"об утверждении положения о койках сестринского ухода". Стандарт государственной услуги «Оказание медицинской помощи на койках сестринского ухода Кто занимается помещением на койку сестринского ухода

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Документ утратил силу

В настоящее время в Калининградской области, как и в Славском районе, происходит увеличение численности нетрудоспособного населения. В этой связи возрастает потребность жителей в квалифицированном медико-социальном уходе. Организация данного вида помощи требует более тесного взаимодействия учреждений социальной защиты населения и здравоохранения. В целях повышения доступности медико-социального обслуживания и усиления заботы о гражданах, нуждающихся в проведении поддерживающего лечения, оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятиях, администрация Славского района


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Открыть койки сестринского ухода за гражданами нетрудоспособного возраста на базе Ясновской больницы на 5 мест.

2. Утвердить Положение о койках сестринского ухода согласно приложению N 1.

3. Утвердить Положение о порядке взимания и расходования денежных средств за содержание госпитализированных на койках сестринского ухода (приложение N 2).

4. Муниципальному учреждению "Центр социального обслуживания населения" Славского района и муниципальному учреждению здравоохранения "Славская центральная районная больница" заключить договор о совместной деятельности.

5. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на начальника отдела по делам семьи, подростков, детей и социальной защите населения Купряхину Л.М.


Глава администрации района А. Дудник


ПОЛОЖЕНИЕ

о койках сестринского ухода

1. Койки сестринского ухода - это койки, выделенные в больнице п. Ясное, предназначенные для приема размещения граждан, нуждающихся в проведении поддерживающего лечения, оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий, уходе (без лечения).

2. Работа коек сестринского ухода регламентируется постановлением главы администрации муниципального образования "Славский район", договором о совместной деятельности учреждений: "Центр социального обслуживания населения" и "Славская центральная районная больница", Положением о порядке взимания и расходования денежных средств за содержание госпитализированных на койки сестринского ухода.

3. При организации коек сестринского ухода необходимо руководствоваться Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.02.1991 N 19 "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц".

4. Прием на койки сестринского ухода осуществляется по направлению МУ "Центр социального обслуживания населения" на основании личного заявления гражданина, нуждающегося в госпитализации по социальному фактору.

5. Финансирование коек сестринского ухода осуществляется за счет средств местного бюджета и частичной оплаты не свыше фактических затрат на содержание за полный месяц и не может превышать 75% установленного размера пенсии госпитализированных граждан.

Частичная плата взимается на основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.02.1991 N 19 "Об организации домов сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц" и в размере, установленном постановлением главы администрации муниципального образования "Славский район".

6. Денежные средства, получаемые за пребывание граждан на койках сестринского ухода, используются на улучшение условий пребывания, питание, лечение, покрытие транспортных расходов по доставке пенсионеров в больницу и домой, материальное стимулирование труда обслуживающего персонала.

7. Контроль за организацией поддерживающего лечения, питания и ухода возлагается на главного врача больницы.

8. Контроль за предоставлением социально-бытовых услуг осуществляется МУ "Центр социального обслуживания населения".

9. По ведению делопроизводства при организации работы коек сестринского ухода прилагаются формы документов (приложение N 3):

Журнал учета лиц, нуждающихся в направлении на койки сестринского ухода;

Заявление на госпитализацию (с указанием суммы оплаты);

Направление;

Отчет о расходовании средств.

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке взимания и расходования денежных средств за содержание госпитализированных на койках сестринского ухода

1. Взимание платы за содержание госпитализированных граждан на койках сестринского ухода производится в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.02.1991 N 19 "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц".

2. Денежные средства, полученные за содержание граждан на койках сестринского ухода, зачисляются на внебюджетный счет муниципального учреждения здравоохранения "Славская центральная районная больница".

3. На доходы, полученные от взимания платы за содержание граждан на койках сестринского ухода, составляется смета доходов и расходов на год с разбивкой по кварталам. Смета утверждается главным врачом и согласовывается с "Центром социального обслуживания населения".

4. Использование средств производится в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

5. Денежные средства, полученные за пребывание граждан на койках сестринского ухода, направляются на лечение, питание, улучшение условий пребывания, покрытие транспортных расходов по доставке граждан в больницу и домой, материальное стимулирование труда обслуживающего персонала, отчисления "Центру социального обслуживания населения".


6. Ведение бухгалтерского учета поступающих денежных средств ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 N 107, и другими нормативными актами по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

7. Контроль и ревизия деятельности лечебно-профилактического учреждения по взиманию и расходованию денежных средств, полученных за пребывание граждан на койках сестринского ухода, осуществляются администрацией района, а также налоговыми, финансовыми и другими организациями в пределах их компетенции, на которые в соответствии с действующим законодательством и законодательными актами Российской Федерации возложена проверка деятельности муниципальных учреждений здравоохранения.


НАПРАВЛЕНИЕ N ____ на койки сестринского ухода ____________________________________________________________________________ (наименование лечебного учреждения) ____________________________________________________________________________ (наименование муниципального образования) направляет _________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) день, месяц и год рождения _________________________________________________ группа инвалидности ________________________________________________________ категория __________________________________________________________________ проживающего по адресу: ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Руководитель органа социальной защиты населения муниципального образования ____________________________ (подпись врача) Дата направления _________________________________ ____________________________________________________________________________ линия отреза Корешок к направлению N ______ Гр. ________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) поступил на койки сестринского ухода __________________ выписан ____________ Продолжительность пребывания _______________________________________________ Причина выписки ____________________________________________________________ Главный врач ______________________________ (подпись, печать) К направлению может прилагаться заключение лечащего врача с полным клиническим диагнозом и рекомендациями по проведению поддерживающего лечения. Корешок к направлению возвращается в центр социального обслуживания. ОТЧЕТ ____________________________________________________________________________ (муниципальное учреждение здравоохранения) о расходовании средств в сумме __________ руб., выделенных в _______________ квартале на финансирование коек сестринского ухода. ____________________________________________________________________________ (наименование лечебного учреждения и его адрес)
──┬──────────────────────────────────────────────────────────┬───────────── NN│ Статья расходов │ ИТОГО (руб.) пп│ │ ──┴──────────────────────────────────────────────────────────┴───────────── 1. Дополнительные расходы на питание 2. Дополнительные расходы на медикаменты 3. Дополнительные расходы на мягкий инвентарь 4. Дополнительные расходы на жесткий инвентарь 5. Дополнительная заработная плата младшему медицинскому персоналу ИТОГО израсходовано: ИТОГО остаток: Численность лиц, пребывающих на койках сестринского ухода на дату отчета ____________ Численность лиц, направленных на койки сестринского ухода органом социальной защиты населения муниципального образования области с начала года ____________ Количество койко-дней с начала года ____________ Средняя продолжительность пребывания на койках сестринского ухода с начала года ____________ Главный врач __________________________________ (ф.и.о., подпись, печать) Бухгалтер лечебного учреждения __________________________________ (ф.и.о, подпись) КонсультантПлюс: примечание Отчет составляется по состоянию на I число месяца следующего за кварталом, в котором были выделены средства. К отчету прилагаются копии платежных документов, подтверждающие расходование средств на указанные цели. ЖУРНАЛ учета лиц, нуждающихся в направления на койки сестринского ухода ___________________________________________________________________________ (наименование лечебного учреждения) ──┬──────┬──────┬─────────┬──────┬─────┬────────┬────────┬─────────┬─────── NN│Ф.и.о.│Число,│Категория│Домаш.│Дата │Дата │Дата │Продолжи-│Причина пп│ │мес., │ │адрес,│пост.│направ- │выписки │тельность│выписки │ │год │ │телеф.│на │лен. в │из │пребыва- │ │ │рожд. │ │ │очер.│отделен.│отделен.│ния │ │ │ │ │ │ │ │(палаты)│ │ ──┴──────┴──────┴─────────┴──────┴─────┴────────┴────────┴─────────┴─────── 1. 2. и т.д. N/пп должен совпадать с номером направления. Инвалид, участник Великой Отечестве войны, труженик тыла, вдова погибшего (умершего) инвалида или участника Великой Отечественной войны, одинокий нетрудоспособный гражданин и т.д. Руководителю органа социальной защиты населения муниципального образования области ________________________________________ (наименование муниципального образования от гр. _________________________________ (фамилия, имя, отчество заявителя) Адрес проживания _______________________ ________________________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу направить на койки сестринского ухода для временного пребывания в связи с ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ (указать причину нуждаемости в этой форме помощи) Дата заполнения _________________________ Подпись __________________________ Заключение руководителя органа социальной защиты населения _________________ ____________________________________________________________________________ Подпись __________________________________ Дата ____________________________

Потребность в койках сестринского ухода появилась еще в середине 1990-х, когда с обнищанием населения обнаружились никому не нужные старики, которых выписывать из больницы было некуда, а также целая армия новой на тот момент «прослойки общества» - бомжей. Ими тогда массово становились и пьющие и не пьющие обманутые преступниками-риэлтерами и лишившиеся квартиры. Петербург, в котором хватало своих бомжей, съезжались еще и иногородние, а также освободившиеся из мест заключения и тоже оказавшиеся без жилья. Они месяцами лежали в многопрофильных больницах и выписывать их в случае инвалидизации после травмы или отравления было некуда. Тогда на базе закрывшейся больницы скорой помощи №29 на Петроградской стороне создали больницу сестринского ухода. Позже ее перевели на правах отделения в — с этого и началась история сестринского ухода уже в этой клинике.

Изначально предполагалось, что созданные при сестринских отделениях социальные и юридические службы восстановят документы пациентов и если это гражданин страны СНГ - депортируют, российских граждан либо отправят к родственникам, либо в учреждение социальной защиты — дома престарелых и психоневрологические интернаты (ПНИ).

Кому нужны безногие бомжи и «ничейные бабушки»

За 15 лет принципиальных изменений не случилось. Как рассказывает «Доктору Питеру» главный врач больницы №8 Ирина Савицкая, основное отличие в том, что проблем с выпиской так называемых асоциальных пациентов стало больше:

Если с 2006 по 2008 годы мы переводили по 150 человек в дома-интернаты, то за последние 3 года даже 50 не переводим. Улучшились условия пребывания в интернатах и их постояльцы дольше живут. В результате среди наших пациентов есть даже такие, кто находится в клинике по 4 года. Например, женщина из Киргизии - инвалид-колясочник, переехала в Петербург сыну, а он умер. Попала после тяжелой травмы и ампутации к нам - на родине ее гражданство не подтверждают, депортировать ее невозможно, а выписывать некуда - она не гражданка России. Людей без постоянного места жительства поступает много. Да, они все асоциальные: молодой человек, ему нет еще и 30 лет - с наркотической энфецалопатией, 40-летний мужчина - с отмороженными и ампутированными кистями рук и ступнями…

Перевести из больницы мы можем только в интернаты для престарелых и инвалидов общего профиля. В Петербурге он один - на 300 коек (на Поклонногорской), там берут в год в лучшем случае 30 человек и не только из нашей клиники. Они еще молоды, продолжительность жизни у них очень высокая, поэтому места освобождаются редко. Остальные общепрофильные дома для престарелых таких не возьмут (Дома ветеранов в Павловске и на Крестовском острове бывший пансионат «Красная звезда» в Смолячково).

Очередь на госпитализацию в сестринские отделения городских клиник в разное время года колеблется от 200 до 300 человек, сообщила Ирина Савицкая. Как правило, две трети из них - мужчины. Продолжительность жизни у женщин выше, одинокими и больными, нуждающимися в помощи они становятся в более почтенном возрасте, часто с сосудистой деменцией, да еще и отягощенной переломом шейки бедра. Сегодня очередь на устройство в учреждения социальной защиты - дома престарелых и психоневрологические интернаты (ПНИ) составляет, по данным комитета по здравоохранению, 334 человека. Для женщин она движется быстрее. Да и на койку сестринского ухода попасть им тоже легче, женских мест, например, в больнице №8 в два раза больше, чем мужских.

Время пребывания пациента на койке регламентировано - 21 день, но ограничиваются этим сроком только законопослушные петербуржцы, которые госпитализируют немощных родственников для оформления в ПНИ: здесь все необходимые обследования можно выполнить быстро. Мы оформляем медицинскую карту и составляем индивидуальный план реабилитации, после чего очереди на место можно ждать дома (документы действительны в течение полугода), - объясняет Ирина Савицкая.
Правда, нередко иметь дело с петербуржцами бывает нелегче, чем с бомжами. Некоторых врачи называют родственными террористами: пристроили больного родственника в больницу и забыли. Но при этом не забывают пользоваться его пенсией, сдают квартиры бабушек-дедушек и чтобы не потерять «кормушку» удерживают их документы. Причем если раньше так вели себя в основном люди пьющие и безработные, то сейчас это вовсе не асоциальные личности. Врач от бессилия им говорит: «Либо вы приносите документы, либо вашего родственника выписывают». И слышит в ответ:

И у вас хватит совести выписать такую бабушку домой?

Почему они взывают к совести врача? Это не она оформляет ее в интернат, не она пользуется ее квартирой и пенсией. Обидно, что число таких родственников растет.

Закрытие больницы №8 запланировано к концу года

Городская многопрофильная больница №8 - небольшая клиника, расположенная на Моховой улице в приспособленном под медицинское учреждение историческом здании. , но делать это в соответствии с требованиями КГИОПа признано нерациональным. В течение нескольких лет в клинике последовательно закрывались профильные отделения, последнее - в июле (отделение лучевой терапии). Параллельно освобождающиеся койки переориентировали на уход за тяжелыми пациентами. Если в 2005-м их было 100, то к 2014-му стало 175: 150 бюджетных и 25 хозрасчетных койко-мест. Сегодня эта бывшая многопрофильная больница по факту превратилась в единственное специализированное учреждение сестринского ухода, в ней - почти половина бюджетных коек этого очень востребованного профиля.

Планировалось, что к 1 января 2015 года мы уже закроем эту клинику, в первую очередь, исходя из интересов пациентов, - говорит о планах комитета по здравоохранению заместитель председателя комздрава Татьяна Засухина. - Их содержание в этих условиях уже невозможно, ремонтировать здание давно бессмысленно.

Однако по срокам у комитета есть большие сомнения - возникает слишком много технических и юридически вопросов, решать которые уже начали, но не факт, что с их решением можно уложиться в обозначенные сроки: надо утилизировать лучевую установку, демонтировать и переводить в какую-то клинику непонятно зачем закупленный в запланированную к закрытию больницу новый рентгенаппарат.

Несмотря на то, что пациенты в клинике залеживаются, ежегодно через больницу проходит 500 пациентов - безнадежные умирают. Работать в таких условиях умеет далеко не каждый медицинский работник. Поэтому и главный врач, и комитет по здравоохранению ищут возможности для такого перевода больницы, который позволит сохранить коллектив.

Мы, конечно, восполним 150 бюджетных коек сестринского ухода, которых лишимся из-за закрытия 8-й больницы. При этом важно сохранить коллектив так, чтобы не перепрофилировать под сестринский уход какую-то больницу полностью - таких намерений нет. Но возможностей для маневра у нас мало. Каждая клиника несет свою нагрузку - соматическую, специализированную, реабилитационную. Все, что можно было сократить, уже сокращено, многопрофильники работают с перегрузом, - говорит заместитель председателя комздрава Татьяна Засухина. - Мы предложили другим стационарам выделить какое-то количество коек под такие отделения - кто сколько сможет. Первая ласточка - увеличила мощность сестринского отделения на 5 коек.

Частный бизнес готов к уходу за больными

Еще недавно в городе не было места, куда родственники, не желающие отдавать на попечение государства немощного родного человека, не могли пристроить его на время отпуска в учреждение, где был бы обеспечен достойный уход даже за плату. С открытием хозрасчетного отделения в 8-й больнице в новогодние каникулы и летом в нем появились очереди. Этим летом очереди нет, даже отделение полностью не заполнено. С чем это связано? Главный врач Ирина Савицкая объясняет это тем, что в Петербурге начали развиваться частные учреждения, обеспечивающие уход за пожилыми больными родственниками, а стоимость пребывания в таких учреждениях сопоставима с оплатой в хозрасчетном отделении больницы.

Но если вдруг начал развиваться такой бизнес, почему город в ситуации с дефицитом сестринских коек не может их «покупать»? Понятно, что асоциальных пациентов частные клиники или пансионаты не возьмут, но за несчастными послеинсультными бабушками или дедушками, обездвиженными пожилыми людьми из-за перелома шейки бедра вполне могут ухаживать?

Такая возможность сейчас обсуждается и просчитывается, - поясняет Татьяна Засухина. - Но этот вид медицинской помощи финансируется непосредственно из городского бюджета, немного находится частников, готовых работать по городским тарифам. А мы не можем платить им больше, чем городским учреждениям.
Минздрав не нашел в Петербурге паллиативных коек. Но они есть.

Недавно Министерство здравоохранения «Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи». По данным ведомства, паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях не оказывалась в 29 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Петербурге.

Чиновники комитета по здравоохранению с этим не согласны:

Сейчас в Петербурге 322 койки сестринского ухода в разных стационарах города, 50 коек специализированной паллиативной помощи для пациентов со СПИДом и туберкулезом, 250 коек в хосписах для пациентов с онкологическими заболеваниями в IV стадии, - объясняет позицию комздрава Яна Кабушка, начальник управления
по организации медицинской помощи взрослому населению, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения. - А о необходимости помощи пациентам, для которых медицина уже ничего не может изменить, впервые задумались именно в Петербурге: в 1992 году был открыт первый хоспис в России - по сути, паллиативные койки, в 2001 году издано распоряжение Петербурга, согласно которому мы одни из первых в России создали службу сестринского ухода и в отсутствие федеральных документов регламентировали ее работу.

Впервые в российском законодательстве понятие паллиативной медицины было закреплено два года назад в законе «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации». Хотя паллиативная помощь в том виде, в котором ее декларировал Минздрав, в Петербурге оказывается давно трем категориям пациентов - страдающим онкоболезнями, туберкулезом и СПИДом. Сейчас, как сообщила «Доктору Питеру» Татьяна Засухина, Минздрав рассматривает отделения сестринской помощи, как отделения паллиативной медицины.

Если это так, то Петербург может «умыть руки»: задачи, которые министерство поставило перед регионами к 2020 году, мы уже к 2015 году выполняем, если сумеем сохранить объемы помощи, оказываемой 8-й больницей (5 паллиативных коек на 100 тыс населения). Но можно ли ставить знак равенства между паллиативной медициной и службой сестринского ухода, в равной степени выполняющего медицинскую и социальную функции - большой вопрос. Возможно, ответ на него будет получен, когда в стране узаконят, наконец, и гериатрическую помощь, определения которой в законе «Об основах охраны здоровья» нет.

Справка

В комитете по здравоохранению рассматривается больницы им. Скворцова-Степанова, что на Шепетовской улице. Но к этому переводу надо отремонтировать здание - оно тоже мало приспособлено для ухода за контингентом 8-й больницы.
Планируется на базе психиатрической клиники открыть отделение приблизительно на 100 коек. В таких больницах предполагается длительный период пребывания на койке, есть возможность перенести часть оказываемой психиатрической помощи в амбулаторные условия. А реабилитационному центру, вероятно, придется потесниться.

Доктор Питер

Главы Неманского района

Положение
о койках сестринского ухода

1. Койки сестринского ухода - это койки, выделенные в отделениях лечебно-профилактических учреждениях , предназначенные для приема и размещения граждан, нуждающихся в проведении поддерживающего лечения, оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий, уходе (без активного лечения).

2. Работа коек сестринского ухода регламентируется постановлением Главы МО "Неманский район" Калининградской области, договором о совместной деятельности между МУ "Неманский муниципальный центр социальной поддержки населения" и МУ здравоохранения "Неманская центральная районная больница" (приложение N 2), Положением о порядке взимания и расходования денежных средств за содержание госпитализированных на койки сестринского ухода (приложение N 3).

З. При организации коек сестринского ухода необходимо руководствоваться Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.02.1991 г. N 19 "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц".

4. Прием на койки сестринского ухода осуществляется по направлению органа социальной защиты населения - центра социальной поддержки населения на основании личного заявления гражданина, нуждающегося в госпитализации по социальному фактору.

5. Финансирование коек сестринского ухода осуществляется за счет средств местного бюджета и частичной оплаты (не выше фактических затрат на содержание за полный месяц) госпитализированных граждан.

Частичная оплата взимается на основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.02.1991 г. N 19 "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц" и в размере, установленном постановлением Главы Неманского района.

6. Денежные средства, получаемые за пребывание граждан на койках сестринского ухода, используются на улучшение условий пребывания, питание, лечение, покрытие транспортных расходов по доставке пенсионеров в больницу и домой, материальное стимулирование труда обслуживающего персонала.

7. Контроль за организацией поддерживающего лечения, питания и ухода возлагается на главного врача больницы.

8. Контроль за предоставлением социально-бытовых услуг осуществляется органом социальной поддержки населения.

9. Для ведения делопроизводства при организации работы коек сестринского ухода пользоваться разработанными формами документов: журнал учета лиц, нуждающихся в направлении на койки сестринского ухода, бланк заявления на госпитализацию, направление, отчет о расходовании средств.

Проблемы рационального использования ресурсов здравоохранения и повышения качества медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста особенно актуальны в условиях постарения населения и прогнозируемого увеличения численности граждан этой возрастной категории.

Пребывание престарелых, хронически больных и инвалидов в обычных стационарах не обосновано с медицинской точки зрения и экономически нерационально. Такие пациенты чаще нуждаются в длительном уходе, а не в активном лечении.

Одним из способов решения этих проблем может стать организация отделений сестринского ухода.

Нормативно-правовой базой для реструктуризации стационарной помощи и организации отделения сестринского ухода служат Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Концепция развития здравоохранения и медицинской науки, Отраслевая программа развития сестринского дела в России и приказы МЗ РФ.

К сожалению, в настоящее время не разработаны документы, регламентирующие механизмы внедрения альтернативных видов медицинской помощи и новых организационных форм (моделей) сестринского обслуживания.

В России организация отделений сестринского ухода на базе многопрофильных больниц только начинается, в связи с этим мы поставили цель - дать медико-экономическое обоснование управленческого решения о создании отделения сестринского ухода на базе ММУ МСЧ №5.

Источниками информации были: отчетные формы N 30, N 17 и годовой отчет заместителя главного врача по клинико-экспертной работе ММУ МСЧ №5 за 2012 г., а также результаты анкетирования и экспертной оценки.

Анализ демографической ситуации показывает, что в структуре населения преобладают лица пенсионного возраста, в 2012 г. удельный вес данной возрастной категории составил 21,1%. Возрастную структуру можно охарактеризовать как регрессивную.

Потребность населения старшего возраста в госпитализации и получении основных видов специализированной помощи выше, чем у других возрастных групп, что обусловлено не только особенностями патологии пожилого возраста, но и социальными показателями.

Была проведена экспертиза медицинских карт стационарных больных с целью установления нуждаемости не в активном лечении, а в длительном уходе и наблюдении.

Экспертным путем было установлено, что каждый десятый пациент - потенциальный потребитель преимущественно сестринских услуг.

Целью деятельности медицинских сестер сегодня является не конкретный пациент с его потребностями и нуждами, а выполнение функциональных обязанностей.

Медицинская сестра не несет ответственности за конечный результат лечения и не имеет стимулов для улучшения качества медицинского обслуживания.

Основными потребителями сестринских услуг являются лица пожилого и старческого возраста (32%), имеющие среднее (43,5%) или среднее специальное (49,5%) образование и проживающие с супругом (супругой) (46,3%) или одни (34,8%) в городской (55,6%) или сельской (44,4%) местности, в большинстве - это неработающие пенсионеры (57,1%), с доходом на уровне прожиточного минимума (69,7%) или ниже (21,7%).

Они ежемесячно посещают поликлинику (41,4%) и ежегодно находятся на стационарном лечении (63,2%).

В основном они удовлетворены качеством сестринского обслуживания (80%), но высказывают замечания по организации лечебно-диагностического процесса (57,5%).

Определим потребность в коечном фонде для отделения сестринского ухода.

Потребность в койках сестринского ухода была рассчитана по формуле (15) и составила 35 среднегодовых коек:

где Q - количество пациентов старше 60 лет, находившихся на стационарном лечении по поводу заболеваний, относящихся к основным нозологическим группам;

b - доля больных, направленных на госпитализацию в сестринское отделение;

А - средняя длительность пребывания больного на койке (количество дней);

U - среднегодовая занятость койки (количество дней);

К - среднегодовое количество коек сестринского ухода на 100 000 населения.

В условиях ограниченного финансирования здравоохранения особую важность приобретает рациональное использование коечного фонда. Потребность населения старшего возраста в госпитализации и получении отдельных видов специализированной помощи (кардиология, неврология, эндокринология, онкология и др.) выше, чем у лиц других возрастных категорий.

Но, порядка 10% больных в возрасте 60 лет и старше, госпитализированных в отделения терапевтического профиля, нуждались не в активном лечении, а в длительном уходе и наблюдении. Результаты экспертной оценки, статистический анализ и показатели деятельности стационара ММУ МСЧ №5 свидетельствуют, что основную часть пациентов отделения сестринского ухода будут составлять люди с болезнями системы кровообращения.

Поэтому, для обоснования создания данного отделения на базе многопрофильной больницы проведен сравнительный анализ экономической эффективности использования коечного фонда кардиологического отделения и отделения сестринского ухода.

Стоимость, выраженная в денежной форме, или "цена койко-дня" складывается из затрат (tc) и планируемой прибыли (r - в условиях платной медицинской деятельности), в расчете на 1 койко-день в среднем по больнице. В будущих расчетах возможно учесть затраты только на содержание сестринского отделения и эти затраты будут ниже за счет того, что сестринский уход за пациентом как правило, требует меньших финансовых и материальных расходов, чем врачебная деятельность. С этой целью рассчитаем плановые показатели деятельности двух отделений и провели их сравнительный анализ (табл.28).

Таблица 28 - Плановые показатели деятельности отделений

Показатель

Кардиологическое отделение

Отделение сестринского ухода

Число коек, Кf

Норматив средней длительности

госпитализации, An

Плановый оборот койки, Оn

20 пациентов на 1 койку в год

11 пациентов на койку в год

Плановое число пациентов в год, Q

700 пациентов в год

385 пациентов в год

Плановая занятость койки в год, U

Плановое число койко-дней, N

Стоимость одного койко - дня, в среднем по стационару во всех отделениях, "р"

Затраты на содержание отделения в год, TC

4 037 837,3 руб.

3 851 116,5 руб.

Таким образом, разница между затратами на содержание кардиологического отделения и отделения сестринского ухода составила 186 720,8 руб. в год.

Под экономической эффективностью использования коечного фонда понимается степень его рационального и целевого использования.

Коэффициент рационального использования коечного фонда (Кr) определяется по формуле (16):

Кr = Of / On (16)

где Of - фактический оборот койки;

On - плановый оборот койки.

Исходя из целей исследования, определено, что коэффициент рационального использования в обоих отделениях равен 1, т.е. коечный фонд используется рационально.

Чтобы найти коэффициент эффективности использования коечного фонда, необходимо определить показатель целевого использования этого фонда (Кс).

Коэффициент целевого использования определяется по следующей формуле (17):

Кс = Uс / Uf (17)

где Uс - целевое использование коечного фонда;

Uf - фактическое.

Экспертным путем было определено, что каждый десятый пациент нуждался не в активном лечении, а в длительном уходе, т.е. специализированная койка кардиологического отделения в каждом десятом случае имела нецелевое использование.

Следовательно, коэффициент целевого использования кардиологического отделения равен 0,9, а отделения сестринского ухода - 1.

Таким образом, коэффициент эффективности использования коечного фонда в кардиологическом отделении составил:

бухгалтерский бюджетный учет муниципальный

Кefкард. = Krкард. x Kcкард. = 1 x 0,9 = 0,9,

Коэффициент эффективности использования коечного фонда в отделении сестринского ухода равен:

Кefсестр. = Krсестр. х Kcсестр. = 1 x 1 = 1.

Для определения экономического ущерба вследствие нецелевого использования коечного фонда воспользуемся формулой (18):

Экономический ущерб, вследствие нецелевого использования коечного фонда в кардиологическом отделении, составил:

4 037 837,3 руб. x (1 - 0,9) = 403 783,73 (руб.).

Экономический ущерб в отделении сестринского ухода отсутствует, т.к.

3 851 116,5 руб. х (1 - 1) = 0 (руб.).

Таким образом, экономические потери стационара ММУ МСЧ №5 только в одном кардиологическом отделении составили 403 783,73 руб. в год. То же можно рассчитать для всех отделений больницы.

Для принятия управленческого решения, позволяющего с наименьшими затратами достичь максимального результата, использовуем метод экономического анализа "затраты-выгода", который определяется по формуле (19):

СВА = затраты / выгода (19)

С помощью этого анализа проведем сравнение двух альтернатив: первая - не создавать отделение на изучаемой базе и вторая - создание отделения сестринского ухода на базе ММУ МСЧ №5.

1. Расчет результатов без внедрения предложения, как есть:

Имеем 4037 837,3 руб. затрат, т.е. экономические потери - 403783,7 руб.

Соотношение затрат и выгоды в виде в данном случае:

Е = --------- х 100 (20)

где Е - показатель экономии затрат;

TCp - затраты плановые;

TCf - затраты фактические.

Е = (4037837,3 руб. - 3634053,57 руб.)/4037837,3 руб. *100 = 10 %

Таким образом, если не вкладывать деньги в развитие отделения и учесть их как «сэкономленные», то получится экономия от «ничего неделания» равная 10%. Т.е. на каждый 1 руб. затрат выйдет 10 коп. выгоды.

2. Расчет результатов от внедрения предложения:

4037 837,3 + 3851 116,5 = 7888 953,8 руб.

Получим результат, как было рассчитано выше, + 403 783,73 руб. - предотвращенный экономический ущерб в будущем периоде в результате создания отделения сестринского ухода.

Соотношение затрат и выгоды в виде: СВА экономии, как показатели эффективности:

7888953,8 руб.

СВА = --------- = 19,53 руб.

403783,73 руб.

Таким образом, анализ "затраты-выгода" показал, что создание отделения сестринского ухода на базе стационара экономически выгодно для ММУ МСЧ №5, т.к. на каждые 19 руб. 53 коп. вложенных средств имеем 1 руб. выгоды (альтернатива 2).

Создание отделения сестринского ухода на базе многопрофильной больницы позволит удовлетворить потребности пациентов, особенно пожилого и старческого возраста, в стационарной помощи и предотвратить экономический ущерб вследствие нецелевого использования коечного фонда кардиологического и других специализированных отделений, что очень важно в условиях ограниченного финансирования.

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

Об утверждении примерного положения об отделении сестринского ухода

В целях реализации Государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения" , утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1189 (подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое примерное положение об отделении сестринского ухода медицинской организации Воронежской области.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя департамента Образцову Е.Е.

Руководитель департамента В.В. Ведринцев

Примерное положение об отделении сестринского ухода медицинской организации Воронежской области

УТВЕРЖДЕНО
приказом департамента здравоохранения
Воронежской области
от30.01.2014 N 145

1. Общие положения

1.1.Отделение сестринского ухода организуется для оказания медико-социальной помощи в объеме лечения пациентов преимущественно пожилого и старческого возраста, нуждающихся в медицинском и социальном уходе, страдающихнеизлечимыми хроническими заболеваниями.

1.2. Деятельность отделения сестринского ухода регламентируется действующим законодательством, настоящим Положением, уставом медицинской организации, приказами медицинской организации.

1.3. Должностные лица и персонал отделения сестринского ухода руководствуются в своей деятельности действующим законодательством, настоящим Положением и должностными инструкциями.

1.4. Штаты отделения сестринского ухода определяются главным врачом медицинской организации в зависимости от объема оказываемой медико-социальной помощи и в пределах фонда заработной платы. Для консультации больных могут привлекаться на договорной основе медицинские, социальные работники и иные специалисты из других учреждений и организаций.К уходу могут привлекаться, в установленном порядке, члены общественных, религиозных организаций, благотворительных обществ и ассоциаций.

1.5. Отделение сестринского ухода ведет учет и ежеквартально представляет руководству медицинской организации отчеты о своей работе.

2. Цели отделения сестринского ухода

2.1. Повышение доступности медико-социальной помощи и правовой защиты лицам пожилого и старческого возраста, а также пациентам с неизлечимымихроническими заболеваниями.

2.2. Формирование новой формы медицинского и социального обслуживания инкурабельных больных - благотворительной медицины.

3. Основные задачи отделения сестринского ухода

3.1. Проведение симптоматического лечения пациентовс неизлечимыми хроническими заболеваниями,организация им квалифицированного ухода.

3.2. Подбор и проведение адекватной обезболивающей терапии.

3.3. Оказание социально - психологической помощи пациентам и их родственникам, обучение родственников навыкам ухода за тяжелобольными.

4. Основные функции отделения сестринского ухода

4.1. В соответствии с основными задачами отделение сестринского ухода осуществляет:

Прием, размещение пациентов соответственно профилю заболевания и тяжести их состояния;

Квалифицированный медицинский уход за пациентами;

Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;

Медицинскую реабилитацию пациентов с элементами трудотерапии;

Динамическое наблюдение за состоянием пациентов;

Своевременную диагностику осложнений и(или) обострений хронических заболеваний;

Оформление документов одиноких престарелых граждан в целях их помещения в дома-интернаты.

4.2. Отделение сестринского ухода обеспечивает:

Первую экстренную и неотложную медицинскую помощь;

Адекватную симптоматическую терапию;

Своевременный перевод пациентов при обострении хронических заболеваний или ухудшении их состояния в соответствующие лечебно- профилактические учреждения;

Периодические врачебные осмотры госпитализированных лиц в зависимости от тяжести состояния, но не реже одного раза в неделю;

Психологическую помощь;

Питание, в том числе диетическое, в соответствии с врачебными рекомендациями.

4.3. Обеспечение психологического комфорта осуществляется на основе принципа индивидуального подхода к каждому пациенту с учетом его состояния, духовных, религиозных и социальных нужд.

5. Порядок госпитализации больных в отделение сестринского ухода

5.1. Госпитализация амбулаторных пациентовв отделение сестринского ухода осуществляется в плановом порядке, ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, при наличии:

Согласия пациента или его законных представителей на госпитализацию;

Направления, заверенного в установленном порядке (заместителем главного врача по медицинской части поликлиники, заведующим отделением поликлиники), содержащего информацию о социальном статусе пациента (одинокий, инвалид, блокадник, БОМЖ и т. д.), данные о родственниках при их наличии, способности пациента к самообслуживанию и цели госпитализации, сведения о проведенных бактериологических исследованиях давностью не более 10 дней (анализы на энтеропатогенную палочку и дизгруппу) ифлюорограмму давностью исследования до 1 года.

При отсутствии свободных мест пациент вносится в "лист ожидания".

Решение о госпитализации по медико-социальным показаниям, а также пациентов из других регионов принимается врачебной комиссией учреждения, осуществляющего госпитализацию.

5.2. Перевод стационарных пациентовв отделение сестринского ухода из других стационаров осуществляется при наличии:

Показаний к госпитализации (п. 5.3 настоящего Положения);

Оформленного надлежащим образом переводного эпикриза, заверенного в установленном порядке (заместителем главного врача по медицинской части, заведующим отделением), содержащего информацию о социальном статусе пациента, способности пациента к самообслуживанию, цели госпитализации в отделение сестринского ухода, с отметкой о проведенных бактериологических исследованиях давностью не более 10 дней (анализы на энтеропатогенную палочку и дизгруппу) ифлюорограмму давностью исследования до 1 года.

5.3. Основные показания к госпитализации в отделения сестринского ухода:

Хронические прогрессирующие заболевания различных нозологических форм в терминальной стадии (терминальная некорригируемая стадия хронической почечной недостаточности различного генеза, терминальная стадия хронической недостаточности систем кровообращения и дыхания, некорригируемая или плохо поддающаяся коррекции, терминальная стадия цирроза печени с выраженной декомпенсированной портальной гипертензией и печеночноклеточной недостаточностью);

Последствия острого нарушения мозгового кровообращения (более 6 мес.), последствия заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата, последствия заболеваний и травм центральной и периферической нервной системы при наличии выраженных двигательных нарушениях и низком реабилитационном потенциале;

Наличие некупируемого в домашних условиях болевого синдрома;

Наличие социально-психологических показаний (депрессия, конфликтные ситуации дома, невозможность ухода за пациентом, одиноко проживающие инвалиды I и II группы с выраженной утратой способности к самообслуживанию и способности к передвижению, частичная или полная потеря способности к самообслуживанию);

Решение вопросов медико-социальной реабилитации;

Оформление документов для перевода в дом-интернат, психоневрологический интернат.

5.4. Противопоказаниями для направления пациентов в отделения сестринского ухода являются:

Активные формы туберкулеза;

Острые психозы;

Онкологические заболевания, требующие проведения специфического лечения;

Острые инфекционные заболевания;

Венерические заболевания;

Ургентныесостояния,вызванные острыми и хроническими заболеваниями;

Инфекционные хирургические заболевания (раны, пролежни и др.), требующие хирургической обработки;

Хронические заболевания, требующие ежедневного врачебного наблюдения.

5.5. Выписка пациентов из отделения сестринского ухода:

Продолжительность лечения устанавливается индивидуально, в зависимости от диагноза и тяжести состояния;

Осуществляется по плану по мере завершения курса лечения, ухода или медико-социальной реабилитации, стабилизации или частичного восстановления способности к самообслуживанию;

Пациенты отделения сестринского ухода выписываются под наблюдение медицинской участковой службы (врача общей практики) и служб социального обеспечения по месту жительства, после их предварительного извещения.

5.6. При наличии приглашения в учреждения социального обеспечения пациенты отделений сестринского ухода, находящиеся в стабильном состоянии, направляются в эти учреждения.

6. Структура отделения сестринского ухода

6.1. Отделение сестринского ухода может быть самостоятельным структурным подразделением или могут быть организованы отдельные койки, предусматривающие сестринский уход в составе структуры отделений терапевтического профиля.

6.2. Отделение сестринского ухода может включать в себя:

Помещения для руководства отделения;

Палаты для круглосуточного пребывания;

Процедурные кабинеты;

Помещения для раздачи и приема пищи;

Хозяйственный блок.



Просмотров