Об основах государственно-частного партнерства в российской федерации. Проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации

Вносится Правительством
Российской Федерации


Проект N 238827-6

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Статья 1. Цель, предмет и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства в экономику Российской Федерации, а также повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых населению услуг.

2. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования государственно-частного партнерства, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, связанные с реализацией проектов на принципах государственно-частного партнерства за счет предоставления бюджетных ассигнований инвестиционных фондов.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве

Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации

1. Под государственно-частным партнерством в целях настоящего Федерального закона понимается взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 11 настоящей статьи, а публичный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

2. Для целей настоящего Федерального закона частным партнером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, за исключением:

1) государственных компаний;

2) государственных корпораций;

3) государственных и муниципальных унитарных предприятий;

4) государственных и муниципальных учреждений;

5) хозяйственных обществ, 100 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

3. Для целей настоящего Федерального закона публичным партнером является Российская Федерация, и (или) субъект (субъекты) Российской Федерации, и (или) орган (органы) местного самоуправления в лице уполномоченных ими органов.

4. Соглашение о государственно-частном партнерстве не может заключаться в отношении объектов гражданских прав, оборот которых в соответствии с федеральными законами запрещен или ограничен.

5. По решению публичного партнера, принятому в порядке, установленном Российской Федерацией, его интересы по соглашению о государственно-частном партнерстве может представлять одна из организаций, указанных в пунктах 1-5 части 2 настоящей статьи, о которых, включая их права и обязанности, публичный партнер должен известить частного партнера. Порядок осуществления такими органами или лицами полномочий публичного партнера, в том числе полномочий по передаче объекта соглашения о государственно-частном партнерстве и (или) иного подлежащего передаче частному партнеру по соглашению имущества, определяется соглашением о государственно-частном партнерстве.

6. Соглашение о государственно-частном партнерстве является договором, содержащим элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон соглашения о государственно-частном партнерстве применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в соглашении о государственно-частном партнерстве, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа соглашения о государственно-частном партнерстве.

7. В соответствии с настоящим Федеральным законом государственно-частное партнерство может осуществляться в форме концессионного соглашения, а также в иных формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

8. Федеральными законами могут устанавливаться особенности реализации отдельных форм государственно-частного партнерства, а также видов соглашений о государственно-частном партнерстве.

9. В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве публичный партнер вправе принимать на себя одно или более из следующих обязательств:

1) предоставить частному партнеру имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве, во владение и (или) пользование;

2) предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (исключительные и (или) неисключительные права), необходимых для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.

10. Публичный партнер вправе принимать на себя иные не противоречащие законодательству Российской Федерации обязательства, чем те, которые указаны в части 9 настоящей статьи.

11. В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве частный партнер принимает на себя обязательства по полному или частичному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, а также одно или более из следующих обязательств:

1) разработка и согласование проектной документации;

2) создание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве;

3) реконструкция объекта соглашения о государственно-частном партнерстве.

12. В целях настоящего Федерального закона:

1) к реконструкции объекта соглашения о государственно-частном партнерстве относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения о государственно-частном партнерстве или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения о государственно-частном партнерстве;

2) к эксплуатации объекта соглашения о государственно-частном партнерстве относится использование объекта соглашения о государственно-частном партнерстве частным партнером в соответствии с целевым назначением объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, которые определены соглашением о государственно-частном партнерстве;

3) к техническому обслуживанию относится поддержание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его целевым назначением.

13. Частный партнер также вправе принимать на себя иные обязательства, необходимые для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

14. Соглашением о государственно-частном партнерстве может быть предусмотрен переход права собственности на объект соглашения о государственно-частном партнерстве от одной его стороны к другой стороне.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве

1. К полномочиям Российской Федерации при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве относятся:

1) определение основных направлений развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации;

2) утверждение требований к порядку проведения, предмету и результатам общественного обсуждения решений органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов о заключении соглашений о государственно-частном партнерстве;

3) контроль за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного Российской Федерацией;

4) установление порядка подготовки соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация;

5) установление порядка определения процедуры принятия решения о реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

6) установление порядка определения процедуры проведения конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

7) установление порядка определения процедуры осуществления публичным партнером контроля за исполнением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация, и ходом его реализации;

8) мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, полномочия предусмотренные настоящей статьей, осуществляются Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия субъектов Российской Федерации при реализации субъектами Российской Федерации соглашений о государственно-частном партнерстве

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

1) принятие законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в государственно-частном партнерстве в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) установление порядка проведения конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

3) подготовка, заключение, исполнение и прекращение действия соглашений о государственно-частном партнерстве;

4) осуществление контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного субъектом Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия муниципальных образований при реализации муниципальными образованиями соглашений о государственно-частном партнерстве

К полномочиям муниципальных образований относятся:

1) проведение конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

2) подготовка, заключение, исполнение и прекращение действия соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) осуществление контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного муниципальным образованием.

Статья 7. Гарантии прав и законных интересов частных партнеров

1. В случае, если в течение срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами устанавливаются нормы, ухудшающие положение частного партнера таким образом, что он лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, стороны соглашения о государственно-частном партнерстве изменяют условия соглашения о государственно-частном партнерстве в целях обеспечения имущественных и финансовых интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения о государственно-частном партнерстве. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением о государственно-частном партнерстве.

2. Соглашением о государственно-частном партнерстве могут быть установлены также иные гарантии прав частного партнера, не противоречащие законодательству Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации и муниципальным правовым актам.

3. Указанное в части 1 настоящей статьи положение об изменении условий соглашения о государственно-частном партнерстве не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательные акты Российской Федерации, или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

4. В случае привлечения частным партнером средств кредиторов в целях исполнения обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве между частным и (или) публичным партнерами и кредиторами может заключаться трехстороннее соглашение, которым определяются взаимные права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения частным партнером своих обязательств перед публичным партнером и кредиторами).

5. Частный партнер имеет право на возмещение убытков в размере реального ущерба и упущенной выгоды, в том числе недополученного дохода, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в части исполнения обязательств публичного партнера в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве.

Статья 8. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 33, ст.3413; 2002, N 22, ст.2026; N 30, ст.3027; 2003, N 1, ст.2, 6; N 28, ст.2886; N 52, ст.5030; 2004, N 27, ст.2711; N 34, ст.3520, 3525; 2005, N 1, ст.30; N 24, ст.2312; N 30, ст.3130; N 52, ст.5581; 2006, N 45, ст.4627; 2007, N 1, ст.39; N 22, ст.2563; N 31, ст.4013; N 49, ст.6045, 6071; N 50, ст.6237, 6245; 2008, N 27, ст.3126; N 30, ст.3614; N 48, ст.5519; N 49, ст.5723; N 52, ст.6237; 2009, N 1, ст.31; N 11, ст.1265; N 29, ст.3598; N 48, ст.5731; N 51, ст.6153, 6155; N 52, ст.6455; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4198; N 32, ст.4298; N 47, ст.6034; N 49, ст.6409; 2011, N 1, ст.9, 21; N 27, ст.3881; N 30, ст.4583, 4587, 4597; N 45, ст.6335; N 47, ст.6610, 6611; N 48, ст.6729; N 49, ст.7014, 7037; 2012, N 19, ст.2281; N 25, ст.3268; N 41, ст.5527; N 49, ст.6751; N 53, ст.7596) следующие изменения:

1) в статье 174_1 :

а) наименование после слов "концессионным соглашением" дополнить словами ", соглашением о государственно-частном партнерстве";

б) абзац второй пункта 1 после слов "концессионным соглашением" дополнить словами ", соглашением о государственно-частном партнерстве", после слова "концессионера" дополнить словами ", частного партнера";

в) пункт 2 после слов "концессионным соглашением" дополнить словами ", соглашением о государственно-частном партнерстве", после слова "концессионер" дополнить словами ", частный партнер";

г) в пункте 3 :

абзац первый после слов "концессионным соглашением" дополнить словами ", соглашением о государственно-частном партнерстве", после слова "концессионеру" дополнить словами ", частному партнеру";

абзац второй после слова "концессионером" дополнить словами ", частным партнером", после слов "концессионным соглашением" дополнить словами ", соглашением о государственно-частном партнерстве";

д) пункт 5 после слова "концессионер," дополнить словами "частный партнер,", после слов "концессионного соглашения," дополнить словами "соглашения о государственно-частном партнерстве";

2) подпункт 37 пункта 1 статьи 251 после слов "концессионному соглашению" дополнить словами "или соглашению о государственно-частном партнерстве";

3) абзац пятый пункта 1 статьи 256 после слов "законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях," дополнить словами "законодательством о государственно-частном партнерстве,", после слов "концессионного соглашения" дополнить словами ", соглашения о государственно-частном партнерстве ";

4) абзац десятый пункта 1 статьи 257 после слов "объекта концессионного соглашения" дополнить словами ", объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации".

Статья 9. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2004, N 41, ст.3993; 2005, N 1, ст.17; 2006, N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 45, ст.5417; 2008, N 20, ст.2251; 2009, N 1, ст.19; N 29, ст.3582; N 52, ст.6416, 6441; 2011, N 15, ст.2029; 2012, N 53, ст.7643) следующие изменения:

1) в пункте 2 слова "пунктом 2_1" заменить словами "пунктами 2_1 и 2_4";

2) дополнить пунктом 2_4 следующего содержания:

"2_4. Предоставление земельных участков в аренду для деятельности, предусмотренной соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации", осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов.".

Статья 10. О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст.3105; 2007, N 17, ст.1929; 2010, N 19, ст.2291; 2011, N 48, ст.6727) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) с заключением и реализацией соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации".".

Статья 11. О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"

Часть 2 статьи 17_1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3434; 2009, N 29, ст.3610; 2010, N 15, ст.1736; N 19, ст.2291; 2011, N 10, ст.1281; N 29, ст.4291; N 50, ст.7343) дополнить словами ", а также соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственно-частного партнерства".

Статья 12. Переходные положения

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона устанавливается переходный период, составляющий 360 дней, в течение которого законодательство субъектов Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенные в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, действуют на условиях, на которых они были заключены, до окончания срока их действия.

3. Отношения, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением действия соглашений о государственно-частном партнерстве, реализуемых в форме концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом "О концессионных соглашениях" .

Статья 13. Вступление в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 180 календарных дней со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации"


Проект федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" подготовлен во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 года N ВЗ-П13-9168 и от 28 апреля 2012 года N ИШ-П13-2467, в соответствии с которыми необходимо представить в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, направленный в том числе на снятие существующих ограничений и расширяющий возможные формы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (далее соответственно - законопроект, ГЧП).

В настоящий момент в Российской Федерации ввиду бюджетных ограничений отсутствует возможность осуществить финансирование всей необходимой публичной инфраструктуры, требуемой для реализации полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в соответствующих сферах деятельности исключительно за счет бюджетных средств. В действующем законодательстве отсутствуют достаточные правовые условия для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты в целях улучшения доступности и повышения качества публичных услуг на условиях распределения рисков и привлечения частных инвестиций и компетенций - проекты государственно-частного партнерства.

Проведенный анализ законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также сложившейся практики реализации проектов ГЧП показал, что в настоящее время отсутствует возможность реализации проектов ГЧП по формам сотрудничества, используемым в мировой практике. Нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений, что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования.

В отсутствие эффективного и достаточного регулирования договорных инструментов ГЧП на федеральном уровне некоторые субъекты Российской Федерации стали разрабатывать и принимать региональные законы о ГЧП.

К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Главным образом целью разработки регионального закона о ГЧП являлось создание правового инструмента, который бы стал альтернативой концессионным соглашениям.

Анализ регионального законодательства в сфере ГЧП позволяет выделить две основных группы региональных законов о ГЧП:

группа 1: законы содержат достаточно детальное регулирование вопросов ГЧП и во многом имеют схожие положения с законом Санкт-Петербурга о ГЧП, включают детальное описание форм ГЧП (форм участия публичного партнера), гарантии прав партнеров и т.д.;
________________
Такие достаточно детальные законы субъектов Российской Федерации о ГЧП составляют меньшую часть в общей массе законов о ГЧП.


группа 2: законы содержат рамочное регулирование отношений в сфере ГЧП, включают лишь общие положения (зачастую состоят из 5-7 статей) и являются фактически декларативными документами.

Одной из ключевых проблем регионального законодательства в сфере ГЧП является наличие рисков противоречия указанных законов и, соответственно, конкретных положений соглашений по проектам ГЧП, реализуемых в соответствии с такими законами, императивным нормам федерального законодательства. Важно отметить, что указанные риски объективны, вызваны отсутствием надлежащего регулирования отношений в рамках ГЧП на федеральном уровне и в целом не зависят от качества подготовки законов субъектов Российской Федерации.

Развитие правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне установит в России единую терминологию государственно-частного партнерства для реализации проектов ГЧП в Российской Федерации, установит полномочия Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями соглашений о государственно-частном партнерстве, в том числе по контролю за деятельностью частного партнера по соблюдению им условий соглашения о ГЧП.

Устанавливаются обязательства публичного и частного партнеров при реализации соглашения о ГЧП, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения частным партнером. При этом регламентируется возможность использования сторонами соглашения различных форм участия в соглашениях о ГЧП и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта, в том числе с использованием форм, предполагающих нахождение объекта соглашения в частной собственности.

В соответствии с законопроектом предполагается исключительно конкурсный порядок заключения соглашений о ГЧП, а также устанавливаются гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов.

Закрепление указанных норм в федеральном законодательстве определит общее направление развития федерального и регионального нормотворчества в сфере ГЧП.

Кроме того, законопроект устраняет существующие ограничения в федеральном законодательстве для реализации проектов ГЧП. В частности, привлечение субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием на основании возмездного договора частного лица подпадает под действующие нормы Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" , в котором заложены запреты на включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов. С принятием законопроекта указанная проблема будет устранена.

Законопроектом вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления возможности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором располагается объект соглашения о государственно-частном партнерстве и (или) который необходим для осуществления инвестором обязательств в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве в ходе единых торгов на реализацию соглашения о государственно-частном партнерстве.

Вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации , устанавливающие ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению по соглашению о государственно-частном партнерстве; порядок включения имущества, передаваемого по соглашению о государственно-частном партнерстве в состав имущества, подлежащего амортизации.

Действие Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) не распространяется на отношения, связанные с заключением и реализацией соглашений о ГЧП, в целях исключения неоднозначности трактования и риска переквалификации соглашения о ГЧП в исполнение контракта на поставку товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Закон N 94-ФЗ действует на правоотношения по концессионным соглашениям. Соответственно, соглашения о ГЧП в форме концессионных соглашений выведены из-под действия Закона N 94-ФЗ в силу того, что для концессионных соглашений установлена отдельная конкурсная процедура для их заключения. В соответствии с законопроектом предполагается, что для неконцессионных форм ГЧП будут установлены отдельные процедуры заключения соглашения о ГЧП: в отношении региональных и муниципальных проектов такие процедуры будут заложены в региональном законодательстве, в отношении федеральных проектов - в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что после принятия проекта федерального закона N 79657-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормы законопроекта не будут действовать применительно к заключению соглашений ГЧП в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку отраслевыми законодательными актами (Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" , Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") будут установлены ограничения на передачу прав владения и пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения только в рамках концессионного соглашения или договора аренды. Указанное ограничение не будет распространяться на случаи отчуждения таких объектов в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества, а также законодательством о банкротстве.

В целях реализации положений законопроекта потребуется принятие постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих:

требования к порядку проведения, предмету и результатам общественного обсуждения решений органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов о заключении соглашений о ГЧП;

порядок подготовки соглашений о ГЧП, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация;

порядок определения процедуры принятия решения о реализации соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

процедуру проведения конкурса на право заключения соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

процедуру осуществления публичным партнером контроля за исполнением частным партнером условий соглашения о ГЧП и ходом его реализации для соглашений о ГЧП, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация.

Принятие законопроекта также предполагает внесение изменений в ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в том числе - в целях установления возможности получения государственных гарантий Российской Федерации при реализации соглашений о ГЧП.

Принятие законопроекта определит общее направление развития нормотворчества в сфере ГЧП на всех уровнях власти в Российской Федерации, устранит существующие ограничения в федеральном законодательстве и установит необходимые правовые условия для привлечения частного капитала в публичную инфраструктуру.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.

) Принят Законодательным Собранием15 июля 2010 года Настоящий Областной закон принят в целяхобеспечениястабильных условийразвития различных форм государственно-частного партнерства в Ростовскойобласти,привлеченияиэффективногоиспользования государственных и частных ресурсов,включая материальные , финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, для развития экономики и социальной сферы Ростовской области, повышения уровня жизни населения. Статья 1. Государственно-частное партнерство 1. ДляцелейнастоящегоОбластногозаконапод государственно-частным партнерством понимаются формы среднесрочного и долгосрочноговзаимодействия(сотрудничества)междуРостовской областью либо Ростовской областьюимуниципальнымиобразованиямив Ростовскойобласти,соднойстороны,и российским или иностранным юридическим или физическимлицомлибодействующимбезобразования юридическоголицаподоговорупростоготоварищества(договоруо совместнойдеятельности)объединениемюридическихлиц(далее- партнеры),с другой стороны,с целью реализации общественно значимых проектов в экономикеисоциальнойсференатерриторииРостовской области,которое осуществляетсяпутемзаключенияиисполнения соглашений (договоров). 2. Участиемуниципальныхобразованийвгосударственно-частном партнерстве определяетсяисполнительно-распорядительнымиорганами соответствующих муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством. Статья 2. Цели и задачи государственно-частного партнерства 1. Целью государственно-частного партнерства является привлечение частныхиэффективноеиспользованиегосударственныхресурсовдля развитияэкономикиисоциальнойсферы,повышенияуровняжизни населения Ростовской области. 2. Основнымизадачамигосударственно-частногопартнерства являются: 1) привлечение частного капитала в экономику Ростовской области; 2) повышениеэффективностииспользованиягосударственной собственности Ростовской области; 3) развитиеинвестиционногоиинновационногопотенциалов Ростовской области; 4) техническое и технологическоеразвитиеобщественнозначимых производств и объектов; 5) эффективное использование бюджетных средств. Статья 3. Государственная политика Ростовской области в сфере государственно-частного партнерства Государственная политикаРостовскойобластивсфере государственно-частногопартнерства формируется и действует на основе следующих принципов: 1) добросовестность ивзаимовыгодноесотрудничествоучастников соглашений; 2) соблюдение прав и законных интересов участников соглашений; 3) добровольность принятия на себя обязательств иобязательность ихисполнениявтечениесрокадействиясоглашениясторонами государственно-частного партнерства; 4) равныеусловиядоступапартнеровкучастиюв государственно-частном партнерстве ; 5) распределение ответственности, рисков, достигнутых результатов проекта между участниками соглашений; 6) доступностьинформационногоресурсаопроектах государственно-частного партнерства для партнеров; 7) открытость принятия решений о выборе партнеров. 2. Соглашение(договор),заключенноесторонами государственно-частногопартнерства,можетпредусматривать согласованные по срокам: 1) обязательстваинвесторапосозданиюобъектакапитального строительства, находящегося в собственности инвестора; 2) обязательства муниципального образования по созданиюобъектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, находящихся вмуниципальнойсобственностиинеобходимых дляобеспечения присоединения(подключения)объектакапитальногостроительства, находящегося в собственности инвестора, к сетям тепло-, водоснабжения, водоотведения и(или)подведениякграницамучастка,накотором расположенобъекткапитальногостроительства,находящийсяв собственности инвестора, объектов транспортной инфраструктуры,втом числе автомобильныхдорогобщегопользованияместногозначения, мостов; 3) обязательства Ростовской области по софинансированию расходов муниципальных образований, возникающихприсозданиисоответствующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов; 4) обязательства Ростовской области попредоставлениюинвестору субсидий на возмещение частизатратна выполнениеработ,оказание услугпоприсоединению(подключению)объектакапитального строительства,находящегосявсобственностиинвестора,ксетям электро-, газоснабжения в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете. (ЧастьвредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) Статья 5. Заключение и исполнение соглашений (договоров) в рамках государственно-частного партнерства 1. Соглашение(договор)врамкахгосударственно-частного партнерства от имениРостовскойобластизаключаетсяПравительством Ростовской области. от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) Порядок подготовки, заключения,регистрации,учетаихранения соглашений (договоров) в рамкахгосударственно-частногопартнерства, примерные формы соглашений(договоров)вотношенииразличныхформ государственно-частногопартнерстваутверждаютсяПравительством Ростовской области.(ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) 2. Соглашения(договоры)заключаютсянаоснованииконкурса. Порядок проведенияконкурсаутверждаетсяПравительством Ростовской области.(ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) 3. Порядокорганизациивзаимодействияоргановисполнительной власти Ростовскойобластииисполнительно-распорядительныхорганов соответствующих муниципальных образованийповопросам,связаннымс заключениемиисполнениемсоглашений(договоров),заключенных сторонамигосударственно-частногопартнерства,атакжепорядок контроля за исполнением соглашений (договоров), заключенныхсторонами государственно-частногопартнерства,утверждаютсяПравительством Ростовской области.(ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) Статья 6. Финансирование расходов, связанных с участием Ростовской области в государственно-частных партнерствах Финансирование расходов, связанных с участием Ростовскойобласти в государственно-частных партнерствах, осуществляется за счетсредств областного бюджета в соответствии собластнымзакономоб областном бюджете . (ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 24.12.2012 г. N 1015-ЗС) Статья 7. Вступление настоящего Областного закона в силу Настоящий Областной закон вступает всилупоистечениидесяти дней со дня его официального опубликования. Глава Администрации (Губернатор) Ростовской областиВ.Ю. Голубев г. Ростов-на-Дону 22 июля 2010 года N 448-ЗС

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект № 238827-6

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах государственно-частного партнерства
в Российской Федерации

Статья 1. Цель, предмет и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства в экономику Российской Федерации, а также повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых населению услуг.

2. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования государственно-частного партнерства, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, связанные с реализацией проектов на принципах государственно-частного партнерства за счет предоставления бюджетных ассигнований инвестиционных фондов.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве

Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации

1. Под государственно-частным партнерством в целях настоящего Федерального закона понимается взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 11 настоящей статьи, а публичный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

2. Для целей настоящего Федерального закона частным партнером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, за исключением:

1) государственных компаний;

2) государственных корпораций;

3) государственных и муниципальных унитарных предприятий;

4) государственных и муниципальных учреждений;

5) хозяйственных обществ, 100 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

3. Для целей настоящего Федерального закона публичным партнером является Российская Федерация, и (или) субъект (субъекты) Российской Федерации, и (или) орган (органы) местного самоуправления в лице уполномоченных ими органов.

4. Соглашение о государственно-частном партнерстве не может заключаться в отношении объектов гражданских прав, оборот которых в соответствии с федеральными законами запрещен или ограничен.

5. По решению публичного партнера, принятому в порядке, установленном Российской Федерацией, его интересы по соглашению о государственно-частном партнерстве может представлять одна из организаций, указанных в пунктах 1 - 5 части 2 настоящей статьи, о которых, включая их права и обязанности, публичный партнер должен известить частного партнера. Порядок осуществления такими органами или лицами полномочий публичного партнера, в том числе полномочий по передаче объекта соглашения о государственно-частном партнерстве и (или) иного подлежащего передаче частному партнеру по соглашению имущества, определяется соглашением о государственно-частном партнерстве.

6. Соглашение о государственно-частном партнерстве является договором, содержащим элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон соглашения о государственно-частном партнерстве применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в соглашении о государственно-частном партнерстве, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа соглашения о государственно-частном партнерстве.

7. В соответствии с настоящим Федеральным законом государственно-частное партнерство может осуществляться в форме концессионного соглашения, а также в иных формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

8. Федеральными законами могут устанавливаться особенности реализации отдельных форм государственно-частного партнерства, а также видов соглашений о государственно-частном партнерстве.

9. В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве публичный партнер вправе принимать на себя одно или более из следующих обязательств:

1) предоставить частному партнеру имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве, во владение и (или) пользование;

2) предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (исключительные и (или) неисключительные права), необходимых для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.

10. Публичный партнер вправе принимать на себя иные не противоречащие законодательству Российской Федерации обязательства, чем те, которые указаны в части 9 настоящей статьи.

11. В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве частный партнер принимает на себя обязательства по полному или частичному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, а также одно или более из следующих обязательств:

1) разработка и согласование проектной документации;

2) создание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве;

3) реконструкция объекта соглашения о государственно-частном партнерстве.

12. В целях настоящего Федерального закона:

1) к реконструкции объекта соглашения о государственно-частном партнерстве относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения о государственно-частном партнерстве или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения о государственно-частном партнерстве;

2) к эксплуатации объекта соглашения о государственно-частном партнерстве относится использование объекта соглашения о государственно-частном партнерстве частным партнером в соответствии с целевым назначением объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, которые определены соглашением о государственно-частном партнерстве;

3) к техническому обслуживанию относится поддержание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его целевым назначением.

13. Частный партнер также вправе принимать на себя иные обязательства, необходимые для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

14. Соглашением о государственно-частном партнерстве может быть предусмотрен переход права собственности на объект соглашения о государственно-частном партнерстве от одной его стороны к другой стороне.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве

1. К полномочиям Российской Федерации при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве относятся:

1) определение основных направлений развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации;

2) утверждение требований к порядку проведения, предмету и результатам общественного обсуждения решений органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов о заключении соглашений о государственно-частном партнерстве;

3) контроль за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного Российской Федерацией;

4) установление порядка подготовки соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация;

5) установление порядка определения процедуры принятия решения о реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

6) установление порядка определения процедуры проведения конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

7) установление порядка определения процедуры осуществления публичным партнером контроля за исполнением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация, и ходом его реализации;

8) мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, полномочия предусмотренные настоящей статьей, осуществляются Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия субъектов Российской Федерации при реализации субъектами Российской Федерации соглашений о государственно-частном партнерстве

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

1) принятие законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в государственно-частном партнерстве в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) установление порядка проведения конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

3) подготовка, заключение, исполнение и прекращение действия соглашений о государственно-частном партнерстве;

4) осуществление контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного субъектом Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия муниципальных образований при реализации муниципальными образованиями соглашений о государственно-частном партнерстве

К полномочиям муниципальных образований относятся:

1) проведение конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

2) подготовка, заключение, исполнение и прекращение действия соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) осуществление контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного муниципальным образованием.

Статья 7. Гарантии прав и законных интересов частных партнеров

1. В случае, если в течение срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами устанавливаются нормы, ухудшающие положение частного партнера таким образом, что он лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, стороны соглашения о государственно-частном партнерстве изменяют условия соглашения о государственно-частном партнерстве в целях обеспечения имущественных и финансовых интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения о государственно-частном партнерстве. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением о государственно-частном партнерстве.

2. Соглашением о государственно-частном партнерстве могут быть установлены также иные гарантии прав частного партнера, не противоречащие законодательству Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации и муниципальным правовым актам.

3. Указанное в части 1 настоящей статьи положение об изменении условий соглашения о государственно-частном партнерстве не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательные акты Российской Федерации, или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

4. В случае привлечения частным партнером средств кредиторов в целях исполнения обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве между частным и (или) публичным партнерами и кредиторами может заключаться трехстороннее соглашение, которым определяются взаимные права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения частным партнером своих обязательств перед публичным партнером и кредиторами).

5. Частный партнер имеет право на возмещение убытков в размере реального ущерба и упущенной выгоды, в том числе недополученного дохода, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в части исполнения обязательств публичного партнера в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве.

Статья 8. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 33, ст. 3413; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 2, 6; № 28, ст. 2886; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3520, 3525; 2005, № 1, ст. 30; № 24, ст. 2312; № 30, ст. 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 39; № 22, ст. 2563; № 31, ст. 4013; № 49, ст. 6045, 6071; № 50, ст. 6237, 6245; 2008, № 27, ст. 3126; № 30, ст. 3614; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6237; 2009, № 1, ст. 31; № 11, ст. 1265; № 29, ст. 3598; № 48, ст. 5731; № 51, ст. 6153, 6155; № 52, ст. 6455; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 47, ст. 6034; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 9, 21; № 27, ст. 3881; № 30, ст. 4583, 4587, 4597; № 45, ст. 6335; № 47, ст. 6610, 6611; № 48, ст. 6729; № 49, ст. 7014, 7037; 2012, № 19, ст. 2281; № 25, ст. 3268; № 41, ст. 5527; № 49, ст. 6751; № 53, ст. 7596) следующие изменения:

1) в статье 174 1:

а) наименование после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве»;

б) абзац второй пункта 1 после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве», после слова «концессионера» дополнить словами «, частного партнера»;

в) пункт 2 после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве», после слова «концессионер» дополнить словами «, частный партнер»;

г) в пункте 3:

абзац первый после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве», после слова «концессионеру» дополнить словами «, частному партнеру»;

абзац второй после слова «концессионером» дополнить словами «, частным партнером», после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве»;

д) пункт 5 после слова «концессионер,» дополнить словами «частный партнер,», после слов «концессионного соглашения,» дополнить словами «соглашения о государственно-частном партнерстве»;

2) подпункт 37 пункта 1 статьи 251 после слов «концессионному соглашению» дополнить словами «или соглашению о государственно-частном партнерстве»;

3) абзац пятый пункта 1 статьи 256 после слов «законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях,» дополнить словами «законодательством о государственно-частном партнерстве,», после слов «концессионного соглашения» дополнить словами «, соглашения о государственно-частном партнерстве «;

4) абзац десятый пункта 1 статьи 257 после слов «объекта концессионного соглашения» дополнить словами «, объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

Статья 9. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

Внести в статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2004, № 41, ст. 3993; 2005, № 1, ст. 17; 2006, № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5417; 2008, № 20, ст. 2251; 2009, № 1, ст. 19; № 29, ст. 3582; № 52, ст. 6416, 6441; 2011, № 15, ст. 2029; 2012, № 53, ст. 7643) следующие изменения:

1) в пункте 2 слова «пунктом 2 1 » заменить словами «пунктами 2 1 и 2 4 «;

2) дополнить пунктом 2 4 следующего содержания:

«2 4 . Предоставление земельных участков в аренду для деятельности, предусмотренной соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов.».

Статья 10. О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3105; 2007, № 17, ст. 1929; 2010, № 19, ст. 2291; 2011, № 48, ст. 6727) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) с заключением и реализацией соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».».

Статья 11. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»

Часть 2 статьи 17 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434; 2009, № 29, ст. 3610; 2010, № 15, ст. 1736; № 19, ст. 2291; 2011, № 10, ст. 1281; № 29, ст. 4291; № 50, ст. 7343) дополнить словами «, а также соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства».

Статья 12. Переходные положения

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона устанавливается переходный период, составляющий 360 дней, в течение которого законодательство субъектов Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенные в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, действуют на условиях, на которых они были заключены, до окончания срока их действия.

3. Отношения, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением действия соглашений о государственно-частном партнерстве, реализуемых в форме концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом «О концессионных соглашениях».

Статья 13. Вступление в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 180 календарных дней со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Президент

Российской Федерации

Настоящий Областной закон принят в целях обеспечения стабильных условий развития различных форм государственно-частного партнерства в Ростовской области, привлечения и эффективного использования государственных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, для развития экономики и социальной сферы Ростовской области, повышения уровня жизни населения.

С т а т ь я 1. Государственно-частное партнерство

1. Для целей настоящего Областного закона под государственно-частным партнерством понимаются формы среднесрочного и долгосрочного взаимодействия (сотрудничества) между Ростовской областью либо Ростовской областью и муниципальными образованиями в Ростовской области, с одной стороны, и российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц (далее – партнеры), с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в экономике и социальной сфере на территории Ростовской области, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений (договоров).

2. Участие муниципальных образований в государственно-частном партнерстве определяется исполнительно-распорядительными органами соответствующих муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством.

С т а т ь я 2. Цели и задачи государственно-частного партнерства

1. Целью государственно-частного партнерства является привлечение частных и эффективное использование государственных ресурсов для развития экономики и социальной сферы, повышения уровня жизни населения Ростовской области.

2. Основными задачами государственно-частного партнерства являются:

1) привлечение частного капитала в экономику Ростовской области;

2) повышение эффективности использования государственной собственности Ростовской области;

3) развитие инвестиционного и инновационного потенциалов Ростовской области;

4) техническое и технологическое развитие общественно значимых производств и объектов;

5) эффективное использование бюджетных средств.

С т а т ь я 3. Государственная политика Ростовской области в сфере государственно-частного партнерства

Государственная политика Ростовской области в сфере государственно-частного партнерства формируется и действует на основе следующих принципов:

1) добросовестность и взаимовыгодное сотрудничество участников соглашений;

2) соблюдение прав и законных интересов участников соглашений;

3) добровольность принятия на себя обязательств и обязательность их исполнения в течение срока действия соглашения сторонами государственно-частного партнерства;

4) равные условия доступа партнеров к участию в государственно-частном партнерстве;

5) распределение ответственности, рисков, достигнутых результатов проекта между участниками соглашений;

6) доступность информационного ресурса о проектах государственно-частного партнерства для партнеров;

7) открытость принятия решений о выборе партнеров.

С т а т ь я 4. Формы государственно-частного партнерства

1. Формами государственно-частного партнерства являются следующие соглашения (договоры):

1) об участии сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов;

2) об участии Ростовской области в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;

3) о предоставлении государственного имущества Ростовской области в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление;

4) концессионные;

5) иные соглашения (договоры), заключенные сторонами государственно-частного партнерства и отвечающие целям и задачам государственно-частного партнерства, установленным статьей 2 настоящего Областного закона.

2. Часть утратила силу - Областной закон от 24.12.2012 № 1015-ЗС.

3. Конкретные обязательства сторон, условия соглашения (договора), в том числе порядок и этапы его выполнения, сроки и объемы участия сторон в осуществлении государственно-частного партнерства, определяются сторонами государственно-частного партнерства при заключении соглашения (договора).

С т а т ь я 5. Заключение и исполнение соглашений (договоров) в рамках государственно-частного партнерства

1. Соглашение (договор) в рамках государственно-частного партнерства от имени Ростовской области заключается Правительством Ростовской области.

Порядок подготовки, заключения, регистрации, учета и хранения соглашений (договоров) в рамках государственно-частного партнерства, примерные формы соглашений (договоров) в отношении различных форм государственно-частного партнерства утверждаются Администрацией Ростовской области.

2. Соглашения (договоры) заключаются на основании конкурса. Порядок проведения конкурса утверждается Администрацией Ростовской области.

3. Порядок организации взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области и исполнительно-распорядительных органов соответствующих муниципальных образований по вопросам, связанным с заключением и исполнением соглашений (договоров), заключенных сторонами государственно-частного партнерства, а также порядок контроля за исполнением соглашений (договоров), заключенных сторонами государственно-част­ного партнерства, утверждаются Администрацией Ростовской области.

С т а т ь я 6. Финансирование расходов, связанных с участием Ростовской области в государственно-частных партнерствах

Финансирование расходов, связанных с участием Ростовской области в государственно-частных партнерствах, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете.

С т а т ь я 7. Вступление настоящего Областного закона в силу

Настоящий Областной закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области В.Ю. Голубев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации"

Проект федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" подготовлен во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № ВЗ-П13-9168 и
от 01.01.01 г. № ИШ-П13-2467, в соответствии с которыми необходимо представить в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, направленный в том числе на снятие существующих ограничений и расширяющий возможные формы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (далее соответственно - законопроект, ГЧП).

В настоящий момент в Российской Федерации ввиду отсутствует возможность осуществить финансирование всей необходимой публичной инфраструктуры, требуемой для реализации полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и , в соответствующих сферах деятельности исключительно за средств. В действующем законодательстве отсутствуют достаточные правовые условия для инвестирования в долгосрочные в целях улучшения доступности и повышения качества публичных услуг на условиях распределения рисков и привлечения частных инвестиций и компетенций - проекты государственно-частного партнерства.

Проведенный анализ законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также сложившейся практики реализации проектов ГЧП показал, что в настоящее время отсутствует возможность реализации проектов ГЧП по формам сотрудничества, используемым в мировой практике. В мире активно используется 9 основных форм соглашений о государственно-частном партнерстве. При этом действующее российское законодательство регулирует только две формы: концессионные соглашения и контракты жизненного цикла в отношении автомобильных дорог.

Рассматриваемый законопроект устраняет данные ограничения и создаст условия для использования исчерпывающего перечня форм государственно-частного партнерства, принятого в мировой практике.

Таблица возможных форм ГЧП: действующее и законопроект

Модели ГЧП, используемые в мировой практике

Модели ГЧП в РФ

Проект федерального закона Об основах государственно-частного партнерства»

Строительство/ реконструкция объекта, объект передается в собственность публичного партнера, осуществляется эксплуатация объекта, получение дохода от эксплуатации.

Проектирование и/или строительство/реконструкция объекта, осуществляется эксплуатация объекта, получение дохода от эксплуатации, а затем передача объекта в собственность публичного партнера.


Проектирование и/или строительство/реконструкция объекта, осуществляется эксплуатация объекта в течение согласованного с публичным партнером срока, получение дохода от эксплуатации.

Проектирование и/или строительство/реконструкция объекта, передача его в аренду публичному партнеру (с правом выкупа).

(BOL/DBOLT/DBOL/DBOLT)

Проектирование и/или строительство/реконструкция объекта, осуществляется эксплуатация объекта в течение согласованного с публичным партнером срока, получение дохода от эксплуатации, а затем передача объекта в собственность публичного партнера.

Эксплуатация объекта в течение согласованного с публичным партнером срока, получение дохода от эксплуатации, на объект остается у публичного партнера.

(Operation and maintenance)


Осуществляется проектирование, строительство/ реконструкция объекта, финансирование указанных мероприятий, и эксплуатация объекта по стандартам качества, согласованным с публичным партнером, а публичный партнер выплачивает частному партнеру вознаграждение.

(DBFO/PFI (КЖЦ))

Только для автомобильных дорог

Частный сектор приобретает или берет в аренду активы государства, модернизирует их, выступает оператором, не беря определенных обязательств по срокам передачи активов государству
(Buy-build-operate (BBO)

Lease-develop-operate (LDO)

Wrap-around addition (WAA))

Публичный и частный партнер создают совместное предприятие (как правило, в форме компании с целевой правоспособностью), которое осуществляет выполнение ГЧП проекта. Публичный и частный партнер получают доход с вложенного в предприятие капитала.

(LABV (Совместное предприятие))


Нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений, что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования.

В отсутствие эффективного и достаточного регулирования договорных инструментов ГЧП на федеральном уровне некоторые субъекты Российской Федерации стали разрабатывать и принимать региональные законы о ГЧП.

К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Главным образом целью разработки регионального закона о ГЧП являлось создание правового инструмента, который бы стал альтернативой концессионным соглашениям.

Анализ регионального законодательства в сфере ГЧП позволяет выделить две основных группы региональных законов о ГЧП:

группа 1: законы содержат достаточно детальное регулирование вопросов ГЧП и во многом имеют схожие положения с законом Санкт-Петербурга о ГЧП, включают детальное описание форм ГЧП (форм участия публичного партнера), гарантии прав партнеров и т. д.1;

группа 2: законы содержат рамочное регулирование отношений в сфере ГЧП, включают лишь общие положения (зачастую состоят из 5 - 7 статей) и являются фактически декларативными документами.

Одной из ключевых проблем регионального законодательства в сфере ГЧП является наличие рисков противоречия указанных законов и, соответственно, конкретных положений соглашений по проектам ГЧП, реализуемых в соответствии с такими законами, императивным нормам федерального законодательства. Важно отметить, что указанные риски объективны, вызваны отсутствием надлежащего регулирования отношений в рамках ГЧП на федеральном уровне и в целом не зависят от качества подготовки законов субъектов Российской Федерации.

Законопронет расширит возможные Развитие правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне установит в России единую терминологию государственно-частного партнерства для реализации проектов ГЧП в Российской Федерации, установит полномочия Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями соглашений о государственно-частном партнерстве, в том числе по контролю за деятельностью частного партнера по соблюдению им условий соглашения о ГЧП.

Устанавливаются обязательства публичного и частного партнеров при реализации соглашения о ГЧП, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения частным партнером. При этом регламентируется возможность использования сторонами соглашения различных форм участия в соглашениях о ГЧП и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта, в том числе с использованием форм, предполагающих нахождение объекта соглашения в частной собственности.

В соответствии с законопроектом предполагается исключительно конкурсный порядок заключения соглашений о ГЧП, а также устанавливаются гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов.

Закрепление указанных норм в федеральном законодательстве определит общее направление развития федерального и регионального нормотворчества в сфере ГЧП.

Кроме того, законопроект устраняет существующие ограничения в федеральном законодательстве для реализации проектов ГЧП. В частности, привлечение субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием на основании возмездного договора частного лица подпадает под действующие нормы Федерального закона от 01.01.01 г. "О защите конкуренции", в котором заложены запреты на включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов. С принятием законопроекта указанная проблема будет устранена.

Законопроектом вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления возможности предоставления , находящегося в государственной или , на котором располагается объект соглашения о государственно-частном партнерстве и (или) который необходим для осуществления инвестором обязательств в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве в ходе единых торгов на реализацию соглашения о государственно-частном партнерстве.

Вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению по соглашению о государственно-частном партнерстве; порядок включения имущества, передаваемого по соглашению о государственно-частном партнерстве в состав имущества, подлежащего амортизации.

Действие Федерального закона от 01.01.01 г. "О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) не распространяется на отношения, связанные с заключением и реализацией соглашений о ГЧП, в целях исключения неоднозначности трактования и риска переквалификации соглашения о ГЧП в исполнение контракта на поставку товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Закон действие на правоотношения по концессионным соглашениям. Соответственно, соглашения о ГЧП в форме концессионных соглашений выведены из-под действия Закона в силу того, что для концессионных соглашений установлена отдельная конкурсная процедура для их заключения. В соответствии с законопроектом предполагается, что для неконцессионных форм ГЧП будут установлены отдельные процедуры заключения соглашения о ГЧП: в отношении региональных и муниципальных проектов такие процедуры будут заложены в региональном законодательстве, в отношении федеральных проектов - в нормативных Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что после принятия проекта федерального закона № 000-6 «О внесении изменений в Федеральный закон
«О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормы законопроекта не будут действовать применительно к заключению соглашений ГЧП в отношении объектов тепло-, и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку отраслевыми законодательными актами (Федеральный закон -ФЗ
«О », Федеральный закон -ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении») будут установлены ограничения на передачу прав владения и пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения только в рамках концессионного соглашения или . Указанное ограничение не будет распространяться на случаи отчуждения таких объектов в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества, а также законодательством о банкротстве.

В целях реализации положений законопроекта потребуется принятие постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих:

требования к порядку проведения, предмету и результатам общественного обсуждения решений органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов о заключении соглашений о ГЧП;

порядок подготовки соглашений о ГЧП, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация;

порядок определения процедуры принятия решения о реализации соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

процедуру проведения конкурса на право заключения соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

процедуру осуществления публичным партнером контроля за исполнением частным партнером условий соглашения о ГЧП и ходом его реализации для соглашений о ГЧП, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация.

Принятие законопроекта также предполагает внесение изменений в ряд актов Правительства Российской Федерации, в том числе - в целях установления возможности получения государственных гарантий Российской Федерации при реализации соглашений о ГЧП.

Принятие законопроекта определит общее направление развития нормотворчества в сфере ГЧП на всех уровнях власти в Российской Федерации, устранит существующие ограничения в федеральном законодательстве и установит необходимые правовые условия для привлечения частного капитала в публичную инфраструктуру.

1 Такие достаточно детальные законы субъектов Российской Федерации о ГЧП составляют меньшую часть в общей массе законов о ГЧП.



Просмотров