Образец заполнения справки о дорожно транспортном происшествии. Дтп и автострахование

Справка о ДТП, которая заполняется по форме 154 должна быть приложена к документам¸ направляемым в страховую компанию для того, чтобы получить выплаты. Оформлять бумагу должны сотрудники ДПС, которые выехали на место происшествия, или же, в случае составления автовладельцами европротокола – в отделении полиции. О том, с какими сложностями можно столкнуться при оформлении справки, расскажем в статье.

○ Кто выдает, правила составления, порядок выдачи.

В методических рекомендациях указано, что оформлением справки должен заниматься сотрудник ГИБДД, в чьи обязанности входит оформление документов о ДТП. С этой целью у него всегда должно быть достаточно бланков справок с проставленным в верхнем левом углу штампом, без которого документ будет считаться недействительным.

После того, как было совершено ДТП, его участники вызывают наряд ДПС и после их приезда на месте оформляют все документы, связанные с аварией. Заполнение справки, как правило, осуществляется в ближайшем подразделении ГИБДД, либо на месте. После того, как все необходимые сведение вписаны в графы, автовладельцы ставят свои подписи.

Далее справка выдается участникам ДТП и улицам, которые пострадали от аварии, но не являются владельцами автомобиля (не управляли автомобилем). Это необходимо для того, чтобы они смогли получить выплаты в связи с причинением их жизни и здоровью вреда.

При отсутствии у участников ДТП каких-либо документов (например, водительского удостоверения, полиса ОСАГО и т.), в отношении него составляется протокол, и справка выдается позднее, при предоставлении необходимых бумаг в случае их наличия.

Если граждане решили обойтись без вызова сотрудников ДПС при совершении ДТП, а составить европротокол, то впоследствии они должны прибыть в ближайшее подразделение ГИБДД и оформить справку там.

Обращаем ваше внимание на то, что аварийные комиссары, которые выезжают на место аварии при вызове их сторонами ДТП, не обладают полномочиями заполнять справку 154.

Справка заполняется шариковой ручкой разборчивым почерком и должна содержать сведения обо всех участниках аварии, обстоятельствах ее совершения и уточнения, кто именно был виновен с включением сведений о повреждениях автомобилей.

○ Срок выдачи и срок действия.

Справка о ДТП по форме 154 выдается непосредственно в день совершения ДТП. В случае нахождения участников аварии в больнице или при иных обстоятельствах, срок оформления документа может быть увеличен.

Довольно часто возникают ситуации, когда инспектор ДПС после фиксации обстоятельств аварии вынужден уехать в другое место совершения правонарушения; тогда справка должна быть оформлена не позднее суток со дня ДТП.

По сроку действия справка о ДТП бессрочна. Иными словами, до тех пор, пока сведения, в ней содержащиеся, доступны для прочтения, ее можно использовать по назначению – для подтверждения обстоятельств аварии.

○ Для чего нужна справка.

Справка о ДТП необходима для того, чтобы предоставить ее в страховую компанию для получения последующих выплат по ДТП. Поэтому рекомендуем при оформлении документа проследить за тем, чтобы все повреждения на автомобиле были выявлены.

На практике могут встречаться так называемые скрытые повреждения, которые проявляются намного позже. В этом случае страховая компания может назначить экспертизу.

Так же справка будет нужна в том случае, если второй участник аварии (или страховая компания) захотят взыскать с виновного ущерб, приписывая повреждения на пострадавшем автомобиле, которых не было. В справке все будет зафиксировано и при ее предъявлении суд будет об этом знать.

○ Заполнение справки.

Несмотря на то, что заполнение справки – прерогатива сотрудников ДПС, уточним, какие именно разделы содержатся в документе:

  • Время и место совершения ДТП.
  • Обстоятельства происшедшего и количество участников.
  • Сведения о водителе (ФИО, данные о нахождении в состоянии алкогольного опьянения, сведения о водительском удостоверении.
  • Данные страхового плиса.
  • Информация об автомобиле.
  • Повреждения автомобиля.
  • Аналогичная информация о других водителях.

В конце справки ставится подпись сотрудника ДПС, ее составившего, его звание и расшифровка подписи, указывается дата заполнения бланка.

Приложение к справке по форме 154 заполняется в том случае, если в результате аварии имелись пострадавшие или погибшие. Сведения о них заполняются в следующих графах:

  • Номер телефона.
  • Категория пострадавшего.
  • Сведения о вызове скорой помощи.
  • Наименование документов, на основании которых были внесены сведения о пострадавшем (или же указание на свидетельские показания).

Бланк приложения включает в себя графы о пострадавших в количестве 5шт.

В конце ставится подпись, дается ее расшифровка и указывается звание сотрудника ДПС, составившего документ.

○ Если потерял справку.

Если справка о ДТП утеряна, не стоит паниковать, так как можно получить копию у сотрудника ДПС, которой занимался оформлением ДТП. При выдаче документа участникам аварии они должны подшивать в дело о ДТП копию справки. Если нужен дубликат для страховой организации, необходимо написать заявление и передать его в подразделение ГИБДД, в котором заполнялась справка. При это выдается не оригинальная справка, а копия, заверенная надлежащим образом.

Так как срок действия справки не ограничен временем, обратиться за ее восстановлением можно в любое время.

○ Обжалование и внесение изменений в справку.

Согласно положениям Методических рекомендаций, в справку по форме 154 допустимо вносить изменения после того, как были оформления все документы по ДПС только в случае, если была совершена описка или опечатка. В этом случае гражданину необходимо написать соответствующее заявление. По результатам его рассмотрения в справку вносятся изменения, которые должны быть проверены сотрудником, принявшим заявление. Исправления также должны быть занесены в копию справки, которая прикалывалась в деле о ДТП. Кроме этого, заверенная копия справки с внесенными изменениями должна быть направлена по почте всем участникам ДТП.

Обжалование сведений, изложенных в справке допускается в суде. При этом участники ДТП должны провести независимую экспертизу для того, чтобы доказать, что у автомобиля имелись дополнительные повреждения, о которых не было указано в справке.

Таким образом, выдача справки о ДТП по форме 154 – это обязанность сотрудников ДПС, которые уполномочены оформлять ДТП. Отсутствие у них бланков не является причиной для отказа в заполнении документа. В противном случае их действия можно обжаловать как вышестоящему руководству, так и в прокуратуру.

Изложенные на сайте сайт материалы являются авторским и не публиковались ранее в свободном доступе. Специалисты-правозащитники с многолетним опытом, многие в прошлом – сотрудники ГАИ, рассказывает о «лже-автоюристах», хитростях страховых компаний, уловках недобросовестных сотрудников ГАИ и «справедливости» суда.

Данная информация представляется крайне важной для любого автомобилиста, поэтому она и была вынесена на главную странцу сайта, рекомендуем прочитать ее полностью, а затем обязательно сохранить в закладки вашей социальной сети (ссылка для этого имеется в начале страницы).

В каких случаях действительно требуется помощь автоюриста

Разумеется, любой участник дорожного движения рассчитывает проездить безаварийно и беспроблемно до глубокой старости. Но, к сожалению, так случается не всегда (наглядное подтверждение этим словам смотрите на фотографиях ниже).

Поэтому первое, что нужно знать каждому автомобилисту: самое главное при расследовании ДТП - качество составленного первоначального материала.

Небрежность и поверхностный подход при оформлении дорожного происшествия, являются основными причинами последующих бед (читайте реальные ситуации в комментариях посетителей на нашем сайте).

Редко, когда у сторон происшествия имеется возможность получить квалифицированную консультацию или привлечь адвоката к моменту осмотра и составления схемы места происшествия.

Поэтому в данной ситуации приходится действовать самостоятельно, на сайте имеются памятки, распечатайте их и держите под рукой, либо поместите в закладки/избранное:

Способ решения проблемы: самостоятельно.

Преимущества:

    Отсутствие материальных затрат, связанных с оплатой юридических услуг.

    Самообразование.

    Получение личностного опыта.

Недостатки:

    Изучение законов и составление заявлений и ходатайств требует больших временных затрат и интеллектуальных усилий.

    Гарантированная неизбежность допущения ошибок, как юридического, так и тактического характера.

    Неравенство возможностей при участии в споре с профессиональными юристами, участвующими в деле (судьи, следователи, прокуроры, адвокаты).

    Непредсказуемость в достижении поставленной цели.

Способ решения проблемы: с помощью «бывалых» советчиков.

Преимущества:

    Бесплатно

Недостатки:

    Ситуация на форуме и у соседа может отличаться от вашей.

    Законы за это время могли поменяться.

Очень хорошо, если «бывалый советчик» - юрист или просто очень грамотный человек, который докопался до всех нюансов, в противном случае проблема может появиться там, где ее не ждали.

Способ решения проблемы: с помощью профессионального адвоката.

Преимущества:

    Профессиональный юрист знает не только законы, но и практику их применения, что позволяет избежать «черных дыр» - уловок от юристов -оппонентов (судей, следователей, сотрудников страховых компаний и пр.).

    Реальная экономия нервов и времени.

    Предсказуемость в достижении намеченной цели.

    Избежание или минимизация негативных последствий, порожденных проблемой.

    Возмещение всех расходов, связанных с рассмотрением дела (расходы на адвоката, экспертизы и пр.) за счет средств виновного лица или страховой компании.

Недостатки:

    Профессиональному юристу нужно оплатить его услуги.

    На поиск хорошего квалифицированного юриста может потребоваться время.

Рекомендуется в сложных ситуациях. Нередко, самая простая и безобидная ситуация, перестает быть таковой, когда виновная сторона пытается избежать ответственности, а сотрудники страховых компаний и правоохранительных органов, действуя из заинтересованности, идут на прямое нарушение закона.

Для тех читателей, которые решили заниматься проблемой самостоятельно, мы подготовили соответствующие статьи (все они основаны на актуальном, на данный момент, законодательстве), пожалуйста, обратите внимание на меню сайта или воспользуйтесь поиском.

«Тайны мадридского двора» страховых компаний, адвокатов, экспертов и судей

Такое название выбрано не случайно, неискушенного автолюбителя, свято верящего в личную невиновность, а также на компетентность и справедливость правоохранительных органов и суда, порой поджидают приключения, достойные остросюжетного романа.

Судите сами, ниже приведены ситуации, в которые попали наши читатели, а также предложенные нами способы выхода из них (плюс ссылки на соответствующие статьи, если вы решите заняться решением проблемы самостоятельно).

Ситуация:

Водителя автомобиля Тойота Камри остановил сотрудник ДПС и указал, что им был нарушен пункт 6.2 ПДД РФ, при проезде регулируемого перекрестка, расположенного в зоне видимости инспектора ГИБДД.

Водитель отрицал необоснованные обвинения и предложил сотруднику полиции представить объективные доказательства его вины.

Сотрудник, нарушая требования закона, не представив доказательств, в некорректной форме, предложил водителю пройти в патрульный автомобиль для составления протокола. Водитель сказал, что обжалует постановление и докажет свою невиновность, так как проезд светофора зафиксирован на записи видеорегистратора, установленного на его автомобиле.

В административном протоколе сотрудник ГИБДД указал «карманных» свидетелей нарушения и вынес постановление о штрафе.

Предложенный способ решения:

После составления протокола, водитель в графе «Объяснения нарушителя» описал ситуацию, указал, что имеет видеозапись, подтверждающую его невиновность, сослался на нежелание сотрудника полиции приобщить данное доказательство к материалам дела, пояснил о том, что свидетели нарушения фиктивные.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд принял во внимание доводы заявителя и отменил незаконное постановление.

Если вы не согласны с протоколом о нарушении ПДД при ДТП, то читайте .

Как обжаловать постановление ГИБДД в суде смотрите .

Ситуация:

Потерпевший водитель К., обратился в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения материального ущерба, от ДТП, в порядке, предусмотренном законом.

Страховщик отказал в выплате с формулировкой о несоответствии повреждений автомобиля, принадлежащего К., обстоятельствам и механизму дорожно-транспортного происшествия.

Предложенный способ решения:

В порядке досудебного решения спора, в соответствии со статьей 16.1ФЗ РФ «Об ОСАГО» потерпевшим была направлена претензия с приложением заключения независимой технической экспертизы обстоятельств дорожного происшествия (трасологичекая экспертиза).

Страховщик по результатам рассмотрения претензии произвел страховую выплату и компенсировал расходы потерпевшего К., на проведение экспертизы.

О трасологической экспертиза при ДТП мы рассказывали в этой статье .

Ситуация:

В результате попадания камня был пробит радиатор кондиционера автомобиля VW Тигуан, имелась соответствующая справка о ДТП.

Страховая отказала в выплате, мотивируя тем, что имеется экспертное заключение, согласно которому данный радиатор пробит пчелами и жуками.

Предложенный способ решения:

Эксперт был вызван в суд и допрошен адвокатом потерпевшей стороны. В ходе допроса удалось установить, что выводы эксперта основаны на предположениях и не имеют научного обоснования.

По материалам дела была назначена повторная судебная экспертиза.

Выводы эксперта: «повреждение радиаторной трубки причинены в результате механического воздействия при соударении с предметом, имеющим большую прочность, чем материал, из которого изготовлен радиатор, вполне возможно гравием используемом при укладке дорожного асфальтобетонного покрытия».

Суд удовлетворил требования потерпевшей стороны и взыскал со страховой компании в пользу собственника автомобиля VW Тигуан, страховую выплату, компенсацию морального вреда,штраф и неустойку.

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП мы рассказали .

Ситуация:

Основной функция суда является осуществление правосудия по делам различных категорий в соответствии с компетенцией, определенной законом.

Но надо понимать, что под черной мантией судьи находится все тот же обыкновенный человек, с присущими ему чертами характера, отношением к работе, уровнем квалификации и прочее.

Даже если исключить фактор заинтересованности судьи в итогах рассмотрения дела, то, принимая во внимание высочайший уровень загрузки делами и материалами, по которым имеются строго очерченные законом сроки принятия решений, каждый судья нацелен на то, чтобы побыстрее завершить производство по делу.

На практике для того, чтобы разобраться с проблемами, которые привели человека в суд, ему требуется обосновать доказательствами свою позицию: вызвать и допросить свидетелей, истребовать материалы из ГИБДД, лечебных учреждений, дорожно-эксплуатационных организаций, назначить и провести экспертизы, допросить экспертов и прочее. На все нужно время, а у суда его нет.

Поэтому любые ходатайства стороны, требующие временных затрат для их реализации, при малейшей возможности будут отклоняться судьей, особенно это касается рассмотрения дел об административных правонарушениях и жалоб на постановления ГИБДД.

Предложенный способ решения:

Дисциплинировать суд и направить рассмотрение дела в законном порядке без оглядки на сроки может только квалифицированный юрист или хорошо подготовленный и юридически образованный человек.

Или изучайте законы и практику их применения, или наймите адвоката и доверьте дело профессионалу.

Ситуация:

Поспрашивайте бывалых автолюбителей, которым уже довелось пользоваться юридической помощью адвоката: «Хороший у тебя был адвокат?», и вы услышите только два варианта ответа.

Хороший адвокат – тот, который решил проблему, плохой – тот, который не смог этого сделать.

В действительности все не так однозначно. Можно взяться за заведомо выигрышное дело и без каких –либо препятствий одержать предсказуемую победу, но при этом оставаться серой посредственностью.

Гораздо сложнее принять поручение от клиента и вступить в безнадежное, с точки зрения перспективы на успех, дело и, отработав на все сто процентов, добиться даже не победы (чудеса бывают только в сказках), а реально возможного, в сложившихся обстоятельствах, положительного результата.

Такое по силам только настоящему профессионалу.

Какой из адвокатов лучше? Каждый сам ответит на этот вопрос.

Наряду с теми, кто дорожит своей репутацией и честно выполняет профессиональный долг, есть и другие.

Одни, уже при первой встрече с клиентом, не вникнув должным образом в суть дела, гарантируют успех и победу. С удовольствием берут задаток за любое, даже самое безнадежное дело, а потом забывают ходить в суд и не отвечают на телефонные звонки.

Другие, при спорах со страховыми компаниями, предлагают потерпевшему за «шапку сухарей» купить у последнего право требования долга.

При этом эти чудо-автоюристы забывают разъяснить, что высуживают для себя, причитающуюся по закону только потерпевшему,значительную долю выплаты по ущербу, компенсацию морального вреда, штраф и неустойку.

И все бы ничего, только налог с полученных мошенником- юристом выплат, платить придется лицу, продавшему право требования автовладельцу.

Предложенный способ решения:

Основным критерием при выборе адвоката (автоюриста), является наличие у кандидата продолжительного опыта работы по специализации, помноженного на рекомендации положительные его бывших клиентов.

Способ борьбы с недобросовестными адвокатами мы рассмотрим ниже.

Как не ошибиться в выборе адвоката

Не первый год интернет пестрит объявлениями, предлагающими «консультацию опытного (профессионального, с большим стажем – нужное подчеркнуть) автоюриста».

На поверку, таковых профессионалов найдется совсем немного. Как же не ошибиться в данной ситуации и не попасть в лапы мошенников, либо просто недалекого «специалиста», пусть даже с так модным в последнее время, удостоверением адвоката?

Ведь по сути, основным мотивом любого мошенника, а мошенники «от юриспруденции» не являются исключением, всегда является корысть.

К сожалению, в погоне за платными клиентами, даже у юристов - профессионалов, возникает соблазн взяться за решение дела, не имея должного опыта и навыков по отстаиванию законных прав и интересов доверителей, попавших в сложную ситуацию на дороге.

Именно такие «мастера» зачастую и поджидают потенциальных клиентов около дверей ГАИ и страховых компаний.

Почему так получилось? В конце 90-х – начале 2000-х годов профессия адвоката являлась весьма высокооплачиваемой, а самих адвокатов было не так уж и много.

Но «свято место пусто не бывает», узнав об этом, в адвокатскую деятельность хлынули в большом количестве не только бывшие следователи, дознаватели и прокуроры, но выпускники юридических факультетов ВУЗов без практического опыта работы.

В последнее время распространенной практикой стало оказание адвокатом бесплатных консультаций, эта тенденция перекочевала из других сфер деятельности, например, совершенно нормальным и уже привычным считается бесплатная пробная тренировка в фитнес-клубе или бесплатный тест-драйв приглянувшегося автомобиля.

Ваш покорный слуга, имея многолетний опыт работы и уже наработанную клиентуру, тем не менее, регулярно проводит бесплатные консультации, что позволяет мне, помимо всего прочего, поддерживать в тонусе свой профессиональный уровень.

Наработанные материалы я публикую в виде статей, в том числе и для того, чтобы читатели смогли сравнить «как должно быть» и как делает выбранный ими «автоюрист».

Если вы подозреваете какие-либо корыстные мотивы участия в проекте сайт, то да, они есть, мне, практикующему адвокату, также, как и автомобилистам, невыгодны «дельцы» и «мошенники», я заинтересован в борьбе с ними, т.к. они портят и мою личную репутацию и репутацию моих честных коллег в том числе.

Мы надеемся, что подготовленная статья будет вам полезной, как всегда, пишите, что вас интересует, а мы постараемся обязательно ответить вам на сайте.

Если вы попали в ДТП, то на любом этапе можете бесплатно проконсультироваться с автором данной статьи и его коллегами по имеющимся на сайте телефонам, а также через форму онлайн-консультанта (в нижнем правом углу сайта – появляется автоматически для тех регионов России, где есть наши коллеги, которые готовы принять участие в проекте «Бесплатная помощь автомобилистам»).

Для упрощения процедуры оформления ДТП в 2011 году была введена форма справки 154. Это бланк, который заполняет сотрудник ГИБДД, прибывая на место происшествия. Такая форма признана наиболее удобной для обработки и именно этим документом руководствуется страховая, при начислении выплат.

Страховая компания на основе описания повреждений рассчитывает стоимость ремонта и выдаёт направление на СТО. Однако случаи когда справка не целиком отражает повреждения, не являются редкостью. Как выглядит документ, когда его выдают и что делать, если не все повреждения указаны в бланке мы расскажем в нашей статье.

Основное предназначение справки о ДТП по форме 154, является предоставление такого бланка в страховую компанию, для рассмотрения случая, начисления страховых выплат или получения направления на ремонт. Есть случаи, в которых такая форма не составляется, здесь важен ряд условий, а именно:

  • В аварии нет пострадавших, то есть пострадали только транспортные средства;
  • В ДТП участвовали два водителя, имеющие действующие полисы ОСАГО;
  • У обоих участников нет сомнений в том, кто является виновником аварии.

Когда все эти условия выполнены, справку в страховую компанию подавать не обязательно. Во всех остальных случаях справка о ДТП по форме 154 является обязательной частью пакета предоставляемых в страховую компанию документов.

Что вписывается в бланк?

В справку о ДТП формы 154 вносится первичная информация о произошедшей аварии. Здесь указывается информация об участниках, а именно:

  • ФИО водителей;
  • Номера страховых полисов и наименование страховых организаций, в которых они оформлены;
  • Госномера автомобилей;
  • Идентификационные номера транспортных средств (vin);

В документ вносится дата и время аварии и полная информация о том, какие повреждения получили автомобили в результате ДТП. Все эти данные в справку 154 вносит выехавший на место аварии сотрудник ГИБДД.

Если в аварии есть пострадавшие, сотрудником правоохранительных органов оформляется приложение к справке 154, в котором отражены:

  • Все доступные сведенья о личности пострадавших;
  • Категория пострадавших в результате ДТП (пассажир, пешеход, водитель)
  • Информация о степени повреждений, полученных пострадавшими (вред здоровью, летальный исход)
  • Информация о вызове медицинской помощи на место происшествия.

Если в аварии участвовало больше 4 лиц, то представитель ГИБДД должен заполнить дополнительные справки, так как форма 154 предоставляет возможность оформления только 4 участников.

Бланк

Сроки выдачи

Форма должна быть выдана представителем правоохранительных органов сразу после заполнения, или в некоторых случаях в течение 24 часов с момента аварии. Это возможно только когда сотрудника вызывают на другое место происшествия, для оказания помощи пострадавшим. Любые другие причины считаются неуважительными, а действия представителя правоохранительных органов, не правомерными. Обжаловать его действия вы можете, обратившись в прокуратуру или управление МВД с жалобой.

Отсрочить получение справки может также наличие пострадавших. Только после того как все пострадавшие в аварии будут доставлены в больницу, что является основной задачей сотрудника ГИБДД. Только после этого снимаются повреждения, полученные автомобилем. В таких ситуациях вы можете получить форму 154 в отделении ДПС, где числится сотрудник, оформлявший происшествие.

Неправильное оформление

Получая справку о ДТП по форме 154 важно подробно ознакомиться с текстом, на предмет ошибок и неточностей. В тех случаях, когда справка оформлена неправильно или информация указана не полная, страховая компания может или выдаче направления на ремонт. Будьте внимательны, в случае выявления ошибок, стоит обратиться в ГИБДД, где ваше заявление рассмотрят. Все дополнения и исправления должны быть заверены должностными лицами. В случае выявления ошибок в оформлении или опечаток, вносятся исправления, в оригинальный документ. Копии исправленного документа направляются всем участникам ДТП.

Случаи, когда справка оформлена правильно, но в ней перечислен не весь полученный транспортом урон, не являются редкостью. ДТП не редко происходят ночью, при низком освещении, или в силу обстоятельств не всегда удаётся сразу выявить все повреждения. Не стоит паниковать и обжаловать действия сотрудников. Вы можете направить автомобиль на , которая выявит все повреждения, полученные в результате ДТП. Акт прохождения, заключение экспертизы вы должны предоставить страховой, которая обязана в свою очередь приобщить эту информацию к рассмотрению вашего случая.

Рекомендуем вам пройти процедуру независимой экспертизы в обязательном порядке. Ведь при заполнении справки о ДТП по форме 154, указываются лишь видимые и очевидные повреждения транспортного средства. В процессе эксплуатации вами могут быть выявлены внутренние поломки, компенсации по которым вы не получите, если они небыли указаны в справке 154. Таким образом, лучше всего проверить автомобиль, что бы обезопасить себя от некомпенсируемых затрат связанных с ремонтом.

Что делать дальше?

Получив на руки справку о ДТП по форме 154, вам необходимо в течение 5 дней собрать все документы, обязательные к предоставлению в страховую компанию, а так же дополнительные материалы, которые могут помочь вам в получении выплат. Важно составить список документации и вместе со всеми бумагами предоставить его представителю страховой организации.

Следует обратить внимание на список обязательных к предоставлению документов, в случае ДТП, для обращения в страховую компанию. Список этот достаточно велик и разнится в зависимости от количества участников, от того является заявитель физическим или юридическим лицом и т.д. Также в вашем полисе могут быть прописаны пункты, которые не являются обязательными по закону, но требуются по договору. Для того что бы избежать неприятных сюрпризов, стоит детально изучить соглашение и подойти к сбору документации как можно более ответственно. Чем полнее информация, предоставляемая в страховую, тем быстрее вы добьётесь результата.

Справка о дорожно-транспортном происшествии выдавалась для подтверждения факта аварии. Как правило, она была необходима для подачи заявки на возмещение ущерба в страховой компании. Однако с 20 октября 2017 года ее оформление было прекращено. Но ввиду длительного действия уже выданных документов необходимо пояснить, какие данные в ней должны содержаться, как и кому ее передавать для назначения компенсации.

Кем и для чего выдавался документ?

Справка о ДТП №154 входила в пакет необходимых документов для получения страховых выплат вследствие аварии. Ее форма была утверждена приказом МВД России № 154 от 1 апреля 2011 года. Не выдавалась она только при совокупном выполнении сразу нескольких условий: наличие только механического ущерба, заключение договоров страхования участниками аварии в одной компании и отсутствие расхождений в мнениях по поводу виновника ДТП и нанесенных повреждений. После того как водитель получал справку на руки, она передавалась страховщику. В это время необходимо было, предварительно изучив договор страхования, подготовить требуемый от компании пакет документов, оригиналы и копии. В офисе на справке ставилась соответствующая отметка. Благоприятный исход предполагал назначение страховых выплат в течение 20 дней.

Особенности заполнения

Форма подлежала заполнению сотрудником, прибывшим на место аварии. Данные вписывались печатными буквами во избежание разночтений в типовой бланк со штампом ГИБДД. Достоверность вносимых сведений подтверждалась подписью сотрудника Госавтоинспекции и участников происшествия. В справке должна была содержаться следующая информация:

  • Условия, место и время произошедшей аварии, в том числе географические координаты по данным ГЛОНАСС;
  • Данные об участниках ДТП и их транспортных средствах (марки, номера ТС, сведения о владельцах);
  • Результаты медосмотра потерпевших вследствие ДТП;
  • Определение характера противоправного деяния - уголовное преступление, административное правонарушение;
  • Описание повреждений, зафиксированных на транспортных средствах. При этом скрытые дефекты могли быть обнаружены не сразу.

При наличии пострадавших заполнялось приложение к справке. В первую очередь, указывались общие сведения обо всех пострадавших. Если личность одного или нескольких из них не была установлена на месте, об этом делалась специальная пометка. Необходимо было указание категории лиц, у которых зафиксированы телесные повреждения (водитель, пешеход, пассажир). Обязательной была информация о том, была ли вызвана скорая помощь, и какова степень нанесенного вреда (в случае смерти отмечался и данный факт). Пример заполнения такой справки представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Справка о дорожно-транспортном происшествии

Как видно на изображении, сначала отмечалась информация о самом дорожно-транспортном происшествии, далее вносились сведения о первом участнике аварии, его автомобиле и полученных повреждениях, а затем о втором участнике ДТП, его транспортном средстве и повреждениях. В конце необходимо было указать данные сотрудника, заполнившего документ, в том числе ФИО, должность, подразделение, телефон. Также сотрудник должен был поставить актуальную дату и свою подпись.

Что выдают вместо справки о ДТП?

Так как в 2018 году справки по форме №154 уже не оформляются, страховые компании разработали альтернативный вариант подтверждения факта дорожно-транспортного происшествия. Основным доказательством служит извещение о ДТП. Оно обычно заполняется участниками происшествия еще до приезда ГИБДД. Вторым документом, необходимым для представления в страховой компании, является копия протокола об административном правонарушении. Сотрудник обязан выдать ее каждому из участников ДТП. Если лицо является виновником аварии, то он после производства получает и копию постановления по делу, которое также обязательно для страховщика. Для других лиц страховая компания тоже имеет право потребовать его.

Постановление могут по закону получать и иные участники аварии. Когда административная ответственность не установлена, у сотрудника необходимо взять определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. При составлении извещения о ДТП подпись всеми участниками аварии не обязательна. Если одна из сторон отказывается от подписания, то в соответствующей графе лицо обязано указать, что виновным в ДТП себя не считает. В случае серьезных разногласий придется дождаться сотрудника инспекции и разбираться со сложившейся ситуацией уже вместе.

В новом Административном регламенте исполнения МВД РФ, вступившем в силу 20.10.2017 г. отражены функции государства в плане выполнения федерального госнадзора соблюдения ПДД участниками дорожного движения. Исходя из требований нового админрегламента, справка о ДТП для страховой по форме 154 теперь не нужна, она отменена.

Справка отменена, что взамен

В предыдущей редакции Админрегламента необходимость составления такой справки регламентировалась ст. 215. В новом документе этого требования нет. Эта справка выведена из перечня обязательных документов, выдаваемых на месте происшествия, но Приказ МВД, которым форма №154 утверждена, не признан утратившим силу.

Оказывается, данная справка, сроки выдачи которой составляли не более суток (если не было возможности оформить ее сразу же на месте ДТП) предусматривается п.3.10 Положения об ОСАГО. Это – правовая коллизия, которая не согласована между Административным регламентом и документом Банка России, выданным 19 сентября 2014 года под номером 431-П.

Если подходить к вопросу с формальной точки зрения, если такую справку в страховую компанию не предоставить, получить страховое возмещение после ДТП по ОСАГО не получится.

Между РСА и ГИБДД начала действовать договоренность о том, что инспекторы будут вносить в протоколы или постановления нужные страховщикам данные. Такие указания разосланы регионам, соответственно страховые компании заверяют, что не будут требовать от собственников автотранспортных средств справку по форме 154.

Что требует страховая компания

После отмены данной справки МВД и страховые компании пришли к соглашению, что при наступлении ДТП придется предоставлять следующие документы, которые служат подтверждением факта его наступления:

  • российский паспорт владельца ОСАГО;
  • извещение о ДТП, форма которого выложена на сайтах СК;
  • протокол (при его составлении), постановление (определение) взамен справки № 154;
  • СТС, паспорт на транспортное средство;
  • реквизиты счета в банке, открытого на владельца ТС;
  • заявление по форме, размещенной на сайте СК;
  • доверенность, выданная владельцем автомобиля, заверенная нотариально;
  • если авто было эвакуировано, соответствующий документ на эвакуацию и хранение, БСО/кассовый чек.

Проблемы и их решение

В связи с тем, что форма 154 отменена, возникли некоторые проблемы:

  1. Утратил силу приказ МВД №155 от 01.04.2011 г., которым утверждена форма извещения о дорожно-транспортном происшествии, все еще используемая страховыми компаниями. В связи с этим можно посоветовать использовать по рекомендации РСА форму, содержащуюся в приложении №5 Положения о правилах ОСАГО.
  2. Пока в РСА не появились новые формы документов, страхователи остаются в неведении, какую форму использовать. Некоторые СК предлагают свои формы извещений о ДТП, которые можно применить не только при ОСАГО, но и по КАСКО.
  3. Если участник ДТП не виновен, копию постановления (определения) ему могут не выдать, но страховая впоследствии ее потребует. Копия протокола об админправонарушении в соответствии с п.6 ст. 28.2 КоАП выдается потерпевшей стороне под расписку. Не известно, откажет СК или нет в выплате страхового покрытия невиновной стороне, если копии постановления у нее на руках не будет.
  4. В соответствии с п. 285 нового Административного регламента, если один из водителей, участвовавших в ДТП, отказывается самостоятельно оформлять бумаги о происшествии, дежурный ГИБДД должен проинформировать участников ДТП о том, что можно выполнить эти действия с участием сотрудников полиции, имеющих соответствующие полномочия. Оформить документы Админрегламент в таком случае предлагает на ближайшем посту, функционирующем стационарно или в ближайшем полицейском подразделении. Также дежурный должен объяснить, как добраться и в какое время можно прибыть в эти пункты, чтобы оформить все соответствующим закону образом.

Это значит, что после того как предварительные документы на месте происшествия составлены (при наличии только имущественного ущерба) без составления Европротокола нужно вместе со вторым участником ДТП отправляться на ближайший пост или отделение полиции, чтобы закончить оформление всех необходимых бумаг.

Что нужно делать

Порядок действий следующий:

  1. Необходимо зайти на сайт своей СК, скачать предлагаемую ею форму извещения о ДТП или воспользоваться формой, которую утвердил Центробанк. После скачивания распечатать ее и возить с собой в машине. Если случится ДТП, нужно будет оформить это извещение в ожидании приезда представителей ГИБДД. Важно ознакомиться с тем, что указывается в этом извещении, чтобы правильно его заполнить. После оформления этой формы нужно поставить подпись второй стороны, участвовавшей в ДТП. Далее необходимо написать в п.15 этого документа (в случае своей невиновности) « не считаю себя виновным в ДТП». При наличии разногласий со вторым участником, нужно подождать ГИБДД, чтобы продолжить совместные разбирательства.
  2. В случае оформления Европротокола при ДТП дежурный ГИБДД, прибывший на место ДТП может предложить самостоятельно оформить документы о ДТП путем заполнения формы извещения, выданной СК.

Соглашаться на такой вариант можно только если одновременно выполняются следующие условия:

  • пострадавшие в ДТП отсутствуют;
  • нанесен вред только двум автомобилям;
  • нет разногласий по обстоятельствам ДТП;
  • лимит ущерба, причиненного ТС не больше 50 тыс. руб., если он больше, разницу потерпевшей стороне придется выплачивать самостоятельно.

В случае несогласия составления Европротокола нужно:

  • известить дежурного ГИБДД о происшествии, который направит при необходимости представителей полиции;
  • зафиксировать обстоятельства ДТП, расположение автомобилей-участников, повреждения любым возможным способом;
  • составить схему места ДТП.

Приехавшие сотрудники ГИБДД составят протокол, предоставят по экземпляру виновному и потерпевшему. Но копию постановления дают только виновнику. Как получить в ГИБДД экземпляр невиновной стороне? Полицейские могут позволить только сфотографировать данный документ. Но в соответствии со ст. 29.11 п.2 КоАП потерпевший может попросить выдать ему копию постановления.

ВАЖНО! Не имея этих документов для предоставления в страховую компанию, страховое возмещение получить будет невозможно. Страховая вправе отказать в выплате, если документы не предоставлены, поэтому придется обращаться в суд.

На видео о справке

Желательно установить видеорегистратор на свой автомобиль, чтобы в спорных ситуациях имелись весомые аргументы.



Просмотров