Новые законы о земле. Закон о земле Новый закон о землепользовании

  • 25.9.2017
  • 244044

Новый дачный закон и сопутствующие ему подзаконные акты, вдвое увеличат обязательные траты дачников и усложнят процедуру регистрации домов на садовых участках. При этом обещанного решения вопроса прописки в садовых домиках так и не случилось. Опрошенные порталом сайт эксперты рассказывают о том, как изменится жизнь дачников 1 января 2019 года и что надо успеть сделать до этой даты.

Основные положения закона « О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд » № 217-ФЗ (от 29.07.17) заработают с 1 января 2019 года (нормы закона, касающиеся водяных скважин, уже вступили в силу, но об этом ниже). Ещё на этапе обсуждения проекта закона представители Госдумы неоднократно заявляли, что в законе будут чётко прописаны правила регистрации построек в садах и огородах, а также зафиксирована возможность прописки на дачных участках. Ничего этого в итоговом варианте закона нет. Сегодня даже авторы законопроекта говорят, что основное его нововведение - чисто формальная смена терминов плюс уточнение сугубо процедурных вопросов по членству в садовых товариществах, голосованию и т.д.

Людмила Воробьева

ведущий специалист общественной приемной Союза садоводов России

Новый закон упразднил большинство типов объединений садоводов. Оставлены только две формы: садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ). Особо подчеркну, что нет никаких сроков, в течение которых существующие объединения дачников-садоводов должны провести собственное переименование. Все товарищества и иные объединения могут существовать со своими учредительными документами сколь угодно долго. Если дачное или садоводческое объединение будет вносить изменения в свои бумаги, то оно автоматически переименовывается в СНТ. Объединение огородников - соответственно в ОНТ.

Следует уточнить, что только на землях садовых товариществ может быть разрешено строительство капитальных домов (в которых, соответственно, можно прописаться).

Как зарегистрировать жилой дом по новому закону

Как ранее рассказывал портал сайт, только на участке категории «земли населенных пунктов» с разрешённым использованием «индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС) или «личное подсобное хозяйство» (ЛПХ), а также на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - «дачное строительство».

Новый закон принципиальных изменений в описанный расклад не вносит. Согласно 217-ФЗ на огородных земельных участках (на территории ОНТ) можно возводить только хозяйственные постройки, предназначенные для хранения инвентаря и урожая. Строить жильё - временное или капитальное - нельзя. Хозяйственные постройки на землях ОНТ регистрировать не надо.

А вот на садовом земельном участке (на территории СНТ) согласно 217-ФЗ можно возвести «садовый дом» для сезонного проживания либо «жилой дом» - капитальное строение в котором возможна прописка. При этом в п.2 ст.23 нового закона говорится, что в СНТ капитальный дом можно построить, только если эта земля включена в «территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие предельные параметры такого строительства». То есть возможность строительства капитального дома будет зависеть не только от разрешённого вида использования земель, но и от генплана, утвержденного муниципалитетом.

Как замечают юристы, норма о возможности капитального строительства только в соответствующих зонах (Ж-1, Ж-2 и т.д.) имеется и в ныне действующем дачном законе 66-ФЗ, но фактически она не работает. Муниципалитеты и регистрирующий орган ориентируются в основном на статус земли и разрешённое использование. Более того, если указанная норма действительно заработает, то строительство на садовых участках станет вообще невозможным. Ведь для таких участков пока не существует градостроительных регламентов. Впрочем, есть надежда, что необходимые изменения в сам закон или подзаконные акты будут внесены до вступления в силу 217-ФЗ.

При этом все эксперты сходятся в одном - владельцам построенных и зарегистрированных домов опасаться нечего.

Людмила Бурякова

руководитель общественной приемной Союза садоводов России

Вступление нового закона в силу никак не скажется на постройках, уже прошедших регистрацию. Их статус никак не изменится. Впрочем, как и сегодня, так и после вступления закона в силу собственникам надо регистрировать все капитальные строения (которые стоят на фундаменте). Регистрируются даже необлагаемые налогом жилые дома площадью мене 50 кв. м. Всё что не поставлено на кадастровый учёт находится вне правового поля. Правда, если раньше стоимость регистрации была 200-400 рублей, то с 1 января 2017 года из-за необходимости оформления технического плана объекта (через БТИ или кадастрового инженера) стоимость регистрации жилого дома на садовом участке выросла до 8-12 тыс. руб.

Вступление в силу нового дачного закона ещё несколько удорожает и усложнит процедуру регистрации жилого дома в СНТ.

Владимир Воронов

юрист, эксперт по загородной недвижимости АН «Линк»

Самое интересное в новом законе - это то, что для постановки на кадастровый учёт жилого дома, возведённого на землях сельскохозяйственного назначения, нужно будет предъявлять разрешение на строительство (п. 4 ст. 45 закона 217-ФЗ вносит изменения в ст. 51 Градостроительного кодекса). Сейчас достаточно иметь технический план на дом (его составляет БТИ или кадастровый инженер). Поэтому тому, кто строит сегодня жилой дом на садовом участке, посоветую зарегистрировать дом сейчас - пока не требуется разрешение на строительство.

Следует отметить, что необходимость в разрешении на строительство формально возникает даже раньше вступления в силу 217-ФЗ. В марте 2018 года завершается действие « » и разрешение на строительство становится обязательным для регистрации дома, построенного на дачном участке (на землях сельскохозяйственного назначения).

Наталья Царегородцева

Проблема в том, что сегодня ни один орган не выдаёт разрешения на строительство на землях сельскохозяйственного назначения. В районных и городских администрациях такие бумаги дают только для земель ИЖС. Садоводы, которые сегодня начинают строительство оказались в безвыходной ситуации. Они вынуждены вести работы без разрешения на строительство. Но когда стройка завершится, уже закончится «дачная амнистия» и/или вступит в силу 217-ФЗ. То есть в Кадастровой палате для регистрации дома уже будут требовать разрешение на строительство. И не факт, что дачник сможет получить эту бумагу, ведь дом то у него уже построен без разрешения. А значит дом (построенный в соответствии со всеми закона ми и требованиями) не удастся зарегистрировать (поставить на кадастровый учёт). Остаётся, впрочем, надежда, что муниципалитеты и законодатели в ближайшие месяцы разработают механизм, позволяющий вывести дачника из описанной ситуации.

Ранее портал сайт для постановки на кадастровый учёт и регистрации права собственности на частный дом на землях ИЖС. Скорее всего, после вступления в силу нового дачного закона, эта инструкция станет актуальной и для садоводов, строящихся на сельской земле.

Надежда Локтионова

В законе 217-ФЗ особо оговорено, что на землях огороднических некоммерческих товариществ (ОНТ) запрещено любое жилищное строительство. Там можно будет возводить только хозяйственные постройки. Однако сегодня есть товарищества огородников на землях которых на законном основании возведены жилые домики. Если владельцы таких домов ещё их не зарегистрировали, то им надо поспешить. Если успеть узаконить жильё на огородной земле до вступления закона в силу, то оно сохранит свой официальный статус и в дальнейшем. Но повторюсь, речь идёт только о постройках, возведённых в соответствии с законом.

Как прописаться в садовом доме по новому закону

Авторы закона 217-ФЗ неоднократно заявляли, что их закон позволит навести порядок в вопросе прописки в доме, построенном на садовом участке. В частности говорилось, что сегодня прописаться на даче можно только по решению суда, который должен признать дом капитальным, пригодным для постоянного проживания. С принятием нового закона прописка в жилом доме на землях СНТ будет само собой разумеющимся делом… Однако в окончательной редакции нового дачного закона ничего о прописке не говорится.

Наталья Царегородцева

председатель Свердловского отделения Союза садоводов России

В новом законе нет регламента по прописке (регистрации) граждан в жилых домах, возведённых на садовых участках. Остаётся только надеяться, что это будет учтено в дополнительных актах.

Почему новый закон удвоит обязательные траты садоводов

С вступлением в силу 217-ФЗ все взносы садоводов должны будут проходить через расчетный счет. Передача налички на руки председателю товарищества - запрещена. Только перевод безналом через банковского операциониста, через банкомат или интернет-банк.

Надежда Локтионова

юрист, председатель Союза садоводов Екатеринбурга

Новый закон заставляет садоводов и огородников переходить на безналичный расчет. Люди этого боятся. Им придётся платить комиссию за перевод. Кроме того, в таких условиях председатель уже не сможет вести дела сам. Придётся нанимать бухгалтера на зарплату, а значит, расходы товарищества возрастут. Расчёты показывают, что после 1 января 2019 года размеры членских взносов удвоятся. В некоторых товариществах размер членских взносов (без целевых) может достичь 20 тыс. руб. в год.

При этом, как замечает Надежда Локтионова, дополнительно расходы дачников увеличит рост налогов. Он не привязан к новому дачному закону, но фактически вырастет параллельно с вступлением в силу 217-ФЗ.

Надежда Локтионова

юрист, председатель Союза садоводов Екатеринбурга

В конце 2018 года дачники получат налоговые уведомления с новыми суммами. Если сегодня земельный налог для дачных, садовых и огородных участков рассчитывается по ставке 0,15%, то в следующем году расчёт будет по ставке 0,3%.

Закон позволит перевести садовые участки в земли ИЖС

Согласно п. 12 ст. 54 закона 217-ФЗ, если садовое товарищество находится в границах населённого пункта и все дома в нем признаны жилыми, то собственники через обращение в местную администрацию добиться изменения статуса земель, на которых стоит СНТ, на земли населённых пунктов с разрешённым использованием ИЖС. В таком случае СНТ преобразуется в товарищество собственников жилья и живет по нормам Жилищного кодекса.

Впрочем, эксперты замечают, что, во-первых, без соответствующих подзаконных актов описанная схема работать не будет, а во-вторых, перевод «дачной» земли в статус ИЖС в разы увеличит размер земельного налога. Для сравнения: предельная ставка налога на садовые земли 0,3% кадастровой стоимости, а на земли ИЖС - 1,5%. Следовательно, если садоводы смогут прописаться в своих домах, то переходить из СНТ в ТСЖ им нет смысла.

Единственная норма 217-ФЗ вступившая в силу

С момента опубликования нового дачного закона (2 августа 2017 года) в силу вступили только нормы, касающиеся водяных скважин. Благодаря им теперь стало понятно, в каких случаях владельцу необходимо лицензировать свою скважину.

Алмаз Хафизов

заместитель директора ГУП «Экосистема»

Лицензия на водяную скважину не нужна, если выполняются четыре условия: 1) скважина принадлежит физическому лицу; 2) скважина пробурена не на централизованный водоносный горизонт (информацию об этом можно получить в минэкологии); 3) скважина используется только в личных целях; 4) из скважины поднимается менее 100 кубометров воды в сутки. То есть фактически в лицензии нуждаются только скважины, принадлежащие товариществам. Личные скважины лицензировать не надо.

По отношению к новому закону большинство садоводов заняли выжидательную позицию. Конкретные выводы и мнения они берегут до выхода подзаконных актов и появления судебной практики по применению 217-ФЗ.

С 1 января 2018 года вступают в действие очередные изменения, зафиксированные в законе о земельном кадастре. Собственникам земельных участков необходимо пройти процедуру оформления в ЕГРП. В противном случае право собственности перейдет к местным властям, что чревато серьезными проблемами.

Власти продолжают вносить изменения в правовое поле, направленные на упорядочение отношений в земельной сфере. Чиновники намерены минимизировать количество неузаконенных участков, что положительно отразится на налоговых поступлениях. Помимо легализации земельных наделов, власти планируют зафиксировать существующие границы участков, внося соответствующие изменение в государственный кадастр.

С 1 января следующего года вступает в действие запрет на распоряжение земельными участками, по которым не определено местоположение границ. Владельцы земельных наделов, которые своевременно не сделают межевание участков, лишатся возможности продавать или дарить свои участки. При этом наличие права собственности не будет влиять на принцип действия данной нормы. Провести межевание обязаны также владельцы участков, которые поставили наделы на кадастровый учет до 2008 года (когда данная процедура была не обязательной).

После успешного прохождения процедуры межевания собственник надела получает кадастровую выписку. Согласно оценкам экспертов, более половины участков, которые находятся на кадастровом учете, остаются с неуточненными границами. В том числе данная ситуация связана с упрощенной процедурой регистрации, зафиксированной в «дачной амнистии».

Механизм «дачной амнистии» был разработан для упрощенной регистрации земельных наделов. В том числе амнистией воспользовались собственники, у которых не было полного пакета правоустанавливающих документов. При этом межевание участков при постановке на кадастровый учет являлось необязательным, что станет проблемой с 1 января 2018 года. Собственникам, которые воспользовались упрощенной процедурой без межевания, придется до конца текущего года зафиксировать границы своих земельных наделов.

Чиновники подчеркивают, что принятые нововведения позволят навести порядок в земельной сфере. Отсутствие межевания приводит к частым спорам между соседями, которые приходится решать в судебном порядке. Рядовые собственники земельных наделов, которые не пройдут процедуру межевания, могут лишиться своих участков.

Последствия для владельцев участков

Отсутствие межевания или регистрации участка в ЕГРП может стать основанием для потери права собственности. Судебная инстанция может признать подобный земельный надел «ничейным». В таком случае распоряжаться участком смогут местные органы власти.

После соответствующего решения суда «бывший» собственник земельного участка не сможет продать, обменять или подарить свой надел. Также право собственности на подобный участок не может передаваться по наследству.

Помимо обязательного межевания с 2018 года, собственникам земельных участков необходимо учитывать другие изменения в кадастре, которые останутся актуальными в следующем году. В первую очередь это касается оценки участков, на основании которых будет рассчитываться размер налога.

В следующем году оценку участков будут осуществлять госучреждения. При этом стоимость надела будет максимально приближена к рыночной, подчеркивают чиновники. Ранее оценкой наделов могли заниматься контрактники, которые представляли независимую сторону. Представители госаппарата будут заинтересованы в максимальной оценке участка, подчеркивают эксперты. В некоторых случаях рядовым собственникам придется отстаивать свои интересы в судебном порядке. В противном случае налоги будут рассчитываться от стоимости, зафиксированной в государственном кадастре.

Переход на кадастровую стоимость приведет к увеличению бюджетных поступлений. Экономический кризис и снижение цен на нефть привело к резкому росту дефицита бюджета. В том числе под ударом оказались бюджеты регионов, которые зависели от величины налоговых поступлений.

При определении кадастровой оценки учитываются различные факторы, которые помогают максимально приблизиться к рыночной стоимости. У регионов остается право использовать дифференцированный подход при определении ставки налога. В результате местные власти получили инструмент, который позволяет увеличить доходы бюджетов.

Со следующего года собственников земельных наделов ожидают очередные нововведения, которые могут ограничить права владельцев. Проблемы ожидают владельцев, которые своевременно не зафиксируют границы участков в земельном кадастре. В таком случае суд может признать землю «ничейной», а экс-владелец потеряет право распоряжаться своим участком.

Переход на кадастровую стоимость положительно отразится на доходах местных бюджетов. В 2018 году кадастровую оценку будут проводить исключительно госучреждения. Если собственник земельного надела считает кадастровую стоимость завышенной, то придется оспаривать оценку в судебном порядке.

Смотрите видео об обязательном межевании до 2018 года:

Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - новый закон), принятый в конце июля 2017 года (№ 217-ФЗ), даже своим названием свидетельствует об изменениях, вызванных его появлением. Изменениям и дополнениям были подвергнуты разом 39 ранее принятых законодательных актов. Видимо, по этой причине срок вступления нового закона в силу был отложен до 1 января 2019 года с установлением переходного периода сроком в 5 лет со дня вступления в силу для завершения отдельных реорганизационных процедур.

Основная цель нового закона, который сменил ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в связи с этим утративший силу№66-ФЗ), может рассматриваться как попытка урегулирования ситуаций, сложившихся в «дачном хозяйстве» страны, в котором, где-то успешно, где-то и не очень эффективно трудятся на своё благо 60 миллионов садоводов, дачников и огородников, а это, ни много ни мало, практически половина российского населения.

Самыми болезненными проблемами, вызывающими большие нарекания, как выяснили законодатели при подготовке закона, начавшейся в 2014 году, стали следующие:

  • множественность организационных форм дачных и садоводческих объединений (ДНП, СНТ, различные садоводческие и дачные кооперативы и иные варианты, все совместно представлявшие 9 самостоятельными юридическими формами некоммерческих объединений граждан, создававшихся для ведения загородного хозяйства)
  • нередкие для многих садоводческих и дачных товариществ злостные поборы в виде членских и иных видов взносов
  • былые административные гонения за строительство жилых домов на садовых и дачных участках, а соответственно, и невозможность регистрации (прописки) в возведённых на участках капитальных строениях, абсолютно пригодных для проживания
  • дороговизна бурения и строительства скважин на воду в садоводствах или на отдельных участках, стоимость которых выливается во внушительные размеры (от 1 млн. руб. до 2.5 млн.руб.) и без которых, в отсутствие централизованного водопровода, пребывание на дачах становится просто немыслимым
  • отсутствие реальной поддержки со стороны муниципалитетов уже действующим и образующимся новым дачным и садовым товариществам по обеспечению их инженерными коммуникациями

Как решает проблемы уже не дачная, а «садово-огородная конституция»?

Чтобы понять, какие изменения привнёс новый закон и как он отразился на жизни дачников, сделаем обзор его главных положений, комментируя некоторые особенности.

Новые организационные формы некоммерческих объединений граждан для ведения загородного хозяйства

Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество», в связи чем в Земельный, Градостроительный, Водный, Гражданский кодексы, Жилищный РФ, в федеральные законы «О недрах», «О некоммерческих объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об особо охраняемых природных территориях», «О сельскохозяйственной кооперации» и в целый ряд других законов уже внесены и будут вноситься далее соответствующие изменения.

Полностью использование понятия о дачных партнёрствах должно исчезнуть через 1.5 года, но вряд ли из бытового лексикона за это время исчезнут привычные слуху слова «дача» и «дачники». Уж, очень они родные. Исторически внедрившиеся в жизнь ещё со времён Петра I, даровавшего своим приближённым за их великие заслуги перед Отчеством землю под усадьбы в великолепных окрестностях Петербурга, они вошли в обиход через слово «дача», означавшее действие царя (как производное от глагола «давать»).

Новый закон ликвидировал искусственно сформированное и до сих пор существующее различие между дачными и садоводческими товариществами, созданными в соответствии с упомянутым уже ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и установил только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан:

  1. садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ)
  2. огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ)

О правах индивидуалов, не желающих вступать в товарищество, изложено ниже. А пока рассмотрим, что нового появилось в СНТ и ОНТ.

Садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество являются видами товарищества собственников недвижимости.

Новые садовые и огородные земельные участки, как и ранее, образуются из земель населённых пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения. Каждый садовый или огородный земельные участки могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных участках, расположенных в границах территории товарищества, может проводиться правообладателями участков в следующих организационно-правовых формах:

  1. с участием в товариществах
  2. без участия в товариществах

В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 нового закона). Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:

  1. по иску органа госвласти субъекта РФ
  2. по иску органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества
  3. по иску собственника или правообладателя садового или огородного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества

При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ:

  • пропорционально их площади
  • вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 нового закона)

Законом также определены положения, касающиеся:

  1. оснований и порядка принятия в члены товарищества
  2. прав и обязанностей членов товарищества
  3. оснований для прекращения членства
  4. прав и обязанностей органа управления товарищества

которым посвящены несколько глав и статей закона, в том числе и статья 8, раскрывающая основные положения Устава товарищества.

Высшим органом товарищества является общее собрание его членов. Оно является правомочным, если на собрании присутствует более 50% членов товарищества. Решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.

Органом управления каждым из новых видов товариществ является, в общем-то, прежний орган, но с частично изменившимися полномочиями:

  1. председатель, представляющий единоличный исполнительный орган
  2. правление, являющееся постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом с предельной численностью не менее 3-х человек, но не более 5 % от числа членов товарищества, что не только создаёт определённое удобство в «управляемости» самим правлением со стороны членов товарищества, но и снижает размер членских взносов на содержание правления с уменьшившейся численностью
  3. ревизионная комиссия (ревизор), подотчётная общему собранию членов товарищества

Правление товарищества подотчетно общему собранию СНТ или ОНТ. Избираться орган управления будет уже на 5 лет, а не на 2 года, как сейчас и до 1.01.2019 г. Несмотря на заметно больший срок его полномочий, по решению общего собрания членов товарищества, за халтурную работу председателя или нерадивых членов правления можно будет отстранить и переизбрать в любой назревший момент.

Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов. Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим.

Возможность изменения СНТ на ТСЖ

По решению общего собрания членов СНТ, собственники садовых участков вправе изменить существующий вид объединения на товарищество собственников жилья (ТСЖ). Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется, но основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:

  1. территория садоводства находится в границах населенного пункта
  2. на всех садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, размещены жилые дома

Изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) на товарищество собственников жилья (ТСЖ) реорганизацией не считается (пункт 2 статьи 27 нового закона).

Возможность изменения СНТ или ОНТ на иной вид деятельности товарищества

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество может поменять вид деятельности, опять-таки по решению общего собрания:

  1. на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства
  2. иную деятельность, не связанную с с ведением садоводства и огородничества и допускающую создание потребительского кооператива

Создание производственного кооператива является реорганизацией прежней организационно-правовой формы СНТ или ОНТ (пункт 1 статьи 27 нового закона), а значит, требует внесения изменений в ЕГРН.

Нужно или нет менять документы на узаконенные постройки в переходный период и после?

Для переходного периода, который растянется на 5 лет, то есть до 1 января 2024 года, новый закон определил следующие положения:

  • ДНП, дачные кооперативы, дачные хозяйства, огороднические партнёрства и другие некоммерческие организации граждан, созданные до до 1 января 2019 года, реорганизовывать не требуется
  • С 1.01.2019 г. ко всем созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнёрствам, а также огородническим некоммерческим партнёрствам будут применяться требования нового закона даже до приведения их уставов в соответствие с новым законом:
    1. или в соответствии с положениями о садоводческих некоммерческих товариществах
    2. или в соответствии с положениями об огороднических некоммерческих товариществах
  • Приведение учредительных документов садоводческих или дачных некоммерческих партнёрств и огороднических некоммерческих партнёрств, созданных до введения нового закона, производится после вступления нового закона в силу через внесение изменений:
    1. в учредительные документы (правоустанавливающие, устав и иные документы) и регистрации этих изменений в ЕГРН
    2. изменения наименований некоммерческих объединений при этом не требуется, но может проводиться по желанию заинтересованных сторон
    3. изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования
  • Здания на садовых участках, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2019 г. с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами:
    1. замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г. здания или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов недвижимости не требуется
    2. замена документов и наименований зданий может быть выполнена по желанию правообладателей объектов недвижимости
  • Расположенные на садовых участках нежилые здания, строения для сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей и не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г., признаются садовыми домами:
    1. замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г. указанные строения или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов не требуется
    2. замена документов и наименований перечисленных строений может быть выполнена по желанию их правообладателей

Реестр членов товарищества

Распределение участков между членами товарищества проводится на основании решения общего собрания членов товарищества в соответствии с реестром членов товарищества.

Садовые и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

Реестр членов товарищества должен быть сформирован в течение 1 месяца со дня государственной регистрации СНТ или ОНТ в ЕГРН (статья 15 нового закона). Создаёт реестр председатель товарищества или уполномоченный на это член правления.

Реестр членов товарищества содержит следующие сведения:

  1. о членах товарищества
  2. кадастровый (условный) номер каждого земельного участка, правообладателем которого является член СНТ или ОНТ (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества)

Члены товарищества обязаны предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра, и своевременно информировать председателя товарищества или уполномоченного члена правления об изменении сведений.

Неисполнения требования о предоставлении сведений член СНТ или ОНТ несёт риск наложения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре актуальной информации.

Принцип территориального подчинения товариществ

Закон ввёл принцип территориального подчинения, по которому запрещается действие на одной территории нескольких товариществ с общей инфраструктурой и одной территорией общего пользования. Иными словами, садовое товарищество внутри огородного появиться не может.

Цели введения этого принипа вполне очевидны:

  1. исключение ситуаций «перетягивания» преимуществ в использовании, к примеру, трансформаторной будки, принадлежащей одному юридическому лицу, и пожарного водоёма, принадлежащего другому юридическому лицу, то есть расположенных на территориях разных юридических лиц (товариществ), но обеспечивающих электричеством и водой каждое из этих товариществ
  2. установление юридических взаимоотношений между товариществами по использованию иженерной инфраструктуры и территории общего пользования
  3. управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество

С момента введения нового закона в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение. Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:

  • документация по планировке территории до её утверждения муниципальными властями должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества
  • подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются, а установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории

В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются земельные участки, соответствующие одновременно следующим требованиям:

  1. участки находятся в собственности учредителей товарищества
  2. участки составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования

При формировании новых садоводств и огородничеств и подготовке документации по планировке их территории в границы их территорий также включаются:

  1. участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (их общая площадь должна составлять не менее 20% и не более 25% суммарной площади садовых или огородных земельных участков, попадающих в границы территории садоводства или огородничества)
  2. участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории)

Запрещено установление границ территорий садоводств или огородничеств, ограничивающих или прекращающих свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования, или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами границ образуемых территорий товариществ.

Имущество общего пользования в СНТ и ОНТ

Одной из задач СНТ и ОНТ является управление имуществом общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества и принадлежащего членам товарищества.

К имуществу общего пользования, находящегося в границах территорий садоводческих или огороднических объединений, относится недвижимое имущество, которое отвечает одновременно следующим 2-м условиям:

  1. имущество создано или приобретено после вступления в силу нового закона
  2. это имущество принадлежит собственниками земельных участков на праве общей долевой собственности пропорционально площадям их участков

Такое имущество, представленное объектами капитального строительства и земельными участками общего назначения, используется исключительно для потребностей садоводов и огородников.

В перечень потребностей включаются:

  1. проходы и проезды к территории
  2. снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом
  3. водоотведение
  4. охрана
  5. сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности
  6. движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества

Земельные участки общего назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, формируются при разработке документации по планировке территории садоводства или огородничества.

Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, используют земельные участки общего назначения для прохода и проезда к своим земельным участкам на следующих условиях:

  1. свободно
  2. без взимания платы

Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей участков к своим земельным наделам.

К основным целям создания имущества общего пользования новым законом отнесены:

  1. использование всеми правообладателями земельных участков, находящихся в границах территории СНТ или ОНТ, для собственных нужд
  2. размещение на участках общего пользования другого имущества общего пользования (например, спортивных или детских игровых площадок. их оборудование и т.д.)

Имущество общего пользования СНТ или ОНТ может также принадлежать товариществу на праве собственности или ином праве, разрешённом гражданским законодательством.

После регистрации товарищества в ЕГРН, правообладатели входящих в него участков могут на общем собрании с присутствием 100% членов СНТ или ОНТ принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования в собственность, причём на безвозмездной основе и без выдела доли в натуре.

После регистрации в ЕГРН права собственности на долю имущества общего пользования на территории товарищества каждый из собственников такой доли неизбежно увеличивает и свою базу налогов.

По решению общего собрания членов СНТ или ОНТ, имущество общего пользования может быть передано безвозмездно муниципалитету или в государственную собственность субъекта РФ, на территориях которого действует товарищество, при выполнении следующих условий:

  1. общим собранием членов товарищества принято решение о передаче имущества
  2. имущество, по закону, может находиться в государственной или муниципальной собственности
  3. есть согласие всех собственников садовых и огородных участков, оформивших и право общей долевой собственности на общее имущество на его передачу муниципалитету или в госсобственности

На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в собственности товарищества, не может быть обращено взыскание. В случае ликвидации товарищества такое имущество безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в СНТ или ОНТ, пропорционально их площади. Передача производится вне зависимости от того, являлись ли собственники членами товарищества (пункт 2 статьи 28 нового закона).

Сделки с долями в праве общей собственности на имущество общего пользования

При сделках с садовыми и огородными участками, сопровождающимися переходом права собственности на эти объекты недвижимости, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования от предыдущего владельца переходит к новому собственнику.

Собственник доли в праве общей собственности на имущество общего пользования не имеет право:

  1. отчуждать долю отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок
  2. совершать действия, влекущие за собой передачу доли отдельно от права собственности на свой на садовый или огородный участок

Условия договора, по которому предметом сделки фигурирует:

  1. переход права собственности на садовый или огородный земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования
  2. переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый или огородный земельный участок

являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).

Взносы в СНТ и ОНТ

Новым законом установлены лишь 2 вида взносов, которые должны вноситься членами СНТ или ОНТ в банке на расчётный счет товарищества (статья 14 нового закона):

  1. членские
  2. целевые

Вступительный взнос платить не придётся.

Ограничены перечни задач, на которые можно расходовать взносы. Так, членские взносы можно расходовать исключительно на хозяйственные нужды товарищества, связанные со следующими задачами:

  1. с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе с уплатой арендных платежей за данное имущество
  2. с проведением расчётов со снабжающими организациями - поставщиками тепловой и электрической энергии, воды, газа, водоотведеня на основании договоров, заключенных с этими организациями
  3. с проведением расчётов с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями
  4. с благоустройством земель общего назначения
  5. с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности,
  6. с проведением аудиторских проверок товарищества
  7. с выплатой заработной платы членам правления, с которыми товариществом заключены трудовые договоры
  8. с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, с выполнением решений этих собраний
  9. с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах

Что касается целевых взносов, то возможности их расходования более разнообразны. Связаны они со следующими задачами:

  1. с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка
  2. с подготовкой документации по планировке территории садоводства или огородничества
  3. с проведением кадастровых работ для внесения в ЕГРН сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования
  4. с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования
  5. с реализацией мероприятий, намеченных решением общего собрания членов товарищества

Суммарный ежегодный размер платы будет равен сумме ежегодных целевых и членских взносов члена товарищества.

Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. При уклонении от уплаты взносов они взыскиваются товариществом с члена СНТ или ОНТ в судебном порядке.

Те индивидуальные садоводы и огородники, что не пожелали стать членами СНТ или ОНТ, теперь обязаны платить взносы наравне с членами товариществ (статья 5 нового закона). Неуплата чревата теми же последствиями, что и для членов СНТ или ОНТ. В этом проявляется одно из отличий нового закона от ранее действовавшего закона о дачниках, позволявшего индивидуалам вносить платёжи за пользование различными ресурсами (электричеством, водой, газом, если он подведён, а также за вывоз мусора и охрану) в размере, меньшем, чем у членов товарищества, и не платить взносы на зарплату председателя и членов правления СНТ или ОНТ. При новом законе у индивидуалов появились и другие права - возможность участвовать в общих собраниях членов товариществ, голосовать по вопросам установления периодичности и размеров взносов. Нет, по-прежнему, только права участвовать в выборах председателя и членов правления.

Уставом СНТ или ОНТ могут предусматриваться случаи изменения размеров взносов для отдельных членов товарищества, учитывающие:

  1. различный объём использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка
  2. суммарную площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке
  3. размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок или на расположенные на нём объекты недвижимого имущества

В общем случае, размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества. Также уставом может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов. Неуплата пеней, как и неуплата взносов, влечёт их взыскание в судебном порядке.

Что разрешено строить на садовых и огороднических участках?

Итогом рассмотрения многочисленных замечаний и поправок, поступивших в ходе обсуждения законопроекта, стали существенные изменения, отражённые в законе.

Отметим ещё раз основные положения закона:

  • теперь будут существовать только 2 типа загородных товариществ:
    1. садоводческие
    2. огороднические
  • всем товариществам предстоит пройти перерегистрацию, решить к какому типу они относятся:
    1. решение о том, кем быть (садоводами и огородниками), принимается общим собранием товарищества
    2. по итогам общего собрания подать соответствующее заявление в Росреестр
  • взносы в новых СНТ и ОНТ:

    1. взносы могут быть только 2-х типов - членские и целевые
    2. вступительных взносов не будет
    3. взносы нужно перечислять на расчётный счёт товарищества,
    4. наличные взносы не допускаются
    5. размер членских и целевых взносов определяется на основании финансово-экономического обоснования, утверждённого общим собранием членов товарищества
  • минимальное количество членов товарищества - 7
  • избирать председателя теперь можно на 5 лет, а не на 2 как раньше, и неограниченное число раз, а чтобы его «свергнуть», нужно провести внеочередное общее собрание по требованию не менее, чем 1/5 от общего количества членов товарищества
  • в состав ревизионной комиссии не могут входить члены правления товарищества и их родственники

    документы товарищества должны храниться 49 лет

    члены товарищества имеют право знакомиться с бухгалтерской отчётностью

    если нужны копии каких-то документов, то члены товарищества могут их получить за плату, установленную общим собранием, но эта плата не должна превышать затраты на изготовление этих копий, а выдача копий документов органам власти делается бесплатно

  • члены товарищества обязаны выполнять решения не только общего собрания, но и решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества
  • введено понятие «жилой дом», исключающее определения «дача», «дачный дом», «дачное хозяйство» - это сделано в целях предотвращения правовых неопределённостей
  • садовый дом можно перевести в жилой дом (например, для получения права регистрации в нём) и, наоборот, жилой дом перевести в садовый (например, для сокращения налога на недвижимость), но при этом придётся обосновать ту или иную степень капитальности садового или жилого дома, в соответствии с установленными требованиями и правилами
  • на огороднических участках нельзя возводить капитальные строения - на них можно возводить только временные садовые дома, не являющиеся объектами недвижимости
  • разница между садоводами и огородниками, по новому закону:
    1. садоводы могут строить на участке жилые дома и регистрироваться в них
    2. огородники могут строить только садовые дома для сезонного проживания
  • если большинство членов товарищества пожелает стать огородниками, то сносить уже построенные полноценные жилые дома (не сезонные) не потребуется, но на момент вступления закона в силу на постройки должно быть зарегистрировано право собственности
  • если право собственности на жилые дома не зарегистрировано, то такие дома придётся ломать, разбирать или перестраивать в садовые домики
  • владельцам участков с незарегистрированными строениями нужно знать, чтов ближайшем будущемпланируется законодательное установление впятеро большего налога на землю - по этому поводу ведётся разработка соответствующего законопроекта (о внесении изменений в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми стоимость выявленных объектов недвижимости будет определяться как кадастровая стоимость участка, на котором расположены незарегистрированные строения, умноженная на определенный коэффициент)
  • установлено, что максимальная площадь земель общего пользования (в их числе земельные участки, по которым проложены дороги и стоят столбы электропередачи, необходимые для установки трансформатора, помойки, домика правления, устройства детской площадки, организации публичных пространств между заборами, где члены товарищества смогут гулять и общаться) составляет до 1/4, то есть 25% от той площади, что занята всеми личными земельными участками, вместе взятыми
  • имущество общего пользования принадлежит членам товарищества на праве долевой собственности пропорционально площади их участков (у обладателей больших долей налог будет выше, что вряд ли их порадует, а вот для иных садоводов и огородников такое положение по налогу, наверное, обрадует, но радость будет относительной, так как их налоги: всё же, увеличатся, поскольку за свою долю коллективного имущества платить все равно придётся
  • разрешено ведение садоводства и огородничества без образования юридического лица, а в случае желания правообладателей земельных участков быть членами товарищества, им такая возможность предложена законом (причём как для собственников земли, так и для граждан, обладающих правами бессрочного пользования или аренды земельных участков)
  • прописаны полномочия и ответственность некоммерческих организаций, создаваемых для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства:
    1. для удобства голосования вводится очно-заочная и заочная формы проведения общих собраний членов товарищества
    2. возможность для общих собраний членов товарищества на добровольной основе принять решение о безвозмездной передаче части имущества общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в государственную или муниципальную собственность - иными словами, коллективную собственность, по новому закону, можно не делить на доли, а отдать целиком какому-то юридическому лицу (например, передать трансформатор и сети энергетической компании, а дороги - муниципальным властям), и такое решение может стать весьма целесообразным, так как с членов товарищества снимается забота по обслуживанию и ремонту своей коллективной собственности
    3. при неуплате взносов более чем 2 месяца член товарищества может быть исключён из товарищества, однако он все равно будет пользоваться общим имуществом (электричеством, дорогой, помойкой) и платить за это столько же, сколько члены, лишившись лишь права голосовать на общем собрании
  • доработано понятие «границы территории товарищества»: оно заменено на «территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд», так как именно от территории ведения садоводства или огородничества зависит размер общего имущества, который находится в общей долевой собственности и управляется товариществом
  • конкретизировано определение понятия «имущество общего пользования», установлены возможные виды и цели использования такого имущества, что позволит снизить риск появления в товариществах имущества, не связанного с его деятельностью
  • для лиц, являющихся правообладателями земельных участков, но не вступивших в товарищество, предусмотрены:
    1. обязанность осуществлять плату за приобретение, создание, содержание, текущий и капитальный ремонт имущества общего пользования, а также за услуги и работы по управлению таким имуществом в размерах, равных установленным для членов товарищества
    2. право использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения садоводства или огородничества, наравне и в объеме, установленном для членов товарищества
    3. право принимать участие в голосовании на общем собрании членов товарищества по вопросам, касающимся распоряжения имуществом общего пользования
  • в отношении объединений, созданных до принятия закона и являющихся собственниками имущества общего пользования переходными положениями предусмотрена обязанность до 1 января 2024 года вынести на рассмотрение общего собрания членов товарищества вопрос о передаче такого имущества в общую долевую собственность собственников земельных участков
  • упрощён порядок лицензирования скважин товариществ - требование об их обязательном лицензировании вступает с 1 января 2020 г. (в закон «О недрах» вводится статья, закрепляющая нормы добычи подземных вод садоводческими и организации вправе вести добычу для целей хозяйственно-бытового водоснабжения до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами)

Заслуга нового закона - его стремление соблюсти права и тех садоводов, которые не хотят быть членами садоводческих объединений, и тех, кто является сторонником такой формы ведения хозяйства. Закон стал документом не о юридических лицах, а о взаимоотношениях граждан, которые ведут садовое и огороднические хозяйство. Планируется, что он вступит в силу с 1 января 2019 года. До этого момента садоводы, дачники и огородники будут пребывать в режиме переходного периода, приспосабливаясь к новым правилам.

О бурном обсуждении законопроекта в заключительном третьем чтении в Государственной думе свидетельствует этот видео-материал:

  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ - 2019 можно
  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков - читайте
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .
  • Впервые, в этом новый закон о земле вводит ряд таких требований и предложений, которые помогут в мирном урегулировании разногласий между владельцами земли. В законе также рассмотрен вопрос о порядке отчуждения земли в пользу государства, и выплачиваемых за это суммах.

    Ужесточение правил по защите собственности владельцами земельных участков в виде поправок к существующему закону будет внесено в Гражданский кодекс РФ. В ближайшее время этот проект поступит на рассмотрение в Государственную думу. Окончательное решение можно ожидать уже в сентябре 2012 года. Государственная дума должна подробно рассмотреть предложенные поправки в закон и издать обновленный Гражданский кодекс.

    Новый закон о земле предусматривает несколько иные правила, которыми должен руководствоваться владелец земельного участка. По новому проекту владелец участка ограничивается в праве не допускать на свой земельный надел представителей государственных структур. Отгородиться от остального мира трехметровым забором не получится. В законопроекте четко установлены правила, по которым владельца земли могут частично ограничить в правах. Даже если хозяин не желает пропускать на свой участок представителей власти, есть обстоятельства (подробно рассмотрены в законопроекте) при которых сделать это ему придется по закону.

    Новый закон о земле и земельных участках содержит в себе перечень прав собственника земли, а также ограничение прав собственности в пользу государства или публичных интересов, в случае ущемления им прав других граждан. Примером может послужить ущемление собственником прав общественности, в случае, если по его территории проходит дорога на общественный пляж, а собственник препятствует прохождению по ней граждан, заставляя их тем самым искать проход к водоему в другом месте. Этим нарушаются конституционные права граждан.

    Новый закон о земельных участках устанавливает право всех членов общества на отдых вдоль береговой полосы озер и рек. Полоса земли вдоль берега реки, озера, пруда или другого водного объекта не является частной собственностью. Это место, которое предназначено строго для общего пользования. Следовательно, владелец участка, на котором расположен водный объект или подход к нему, не имеет право любым способом препятствовать доступу к береговой линии. Установка заборов, ворот и ограждений вокруг водных объектов – не законна.

    Новый закон о земле впервые будет четко устанавливать тарифы для возможных компенсаций, которые будут выплачиваться собственнику, при временном пользовании его участком государством для общественных нужд. Без разрешения владельца, участок, находящийся у него в собственности, может быть использован для проезда посторонними лицами в том случае, если другой дороги нет. В новом законе о земле подробно рассмотрены и другие ситуации, при которых земельный участок , находящийся в частной собственности, может быть использован другими лицами. Вход на территорию разрешен работникам коммунальных спецслужб, монтерам электрических и инженерных сетей, газовых служб. Также есть ряд других, не менее важных причин, по которым владелец обязан предоставить свой надел для свободного прохода и проезда. Установить право проезда по участку могут как на какой-то период, а при возникновении такой необходимости, и навсегда.

    Новый закон о земле вносит такое понятие как ограничение права собственника на принадлежащий земельный участок, при возникновении к нему публичных интересов, но без изъятия участка из собственности. Этот пункт регулируется новыми нормативными актами, которыми должны руководствоваться представители государственных органов, а также органов местного самоуправления. Власть, руководствуясь этим законом, может самостоятельно принимать решение об открытии для прохода и проезда земельного участка, в случае возникновения служебной необходимости.

    Таким образом, для того чтобы заставить собственника участка по уважительной причине предоставить право прохода и проезда, достаточно обратится в органы местного самоуправления, а не решать данный вопрос в судебном порядке. В том случае, если владелец земельного участка не согласен с ограничением своих прав, он может обратиться в органы местного самоуправления, либо в суд, и потребовать возмещения ущерба, вызванного этими действиями. Порядок и размеры компенсаций, будут определяться отдельно, другими законами или ведомственными положениями и инструкциями. В ближайшем будущем будут установлены тарифы и ставки, по которым определяются размеры выплат, которые государство должно предоставить собственнику за причиненные неудобства.

    Новый закон о земле также подробно рассматривает такой вопрос, как выкуп земельных участков в случае потребности участка государству для общественных нужд. В законопроекте перечислены возможные причины, по которым собственник обязан продать участок государству. Такими причинами могут являться: прокладка федеральной трассы по территории надела, проведение газопровода, планирование прокладки трубопровода, или иные веские причины.

    Чтобы человек, у которого изымают участок, не чувствовал себя в чем-то ущемленным, новый закон о земле предусматривает выплаты, соответствующие реальной стоимости надела. При этом следует обратить внимание на стремление государства к мирному решению данного вопроса. Чтобы владелец не остался в убытке, размер компенсации будет складываться из рыночной стоимости конкретного участка, а так же стоимости находящейся на нем недвижимости. Кроме того государство должно будет компенсировать возможные убытки собственника, связанные с прекращением владения данным участком. Сюда также можно включить досрочное погашение обязательств перед третьими лицами и упущенную владельцем, вследствие потери земли, выгоду.

    Земельный участок - это территория, имеющая определенные границы, на которую распространяются законы и регламенты использования, принятые в государстве. По российскому законодательству земля является объектом недвижимого имущества, причем любое другое недвижимое имущество считается таковым, только при непосредственной связи его с землей. У любого земельного участка имеется правовой статус, определяющий характер собственности, форму владения, а также его целевое назначение.

    19:11 21/10/2013 Евтушенко Павел

    Законы о земле

    Земельный Кодекс Российской Федерации был принят в октябре 2001 года. Проект закона о земле предполагает регулировку отношений в сфере оборота земель, ее аренды, перевода, предоставления и прочих экономически обоснованных манипуляций. Так, отношения сторон в новом законе о земле регулируются легитимно и мирно. Федеральный закон о земле, Земельный Кодекс и прочие нормативные документы регламентируют основы передачи земли в право собственности, оборота земли, ее изъятия, а также использования.

    Особенности продажи земли и ее перехода в собственность

    Закон о собственности на землю регламентируется статьями 15-19 Земельного Кодекса РФ от 2001 года. Согласно положениям данного нормативного документа , собственностью физических и юридических лиц признана та земля, что была приобретена ими на основаниях, что предусмотрены законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют равный доступ на осуществления приобретения земельных участков. Продаже поддаются и земли муниципального, государственного и федерального назначения, что предусмотрено законодательством. Иностранные граждане имеют право приобретать пограничные участки земель, а также прочие на особых основаниях и правах, что регламентируется действующим законодательством.

    Закон о продажи земли предполагает:

    • объектами купли-продажи могут быть земли, что прошли кадастровый государственный учет;
    • продавец обязан предоставлять покупателю информацию об обременениях земельного участка и прочих ограничениях использования земель;
    • недействительными условиями договора признаются: право продавца на выкуп участка, ограничения распоряжением участка, передача прав на землю третьим лицам;
    • данные требования применимы и для процедур мены, аренды;
    • договор купли-продажи признается не действительным в случае предоставления продавцов неправдивой информации о наделе, об ограничении его использовании (для сельскохозяйственных нужд, строительства, прочее). В таким случае покупатель в праве требовать снижения цены на землю либо полное расторжение сделки.

    Использование земли и плата за наделы

    Применение земли собственниками строго регламентировано законодательством. Закон об использовании земли предполагает:

    • законодательное разграничение земельного фонда на сельскохозяйственные, промышленные, поселковые земли, использовать которые возможно исходя из регламентируемого земельного назначения.
    • сельскохозяйственные земли могут быть использованы для ведения научной, сельскохозяйственной деятельности, создание лесных насаждений, для создания охотничьих хозяйств, прочее.
    • строительство жилых помещений на сельскохозяйственных землях возможно с условием, что на территории надела ведется фермерская, садоводческая, мелиоративная деятельность.
    • земли поселений используются для производственных, коммерческих и индивидуальных целей, что регламентируется законодательно в соответствии с градостроительными, санитарно-гигиеническими, экологическими и прочими специальными требованиями.
    • собственник земли имеет право распоряжаться полезными ископаемыми, водными просторами, посевами, лесопосадками и прочим, что расположено на территории надела.
    Закон о плате за землю предполагает плату за ее использование в виде арендной платы, что установлена в договоре об аренде, или налога на землю.

    Аренда на землю и нормы оборота земель

    Понятие оборота земель предполагает перераспределение земли между владельцами регламентируемыми экономическими методами на основе рыночной политики спроса и предложения. По сути, оборот земли обеспечивает передачу прав на землю от одного владельца к другому. Оборот земли предполагает:

    • куплю-продажу земли;
    • аренду и субаренду;
    • передачу земли в бессрочное пользование;
    • безвозмездная передача земли;
    • наследование земельного надела;
    • земельные участки, оборот которых не ограничивается;
    • земельные участки, изъятые из оборота (здания и сооружения ВСРФ, Пограничных сил, государственные природные заповедники, пункты хранения ядерных материалов, исправительно-трудовые учреждения, захоронения, инженерно-технические сооружения, прочее);
    • земельные участки, что частично изъяты из оборота (земли космической отрасли, частично охраняемые природные территории, лесные массивы, водный форд страны, зоны культурного наследия, земли вблизи стратегических сооружений, загрязненные земли, прочее).

    Отдельно регламентируются манипуляции с сельхозугодиями. Закон об обороте земли сельскохозяйственного назначения определяет нормы купли-продажи, аренды, наследования земель как частной собственности, так и муниципальной, государственной.

    Четвертая глава Земельного Кодекса РФ посвящена аренде, наследованию, сервитуту, безвозмездному пользованию землей. Итак, права и обязанности арендаторов земли четко прописаны законодательно. Закон об аренде земли предполагает:

    1. Граждане, что не имеют российского гражданства в праве иметь арендованные участки земли на территории РФ.
    2. Отношения собственника и арендатора регламентируются договором об аренде.
    3. По исходу срока договора арендатор имеет преимущественное право на продление сего договора либо заключение нового.
    4. Размеры платы аренды определяются арендодателем и четко прописаны в договоре. Плата за аренду муниципальных и государственных земель устанавливается правительством.
    5. Арендатор имеет право передать права аренды третьи лицам, отдать арендные права в залог или в качестве вклада в уставной капитал в пределах срока аренды при условии согласия на данные процедуры собственника земли.
    6. Арендатор имеет право передавать участок в субаренду с пределах срока договора и при согласии собственника.
    7. При продаже земли ее арендатор имеет преимущественное право ее покупки.
    8. В случае, если арендуются муниципальные земли сроком более пяти лет, арендатор имеет право передавать права аренды третьему лицу без согласия собственника, но с условием его уведомления.
    9. В случае наследования земель несовершеннолетними, участок может быть передан в аренду до достижения 18-летнего возраста собственником.

    Перевод и предоставление земель

    Закон о переводе земель предполагает переквалификацию конкретного земельного участка из одной категории в иную. Согласно закону, что был принят в декабре 2004 года, нормативная база предполагает:

    • перевод сельхозугодий в категории охраняемой территории, консервированных земель, переквалификацию в земли поселений в связи с расширением населенного пункта, производства, транспортного, магистрального строительства, прочего.
    • перевод земель населенных пунктов , участков в другую категорию земель в связи с расширением границ поселения.
    • перевод земель промышленности и земель прочего специального назначения в сельхозугодия, прочие категории.
    • перевод объектов особо охраняемой территории.
    • перевод земель лесного, водного фонда и прочее.

    Так, сегодня в регионах часто наблюдается практика перевода земель в необходимый класс для удовлетворения закона о предоставлении земли многодетным семьям. Сельскохозяйственные земли, земли поселений, прочие объекты переводятся в кадастр земель, что предоставляются гражданам с целью жилого строительства или ведения хозяйства.

    Закон об изъятии земли

    Закон о принудительном изъятии земли регламентируется в основных положениях Закона РФ о земле. Так, объект землепользования может быть принудительно изъят в случае безответственного или противоправного использования земель, а также в случае необходимости федерального использования данных земель, что находятся в собственности. Процедура изъятия проходит в судебном порядке. Закон об упрощенном изъятии земли в Москве (Новой Москве) и Московской области вступил в силу в апреле 2013 года (действует закон до 2020 год).

    Правоведы называют закон противоречащим всем нормам Гражданского и Жилищного Кодексов РФ. Закон наделяет мэрию Москвы полномочиями изымать, то есть резервировать землю под строительство федерального значения. Итак, нынче власти города имеют право:

    1. изымать земельные участки, в том числе и недвижимость для размещения объектов государственной важности.
    2. распоряжаться участками, что находятся в федеральной собственности, а также участками, что предлагаются взамен изымаемым.
    3. перераспределять участки с целью достижения целей закона.
    4. устанавливать и приостанавливать сервитутов по отношению к земельным наделам , что признаны необходимыми для государственного строительства.
    5. принимать решения о проектировании территории и ее межевания.
    6. направлять уведомления о расторжении договора аренды, срочного пользования.
    7. принимать постановления о прекращении прав на недвижимость.
    8. а также утверждать решения о безвозмездной передаче недвижимости.

    Согласно нормам на всю процедуру изъятия отводится пять месяцев. Собственникам государственно важной земли положена компенсация – в виде равносильного по состоянию земельного участка, дома, квартиры либо материального вознаграждения. Возмещение должно нести не только равноценный, но и предварительный характер.

    Изменение в законе о земле и земельных участках.

    В новом законе о земле, будут прописаны права и ответственность хозяев земельных участков. Впервые новый закон о земле, введет новые требования и принципы, как мирно решать спорные вопросы и спокойно жить на этой земле. Если в двух словах сказать о новом, законе о земле, то, он делает уклон, если так можно сказать - на мирное соседство соседей. А если Вам по воле государства, придется против своей воли, расставаться со своими шестью сотками то, только за хорошие и справедливые отступные.

    Такие жесткие правила по защите собственников земельных участков, должны будут введены проектом поправок в Гражданском кодексе РФ, этот проект уже согласован, а в ближайшем будущем стоит ожидать его внесения, для рассмотрения в Государственную думу. Скорость его проработки в Госдуме, зависит от слаженной работы депутатов, ведь сам проект довольно объемный, но мы надеемся, что уже заявленная на 1 сентября 2012 года дата вступления в силу закона - не будет перенесена, а мы увидим уже в этом году обновленный Гражданский кодекс РФ.

    Стоит отметить, что новому закону о земле, любители отгородиться от мира, трехметровыми заборами не будут рады, понятие "мой огород - моя крепость" в законе о земле, не предусматриваются. Главная защита в законе о земельных участках, состоит в том, что правила будут четко прописаны, например - этот законопроект четко определяет, в каких случаях и когда хозяина земельного участка, на законных основаниях, могут несущественно, но ограничить в правах. В таких случаях, особенно, когда государственным органам нужно попасть на земельный участок владельца, как бы он ни хотел не впускать, а впустить все равно придется.

    Как прописано в проекте закона о земельных участках, права собственника участка, могут быть ограничены в публичных и государственных интересах, иными словами - в пользу общества. Можно привести один из примеров, когда собственник земельного участка ущемляет права общества, например – дорога к общественному пляжу, на озере, или у реки проходит через земельный участок, какого-то влиятельного человека, а он построил забор и всем приходиться идти на пляж не напрямую 300 – 400 метров, а обходить несколько километров.

    Закон о земле - земельных участках

    Как записано в новом законе о земельных участках, полоса земли, расположенная вдоль береговой линии озера, реки, иного водного объекта, для общего пользования, такая береговая полоса, строго предназначается для общего пользования. А это значит, что наши граждане имеют полное право, свободно пользоваться такой береговой линией, кто хочет прогуляться – имеет право гулять, кто хочет отдохнуть у водоема, отдыхайте.

    В новом законе о земельных участках, впервые установят и тарифы, для возможных компенсаций, за временное пользование участком земли собственника, для общественных нужд. Также вход без разрешения собственника участка земли, могут открыть (если нет иной дороги), для проезда по его земле транспорта. В законе также оговорены права ремонтников, всевозможных коммунальных служб, обслуживания инженерных и электрических линий и сетей - вход им тоже разрешен. Есть и ряд других менее уважительных причин, предусмотрены в законе о земле и сроки – открыть для свободного прохода, или проезда по Вашему земельному участку могут, как на время, так и навсегда.

    При этом в новом законе о земле, есть такая важная фраза, как ограничение прав собственника, на его земельный участок, в случае возникновения публичных интересов, но без изъятия этого земельного участка. Эти правила устанавливаются новыми нормативными актами, уполномоченных представителей государственных органов и представителей, органов местного самоуправления. Другими словами, власти могут при необходимости, самостоятельно открыть земельный участок собственника, для исполнения общественных потребностей.

    Это означает, что обычные собственники земельных участков, которым по уважительной причине необходимо заставить, отказавшегося землевладельца подвинуться, смогут уже обращаться не в суд, для решения этой проблемы, а в местные администрации. Так, что такой, казалось бы, не сложный вопрос, можно будет решить намного проще, чем раньше.

    Хотя, если установленные ограничения местными властями, покажутся собственнику земельного участка, излишне обременительными, он вправе обратиться в местную администрацию, или в крайней мере в суд и потребовать выплатить ему компенсацию. Сам размер и порядок выплаты компенсаций, будут определены отдельно, иными законами и ведомственными инструкциями, по крайне мере, так предписывает закон о земле. Значит, скорее всего, не за горами и появления ставок и тарифов, определяющих, сколько казна государства должна человеку, если ему создают неудобства, на его земельном участке, тревожа по государственной или общественной надобности.

    Еще один немаловажный момент – это выкуп земельных участков, когда земля понадобилась государству, для важных нужд. Закон о земле, приводит перечень причин, по которым собственника могут законно, заставить сдвинуться с его участка земли. Например, такой случай может быть при решении, проложить по вашему земельному участку федеральную дорогу, или там запланирована прокладка трубопровода, или газопровода, иное.

    Также стоит отметить, что для собственников земельных участков - в новом законе о земле предусмотрены выплаты, чтобы человек при этом не остался в обиде. Законопроект предлагает стороны договариваться по-хорошему. Как сказано в новом законе о земле - при определении выкупной стоимости земельного участка, включается, как рыночная стоимость земельного участка, так и находящаяся на ней недвижимость. Сюда же (в расчет) необходимо брать и все те убытки, которые будут причинены собственнику из-за изъятия у него земельного участка, включая те, которые он понесет в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

    Земельный участок - это пространственная граница суверенитета любого государства, или собственника, территория, на которую распространяются законные полномочия государства (собственника). Земля относится к объектам недвижимости, причем любое иное имущество, которое прочно связанное с землей, может являться недвижимым имуществом только в силу своей связи с землей.

    Земля и земельный участок имеют правовой статус, в котором определен собственник, с формой законного владения, имеющий право на целевое использование земельного участка.

    Предлагаем землю, участки земли, а также недвижимость в зарубежных странах, квартиры, дома у моря.

    Довольно актуальной на сегодняшний день является проблема дезинформации людей, которые, начитавшись различных недостоверных источников, хватаются за голову, предполагая, что уже вот-вот их могут лишить права собственности в отношении земель, владельцами которых они по праву являются.

    Вопрос о том, кто именно подпадает в так называемый «Черный список» тех, кто может лишиться права собственности на участок земли с приходом следующего года, смотрите в этой статье.

    Почему собственники могут лишиться земельных участков с 1 января 2018 года

    Вступившие в законную силу поправки Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в дальнейшем – «Закон о недвижимости») привносят установление новых правил, которые граждане обязаны соблюдать в отношении регистрируемого ими права собственности на участок земли. Закон о недвижимости также указывает на то, что в качестве такового могут выступать участки для ведения личного подсобного, а также дачного хозяйства, участки под индивидуальное гаражное, жилищное строительства.

    Новый закон регламентирует порядок снятия земельного участка с кадастрового учета и устанавливает, что, в случае, если с момента его постановки на учет прошло более пяти лет, к тому же, он не был внесен в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), такой участок подлежит снятию с кадастрового учета. Дальнейшее владение землей осуществляет муниципальное образование.

    Вышеописанное означает, что первым делом нововведения могут нанести удар по дачникам, ведь участки, приобретенные дачниками-пенсионерами 30-40 лет назад вряд ли заботились тогда о постановке своих земель на учет в ЕГРН.

    Стоит отметить еще и тот факт, что согласно существующим нормам права, право собственности на земельные участки может перейти муниципальному образованию еще и в том случае, если хозяина земли не находят в ЕГРН уже на протяжении пяти лет, то есть пять и более лет земля документально считается бесхозной. В таком случае судебное заседание, на котором будет рассматриваться вопрос о переходе права собственности на земельный участок может быть реализовано без приглашения фактического его владельца.

    Признание земельного участка бесхозяйным должно удовлетворять следующим основаниям:

    • земельный участок не должен быть внесен в кадастровый учет;
    • неизвестно, кому принадлежит право собственности на участок;
    • собственник отказался от права собственности на объект;
    • объект никому не принадлежит на праве собственности.

    Признание земельного участка бесхозяйным влечет за собой постановку его на учет в Росреестр на основании заявления органа муниципального образования, на территории которого находится данное имущество.

    С начала 2018 года для того, чтобы иметь возможность распоряжаться участком по собственному усмотрению, то бишь, продавать его, дарить, передавать по наследству, вы должны встать на учет в ЕГРН и, плюс ко всему, отметиться в кадастровой карте, то есть, осуществить так называемое межевание.

    Изменения в законе об ускоренном изъятии земельных участков

    Ни для кого не является большим секретом, что призвание средств массовой информации является раздувание даже, казалось, бы ничем не примечательной новости в масштабный апофеоз, который по факту представляет из себя всего лишь поправки в законодательстве, введение в силу которых продиктовано развитием общества.

    Информационные ресурсы, направленные на получение максимально возможных рейтингов, активно публикуют данные о лишении права собственности на участки земли. Главным образом, упоминая эту тему, СМИ указывают на 251-ый Закон 2015 года. Однако, как нам известно, на дворе 2017 и 251-ый Закон утратил свою актуальность с появлением в прошлом году ФЗ под номером 361.

    Законодательство претерпело ряд изменений в категории права собственности на недвижимое имущество, как следствие, обновленный 361-ый ФЗ включает в себя нововведения в сфере экономики, в частности, институт кадастровой регистрации.

    Наиболее ярко выраженное обновление законодательства произошло на примере ФЗ под номером 221, принятый еще в далеком 2007 году и, определяющий государственный кадастр. Ряд изменений было введено в законную силу в содержание 218-ого ФЗ, который, на секундочку, регулирует процесс регистрации недвижимости документально.

    О том, какие изменения были внесены в вышеуказанное законодательство, рассмотрим далее. Помимо увеличения списка субъектов кадастровой деятельности, появилось уточнение порядка обжалования решения о постановке на учет кадастром. Также теперь может быть реализована регламентация деятельности субъектов кадастровой деятельности.

    Подводя итог анализа введенных в законную силу законодательных актов за последние два года, следует отметить, что объекты недвижимости, постановленные на кадастровый учет и, не зафиксированные за собственником в течение пяти лет со дня учета, не снимаются с него.

    Стоит отметить, что при этом Росреестр обязуется доводить до сведения муниципального образования о существовании таких объектов, реализуя осведомительную функцию. Не стоит забывать и о том, что участки земли, которые не имеют владельцев в документальном порядке числятся в собственности соответствующего муниципального образования, на территории которого находится этот участок. Для того, чтобы владеть участком не только фактически, обратитесь с заявлением в органы муниципального образования!

    С 2018 года нельзя будет распоряжаться землей, границы которой не узаконены

    Нововведение, которое гласит о запрете обмена, продажи, дарения участка земли в случае, когда его границы не установлены в законном порядке, вступит в силу 01.01.2018.

    Трактовка закона является настолько четкой, что ни о каких исключениях не может быть и речи. Это означает, что, даже, лица, имеющие свидетельство о праве собственности на конкретный объект недвижимости, не смогут им распоряжаться в полной мере без обозначения в кадастровой карте, ранее обозначенного межевания.

    В случае, если вы постановили на государственный учет кадастра свою недвижимость, однако, не узаконили ее границы, то вам все равно придется проходить процедуру межевания. Поэтому сразу узаконивайте все процедуры по межеванию, а потом передавайте все отмеченные данные в Росреестр.

    Без межевания регистрации Росреестру подлежат только лишь следующие участки земли:

    • если земельный участок предназначен для личного, подсобного хозяйства, садоводства или индивидуального гаражного или жилищного строительств;
    • если у вас в наличии есть документы, выданные вам ранее без необходимости межевания;
    • если право возникает у вас в случае переоформления права бессрочного пользования участком земли.

    Однако, необходимо отметить, что данные основания выступает в качестве исключений только до 01.01.2018. После указанной даты для осуществления дарения, продажи, обмена собственности, вы должны будете пройти межевание.

    Как зарегистрировать право собственности на земельный участок

    Кадастровая регистрация участка земли связана с множеством нюансов, не учитывать которые вы не можете. Нюансы зависят от того, какой объект недвижимости в скором времени подлежит регистрации на правах собственности. Основные тонкости заключены в актах законодательства, так что, вам не составит труда их отыскать.

    Мы рассмотрим необходимый для сдачи пакет документов и действия на примере общего случая.

    Итак, для прохождения регистрации, во-первых, соберите следующий пакет документов:

    • кадастровый паспорт;
    • документ, свидетельствующий о переходе к вам права собственности на объект;
    • передаточный акт;
    • удостоверение личности нового и прежнего хозяина (только нового, в случае, если собственностью владеют впервые);
    • квитанция об оплате государственной пошлины;
    • заявление для прохождения регистрации.

    Далее сдайте, собранный вами пакет документов в Росреестр, после чего ожидайте ответа ФРС в течение двух или более недель. После получения ответа, получите выписку о записи из единого государственного реестра недвижимости в день, который вам назначат.

    В случае, когда регистрации должен подлежать не только земельный участок, но и имущество, находящееся на нем, после получения положительного ответа относительно регистрации земли, подайте документы для регистрации и имущества.

    От вас потребуется:

    • удостоверение личности;
    • выписка из ЕГРН;
    • кадастровый паспорт или план;
    • декларация, заверенная у нотариуса по всем постройкам на земельном участке;
    • квитанция об оплате государственной пошлины.

    Это все, что вам необходимо знать о действиях по стандартной кадастровой регистрации.

    Как провести межевание земельного участка

    Наконец узнаем о процедуре межевания (о процедуре обозначения в кадастровой карте графически). Процесс обозначения стоит разделить на 9 взаимосвязанных этапов, которые приведены ниже в оптимальной последовательности.

    Первым делом, найдите геодезическую компанию, занимающуюся осуществлением работы по установлению и фиксации грани земельного участка. Затем, соберите пакет документов, он индивидуален для каждого собственника (его список узнайте у геодезической компании). Далее подпишите договор с геодезической компанией, чтобы не оказаться жертвой мошенников.

    После заключения договора геодезическая компания устанавливает данные, в частности, производит съемку на местности, устанавливает границы, координаты, которые запечатлеваются в акте по согласованию границ.

    Документ, кроме того, должен содержать подписи собственников соседних земельных участков и главы муниципального образования. Сдайте также все имеющиеся у вас документы о наличии кабельных связей и прочие. Они также будут необходимы для организации межевого плана.

    После сдачи документов геодезическая компания приступает к составлению, непосредственно, самого плана межевания, который впоследствии сдается в кадастровую палату, которая после осуществления межевания предоставляет новый паспорт на участок.

    Перед обращением к геодезистам соберите пакет документов, состоящий из:

    • паспорта;
    • доверенности (при обращении в геодезическую компанию не собственника имущества, а его представителя);
    • правоустанавливающие документы, то есть, документы, подтверждающие переход права собственности от одного лица к другому;
    • кадастровый план или кадастровая выписка на земельный участок;
    • документы на имущество, дополнительно требующиеся для регистрации кадастром земельного участка или выписку из БТИ, в случае отсутствия имущества кроме земли.

    Кадастровую выписку и паспорт закажите онлайн через официальный сайт Росреестра. Это наиболее быстрый и простой способ получения выписки.



    Просмотров