Объяснение. Понятие и структура объяснения

Объяснительная записка – это документ, который должен быть приложен к материалам о проступке. Иногда объяснения могут сыграть важную роль в судьбе работника: он может остаться на работе, а не быть уволенным за нарушение дисциплины, если грамотно преподнесет директору свою точку зрения и обоснует поведение.

В законодательстве нет требований об обязательном составлении записок, но письменные оправдания – это все же документ , который должен быть принят к сведению по требованиям Трудового кодекса. Кадровик, заинтересованный в работнике, должен уметь грамотно составлять объяснительные.

Что такое объяснительная записка

В Трудовом кодексе содержится правило: все материалы о нарушении дисциплины в компании разбираются только с учетом объяснений виновника . А это значит, что степень вины сотрудника и возможное привлечение его к ответственности определяется только после того, когда виновник объяснит обстоятельства и причины своего поведения.

Распоряжением директор имеет право запросить объяснения , а изложить их виновник должен письменно, оформив по правилам. От того, как оформлена объяснительная и как представлены объяснения, зависит судьба нарушителя: директор решит, наказать ли сотрудника или проявить снисхождение.

По сути, объяснительная записка – это официальный документ, который по норме 193-й статьи Трудового кодекса должен быть приложен к распоряжению о даче объяснений . Объяснения – это как последнее слово подсудимого. Они хоть и не решают проблему, но к учету будут приняты, а возможно и повлияют на принятие решения.

Важно

Приказ о дисциплинарном наказании будет считаться недействительным , если за два дня до его издания (или раньше) с виновника не были запрошены объяснения.

Кадровик не должен забывать о необходимости напомнить руководителю о запросе объяснений, чтобы в случае наложения дисциплинарного взыскания действия носили законный характер.

Важно

Обязанности у виновника писать объяснение нет, но распоряжение о даче объяснений должно быть вручено ему под роспись!

Если виновник отказывается подписывать распоряжение, составляется акт об отказе от подписи в его присутствии. Есть еще вариант: отправить распоряжение заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае у кадровика будет доказательство того, что требования ТК исполнены.

Виды объяснительных записок

Существует два вида записок , которые могут выступать в качестве:

  • объяснения поведения других лиц;
  • оправданий собственного поведения.

Первый вид применяется, если внештатная ситуация или нарушение дисциплины произошло по вине посторонних. В такой записке описываются обстоятельства, которые произошли без участия адресанта.

Для наглядности пример объяснительной записки кадровика , приложенной к графику отпусков:

Второй вид объяснительных записок – это изложение сотрудником обстоятельств какого-либо нарушения дисциплины или внештатной ситуации , произошедших по собственной вине. Так как государство у нас правовое, в каждом случае в отношении участника спорной ситуации должна действовать презумпция невиновности. А поэтому, нельзя безапелляционно признать сотрудника виновным, если он не участвовал в разборе ситуации.

Например, нельзя объявить выговор за опоздание на работу, если опоздавшему не предложено объяснить причину задержки .

Вместе с тем объяснительные записки должны оформляться таким образом, чтобы адресат смог понять причины нарушения дисциплины и саму суть ситуации, от чего напрямую зависит решение: казнить или помиловать.

Отличия объяснительной записки от служебной, докладной или пояснительной

Объяснения – это не пояснения и не доклад, а изъяснение своей точки зрения, иногда отличной от общепринятой, в своем роде оправдание. В свою очередь докладная записка – это донесение о нарушении, пояснительная – приложение к документу, содержащее расширенное представление о нём, а служебная записка – просьба.

Как видите, эти четыре вида записок совершенно разные, но цель у них одна: донести информацию . Между тем форма и требования к оформлению этих видов записок сходные.

Как оформляется записка

Как и любой другой официальный документ, объяснительная записка должна быть четко структурирована . Обязательными элементами являются:

  • шапка (указание ФИО и должности директора и самого виновника);
  • ссылка на распоряжение или уведомление начальника;
  • суть проблемы;
  • объяснения;
  • просьба о смягчении или об освобождении от наказания;
  • число и подпись адресанта.

Оформить записку можно как на компьютере, так и рукописно. Однако впечатление об авторе не должны портить недочеты:

  • писать записку нужно на ровной бумаге;
  • без ошибок и зачёркиваний;
  • в уважительном тоне.

Важно

Кадровику можно подготовить бланк записки, структурировав его , а в случае надобности просто распечатать и выдать адресанту: он самостоятельно впишет обстоятельства и свои данные.

Объяснительная записка образец

Уведомление работника о даче объяснения

В объяснительной записке не зря должна присутствовать ссылка на распоряжение
директора
. Ведь одним из указаний Трудового кодекса при оформлении нарушения дисциплины виновнику должно быть вручено под роспись требование о даче объяснений.

Требование составляется так:

  • сверху указывается название фирмы;
  • ставится дата и регистрационный номер (совпадающие с записями в регистрационном журнале);
  • пишется название («Распоряжение» или «Требование» о даче объяснений);
  • описывается суть проблемы (когда и почему был составлен акт о нарушении дисциплины);
  • обозначается само требование («Распоряжаюсь: слесарю ГЦ Трубину А.Д. предоставить секретарю письменные объяснения о нарушении в срок 2 дня с момента вручения настоящего требования»);
  • документ визируется директором;
  • под текстом ставится подпись виновника об ознакомлении с документом (или ссылка на акт об отказе от подписи, или на почтовую квитанцию об отправлении заказного письма виновнику).

В свою очередь общий алгоритм применения наказания по правилам 193-й статьи таков :

  • составляется акт о нарушении (именно акт, фиксирующий время нарушения и его суть – событие и перечисление действующих лиц, а не требование о даче объяснений);
  • издается распоряжение с требованием объяснения работником обстоятельств: виновник должен расписаться в нем об ознакомлении или получить по почте (в идеале оно должно датироваться тем же числом, что и акт о нарушении);
  • акт и объяснения рассматриваются директором и выносится решение (прямо на акте директор может поставить визу, например «объявить выговор»);
  • через два дня можно издавать приказ по дисциплине или не издавать его вовсе, если директор сочтет нужным проявить снисхождение (нужно иметь в виду, что с момента составления акта до дня издания приказа не должно пройти больше 30 дней). В этот срок не входит отпуск или болезнь виновника).

Все материалы должны быть вложены в соответствующие номенклатурные папки. Однако если в отделе кадров для разных видов документов предусмотрены отдельные дела, то к оригиналу приказа по дисциплине нужно приколоть копии акта, распоряжения о даче объяснений и объяснительной записки.

Важно

Если виновник за два дня не счел нужным объясниться, нужно составить акт о том, что распоряжение было вручено , но объяснительная записка не была предоставлена в срок.

в методологии науки) - познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира посредством включения этих явлений в структуру определенных связей, отношений и зависимостей, дающей возможность раскрыть существенные черты данного явления. В простейшем случае предметом объяснения выступают отдельные эмпирически фиксируемые факты. В этом случае объяснению предшествует их описание. Но в принципе предметом объяснения может быть реальность любого вида в любых ее проявлениях и на любом уровне ее выражения в системе научного знания. Так, скажем, подлежать объяснению могут законы науки, эмпирические и теоретические, содержание теорий меньшей степени общности может находить свое объяснение в теориях более общего уровня и пр. В структуре объяснения как познавательной процедуры можно выделить следующие элементы: 1) исходное знание об объясняемом явлении (т. н. экспланандум); 2) знания, используемые в качестве условия и средства объяснения, позволяющие рассмотреть объясняемое явление в контексте определенной системы или структуры (т. н. основания объяснения, или, эксплананс); 3) познавательные действия, позволяющие применить знания, выступающие в качестве оснований объяснения, к объясняемому явлению. В качестве оснований объяснения могут использоваться знания различного вида и уровня развития, что позволяет выделять различные виды и формы объяснения по типу эксплананса. Вместе с тем процедуры объяснения могут различаться в зависимости от применяемых в процессе их осуществления познавательных приемов и действий.

В т. н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутой сторонниками логического позитивизма и получившей широкое распространение в западной методологии науки в 40-50-е гг., доминировала дедуктивно-номолопическая модель объяснения, сформулированная К. Гемпелем и П. Оппенгеймом в 1948 (см.: ГемпельК. Г. Логака объяснения. М., 1998, с. 89-146). Эта логическая модель объяснения представляла собой применение общей гипотетико-дедукгивной схемы (см. Лпотетшсо-дедуктивиый метод, Лтотетико-дедуктивная модель) к ситуации объяснения. В этой схеме исходили из рассмотрения в качестве эксплананса т. и. помологических утверждений, формулирующих законы науки, а в качестве логического приема объяснения использовалась дедукция знания об объясняемом явлении из этих помологических утверждений. Осуществимость такого объяснения рассматривалась как фактор подтверждения, оправдания помологического утверждения (см. Оправдание теории). Как всякая логическая модель реального познавательного процесса, она носила характер весьма сильной его идеализации, преувеличивая, во-первых, роль законов науки в качестве эксплананса, во-вторых, исходя, как и стандартная концепция анализа науки в целом, из противопоставления контекста открытия и контекста оправдания, она не могла учитывать процессов совершенствования знания в ходе осуществления процедуры объяснения. Что касается роли законов науки (т. н. номологических утверждений) в процессах объяснения, то, действительно, наиболее развитой формой научного объяснения являются объяснения, предпринимаемые на основе теоретических законов и предполагающие осмысление объясняемого явления в системе теоретического знания, ассимиляцию его в научно-теоретической картине мира.

Однако уже сам автор дедуктивно-номологической модели объяснения К. Г. Гемпель впоследствии был вынужден обобщить ее, сформулировав наряду с дедуктивной вероятностно-индуктивную или статистическую версию помологической модели объяснения. Но главное заключается В том, что было бы неправильно недооценивать познавательное и методологическое значение различных форм объяснения, в качестве оснований которых не обязательно выступают законы науки. Т. н. помологические объяснения характерны для теоретического математизированного естествознания, в первую очередь физики, а в научных дисциплинах, где не выкристаллизованы теории в строгом смысле этого термина (см. Теория) с их законами, распространены иные формы объяснения. Так, в дисциплинах социально-гуманитарного профиля в качестве оснований объяснения зачастую выступают типологии. Напр., объяснение особенностей человеческого поведения дается на основе типологии характеров в психологии, объяснение социальных явлений - исходя из типов социальных структур и социальных действий в социологии и пр. Важнейшую роль в науках о живой и неживой природе, социально-гуманитарных дисциплинах играет объяснение путем включения рассматриваемого явления в контекст охватывающих его систем, структур и связей. Так возникают причинные, генетически эволюционные, функциональные, структурно-системные и т. д. объяснения, где в качестве эксплананса выступают не теории или законы науки, а некие категориальные схемы и картины мира, лежащие в основе научного знания в данной предметной области, скажем объяснение каких-либо социальных или биологических явлений через установление тех функций, которые они выполняют в социальной системе или живом организме.

Особая, вызывавшая оживленную полемику в философии и Методологии науки проблема связана с объяснением человеческих действий и поступков в различных гуманитарных дисциплинах, в истории, в социальных науках, где так или иначе приходится рассматривать в качестве оснований объяснения различные мотивационно-смысловые установки, обуславливаемые ментальностью человека. В этом контексте проблема объяснения оказывается тесно связанной с проблемой понимания в специфическом значении этого термина в традиции, идущей от Дильтея, в которой понимание как постижение ментальных предпосылок создания какого-либо текста или вообще артефакта культуры рассматривается как специфический метод гуманитарного познания.

С методологической точки зрения процедуры объяснения не могут быть сведены к автоматизму дедуктивных выводов. Уже само по себе подведение явлений под общий закон по дедуктивно-номологической схеме предполагает определенную конструктивную работу сознания, которую Кант называл «способностью суждения», т. е. способностью применить общее правило, общую норму в конкретной ситуации. Реальные же процедуры объяснения в науке, даже те, которые можно представить в дедуктивно-номологической модели, связаны с «наведением мостов» между объектом объяснения и его экспланансом, уточнением условий применимости общего положения, нахождением промежуточных звеньев и т. д. Поиск же оснований объяснения там, где не имеется готового знания, под которое можно было бы подвести объясняемые явления, становится мощным стимулом развития научного знания, появления новых концепций и гипотез. В частности, поиск объясняющих факторов зачастую выступает предпосылкой теоретизации знания, перехода от эмпирического его уровня к формированию теоретических концепций, выработки того, что можно назвать первичными объяснительными схемами, которые поначалу представляют собой ad-hoc (т. е. объяснения данного случая), но затем могут развертываться в теоретическую концепцию. Так, скажем, объяснение Дюркгеймом большего числа убийств в протестантских общинах по сравнению с католическими меньшей степенью социальной сплоченности в первых сравнительно со вторыми, которое выступило первоначально как ad-hoc объяснение, послужило основой для создания получившей широкое признание в социологии концепции аномии как причины социальной дезорганизации. В ситуации же, когда попытки объяснить некоторые факты и обстоятельства в рамках определенных гипотез, концепций или теорий приводят к противоречию с последними, т. е. реальные обстоятельства выступают по отношению к ним как контрпримеры (см. Контрпримеры в науке), наличие таких контрпримеров - скажем, противоречие планетарной модели атома со стабильностью электронов на орбите - становится необходимым условием критического анализа соответствующего знания и стимулом его пересмотра. Этот пересмотр отнюдь не всегда ведет к отказу от этого знания в духе примитивного фальсификационизма (см. Фальсификация, Фалылфицируемость), он приводит к его уточнению, конкретизации, совершенствованию и развитию. При этом желательно, чтобы вносимые в теорию или гипотезу изменения не были бы только ad-hoc объяснениями выявленных контрпримеров, а увеличивали бы объяснительно-предсказательные возможности теории или гипотезы по отношению к другим фактам. Обрастание же теории или гипотезы большим количеством ad-hoc объяснений является свидетельством ее слабости.

Т. о., объяснение в целом является конструктивной, творческой познавательной процедурой, в результате которой не только обогащаются и углубляются знания об объясняемом явлении, но, как правило, происходит уточнение и развитие знаний, используемых как основание объяснения. Решение объяснительных задач выступает в качестве важнейшего стимула развития научного знания, его концептуального аппарата, что свидетельствует о несостоятельности резкого противопоставления т. н. контекстов оправдания и открытия при трактовке объяснения в рамках стандартной концепции анализа науки.

Осуществление функций объяснения в науке органически связано с предсказанием и предвидением. По существу, рассматривая научно-познавательную деятельность в целом, можно говорить о единой объяснительно-предсказательной функции научного познания по отношению к его объекту Объяснение, рассматриваемое в этом контексте, выступает не как частная познавательная процедура, а как необходимая функция научного мышления, его кардинальная установка.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Экспаланс объясняющий содержит научно обоснованные положения из которых с необходимостью и вероятностью следует заключение. Экспаланс имеет два вида посылок: большую посылку составляют теоретические законы принципы и иные общие положения правовой науки философии итд полученные индуктивным путем. меньшую посылку образуют положения свидетельствующие о наличии у исследуемого явления совокупности признаков связей характерных для действия закона принципа общей связи обозначенной в большей...

Вопрос 14. Объяснение. Понятие и структура объяснения. Виды объяснений.

Объяснение представляет собой научную процедуру, в которой на основе теоретических или эмпирических знаний раскрываются сущность или структура исследуемого явления, причины его возникновения и функционирования, иные значимые для науки связи и отношения.

Объяснение состоит из трех компонентов:

1) Экспаланс (объясняющий) содержит научно обоснованные положения, из которых с необходимостью и вероятностью следует заключение. Экспаланс имеет два вида посылок:

Большую посылку составляют теоретические законы, принципы и иные общие положения правовой науки, философии итд, полученные индуктивным путем.

Меньшую посылку образуют положения, свидетельствующие о наличии у исследуемого явления совокупности признаков, связей, характерных для действия закона, принципа, общей связи, обозначенной в большей посылке.

2) Экспаландум содержит заключение, которое с необходимостью или определенной вероятностью вытекает из экспаланса и в котором утверждается или отрицается наличие соответствующего свойства, связи у исследуемого явления, процесса.

3) Дедукция и индукция. Объяснения могут быть индуктивными и дедуктивными.

Если большую посылку экспаланса образуют научно обоснованные теоретические положения в форме закономерностей, принципов права, иные общие положения, такое объяснение называют дедуктивным.

Индуктивная модель объяснения характеризуется тем, что большая посылка экспаланса содержит статистический закон, выраженный в форме вероятностного суждения. (например зависимость между материальным состоянием населения и уровнем преступности).

Виды объяснений:

1) Нормативно-правовой вид объяснений характеризуется тем, что большую посылку экспаланса составляют не теоретические положения, выводы, а нормативные предписания действующего законодательства.

2) Целевой (телеологический) вид объяснений. В процессе такого объяснения ставится задача установить, насколько используемые средства, либо полученные результаты соответствуют поставленным целям.

3) Функциональный вид объяснений. В этом случае большую посылку составляют положения о функциях, присущих тому или иному явлению как целостной системе, а экспаландум – выводы о степени соответствия деятельности отдельного компонента функциям этой системы, его способности усиливать или препятствовать реализации данных функций.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45841. Маркетинг: понятие, виды, функции и задачи маркетинга 14.55 KB
Функции маркетинга: Аналитическая изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы; Продуктовопроизводственная это создание новых товаров которые соответствуют требованиям потребителей. Функция управления и контроля сосредоточение всего комплекса маркетинга в руках одного из высших должностных лиц. Виды маркетинга: внешний и внутренний м.
45844. Стимулирование сбыта в системе маркетинговых коммуникаций 16.81 KB
Стимули́рование сбы́та стимулирование продаж англ. Sles promotion читается как сэ́йлз промо́ушн продвижение продаж это вид маркетинговых коммуникаций обозначающий комплекс мероприятий по продвижению продаж по всему маршруту движения товара от изготовителя через каналы сбыта до потребителя с целью ускорения сбыта товаров. В основе данных мероприятий краткосрочное увеличение продаж путем предоставления покупателю как конечному потребителю так и розничному продавцу определенной выгоды. Виды стимулирования сбыта Стимулирование...
45845. Литьё под давлением 49 KB
Сплавов на основе Zn l Cu. сплавов: Из l сплавов литьём под давлением изготавливаются: батареи отопления корпуса лодочных моторов и мотоциклов. Из Zn сплавов: карбюраторы мебельная фурнитура корпуса фильтров. Из Mg сплавов: детали бинокля фото и киноаппарата корпуса бензо и электропил.
45846. Модельный комплект 18.2 KB
Конструкция модели должна обеспечивать быстрое удаление модели из формы без разрушения. величина усадки сплава выраженная в процентах серый чугун 1 цветные сплавы 15 углеродная сталь 2 ; формовочные уклоны на поверхностях перпендикулярных плоскости разъёма по ГОСТ 3212 для удобства извлечения модели из плоскости формы без разрушения; галтели скругления в местах сопряжения стенок и ребер величина которых зависит от толщины сопрягаемых стенок; знаковые части модели которые не участвуют в создании конфигурации отливки...

В процессе трудовых взаимоотношений в коммерческих или государственных учреждениях, часто оформляется объяснительная, что из себя представляет объяснительная записка работника её определение, виды, образец, рассмотрим в сегодняшней теме.

Объяснительная записка – это поясняющего характера документ, в котором описывается иные положения основного документа (проекта, отчета, плана) или объясняющие причины того или иного поступка, факта или события. Хотя действующий закон не дает установленного определения, что такое объяснительная записка работника.

Как правило, инициатором написания данного документа, является руководитель компании, правоохранительные органы либо служба охраны. Подобные действия, имеют правовую основу, которая обязывает нанимателей требовать в некоторых ситуациях письменного объяснения от трудящихся о сделанном ими поступке (ТК статья № 408, 199).

Если рассматривать в общем, то оформление объяснительной записки , считается ненормативной документацией, которая может разъяснить причины действия либо условия, какого-либо бездействия, происшествия или наступления определенного события. Она составляется работником предприятия, и предоставляется руководителю или лицу вышестоящему по должности.

Согласно конституции, оформление объяснительной записки – это право любого работника, а не обязанность. В тоже самое время, работодатель обязан потребовать составление данного документа (письменная форма):

До введения в силу дисциплинарного взыскания (ТК статья № 199);
до вынесения распоряжения, которое будет касаться взыскания определенной денежной суммы с оклада работника (ТК статья № 408).

В других случаях, наниматель имеет право, но совсем не обязан требовать от сотрудников предоставить разъяснения (для того, чтобы узнать позиции работника компании в какой-либо ситуации или для общей оценки причины содеянных действий, либо принятия какого-то решения).

Виды объяснительных записок

Существуют следующие виды объяснительных записок, которые делятся на:

Оправдательная, когда записка содержит в себе причины бездействия или неправильного действия.
Объяснительная, когда работник организации поясняет действия других лиц, описывает обстоятельства или условия сложившихся определенных событий, которые произошли по причинам независящих от него.

Как правило, объяснительная касается рассмотрения следующих аспектов:

Прогул либо неявка на рабочее место в положенное время;
Пребывание на работе в состоянии опьянения или любого другого характера (алкогольного, наркотического);
Опоздания;
Нарушение требований и норм охраны труда;
Хищение чужой собственности, если кража произошла на рабочем месте;
Аморальный поступок;
Предоставление не правдивых сведений в разные инстанции;
Нарушение трудовой дисциплины;
Неполное или некачественное выполнение обязанностей.

Образец объяснительной записки работника и правила составления

Данная записка составляется на листе бумаге А4 исключительно индивидуально в единственном экземпляре.

Некоторые предприятия используют специально установленную форму для своего персонала. При том, что установленная форма имеет лишь только рекомендательный характер, утверждение своего варианта осуществляется с помощью местного нормативно-правового акта.

Но, несмотря на это документ обязан нести в себе несколько частей:

Фактическую (нужно указать в соответствующем поле все факты, которые послужили для причины рассмотрения данного вопроса);
Причинную (приводятся и подробно записываются причины, которые в полной мере объясняют произошедшую ситуацию);

Каждая должна с объективной точки зрения отображать все приведенные факты, свидетельствующие в вашу пользу.

Если сравнивать с докладной запиской, то здесь может предусматриваться отсутствие логической части, в которой прописываются выводы.

Помимо того, что мы уже написали в записке должно отображаться следующее:

Точное наименование организации, где осуществляет деятельность работник;
Место составления документа;
Информация, которая в достаточной мере предоставляет сведения о получателе;
Точное наименование документа;
Дата написания;
Номер регистрации;
В конце записки обязательно ставится подпись.


Бывают ситуации, при которых работник может отказаться писать записку в связи с разными событиями, которые носят как законный характер, так и не законный. Если при законном отказе работника составлять записку, оформляется , который отображает всех имеющихся свидетелей. Наличие свидетелей должно составлять более двух человек. В обязательном акте указываются все обстоятельства сложившейся ситуации, по которой и произошли данные разногласия. Отображается личная и контактная информация свидетелей, место проживания, должность и так далее.


Так же нужно помнить, что регистрация объяснительной записки осуществляется в порядке, установленном руководителем и ни кем другим.

После рассмотрения материалов дела, ваш руководитель устанавливает резолюцию на исполнение приказа. Срок хранения данного документа в любой организации, составляет не менее трех лет.

Пожалуй, это все основные моменты, которые должным образом описывают, что такое объяснительная записка работника, её определение, виды и образцы документации.

Сегодня поговорим об очень интересном явлении. Например, теперь те, кто окончил школу, прекрасно знают, почему идет снег или дождь. У школьников есть простейшие знания анатомии. Мы стали более внимательны к своему здоровью. Уровень медицины для всех существенно вырос. А значит это только одно: у нас есть многочисленные объяснения. Это последнее существительное мы сегодня и разберем.

Значение

Конечно, у определения «объяснение» много разнообразных сторон, но начать все же следует со смысла, который зафиксирован в толковом словаре, чтобы на этом фундаменте выстроить все остальное. Конечно, это не самая интересная часть, но она необходима. Итак, толковый словарь утверждает следующее:

  1. То же, что и объяснить.
  2. Письменное или устное оправдание или признание в чем-либо.
  3. То, что разъясняет или помогает понять нечто.

Как видим, значений много. Но вам также нужно понять, что скрывается за инфинитивом. Не будем томить читателя. В толковом словаре сказано следующее: «Растолковать кому-нибудь или осмыслить для самого себя, сделать ясным, понятным». То есть главное в существительном «объяснение» - это нахождение причинно-следственных связей между явлениями.

Примеры употребления

Если поразмыслить, то все значения объекта исследования сводятся именно к пониманию того, что вообще в мире происходит. Когда начальник хочет от сотрудника объяснительную, то он желает понять, почему тот все-таки опоздал на любимую и, конечно, высокооплачиваемую работу. С остальными все понятно. Например: «Петр поступил так, что мне трудно найти этому какое-либо рациональное объяснение» (это к 3 значению). Или такой пример: «Мне трудно пока объяснить, как работает новая система оценки эффективности каждого сотрудника на нашей фирме, но я обязательно подумаю над этим». В последнем случае можно инфинитив заменить такими синонимами, как «осмыслить» или «дать объяснение». Это, надеемся, понятно. Двигаемся далее.

Страсть объяснять неискоренима

Парадокс человеческой природы в том, что людей трудно заставить учиться, но зато их страсть к объяснению не вытравить никакими силами. Не знаем, наблюдал ли читатель или нет, но есть такой феномен: дошкольники изобретают теории, которые объясняют различные физические явления. Конечно, эти гипотезы антинаучны, но забавны. Например, можно объяснить колыхание веток на ветру не самим ветром, а движением земли. Трудно понять, какая логика формирует подобное толкование, но она там, очевидно, есть.

Люди древние и современные

Но будем мы говорить, конечно, не о детях, а о наших предках. До того времени, когда люди взяли курс на рационализацию существования, то есть обратились к научному миропониманию. А произошло это в 17 веке. Этот период в истории называется «Новым временем» и длится с 17 по 20 век, хотя единого мнения о рамках этого исторического периода нет. Кто-то утверждает, что Новое время началось чуть ли не на рубеже 15 и 16-го веков, а кончилось на рубеже 19 и 20-го веков.

Но мы знаем, что наука не всегда была впереди планеты всей. Древние люди предпочитали магические причинно-следственные связи, а соответственно, и подобного рода объяснения, это известный факт. И решались проблемы тоже своеобразно: нет дождя - нужна жертва. А если пошел дождь, то боги сжалились над человечеством. Мир был значительно более интересным, чем сейчас. Тогда природу населяли боги и духи, которые всем управляли. Теперь же все пресно и скучно. Наверное, поэтому многие от скуки и верят до сих пор в потусторонние миры, приметы и прочие недоказуемые вещи. Не хочется осознавать то, что ничего, кроме материального мира, не существует. В одной из книг К.- Г. Юнга сказано, что чем больше человек узнавал о мире, тем меньше в нем становилось богов. А единый Бог как идея присутствует в сознании, потому что мы еще не решили некоторых важных вопросов метафизического порядка: «В чем смысл жизни?», «Кто управляет миром?», «Существует ли предопределение?». Может быть, они в принципе не имеют ответа, поэтому идея Бога вечна как универсальный ключ к пониманию и оправданию того хаоса и абсурда, которые творятся в реальности.

Метафора - это не объяснение

Говоря о толковании значения слова «объяснение», нельзя не сказать о трудных отношениях между метафорой и объектом исследования. Почему это важно? Потому что многие путают эти понятия и думают, что если подобрать удачную метафору, то есть образ, и сразу все станет ясно. Циничный диагност доктор Хаус любит метафоры, но если бы у его коллег не было медицинского образования, то они бы его не поняли.

Тонкое различие между удачным образом и объяснением

Но иногда метафора - это ключ к пониманию психологического состояния человека, то есть, используя метафоры, можно передать определенное ощущение другому. Известный пример, когда муж и жена воспринимают мир совершенно по-разному. Она - кинестетик, то есть для нее важны прикосновения, ощущения тела, а он визуал, то есть для него важна картинка, то, что он видит. Камень преткновения - крошки на обеденном столе. Жена забывала их стереть. Муж напоминал ей каждый день, что стол должен быть чистым, но ничего не выходило. Пара даже пошла к психологу, а тот использовал метафору. Он сказал жене: «Представьте, что эти крошки в вашей ночной рубашке». И с тех пор жена всегда вытирала со стола. Так жена-кинестетик полностью поняла мужа-визуала. И в данном случае метафора - это только путь понимания, способ донести до той стороны информацию, а подлинная причина, почему мужа так раздражали крошки, в том, что он визуал. Конечно, важно уяснить значение слова «объяснение», это понятно, но важно и другое - поймать за руку того, кто вам вместо объяснения предлагает метафору, которая ничуть не облегчает осмысления происходящего. Образы хороши, когда нет никакой загадки в механизме неизвестного явления. Другими словами, иногда неплохо, если человек выражается прямо.

Паранормальные явления и перспектива познания

После того как мы поняли, что означает слово «объяснение», неплохо было бы рассмотреть события, которые пока не могут быть растолкованы наукой. Речь, конечно, идет о явлениях, которые выходят из ряда вон: психометрия, телепатия, телекинез, призраки, приведения. О популярности фантастического сериала «Секретные материалы» говорить не стоит. А значит, людям хочется верить. Кстати, это главный слоган многосерийного фильма: «I want to believe», то есть «Я хочу верить».

Но, помимо отличного сюжета, необъяснимое воодушевляет человека перспективой познания нового. Если наука оставит мир без мистического флера, то жизнь станет пресной. Разного рода «байки из склепа» и завораживающие истории можно рассматривать как атавизм веры в чудо у наших предков. Но в любом случае напряжение, возникающее между противоположностями, и насыщает нашу жизнь эмоциями и интригой. А если думаете, что полная рационализация - это благо, то пересмотрите фильм «Эквилибриум» (2002) и перечитайте «О дивный новый мир» Хаксли.

Терапевтический эффект вскрытия причин явления

Кому-то это покажется странным, но истина, помимо практической пользы, содержит еще и терапевтический эффект. Научные данные тут не могут служить примером, но когда люди расстаются, то всегда немного легче, если мужчина или женщина знают причину разрыва.

В психологической практике осознание проблемы - вообще краеугольный камень всего терапевтического процесса, причем это касается почти любого вида лечения, какое бы психологическое направление ни имелось в виду. Психологические трудности возникают у человека по разным причинам, но все их объединяет одно - подлинная причина мучений всегда скрыта.

Что значит объяснение всей картины в целом для клиента? Это освобождение. Понятно, что никакое осознание не поможет, если человек не намерен изменить свою жизнь, но подлинное понимание самого себя дает ему необходимый импульс. Как говорил герой Джима Керри в фильме «Лжец, лжец»: «Правда освободит нас!» Так оно и есть.

Итак, мы рассмотрели вопрос, что значит слово «объяснение», а также тонкости, связанные с этим существительным.



Просмотров