Нормирование закупок. Нормирование в сфере закупок Правила нормирования в сфере закупок 44 фз

Работа по обеспечению государственных и муниципальных структур всем необходимым может выполняться только в рамках 44-ФЗ от 05.04.2013, но и сегодня, спустя три года с момента принятия, некоторые его положения остаются исключительно декларативными и не обеспечивают прозрачность госзакупок. Одной из таких процедур является нормирование в сфере закупок.

Положения закона

Действующая редакция 44-ФЗ устанавливает обязанность федеральной или муниципальной структуры – заказчика при планировании своих закупок руководствоваться регламентированными нормативами, которые предоставляют возможность закупать работы, товары, услуги (РТУ) в объемах, согласующихся с реальными нуждами данных государственных и муниципальных учреждений.

Также должен осуществляться контроль над качеством закупаемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ), работ или услуг.

Для достижения поставленной цели 44-ФЗ обязывает заказчика при определении нормативов закупок опираться на два основных постулата:

  1. В каждом государственном и муниципальном учреждении должен быть разработан правовой акт – положение о нормировании, которое бы определяло все процедуры, связанные с определением норм и обеспечением их соблюдения.
  2. По ряду некоторых планируемых затрат государственные и муниципальные структуры должны строго придерживаться правил нормирования, разработанных Правительством РФ.

Требования к правовым локальным актам, которые должны быть приняты каждым заказчиком по первому пункту, устанавливаются правительством РФ.

Соответственно, до тех пор, пока правительство не разработает и официально не введет в действие два подзаконных акта, нормы статьи 19 Федерального закона о закупках, обязывающей придерживаться правил нормирования при осуществлении закупочной деятельности, фактически невозможно исполнить.

До конца 2014 года ситуация фактически была нерегулируемой. В октябре 2014 года правительство РФ приняло первый нормативно-правовой акт, требованиями которого должны руководствоваться субъекты, подпадающие под действие 44-ФЗ, при нормировании своих закупок.

В самом документе указано, что он вступает в силу с января 2016 года. Также в связи с тем, что новая редакция статьи 19 вступила в силу только с января 2016 года, обязанность руководствоваться октябрьским положением правительства у субъектов хозяйствования возникла только в 2016 году.

Порядок нормирования

Согласно новой редакции статьи 19, нормирование закупок по 44-ФЗ должно происходить следующим образом:

  • на основании федеральных правовых актов каждая бюджетная структура утверждает собственные правила нормирования в сфере закупок. Эти правила публикуются на официальном сайте закупок;
  • руководствуясь собственными нормами, заказчики составляют план закупок и также публикуют этот план в открытом доступе.

В соответствии с указанным алгоритмом, утвержденные в 2016 году нормативы начнут действовать с января 2017 года (за исключением нормативных затрат на приобретение товаров, порядок расчета которых определен постановлением № 1084).

Основные требования положения о нормативных затратах

В соответствии с принятым положением, определяющим порядок нормирования при госзакупках, государственные и муниципальные структуры должны придерживаться следующих основных правил:

  • все затраты могут рассчитываться, только исходя из объемов бюджетного финансирования для конкретного субъекта;
  • кодировка затрат должна выполняться в соответствии с кодами бюджетной классификации;
  • нормативы рассчитываются исходя из основных показателей деятельности той или иной структуры (численность сотрудников, сроки службы основных фондов, остатки материальных запасов, территориальное расположение).

Этим же положением закрепляются следующие виды нормативных затрат, в рамках которых осуществляется снабжение заказчиков по 44 ФЗ:

  • формирование материального резерва;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • развитие и внедрение коммуникационных технологий;
  • капитальный ремонт основных фондов;
  • дополнительное образование сотрудников;
  • товары, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг.

В положении дается расшифровка по каждому из этих пунктов. Также в данном нормативном акте есть формулы для расчета численности работников, без сведений о которой невозможно определить нормативы по многим основным статьям затрат.

Но также есть и оговорка, что субъекты имеют право отойти от указанных формул, обосновав необходимость применения других расчетов.

Разработка ведомственных правовых актов

В мае 2015 года правительством РФ было принято постановление, которым утверждены требования к локальным правовым актам, определяющим порядок нормирования в сфере закупок.

Согласно указанному постановлению, нормирование закупок каждой бюджетной структурой должно осуществляться в соответствии с собственными правилами.

1. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

2. Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

1) общие требования

2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:

1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Установленные Правительством Российской Федерации общие правила нормирования, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, и правила нормирования, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, распространяются на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", на определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения.

5. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

С января 2016 года в России заработала система нормирования закупочной деятельности. Теперь государственные и муниципальные заказчики обязаны придерживаться жестких правил, исключающих приобретение товаров с излишними потребительскими свойствами. Пресечение злоупотреблений и растраты бюджетных средств – основная задача нововведения.

Однако реализовать механизм на практике будет непросто. Профессиональные юристы провели комплексный анализ нормативно-правовых актов и подготовили небольшой отчет.

Что включает нормирование закупок по 44-ФЗ?

Правовой основой механизма стала федерального закона о контрактной системе. Парламентарии определили процедуру установления требований к продукции, услугам и работам. Утверждение четких рамок должно производиться сразу на трех уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • местном.

Казенные предприятия и бюджетные учреждения самостоятельно нормированием не занимаются. Они лишь придерживаются утвержденной системы правовых актов и стандартов. Общий смысл федерального закона сводится к внедрению единой системы. Закупочный цикл должен включать четыре этапа:

  • нормирование;
  • экономическое обоснование каждой позиции;
  • составление и утверждение плана заказчиком;
  • публикация графика.

После прохождения всех ступеней открывают и определяют контрагента. Сейчас закупочная деятельность начинается с планирования.

Какие требования предъявляют к приобретаемой продукции?

Распорядительные органы обязаны разработать критерии оценки закупаемых ценностей и имущественных благ. Пункт 2 статьи 19 закона относит к таковым следующие характеристики:

  • количество;
  • потребительские свойства.

В 2016 году в действие введена новая редакция правовой нормы. Ранее между юристами и представителями власти возник острый спор относительно соотношения понятий «качество» и «потребительские свойства». Теперь этот пробел устранен. Определяя требования к продукции, распорядительный орган должен указать все параметры, в том числе к качественные характеристики.

Важно! Точного описания роскоши в нормативной документации не появилось. Этот вопрос еще предстоит решить на федеральном уровне. Юристы рекомендуют ориентироваться на рынок и руководствоваться предельными ценами закупки.

Порядок разработки документов

Основой нормирования станет Технический регламент – 184-ФЗ от 27.12.02 года. Устанавливая требования, должностные лица обязаны придерживаться актов Таможенного союза ЕЭС, экологических, пожарных норм. Применению подлежат действующие международные и отечественные стандарты, санитарно-гигиенические условия.

Порядок реализации механизма описан несколькими документами. В числе основных актов следует назвать:

  • закон 44-ФЗ;
  • постановления Правительства РФ № 467 от 18.05.14 г., № 1047 от 13.10.14г., № 926 и 927 от 02.09.15г., № 1064 от 20.09.14г.;
  • региональные правовые акты;
  • правила, установленные муниципалитетами.

Ведомственный перечень вводится в действие обычным распоряжением. Проект подлежит общественному обсуждению и корректировке с учетом высказанных мнений. Правило установлено закона 44-ФЗ.

Разрабатывать акты публичные власти могут до завершения декабря. Такой вывод юристы делают, оценив положения о сроках. Фактически начать работу по нормированию можно только с января. Большинство официальных регламентов вступило в силу лишь несколько месяцев назад.

Сегодня хочу поговорить с Вами о нормировании в сфере закупок. Может кто-то до сих пор не разобрался с ним или совсем недавно в закупках и понятия не имеет что это такое и с чем его едят, то статья будет для Вас полезной.

Помню, когда в конце 2015 года пришло время разрабатывать правовые акты в сфере нормирования, я стала изучать статью 19 Федерального закона 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ утверждающие правила нормирования, я впала сначала в панику потом в ступор(((

На тот момент мне казалось, что я никогда в жизни с этим не разберусь и не пойму, что же, все-таки, надо разработать, утвердить, установить…Первая мысль была уволиться и послать все это подальше…. Работа с Федеральным законом 44-ФЗ и так не приносит огромного удовольствия, а тут еще и нормирование непонятное. Просто опускались руки и хотелось ныть(((

На учебе лектор все так просто и легко нам рассказала про нормирование, что промелькнула даже мысль, что ничего сложного, сейчас быстренько все разработаем, утвердим, установим…но не тут то было! Очень помогли правовые акты других муниципальных органов! Насобирав в просторах интернета с разных уголков России правовые акты по нормированию, стала воять свои…потихоньку в голове складывалась (может и не идеальная) картина того, как должно все быть)))

И так начнем по порядку. Если, вдруг, у Вас по каким-то причинам на муниципальном уровне еще не утверждены правовые акты в сфере нормирования, то читайте дальше, будем разбираться с чего начать и чем закончить))).

В первую очередь необходимо ознакомиться с общими правилами нормирования, утвержденными Постановлением Правительства РФ:

– от 18.05.2015 № 476 (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»

– от 02.09.2015 № 926 (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»

– Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047 (ред. от 11.03.2016) «Об Общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения».

  1. Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнени я.

Данный правовой акт определяет, что должны утвердить муниципальные органы в каком виде и в каком порядке. А так же, что должны содержать правовые акты муниципальных органов.

Многие брали за основу Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 (ред. от 30.05.2017) «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».

  1. Правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, соответственно их подведомственными казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

В данном правовом акте местная администрация устанавливает для муниципальных органов правила определения требований к товарам, работа, услугам (ТРУ). Также, утверждает обязательный перечень ТРУ, в соответствии с которым муниципальные органы должны будут утвердить свой ведомственный перечень, включив в него, ТРУ из обязательного перечня и, добавив свои ТРУ (при необходимости).

  1. Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая подведомственные казенные учреждения).

Данный правовой акт должен содержать порядок определения муниципальными органами нормативных затрат. По каждому виду затрат устанавливается формула или иной порядок определения нормативных затрат, в соответствии с которым каждый муниципальный орган утвердит свои нормативные затраты.

На Федеральном уровне, также данные правовые акты приняты и многие тоже берут их за основу:

– Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 (ред. от 30.11.2016) «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»;

– Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 (ред. от 13.04.2016) «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения».

Перед тем, как идти дальше, давайте определим для себя, кто такие муниципальные органы… На разных форумах по закупкам велись жаркие споры, кто же все таки относиться к муниципальным органам, так как четкого определения в Законе 44-ФЗ не содержится. мы для себя решили, что муниципальный орган – это главный распорядитель бюджетными средствами (ГРБС). На нашем уровне районной администрации: это сама администрация, Совет депутатов, Управление финансов, Управление образования и т.д. У Вас могут быть другие ГРБС, но все они будут являться муниципальными органами (МО).

Определить МО необходимо, потому что им также как и администрации надо будет утверждать правовые акты по нормированию. А какие именно рассмотрим ниже.

И так, правила нормирования местная администрация утвердила. Дальше каждый муниципальный орган в соответствии с этими правилами утверждает для себя и своих подведомственных учреждений следующие правовые акты:

  1. Требования к закупаемым ими, их подведомственными казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

Здесь необходимо утвердить ведомственный перечень, включив в него ТРУ из обязательного перечня (утвержденного местной администрации) и, установив для них характеристики (если данные характеристики не установлены в обязательном перечне).

Ведомственный перечень обязателен к применению при описании объекта закупки самим муниципальным органом, бюджетными, казенными учреждениями и унитарными предприятиями. Нужен он для того, чтобы исключить закупку ТРУ с избыточными характеристиками.

  1. Нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Нормативные затраты утверждаются муниципальным органом для себя и подведомственным казенным учреждениям в соответствии с правилами установленными местной администрацией.

Как нам объяснили на учебе простым языком: берете все Ваши расходы на обеспечение функций муниципального органа и устанавливаете норматив по количеству и цене. Нормативные затраты будут рассчитываться по формулам, утвержденным местной администрации с применением Ваших норм по количеству и цене. Нормативы необходимо пересматривать не реже одного раза в год. Целесообразнее это делать до начала планирования бюджета на очередной финансовый год. Так как, при формировании бюджета необходимо обосновывать каждую закупку в соответствии с нормативными затратами.

У нас возник вопрос, что делать с теми закупками, которые не были запланированы в бюджете и соответственно не внесены в план закупок и план-график, но в течение года вдруг выделили деньги и необходимо что-то купить. Правильнее будет внести изменения в нормативные затраты, установив норматив цены и количества на данный вид ТРУ и после этого добавить закупку в план закупок и в план-график.

Если же норматив цены и количества, например, на канцелярские товары установлен, и течение года вам выделили дополнительные лимиты на закупку канцтоваров, то вносить изменения не нужно. Главное вписаться в норматив по общей сумме затрат на канцтовары.

Еще один важный момент, это то, что все вышеуказанные правовые акты должны пройти общественный контроль, а именно проекты этих правовых актов необходимо разместить в ЕИС на не менее чем 7 дней для общественного обсуждения.

А правила определения требований к ТРУ и сами требования к ТРУ, а так же изменения в нормативные затраты необходимо еще и на общественный совет при администрации вынести на обсуждение (порядок общественного контроля должен быть прописан в самом первом правовом акте местной администрации «Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»).

Для всего этого у Вас должна быть электронно-цифровая подпись с полномочиями:

– Орган, размещающий правила нормирования

– Орган, устанавливающий требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты.

Вроде бы все написала…если что-то упустила, пишите в комментариях, исправлюсь)))

Тема, конечно, очень сложная, так как относительно новая и нет четкого понимания, как все должно быть, нет ответов на все вопросы.

Но надеюсь, что я хоть чуточку прояснила Вам этот вопрос и Вам стало легче жить)))) Если что-то осталось непонятно, задавайте вопросы в комментариях, постараюсь на них ответить!

Подпишитесь на обновления RSS заголовков от:
Создано FeedBurner



Просмотров