Обжалование решения выездной налоговой проверки. Как оспорить решение по выездной налоговой проверке

Публичная администрация при осуществлении своей властной деятельности должна руководствоваться принципом «Разрешено только то, что прямо предусмотрено законом» . Однако должностные лица в процессе проведения могут выходить за рамки своих полномочий или иным способом нарушать права и законные интересы проверяемых лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) можно выделить следующие противоправные действия (бездействия) должностных лиц органов контроля:

  • Проведение проверки при отсутствии ,
  • Нарушение ,
  • Отсутствие согласования с органами прокуратуры,
  • Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;
  • Проведение , не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок
  • Проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора)
  • Непредставлении акта о проведенной проверки;
  • Иные основания, указанные в Законе № 294-ФЗ.

Необходимо отметить, что другими федеральными законами могут устанавливаться иные основания для признания неправомерными действий (бездействий) должностных лиц органов контроля.

В соответствии со ст. 21 Закона № 294-ФЗ можно обжаловать не только акт проверки и , но и действия/бездействия должностных лиц органа контроля.

Согласно п.4 ст. 21 Закона № 294-ФЗ руководитель или иное уполномоченное лицо медицинской организации при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав медицинской организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также возможно обжаловать действия/бездействия должностных лиц органа контроля в органы прокуратуры.

При проведении административных производств организации зачастую , вследствие чего должностное лицо органа надзора или судья выносит решение о той мере , которой необходимо подвергнуть правонарушителя. В случае несогласия с таким постановлением по делу об административном правонарушении медицинская (фармацевтическая) организация в административном порядке может попытаться его обжаловать. Но обжаловать можно не только вынесенное решение, но и сами действия/бездействия должностных лиц органов контроля. Срок для обжалования действий/бездействий должностных лиц составляет 3 месяца. Необходимо отметить, что срок на обжалование по актам и предписаниям является гораздо меньшим и составляет 15 дней, а для отведено и вовсе всего 10 дней.


Жалоба на действия (бездействия) должностного лица подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, уполномоченному на ее рассмотрение.

Действующим законодательством не установлены требования к форме жалобы на действия (бездействия) должностных лиц. Данный документ составляется в произвольной форме с приложением документов, подтверждающих обоснованность жалобы или их заверенные копии.


Рассмотрение жалобы регламентируется административными регламентами соответствующего органа контроля, проводящего проверку.

Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля рассматривает поступившую жалобу не более 30 календарных дней.

По итогам рассмотрения жалобы руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе :

  • Оставить жалобу без удовлетворения;
  • Удовлетворить жалобу и признать действия (бездействия) должностных лиц незаконными.

Обжалование в судебном порядке

Порядок рассмотрения

Заявление об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц органов контроля подается в Арбитражный суд и рассматривается по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).

Медицинская (фармацевтическая) организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, контроля и их должностных лиц, если полагает, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления деятельности.


Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда медицинской организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п.4 ст. 198 АПК РФ).


Требования к заявлению регламентированы п. 1,2,10 ч. 1, ч.2, 3 ст. 125, ст. 126, 199 АПК РФ. В заявлении должны быть также указаны :


Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.

Приостановление действия оспариваемого решения

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Срок рассмотрения

Заявление рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Данный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Обязанность доказывания соответствия совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (п. 5 ст. 200 АПК РФ).

Арбитражный суд по результатам рассмотрения заявления принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными или об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исполнение решения

Решения арбитражного суда подлежит немедленному исполнению , если иные сроки не установлены в решении суда. Копия решения арбитражного суда направляется в 5 срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Подпишитесь на нас

В случае несогласия с результатами налоговой проверки налогоплательщик имеет право на их обжалование.

Право на обжалование результатов налоговой проверки установлено подп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок обжалования включает ряд последовательных этапов. По результатам выездной и камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа составляется акт налоговой проверки.

Представление возражений.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для подачи возражений по акту налоговой проверки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Обжалование решения, не вступившего в силу.

В случае несогласия с решением, вынесенным по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать.

Порядком досудебного обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц предусмотрена подача жалобы и апелляционной жалобы. Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ (т.е. по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки), если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права (п. 1 ст. 138 НК РФ). Порядок и сроки подачи апелляционной жало- бы регламентированы ст. 139.1 НК РФ. Апелляционная жалоба подается до дня вступления в силу обжалуемого решения через вынесший соответствующее решение налоговый орган.

Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Следует обратить внимание, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

А в случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. И в случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма. Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Апелляционная жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). При этом в апелляционной жалобе указываются (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):

  • фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которых обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя, в случае подачи жалобы уполномоченным представителем.

В апелляционной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, а также могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Лицо, подавшее апелляционную жалобу, до принятия решения по ней может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу (п. 7 ст. 138 НК РФ). В соответствии со ст. 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения апелляционную жалобу полностью или в части, если установит, что:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установлен- ном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему апелляционную жалобу.

Оставление апелляционной жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с апелляционной жалобой в сроки, установленные НК РФ для подачи соответствующей жалобы, за исключением случая, когда ранее была подана апелляционная жалоба по тем же основаниям или когда по ранее поданной апелляционной жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части (п. 3 ст. 139.3 НК РФ, подп. 3 и 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

В соответствии с порядком рассмотрения апелляционной жалобы, установленным ст. 140 НК РФ, лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

При этом документы, представленные вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

Вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу без участия лица, ее подавшего. Эта норма не применяется в случае, когда вышестоящий налоговый орган установит по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение, вынесенное в порядке ст. 101 (т. е. по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки РФ), нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Тогда вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение, рассмотреть материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего апелляционную жалобу, дополнительные документы, представ- ленные в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. 101, то есть с участием лица, подавшего апелляционную жалобу.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган:

  • оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения;
  • отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  • признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Решение по апелляционной жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ (т. е. по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки), принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения апелляционной жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения апелляционной жалобы, или при представлении лицом, подавшим апелляционную жалобу, дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения апелляционной жалобы вручается или направляется лицу, подавшему апелляционную жалобу, в течение трех дней со дня его принятия. Решение налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вручается или направляется лицу, подавшему апелляционную жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

Обжалование решения, вступившего в силу

Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке или которое было обжаловано в апелляционном порядке, но налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе, можно обжаловать путем подачи жалобы.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Порядок и сроки подачи жалобы регламентированы ст. 139 НК РФ. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, получивший жалобу, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ранее в течение трех месяцев).

Жалоба на вступившее в силу решение о при- влечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Требования к форме и содержанию жалобы такие же, как и к апелляционной жалобе.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случая принятия вышестоящим налоговым органом решения о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия при наличии достаточных оснований полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству Российской Федерации. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу (п. 7 ст. 138 НК РФ). Отзыв жалобы лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям. Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части в тех же случаях, что и апелляционную жалобу, а также в случае, если установит, что жалоба пода- на после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано (ст. 139.3 НК РФ). Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные НК РФ для подачи соответствующей жалобы, за исключением случая, когда ранее была подана жалоба по тем же основаниям или когда по ранее поданной жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части (п. 3 ст. 139.3 НК РФ, подп. 3 и 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ). Порядок рассмотрения жалобы и принятие решения по ней совпадают с порядком рассмотрения апелляционной жалобы и принятия решения по ней.

Обжалование в судебном порядке

Если все досудебные возможности были испробованы, но налогоплательщик по-прежнему считает, что его права нарушены, остается возможность рассмотрения жалобы в суде.

Следует обратить внимание, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 2 ст. 138 НК РФ).

В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, акты налоговых органов ненор- мативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствую- щей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 НК РФ (п. 3 ст. 138 НК РФ).

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

). Кроме того, если по результатам проверки лицо привлечено к административной ответственности, оно также вправе обжаловать и постановление о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 1 ст. 54 Закона N 52-ФЗ, п. 89 Регламента N 764).


Обжалование предписания


Гораздо более эффективно судебное обжалование предписаний, выданных Роспотребнадзором. Обращаться в суд следует в течение трех месяцев со дня получения предписания (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Подача возражений в Роспотребнадзор в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение трехмесячного срока на обращение в суд.

При этом подача заявления в суд не означает, что выданное предписание не нужно исполнять (п. 3 ст. 54 Закона N 52-ФЗ). Для приостановления действия предписания следует обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ч. 3 ст. 199 АПК РФ). Исключение предусмотрено для предписаний, выданных Роспотребнадзором в области защиты прав потребителей. Исполнение таких предписаний, в случае их обжалования в арбитражный суд, приостанавливается автоматически на весь срок разбирательства (п. 5.1 ст. 40 ЗЗПП).

Обжалование осуществляется по правилам главы 24 АПК РФ. Заявление об оспаривании предписания следует подавать в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения органа Роспотребнадзора, вынесшего решение о проведении проверки (пп. 2 ч. 1 ст. 29 , ч. 1 ст. 34 , ст. 35 АПК РФ). При подаче этого заявления уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей - для физических лиц и 3000 рублей - для организаций (п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Заявление об оспаривании предписания рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

Роспотребнадзор будет обязан доказывать и законность самого предписания, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК).

В случае признания жалобы обоснованной суд принимает решение о признании предписания недействительным в части либо в целом (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).


Обжалование постановления Роспотребнадзора о
назначении административного наказания


Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 , ч. 3 ст. 30.2 , ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока обжалования он по ходатайству жалобщика может быть восстановлен судьей (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ). Об удовлетворении или отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления выносится мотивированное определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ).

Внимание

Согласно КоАП РФ постановление о назначении административного наказания нельзя одновременно обжаловать всеми возможными способами. Если жалоба на такое постановление поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП).

Жалоба на постановление рассматривается судом в двухмесячный срок (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ, ст. 210 АПК РФ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обжалуют постановление Роспотребнадзора о назначении административного наказания по большинству составов в арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) по правилам, установленным АПК РФ. Подача жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Внимание

Сложилась многолетняя практика обжалования в арбитражный суд любых постановлений Роспотребнадзора, вынесенных в адрес коммерческих организаций и предпринимателей. Указанную позицию поддерживали, в том числе, суды общей юрисдикции (см. решение Верховного Суда Республики Карелия от 15.11.2013 по делу N 21-221/2013).

Однако Верховный Суд РФ настаивает, что обжалование постановлений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения подведомственно суду общей юрисдикции, поскольку совершается юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности (абз. 2 п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", также см. постановления ВС РФ от 01.10.2014 N 304-АД14-841 , от 29.09.2014 N 303-АД14-450). В последнее время арбитражные суды активно поддерживают эту идею и прекращают дела об обжаловании постановлений по ст.ст. 6.3 - 6.7 , 6.24 , 6.25 КоАП РФ в связи с неподведомственностью (постановления АС Северо-Кавказского округа от 06.10.2014 N Ф08-7301/14 , АС Уральского округа от 26.09.2014 N Ф09-6575/14 , АС Московского округа от 02.10.2014 N Ф05-10463/14 , АС Поволжского округа от 06.08.2014 N Ф06-13476/13 , ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2013 N Ф07-4182/13).

Поэтому за обжалованием постановлений по указанным составам необходимо обращаться в районный суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано в вышестоящий арбитражный (апелляционный) суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ). Если в суде одновременно обжаловались и постановление, и предписание Роспотребнадзора, то срок апелляционного обжалования такого решения составит 1 месяц после его принятия (ч. 1 ст. 259 АПК РФ, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 307-АД16-20892).

Внимание

Обжалование решения арбитражного апелляционного суда (т.е. обжалование в кассационном порядке) обставлено существенными ограничениями. Безусловно можно обжаловать судебный акт, если сумма назначенного административного штрафа превышает 100 000 рублей для организаций (для физлиц - 5 000 рублей) (ч. 4.1 ст. 206 АПК РФ). Если сумма штрафа меньше, то кассационное обжалование возможно только по безусловным основаниям отмены решения (см. ч. 4 ст. 288 АПК РФ, например, рассмотрение дела в незаконном составе суда, нарушение тайны совещания судей и пр.). Таким образом, назначение штрафа в размере 100 000 рублей или меньше практически автоматом приводит к невозможности его обжалования в арбитражном суде округа.

Сведения и об обжаловании проверки, и о результатах этого обжалования будут внесены в Единый реестр проверок (

Обжалование акта налоговой проверки производится в строгом порядке, определенном Налоговым кодексом. О том, какие шаги надо предпринять, если не устраивает решение налоговой службы по результатам проведенной проверки, вы узнаете из статьи далее.

Какова процедура обжалования результатов проверки налоговой службы?

Установленный порядок обжалования акта налоговой проверки (далее по тексту — акт НП) может включать 4 этапа. Проходить их все или остановиться при получении приемлемого решения налоговой — это индивидуальный выбор каждого бизнесмена — плательщика налогов, сделанный с учетом имеющихся обстоятельств.

С 2013 года, после того как начали действовать поправки к НК, внесенные законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, последовательность оспаривания актов НП и решений налоговых служб претерпела существенные изменения. В частности, в суд теперь можно обратиться лишь после процедуры досудебного оспаривания результатов НП путем обращения в вышестоящие фискальные органы.

Что же включают этапы процедуры обжалования?

Этап 1: возражения на результаты проверки

В том случае если предприниматель не соглашается с результатами проведенной проверки, он может подать имеющиеся у него возражения руководителю налоговой инспекции, проведшей проверку. При этом акт НП может быть обжалован как целиком, так и в какой-то части (п. 6 ст. 100 НК России).

Возражения подаются в течение месяца, считая от даты получения акта НП (к ним обычно прикладывается также документация, подтверждающая изложенные факты). Решение по этим возражениям принимается начальником налоговой до истечения 10-дневного срока от последнего дня, отведенного для подачи письменно изложенных возражений (п. 1. ст. 101 НК), хотя в силу объективных причин этот срок может быть продлен еще на целый месяц.

По итогу изучения акта НП и рассмотрения возражений к нему, как указывается в п. 7 ст. 101 НК, начальник налоговой принимает одно из последующих решений в отношении ответственности за содеянное правонарушение в сфере налогового законодательства:

  • о привлечении;
  • об отказе в привлечении.

Упомянутые выше решения обретают силу по прошествии месяца с даты вручения соответствующего уведомления предприятию (абз. 1 п. 9 ст. 101 НК). При этом нарушители, привлекаемые к ответственности, вправе выполнить данное решение полностью или в какой-то части до того момента, как оно обретет силу (абз. 3).

Этап 2: оспаривание результатов рассмотрения возражений

Предприятие, согласно абз. 3 п. 1 ст. 138 НК, может оспорить еще не вступившее в силу налоговое решение, принятое по результатам проверки в соответствии со ст. 101 НК, о привлечении его к ответственности, своевременно подав апелляционную жалобу (далее также — апжалоба). Апжалоба адресуется вышестоящей службе, но передается той ИФНС, решение которой оспаривается (п. 1. ст. 139.1 НК), после чего в 3-дневный срок жалоба перенаправляется адресату. Рассматривается она без участия апеллянта, за исключением случаев, когда в ходе исследования материалов вышестоящим органом налоговой службы были обнаружены несоответствия данных проведенной проверки поданным при оспаривании документам (п. 2 ст. 140 НК).

Если проверяемое предприятие не успело это сделать в отведенный законом срок, тогда решение фискального органа обретает силу. На решение, вступившее в силу и не оспоренное в апелляционном порядке, может быть составлена жалоба и направлена в стоящую выше по иерархии инстанцию через тот налоговый орган, который принял оспариваемый акт (п. 1, абз. 2 п. 2. ст. 139 НК).

Не знаете свои права?

Решение фискального органа по апжалобе принимается в течение месяца со дня ее получения и обретает силу сразу же в момент его принятия (п. 6 ст. 140 НК). По окончании срока рассмотрения апелляции, согласно п. 3 ст. 140 НК, ИФНС может принять решение:

  • об отказе в удовлетворении апжалобы;
  • отмене акта НП;
  • отмене решения в какой-то части либо же целиком;
  • отмене решения и принятии нового.

Новое решение после рассмотрения апжалобы вступает в силу сразу же после его принятия (п. 2. ст. 101.2 НК). Если же апжалоба была оставлена без удовлетворения, первоначальное решение фискального органа вступает в силу незамедлительно после этого, но не ранее завершения отведенного для обжалования срока (п. 3).

Этап 3: жалоба в Федеральную налоговую службу

В 3-месячный срок после получения не удовлетворяющего предприятие решения от вышестоящей фискальной инстанции в ответ на поданную апжалобу может быть направлена жалоба непосредственно в ФНС (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК). Если по какой-либо уважительной причине привлеченное к ответственности предприятие пропустило срок подачи жалобы, оно может ходатайствовать в вышестоящий фискальный орган о его восстановлении (абз. 4).

Если ответ вышестоящего органа налоговой службы по поданной жалобе не удовлетворяет предприятие, оно может обратиться в суд (п. 2. ст. 138 НК). Также в суд можно обратиться и в том случае, если налоговая в строго установленный срок не приняла решения в процессе оспаривания (п. 6 ст. 140 НК). Исковое заявление можно подать в суд в течение 3 месяцев (ч. 1 ст. 219 КАС России) с момента прихода ответа налогового органа по жалобе (т. е. истечения законодательно установленного срока для представления ответа фискальным органом).

Особенности обжалования акта камеральной проверки

Камеральная проверка осуществляется налоговой по месту своего нахождения без участия налогоплательщика. В ходе ее проведения осуществляется анализ поданной налогоплательщиком декларации: отраженные в ней данные сравниваются с предыдущими показателями, а также имеющимися у ИФНС сведениями, полученными по результатам налогового контроля (ст. 88 НК).

Если ИФНС будут установлены нарушения налогового законодательства, по результатам камеральной проверки составляется акт НП. Этот документ вручается налогоплательщику в 10-дневный срок после завершения указанной проверки.

Нередко проверяемые налогоплательщики не получают акт НП в силу каких-то не зависящих от предприятия обстоятельств либо просто уклоняются от его получения. В этом случае налоговая направляет его почтой. Датой получения акта НП при этом считается 6-й день после его отправки почтой заказным письмом (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК). В итоге решение фискальной службы вступает в силу, т. е. его потребуется выполнять. Уже вступившее в силу решение можно также оспорить, обратившись по иерархии в вышестоящий фискальный орган на протяжении года с даты вынесения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК).

В том случае, если предприятие сможет доказать, что не смогло получить акт НП по уважительным причинам (например, потому что не знало о его существовании), есть возможность ходатайствовать о восстановлении срока для оспаривания (п. 2 ст. 139 НК). Уважительными также будут считаться и имеющиеся у налогоплательщика веские причины, доказывающие, что тот не смог своевременно обжаловать акт НП.

Итак, для надлежащего рассмотрения рассматриваемого вопроса налогоплательщик должен придерживаться процедуры обжалования решения ИНФС по акту НП в вышестоящих фискальных инстанциях. Лишь после прохождения всех ступеней обжалования по иерархии налоговой он может обратиться в суд.

В случае нарушения прав и законных интересов при проведении проверки, медицинские и (или) фармацевтические организации имеют право обжаловать результаты проверки в административном и (или) судебном порядке. Результатами проверки являются акт проверки и (или) .

Однако при проведении зачастую и или направляют их для рассмотрения в суд. В связи с чем, у медицинских и (или) фармацевтических организаций возникает желание . Также медицинские (фармацевтические) организации имеют возможность в случае, если они повлекли за собой нарушение прав организации при проведении проверки.

Непосредственно по результатам проверки в двух экземплярах составляется акт проверки , который подписывают лица, осуществившие проведение проверки и медицинской организации. Данный акт проверки составляется независимо от факта выявленных нарушений. В случае выявления нарушений действующего законодательства, уполномоченное лицо контролирующего органа выносит предписание об устранении нарушений с указанием сроков устранения нарушений.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

В случае несогласия с выводами, сделанными в акте контрольного мероприятия, уполномоченное лицо медицинской организации должно сделать об этом отметку в акте проверки .

Органы контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки обязаны :

  • Выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
  • Принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • Принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ).

Результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут являться доказательствами нарушения медицинской организацией требований действующего законодательства. Перечень грубых нарушений указан в ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Возражение на результаты проверки подается в соответствующий орган контроля , проводивший проверку.

Срок обжалования

По общему правилу срок в соответствии со ст. 16 Закон № 294-ФЗ составляет 15 дней с момента вручения акта проверки медицинской (фармацевтической) организации. Данный срок следует считать с даты, следующей за днем, когда медицинской (фармацевтической) организации вручили акт проверки. Срок обжалования исчисляется в календарных днях.

Форма возражения на акт проверки

Действующим законодательством не установлены требования к форме, в которой должны быть представлены письменные возражения на акт проверки. Данный документ составляется в произвольной форме . К возражению на результаты проверки необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.


  • Наименование и адрес органа контроля;
  • Наименование, ИНН, адрес медицинской организации;
  • Наименование документа - «Возражение на акт проверки».
  • Фактические обстоятельства проверки: ФИО должностного лица (лиц) проводившего проверку, дата начала и окончания проведения проверки, дата составления и вручения акта проверки;
  • Права и законные интересы, которые, по мнению медицинской организации, нарушаются актом проверки со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты;
  • Обоснование жалобы со ссылками на документы, подтверждающие обоснованность таких возражений;
  • Дата составления жалобы;
  • Приложение к жалобе: документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, доверенность (заверенная копия) в случае подачи жалобы уполномоченным представителем.

Способы подачи возражения

Подать возражение на результаты проверки можно лично, отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или направить в электронной форме через сайт: www.gosuslugi.ru.

Акт проверки не может быть обжалован в судебном порядке

Высший Арбитражный суд РФ отметил, что акт проверки не является тем актом государственного органа, который порождает гражданские права и обязанности для сторон, он не нарушает права и законные интересы проверяемых лиц, в связи с чем он не может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со ст. 29 АПК РФ (Определение ВАС РФ от 16.07.2010 № ВАС-9648/10)

Рассмотрение возражений на акт проверки

Рассмотрение возражений на акт проверки регламентируется административными регламентами соответствующего органа контроля, проводящего проверку.

Приостановление действия акта проверки

Подача возражения на акт проверки не приостанавливает действие данных документов , вынесенных по результатам проверки.

Срок рассмотрения возражений на акт

Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля рассматривает поступившую жалобу не более 30 календарных дней .

По итогам рассмотрения возражения на акт проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе :

  • Оставить возражение без удовлетворения;
  • Удовлетворить возражение и отменить акт проверки;
  • Изменить акт проверки или вынести новый акт проверки.

Медицинская и (или) фармацевтическая организации имеет право обжаловать действие (бездействие) должностных лиц органов контроля, если это действие (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы, незаконно возлагает обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст.198 АПК РФ).


Срок для обжалования

Заявление об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц подается в течение 3 месяцев со дня, когда медицинской (фармацевтической) организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Подпишитесь на нас

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Рассмотрение заявления

Заявление подается в Арбитражный суд в соответствии с требованиями, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее - АПК РФ) и рассматривается по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 22 и 24 АПК РФ.

Приостановление решения

По ходатайству заявителя арбитражный суд, может приостановить действие оспариваемого акта, решения (п. 3 ст. 199 АПК РФ).

Срок рассмотрения заявления

Заявление об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц органа контроля рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд. Данный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Арбитражный суд, установив, что действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными .

В случае, если арбитражный суд установит, что действия (бездействие) органов контроля и их должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Срок для обжалования

Заявление об оспаривании решения административного органа о подается в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (ст. 30.3 КоАП РФ, ст. 208 АПК РФ).

Рассмотрение жалобы

Постановление по делу об может быть обжаловано :

  • Вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
  • Вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • Вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • Вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

Заявление об оспаривании решения должностного лица органа государственного надзора о привлечении к административной ответственности, представления об устранении выявленных нарушений также может быть подано в арбитражный суд по месту нахождения медицинской организации либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Приостановление решения

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения (п. 3 ст. 20.КоАП РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, представление об устранении выявленных нарушений подлежит рассмотрению вышестоящим органом надзора или вышестоящим должностным лицом, уполномоченным ее рассматривать, в 10 срок со дня ее поступления со всеми материалами дела.


Жалоба на постановление по делу о в виде подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

При подачи заявления в арбитражный суд, заявление рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий 2 месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений :


  • Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • Об изменении постановления, если при этом не усиливается или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • Об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  • Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.


Просмотров