Образцы решения практических заданий по дисциплине. Задания по тгп Практические занятия по теории государства и права

ПРАКТИКУМ

по теории государства и права

Челябинск
2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Теория государства и права – сложная учебная дисциплина , с которой студенты начинают освоение совершенно нового, незнакомого им ранее и очень интересного мира юриспруденции. С первых занятий у обучаемых может сложиться впечатление о том, что изучаемая ими наука представляет собой непрактичную совокупность знаний о государственно-правовых явлениях. Основные цели настоящего практикума: обосновать практическую применимость изучаемого материала, привлечь внимание и заинтересовать студентов в получении новых фундаментальных знаний.

С первых занятий студенты должны осознать практическую направленность обучения, научиться смотреть на жизнь через призму юридических понятий и категорий, уметь использовать их в сфере повседневного общения. Сложный процесс формирования юридического осмысления бытия начинается с приобретения элементарных представлений о праве и государстве. Сделать это интересным и увлекательным позволят различные творческие задания, нестандартные схематические упражнения и деловые игры , представленные в настоящем пособии. Такой подход, по-нашему мнению, позволит решить одну из актуальных проблем методики преподавания в современном образовании, связанную с умением педагога заинтересовать студентов в получении необходимых знаний.

Особенностью настоящего издания является форма рабочей тетради, способствующей самостоятельной работе учащихся в усвоении и закреплении основных положений теории государства и права. Преподаватель предлагает студентам (курсантам) заполнить соответствующий раздел практикума, чтобы в дальнейшем оценить и разобрать возможные трудности и ошибки.


В практикуме приводятся примеры действующего законодательства, что позволяет ориентировать студентов на необходимость работы с нормативными источниками, понимать их значение, уметь анализировать и применять на практике. В приложении приводятся полные тексты ряда актов официального толкования, что способствует решению не только указанных выше задач, но и знакомству студентов с реальной формой правовых актов .

В целях облегчения самостоятельной работы студентов в специальном разделе по каждой теме приводится краткий конспект лекций .

Автор надеется, что представленные практические задания позволят, не только более успешно освоить и закрепить теоретический материал, но и заинтересовать студентов изучаемой ими фундаментальной юридической наукой.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

Закрепить знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях по вопросам значения и места теории государства и права в системе наук, а также предмета, функций и методов ее изучения.

Практические задания

Задание № 1. Прокомментируйте слова известных мыслителей:

1.1. "Знать законы – значит воспринимать не их слова, но их содержание" (Византийский император и юрист Юстиниан).

_________________

1.2. "Законы изобретены для блага граждан" (Римский юрист Цицерон).

_____________

_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Приведите пример использования метода правового эксперимента на практике из истории и современности (допустимо моделирование авторской ситуации).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Составьте схемы:

3.1. "Классификация методов теории государства и права"

3.2. "Функции теории государства и права"

3.3. "Общая система наук"

Задание № 4.

4.1. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

https://pandia.ru/text/79/131/images/image004_73.gif" width="360" height="76">

Тип № 4 Тип № 5

тип соотношения (номер)

методология и метод

предмет и метод

государство и право

право и закон

право и мораль

преступление и правонарушение

4.2. Придумайте по два примера к каждому типу соотношения понятий (юридического характера и обыденного).

тип № 1

Задание № 5. Объясните следующие проблемные ситуации:

5.1. Следует ли "отделить" теорию государства от теории права и "передать" теорию государства в состав политической науки (политологии).

5.2. Чем отличаются теория государства и права как наука от соответствующей ей учебной дисциплины?

Задание № 6. Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника):

6.1.Закономерность______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2.Концепция___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.3.Парадигма___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.4.Теория______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.5.Система_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.6.Структура___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.7.Наука_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.8.Функция_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.9.Метод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.10.Эксперимент________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Происхождение государства и права

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

На основе моделирования игровых ситуаций добиться четкого и глубокого понимания причин, вызывающих возникновение государства и права, а также закономерностей этого процесса. Особо важно уяснить роль государства в возникновении права.

Практические задания

Задание № 1. Игра "Многообразие теорий происхождения государства".

Условия игры: студенты (курсанты) по очереди называют и раскрывают характеристику отдельных теорий происхождения государства и права. Победителем становится студент (курсант), назвавший последним соответствующую теорию.

Задание № 2. Сюжетно-ролевая игра "Судебный поединок".

Условия игры: студенты (курсанты) делятся на 2-3 команды, каждая из которых выбирает для защиты одну из теорий происхождения государства и права (5 минут).

После обсуждения (10 минут), команды выбирают докладчика и содокладчика, выступающих в качестве защитников теории.

После выступления защитников команды-оппонентов (представители других команд) задают вопросы с целью "разрушить" доказательную базу защиты (10 минут на группу).

Игра завершается заключительным словом преподавателя и подведением итогов (10 минут).

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Баллы начисляются за защиту теории, за ответы и вопросы оппонентов.

Задание № 3. Разграничьте понятия обычай и традиция? Свою точку зрения аргументируйте, приведите примеры.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Составьте схемы:

2) структурная организация

3) территориальная организация

4) нормативная организация

Тема 3. Понятие права

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

Выяснить общечеловеческую и классовую сущность права, четко и полно выявить его признаки, сформулировать на этой основе развернутое определение понятия российского права. Уяснить основные концепции понимания права. Критически осмыслить развитие российского права.

Практические задания

Задание № 1. Проведите лексический анализ представленных интегративных определений понятия "право" в соответствии с основными подходами правопонимания.

1.1. Профессор: "Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения".

1.2. Профессор: "Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль во взаимоотношении друг с другом".

Задание № 2. Определите тип соотношения понятий "право" и "закон", соответствующий приведенным схемам. Свою позицию обоснуйте.

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

https://pandia.ru/text/79/131/images/image004_73.gif" width="360" height="76">

Тип № 4 Тип № 5

Задание № 3. Определите достоинства и недостатки основных концепций понимания права. Результаты оформите в виде таблицы.

подход

достоинства

недостатки

нормативный

социологический

философский

Задание № 4. Выразите одним словом суть каждого из подходов понимания права.

нормативный

социологический

философский

Задание № 5. Обоснуйте свое отношение к проблемным вопросам изучаемой темы.

5.1. Совместимы ли основные типы понимания права?

5.2. Какой концепции понимания права придерживаетесь вы?

5.3. Есть ли практическая необходимость в поиске определения понятия "право"; плюрализме правопонимания?

5.4. Охарактеризуйте соотношение сознания и правопонимания.

Тема 4. Правотворчество

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

Закрепить на практике знания об условиях действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, тенденциях и основных направлениях развития российского законодательства.

Практические задания

Задание № 1. Обозначьте на графике обратную силу закона (ретроактивность) и переживание закона (ультраактивность).


Задание № 2. Решите представленные задачи. Свою точку зрения обоснуйте ссылками на законодательство.

2.1. Посол Российской Федерации в государстве Республика Панама, находясь за рулем собственного автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин этого государства.

Будет ли посол Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности на территории Республики Панама?

2.2. Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Мурманска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта.

Вправе ли работники местного Р к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому должен в данном случае обратиться потерпевший?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. В Городской отдел образования города Кыштыма 05 мая 2007 года поступил Приказ Министерства Образования Российской Федерации № 000
от 01.01.01 года.

С какого момента данный приказ вступает в законную силу в городе Кыштыме?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. Десятилетний сын депутата Государственной Думы РФ по неосторожности разбил автомобиль соседа по дому.

Требуется ли предварительное согласие Государственной Думы РФ или ее Совета для возложения на депутата гражданско-правовой ответственности ?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Депутат Верховной Рады Украины, находясь за рулем собственной автомашины, грубо нарушил в г. Челябинске правила дорожного движения - создал опасную аварийную ситуацию.

Может ли работник ДПС ГИБДД Российской Федерации оштрафовать его? Возможно ли лишить этого депутата прав управления автомашиной без согласия Верховной Рады Украины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Установите иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации.

https://pandia.ru/text/79/131/images/image008_44.gif" width="640" height="174">

Задание № 4. В каком соотношении находятся международное и внутригосударственное и законодательство?

https://pandia.ru/text/79/131/images/image002_100.gif" width="640" height="76">

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

Задание № 5. Составьте кроссворд по проблемам правотворчества в Российской Федерации (не менее чем из 20 слов).

Задание № 6. Деловая командная игра "Проблемы правотворчества в России".

Настоящий практикум по дисциплине «Теория государства и права» представляет собой учебно-методический комплекс и вместе с ангорским теоретическим курсом (учебным пособием) составляет органическое единство. Данный практикум включает: программу учебной дисциплины, список литературы, рекомендуемой для углубленного изучения дисциплины, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, а также перечень классических трудов и учебных курсов по теории государства и права; планы семинарских занятий (проблемно-практические задания к ним) и курсовых работ с методическими рекомендациями по их проведению и выполнению; тесты, практические задания, проблемные ситуации; темы и методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий студентов и проведению деловых (ролевых) и иных имитационных игр по дисциплине; методические рекомендации по проведению учебно-практических семинаров.
Практикум предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, факультетов, специальностей, направлений подготовки.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
Проблемы и технологии обеспечения качества юридического образования в настоящее время являются приоритетными в системе профессиональной подготовки. Очевидно, что в системе высшего образования понятие «качество» толкуется неоднозначно, различные агенты образовательного процесса (заказчики, представители услуг и пр.) по разному рассматривают характеристики, требования и способы (технологии) в обеспечении качества высшего образования.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается целый комплекс характеристик, определяемых государственными стандартами, потребностями рынка труда, а также планируемыми результатами образовательной программы, реализуемой высшим учебным заведением. Так, согласно п. 29 ст. 2 качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия феде-ральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В данной нормативно-правовой дефиниции (законодательном определении) воспроизводится понимание качества образовательной деятельности, зафиксированного в международном стандарте ИСО 9001, в котором определяется, что качество представляет собой «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I Учебно-программный блок дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Рабочая программа дисциплины «Теория государства и права» 5
§ 1.1. Критерии качества рабочей программы дисциплины 5
§ 1.2. Аннотация рабочей программы «Теория государства и права» 8
§ 1.3. Цели освоения дисциплины 9
§ 1.4. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) 9
§ 1.5. Требования к результатам освоения дисциплины 11
§ 1.6. Содержание дисциплины 12
Предмет и методы теории государства и права 12
Возникновение и развитие теории государства и права 13
теория государства и права 15
теория права 19
Глава 2 Контрольные (экзаменационные) вопросы по дисциплине «Теория государства и права 29
Раздел II Практический блок учебной дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Практико-ориентированное обучение по дисциплине «Теория государства и права» 33
Глава 2 Цель и содержание практического курса 35
1.1. Общая характеристика теории государства и права 37
1.2. Происхождение государства и права 39
1.3. Общая характеристика государства 40
1.4. Форма государства 42
1.5. Функции и механизм государства 45
1.6. Государство и политическая власть 47
1.7. Политическая система. Гражданское общество. Самоуправление 49
1.8. Правовое государство 51
1.9. Общая характеристика права. Типы правопонимания 53
1.10. Норма права. Толкование права 56
1.11. Источники и форма права. Нормативно-правовые акты 60
1.12. Правовые отношения 64
1.13. Правовая система и система права 68
1.14. Реализация права 68
1.15. Правонарушение и юридическая ответственность 70
1.16. Сущность правосознания 73
1.17. Законность и правопорядок 75
Раздел III Методико-технологический и организационно-иновационный блок учебной дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Инновационные формы и технологии обучения. Фонды оценочных средств 77
1.1. Инновации в образовательной процессе 77
1.2. Модульная организация практико-ориентированного обучения 81
1.3. Фонды оценочных средств 82
Глава 2 Тематика курсовых и методических указаний по их выполнению 83
2.1. Методические рекомендации по написанию курсовых работ (проектов) 83
2.2. Темы курсовых работ (проектов). Методические рекомендации к ним 87
Тема 1
Политическая власть: формирование и функционирование в современной России 87
Тема 2
Правовое сознание в условиях обновления российского общества 91
Тема 3
Механизм правового регулирования 93
Тема 4
Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства 95
Тема 5
Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования
Тема 6
Взаимодействие норм права и нравственности 97
Тема 7
Основные понятия о государстве 100
Тема 8
Нетипичные формы правления: история и современности 108
Тема 9
Правовое государство и личность: состояние и развитие прав человека 111
Тема 10
Политический режим как элемент формы государства 113
Тема 11
Основные понятия о праве 121
Тема 12
Правовое государство: проблемы теории 123
Тема 13
Понятие юридической нормы 126
Тема 14
Соотношение права и экономики 127
Тема 15
Юридическая ответственность в условиях формирования правового государства 136
Тема 16
Личность в политической системе российского общества 137
Тема 17
Государство в политической системе общества 150
Тема 18
Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества 155
Тема 19
Правовые отношения 156
Тема 20
Государство и общество: соотношение понятий 158
Тема 21
Нормативные акты. Конституция России - основной нормативный акт 160
Тема 22
Механизм государства 161
Тема 23
Применение норм права 162
Тема 24
Функции государства: теоретические аспекты 163
Тема 25
Источник права: история и современность 165
Тема 26
Система законодательства: общее и особенное 168
Тема 27
Понятие, структура и направления обеспечения 169
Тема 28
Правовые презумпции и юридические фикции 171
Тема 29
Пробелы в российском праве: причины возникновения, способы преодоления и устранения пробелов 173
Тема 30
Коллизии в российском праве 176
2.3. Правила оформления письменных работ 178
2.4. Критерии оценивания курсовых работ 185
Глава 3 Тесты по дисциплине «Теория государства и права» 186
Часть 1. Теория государства 187
1. Предмет и методология общей теории государства и права. Вопросы происхождения государства и права 187
2. Типология, формы, функции государства. Государственная власть 194
3. Политическая система. Механизм государства 204
4. Правовое государство 208
Часть 2. Теория права 211
1. Социальные нормы. Понятие, сущность, принципы, содержание, и функции права. Типы правопонимания 211
2. Нормы, источники, реализация права. Типология правовых систем 218
3. Система права. Правотворчество. Правовые отношения 226
4. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность. Законность и правопорядок. Правосознание и правовая культура 223
Глава 4 Практические задания для организации и проведения контрольных (модульных) срезов 240
Тема 1
Происхождение государства. Понятие государства 240
Тема 2
Форма государства 245
Тема 3
Функции и механизм государства 254
Тема 4
Государство и политическая власть 261
Тема 5
Политическая система 263
Тема 6
Правовое государство 270
Глава 5
Применение темы и проблематики коллоквиумов, круглых столов и деловых (ролевых) игр 273
Глава 6
Перечень тем индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению 286
Глава 7
Задания для контрольных работ студентам заочной формы обучения и методические указания по их выполнению 288.

УММ по дисциплине «Теория государства и права» (ОЗО)

Вопросы к зачету

Семестр

1. Предмет теории государства и права. Общеправовой терминологический (понятийный) ряд, как элемент предмета теории государства и права.

2. Методология теории государства и права. Мировоззренческие и методологические основы юридического мышления.

3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук.

4. Система юридического знания. Теория государства и права в системе юридических наук.

5. Характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

6. Причины возникновения государства.

7. Восточный и западный пути возникновения государства.

8. Теологическая теория происхождения государства и права.

9. Патриархальная теория происхождения государства и права.

10. Договорная теория происхождения государства и права.

11. Теория насилия по вопросу о происхождении государства и права.

12. Органическая теория происхождения государства и права.

13. Психологическая теория происхождения государства и права.

14. Марксистская теория происхождения государства и права.

Тема: Теория государства

15. Понятие и сущность государства. Содержание теоретических основ и закономерностей функционирования государства.

16. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

17. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

18. Типы государства: различные подходы

19. Формационный подход к типологии государства.

20. Цивилизационный подход к типологии государства.

21. Понятие и классификация функций государства.

22. Формы и методы осуществления функций государства.

23. Понятие и элементы формы государства.

24. Формы государственного правления.

25. Монархия: понятие, виды.

26. Республика: понятие, виды.

27. Формы государственного устройства.

28. Унитарное государство.

29. Федерация.

30. Конфедерация.

31. Политический режим: понятие, виды.

32. Демократический политический режим.

34. Тоталитарный политический режим.

35. Механизм государства: понятие и структура.

36. Орган государства: понятие, признаки, виды.

37. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

38. Политическая система общества: понятие, структура.

39. Политические партии, как институты политической системы общества.

40. Место и роль государства в политической системе общества.

Вопросы к экзамену

Семестр

Темы 1-го семестра

1. Предмет и метод теории государства и права. Общеправовой терминологический (понятийный) ряд, как элемент предмета теории государства и права. Система юридического знания. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

2. Характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

3. Причины и формы возникновения государства. Теории происхождения государства и права.

4. Понятие, признаки и сущность государства. Содержание теоретических основ и закономерностей функционирования государства.

5. Типы государства: различные подходы.

6. Понятие и классификация функций государства. Формы и методы осуществления функций государства.

7. Понятие и элементы формы государства.

8. Механизм государства: понятие и структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

9. Органы государства: понятие, признаки, виды.

10. Место и роль государства в политической системе общества.

Тема :

11. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

12. Правовое государство: понятие, признаки. Основы теории прав человека, как составной части концепции правового государства. Задачи юридического сообщества в сфере построения правового государства. Теоретические модели демократизации политической жизни, охраны прав граждан, реализации идеи правового государства.

13. Теоретические основы правового статуса личности. Классификации прав и свобод человека и гражданина, этапы их провозглашения и юридического закрепления.

Тема: Сущность права

14. Теории сущности права. Содержание теоретических основ и закономерностей функционирования права.

15. Принципы и функции права. Правовые аксиомы.

Тема: Основные правовые системы современности

16. Основные правовые системы современности.

Тема: Общая теория права

17. Место права в системе социальных норм. Понятие и признаки права, как нормативного явления.

18. Система права. Отрасли права. Институты права. Краткая характеристика основных отраслей права. Частное и публичное право.Соотношение системы права и системы законодательства.

19. Понятие и виды форм (источников) права.

20. Понятие, признаки и виды норм права.

21. Структура нормы права.

22. Понятие, система и виды нормативных правовых актов в России.

23. Основные принципы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

24. Правовые отношения: понятие, признаки, виды, структура.

25. Объекты правоотношений: понятие, виды.

26. Понятие и виды субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность как элементы правосубъектности.

27. Понятие и классификация юридических фактов.

28. Основы теории правотворчества. Понятие, принципы, виды правотворчества.

29. Законотворческий процесс.

30. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды.

31. Юридическая техника.

32. Реализация права: понятие, формы.

33. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.

34. Правоприменительный процесс: понятие, стадии.

35. Пробелы в праве и способы их устранения и преодоления.

36. Юридические коллизии.

37. Толкование норм права: понятие и виды.

38. Правомерное поведение: понятие, виды.

39. Понятие, признаки и виды правонарушений.

40. Юридический состав правонарушений.

41. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

42. Правовая культура и правовое воспитание.

43. Понятие, структура и виды правосознания.

44. Механизм и средства правового регулирования.

45. Законность и правопорядок.

Практико-ориентированные задания по теории государства и права

(зачет, 1 семестр)

Тема: Предмет и метод теории государства и права

1. Покажите практическое значение теории государства и права, в том числе в профессиональной деятельности юриста. Каким образом оценка его профессиональной компетентности с точки зрения требований, предъявляемых к деятельности юриста, связана с навыками анализа конкретных фактов и явлений современных политико-правовых процессов?

Тема: Происхождение государства и права

  1. Укажите, представителями каких теорий происхождения государства являются авторы приведенных ниже отрывков: «Война – вот причина происхождения государства. Государство создается завоевателями и поддерживает их власть, господство над побежденными»; «Государства потому вначале и управлялись царями, что они образовывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облачен полномочиями царя…».

Тема: Теория государства

  1. Закончите предложения: «Считает сущностью государства диктатуру экономически господствующего класса... концепция. Общесоциальные концепции сущности государства считают основным назначением государства - ...».
  2. В каких ситуациях возможно добровольное или принудительное ограничение государственного суверенитета?
  3. Определите тип современного российского государства, исходя из различных известных Вам подходов к типологии государства.
  4. Каково соотношение формы правления и типа государства?
  5. Назовите основные особенности формы правления в современной России.
  6. Назовите основные особенности формы государственного устройства в современной России.
  7. Определите вид политического режима в современной России. Ответ аргументируйте, перечислив его основные признаки.
  8. Каково содержание социальной функции государства? Как это соотносится с понятием «социальное государство», закрепленное в ст. 7 Конституции РФ?
  9. Выберите правильные варианты:

Судебная власть в современной России осуществляется: судом присяжных; мировым судьёй; министерством юстиции; органами прокуратуры; квалификационной коллегией судей; судебными приставами.

  1. Выберите правильные варианты:

Постоянные функции государства: обеспечение экономического суверенитета; социальная защита граждан; охрана прав и свобод личности, обеспечение правопорядка; борьба со стихийными бедствиями; ликвидация последствий экологической катастрофы; ведение оборонительной войны.

  1. Закончите предложения: Коллегиальный орган общей компетенции, организующий претворение в жизнь законов - ... . Центральный орган отраслевого государственного управления - ... .
  2. Выберите правильные варианты:

Организационные формы реализации функций государства: решение кадровых вопросов; обеспечение делопроизводства; ведение статистики; исполнительная; правотворческая

  1. Закончите предложение. Политическая партия в РФ характеризуется следующими признаками: наличие программы; организационная структура; фиксированное членство; финансирование деятельности из государственного бюджета; формирование корпоративных норм поведения; отсутствие рядовых членов
  2. Назовите виды политических партий, существующих в современной России. Ответ проиллюстрируйте примерами.
  3. Назовите признаки, подтверждающие светский характер государства в современной России.
  4. Назовите органы законодательной (представительной) власти в Российской Федерации, функционирующие на федеральном уровне и на региональном (на примере Кемеровской области). Каковы их основные функции?
  5. Назовите органы исполнительной власти в Российской Федерации, функционирующие на федеральном уровне, на региональном (на примере Кемеровской области) и местном (на примере г.Новокузнецка).
  6. Приведите примеры реализации принципа демокартизма в организации и деятельности современного российского государства.

(экзамен, 2 семестр)

Тема : Взаимосвязь общества, права, государства

  1. Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет Россию, как правовое государство. Какие признаки правового государства, на Ваш взгляд, реализуются в современной России в полном объеме, а какие – нет?
  2. Назовите институты гражданского общества в современной России.

Тема: Сущность права. Принципы и функции права.

  1. Оцените различные факты и явления государственно-правовой действительности с позиции реализации принципа гуманизма в правовой системе современной России.
  2. Существуют разные определения права. Некоторые из них определяют право следующим образом:

Право – это то, что делает суд.

Право – это совокупность двусторонних (императивно-атрибутных) эмоций субъектов общения.

Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Право – это совокупность норм, издаваемых государством.

Право – это совокупность норм и принципов, вытекающих из природы человека.

Определите, к какой школе права относятся эти высказывания.

Тема: Основные правовые системы современности.

  1. К каким правовым семьям относятся правовые системы следующих стран: Россия, Франция, Англия, США, Италия, Австрия, Венгрия?

Тема: Общая теория права

  1. В чем различие правовых и нравственных норм, каковы объединяющие их черты?
  2. Выделите основные задачи юридического сообщества в сфере построения правового государства.
  3. Сравните ФЗ и ФКЗ. Чем они отличаются?
  4. К результатам каких способов систематизации законодательства относятся ГК РФ и СЗ РФ?
  5. Выделите в российском праве отрасли публичного и отрасли частного права. Ответ обоснуйте.
  6. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст.224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условие для его использование другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет».

12. Какой является гипотеза нормы (сложной или простой), изложенной в статье 130 СК РФ: «Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания».

13. К какому виду (разрешающему, запрещающему, представительно-обязывающему) относятся следующие нормы Конституции РФ?

а) ч.2 ст.6: «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные в Конституции РФ»;

б) ч.2 ст.45: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»;

в) ч.4 ст.109: «Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации».

14. К какому виду юридического толкования (казуальному, аутентическому, нормативному, доктринальному, обыденному) относятся:

б) разъяснения о подоходном налоге в инструкции;

в) комментарий научных работников по вопросу привлечения экспертов к судебным расследованиям;

г) разъяснение судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела;

д) разъяснение, данное Правительством Москвы по поводу принятого им постановления?

15. Какие из перечисленных правомочий предполагают наличие дееспособности, а для каких достаточно правоспособности: быть владельцем дома; покупать мотоцикл; быть автором художественного произведения; иметь счет в банке; принимать в подарок ценную вещь; быть нанимателем жилого помещения.

16. Задание на становление логического ряда: исключите лишнее понятие и назовите объединяющее перечисленные термины: маргинальное поведение, конформистское, привычное, обычное, социально-активное поведение, правонарушение.

17. Приведите пример правонарушений с формальным и с материальным составом.

18. Определите вид правонарушения:

а) Вера А. получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась;

б) 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки;

в) управляющий в нетрезвом состоянии машиной Виктор П. сбил пешехода, в результате чего пешеход получил серьезную травму;

г) руководитель (владелец) малого предприятия, чтобы не платить по многочисленным счетам, объявил себя банкротом, для чего подделал финансовые документы;

д) в городе Н. была организована вооруженная автоматами и пистолетами группа для нападений на граждан и организации.

19. В приведенном ниже списке отметьте признаки правонарушения: виновность; исключительность; повторяемость; общественная опасность; наказуемость; противоправность; непредсказуемость.

20. Нормы каких отраслей права применяются в перечисленных случаях:

а) при назначении опекуна;

б) если граждан свершают обмен квартиры;

в) в случае забастовки учителей;

г) если совершено мелкое хулиганство;

д) при покупке коробки спичек;

е) если совершен угон автомобиля;

ж) если владелец автомобиля отдает его в ремонт.

(для подготовки к экзамену)

1. Определите вид толкования по объему:

1)«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (ч. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

2) «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 120 Конституции РФ).

2. Определите вид данной нормы права по различным основаниям:

«Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 6 Конституция РФ).

3. В 1979 году в Кении умер известный адвокат С.М. Отиино, родившийся в африканском племени Луо. Вдова адвоката собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако большая семья Луо этому воспрепятствовала и потребовала совершить похороны по местному обряду в другом месте. Кроме этого возник вопрос о вдове, так как в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой инстанции отказал семье Луо в претензиях. Апелляционный же суд признал требования старейшин племени.

На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие – апелляционный суд?

4. На железнодорожной станции произошла драка между молодыми людьми. В драке К. перочинным ножом нанес ранение в руку Н. После значительной потери крови Н. был помещен в больницу, перевязан и положен на кровать у окна до прихода врача. Сердобольная медсестра открыла форточку, чтобы пострадавшему легче дышалось. Ослабление организма от потери крови в сочетании с действием сквозняка привели в результате к смерти Н.

Что, по Вашему мнению, явилось причиной этого результата? Кого следует привлечь к ответственности за смерть Н.?

5. В скверике на скамейке сидела пожилая женщина со своим четырехлетним внуком. В это время подошла компания молодых людей и, сев напротив, стала громко беседовать и смеяться. Пожилая женщина обратилась к ним с просьбой, чтобы они говорили тише, либо ушли в другое место, так как громкие разговоры ее раздражают. Молодые люди отказались выполнить просьбу. Можно ли расценить поведение молодых людей как нарушение общественного порядка? Как бы Вы разрешили этот конфликт?



6. Определите, в какой форме могут быть реализованы нормы, содержащиеся в приведенных ниже статьях?

1) ч. 1 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»;

2) ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

7. Ознакомьтесь с текстами нормативных правовых актов. С какими социальными нормами и как соотносятся закрепленные в них правовые нормы?

1) часть 2 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица».

2) часть 4 ст. 1 Семейного кодекса РФ: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейные отношения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

8. В какой форме может быть реализовано данное нормативное предписание? Часть 1 ст. 19 Семейного кодекса РФ: «При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния».

9.Выделите в предложенном нормативном предписании гипотезу и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации: «Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (…); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (Семейный кодекс РФ, ст.14).

10. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации.

Статья 7.27 КоАП РФ: «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

11. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации.

Часть 1 ст. 72 ТК РФ: «Перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, то есть изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией допускается только с письменного согласия работника».

12. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

п. 1 ст. 689 ГК РФ: «По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором».

13. Определите вид юридического факта, который приводит к возникновению правоотношения на основании пункта 1 части 1 ст. 90 Семейного кодекса РФ: «Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы; …».

14. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

часть 2 ст. 170.1 УК РФ: «Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета – наказывается лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо без такового».

15. Назовите объекты правоотношений, урегулированные данной нормой права?

ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ: «Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения)».

16. Определите виды юридических фактов, которые приводят к возникновению правоотношения на основании ч. 1 ст. 140 УПК РФ: «Поводами для возбуждения уголовного дела служат:1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании».

17. Изучите предложенную статью нормативного правового акта. Назовите объекты правоотношений, урегулированных данной нормой права:

часть 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ: «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получения груза лицу (далее – получатель), отправитель или фрахтователь обязуется оплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)».

18. Какой способ преодоления пробелов в законодательстве использует законодатель в приведенной ниже статье нормативного правового акта?

Часть 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ: При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

19. Изучите предложенный фрагмент судебного постановления. Определите, является ли поведение Теленца правомерным? Если является правомерным, то определите его вид.

«Бригадир механического завода Шведова обратилась к главному механику завода Степаняну и слесарю-электромонтеру Теленцу с просьбой отремонтировать ее станок. Степанян предложил Шведовой смазать шестеренки и, не проверив, закончила ли уже Шведова смазку, велел Теленцу включить ток. Так как Шведова смазки к этому моменту еще не закончила, то ее рука попала в станок и ей были срезаны кончики указательного и среднего пальцев правой руки».

20. Изучите предложенную статью закона. Определите объективную сторону правонарушения:

Часть 1 статьи 127.1 УК РФ: «Купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение –наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет».

21. Изучите предложенную статью закона. Определите субъективную сторону правонарушения:

Часть 1 ст. 128.1 УК РФ: «Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов».

22. Рассмотрите правовую ситуацию. Проанализируйте все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки и дайте оценку (квалификацию) содеянного:

Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что авария не произойдет, так как он опытный водитель. Однако он не смог справиться с управлением, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, Иванов уехал с места происшествия, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.

23. Изучите предложенную статью закона. Определите объект и объективную сторону правонарушения:

Часть 1 ст. 158 УК РФ: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

24. Изучите предложенную статью закона и определите ее вид толкования по объему:

Часть 4 ст. 354 УПК РФ: «Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, лицу, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему и его представителю».

25. Сколько норм права содержится в предложенной статье нормативного правового акта, и какова их видовая принадлежность по различным основаниям?

Статья 40 Семейного кодекса РФ: «Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения».

26. Определите: сколько норм права содержится в статье нормативного правового акта и их видовую принадлежность по различным основаниям.

Пункт 1 ст. 233 ГК РФ: «Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад».

27. Определите субъекта правонарушения:

Статья 224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».

28. Определите вид и объясните значение приведенного примера толкования конституционной нормы.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ рассмотрение федерального закона в Совете Федерации, подлежащего обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно части 4 ст. 105 Конституции РФ не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.

В постановлении Конституционного суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ разъясняется, что «если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего, в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совете Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении».

29. Определите санкцию нормы права и ее видовую принадлежность по различным основаниям.

Часть 1 ст. 163 УК РФ: «Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

30. Рассмотрите правовую ситуацию:

Посол Российской Федерации в государстве Сенегал, находясь за рулем автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин Сенегала.

Будет ли посол РФ привлечен к уголовной ответственности на территории Сенегала?

31. Рассмотрите правовую ситуацию: Гражданин Иванов вышел из дома и не вернулся. У него имеется супруга и двое несовершеннолетних детей. Двухкомнатная квартира, в которой проживает семья Ивановых, была приобретена Ивановым до брака и является его собственностью. Супруга Иванова обратилась в органы внутренних дел с заявлением о розыске ее мужа, однако проведенные оперативно-розыскные мероприятия положительного результата не дали. Для того, чтобы продолжать проживать в квартире Иванова, его жене и детям необходимо вступить в права наследования.

Какое средство (прием) юридической техники необходимо применить к данной ситуации, чтобы внести в нее правовую определенность? Охарактеризуйте данное средство (прием) юридической техники.

32. Рассмотрите правовую ситуацию:

Смирнова из окна своей квартиры, находящейся на пятом этаже одного из домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку. Банка попала в лицо Петровой, проходившей по улице. В результате полученной травмы Петрова лишилась глаза.

Виновна ли Смирнова в наступивших последствиях? Если да, то какова форма ее вины? Охарактеризуйте все элементы состава данного деяния.

33. Рассмотрите правовую ситуацию:

Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Новороссийска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта.

Вправе ли работники местного РОВД привлечь к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому в данном случае должен обратиться потерпевший?

34. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет» (Уголовный кодекс РФ, ст. 105).

35. Определите вид толкования по объему.

1) «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме» (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).

2) «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

36. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

«Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара» (ГК РФ ст.503 ч.1).

37. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (Конституция РФ, ст. 46 ч.1).

38. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

«Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет» (ст. 224 УК РФ).

39. Примените необходимый способ толкования нормативного предписания: Статья 42 ГК РФ. Признание гражданина безвестно отсутствующим.

«Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года».

40. Определите элементы состава правоотношения, основанием возникновения которого является договор купли-продажи.



Просмотров