Нормы общества. Нормы общества А вот - запрет
Страница 2 из 2
3. Способы изложения правовой нормы
Способы изложения элементов нормы права в статьях нормативно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою логическую структуру. В наиболее общем виде все многообразие этих способов может быть сведено к следующим вариантам;
а) одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из элементов нормы права, либо наоборот: норма права содержится в нескольких статьях акта (актов);
б) одна статья содержит несколько непосредственно связанных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи;
в) одна статья содержит гипотезу или диспозицию, общую для многих непосредственно связанных между собой норм права, т. е. является как бы "вынесенной за скобки", общей частью для таких норм (соответственно диспозиций или санкций);
г) одна статья содержит несколько гипотез или несколько диспозиций непосредственно связанных между собой норм;
д) одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так называемую "усеченную" норму, а санкции выделены в отдельную статью.
Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит перед ним ряд специальных задач; придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой, как движение от общего к конкретному; избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений; добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными средствами; исключить самоочевидные и общеизвестные (в силу массового социального опыта людей) условия, факты и положения. Решение этих задач - постоянно действующий фактор, который объясняет несовпадение статьи нормативного акта и нормы права.
Сошлемся на ст. 19 и 24 УК РФ, которые гласят, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом, а виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Данное предписание нужно рассматривать двояко: как диспозицию с запретительным содержанием (нельзя подвергать уголовному наказанию: а) юридическое лицо; б) физическое лицо невиновное, невменяемое и не достигшее возраста, установленного УК РФ), а также как общую гипотезу для многих норм, содержащихся в Кодексе, ибо нет надобности каждый раз повторять это общее для всей данной отрасли права условие.
Законодательству на современном этапе присуща дифференциация и интеграция норм права, причем последняя превалирует, чем обусловлен рост удельного веса статей, содержащих общие положения, значимые для многих норм права.
Часть нормы права, которая содержится в статье нормативно-правового акта, принято называть нормативным предписанием.
Таким образом; несмотря на дискуссионность вопроса, можно утверждать, что логическая структура правовой нормы содержит три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
4. Классификация норм права
Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории нрава, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского (общесоциологического) осмысления правовой действительности.
Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам.
1. По отраслевой принадлежности, т. е. по предмету и методу правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права. В соответствии с этими объективными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы административного права, нор
мы уголовного права, семейного права и т. д.
2. По юридической силе, т. е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая (более детальная) классификация.
3. По степени общности содержания нормы права делятсяна нормы-принципы, общие и конкретные нормы. Первые не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы. В некоторых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно регулировать отношения, не указанные конкретными нормами. Так, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права.
В отличие от норм-принципов общие нормы - это правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, служит общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обязательств, а ч. 2 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, - это общая норма, т. е. гипотеза, для многих последующих. Общей нормой является и ст. 45 УК РФ, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам, совершившим преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам.
Близким к делению норм по степени формальной определенности (степени общности) является их членение по формальным признакам на нормы закона и нормы подзаконных актов. В литературе высказано справедливое суждение, что законодательные нормы по своей структурной организации наиболее развиты. По степени обобщения они делятся на конституционные, кодифицированные и отдельные.
4. По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т. е. косвенно указывают на правило поведения).
Эти виды норм свойственны различным отраслям права. Первые две группы - специфически регулятивные в позитивном смысле. В административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном и других отраслях права преимущественное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же - управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содержание которых исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве - системе запрещающих норм как необходимый компонент присутствуют обязывающие нормы общей части, а нормы о необходимой обороне я крайней необходимости являться управомочивающими. (Нельзя сказать, что запрещающие нормы "обязывают не совершать"; они запрещают совершать.)
Специфика запрещающих норм состоит в том, что они формулируются как полудиспозиции, т. с. прямо не устанавливают правил позитивного поведения (что характерно для обязывающих и управомочивающих норм). Они указывают лишь на запрещаемые действия, которые нельзя совершать, и тем самым диктуют правила поведения. Поэтому в запрещающих нормах нет прямо выраженных диспозиций. Статьи Уголовного кодекса, содержащие уголовно наказуемые деяния, представляют собой гипотезы, которые слились с диспозициями. Но если брать их вместе с положениями общей части, то характер диспозиций-запретов вырисовывается полностью. Особенности уголовного закона сводятся к тому, что запрет в нем словесно не сформулирован, но в силу своей общеизвестности он логически предполагается. Например, уголовное наказание за хищение собственности означает запрещаемое действие. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать установки, каким образом сориентироваться в общественной практике - он должен решить сам.
Анализируя социальную природу норм права, приходим к выводу о ведущей роли дозволений, так как они предполагают установленные государством обязывания и запреты. Это значит, что все способы регулирования составляют единую систему, причем изменения в одной из норм права обязательно влекут корректировку других.
В социальном плане доминирующий элемент правовой нормы состоит в том, что она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая определенное поведение норма одновременно что-то запрещает или разрешает, наиболее существенным в ней все же является то, что она предписывает. Этот доминирующий элемент правовой нормы всегда определяется. Можно выделить два смысла "разрешения": в рамках обязывающих или запрещающих норм; в управомочивающей норме.
Очевидна условность деления норм права на указанные виды. В процессе их реализации субъекты всегда соотносятся друг с другом как носители прав и обязанностей. Без такой связи нормы права неосуществимы. Однако это деление имеет и политический, и правовой смысл. Оно дает возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Отсюда реальность существования обязывающих, запрещающих и управомочивающих норм. Нельзя переходить объективных границ этого разграничения.
В административном праве доминируют обязывающие нормы; в гражданском, семейном, трудовом, земельном и ряде других регулятивных отраслей - управомочивающие; в уголовном - запрещающие. Большинство норм уголовно-исполнительного законодательства - обязывающие, однако немало и запрещающих; большую часть (права осужденных) составляют управомочивающие нормы.
Для обязывающих и запрещающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в другие. Правомочия юридических лиц по гражданскому праву - это в то же время и обязанности их руководителей по административному праву. Нередко обязывание и правомочие как формы регулирования сливаются в одной и той же норме. В законодательстве, в различных его отраслях довольно часто употребляются такие смысловые обороты: "как правило, не разрешается", "как правило, может быть разрешено", "в исключительных случаях", "как правило, должно быть...; и т. д. Подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонения от общих правил, которые невозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивается его гибкость в различных ситуациях.
И все же такое соединение регулятивных форм следует отнести скорее к недостаткам, чем к положительным свойствам. Здесь открываются широкие возможности для их свободного толкования специальными субъектами, исполняющими нормы, так как смысловое содержание подобных оборотов крайне неопределенно. Какой случай считать исключительным, а какой нет - неизвестно. Однако не следует в этих технических приемах видеть промах законодателя. Компетентные органы сознательно идут на их использование в законодательной практике, так как рассчитывают на юридическую квалификацию, достаточно высокий уровень общей и правовой культуры тех, кто непосредственно причастен к реализации соответствующих норм. Иначе говоря, право не может постоянно оставаться в одних и тех же очерченных, традиционных формах выражения своих норм. Эти формы необходимо обогащать.
Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим основаниям. Так, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни - на социально-экономические, политические, личные; по функциональному назначению - на запреты в широком и узком смысле; по характеру и объему правового материала - на информативные и элементарные; по степени определенности - на абсолютные и относительные и т. д.
Праву свойственна особая разновидность норм, исходящих от государственных органов, но имеющих рекомендательный характер. Ученые по-разному оценивают их природу. Одни определенно считают их нормами права (Л. С. Явич, П. Е. Недбай-ло), другие столь же категорично относят их к "промежуточной стадии", определенному этапу в создании нормы (Н. Г. Александров и др.). Наконец, есть и более сдержанные суждения, исключающие крайности в оценке рекомендательных норм. Так, А. В. Мицкевич считает, что в рекомендациях, как правило, сочетается метод общественного регулирования с правовыми формами воздействия государства на общественные отношения. Такие рекомендации одновременно устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к органам местного самоуправления о соблюдении предоставляемых прав. Это и позволяет считать рекомендации нормами правовыми, управомо-чивающими, в конечном счете обеспеченными правовыми санкциями.
5. По степени активизации социально полезной деятельности субъектов нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные, В принципе все они "поощряют" такую деятельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это - благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования (женщина, имеющая пятерых и более детей, обладает правом на пенсию при достижении 50-летнего возраста).
Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, т. е. возможность получить различные материальные, духовные блага.
Поощрительные нормы - это разновидность управомочи-вающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем нередко они касаются обычного исполнения обязанностей. Это побуждает ряд ученых усматривать в поощрениях не особые нормы права, а лишь "поощрительные санкции" к действующим нормам. Этот термин является метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в право общесоциологического понимания санкции как ответной реакции на чье-либо действие, что само по себе интересно.
Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающими не как правила поведения, а как государственный призыв к определенному поведению. При наступлении соответствующих условий у компетентного органа возникает не только право, но иногда и обязанность поощрять.
6. По способам установления правил нормы делятся на категорические и диспозитивные. Первые формулируют определенное правило поведения, исключают какой-либо выбор, хотя могут устанавливать как запрет, так и обязывать либо дозволять; вторые предоставляют субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, ч. 1 ст. 223 ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
7. По техническим приемам нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные непосредственно описывают правило поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные имеют ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта (например, ст. 118 УК РФ).
8. По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные. Социально-технические регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.). Будучи утвержденными компетентными органами, они стаовятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Социальные регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, организации и т. п.
9. Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.
Юридическая структура состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять, соблюдать, использовать, применять. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.
Диспозиция - содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной (по книге) и простой, описательной, ссылочной, бланкетной(открытой) - (по тетради). Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.
Санкция – та часть нормы которая содержит указания на неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).
8 Позитивные обязывания, дозволения и запреты в содержании правовых норм
Позитивные обязывания, дозволения и запреты содержатся в регулятивных нормах. Регулятивные нормы это нормы осущ-ие позитивное регулирование т.е. эти нормы устанавливают для участников общественных отношений юридические права и обязанности. Т.е. эти нормы говорят о том как субъекты должны вести себя в той или иной ситуации. Регулятивные нормы подразделяются на запрещающие, обязывающие и управомочивающие. Запрещающие нормы устан-ют запреты т.е. возлагают пассивные обязанности не совершать определенные действия. В запрещающих нормах обычно встречаются слова: запрещается, не может, не должен. Обязывающие нормы – это нормы возлагающие на субъектов юридические обязанности – позитивное обязывание. Обязывающие нормы в отличии от запрещающих требуют от субъектов совершения определенных действий. Встречаются слова: обязан, должен. Если следователь установил факт преступления, то он обязан возбудить дело. Управомочивающие нормы это нормы закрепляют или устанавливают юр-ие права. Также разршают, дозволяют тех или иных действий. Т.е. субъект может совершать эти действия, а может и не совершать.
9 Нормы права и статьи нормативного акта, их соотношение
Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характеризуют следующие признаки: а) издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается непосредственно населением путем референдума; б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их; в) обладает, юридической силой, охраняется и обеспечивается государством; г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами; д) носит легитимный характер. Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка в стране. Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юридической силе - на законодательные и подзаконные; по сфере действия - на федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени - на постоянные и временные. Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантное, зависит, как уже отмечалось, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписав ние (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель. Второй Вариант - включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 12 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве, регламентирующая порядок платы за землю, содержит пять пунктов, каждый из которых является самостоятельной нормой. Третий вариант -предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 14 Семейного кодекса РФ содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).
10 Способы изложения правовых норм в нормат актах
11 Виды правовых норм
Виды правовых норм: 1 По назначению: основные, первичные, производные, вторичные. 2 По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые. 3 По способам регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные, 4 По функциям: регулятивные нормы - упорядочивающие общественные отношения путем закрепления существующих общественных связей в правовых нормах; охрани тельные нормы - устанавливающие меру юридической ответственности и юридической защиты, порядка их возложения и исполнения. 5 По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения: Обязывающие - устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия; Запрещающие - запрещают совершать определенные действия; Управомочивающие - предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов. 6 По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правового акта: Абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение; Относительно определенные - это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств; Альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. 7 По кругу лиц (по предмету регулирования) нормы права подразделяются на: Общие - распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории; Специальные - действуют только в отношении определенной категории лиц (учителя, врачи и др.).
Всякая культура (всякий социум) регулируется тремя нематерьяльными вещами: нормами, запретами и предписаниями.
Когда культура становится развитой и в ней появляется, вначале — устное, а затем и письменное Право, нормы и запреты чётко формулируются, затем - записываются на бумагу и превращаются в Законы. Невыполнение их - карается, карается по-разному... Иногда - виселицей, иногда - невозможностью сделать карьеру в госучреждении.
Так и возникает так называемая «развитая цивилизация». Но цивилизация не была бы «развитой» по-настоящему, если бы в ней не было такой тонкой вещи, о которой здесь пойдёт речь, если бы в ней не было - предписаний ...
Для начала напомним себе - что такое нормы и запреты. Чтобы легче было понять - что такое эти таинственные «предписания», которые (открою секрет) нигде почти и не написаны, пока - актуальны...
Вот - норма.
Все взрослые люди должны по достижении совершеннолетия (рано или поздно) жениться (выйти замуж).
Это - норма.
Бывает, что норма не соблюдается. Это называется - исключения. Но тогда нужно объяснить - почему.
Например, я взрослый человек и я не женат. Потому что я - монах. Окей. Или: «потому что я - несостоятелен, у меня нет денег, чтоб содержать семью». Окей. Или: «потому что мне не позволяет здоровье и у меня есть справка». Тоже окей.
Когда человек не соблюдает норму и не объясняет почему (так, чтобы объяснения не взволновали общество ещё больше, чем само несоблюдение нормы) - это уже называется грубым нарушением нормы и вызывает много вопросов. Иногда - революции.
Когда людей нарушающих норму становится слишком много, возникает переломный момент в эпохе - кризис и рассвет чего-то иного.
Впрочем, иногда всё возвращается на старые рельсы.
Вот и сегодня - норма «Все взрослые люди должны по достижении совершеннолетия (рано или поздно) жениться (выйти замуж)» пошатнулась. Нарушающих эту норму людей, стало слишком много.
А какие нормы у нас остались? Да много их. Вот, например, норма: «Люди не должны появляться голыми в общественных местах». Норма? Норма.
А вот - запрет.
Здесь всё проще. Никто не имеет права лишить жизни другого человека. Так сказать - не убий. Есть из этого запрета и объяснимые исключения. Например, мне можно: я - палач. Или, мне можно - я солдат, мобилизованный на войну. Ну, и так далее...
С запретами и нормами всё понятно. Нарушишь запрет - чаще всего, в тюрьму посадят. Нарушишь норму - чаще всего создадут тебе много неприятностей, хоть в тюрьму и не запрут.
А что же такое - предписания?
Предписания - это такая хитрая вещь. Их не прочтёшь нигде, нигде с ними не ознакомишься. Их никто не «требует» от тебя соблюдать под угрозой тюрьмы или штрафа.
Но если ты их не соблюдаешь - тебя не примут в определённых кругах общества.
Предписания - это пароль, который знают только «свои». И как пароль - они часто меняются.
Старые «пароли» как правило становятся диковинными правилами «этикета».
«История про Коричневые ботинки» или «фильтр от выскочек»
Вот например. Знаете ли вы, что действующее правило этикета предписывает - мужчины не должны надевать обувь коричневого цвета (туфли, ботинки), появляясь в обществе после 18 часов? Не знаете.
Я тоже узнала это не так уж давно. Но мне вообще простительно: я не мужчина и не питаю пристрастие к разноцветной кожаной обуви.
Сегодня это предписание превратилось в правило этикета. То есть, хотите - соблюдайте. Не хотите, да какая нам разница?
Однако, в тот момент, когда это предписание («билль о коричневых ботинках») только что родилось, оно означало очень и очень многое...
Всё очень просто. Туфли и полуботинки чёрного цвета - это строгая классика, единственно допустимая в мужском гардеробе.
Песочные, кремовые, белые туфли - это стиль «теннис» (дом, дача, пикник) либо «берег моря». Летний, загородный, курортный стиль.
А вот с «апельсинно-шоколадной» гаммой всё интереснее и сложнее...
Рыжие, жёлтые и коричневые ботинки на мужчине - это, строго говоря, «спортивный стиль», в английском смысле этого слова, то есть, стиль, в котором посещают загородные скачки, играют на скачках, лихой «берейторский стиль».
А если говорить нестрого, то как сказал один великий человек: «Ботинки жёлтого цвета предпочитают носить и коллекционировать - модные адвокаты, карточные шулеры и прочие пройдохи».
Не страшно, если мужчина посещает скачки и оттуда «заражается» модой на залихватскую обувь «жёлто-коричневой» цветовой гаммы.
Страшно, если он настолько бескультурен, что позволяет себе прийти в этих весёленьких ботинках для ипподрома... вечером в общество.
Вот и вся история про «запрет на ношение коричневых ботинок после шести часов вечера».
Как я уже говорила, сегодня это - всего лишь правило этикета. То есть, предписание, дожившее до наших дней в очень ослабленной форме.
Вы можете его не соблюдать.
Но если вы его соблюдаете, то этим вы показываете, что вы человек - культурный и осведомлённый о делах прошлого. Начитанный, чёрт побери!
Соблюдая это правило этикета, вы показываете и гораздо большее:
вы на стороне тех, кто сто лет назад хотел защитить свой круг от опасных выскочек с тёмным прошлым,
и вы против - этих самых опасных выскочек...
То есть, что вы не «карточный шулер и не пройдоха»...
Нормы и запреты - это вещь «грубая», имеет отношение к юриспруденции, иногда просто - к отделению полиции.
Предписания же - это тренинг на выживание, это чистая социальная психология.
Психология коллективного и группового взаимодействия.
Дорого люди отдавали за то, чтобы узнать все пароли, все предписания того общества, в которое хотели влиться на равных.
Но начинать нужно с простого, со «старых билетов по ЕГЭ». Начинайте с правил этикета. А там придёт и понимание более тонких вещей. Вы научитель - угадывать, взламывать новые пароли, новые предписания, которые создают микро-группы в социуме для негласного отделения своих от залётных чужаков.
Даже более того,вы станете тем, кто эти новые предписания - создаёт, а не тем, кто вынужденно следует им.
Елена Назаренко
Способы и отраслевые методы правового регулирования Разнообразие общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах правового регулирования. Принято выделять два метода правового регулирования:Диспозитивный (децентрализованный) - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях (гражданское право); Императивный (централизованный) - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Для него характерны отношения субординации, применяется в публично-правовых отраслях, где общественные отношения приобретают общесоциальный интерес.
Именно они лежат в основе всех отраслевых методов. Однако объяснить своеобразие отраслевого регулирования только названными приёмами нельзя.
Способы правового регулирования- основные направления юридического воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах и иных правовых средствах. Таких способов три:1 Дозволение - предоставление участникам общественных отношений возможности действовать самостоятельно из собственных интересов. 2 Запрет - закрепление за участниками общественных отношений обязанности воздерживаться от определённых видов общественных отношений. Этот способ правового регулирования закрепляет пассивное поведение участников общественных отношений. 3 Позитивная обязанность - закрепление за участниками общественных отношений обязанности действовать активно. Сочетание данных трёх способов образует отраслевой метод правового регулирования. Каждая отрасль права имеет свой метод. Отраслевой метод - это особый приём юридического воздействия, образуемый дозволением, запретом и позитивной обязанностью. Специфика этого сочетания и отражается в методах правового регулирования. Их четыре:1 Взаимное правовое положение субъектов правоотношений; 2 Система юридических фактов; 3 Порядок определения прав и обязанностей участников правоотношений; 4 Система правовых санкций, применяемых к правонарушителям.
Типы правового регулирования Тип правового регулирования- это особый порядок правового регулирования. Существует два вида типов правового регулирования в зависимости от того, какой из способов правового регулирования лежит в основе правового регулирования - общее дозволение или общий запрет:1 Общедозволительный тип правового регулирования - разрешено всё, что не запрещено в праве; 2 Общеразрешительный тип правового регулирования - запрещено всё, кроме разрешённого в законе.
Первый тип правового регулирования используется для воздействия на частноправовые отношения, он более адекватен для горизонтальных отношений (отношения между субъектами, равными по своему социальному статусу). Второй же используется для регулирования вертикальных отношений - публично-правовых (властных)
Правовые режимы: межотраслевые и отраслевые, материальные и процессуальные, договорные и законные, временные и постоянные.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) выделяют нормы гражданского права, уголовного, трудового и иных отраслей права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенности и относительную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права.
Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
Процессуальные нормы носят организационно-процедурный, управленческий характер. Они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. Процессуальные нормы по отношению к материальным всегда носят производный, вторичный характер. Различие между нормами процессуальными и материальными в том, что первые отвечают на вопрос «как», а вторые - «что». Не все процессуальные нормы объединены в обособленные отрасли права, чаще они образуют своеобразную правовую совокупность, создают определенный раздел соответствующей отрасли права.
По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы.
Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Так, например, исходные нормы всегда императивны.
Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывают обязательный вариант поведения. Этот факт обусловливает особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено законом или договором».
Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
Поощрительные нормы российского права выполняют важные функции, так как они выступают в качестве:
а) средства обеспечения реализации правил общежития, некоторых технико-юридических и эстетических норм;
б) фактора упрочения различных видов государственной дисциплины; в) стимулятора социальной активности индивидуальных и коллективных субъектов права; г) способа согласования общественных и личных интересов граждан; д) средства воспитания правосознания; е) положительного катализатора развития общественных отношений; ж) фактора мотивации правомерного поведения; з) разновидности социального контроля.
Поощрительные нормы права оказывают стимулирующее воздействие на самые разнообразные виды деятельности. Несмотря на то, что количество поощрительных норм растет, их правовая природа остается спорной.
Особенности поощрительных норм выражаются в том, что им присущ: а) своеобразный способ воздействия на волевое поведение лиц и коллективных образований; б) особое содержание данных норм; в) специфика их социального назначения.
Способ воздействия поощрительных норм строится так, что лицо не обязывается, а побуждается к достижению полезного для государства результата.
Способ воздействия этой нормы в отношении ее адресата таков, что добиваться или не добиваться указанного в норме результата, а значит и государственного поощрения - добровольное дело субъекта. Особенности содержания поощрительных норм, прежде всего, связаны с закреплением в них заслуги. Заслуга - фактическое и юридическое основание для государственного поощрения.
По методу правового регулирования выделяют также рекомендательные нормы, которые устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, имея в виду проведение адресатами данных рекомендаций организационно-хозяйственных и воспитательных мероприятий или высокой ответственности и творческой инициативы.
По форме выражения предписания выделяют упра-вомочивающие, обязывающие, закрепляющие нормы.
Управомочивающие (правоустановительные) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий. Оперируют данные нормы словами «вправе», «имеет право». Эти нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении выбора субъектами права варианта правомерного поведения.
Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обязывание выражается в тексте норм операторами «обязан», «должен».
Запрещающие нормы требуют воздержаться от названного в них варианта поведения, которое законом признается правонарушением. Цель запрещающих норм - предотвратить возможные нежелательные действия, могущие причинить ущерб общественным интересам.
По субъекту правотворчества, то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на нормы закона, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемые на основе и во исполнение законодательных норм.
По сфере действия нормы права делятся на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Административно-правовые виды норм регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям.
Значение и основные виды классификаций видов норм административного права
Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.
Основания
Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.
Систематизация правовых норм по предмету регулирования
Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные
Материальные – закрепляют административно-правовой статус участников правоотношений, фиксируя их права, обязанности и возможную ответственность. Они устанавливают порядок взаимодействия органов исполнительной власти с другими участниками управленческого процесса.
Примерами таких норм стали нормы о сроках реагирования на запросы граждан, полномочиях органов исполнительной власти. В связи с этим в юридической науке их называют статичными.
Процессуальные
Процессуальные – лишь устанавливают порядок и регулируют процесс государственного управления.
Например, нормы о порядке приема в ряды военнослужащих или о порядке применения ответственности за совершение административных проступков. Они служат для реализации материальных норм.
Оба вида норм содержатся в одних нормативных актах и административно–процессуальные аспекты не выделены в отдельную науку. Это вызвано их тесной взаимосвязью и разрозненностью источников административного права.
Предписание
Вторая распространенная типология основана на форме предписания.
Выделяются:
- императивные
- диспозитивные
Что означает императивность
Императивность означает обязывающий характер. Такие нормы не предполагают свободы воли участников управленческих правоотношений.
Например, водитель обязан иметь при себе документы подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, договор обязательного страхования автогражданской ответственности и водительское удостоверение.
Нормы, носящие рекомендательный характер , служат для оптимизации взаимодействия участников правоотношений. Например, правительство РФ может издавать постановления для разъяснения правильного исполнения указов президента.
В зависимости от предмета регулирования
Выделяют:
- обязывающие,
- управомочивающие
- запрещающие,
- стимулирующие
- рекомендательные нормы.
Обязывающие
Обязывающие нормы включают императивные предписания для участников отношений. В соответствии с ними лицо должно совершить действия в установленном порядке.
Например, все граждане мужского пола, достигшие 18 летнего возраста, получившие повестку о призыве на военную службу, должны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Работа государственных органов по обращению граждан во многом регулируется именно этими нормами.
В данном ключе не стоит забывать про юридические факты в административном праве. Вся подробная информация указана в данной
Управомачивающие
Управомочивающие или дозволительные нормы не содержат прямого запрета на совершение действия, но и не обязывают к ним.
Российская система права построена на принципе «что не запрещено – разрешено», а значит, такие нормы можно рассматривать как подвид разрешающих. Например, гражданин может принимать участие в акции по сбору крови для пострадавших в чрезвычайных ситуациях, но делать этого не обязан.
Запретительные
Запретительные – предусматривают запрет на определенное поведение и могут подкрепляться возможностью привлечения к ответственности. Запреты могут быть общими и специальными. Запрещение совершения административных правонарушений типичный общий запрет. Специальные регулируют поведение в отдельных ситуациях.
Например, во многих регионах страны несовершеннолетние не могут находиться в общественных местах после 23.00. Одна из особенностей административного права в наличии собственного санкционного аппарата.
Стимулирующие
Стимулирующие -предполагают поощрение участников правоотношений за должное поведение, а рекомендательные помогают найти оптимальный способ взаимодействия участников правоотношений. Примером могут стать постановления правительства, дающие рекомендации по исполнению указов президента.
По субъекту регулирования
Выделяют:
- устанавливающие административно-правовой статус: граждан, коммерческих юридических лиц, государственных предприятий и учреждений, общественных организаций и негосударственных структур, органов местного самоуправления и органов государственного управления.
По подчиненности
Можно выделить, зафиксированные в законах и подзаконных актах. Первые всегда имеют приоритет над вторыми.
Функции, обобщенность и пределы действия
- основания классификации административных норм
Типология по пределам действия во времени выделяет срочные и бессрочные нормы. Так, при введении чрезвычайного положения будет указан предел его действия.
Бессрочные не предполагают ограничения по времени, но все равно бывают долгосрочными и краткосрочными.
Территориально норма административного права для ее субъектов действуют как на территории России, таки за границей. Исходя из этого, выделяют: нормы, работающие на всей территории страны, в пределах одного субъекта и межтерриториальные.
Например, нормы об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в ходе расследования административных правонарушений действуют на всей территории страны. В некоторых регионах существуют отдельные нормы, регулирующие пребывание несовершеннолетних в общественных местах после 23. 00. А решение о введении чрезвычайного положения может касаться нескольких регионов.
В зависимости от функционального назначения
Можно выделить:
- дефиниции,
- декларации,
- оперативные
- коллизионные.
Нормы – дефиниции закрепляют понятия или определения. Это широко распространенные нормы, ведь практически каждый нормативный акт содержит определения основных понятий, использованных в нем.
Декларативные
– закрепляют основные принципы административного права в целом, его институтов и подотраслей. В большом количестве включены в КоАП РФ
Коллизионные нормы разрешают спорные аспекты применения нормативных актов, разъясняют, какой акт применяется при возникновении противоречий.
Оперативные – изменяют или отменяют действие административно-правовых норм. Например, существует отдельный закон о введение в действие КоАП.
Так же не мало важно знать и понимать
По уровню обобщения
Можно выделить:
- общие
- специальные.
Общие
Общими регулируется группа отношений в пределах института права. Это положения о военной службе, привлечении к административной ответственности и т. д.