Новый закон для мигрантов гибдд. Водителям-иностранцам из пяти стран не нужно будет получать российские права: Подробнее

Всего пару недель назад депутаты Госдумы обещали, что закон об отмене иностранных водительских прав в России принимать пока не будут. Мол, примем поправки, какие надо. И отложим до следующего года. Однако принять ничего не успели. И сами не заметили, как тот самый закон благополучно вступил в силу (с 1 июня). Теперь с иностранным удостоверением в нашей стране можно ездить только на личной машине. Или взятой напрокат, например. Занимать же должность шофера можно только с российскими правами. Иначе штраф - от 5 до 15 тысяч рублей водителю, и 50 тысяч - его работодателю (юридическому лицу).

«ПОНАЕХАЛИ, ПОНИМАЕШЬ!»

И вот спустя неделю после того, как приняли этот закон, я стою возле станции метро «Коньково» и вызываю машину. Ну, думаю, сейчас проверим, у кого какие права. Сервис «Яндекс .Такси» направил ко мне извозчика, которого зовут Назирли Гусейнага Назар оглы. Я, конечно, деликатно верил, что у него с документами все в порядке... Но все же до последнего мне что-то подсказывало, что это не так.

Мне эти ваши права совсем не нужен! - вспыхнул водила словно порох. - У меня смс -ка есть!

Таксист передал мне свой мобильный телефон, в котором было написано: «Профсоюз трудящихся мигрантов информирует: вы можете продолжать использовать зарубежные права. По нашим данным, сотрудникам ГИБДД дано указание не штрафовать за них, а Госдума перенесет введение закона на июнь 2018».

Да я на прошлой неделе с депутатом Госдумы общался, который этот закон принимал! - хотел всплеснуть я руками, но вовремя притаился.

Это все-таки профсоюз пишет, - сказал мне Назар, успокоившись. - Ему виднее.

Под мелодичные мотивы восточной музыки мы мчались на «Kia Rio» по Профсоюзной улице и с дельным видом осуждали приезжих. Мол, заполонили всю столицу! При этом водила приехал в Москву из солнечного Азербайджана , а я из Курска .

Таксист снова распалялся и, отрывая руки от руля, восклицал:

Как они тут работают, не понимаю! Языка не знают! Города не знают! Вести себя не умеют, слушай. Один недавно поспорил с клиентом. И четыре раза пырнул его ножом. Это что, нормальное поведение?

- Мне кажется, что нет, - ответил я искренне.

А, как приехал, сразу позвонил в профсоюз мигрантов. Мне там сказали, что это все чушь собачья. Никаких смс они не рассылали. Скорее всего, это сообщение водила отправил с чужого номера сам себе. Чтобы - в случае чего - показывать инспекторам.

«ПРИХОДИТЕ К НАМ РАБОТАТЬ»

На следующий день я продолжил свой эксперимент и снова вызвал такси. Только уже через «Uber». Водитель оказался с российскими правами. Что не удивительно. В Москву он приехал из Дагестана (республика России, - прим. авт). Наверное, поэтому он вел себя на дороге словно абориген. А я, пока ждал его, случайно нажал в приложении на кнопку «Попробуйте себя в качестве водителя». И через секунду прочитал: «Зарабатывайте хорошие деньги. Вы решаете сами, сколько и когда работать. Без офисов и начальников». Я вернулся на прежнюю страницу, но уже через несколько минут мне на мобильник позвонил диспетчер и предложил работу.

- Увы, но у меня иностранные права, - соврал я, ожидая ответа.

Ничего страшного, - сказали в компании «Uber». - Они же международного образца? Вы нам подходите...

На самом деле, водительское удостоверение международного образца - это не какая-то отдельная категория, а такие же иностранные права, только с английским переводом. Вряд ли в российской ГИБДД есть сотрудники, умеющие читать иероглифы. И для того, чтобы японец мог ездить на своем авто по Москве, такой документ и оформляется. И, согласно закону от 1 июня, ни таксистам, ни водителям автобусов с троллейбусами он не подходит.

(Кстати, в ГУП «Мосгортранс » из 16 тысяч водителей полторы тысячи иностранцы - и 80% из них сдали экзамены с вождением и получили российские права).

«НЕЛЕГАЛЫ КАК ЕЗДИЛИ, ТАК И ЕЗДЯТ»

Таксист с 18-летним стажем Евгений Бокарев уверен, что иностранные права абсолютно не пугают их владельцев. Несмотря на принятый закон. Потому что в итоге так получается, что штрафовать некого.

Большая лизинговая компания сдает в аренду машины какой-нибудь фирме, - рассказывает Евгений. - Эта фирма накручивает цену и тоже их сдает - уже в субаренду. Третья компания - совсем мелкая - предлагает иномарки таксистам. Те берут их. Например, за 2500 рублей в сутки. Но потом оказывается, что последняя компания - примитивная однодневка, с которой и взять-то нечего. Прилетает штраф из ГИБДД, но платить его некому. При этом сам таксист - физическое лицо. Его тоже могут наказать. Но сумма штрафа гораздо меньше.

Я позвонил в столичное управление ГИБДД, но там от комментариев упорно отказываются.

Если по хорошему проверять водителей такси, то половина из них работает нелегально, - заявил Бокарев. - Путевки оформляют сами - бланки есть в свободной продаже. Печати медосмотра покупают через интернет (одна стоит 700 рублей). Подписи механиков, которые должны осматривать машины, тоже поддельные. Главное, что нужно иметь на руках - разрешение на таксомоторную деятельность. Если работаешь сам на себя, оформляешь ИП и получаешь его в Дептрансе (делается в течение трех недель бесплатно). Если на компанию, то это ее заботы.

Во дворах часто встречаются брошенные машины такси. Особенно сейчас. Это связано с законом об отмене иностранных прав?

Не думаю. Гастарбайтеры и раньше бросали автомобили. Им обещали золотые горы, зарплаты до 160 тысяч рублей (в объявлениях). А на деле они не могут даже окупить аренду машин. Вот и бросают их где попало. От злости. Сейчас этот рынок раздули до крайности. В Москве и по области около 120 тысяч таксистов. Для сравнения, в советское время было 18 тысяч.

ОБУЧЕНИЕ НЕ ДОРОЖАЕТ

По словам председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослава Щербинина, за прошедшую неделю в Москве не вышли на работу около 30 тысяч водителей. Все они - приезжие ребята. Львиная доля от этого количества - легальные таксисты. Потому что нелегалам (по сути) бояться нечего. Они и до 1 июня возили пассажиров незаконно. В области тоже штат водителей ощутимо сократился (на 25-30%). Об этом сообщил «КП » руководитель Ассоциации таксистов Подмосковья Андрей Титов .

Казалось бы, сейчас все эти люди ринутся переучиваться на права, а значит и стоимость обучения должна повыситься. Но, обзвонив пять-шесть автошкол, я выяснил, что все как раз совсем наоборот.

Мы даже готовы предоставлять скидки мигрантам, - рассказали мне в одной из компаний. - Именно тем, которые работают водителями. Все равно учить их особо не нужно. Ездить умеют.

Минимальная стоимость учебы, которая мне попалась, 18500 рублей. Наибольшая - 32000 (в этом случае количество занятий максимальное и проходят они в удобное для будущих водителей время).

В таксомоторных парках мне в основном говорили, что водителей с иностранными правами они в принципе стараются не брать.

У меня, например, в принципе такая политика, что я не беру водителей с иностранными документами, - заявил «КП» руководитель 6-го таксомоторного парка Александр Саная. - У нас 1100 машин. И все водители с российскими правами.

А у нас 800 машин, - рассказал руководитель компании «Формула такси» Виталий Прокин. - С принятием закона на работу не вышли 5% водителей. Все они приехали в Москву из Беларуси . Видимо, кто-то из них вернется на родину. Кто-то будет переучиваться.

Понятно, что руководители других частных фирм, организующих пассажирские перевозки, не намерены признаваться, что у них работают водители с иностранными правами. Потому что теперь это незаконно.


Вопрос, действуют ли на территории России зарубежные водительские права по ФЗ-92, остается открытым. Непонимание иностранными гражданами обусловлено неверной трактовкой Федерального закона.

Основные положения закона

ФЗ о водительских правах иностранных граждан Госдума подписала 7 мая 2013 года с целью приостановки потока нелегальных мигрантов. По закону иностранцам — узбекам, таджикам, украинцам, белорусам, молдаванам, армянам, казахам — без российского водительского удостоверения запрещается управлять грузовиками, такси, автобусами. Распространяется закон на юридических, физических лиц, частных предпринимателей.

Поправки к закону о российских водительских правах для иностранцев Госдума внесла 1 июня 2017 года . Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам без национального ВУ запрещено управлять автобусами, грузовиками, трамваями, легковыми авто, мотоциклами. Повторное обучение при замене иностранных прав на российские отменили — в странах СНГ обучение для получения ВУ проходит по стандарту. 16 июня Госдума изменила закон, разрешив гражданам Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии работать с зарубежными правами водителям автобусов, такси в России.

Иностранные водительские удостоверения, оформленные не по международному договору РФ, не обмениваются на российские по закону 2017 года.

В каких случаях требуется замена водительского удостоверения?

Гражданин зарубежной страны, планирующий на территории России работать водителем автобуса, троллейбуса, такси, трамвая, вынужден оформить российское водительское удостоверение.

Обмен иностранных прав на российские необязателен людям, едущим транзитом через Россию. Запрет не распространяется на нерезидентов страны, передвигающихся на машине не по рабочим целям.

Порядок замены водительских прав иностранными гражданами

Закон о водительских правах для иностранных граждан людям, имеющим разрешение на проживание или гражданство в РФ гласит, что замена иностранных прав водителя на российские проводится в отделении ГИБДД.

При отсутствии ВНЖ, гражданства РФ обмен осуществляется по месту временного проживания. Права в России иностранный гражданин по закону получает при предоставлении:

  • паспорта;
  • копии страниц ВНЖ с фотографией и регистрацией;
  • заявления;
  • личного ВУ с нотариальным переводом;
  • медицинской справки 083/У-89;
  • свидетельства о временной регистрации в ПВО ОВД.

По ФЗ-92, специалисты ГИБДД дают права после оплаты госпошлины в сумме 2000 рублей. В 2016 году 50000 иностранных граждан заменили права на российские.


Требуется ли сдавать экзамен?

Для получения национальных прав, гражданин зарубежной страны по закону сдает экзамены без обучения в автошколе:

  • теоретический — на знание правил дорожного движения;
  • практический — на экзаменационной площадке;
  • практический в городских условиях движения.

Проводится экзаменовка на машинах с механическим (автоматическим) типом управления. Замена водительского удостоверения для иностранных граждан выполняется без тестирования, если человек — житель страны, заключившей интернациональный договор с Российской Федерацией по обмену ВУ.

Бывает в иностранных водительских правах открыто две (три, четыре) категории (подкатегории). Экзамен гражданин по закону сдает по наивысшей.

Основания для отказа в замене водительского удостоверения

Заявление об обмене ВУ работники ГИБДД по закону отклоняют при:

  • отсутствии полной информации, печатей;
  • предоставлении гражданином неполного пакета документации;
  • наличии в документах подчисток, помарок.

Отказать в допуске к экзамену могут при условии, что гражданин не достиг 18 лет для категории А, В или 21 года для категории D (автобусы для перевозки 8 человек), Tb (троллейбусы), Tm (трамваи), подкатегории D1 (машины для пассажирских перевозок вместительностью 8-16 человек), лишился водительского удостоверения, предоставил фальшивые документы.

Ответственность за несоблюдение закона

Закон о водительских правах для иностранных граждан предусматривает административные меры наказания. Если у иностранного гражданина — водителя отсутствуют российские права, штрафуют его работодателя – ответственное лицо за техсостояние транспортного средства. Сумма составит 50 тысяч рублей. Размер штрафа для обычных граждан — 5-15 тыс. рублей.

Скачать 92-ФЗ в последней редакции

Для ознакомления и распечатки закона о замене водительского удостоверения для иностранных граждан водителю достаточно скачать документ по ссылке .

Редакция закона 2017 создает хлопоты иностранному гражданину — сдача тестов и трудности органам исполнительной власти — бесперебойный обмен водительских документов.

Зал пленарных заседаний Государственной Думы

ФОТО: Владимир Афанасьев

На пленарном заседании Государственной Думы 17 мая планируется рассмотреть законопроект, внесённый 5 апреля группой депутатов во главе с председателем Комитета по транспорту и строительству Евгением Москвичёвым.

Законопроект отстаивает права иностранных водителей, которым с 1 июня сесть в России за руль автомобиля с иностранными или международными водительскими правами будет запрещено.

Именно в первый день лета в силу вступят поправки в Закон «О безопасности дорожного движения». Изменения предусматривают запрет на работу в России в качестве водителей иностранцам по их национальным или международным водительским документам. Для продолжения работы им будет необходимо получить права, выданные в России. А значит, иностранным гражданам будет необходимо получить медицинскую справку о допуске к управлению транспортным средством и сдать теоретический и два практических экзамена.

Авторы внесённого законопроекта отмечают, что в российских транспортных компаниях трудоустроено около 9,5 тысячи иностранных водителей, подавляющее число которых граждане Белоруссии. Инициатива предлагает отсрочить вступление запрета в силу до 1 июня 2018 года. Авторы объясняют это тем, что отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, требуемой для сдачи экзаменов иностранными водителями, не позволило вовремя выполнить обмен документов.

В результате в Комитет по транспорту и строительству начали поступать массовые обращения перевозчиков об имеющихся проблемах и фактической невозможности сдачи практических экзаменов и обмена иностранных водительских удостоверений на российские.

Кстати, депутаты Леонид Калашников, Виктор Водолацкий, Артём Туров 19 апреля также внесли в Государственную Думу законопроект, предлагающий не распространять запрет по водительским правам на граждан Союзного государства. Они отмечают, что согласно договору между Россией и Белоруссией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года предусматривается, что граждане обоих государств имеют равные права на трудоустройство в той и другой стране.

Кроме того, закон Белоруссии «О дорожном движении» не накладывает никаких аналогичных ограничений на иностранных граждан, желающих получить работу в республике. Авторы документа предлагают сделать исключение для граждан Белоруссии и разрешить им и дальше работать по национальным документам, что позволит обеспечить их права на территории Российской Федерации.

Кстати, большую дискуссию на вчерашнем заседании Совета Думы вызвал законопроект об обмене водительских удостоверений для водителей из стран СНГ. Об этом заявил первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников.

«Дискуссию он вызвал, потому что речь в нём идёт о продлении срока обмена водительских удостоверений ещё на один год, - сказал Иван Мельников. - Все было бы ничего, если бы мы не принимали аналогичный документ уже третий раз». Именно столько раз Госдума переносила срок вступления в силу нормы об обмене удостоверений. По словам Ивана Мельникова, у всех членов Совета Думы было единодушное мнение, что такая ситуация ненормальна.

«Конечно, мы будем рассматривать законопроект, но завтра на его рассмотрение приглашён либо руководитель ГИБДД, либо замминистра МВД, которые должны объяснить, почему складывается такая ситуация, что мы вынуждены третий раз принимать такое решение», - сказал Мельников.

Тысячи таксистов и водителей общественного транспорта могут в одночасье лишиться работы: с 1 июля 2019 года в силу вступает новая поправка к , которая запретит принимать на работу граждан с нероссийскими водительскими удостоверениями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какой готовится закон

С 1 июля 2019 года в силу вступает закон, запрещающий водителям с иностранным водительским удостоверением работать, а предпринимателям и компаниям – трудоустраивать их.

При этом штраф будет налагаться как на водителя, так и на его работодателя в размере:

Закон не распространяется на владельцев иностранных удостоверений, которые пользуются автомобилем для личных целей – им менять права не нужно.

Правда, документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями .

Согласно Конвенции национальное удостоверение должно соответствовать определенному формату, в частности содержать записи, продублированные на латинице, и категории транспортных средств, установленные международным стандартом:

Решение о запрете иностранных водительских удостоверений принималось и откладывалось уже дважды – так государство давало водителям время на замену документов.

Об окончательном внесении поправок объявили еще в начале этого года с той же целью, однако, как показали опросы, в результате более половины автовладельцев не знали о готовящемся проекте.

В связи с тем, что о законе было известно заранее, времени на оформление новых прав у автомобилистов нет.

Начиная с 1 июля текущего года сотрудники госинспекции будут останавливать водителей общественного транспорта, таксистов и других автовладельцев, проверять права и на месте выписывать штрафы за отсутствие российского удостоверения.

Исключение касается только тех иностранцев, которые приехали в Россию на постоянное место жительства (и соответственно получили разрешение на постоянное проживание).

В течение 60 дней с получения разрешения иностранец может работать на автомобиле с национальными правами; за этот срок он обязан пройти экзамен в автошколе и оформить удостоверение российского образца.

Кто попадает в зону риска

Прежде всего, проверке подвергнутся следующие категории автовладельцев:

  • водители транспорта, предназначенного для общественных перевозок: автобусов (как городских, так и междугородних), троллейбусов, трамваев;
  • таксисты (как частные, так и работающие на службу такси);
  • личные шоферы;
  • перевозчики и курьеры (вне зависимости от характера и количества груза).

Что может «выдать» водителя и стать причиной проверки:

  • наличие в салоне автомобиля счетчика, таксометра, путевого листа;
  • большое количество товара, вещей, коробок;
  • наличие знаков такси («шашечек»).

Почему вводится запрет на использование иностранных водительских удостоверений

Официального объяснения введению новой поправки дано не было. Тем временем эксперты выдвигают следующие предположения:

  1. Трудоустройство иностранных граждан, находящихся в стране нелегально, может быть опасно для пассажиров общественного транспорта. Как показывает статистика, большинство аварий на дорогах с участием мигрантов происходит из-за незнания правил дорожного движения или агрессивного поведения на дороге.
  2. У государства нет возможности проверить, насколько законно были получены иностранным гражданином водительские права в другой стране.
  3. Опросы показывают, что большинство россиян с недоверием относятся к водителям-иностранцам и предпочли бы им водителя, получившего права в России.

Таким образом, новое постановление намерено снизить количество аварий с участием общественного транспорта и такси, создать благоприятную обстановку на городских дорогах.

Что ожидает иностранцев с принятием

Сразу нужно отметить: закон не запрещает водить машину с иностранными правами для личных целей, новое постановление затрагивает только тех, кто с помощью автомобиля зарабатывает деньги.

Частным шоферам, таксистам, водителям общественного транспорта придется заново оформлять водительское удостоверение или сдавать экзамен в российской автошколе.

Важно: административная ответственность также грозит и работодателям, чьи сотрудники не получили российские права. В этом случае они будут обязаны выплатить штраф в размере 50 тысяч рублей.

Издание «Известия» отмечает, что принятие нового закона ударит по 20 % всех водителей и таксистов столицы; большинство из них – выходцы из стран СНГ.

5 % персонала – столько, по мнению Норайра Блудяна, заведующего кафедрой автомобильных перевозок МАДИ, потеряют сервисы такси и службы автоперевозок после принятия нового закона.

Для владельцев иностранных удостоверений ситуация осложняется еще и тем, что многие из них не имеют личного автомобиля, а перевозки осуществляют на арендованных машинах.

Это еще одно нарушение российского закона; вкупе с нероссийскими правами оно может обернуться для водителя крупным штрафом и даже депортацией.

Факт: В перспективе власти собираются оснастить все транспортные средства черными ящиками, которые будут фиксировать нарушения, скорость, возможные поломки.

Теперь владельцам иностранных прав придется сдать экзамен в российской автошколе, чтобы по его итогам получить российское национальное водительское удостоверение, а также и .

На всю процедуру переоформления документов может уйти от пары недель до месяца. Но, как отмечает Союз автошкол, это не пугает автовладельцев – по крайней мере, притока клиентов в автошколы замечено не было.

Это значит, что они либо не слышали о новом законе, либо решили обратиться за помощью в нелегальные организации, предоставляющие поддельные документы.

Какие нужно готовить документы

При замене иностранных прав на российские необходимо собрать и предоставить пакет из следующих документов:

  1. Заявление автовладельца на переоформление иностранного водительского удостоверения на российское.
  2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  3. Медицинское заключение;
  4. Иностранное водительское удостоверение.
  5. Квитанция об оплате госпошлины.

Для сотрудников консульств, дипломатов и работников международных организаций, аккредитованных в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, а также для членов их семей выдача новых прав производится по упрощенной схеме: без прохождения экзамена и получения медицинского заключения.

Порядок замены иностранных прав на российские

Для замены водительских прав необходимо сделать несколько шагов:

  1. Шаг 1. Написать заявление на оформление российского удостоверения.
    Заявление, написанное от руки или набранное на компьютере, подается в любое отделение ГИБДД либо в районное отделение ГИБДД, если есть место жительства.
  2. Шаг 2. Сдать экзамен на вождение.Замена иностранных прав на российские производится только по результатам экзамена. Это значит, что хозяину прав нужно будет сдать экзамен по вождению.

    Внимание: Справка о прохождении экзамена на вождение в другой стране в России не имеет юридической силы! При переоформлении прав прохождение экзамена на знание российских прав дорожного движения обязательно!

    Традиционно экзамен включает в себя три части:

    По умолчанию экзамен проводят на высшую категорию транспортного средства из тех, что указаны в правах. Но автовладелец может сдать экзамен и по другой категории – для этого ему придется написать соответствующее заявление.

    При этом отметки об остальных полученных категориях в новом удостоверении сохраняются. Основные категории транспортного средства (в порядке возрастания): М, А, В, С, D.

  3. Шаг 3. Оплатить госпошлину и получить медицинское заключение.
    Реквизиты для оплаты пошлины можно получить в любом отделе ГИБДД.
  4. Шаг 4. Предоставить в ГИБДД пакет документов на переоформление.
    Рекомендуется подготовить копии и оригиналы документов, входящих в пакет, а также приложить квитанцию об оплате – она может понадобиться при переоформлении.
  5. Шаг 5. Получить российские права.

Причиной отказа в выдаче прав может стать:

  • ложная информация,
  • поддельные документы,
  • документы с дефектами, исправлениями, без подписей и печатей,
  • истекший срок действия документов,
  • лишение водителя прав,
  • неподходящий возраст водителя,
  • неполный пакет документов.

Водительское удостоверение выдается в течение 7 дней с момента сдачи экзамена.

В новое удостоверение переносятся не только отметки о категориях, но и отметки о медицинских противопоказаниях к управлению транспортом определенной категории.

Иностранное водительское удостоверение после выдачи прав российского образца возвращается его владельцу.

Стоимость оформления

Для переоформления прав на российские необходимо оплатить государственную пошлину в установленном размере в 2000 рублей.

Помимо госпошлины, придется потратиться также на оформление медицинского свидетельства:

Обновлено: 21.05.2019 2742

Запрет на иностранное водительское удостоверение в России – в отношении кого действует и как наказывается его нарушение + в течение какого срока права нужно заменить

Информация проверена

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами снова Вячеслав!

Большинство государств ограничивает возможность использования иностранных водительских удостоверений на своей территории, принуждая своих гостей со временем производить замену прав на местные.

Российская Федерация же, в отличие от других стран, позволяет иностранцам управлять транспортом на своих просторах без обмена удостоверения. Тем не менее запрет на иностранные водительские права в России частично действует. Предлагаю разобраться, в отношении кого он введён и какое наказание грозит тем, кто будет ездить с недействительным документом. Поехали!

Да! Согласно ст. 25 Закона «О безопасности дорожного движения» (далее – ЗоБДД) иностранцы при отсутствии (ВП) могут использовать для передвижения по России национальные водительские удостоверения (НВУ), выданные на территории другого государства.

Чтобы не возникло проблем с использованием НВУ, полученного за границей, вы должны быть уверены, что этот документ отвечает требованиям Венской конвенции о дорожном движении 1968 г.

Согласно Приложению 6 Венского соглашения НВУ должно изготавливаться в виде пластиковой или бумажной карточки и содержать такие сведения:

  • Название документа на национальном языке страны выдачи.
  • Имя и фамилию владельца.
  • Дату рождения. Место рождения может указываться исходя из местной специфики страны, где выписывался документ.
  • Дату выдачи и окончания действия. В некоторых государствах день окончания действия НВУ указывается не всегда. Такое удостоверение в России не принимается.
  • Номер НВУ.
  • Фото и подпись владельца.
  • Категории транспортных средств , право вождения которых предоставлено предъявителю удостоверения. Желательно, чтобы была также проставлена дата окончания действия прав на ту или иную категорию.

Если у вас НВУ старого образца, то оно также подойдёт для передвижения территорией России. Но для того, чтобы у представителей Госавтоинспекции не возникало вопросов, нужно, чтобы удостоверение, выданное в другой стране, сопровождалось или .

Гражданам России также прямо не запрещается управлять транспортными средствами на территории родной страны с иностранными ВП, хотя здесь могут быть нюансы. О них более подробно поговорим далее.

Запрет на вождение в России по иностранным правам при трудовой и предпринимательской деятельности

О введении запрета на использование иностранных ВП для работы говорилось давно.

Закон № 92-ФЗ, которым собственно и ввели ограничение на вождение с НВУ других государств, был принят ещё в 2013 году и ещё тогда содержал норму о необходимости замены ВП на российские. Но вступление этой нормы в силу длительное время оттягивалось по разным причинам. Введена оно была в действие, как мы знаем, в июне 2017.

До 1 июня 2017 года вождение транспортных средств (ТС) с иностранными ВП, соответствующими Венской конвенции, допускалось при любых обстоятельствах. С введением в силу абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92-ФЗ, дополнившую ст. 25 ЗоБДД пунктом 13, всё стало несколько сложнее.

Важно! С июня 2017 г. управление ТС по иностранным ВП не допускается, если вождение авто связано с предпринимательской или трудовой деятельностью (п. 13 ст. 25 ЗоБДД). Водителям автобусов, курьерам, таксистам, дальнобойщикам и другим гражданам, работающим с перевозками, необходимо произвести , если этого не было сделано ранее.

Внимание! Водителям, участвующим в международных перевозках или пересекающих Россию транзитом, ВП обменивать ненужно.

Почему ввели запрет на вождение авто без российского удостоверения?

Необходимость изменений вызвана большим количеством автокатастроф, возникающих по вине мигрантов. Так, в Научном центре безопасности дорожного движения МВД утверждают, что около 30% аварий совершают иностранцы.

Мигранты, по словам специалистов, чувствуют себя безнаказанными на дорогах России, особенно это касается таксистов на иностранных номерах. К тому же, проверить законность получения ими водительских удостоверений невозможно.

Ввиду этого, иностранцев, желающих работать в сфере извоза, решили обязать проходить дополнительную проверку на знание ПДД и умение управлять ТС.

Убедились в правильности своих действий депутаты сразу же после подписания Закона № 92 от 07.05.2013. В июле 2013 года в Подмосковье случилась крупная авария, виновником которой стал нелегал из Армении Грачья Арутюнян. Из-за несоблюдения им ПДД погибли 18 человек.

Конечно, хочется верить, запрет на использование иностранных ВП действительно улучшит ситуацию с аварийностью. Но нельзя забывать и о других целях принятия такого решения:

  • Пополнение бюджета. Не секрет, что получение ВП – мероприятие платное. Кроме того, запрет на иностранные ВП прописан в КоАП РФ. Это означает, что штрафов станет выписываться больше.
  • Уменьшение количества мигрантов . Получение новых ВП пугает многих приезжих. Кроме того, отсутствие российского НВУ – повод для их легального увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Так, 1 июня в «Мосгортрансе» было уволено около трёхсот водителей из-за неимения документов. Кстати, вот вам ещё один повод пополнения казны. На место мигрантов нужно брать обычных россиян, зарплаты которых почти вдвое выше, чем у приезжих. А это, в свою очередь, приводит к увеличению налоговой базы.
  • Перевод таксистов на индивидуальное предпринимательство . Таксопарки стали предъявлять более строгие требования к кандидатам в работники. Планируется, что многие водители теперь будут работать сами на себя.

Для граждан каких стран запрет на управление ТС с иностранными ВП не установлен?

Введение запрета на использование иностранных ВП, хотя и было ожидаемым, вызвало у многих беспокойство. Дабы излишне не накалять обстановку, власти России вынуждены были пойти на определённые уступки, разрешив дружественным народам не производить замену родных НВУ.

Внимание! В июле 2017 года в ст. 25 ЗоБДД внесли поправки, позволяющие гражданам государств, где русский язык считается официальным, управлять и дальше ТС с нероссийскими ВП. Заниматься предпринимательской и трудовой деятельностью, связанной с извозом, этим водителям также можно.

Обмен ВП не является обязательным однозначно для граждан Киргизии. Что же касается русскоязычных стран, то о них в ЗоБДД сказано несколько расплывчато, но из формулировки абзаца 2 пункта 13 статьи 25 можно сделать вывод, что замена НВУ необязательна также для представителей следующих государств:

  • Россия.
  • Беларусь (право белорусов оставить свои ВП подтверждается также Постановлением Совмина № 29 от 16.06.2017).
  • Казахстан.

Также русский язык используется в частично признанных государствах – Абхазии, Южной Осетии, ЛНР, ДНР и Приднестровье. Проблема в том, что Россия последние три государственных образования не признала пока вовсе.

Кстати, в некоммерческом партнёрстве «Гильдия автошкол» и в самом ГИДББ негативно относятся к таким поблажкам. Если в Беларуси автошколы дают действительно неплохие знания и борются с нелегальной продажей водительских удостоверений, то в Киргизии и Казахстане есть определённые проблемы. Там часто покупаются права, да и образование в автошколах желает лучшего.

Как показали результаты первых экзаменов в РФ, более половины тестируемых с первого раза испытание не прошли, что свидетельствует о достаточно низком знании ими ПДД, а это для профессиональных водителей недопустимо.

Разрешат ли гражданам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не обменивать удостоверения?

Вопрос о возможности освобождения граждан ЕАЭС от необходимости замены своих НВУ на российские рассматривался ещё в 2015 году. На тот момент депутаты к согласию так и не пришли.

Сейчас Госдума снова хочет допустить выходцев из стран ЕАЭС к управлению ТС по родным ВП. Есть и соответствующий проект закона о внесении изменений в ст. 25 ЗоБДД .

В тексте проекта предлагается заменить в абз. 2 п. 13 ст. 25 ЗоБДД слова «граждан Киргизской Республики» на «граждан государств-членов Евразийского экономического союза».

Сейчас проект находится на стадии формирования окончательного варианта текста документа.

Напомню, в ЕАЭС на начало 2018 года входят, кроме России:

  • Армения.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Киргизия.

В перспективе планируется расширение сообщества.

Наказание за несоблюдение правил запрета

На протяжении четырёх лет, пока Закон № 92 мариновался в Госдуме, российские власти рассчитывали, что собственники автопарков позаботятся о своих подопечных и займутся оформлением российских НВУ. Этого, как и следовало ожидать, не произошло.

Зато появилось наказание работодателей за допуск иностранцев к работе с ВП, полученными в другой стране. Регламентирует привлечение руководства автопарков к ответственности ст. 12.32.1 КоАП РФ.

Допуск граждан к работе по иностранным ВП грозит денежным взысканием в 50 тыс. руб. К ответственности виновных привлекают должностные лица органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ).

Самого работника за управление ТС с иностранным НВУ во время исполнения трудовой функции также штрафуют на 5-15 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Запрет на управление ТС с иностранными правами при вождении по личным целям

По личным целям управление ТС с иностранными НВУ допускается всегда. Исключение – тот случай, когда ВП не соответствуют требованиям Венской конвенции. Документ на вождение в такой ситуации признаётся в России недействительным.

Чтобы получить возможность управлять ТС, владельцу недействительного удостоверения необходимо закончить в России автошколу, пройдя процедуру получения ВП от начала до конца.

Нужно ли гражданам РФ менять иностранные ВП на российские?

Неоднозначная ситуация сложилась с гражданами России, проживающими постоянно на территории РФ.

С одной стороны, они могут при отсутствии российского НВУ использовать иностранное на основании ст. 25 ЗоБДД. Прямого запрета на вождение без российского ВП для граждан РФ также ни в одном нормативном акте не установлено.

С другой стороны, в п. 6 ст. 41 Венской конвенции сказано, что государства вправе не допустить своих резидентов к использованию ВП, полученных заграницей.

Судебная практика по этому вопросу противоречивая. Чаще всего, конечно, россиян к ответственности за езду с иностранными ВП не привлекают. А бывает, наоборот.

Например, в одном из судов Санкт-Петербурга в 2016 году подтвердили необходимость наложения штрафа на гражданина РФ, управлявшего ТС с немецким НВУ, за отсутствие у него водительских прав, выданных в России.

Обоснование – гражданин РФ не является лицом временно или постоянно пребывающим в России, а п. 12 ст. 25 ЗоБДД позволяет водить ТС с иностранным НВУ только этим субъектам. Гражданин же должен иметь ВП, выданные в родной стране.

Хотя у нас в государстве и не прецедентное право, этот случай не единичный. Советую вам при переезде в Россию на длительное время всё же озаботиться получением здешних ВП.

Срок действия удостоверения иностранцев

В отличие от других европейских стран, в России дозволено управлять ТС с иностранными ВП вплоть до окончания сроков их действия. Это касается даже тех, кто переехал в РФ на постоянное место жительства или получил гражданство. Главное, чтобы НВУ, выданное в другой стране, соответствовало требованиям Венской конвенции, иначе вас оштрафуют по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Внимание! В сети часто можно встретить информацию о том, что иностранные ВП нужно заменить на протяжении 2-х месяцев после переезда в Россию на постоянное место жительства, так как по истечении 60-ти дней управлять ТС с нероссийскими правами будет нельзя. Нет! Это положение исключено из законодательства ещё в конце 2014 года.

Ограничение срока действия удостоверения до шести месяцев

Сейчас на рассмотрении находится законопроект об ограничении срока действия нероссийских ВП до полугода с момента оформления вида на жительство, получения гражданства или возвращения граждан РФ на родину для постоянного проживания.

Необходимость такого нововведения вызвана тем, что НВУ других государств часто выдаются на срок, намного превышающий время действия российских ВП.

Получается, любой желающий может поехать в другую страну и получить там документ на вождение не на 10 лет, как у нас, а на 30 или 50, а затем вернуться с ним в Россию и ездить с этим удостоверением до старости. Согласитесь, это нечестно. Законопроект как раз и направлен на недопущение такой ситуации.

Если указанный проект вступит в силу, то получается, что гостям России с Евразийского экономического союза позволят работать с иностранными ВП только 6 месяцев, далее им нужно будет обменять удостоверение на российское.

Другие гости страны, которые переберутся в РФ на длительное время, также должны будут произвести замену ВП в течение полугода независимо от того, где они планируют работать.

Подведём итоги

  • В Российской Федерации запрещено ездить с нероссийским НВУ, которое не соответствует Венской конвенции 1968 г.
  • С 2017 года введён запрет на использование иностранных ВП мигрантами, которые работают с перевозками.
  • Запрет на использование иностранного ВП не действует в отношении работников сферы перевозок, если они являются гражданами Беларуси или Киргизии. Остальным мигрантам необходимо иметь российские НВУ, иначе их будут штрафовать.
  • Планируется разрешить управлять ТС по работе гражданам стран ЕАЭС.
  • Срок действия иностранного НВУ неограничен, но планируется его сокращение до 6-ти месяцев, после истечения которых приезжих, не заменивших ВП на российские, будут штрафовать.

Заключение

На сегодня это всё, что я хотел вам рассказать. Если вы обладаете какой-либо информацией по обсуждаемой теме, обязательно оставляйте свои комментарии.

Всем удачи на дорогах! До новых встреч на страницах блога!

Изображения для статьи взяты отсюда: https://www.drive2.ru/r/acura/163

Еще по теме:

Комментариев к статье: 37

    Юрий

    27.06.2018 | 23:44

    Статья хорошо структурирована, логична. Спасибо что нашли время и силы информировать людей.

    Андрей

    24.09.2018 | 16:29

    Вроде все хорошо расписано, но всеравно страшновато встречаться с гаишниками. Кто-то отпустит, а кто-то машину на штраф стоянку заберет и штраф надо будет платить до 15 тыс.руб.(Гражданство РФ, права казахстанские.

    1. Сергей Ф

      05.11.2018 | 12:52

      именно так и произошло со мной,у меня гражданство РФ,а ВУ казахстанские,итог — ,админ. протокол и штраф 5000 р

      Игорь Писчий

      06.12.2018 | 15:51

      Здравствуйте, Андрей.

      Неприятности при встрече с работниками ДПС могут быть только у лиц, которые работают или осуществляют предпринимательскую деятельность, используя национальное водительское удостоверение. При этом возможно наложение штрафа на руководство водителя и/или на самого водителя. Однако забирать при этом авто на штрафстоянку не должны – просто составляется соответствующий протокол. Могут отстранить от управления, но ТС может отогнать в требуемое место любой водитель с действенными в РФ правами. Если же вы просто ездите на авто (не осуществляя профессиональную или коммерческую деятельность), то права РК вполне действенны, в соответствии с международными правилами. Также водители Белоруссии и Киргизии могут работать и заниматься коммерцией, используя национальные ВУ. Для Казахстана и Армении подобное разрешение пока только в планах.

      Всего вам доброго, Андрей.

    Сергей

    19.11.2018 | 00:13

    Серж

    19.11.2018 | 00:17

    У меня ВУ приднестровские а гражданство РФ могу я оформить машину на меня и ездить

    Эмил

    07.12.2018 | 11:55

    Здравстуйте.я гражданин киргизии мне тоже менять ВУ на российскую.

    Василий Андреевич

    07.12.2018 | 21:00

    Меня до глубины души возмущает шкурный интерес государства, нарушающий права человека, пользоваться автомобилем в личных целях, установив ограничение, произвольно, в сроке действия прав. Мне в 1981 году выдали права, международного образца, полагаю в соответствии с Венской конвенцией 1968 года, где срок действия прав не предусмотрен. Сегодня спросил знакомого, поменял права? Да поменял. Во что обошлось. 2200 права, 890 медкомиссия, (рентген, анализ мочи и прочая), 130 фото. итого 3220 рублей. Мне с 1981 года уже дважды приходилось менять права, в следующем году опять надо менять. За бугром по Веской конвенции срок действия не предусмотрен. Может есть смысл, чтобы понудить власть отменить шкурный интерес с взиманием с водителей оплаты за замену прав, и отменить срок действия прав, обращаться в Европейский суд по правам человека на нарушение государством, прав личности, установившие ограничение срока пользоваться транспортом в личных целях, да то же возможно и для предпринимательской деятельности. Страсбург, может призвать к порядку наши власти, отменив их решение и в каждом случае наложить на власти денежный начёт.

    Анна

    05.01.2019 | 17:39

    Здравствуйте, у меня есть вопрос по теме, вдруг будет возможность ответить. Я гражданка РФ, муж гражданин США, у обоих американские права. Проживаем в США постоянно. Правильно ли я понимаю, что если мы возьмём в аренду машину в России во время отпуска (в личных целях), то муж сможет быть за рулём, а я нет? Спасибо!

    Оксана

    11.02.2019 | 11:11

    Здравствуйте. Есть гражданство Германии, есть водительское удостоверение Германии, есть внж РФ, нужно ли менять водительское удостоверение?

    Ольга

    20.02.2019 | 20:23

    Добрый вечер! А если с иностранным ВУ ездить на работу на личном ТС, то это будет считается пользованием ТС в трудовой деятельности?

    Андрей

    21.02.2019 | 15:55

    У меня гараждана РФ водительское удовольствие с категорией С получал в России

    Сейчас живу в РБ по временному проживанию и тут получил категорию В

    Сейчас собираюсь обратно в Россию могу ли я на данном водительском удостоверение ездить на территории России

    Макс

    15.03.2019 | 08:36

    Здравствуйте а с правами Узбекистана можно работать???

    Лариса

    17.03.2019 | 11:13

    Здравствуйте. У меня у мужа два гражданства, России и Молдовы, а водительское удостоверение иностранное, нужно ли ему менять ВУ на российское? Спасибо

    Александр

    28.03.2019 | 11:37

    Здравствуйте у меня внж 4 года а ву Узбекистан могу ли я ездить?

    Саидов Хайрулло Улан

    18.05.2019 | 20:24

    Здравствуйте! Я гражданин РФ а водительское удостоверение р. КЫРГЫЗСТАН. Сегодня остановили ДПС и предъявили, что права не соответствует венской конвенции (дата окончания нет).составили протокол об остранении.до этого был в ГАИ по МО и показал следующую статью они сказали можно ездить и я как раз сдавал экзамен на замену. Уже 2 года ездил с этими правами.сегодня первый раз такое. (ГИБДД МВД РФ от 13 апреля 2015 г. "В Госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях” Разъяснено, какие иностранные национальные удостоверения относятся к удовлетворяющим требованиям международных договоров, на основании которых граждане допускаются к управлению ТС, с учетом положений Венской конвенции о дорожном движении 1968 г. Отмечено, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров.)

    В соответствии с пунктом 12 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон), лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 указанной статьи Федерального закона.

    При этом, согласно требованиям пункта 13 статьи 25 Федерального закона, не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

    Положение данного пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

    В соответствии с пунктом 15 статьи 25 Федерального закона, национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основе взаимности при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита.



Просмотров