окно, зови соседей,
Останешься здоровой и живой.
Ещё запомни – есть запах газа,
Так 04 звоните сразу.
Кл. руководитель показывает таблицы, плакаты.
Из-за парт выходит один мальчик, держась за голову и живот.
Кл. руководитель: У мальчишки бледный вид.
Мальчик: Ой, болит, болит, болит…
Кл. руководитель: Что случилось, Данир,
Можешь ты ответить?
Данир. Пробегал я в футбол обед.
Пришёл домой, а взрослых нет.
Есть хотел как, ой-ой-ой,
Съел бутерброды с колбасой.
Рыбу ел и мясо
И запил всё квасом.
Кл. руководитель: Позвони скорей 03,
С медсестрой поговори.
(Звонит по большому надувному телефону, слышен звонок, появляется медсестра с другим телефоном.)
Данир. Это помощь «Скорая?»
Медсестра (один из учеников). Да, что случилось?
Данир. Кажется, внутри во мне
Что-то отравилось.
Медсестра. Что болит?
Данир. Болит живот.
Медсестра. А тошнит?
Данир. И даже рвёт.
Медсестра. Не волнуйся, жди врачей,
А пока все воду пей.
(входит врач, осматривает продукты, которые ел Данир.)
Врач. Срок годности истёк у кваса.
И нехорош запах у мяса,
У колбасы налёт какой-то появился-
Испорченною пищей Данир отравился.
Ты молодец, что позвонил 03.
Теперь врачи за все в ответе,
Тебе сумеем мы помочь.
Будет здоровым мальчик Данир.
Вывод: Конечно, лучше не открывать,
Тогда не будем переживать
И не обидит никто плохой.
Всего дверь им ты не открой!
В конце ребятам раздаются красочно оформленные памятники.
Огонь - твой друг. Но осторожно!
Шутишь с огнём - беда возможна.
Электротравма – больно, ужасно.
Не трогай провод - это опасно.
Без присмотра газплиту не оставляй,
А уходишь- все горелки проверяй.
За порошок и жидкости
Тебе не стоит браться,
Что-то может ядовитым оказаться.
Несвежая пища? Будь осторожен!
Она отравление вызвать может.
Ключи от дома не теряй
И другим людям не давай.
Люди за дверью тебе не знакомы?
Не открывай, ведь ты один дома.
Для проведения итогов можно дать вопросы:
Как ты думаешь, кто у нас сегодня самый большой знаток?
Какой костюм тебе больше понравился?
Ты узнал что-то новое?
Что ты думаешь о своём участии в нашей встрече?
Чьё выступление тебе больше всего понравилось?
Что из услышанного сможет тебе пригодиться на уроках.
Цель урока: активизировать знания обучающихся об опасных ситуациях в квартире.
- Закрепить знания о правилах поведения в квартире;
- Сформировать умение работать в группе;
- Способствовать развитию внимания, воображения, памяти;
- Способствовать воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь близких людей.
Оборудование: ПК, проектор, экран, листы бумаги, карандаши, листы для рефлексии.
Форма урока: игра
Подготовительный этап: обучающиеся класса делятся на две команды, выбирают капитанов команд
Ход мероприятия
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о личной безопасности. Где бы мы не находились, нас всюду окружают ситуации, угрожающие нашему здоровью и жизни:
Опасные ситуации нас могут подстерегать в лесу из-за отсутствия умения ориентироваться, знаний разведения и тушения костра, умения распознать съедобные и не съедобные растения, ягоды и грибы;
Реки тоже представляют опасность для здоровья и жизни людей и не только в летний период;
Действия на дороге могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не стать жертвой дорожно-транспортных происшествий, необходимо соблюдать правила дорожного движения.
– Но мы с вами сегодня поговорим о безопасности в квартире.
– Какие вы знаете опасные ситуации, которые могут угрожать вашему здоровью и жизни в домашних условиях?
(Ответы учеников)
– Молодцы ребята!
– Ребята, вы уже знаете, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций необходимо обращаться в специальные службы. Давайте вспомним эти службы и их номера телефонов. А в этом нам помогут стихотворения. Я зачитываю начало стихотворения, а вы говорите окончание и называете соответствующую службу. Итак, начинаем:
Службы разные нужны,
Три особенно важны
1. Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер – 01.2. И на улице и в доме
Если к вам пришла беда,
Обратиться нужно срочно
Вам по номеру – 02.3. Стало плохо вам внезапно
Со здоровьем не шути,
И давай без промедленья
Набирай скорей – 03.
– Но мы с вами еще не все службы перечислили. Есть и другие службы, тоже очень важные. Я бы хотела вручить каждому памятку, на которой кроме названных, указаны еще телефоны других служб, например, единой службы спасения, а также телефон доверия. (Приложение 1 ) По нему можно позвонить если у вас возникнет проблема во взаимоотношениях со взрослыми или с друзьями. Опытные психологи всегда придут к вам на помощь.
– А сейчас, чтобы закрепить наши знания, давайте поиграем в игру, которая называется “ОДИН ДОМА”
– У нас есть две команды. Каждая из команд будет соревноваться за звание “Победитель игры ОДИН ДОМА– 2010”.
Итак, удачи обеим командам! Мы начинаем!
I конкурс: “Знакомство”
– Ребята, прежде чем начать игру, я предлагаю познакомиться. Но названия ваших команд знаю только я. А вам предстоит их угадать.
Каждой команде предлагается прослушать стихотворение-загадку. Правильный ответ будет являться названием команды.
1 команда:
Если в доме пахнет газом,
Их зови на помощь сразу!
Ведь они на страже ждут,
Службу бдительно несут.
Каждый день и каждый час
Все они спасают нас.
(спасатели)
2 команда:
Если вдруг беда случится,
Где- то что-то загорится,
Их позвать должны мы срочно.
Вмиг погасят, – это точно!
(пожарные)
– Приятно познакомиться! Команда “Спасатели” и команда “Пожарные” приглашаются к следующему этапу соревнования.
II конкурс: “ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ”
– Приглашаются капитаны команд. На доске расположены карточки, расположенные обратной стороной к игрокам. Капитаны команд выбирают по три карточки. Ситуации, предложенные на карточках обсуждаются в командах. Затем капитаны команд разъясняют поступки героев рисунков и их последствия.
Жюри оценивает правильность ответов.
III конкурс: “ОСТОРОЖНО ЗНАКИ! ”
– Ребята, у вас на столах имеются листы бумаги и карандаши. В течение 3 минут вам предстоит нарисовать знаки, запрещающие выполнение различных действий ребенком, который один остался в квартире. После этого знаки демонстрируются команде-сопернику для их распознавания. Оценивается количество нарисованных знаков и знаков, отгаданных командой-соперником, а также творческие способности участников.
IV конкурс: “МОЗАЙКА”
– Обратите внимание на экран. На слайде предлагается задание для двух команд. Слева – для команды “Спасатели”, а справа – для команды “Пожарные”. Вам предлагается группа слов, спрятанных в кирпичиках. В этих словах зашифрованы советы. Вам предстоит составить из слов предложение и прочитать его. Та команда, которая быстрее справится с заданием и побеждает в конкурсе.
– Ну, вот и закончился последний конкурс. И сейчас пришло время узнать, кто же стал победителем игры “Один дома”. Слово предоставляется нашему уважаемому жюри. (жюри подводит итоги конкурса)
Церемония награждения:
Капитанам команд вручаются медали за I и II место в конкурсе “Один дома”.
– Ребята, вы сегодня все были молодцы. Мне хочется поздравить обе команды и пожелать удачи, здоровья и чтобы опасные ситуации вас обходили стороной.
Рефлексия:
СПАСИБО ЗА ОБЩЕНИЕ!
Использованная литература:
- Ильин А.А. “Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях”, М. “Эксмо” – 2005.
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н и др. Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс, М.– 2000.
- Энциклопедия для детей “Личная безопасность” под ред. Володина В.В., М. “Аванта+” – 2001 г.
БЕСЕДА-ТРЕНИНГ
Цель: формирование навыков безопасного поведения
Задачи: тренировать навыки ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений; развивать творческие способности детей, воспитывать культуру поведения с незнакомыми взрослыми и личной безопасности.
Оборудование карточки с правилами, рисунки-тесты, разрезанное слово «опасно»
Ход занятия
Сообщение правил работы
Будь активным!
Слушай!
Уважай мнение других!
Сегодня мы поговорим о вашей безопасности, о безопасном поведении. Прочитаем тему урока: « Это опасно! » (по очереди, затем хором )
Во дворе, на улице бывает много людей. И иногда взрослые незнакомые люди пытаются с вами заговорить.
Как вы поступите в этом случае?
Если ты идёшь из школы...
Если ты идёшь из школы
И с каким-нибудь мужчиной
Просто так, совсем случайно, повстречалась на пути,
А тебя он вдруг попросит
Объяснить ему дорогу,
Потому что он не знает, как ему туда пройти,
Оглянись и ты увидишь,
Что вокруг полно народа,
Почему же этот дядя выбрал именно тебя?
Притворись, что ты глухая,
Прочь от этого урода,
Пусть другую жертву ищет – злой безжалостный маньяк.
Если вдруг остановилась
На обочине машина
И тебя туда позвали, вроде что-то расспросить,
Притворись, что ты не слышишь,
Проходи спокойно мимо,
Это может быть уловка, чтобы силой затащить.
А потом, поди, отбейся,
Если ты не Шварценеггер
И силачка как Валуев, или как Жан-Клод Ван Дамм.
На настойчивые просьбы
Ни за что не отзывайся
Кто их знает, что им надо, этим странным господам.
Подойдя к подъезду дома,
Не спеши за ручку дергать
Дверь, которая откроет всем вовнутрь свободный путь.
Оглянись, чтоб убедиться
Нет ли рядышком кого-то,
Кто так долго ждал момента, чтобы следом проскользнуть.
Если есть – прикинься лохом,
Типа, видишь очень плохо,
Сделай вид, что ты ошиблась и подъезд совсем не тот.
Ты к соседнему подъезду
Отправляйся, наблюдая,
Что же будет делать дальше этот странный идиот.
Люди разные. Иногда кто-то может предложить конфету или даже мороженое. Ты любишь мороженое (конфеты)?
Я люблю конфеты и мороженое .
Как ты думаешь, можно что-то брать у чужих, незнакомых людей на улице?
Нельзя .
Прочитай 1-ое правило.
Не бери ничего у чужих людей на улице.
( )
Ты любишь кататься на машине? Если вас пригласит дядя или тетя в красивую машину, можно садиться и ехать кататься?
Я люблю кататься на машине.
Садиться в чужую машину нельзя.
Правило 2-ое.
Не садись к незнакомым людям в машину.
( прочитать хором, прикрепить карточку с правилом на доску )
Игровое упражнение. «Как себя вести».
(работа в парах с картинками)
Выберите ситуацию, как вы будете себя вести в этом случае (воспитанники обыгрывают ситуацию ).
Правильно вели ваши одноклассники? (ответы детей)
Да, они молодцы .
Бывает, что ты остаешься один дома?
Да, я бываю дома один (одна) .
Ребята, вам когда- ни будь приходилось одним оставаться дома?
Чем вы занимаетесь, когда остаётесь один дома?
Мама ушла по делам. Ты смотришь телевизор, играешь, рисуешь. Вдруг кто-то стучит или звонит в дверь. Кто-то пришел. Тебе одному скучно, может открыть дверь и быстрее впустить незнакомца в дом?
Как вы считаете можно открывать дверь или нет?
Нет нельзя .
Что нужно сделать?
Не открывай дверь чужим людям
Коль дверной звонит звонок –
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришёл к тебе, узнай,
Но чужим не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай открывать!
Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей в милицию!
(Г. Шалаева, О. Журавлёва)
Игровое задание «Дверной глазок».
Я предлагаю вам дорисовать человека, лицо которого вы видите в дверном глазке. (Каждый получает «дверь» с лицом в глазке )
Кого же ты увидел в глазок? Кто это?
(врач, рабочий, бабушка, почтальон, милиционер)
(дети дорисовывают силуэт)
Теперь открой дверь и посмотри, кто хотел зайти к тебе. Это могут быть хулиганы, бандиты или просто плохие люди.
Правило 4-е.
Никогда не открывай дверь чужим, если ты один дома.
Почему нельзя не выполнять эти правила? Это вы узнаете, если сумеете правильно составить слово из букв Н О С О П А.
Кто хочет попробовать?
ОПАСНО
Будьте внимательны и осторожны, когда вы без родителей.
Молодцы все. Старались, думали, говорили хорошо.
Рефлексия
- Чему учились на занятии?
Какие упражнения понравились?
Вырази свое настроение и эмоциональное отношение к занятию с помощью одной из картинок, дорисуй рожицу.
Приложение
«Дверь» с лицом в глазке
Работы воспитанников
Те, кто оказались за дверью