Образец заявления кас. Как составить административное исковое заявление

Кодексом административного судопроизводства РФ установлены специальные требования, определяющие, как проходит подготовка и подача административного иска. Нарушение любого из них приведет к оставлению административного иска без движения, увеличению сроков рассмотрения дела на время устранения недостатков, а в некоторых случаях – отказу в приеме или возвращению иска.

Суть определяет его содержание, а именно требование, которое должно содержаться в иске. Статья 124 Кодекса административного судопроизводства предусматривает необходимость формулирования административным истцом одного из следующих требований:

  • признать не действующим нормативный правовой акт полностью или в части;
  • признать незаконным решение, действие или бездействие решения органа власти или иного органа, наделенного властными полномочиями;
  • обязать административного ответчика вынести определенное решение, совершить определенные действия или воздержаться от их исполнения с целью устранить нарушения права административного истца;
  • установить наличие или отсутствие полномочий у административного ответчика принять решение по конкретному вопросу;
  • иные требования, связанные с целью защиты прав, законных интересов и свобод в сфере публичных отношений.

Составление административного искового заявления

Составление административного искового заявления начинается с указания наименования суда, определяемого в соответствии с правилами родовой и территориальной подсудности: как правило, это районные суды по месту нахождения административного ответчика. Обязательные сведения в отношении административного истца и ответчика, которые указываются в административном иске, в КАС РФ по сравнению с ГПК РФ расширены:

  • административный истец – гражданин указывает: Ф.И.О., место жительства или пребывания, дату и место рождения в соответствии с документами, устанавливающими личность (паспорт). Если КАС РФ предусмотрено обязательное участие в деле представителя, например, по оспариванию нормативных правовых актов, намерение лично вести дело подтверждается изложением сведений о наличии высшего юридического образования (ВУЗ, год окончания). Административный истец обязательно указывает номер телефона, адрес электронной почты и номер факса (при их отсутствии лучше в иске так и написать «отсутствуют»);
  • административный истец-организация, помимо наименования организации, указывает сведения о государственной регистрации, место нахождения, телефон, номер факса и адрес электронной почты;
  • административный ответчик: истец указывает наименование, место нахождение, если это организация, то сведения о государственной регистрации (если они известны), номера телефона и факса, адрес электронной почты.

Наименование административного иска формулируется исходя из требований и вида дела административного судопроизводства.

Текст административного иска должен содержать обязательное указание на то, какие права или законные интересы, свободы административного истца (других лиц, чьи интересы представляет истец) нарушены, или могут быть нарушены, требование к административному ответчику, доказательства позиции административного истца со ссылками на нормативные правовые акты.

По некоторым делам закон может предусматривать обязательное досудебное урегулирование спорного вопроса. В таких случаях в иске отражаются соответствующие сведения.

Большинство административных исков связаны с оспариванием решений органов власти: при их составлении важно воспользоваться правом заявить в иске ходатайство о применении мер предварительной защиты – приостановить действие решения или иное (подробнее – гл. 7 КАС).

Подготовка и подача административного иска в суд

Подготовив текст административного иска до подачи его в суд административный истец должен определить перечень прилагаемых документов. Указанному процессу следует уделить особое внимание, в противном случае судья может оставить его без движения. Помимо оригинала квитанции об уплате (которая определяется по общим правилам в соответствии с НК РФ), копии административного иска и всех материалов для вручения административному ответчику (или уведомление о вручении таких материалов самим административным истцом), к иску прилагаются:

  • копия нормативного правового акта, решения органа власти, которыми нарушены права обращающего в суд лица или доказательства невозможности его получения;
  • документы, которые подтверждают соблюдение досудебного порядка урегулирования административного спора, когда это обязательно;
  • доказательства, на которые ссылается истец в подтверждении своих доводов.

Если в деле участвует представитель, то он обязательно должен иметь высшее юридическое образование, что необходимо подтвердить копией диплома. Представитель участвует в деле либо по доверенности, либо по письменному или ходатайству административного истца. В последнем случае – только вместе с административным истцом.

Административный иск можно подать лично, через представителя (при наличии доверенности) или почтовой связью. Как и в гражданском процессе, получив административный иск, судья должен вынести одно из определений: принять к производству, оставить без движения, отказать в принятии административного иска или вернуть его. Основания вынесения соответствующего решения установлены ст. 127, 128, 129 и 130 КАС РФ.

Возможность подачи административным ответчиком встречного иска ограничена: например, при оспаривании нормативных правовых актов, обжаловании решений органа власти подача встречного иска не допускается.

Помимо общих рекомендаций по составлению административных исков, лицу, которое имеет намерение обратиться в суд с подобным иском, следует ознакомиться со специальными нормами КАС РФ, например, гл. 21-32, что поможет в подготовке и подаче административного иска.

Законодатель в статье 218 КАС РФ наделяет граждан, организации и иных лиц правом на подачу иска с требованием оспаривания решений при обнаружении факта нарушения их прав следующими субъектами:

  • органами, которые в силу закона наделены публичными правомочиями;
  • должностными лицами;
  • государственными/муниципальными служащими.

Поводом для обращения в суд могут служить:

  • прямое или косвенное нарушение прав;
  • создание препятствий к осуществлению прав;
  • создание препятствий к реализации интересов;
  • возложение не предусмотренных законом обязанностей.

При этом гражданину разрешается воспользоваться не только судебным способом защиты своих интересов. Если имеется такая возможность, разрешить спор можно путем обращения к вышестоящему руководству или употребить иные меры досудебного регулирования.

Более того, если в законодательном акте было установлено требование об обязательном досудебном разрешении вопроса, но истец по каким-то причинам его не исполнил, суд откажет в принятии заявления до выполнения данного требования в полном объеме. Если гражданин попробовал обойтись без суда и направил будущему ответчику бумаги, их копии необходимо приложить к иску, а оригиналы представить в судебном заседании.

В защиту интересов некоторых групп граждан (например, недееспособных или социально незащищенных) вправе обратиться в суд:

  • прокурор;
  • уполномоченный по правам человека (или ребенка, предпринимателя);
  • иные органы и должностные лица, которые наделены законодателем полномочиями по представлению интересов граждан.

В случае если заявление подает орган, в компетенцию которого данное полномочие не входит, суд иск не принимает.

Срок обращения административного истца в суд

Гражданин может подать иск в суд не позже 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о том, что принятое решение нарушает его права. При этом законодатель предусмотрел и исключения. Так, срок сокращается до 10 дней, если:

  • речь идет о судебных приставах;
  • законные интересы были нарушены органом, отвечающим за дачу разрешения на осуществление публичных мероприятий;
  • дело касается отправки в отставку главы муниципалитета.

Если по каким-то причинам срок для обращения в судебные органы был пропущен, судья отказывает в принятии заявления к производству. Однако при наличии уважительных причин истец вправе заявить ходатайство о восстановлении срока. К уважительным причинам в этом случае законодатель относит, например, затягивание рассмотрения жалобы, которая была подана вышестоящему начальнику на действия его подчиненного.

Образец административного искового заявления об оспаривании решений

В Ленинский районный суд Ульяновска

Истец: Новиковская Гузель Романовна

Адрес регистрации: Ульяновск, ул. Гагарина, 2-36

Ответчик: отделение Пенсионного фонда РФ

по Ленинскому району Ульяновска

Административное исковое заявление

26.03.2017 я обратилась в отделение Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району Ульяновска с целью получения консультации для сбора документов о назначении мне пенсионных выплат. После того как на мои вопросы ответили, мне назначили дату следующей консультации, на которую я должна была прийти с документами. При этом сотрудница ПФ РФ пояснила, что пенсия мне точно будет назначена, так как с бумагами никаких проблем нет.

04.04.2017 я пришла в Пенсионный фонд, но уже к другому сотруднику, у меня взяли документы, я написала заявление и ушла. Сказали, что решение комиссии пришлют по почте. Его прислали 11.04.2017, однако в нем было сказано, что пенсия мне не полагается, так как стаж в роддоме не засчитывается в связи с тем, что законодатель не определяет такую организационную форму, как Объединение «Роддом № 1», в качестве места работы, стаж в котором учитывается при начислении досрочной пенсии.

Я написала жалобу вышестоящему руководству. Мне был дан ответ, в котором так же сказано, что мне пенсия досрочная не полагается, так как нет стажа.

Считаю, что мои права были нарушены. На основании вышеизложенного

ПРОШУ:

Отменить решение отделения Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району Ульяновска от 05.04.2017 № 856-р.

Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению:

  1. Исковое заявление в 1 экз. на 2 л.
  2. Решение отделения Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Ульяновска от 05.04.2017 № 856-р на 3 л. в 2 экз.
  3. Квитанция об уплате госпошлины на 1 л. в 1 экз.
  4. Жалоба вышестоящему руководителю на 2 л. в 1 экз.

Дата: 18.04.2017

Подпись: /подпись/

О чем еще стоит знать?

  1. Суд в качестве одной из обеспечительных мер вправе полностью или частично приостановить действие оспариваемого в иске решения, причем об этом в обязательном порядке должны быть извещены стороны. Делается это для того, чтобы действие акта не принесло еще больший вред заявителю, или просто до выяснения всех обстоятельств дела, если у судьи имеются сомнения в правомочности принятого решения.
  2. Если от решения, принятого органом, пострадали несколько граждан и ими были поданы иски в один и тот же суд, судья вправе объединить их в одно дело и рассмотреть требования всех заявителей в едином заседании.
  3. В своем решении по делу судья должен аргументированно объяснить, почему он отменяет решение органа или оставляет его без изменений. При этом непосредственно после заседания будет готова только резолютивная часть акта, в которой указывается вердикт судьи. В полном объеме решение изготавливается позже, причем стороны об этом должны быть извещены заранее. И только после того как стороны получат на руки полную версию судебного акта, они вправе его обжаловать в вышестоящей инстанции.
  4. Если в ходе судебного разбирательства оспариваемый акт был отменен или изменен в части, которой он нарушал права заявителя, суд выносит постановление о прекращении дела.
  5. В случаях, когда стороны подают жалобу на принятое решение, суд апелляционной инстанции проверяет дело в полном объеме (ст. 308 КАС РФ). Это значит, что вне зависимости от того, какие доводы приводит заявитель жалобы, при обнаружении существенных нарушений решение суда первой инстанции будет отменено либо изменено даже в том случае, когда податель жалобы об этом не указывал.

Таким образом, административный иск, предметом которого является оспаривание принятого уполномоченным органом или должностным лицом решения, может подать лицо, которое узнало о том, что его права были нарушены. Если имеется возможность досудебного урегулирования вопроса, гражданам рекомендуется воспользоваться данным вариантом и заявлять иск только при отсутствии положительных результатов (в этом случае к поданному иску прилагаются бумаги, которые направлялись для разрешения спора).

В соответствии со ст. 22 КАС РФ подача административного искового заявления осуществляется по месту жительства, месту нахождения административного ответчика в следующем порядке:
1. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
2. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
3. Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено КАС РФ.
Статьей 23 КАС РФ предусмотрена исключительная подсудность:
1. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
2. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин.
3. Административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина.
4. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.
5. Административное исковое заявление о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица, подается в суд по месту нахождения медицинской организации, обратившейся с таким административным исковым заявлением.
В то же время, как прямо указано в статье 24 КАС РФ, у административного истца существует право выбора суда, в который подается административный иск в определенных законом случаях (подсудность по выбору административного истца):
1. Административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.
2. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.
3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Право выбора между несколькими судами, которым согласно статье 24 КАС РФ подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
Статья 25 КАС РФ определяет правила подсудности административных дел с участием иностранных лиц: подсудность административных дел с участием иностранных лиц определяется по общим правилам, установленным КАС РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору административного истца.
Встречный административный иск о зачете излишне уплаченных ранее сумм, вытекающий из административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального административного искового заявления.

Указанная консультация может быть полезна при подготовке иска в суд общей юрисдикции по любому из шаблонов с аббревиатурой "КАС", например:

(исковое заявление)

Тематика вопросов

Ответы на распространенные вопросы по работе с Конструктором исковых заявлений и жалоб Административные споры. Консультации юриста Обращаемся в арбитражный суд. Консультации юриста Обращаемся в мировой суд. Консультации юриста Обращаемся в суд общей юрисдикции (районный, городской, областной). Консультации юриста Калькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсаций Авторское право. Консультации юриста Административная ответственность. Консультации юриста Алименты.Консультации юриста Аренда. Консультации юриста Банкротство. Консультации Юриста Взыскание убытков, неосновательного обогащения. Возмещение вреда. Консультации юриста Военная служба. Консультации юриста Госпошлина. Консультации юриста Государственные (муниципальные) закупки. Консультации юриста Договор долевого участия. Консультации юриста Договор:заключение, расторжение, изменение,оспаривание. Консультации юриста Досудебное урегулирование спора. Консультации юриста Жилищные вопросы. Консультации юриста Займы и кредиты. Консультации юриста Защита прав потребителей. Консультации юриста Защита чести, достоинства, деловой репутации. Консультации юриста Здоровье. Оплата больничных листов. Консультации юриста Земельное законодательство. Консультации юриста Иностранные граждане. Вступление и отказ от гражданства. Консультации юриста

Действующее законодательство предоставляет всем гражданам гарантию правовой защиты, как в случае возникновения конфликта с другими лицами, так и при обжаловании неправомочных действий органов власти. Для этого истцу понадобится не только тщательно подготовить аргументы для будущих судебных прений, но и составить административное исковое заявление по образцу 2019 года.


Перед подачей иска гражданин обязательно должен попытаться урегулировать возникший конфликт досудебными методами. Даже если устное обращение к чиновникам закончилось безрезультатно - процедура подачи и рассмотрения иска предусматривает обязательную отправку письменного заявления в то государственное учреждение, работой или бездействием которого гражданин не удовлетворен.

Оправлять обращение следует заказным письмом или лично принести его на регистрацию в двух экземплярах. Одна из копий письма с отметкой в виде номера регистрации входящей корреспонденции и подписью принявшего обращение сотрудника будет использована на суде как прилагаемый к иску документ.

Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», официальный ответ на отправленное письмо истец обязан получить в месячный срок. Копию ответа также следует приложить к иску для подтверждения факта досудебного урегулирования, а также для использования в материалах дела.

Составление иска о признании неправомерными действий органов власти

В отличие от гражданского иска, опыт подачи которого имеется у многих людей, составляя административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти, истцу следует руководствоваться положениями не ГПК, а КАС РФ 2019 г., нормы которого требуют соблюдения:

  • содержания и оформления текста иска;
  • оформления поручительства на представление интересов в суде;
  • расчета суммы оплаты госпошлины;

Поскольку в сентябре 2015 года в КАС РФ были внесены некоторые изменения, при составлении и подаче административного иска, заявителю, даже при наличии опыта оформления подобных документов, понадобится проверить соответствие его документа новым правилам оформления образца 2019 года.


Исходя из положений ст.125 КАС РФ, иск подаётся в печатной форме с личной подписью заявителя и датой составления. В самом тексте документа должна быть представлена следующая информация:
  • наименование суда, куда подаётся иск;
  • Ф.И.О. истца, с адресом его проживания и личными данными;
  • наименование административного истца (если иск подаётся от имени организации), с указанием адреса местонахождения и контактного телефона.
  • Ф.И.О. полномочного представителя истца, с указанием личных данных и адреса проживания;
  • наименование ответчика (для юридических лиц) или Ф.И.О. (для должностных лиц), с указанием должности и адреса месторасположения организации;
  • изложение обстоятельств, свидетельствующих о наличии неправомерных действий по отношению к истцу со стороны ответчика;
  • сведения о попытке досудебного решения конфликта;
  • исковые требования и ходатайства;
  • список прилагаемых документов;
  • личная подпись, дата.

Поскольку большинство исков в отношении органов власти подаются о признании действий неправомерными, или из-за бездействия, которое привело к нарушению прав истца, перед подачей иска на рассмотрение суда необходимо заранее позаботиться о предоставлении копий документов, подтверждающих нарушение законодательства. Если же истец не может их предоставить из-за отсутствия доступа к документам - в иск следует включить ходатайство об истребовании таких документов в судебном порядке.

Если заявитель настаивает на том, чтобы суд принял меры предварительной защиты по административному иску - это ходатайство также требует включения в текст заявления. Исходя из конкретной ситуации, меры предварительной защиты по административному иску могут включать в себя запрет отчуждения объекта недвижимости, арест имущества, расчетного счета и другие варианты обеспечения.

Как обжаловать бездействие судебного пристава-исполнителя

Положения КАС РФ в редакции 2019 г. предоставляют возможность гражданам и юридическим лицам не только добиться признания работы органов власти неправомерной, но также и обжаловать их бездействие. Как показывает практика, нередко административный иск о признании факта бездействия подаётся с претензией на качество выполнения своей работы судебным приставом-исполнителем.

Поскольку подобные иски в судопроизводстве встречаются, к сожалению, всё чаще, существуют определенные правила, соблюдение которые позволяет истцу добиться признания факта бездействия судебного пристава-исполнителя. Впоследствии удовлетворение этих исковых требований даёт возможность оспорить продажу имущества или ряд других действий.

При составлении своего иска гражданину необходимо детально изложить известную ему информацию, свидетельствующую о бездействии судебного пристава-исполнителя. При этом информация должна быть подкреплена какими-либо доказательствами, которые можно использовать в суде. Это могут быть свидетельские показания, документы, аудио- и видеозаписи или фотографии. Форма изложенных сведений может различаться, главное - чтобы информация о бездействии судебного пристава-исполнителя являлась достоверной и точной.

Чтобы избежать типичных процессуальных ошибок при написании иска, лучше всего использовать образец заявления. С помощью образца можно не только снизить вероятность наличия ошибки в тексте иска, но также и заметно ускорить процесс его составления.

Если действия пристава-исполнителя совершались слишком медленно, что привело к отчуждению имущества ответчика до его ареста или иным негативным для истца последствиям - это также является основанием для признания бездействия в его работе в судебном порядке.

Подача заявления с жалобой на работу пристава-исполнителя может осуществляться как во внесудебном порядке, так и в форме рассмотрения административного иска в суде. Заявление о признании работы судебного пристава-исполнителя неудовлетворительной следует составлять, основываясь на положениях ст.220 КАС РФ в редакции 2019 г.


Срок предоставления такого иска на регистрацию не соответствует обычному сроку исковой давности и ограничен всего десятью днями с того момента, когда истцу стала известна информация о том, что его законные права были нарушены со стороны судебного пристава-исполнителя. Если же необходимый срок был пропущен, но при этом истцом могут быть предоставлены доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин - следует подавать ходатайство о восстановлении срока и подтверждение наличия объективных препятствий.

Как принимается постановление о рассмотрении административного иска

Подача административного искового заявления в оговоренный нормами КАС РФ срок отнюдь не означает, что по отношению к нему судья автоматически выдаст постановление о рассмотрении. Поскольку с 2019 года действуют новые положения КАС РФ - процедура принятия иска к рассмотрению несколько изменилась.

Кроме ограничения представительства в суде (теперь правом представлять интересы истца наделены лишь лица, имеющие высшее юридическое образование), с мая 2019 года в КАС РФ действует положение, обязывающее суды принимать к рассмотрению в качестве доказательств материалы аудио- и видеофиксации. Также с 2019 года введены в силу несколько новых регламентов, касающихся судебных приказов и полномочий мировых судей.

Регистрация административного иска предусматривает его рассмотрение судьёй с последующей выдачей постановления о принятии к судопроизводству или отказе в принятии в срок, не превышающий трёх дней с момента подачи. В случае, если судом выдано постановление о принятии иска к производству - истец и другие участники процесса извещаются об этом не позднее следующего рабочего дня.

Если в административном иске суть требований заявителя сводится к признанию действий органов власти неправомерными, с наложением мер предварительной защиты - судья принимает решение об удовлетворении этого ходатайства параллельно с выдачей определения о принятии иска к производству.

Положения КАС РФ в редакции 2019 года допускает возможность выдачи судебного определения о принятии иска по сложным делам в срок, превышающий 3 дня. Вместе с тем, срок выдачи определения не может при этом превышать 5 дней.

Истец имеет право обжаловать решение судьи о признании действий (бездействия) органов власти или их представителей неправомерными в течение месячного срока.

  • об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  • об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  • об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
  • Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Административный иск по кас рф — образец

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц. 6. Суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц.
7. В случаях, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, суд рассматривает административное дело по существу. Комментируемой статьей отдельно от положений ст. 45 Кодекса закреплены некоторые права сторон в административном деле, а именно право на изменение основания или предмета административного иска, на отказ от административного иска, на признание административного иска и на заключение сторонами соглашения о примирении.

Как внести исправления в административное исковое заявление?

Как следует из содержания приведенного и оспариваемого в жалобе законоположения, право изменить основание или предмет иска предоставлено только истцу, но не суду. Такое нормативное регулирование вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П и от 26 мая 2011 года N 10-П).

КАС РФ, оно должно отвечать нормам, изложенным в ст. 209 КАС РФ. В нем должны указываться:

  • данные об органах или лицах, принявших оспариваемый акт;
  • регистрационные данные оспариваемого акта;
  • данные о применении оспариваемого акта к истцу;
  • данные о действующих правовых нормах, имеющих большую юридическую значимость, которым противоречит оспариваемый акт;
  • сведения о документах, подтверждающих обоснованность иска, или об обстоятельствах, по которым они не могут быть представлены суду;
  • ходатайства, связанные с необходимостью получения документов, подтверждающих обоснованность исковых требований;
  • требование о признании акта недействительным с отсылкой к действующему нормативному акту, которому он противоречит.

Дополнение исковых требований по кас рф образец

В него включены прокуроры, следователи, судьи и прочие граждане, участие в процессе которых не предусмотрено. Представители предъявляют документы, подтверждающие наличие надлежащего образования, полномочий.

Результаты рассмотрения После изучения претензий и документов, должно быть принято решение по административному исковому заявлению. Основания для него регламентируются в 127-130 статьях Кодекса.

Инфо

Суд может принять иск к своему производству или отказать в этом, оставить его без движения. Принять к рассмотрению документы необходимо в трехдневный срок.

После этого на протяжении 2-х мес. суд изучает иск и приложения к нему. По результатам рассмотрения выносится соответствующее определение.

В случае принятия иска стороны оповещаются о времени, дате и месте проведения заседания. Инстанция вправе привлечь к разбирательству и других лиц, если спор затрагивает их интересы.

Сокращенные сроки направления претензий Выше говорилось о том, что, при оспаривании решений административный иск можно предъявить в течение 2-х мес. с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение. Однако для некоторых категорий дел законодательство предусматривает сокращенные сроки.

Например:

  1. Исковое заявление об обжаловании решения представительного муниципального органа о самороспуске, отправке в отставку главы МО направляется в десятидневный срок. Исчисление осуществляется с даты принятия соответствующего постановления.
  2. Заявление об оспаривании решений, бездействий/действий исполнительной структуры региональной, территориальной власти по вопросам, касающимся согласования времени и места проведения собрания, демонстрации, пикетирования, шествия и пр., предъявляется также в течение 10 дней.

Согласно части 1 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска. Право увеличить или уменьшить размер исковых требований в указанной норме КАС РФ по аналогии с ч.1 ст.39 ГПК РФ не отражено.Отсюда вопрос: вправе ли административный истец при рассмотрении иска о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета увеличить исковые требования, заявив дополнительное требование о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятого в связи с истечением 3-х месячного срока приостановления.

При необходимости стороны дают пояснения. Прения В ходе них ссылаться на доказательства, не изученные судом. Вместе с тем законодательство допускает отступление от данного правила. При необходимости судья может вынести определение о возобновлении рассмотрения материалов дела. В прениях последнее слово всегда остается за ответчиком.


После их завершения суд удаляется в специальную комнату, где выносит постановление по существу рассмотренного дела. Отложение разбирательства Предусмотренный в законодательстве порядок рассмотрения административных исков считается весьма эффективным и оперативным способом восстановления нарушенных интересов и прав. Между тем, в некоторых случаях разбирательство может быть отложено. Основаниями для такого решения может быть:

  1. Необходимость в производстве дополнительных процессуальных действий.

К ходатайству должны прилагаться документы, подтверждающие наличие оснований для уменьшения размера пошлины, предоставления отсрочки/рассрочки.

  • Доверенность или другие бумаги, в соответствии с которыми к делу привлекается представитель. Кроме этого, предъявляется документ, удостоверяющий наличие у него высшего юр. образования.
  • Бумаги, подтверждающие соблюдение досудебного (претензионного) порядка или содержащие информацию о жалобе, направленной в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения.
  • Другие документы, приложение которых в соответствии с КАС, является обязательным.
  • Законодательство допускает возможность предоставления бумаг в электронном виде. Особенности представительства Законодательство закрепляет перечень субъектов, которые не могут выступать в качестве доверенных лиц.

Административный иск и административное исковое заявление Содержание административного искового заявления в 2018 году Особенности искового заявления об оспаривании и признании незаконными решений органов или лиц, наделенных публичными полномочиями Особенности содержания административного иска об оспаривании нормативного акта Административный иск и административное исковое заявление Правом на административный иск субъект обладает в следующих случаях:

  • его право нарушено;
  • его право не может быть реализовано в силу незаконно созданных препятствий;
  • на него незаконно возложена обязанность;
  • ему специальной нормой предоставлена возможность защищать публичные интересы или права других лиц.

Приложения Как выше говорилось, образец административного искового заявления содержит перечень документов, подтверждающих обстоятельства, о которых говорится в тексте. В число приложений входят:

  1. Уведомление о вручении либо иной документ, доказывающий получение другими лицами, привлеченными к спору, копий материалов дела.

    Если другим сторонам не были направлены экземпляры претензий и документов, прилагаемых к ним, они предоставляются в суд истцом. Их количество должно соответствовать числу участников.

    При необходимости экземпляры направляются и прокурору.

  2. Квитанция об уплате пошлины, ходатайство о предоставлении рассрочки/отсрочки в ее оплате, уменьшении размера или документ, подтверждающий право на льготу. Сумма отчисления устанавливается законодательством.


Просмотров