Нужно ли целовать иконы в церкви. Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых

У вас никогда не возникало желания узнать, что остается на иконе после поцелуя верующих? А вот студентка Британской высшей школы дизайна Дарья Федорова решила это выяснить, проведя бактериальный анализ икон московских церквей, о чем она рассказала The Village.

Девушка с детства интересовалась медициной, но решила посвятить свою жизнь изучению дизайна и искусства, и когда ей представилась возможность сделать свой собственный творческий проект, у нее возникла идея совместить медицину и искусство.

Все начиналось со слепка лица, которое потом поросло разными организмами. Девушка рассказала, что Американская ассоциация микробиологов даже разместила фото ее работы в соцсети, где слепок лица не только набрал много лайков, но вызвал гнев у одной из художниц, которая, оказывается, тоже занималась подобной работой и посчитала, что ее идею украли.

Студентке понравился результат ее творческого проекта и она решила продолжить работу в том же направлении. Недавно у Дарьи возникла идея взять бактериальный анализ с икон и попытаться прорастить эти бактерии в лаборатории, а к тому же узнать, какие микробы живут в московских церквях.

Я просто подумала, что круто было бы собрать образцы с икон из разных церквей, вырастить эти микроорганизмы и визуализировать. Я верю в Бога и в то, что каждый человек и есть Бог, а значит, и в людей я верю, пояснила Дарья в интервью.

Вместе со своей напарницей – научной сотрудницей лаборатории, девушка ходила по московским церквям в надежде взять анализ. Как рассказала Дарья, служители церкви не очень радушно их встречали, некоторые отнеслись с настороженностью к дамам с длинными ватными палочками.

Если я это стекло целую, я имею право знать, что на нем. Тем более что эти следы видны невооруженным глазом - на одной из икон был даже блеск для губ,вспоминает студентка.

Результаты анализа

Целью исследования было показать, что в церквях тоже могут обитать опасные бактерии, несмотря на святость места. Дарья поясняет, что ее проект не отрицает Бога, он лишь показывает людям действительность, о которой они могли не подумать в таком месте.

Исследование Дарьи очень важное, но оно вряд ли приведет к смене порядка в церквях. К сожалению, церковь и наука несовместимы. Никак не получится добиться полной дезинфекции икон, так как это уже многовековая традиция - прикладываться к иконам. Радует, что на иконах нашли не патогены, а микробы, живущие почти у каждого человека во рту. Например, при разговоре по офисному телефону вы тоже можете подцепить эти болячки. Поэтому, чтобы обезопаситься, надо укреплять иммунитет, поделилась со «Снег.TV» доктор биологических наук Елизавета Александровна Бонч-Осмоловская.

Всего девушки обошли шесть церквей Замоскворечья и взяли смывы с десяти икон: Преподобного Сергия, Воскресения Христа, Серафима Саровского, Святой Елисаветы, Божией Матери, Крещения Господня, Спиридона Тримифунтского, «Неупиваемой Чаши».


© VisualHunt.com

Взятые анализы показали, что икона кроет в себе множество микробов: стафилококки, стрептококки, синегнойные палочки, кишечные палочки. У студенток даже было подозрение на сибирскую язву, но в итоге это оказалась родственная ей палочка.

За такое исследование можно наградить девушку Шнобелевской премией. Конечно, на иконе полно бактерий, мы это понимаем и делаем все возможное - периодически дезинфицируем стекло. За всю мою практику я не помню ни одного случая эпидемии, которая бы коснулась наших прихожан. Вот я, например, обязан после причастия выливать вино и промывать чашу, но я так не делаю. Я сам выпиваю вино после прихожан, и, как видите, жив-здоров, рассказал «Снег.TV» проповедник и протодиакон Андрей Кураев.

Непонятый художник

Дарья Федорова так и не стала публиковать фотографии своего эксперимента, так как посчитала, что ее проект могут воспринять как открытую провокацию. Девушка признаётся, что она лишь увлекается медициной и не может сказать, как сильно повлияют найденные бактерии на человека, но она уверена, что человеку со слабым иммунитетом даже такие микробы могут повредить.

То, что иконы не стерильны, - факт. Было бы здорово, если бы люди, как в спортзале после тренировки, протирали за собой иконы салфеткой с дезинфектором. Ведь это про отношение к ближнему, а христианство учит любви к нему, рассказала Дарья.

Выступая как художник, девушка хочет, чтобы в будущем появились лаборатории, в которых художники могли бы периодически исследовать свои наработки вместе с учеными. Дарья Федорова верит, что художник способен совершить открытие, потому что он лишен рамок научного метода.

То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину - в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII - начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи - подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда - сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь - это милосердие; Церковь - это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные - суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство - лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы - это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг - храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника - это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, - это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое - символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) - ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием - кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие - всеочищающее и спасающее.

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме - научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.

В Библии сказано, что верующий человек обязан посещать храм, который является домом Господним. Именно в нем можно ощутить святое присутствие Христа и вознести Ему хвалебные слова в виде молитвы. В церквях присутствует особая атмосфера благодати, которую трудно ощутить дома. Поэтому в храм ходить не только нужно, но и полезно. А чтобы не испытывать неловкость и смущение, необходимо четко знать, как вести себя в святых стенах и как правильно приложиться к иконе.

История возникновения икон

В церковных преданиях сказано, что была нарисована апостолом и евангелистом Лукой. Он изобразил на доске от обеденного стола образ Пресвятой Богородицы с младенцем на руках. Когда Божья Матерь увидела творение, она сказала, что с этой иконой всегда будет благодать Ее Сына. Медик и художник Лука считается первым иконописцем. С его легкой руки святые образы Богородицы, Божьих угодников и мучеников стали изображать повсеместно. А также на иконах были запечатлены и главные церковные праздники. Однако с появлением первых картин с изображением святых люди еще не знали, как правильно приложиться к иконе. Правила поведения верующих перед святыми образами были установлены позже.

Иконография

Каждая икона создается в соответствии с церковными канонами. Это значит, что святой образ на ней должен быть узнаваемым и иметь расшифровку изображения или церковного события. В настоящее время существует не один десяток школ иконографии. У каждого мастера имеется свой фирменный стиль. Иконописцы рассказывают, что работа их требует огромной отдачи. Ведь перед началом творения, во время написания икон и по окончании читаются определенные молитвы, то есть на протяжении всей работы по созданию святого образа. Поэтому здесь важен не только творческий подход, но и духовность мастера.

Каждая икона должна быть освящена. Для этого над ней читаются определенные молитвы в зависимости от изображенного Святого, а затем картина окропляется святой водой. Только после освящения образ становится Святым.

Правила прикладывания к иконам

Читая молитву перед иконой, православные верят, что она будет услышана увековеченным на ней Святым. И это действительно так.

Как правильно приложиться к иконе? Вначале нужно 2 раза перекреститься, после чего слегка приложиться губами к краю иконы, а затем лбом. Далее отойти и еще раз перекреститься. Женщины должны усвоить одно правило: перед тем, как подойти к иконе, нужно убрать помаду с губ.

Не следует целовать святой образ несколько раз и по всему периметру стекла. Ни в коем случае нельзя целовать лик святого. Если икона «поясная», нужно прикладываться к благословляющей руке. К написанной картине в полный рост прикладываться следует к ногам. Если верующий сомневается, куда поцеловать икону, лучше приложиться к ее краешку.

У иконы нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа почитать следует изображение Его волос. При поклонении кресту нужно прикладываться к ногам Спасителя.

Можно ли целовать

Многие сомневаются, можно ли целовать иконы в церкви. Вот как отвечает на этот вопрос церковь. В повседневной жизни поцелуем люди выражают свою любовь, доверие. Так же и с иконами. Когда верующий ее целует, тем самым выражает благоговение перед изображенным на ней образом.

Однако все чаще люди, далекие от православия, пытаются научить других, как вести себя в церкви правильно, и доказывают, что иконы нельзя целовать. В качестве аргумента описывают результаты экспериментов, при которых с икон снимались отпечатки. В них учеными было обнаружено много опасных бактерий, которые оставались после многочисленного прикладывания к иконе. Однако священники убеждают, что верующему человеку не стоит этого бояться. Господь охраняет прихожан. Но в качестве альтернативы предлагается просто прикладываться лбом к краю иконы в знак почитания и благоговения святому образу.

Как входить в церковь

Люди, регулярно посещающие храм, знают, как ведут себя в церкви прихожане. Однако правильны ли их действия? Обычно священнослужители разъясняют, Итак:

  1. Перед тем как перешагнуть порог церкви, нужно 3 раза перекреститься у ее дверей, сопровождая действия поясными поклонами.
  2. Мужчины в храм входят без головных уборов. Женщинам положено покрывать голову.
  3. Прихожане покупают свечи и при желании заказывают молитву о здравии или за упокой.
  4. Как одеваться в церковь? У мужчин должны быть брюки и верхняя одежда, не оголяющая их торс. Для женщин главное требование - юбка ниже колена и тоже закрытый верх.

После этих действий верующие подходят к иконам, зажигают свечи и слушают молитвы, читаемые во время литургии.

К каким иконам подходят в первую очередь

Как только верующие заходят в главную часть храма, перед ними предстает аналой с иконой того Святого, чей праздник отмечается. Рядом со Святым образом стоит крест. Перед высоким четырехугольным столиком с покатым верхом следует 2 раза перекреститься с поясным поклоном, после чего приложиться к самой иконе и кресту.

К каким иконам подходить в первую очередь после аналоя? Здесь выбор зависит от желания прихожанина. Например, можно поставить перед ним. Не будет ошибкой, если верующий подойдет к образу конкретного Святого с просьбой о здоровье и поставит там свечку. Лучше выяснить у священника, какие святые в чем помогают, и после этого подходить к конкретной иконе с молитвой.

Например, перед иконой «Неупеваемая чаша» просят избавления от пьянства. Молитва перед образом Целителя Пантелеймона помогает избавиться от серьезных недугов.

Поминать усопших нужно перед специальной иконой. Место это называется канун. Располагается оно в левой части храма и представляет собой столик из 40 свечей. Помянуть умерших разрешается при выходе из церкви. Для этого достаточно одной свечки.

Правила поведения при богослужении

Как вести себя в церкви правильно? Во время богослужения верующие должны спокойно стоять и слушать молитву или читать ее вместе со священником. Нельзя гулять по храму, ходить между царскими вратами и аналоем.

Как ведут себя в церкви вновь пришедшие, когда богослужение уже началось? Если верующий зашел в храм во время проведения службы, лучше поучаствовать в нем, а после поставить свечки Святым. Допустим, у прихожанина нет такой возможности, значит, по церкви он должен передвигаться очень аккуратно, чтобы не отвлекать других от молитвы. По окончании службы верующие выходят из храма, перекрестившись 3 раза с поясным поклоном.

Какую одежду выбрать для храма

Раньше на богослужение мужчины приходили в строгих костюмах, а женщины - в удлиненных платьях. Сейчас же все чаще прихожане приходят в Дом Божий в неформальной одежде, к примеру, мужчины позволяют себе надеть шорты, а женщины - короткие юбки и брюки.

Современная молодежь считает, что главное - не внешний вид, а то, что у человека внутри.

Как одеваться в церковь? Какими хочет видеть нас Бог в своем доме? На первых страницах Библии сказано, что одежда должна прикрывать наготу человека. Священное Писание учит одеваться людей благочестиво. Если прихожане приходят на службу в открытой одежде, они тем самым показывают свое неуважение к святыне. Она отвлекает от молитвы. Люди просто начинают рассматривать тела друг друга. Вызывающие и яркие вещи тоже неприемлемы для церкви, так как отвлекают прихожан от богослужения. Клайв Льюис писал, что мода уводит внимание человека от истинных ценностей. Даже этих слов достаточно, чтобы понять, что в церковь нужно одеваться скромно. Тело прихожан должно быть закрыто, а женщине следует отказаться от брюк на время богослужения.

Иконы в доме

Еще в древности у людей появилась традиция приносить в дом иконы, как правило, две - образ Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часто их дополняли иконами святых, чьи имена носили хозяева дома.

В современном мире этот обычай сохранился. Священники рекомендуют устроить дома молитвенный уголок. Там можно поместить иконы, небольшую лампадку перед ними. Не желательно приобретать много икон, ведь это не картины и каждому образу придется молиться. Если домашняя икона выцвела, ее нужно предать огню. Святой образ, которому молятся, всегда должен быть четким. А потому нельзя молиться искаженным от старости иконам.

Как правильно приложиться к иконе дома, и нужно ли это делать? Здесь действия верующего аналогичны церковным правилам. Так мы выражаем уважение к Святому, образ которого изображен. Поэтому после молитвы можно поцеловать иконку. В доме рекомендуется иметь иконы со святыми образами Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, мучеников Гурия, Самона и Авива, молитва которым помогает обрести семейное благополучие.

Студентка провела бактериальный анализ московских икон, который выявил присутствие кишечных палочек, стафилококков и других микробов.

Дарья Федорова - студентка Британской высшей школы дизайна и автор проекта «Путешествие человеческого микробиома», в рамках которого она взяла на анализ смывы с икон из московских церквей. The Village поговорил с ней об идее эксперимента, чувствах верующих и выводах, к которым она пришла.

Первые творческие проекты

C детства мне было близко все, что связано с медициной. У меня был микроскоп, и что только я в него не разглядывала, кровь у себя брала, слюну, кожу. Но в школе у меня не пошла химия, и от идеи поступать в медицинский я отказалась. В итоге я поступила в «Британку», где в первый год обучения нам нужно было придумать концепцию своей выставки и создать какой-то продукт для экспозиции. Сначала я хотела со всего, к чему прикасаюсь в течение дня, собрать микроорганизмы и составить карту своих рутинных перемещений. В итоге на выставке у меня был лайтбокс с фотографиями культур в чашках Петри.

На следующий год я начала работать со слепками и выделкой мицелия, то есть грибницы: заливала культуры силиконом, а потом гипсом, он очень четко передавал все детали и рельефы, и я любовалась тем, какие эти культуры разные - волосатые, липкие, тягучие, обтекаемые, угловатые, извилистые, длинные, короткие - и они все вместе. Мицелий я очищала, сушила, выделывала, как скорняк, и получалось подобие кожаного папируса, из которого можно было делать поделки или использовать как бумагу.

А потом я решила снять слепок со своего лица, залила питательной средой - и получилось мое лицо, густо заросшее разными организмами. Я связалась с Американской ассоциацией микробиологов, она запостила мое лицо в соцсетях, а через некоторое время я получила гневное сообщение от одной художницы с обвинением, что я украла ее идею и ее хлеб.

Слепок с лица, заросший микроорганизмами

Идея эксперимента с иконами

Мысль посмотреть на то, что остается на иконе после поцелуев верующих, но скрыто от наших глаз, возникла совершенно случайно. Я просто подумала, что круто было бы собрать образцы с икон из разных церквей, вырастить эти микроорганизмы и визуализировать. Я верю в Бога и в то, что каждый человек и есть Бог, а значит, и в людей я верю.

Каждый сам выбирает, во что верить. Лично для меня гораздо важнее обращение внутрь себя, в свой собственный храм. Это взращивает чувство ответственности перед самим собой. Ты стоишь и молишься, вдыхая ладан, а через пару часов идешь грешить как никогда. Это неправильно и лживо, в первую очередь по отношению к себе. При этом я верю в то, что есть что-то, нам неподвластное. Во мне всегда борются темы сверхъестественного и реального. Меня влечет к антинаучному, но в то же время я против этого. Я засеиваю чашки Петри, разговаривая с
невидимыми организмами, зная, что они слышат меня. Эти противоборство и контрастность ощущений в том числе породили идею этого проекта.

Мне посчастливилось найти единомышленника - научную сотрудницу из лаборатории, которая вместе со мной ходила по церквям. Изначально я хотела сравнить смывы с икон из храмов в центре города со смывами из более отдаленных и не очень посещаемых, но это вылилось бы в недельное путешествие, а мне хотелось поскорее начать работать с материалом. Поэтому мы просто приехали на «Третьяковскую» и заходили во все попадавшиеся нам на пути церкви.

Fusarium, Aspergillus, Cladosporium, Penicillium, ряд неидентифицированных бактериальных колоний

Как собирали образцы

Сначала мы вызвали недоумение: какие-то непонятные люди с длинными ушными палочками пришли в церковь что-то собрать. Мы решили подойти к служительнице и спросить разрешения взять бактериальный анализ, хотя понимали, что эта идея была обречена на провал. Она посмотрела на нас испуганным взглядом, тут же взяла дезинфектор и салфетку, поняв, что нужно пойти и срочно протереть стекла, и отправила нас за благословением на этот анализ к батюшке.

Батюшки в храме не оказалось, выяснилось, что будет он только через неделю, но мы были настроены решительно и ждать не собирались. У меня уже в одном рукаве был шприц с физраствором, в другом - тупфер и камера наготове. Мы обратились за разрешением к охраннику, который ответил, что наши эксперименты потом выльются в эксперименты с ним, и выпроводил нас с богом. После этого мы решили просто заходить в церкви и, не спрашивая разрешений, брать смывы. Потому что, если я это стекло целую, я имею право знать, что на нем. Тем более что эти следы видны невооруженным взглядом - на одной из икон был даже блеск для губ.

Задача эксперимента

Целью нашего эксперимента не было показать, что церковь - это одна большая бактерия. Этот проект не отрицает Бога, он о вовлеченности людей. Понятное дело, что вера тех, кто каждый день ходит в церковь, сильнее мысли о том, что икона грязная. Моя напарница сама целовала иконы в церквях. После проекта сказала, что в следующий раз дважды перед этим подумает.

Во времена эпидемий иконы считались разносчиками инфекций, и церкви закрывали. Но разносчиком инфекций может быть и вино. Когда ты приходишь на причастие и стоишь в очереди из 20 людей к кагору, ты выпиваешь уже не кагор, а слюни этих 20 людей, допиваешь лжицу, а потом ты целуешь руку - с рук я тоже хотела брать анализ.

К тому же мне был интересен и круговорот людей, где икона выступает как его центр. Этот эксперимент - еще и попытка запечатлеть ситуацию, настоящий момент. Служительница подошла к стеклу и все это смыла, все следы исчезли, потом эти микроорганизмы набираются на нем снова, и так до бесконечности, пока есть образ церкви и иконы. Я просто подумала о том, что передо мной мог кто-то поцеловать икону, оставив свой материал, жидкости на стекле, а через пять секунд к ней подошла я, забрав микроскопические частицы себе. Понятно, что так можно сказать обо всем: никто и ничто не стерильно.

Bacillus cereus с иконы Преподобного Сергия

Micrococcus luteus с иконы Серафима Саровского

Staphylococcus aureus с иконы Воскресения Христа

Какие бактерии живут на иконах и опасны ли они

Всего мы обошли шесть церквей Замоскворечья и взяли смывы с десяти икон: Преподобного Сергия, Воскресения Христа, Серафима Саровского, Святой Елисаветы, Божией Матери, Крещения Господня, Спиридона Тримифунтского, «Неупиваемой Чаши». Когда мы только начали высеивать в лаборатории, было много неудач, ничего не росло - мы даже подумали, что это святые микроорганизмы, которые просто так нам не дадутся. Потом повторно засеяли на нескольких питательных средах, пошел рост, и мы все-таки идентифицировали микроорганизмы. Большинство из них условно-патогенные организмы: стафилококки, стрептококки, синегнойные палочки, кишечные палочки.

Micrococcus luteus - вид грамположительных неподвижных бактерий-кокков. Их роль в возникновении заболеваний минимальна.

Neisseria sicca - считается нормальным обитателем носоглотки, но известно, что эта бактерия способна вызывать сепсис, пневмонию, воспаление сердца, мозговых оболочек и другие заболевания у ослабленных больных.

Bacillus cereus - вид грамположительных, спорообразующих почвенных бактерий, вызывает токсикоинфекции у человека.

Bacillus subtilis - сенная палочка, вид грамположительных спорообразующих аэробных бактерий, представителей рода бациллы (Bacillus). Может вызывать острый гастроэнтерит. В группе риска находятся новорожденные, ослабленные, дети с иммунодефицитными состояниями, а также больные со злокачественными новообразованиями.

Staphylococcus aureus - золотистый стафилококк, наиболее патогенный вид стафилококков, возбудитель гнойно-воспалительных поражений у человека, инфекций кожи и мягких тканей.

Pseudomonas aeruginosa - вид грамотрицательных подвижных палочковидных бактерий. Обитает в воде и почве, условно-патогенна для человека, возбудитель нозокомиальных инфекций. Лечение таких инфекций сложное, ввиду высокой устойчивости к антибиотикам.

Escherichia coli - кишечная палочка, вид грамотрицательных палочковидных бактерий, широко распространенных в нижней части кишечника теплокровных животных.

У нас даже было подозрение на сибирскую язву, но в итоге это оказалась родственная ей палочка. Мы не нашли ни сифилиса, ни каких-то жестких патогенов. Конечно, я не врач, чтобы делать выводы о том, насколько обнаруженные микроорганизмы опасны для здоровья, но, если у тебя слабый иммунитет, они могут навредить. А то, что иконы не стерильны, - факт. Было бы здорово, если бы люди, как в спортзале после тренировки, протирали за собой иконы салфеткой с дезинфектором. Ведь это про отношение к ближнему, а христианство учит любви к нему.

Даже если я захочу выставлять где-то фотографии и результаты этого эксперимента, за это вряд ли возьмутся, потому что, скорее всего, мою работу воспримут как открытую провокацию. Хотя это могло бы быть выставлено и в церкви - как проект, демонстрирующий жизнь в церковной среде, вместе, например, с информацией о составе ладана, который опьяняет прихожан за счет ацетата инценсола, входящего в состав. Я была в Японии в храме Сэнсо-дзи, где есть обряд омовения, при котором благовония тебя абсолютно реально накуривают. Так же и с ладаном.

Как художника воспринимают ученые

Я не медик и могу позволить себе делать что-то неправильно, мое поведение в лаборатории оскорбило бы ученого. Большинство моих идей были бы осуществимы, если бы я была научным сотрудником. Дилемма для меня заключается в том, что я не хочу в лабораторию на полный рабочий день, она мне нужна только для реализации художественных идей, как и экспертиза ученых.

Наше научное сообщество оказалось глухо к моим просьбам об участии. Я приносила им свои наработки, зарисовки, идеи, связанные, например, с клонированием, но так и не нашла заинтересованного человека, который поверил бы в них так же, как я. Я приходила за питательной средой для проекта с лицом на кафедру микробиологии одного института, где надо мной просто посмеялись и предложили прекратить вообще всем этим заниматься. Но когда ты встречаешься с отказом, критикой или насмешками, это тебя еще больше мотивирует. Но я мечтаю о том, чтобы была какая-то большая спонсируемая сайенс-арт-лаборатория в Москве с современным оборудованием, куда бы могли приходить художники и совместно с учеными работать над своими проектами. Я верю, что художник способен совершить открытие, потому что он лишен рамок научного метода.

Новые идеи

Я планирую продолжать свои эксперименты. Есть разумная слизь, которая умеет передвигаться. Она называется Physarum polycephalum, состоит из протоплазмы, питается бактериями, подгнившей древесиной и овсянкой, живет в лесу и не любит свет. У нее нет мозга, но ведет она себя как разумная. Японцы ставили с ней много экспериментов и выяснили, что с ее помощью можно проектировать сети дорожных коммуникаций - она воспроизвела схему токийских железных дорог всего за несколько часов, лучше многих инженеров. Я ходила по лесам и пыталась ее найти, но не обнаружила и теперь ищу другие варианты. Ее можно вырастить в метрового комнатного питомца. В ближайшее время займусь этим.

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон - это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении - в ручку); Божию Матерь и святых - в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное - мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот - излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу - Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».


Мирские люди часто путают икону - образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом - обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, - трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона - это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа .» Прп. Ефрем Сирин



Просмотров