Номер идентифицирующий груз по классификации. Опасный груз - что это? Классификация опасных грузов, правила перевозки

транспортирован специализированными автомобилями; упакован в полностью инертную, по отношению к содержимому тару; промаркирован в соответствии с классом опасности; подвергаться погрузке и выгрузке только специально обученным персоналом. Соглашение ДОПОГ содержит алфавитный указатель веществ, таблицы маркировки и коды веществ с определенной степенью опасности, определенные ООН в 1957 году.

Опасные грузы не допускаются к перевозке обычным автотранспортом

Классификация опасных для перевозки грузов

Существует 9 классов определения веществ, которые могут нанести вред окружающей среде и человеку, согласно соглашению ДОПОГ и ООН.

Взрывоопасные вещества

Взрывоопасные вещества. Подобные вещества и химические соединения представляют опасность при неправильно транспортировке взрыва массой или взрыва единичного характера. Сами по себе вещества вещества могут не взрываться, но привести к взрыву при пожаре. Такие химические соединения используют для создания предметов с пиротехническим эффектом. Данный класс имеет 6 дополнительных подклассов, для более точно детализации перевозимых веществ. Классификационный шифр содержит цифру класса и номер подкласса вещества, разделенные запятой.

Ко второму классу опасных веществ относятся газы и их содержащие вещества, имеющие определенную степень опасности в определенных условиях. Газы, которые были растворены под давлением и имеют достаточно низкую / высокую критическую температуру. Классификационный шифр носит 2 номер и добавочным является их под классовый номер, на который подразделяется класс.

Взрывчатые вещества помечаются специальными знаками

Легковоспламеняющиеся соединения

Легковоспламеняющиеся жидкости и растворенные вещества, имеющие легковоспламеняющиеся свойства. Растворы и суспензии жидкостей, которые имеют свойства выделять легковоспламеняющиеся пары. Таблицы, в которых содержится классификационный шифр любого из классов веществ должны отвечать стандартам маркировки по ДОПОГ и допускам ООН.

Характеристика четвертого класса определяет виды твердого вещества и материалов, которые носят легковоспламеняемый характер.

Такие химические соединения могут самопроизвольно возгораться под воздействием внешних факторов (поглощения жидкости, трения, нагрева воздуха до определенной температуры). Классификационный шифр, согласно стандарту ДОПОГ и классификации ООН, определяет к таким веществам все легковоспламеняемые материалы, за исключением принадлежащих первому классу.

Органические окислители и ядохимикаты

Международная организация ООН определила в этот класс виды химических соединений, способных окислять предметы и являющиеся органическими пероксидами. Виды таких веществ могут при разложении выделять кислород и поддерживать горение других веществ и вызывать их взрыв.

Классификация опасных грузов данного класса определяется как — ядовитые препараты и вещества и инфекционные соединения в чистом (природном) виде, так и искусственно созданные. Классификационный шифр данного класса по ДОПОГ равен его порядковому значению согласно таблице классификации опасных веществ и дополнительного номера подкласса.

Значок опасности органических кислот

Радиоактивные элементы и коррозийные элементы

Классификация опасных грузов включает в себя элементы химических соединений, способных к радиоактивному излучению. Эта группа относится к наиболее опасным химическим соединениям, которые приняты к перевозке автомобильным транспортом. Опасность заключается в множественных вариантах воздействия их как на окружающую среду, так и для здоровья человека.

Классификационный шифр радиоактивных элементов по ДОПОГ и стандарту ООН, является их порядковым номером и обозначается цифрой 7.

Радиоактивные элементы могут нанести вред человеку:

  • Ожоги в результате воздействия химических соединений при неправильной транспортировке и отсутствия средств индивидуальной защиты.
  • Нарушения иммунной системы.
  • Спровоцировать генетические изменения в последующих поколениях.
  • Нарушить состав и свойства крови.
  • Привести к появлению раковых опухолей в организме.
  • Группа веществ данной категории способна привести к смерти.

Классификационный шифр веществ по ДОПОГ, способных вызвать коррозию материалов при взаимодействии и имеющих едкие свойства, определяется цифрой восемь. Подразделяется на три дополнительных подкласса, которые могут спровоцировать дополнительную опасность при неправильной перевозке.

Ввиду своей опасности радиоактивные вещества перевозятся под особо строгим контролем

Особые вещества

Химические соединения и материалы, которые не представляют большой опасности для человека при перевозке, но в соединении с другими материалами, способные спровоцировать опасные последствия, относятся к последнему — девятому классу опасности. Вещества, определенные ООН в этот класс, требуют не меньшей осторожности при перевозке и упаковки, как и другие соединения.

Особенности транспортировки и упаковки опасных грузов

Согласно классификационной таблице опасности грузов ООН, разработана система их маркировки при перевозке и правила самой перевозки.

Маркировка

Категории грузов, относящихся к категории опасных по классификации ООН, принято маркировать должным образом, чтобы каждый участник дорожного движения и сотрудник при перевозке знали полную информацию об их грузе.

Маркировка (знаки и информационные табло, знаки световой индикации) дает полный перечень сведений и грузе и сколько товара транспортируется в данный момент конкретным транспортным средством.

Определены положения, согласно которым маркировка должна:

  • Быть яркой (знаки должны быть оранжевого или красного цвета), чтобы участники дорожного движения понимали степень опасности на уровне инстинктов.
  • Нанесена химически устойчивыми к износу и внешнему воздействию красками.
  • Маркировка должна содержать таблицы, в которых указан шифр транспортируемого товара. Шифр класса и подкласса химического соединения. Редко количество груза и физический объем упаковки ставится маркировкой на кузов автомобиля.
  • На автомобиль, которым осуществляется перевозка опасного груза, должна быть нанесена маркировка класса (помимо таблицы с указанием шифра). Для каждого класса определено свое графическое изображение (знаки классов), которое позволяет понять в экстренной ситуации содержание упаковки кузова.
  • Знаки, устанавливаемые на автомобили с опасным грузом, должны быть дополнены световой индикацией и информационными табло (согласно правилам ООН их количество должно быть достаточным для обеспечения видимости движения опасного груза).
  • Знаки классификации товаров, должны быть нанесены как на тару, в которой транспортируется товар, так и на сам автомобиль.

Значки опасных веществ имеют яркую и заметную окраску

Упаковка

Группа товаров, относящихся к категории опасных требует определенной системы упаковки и использовании установленной для упаковки тары. Посуда, для данной категории товаров производится согласно современным установленным правилам, определенным стандартом ДОПОГ.

Для упаковки товаров опасного характера, тара должна пройти обязательные тесты на прочность. Для этого, каждый отдельный вид упаковки испытывают под действием определенного характера.

По прохождению всех тестов, категории упаковочного материала должны отвечать требованиям:

  • Вся упаковочная группа должна быть абсолютно инертна по отношению к их содержимому. Не проявлять никаких химических реакций и не оказывать никакого воздействия на транспортируемый товар.
  • Выдерживать абсолютно низкие и абсолютно высокие температуры для каждой из категории заявленных в транспортировке.
  • Иметь способность к сдерживанию взрывоопасного момента и не проявлять никаких изменений при штабелировании.

Правила упаковки товаров определяются их свойствами. Каждая группа или категории должны иметь предписание в стандарте для правильного размещения данной категории.

При соблюдении всех норм транспортировки и упаковки товаров, которые относятся к категории опасных, перевозка должна проходить успешно. Это удается лишь не многим компаниям и водителям, поэтому в России наблюдается нехватка специалистов в этой области.

Для указания на опасные свойства опасных грузов, а также их физические и химические свойства или принадлежность к определенной группе веществ, применяются классификационные коды, которые сами по себе раскрывают свойства опасного груза.

Классификационный код состоит из буквы (букв), которая обозначает(-ют) группу опасных свойств и может быть дополнена цифрой, характеризующей физические или химические свойства груза или его принадлежность к определенной группе химических веществ.

Для опасных веществ или изделий 1‑го класса классификационный код состоит из номера подкласса и буквы группы совместимости.

Для опасных веществ или изделий 2‑го класса классификационный код состоит из цифры, указывающей на агрегатное состояние, вид вещества или изделия и буквы (букв), обозначающей(-их) группу опасных свойств.

Радиоактивным материалам 7‑го класса классификационные коды не назначены.

Примеры классификационных кодов для:

– опасных грузов класса 1: 1.1А, 1.2B, 1.3C, 1.4S;

– опасных грузов класса 2: 1А, 2TC, 3O, 5F, 1TO;

– опасных грузов других классов: D, F1, FO, ST3, OTC.

Значения букв, используемых в классификационных кодах и обозначающих группу опасных свойств, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Значения букв, используемых в классификационных кодах

Удушающие газы

Коррозионные вещества

Десенсибилизированные взрывчатые вещества

Легковоспламеняющиеся вещества

Инфекционные вещества

Прочие опасные вещества

Окисляющие вещества

Органические пероксиды

Вещества, способные к самовозгоранию

Самореактивные вещества

Токсичные вещества

Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой

Идентификация опасных грузов

Опасные грузы определяются надлежащими отгрузочными наименованиями и номерами по списку ООН (номерами ООН). Такие наименования и номера присвоены определенным опасным веществам и изделиям согласно системе классификации ООН.

Так как многие требования применяются отдельно к каждой позиции перечня опасных грузов, перед началом перевозки опасный груз необходимо идентифицировать.

В результате идентификации опасного груза (опасных отходов) определяются такие элементы информации:

    Номер ООН опасного груза;

    Надлежащее отгрузочное наименование опасного груза;

    Класс, виды дополнительной опасности опасного груза;

    Группу упаковки опасного груза (не для всех опасных грузов);

    Номера образцов знаков опасности;

    Классификационный код (не для всех опасных грузов);

После определения всех вышеуказанных элементов информации можно приступать к определению требований к перевозке опасного груза.

Идентификация опасного груза по номеру оон

Номер ООН – «Номер Организации Объединенных Наций» означает четырехзначный идентификационный номер вещества или изделия, взятый из Типовых правил ООН.

Идентификация опасных грузов по номеру ООН осуществляется по Перечню опасных грузов, приведенному в таблице А главы 3.2 ДОПОГ. В данном перечне все опасные грузы приведены в порядке присвоенных им номеров ООН.

Если номер ООН в Перечне опасных грузов отсутствует, то идентификация груза проведена неверно.

Для опасных грузов, не указанных конкретно по наименованию в перечне опасных грузов, номер ООН определяется после определения класса, вида дополнительной опасности (при наличии такового) и группы упаковки (при необходимости).

Однако не всегда одного номера ООН достаточно для идентификации опасного груза.

Например:

    для идентификации аэрозолей (номер ООН 1950) дополнительно необходимо знать классификационный код или номера образцов знаков опасности;

    для идентификации краски (номер ООН 1263) дополнительно необходимо знать группу упаковки.

В последнее время практически в любых сферах экономики используются разнообразные синтетические вещества, и в особенности это часто встречается в сфере производства. В связи с этим значительно участились автомобильные перевозки опасных грузов, ведь это один из самых удобных вариантов транспортировки этих веществ.

Что это такое?

В соответствии с действующими нормативными актами к опасным грузам в обязательном порядке относятся различные вещества, которые в случае транспортировки, а также в процессе погрузки/разгрузки могут спровоцировать возникновение чрезвычайной ситуации наподобие взрыва или пожара, что может привлечь к значительному повреждению зданий, сооружений, устройств, складов, а также самому транспортному средству и окружающим живым существам.

Основной правовой документ, в соответствии с которым регламентируется транспортировка таких веществ, является Европейское соглашение, в котором крайне подробно перечислено, как должны транспортироваться те или иные опасные грузы. Правила, указанные в этом документе, обязательно должны соблюдаться при перевозке любых подобных товаров, а сам свод сокращенно назван ДОПОГ.

В соответствии с ДОПОГ регламентируются различные международные перевозки, а работают они в тех странах, которые его подписали, при пересечении хотя бы двух из них. В преимущественном большинстве случаев национальные нормативные акты практически полностью соответствуют этому своду, но в них, конечно же, могут быть и некоторые особенности. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в ДОПОГ разрабатывались для того, чтобы максимально повысить степень безопасности на дорогах в процессе проведения подобных транспортировок, а также с целью упрощения всевозможных номенклатурных процедур. Для того чтобы достичь этих целей, в документе присутствует единая классификация, а также объединенная система требований, которые применяются при перевозке.

В нашей стране, помимо указанного свода требований, существует также ряд других нормативных актов, предусматривающих необходимость специального обучения водителей, а также перечисляющих различные требования, предъявляемые к подобным перевозкам.

Опасный груз классифицируется таковым непосредственно самим грузоотправителем. Для этого компания обращается к компетентным органам. К примеру, в соответствии с действующим Положением об основах, классификацией, а также отнесением преимущественного большинства опасных грузов занимается Федеральное ведомство по испытаниям и исследованиям материалов.

Классы

В зависимости от типа опасности, а также различных биологических, химических и физических свойств опасный груз может принадлежать к одному из девяти классов, в которые входят:

  • легковоспламеняющиеся жидкости;
  • газы;
  • вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы в случае прямого контакта с водой;
  • взрывчатые изделия и вещества;
  • вещества, имеющие способность к самовозгоранию;
  • вещества с повышенной токсичностью;
  • десенсибилизированные вещества, имеющие повышенную взрывоопасность;
  • органические пероксиды;
  • инфекционные вещества;
  • окисляющие вещества;
  • коррозионные;
  • радиоактивные материалы;
  • другие опасные изделия и вещества.

Каждый опасный груз из вышеназванных относится к определенному классу или подклассу, при этом стоит отметить, что порядковый номер класса не имеет никакого отношения к степени опасности. Классы опасности устанавливаются действующим законодательством и обязательно должны указываться в сопроводительной документации.

Если же определенный опасный груз относится более чем к одному типу, в ссылках самый значительный отмечается как «основная опасность», в то время как все остальные указываются с пометкой «дополнительная опасность».

Знаки

Для того чтобы указать на определенные опасные свойства, на упаковку устанавливается определенный знак. Опасный груз маркируется по специальной системе, основанной на указанной выше классификации и разработанной для:

  • легкого распознания опасных грузов на расстоянии за счет общего вида имеющихся знаков опасности (по цвету, форме и символу);
  • обеспечения первого полезного указания в процессе проведения погрузки и разгрузки.

Классификационный код

Для того чтобы указать на определенные опасные свойства, а также указать физические и химические особенности, которые не передает установленный на упаковку знак, опасный груз в обязательном порядке имеет собственный классификационный код, состоящий из буквы или букв, обозначающих определенную группу опасных свойств, а также может дополняться цифрой, указывающей на химические или физические свойства груза или же его принадлежность к той или иной группе.

Для опасных веществ, принадлежащих к первому классу, классификационный код включает в себя номер подкласса и буквы отдельной группы совместимости. Для второго класса он предусматривает цифру, указывающую определенное агрегатное состояние, тип некоторого вещества и несколько букв, которые обозначают их группу опасных свойств.

При этом классификация опасных грузов не предусматривает соответствующий код для седьмого класса.

Идентификация

Все такие грузы обязательно должны иметь надлежащие наименования и определенные номера ООН. Помимо этого, наименования и номера присваиваются некоторым опасным изделиям и вещества в соответствии с системой классификации ООН.

Так как в преимущественном большинстве случаев требования применяются к определенной позиции перечня, перед тем, как начать перевозить опасный груз, его нужно в обязательном порядке идентифицировать. Вследствие такой идентификации легко определяются следующие элементы информации:

  • номер ООН;
  • соответствующее отгрузочное наименования;
  • классификация опасных грузов, а также возможные виды дополнительной опасности;
  • группа упаковки;
  • номера образцов знаков;
  • определенный классификационный код.

После того как определяются все указанные выше элементы информации, перед тем, как будет осуществляться перевозка опасных грузов автомобильным транспортом, нужно отметить соответствующие требования.

Идентификация по номеру ООН

Данный номер определяет четырехзначный идентификационный номер определенного изделия или вещества, который основывается на Типовых правилах Организации Объединенных Наций.

Такая идентификация по номеру осуществляется в соответствии с Перечнем опасных грузов, который указан в таблице А ДОПОГ, в главе № 3.2. Данный перечень включает в себя все опасные грузы, причем все они указаны в порядке указанных номеров. Если же номер того или иного вещества отсутствует в этом перечне, то это говорит о том, что идентификация данного груза была осуществлена неправильно.

Для тех грузов, которые не указываются конкретно по своему наименованию в перечне, номер ООН должен определяться после определения класса, а также всех видов дополнительной опасности и группы упаковки. При этом стоит отметить, что далеко не всегда единственного номера ООН достаточно для того, чтобы провести идентификацию какого-нибудь опасного груза. В частности, к таким ситуациям относится:

  • идентификация аэрозолей, которая дополнительно требует также знания классификационного кода или же номера знаковых образцов;
  • идентификация краски, предусматривающая знание группы упаковки.

Идентификация по наименованию

Если по определенному грузу не известен номер ООН, то в таком случае правила перевозки опасных грузов предусматривают идентификацию по наименованию, которая проводится в соответствии с таблицей В: "Алфавитный указатель изделий и веществ ДОПОГ".

В процессе такой идентификации важно учитывать, что в большинстве случаев у химических веществ есть несколько названий:

  • основное, которое может быть техническими или биологическим;
  • различные синонимы;
  • коммерческое наименование.

К примеру, у углерода диоксида есть несколько синонимов, таких как углекислота или углекислый газ. Для того чтобы избежать проблем, которые связаны с применением разными субъектами перевозки, а также всевозможными компетентными органами разных наименований одного груза, в процессе перевозки используется соответствующее транспортное наименование. Правила перевозки опасных грузов предусматривают определение надлежащего отгрузочного наименования в соответствии с требованиями, установленными в разделе 3.1.2.

Учет группы упаковки

Нередко случается так, что для разных опасных грузов, которые относятся к определенному номеру ООН и при этом имеют одинаковое наименование, могут использоваться разные требования, если проводится перевозка опасных грузов автомобильным транспортом. Это происходит по той причине, что подобные грузы могут иметь разную степень опасности. К примеру, масляные, а также нитро и некоторые другие краски относятся к номеру "ООН 1263 КРАСКА", но требования к транспортировке масляных и нитрокрасок будут совершенно разными.

Если перевозка опасных грузов ведется по отношению к веществам или изделиям, которые могут относиться к определенному номеру ООН, для которого в перечне предусматривается несколько позиций с абсолютно одинаковым наименованием, то в процессе идентификации нужно будет учитывать группу упаковки, указанную в столбце 4 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ. Критерии для определения той или иной группы упаковки приводятся в этой же главе.

Учет классификационного кода

На практике нередко встречаются такие ситуации, когда правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают обязательный учет номера образцов знаков в процессе определения условий транспортировки.

Таким образом, любые типы аэрозолей относятся к номеру "ООН 1950 АЭРОЗОЛИ", а потом уже в зависимости от уникальных свойств разделяются на 12 других групп, для каждой из которых предусмотрены уже свои требования к автомобильной транспортировке. В данной ситуации в процессе того, как будут определяться правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, должны учитываться номера образцов знаков опасности, а также их индивидуальный классификационный код. Сам же код должен учитываться в обязательном порядке при транспортировке следующих типов грузов:

  • взрывчатые изделия и вещества первого класса;
  • изделия с содержанием газов;
  • химические вещества, которые могут транспортироваться в жидком или твердом состоянии.

Соответствующие номера образцов знаков опасности определяются в пятой колонке Перечня опасных грузов, а значения и описания отдельных номеров приводятся в подразделе 5.2.2.2 ДОПОГ.

Основные требования

Перед транспортировкой на упаковки или контейнеры наносится соответствующая маркировка, причем это является непосредственной обязанностью отправителя. Маркировка должна выполняться в полном соответствии со стандартами, и при этом быть разборчивой и долговечной, чтобы при необходимости по ней можно было определить, какие опасные грузы перевозятся этим транспортным средством. Отдельное внимание следует уделить тому, что маркировка грузов 1, 2 и 7 классов опасности предусматривает обязательное указание отгрузочного наименования.

На данный момент предусмотрена целая система того, каким образом осуществляется информирование об опасности тех или иных грузов, которая включает в себя:

  • аварийную карточку, которую изготовитель груза должен заполнять в соответствии с унифицированным образцом, включающая в себя перечисление всех нужных мероприятий, направленных на ликвидацию возможных последствий в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия;
  • специальные информационные таблички, закрепляющиеся в задней и передней части передвижного состава;
  • информационную карту, в которой присутствует расшифровка различных кодов мер, указанных в информационной табличке (карта должна находиться в тех органах, которые отвечают за ликвидацию аварийных последствий).

Требования к транспорту

Также и автомобили, которыми проводится транспортировка, должны в обязательном порядке соответствовать целому ряду требований. В частности, это касается обязательного наличия хотя бы одного противооткатного упора, который будет соответствовать габаритам и массе транспортного средства. Также автомобиль должен иметь как минимум два предупреждающих знака с подсветкой и независимой опорой, а помимо этого, у экипажа должна быть специальная форма яркого цвета и карманные фонари.

Особые требования предъявляются к тому, в каком техническом состоянии должен находиться автомобиль. В частности, у него должна быть износоустойчивая тормозная система с аварийным аналогом, а если речь идет о транспортном средстве с массой более 16 тонн, то здесь уже обязательно предусматривается использование антиблокировочной системы тормозов. Немаловажной является также защита всех присутствующих электрических цепей специальными ограничителями, предохранителями и выключателями, а помимо этого, особенное внимание уделяется оборудованию ТС специальным приспособлением, позволяющим прямо из кабины водителя отключать аккумуляторную батарею.

Автопоезд, который перевозит опасные грузы, в свою очередь, может включать в себя только один прицеп. Если же транспортировка опасных грузов осуществляется цистернами, то в таком случае транспортное средство в обязательном порядке должно оборудоваться специализированным бампером, обеспечивающим предохранение от удара. Минимально допустимое расстояние от крайней точки цистерны для закрепления бампера на автопоезд составляет 10 см.

Все эти правила обязательно нужно учитывать в процессе транспортировки, так как в противном случае можно понести административную или более серьезную ответственность.

Контрольная работа по теме:

Классификаторы и коды, характеристика локальных и отраслевых классификаторов и ЕСКК

Введение

1. Классификаторы, коды и их технология

2. Штриховое кодирование и технология его применения

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Классификаторы и коды используются для составления бухгалтерских отчетов, сводок и группировок на основании выделенного группировочного (одного или нескольких) признака, например, работающие по подразделениям, цехам, бригадам. При компьютеризации бухгалтерских задач используются классификаторы различных видов: общегосударственные, отраслевые и локальные.

Проектирование кодов на предприятии требует соблюдения системного подхода, т.е. коды должны быть применимы во всех подразделениях предприятия при решении различных задач. Так, например, коды подразделений должны быть едиными при обработке учетных задач, задач учета кадров, производственном учете.

С 1977 года для идентификации потребительских товаров в Западной Европе стали применять аналогичную систему « Европейский артикул» ( EAN – European Article Numbering) , которая является разновидностью UPC. Код EANпредставляет собой набор цифр от 0 до 9. Все кодовое обозначение может выражаться восемью ( EAN-8) или тринадцатью ( EAN-13) цифрами. Сокращенный символ (EAN-8) используется для маркировки товаров небольших размеров. Американский и западноевропейский коды совместимы, разница между ними лишь в том, что код UPC содержит 12 знаков, а код EAN – 13 знаков. Широко известна также западногерманская система кодирования BAN ( Bunaeseinheitliche Artikelnummer).

Основными целями контрольной работы является определение сущности и значения классификаторов, кодов и штрихового кодирования, а также технология их примения в экономической деятельности.

При написании контрольной работы для достижения поставленной цели был произведен анализ учебных пособий в области информационных технологий в экономике, учебников по управлению организациями, финансовой отчетности, монографий и научных исследований российских и зарубежных авторов, определяющих сущность и значение классификаторов и кодов, а также условий и технологий их применения.


1. Классификаторы, коды и их технология

Автоматизированная обработка учетной и финансово-кредитной информации в условиях применения персональных компьютеров позволяет получать различные сводки, таблицы, ведомости, где информация расположена по каким-либо группировочным реквизитам-признакам, например, по счетам бухгалтерского учета, клиентам, работающим и т.п. Для выполнения группировок появляется необходимость кодирования этих группировочных реквизитов-признаков условными обозначениями, для чего используются различные классификаторы.

Классификатор – это систематизированный свод однородных наименований, объектов, предметов, явлений по классификационным признакам (номенклатура) и их кодовых обозначений . Код – условное обозначение объекта цифровым или алфавитно-цифровыми знаками по определенным правилам, установленным системами кодирования.

Кодирование – процесс присвоения условных обозначений (кодов) позициям номенклатуры. Коды могут быть цифровыми, буквенными и комбинированными (примеры: цифровой код – 21325, буквенный – АВС, комбинированный – АБ180).

При обработке экономических задач на ПК часто применяют мнемокоды – условное короткое обозначение объекта. Например, в некоторых машинных программах мнемокодами закодированы названия документов, например, платежное поручение – ПП.

В ряде случаев машинная программа предусматривает автоматическое кодирование номенклатур, а также использование штрих-кодов.

К кодам предъявляется ряд требований: они должны охватывать все номенклатуры, подлежащие кодированию; быть едиными для разных задач внутри одного экономического объекта (например, коды материалов, подразделений должны быть едиными для задач бухгалтерского учета, складского учета и материально-технического снабжения); отличаться стабильностью; иметь резерв свободных номеров (но не излишний, т.к. это может привести к увеличению значимости кода); длина кодового обозначения должна быть минимальной.

Основная цель кодирования состоит в однозначном обозначении объектов. С помощью кодирования выполняются основные функции, связанные с обработкой экономической информации: минимизация объема призначной информации при вводе ее в вычислительную систему по каналам связи; сортировка и поиск информации по ключевым словам; разработка сводных экономических отчетов по различным признакам; декодирование при переходе от кодов-признаков к их наименованиям при печати сводных экономических отчетов.

Систематизация экономической информации вызывает необходимость применения различных видов классификаторов : международных и действующих только на территории Российской Федерации. Международные классификаторы входят в состав Системы международных экономических стандартов (СМЭС) и обязательны для передачи информации между различными странами. К ним относятся, например, такие принятые ООН классификаторы, как Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК), Международная стандартная торговая классификация, Классификация основных продуктов (КОП), Классификация продовольственных и сельскохозяйственных организаций и др. .

Классификаторы, действующие на территории Российской Федерации, входят в Единую систему классификации и кодирования (ЕСКК), созданной по постановлению Правительства в 1970-х годах.

ЕСКК состоит из следующих групп классификаторов :

Общероссийские классификаторы (ОК), разрабатываются в централизованном порядке и являются едиными для всей страны;

Отраслевые, единые для определенной отрасли деятельности;

Региональные, единые – для определенного региона;

Локальные, составляются на номенклатуры, характерны для определенного предприятия, организации, банка (коды табельных номеров, подразделений, клиентов и др.).

При обработке учетной и финансово-кредитной информации широкое применение находят общероссийские и локальные классификаторы.

Общероссийские классификаторы (ОК) – были переработаны в соответствии с требованиями рыночной экономики и государственной программы перехода РФ на Международную систему учета и статистики. В настоящее время их создано свыше четырех десятков.

Здесь следует привести примеры построения кодовых слов некоторых ОК, имеющих наибольшее применение при автоматизированной обработке учетной и финансово-кредитной информации.

ОКПО – ОК предприятий и организаций формируется органами государственной статистики путем присвоения кодовых номеров предприятиям, организациям, фирмам любой формы собственности. Кодовое слово состоит из трех блоков: 1 – регистрационный номер, 2 – наименование организации, 3 – ведомственная, территориальная и отраслевая принадлежность предприятия, организации, фирмы. Регистрационный номер (часть кодового слова) проставляется предприятиями и организациями в формах финансовой отчетности. Все три блока кодового слова используются органами государственной статистики для автоматического ведения ОКПО в электронном виде. Регистрационный номер состоит из восьми знаков; построен по комбинированной системе .

ОКВЭД – ОК видов экономической деятельности; (построен в соответствии с требованиями Европейского экономического сообщества – ЕЭС); кодовое слово шестизначное, включает пять признаков (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид).

ОКФС – ОК форм собственности, двузначный, например: 10 – российская собственность, 20 – собственность иностранных государств.

ОКОПФ – ОК организационно-правовой формы включает двузначное кодовое слово. Например, код 65 – общество с ограниченной ответственностью; 67 – закрытое акционерное общество.

ОКУД – ОК управленческой документации. Объектом классификации являются общероссийские унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) РФ, входящие в унифицированную систему документации (УСД). Код состоит из семи знаков. Первые два знака указывают на принадлежность документа к определенной сфере деятельности. Например: 03 – первичная учетная документация (0315003 – приходный ордер); 04 – банковские документы; 07 – бухгалтерская отчетная документация (0700001 – баланс).

ОКОГУ – ОК органов государственного управления – объектами классификации являются органы государственной власти и управления; код пятизначный.

ОКАТО – ОК административно-территориального деления; кодовое слово включает восемь знаков. Объектами классификации являются республики, края, области, города, районы, округа, поселки городского типа, сельские населенные пункты.

ИНН – идентификационный номер налогоплательщика, является десятизначным; обозначает территорию, номер инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС), порядковый номер организации .

ОКОФ – ОК основных фондов, построен с учетом международной классификации отраслей и основных продуктов, имеет кодовое десятизначное слово.

ОКЕИ – ОК единиц измерения, построен на основе международной классификации единиц измерения Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). Единицы измерения в ОКЕИ разбиты на семь групп: меры длины, площади, объема, массы, технические единицы, единицы времени, экономические единицы (штука, тысячи штук). Код трехзначный, построен по серийной системе. Например, единица измерения в балансе, тыс.руб. имеет код 384.

К общероссийским классификаторам также относятся: ОКИН – ОК информации о населении; ОКУН – ОК услуг населению; ОКПДТР – ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; ОКВ – классификатор валюты; ОКП – ОК продукции и др.

классификация кодирование товар внешнеэкономический

Как уже говорилось, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу является важной составляющей внешнеэкономической деятельности. Но перемещение невозможно без обязательных документов, подтверждающих ту или иную информацию о товарах. Прежде всего, нужно сказать о декларациях, предъявляемых при таможенном декларировании. В зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

  • 1) декларация на товары;
  • 2) транзитная декларация;
  • 3) пассажирская таможенная декларация;
  • 4) декларация на транспортное средство.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. В соответствии со ст. 183 ТК ТС к таким документам относятся:

  • 1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
  • 2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
  • 3) транспортные (перевозочные) документы;
  • 4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
  • 5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • 6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров;
  • 7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
  • 8) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
  • 9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов
  • 10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • 11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
  • 12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза; и др.

Исходя из цели данной работы, нужно выделить такой вид документов, как документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Для начала рассмотрим порядок заявления классификационных кодов в соответствии с ТН ВЭД ТС.

Как уже известно, товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Должностные лица таможенных органов классифицируют товары (ст. 52 ТК ТС), то есть принимают решения об их классификации:

  • а) в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании;
  • б) по запросам, поданным в таможенный орган в соответствии со статьей 54 ТК ТС;
  • в) по запросам, поданным в таможенный орган о подтверждении кодов отдельных товаров
  • г) по запросам органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры, Всемирной таможенной организации, таможенных органов зарубежных стран, нижестоящих таможенных органов;
  • д) в иных случаях, предусмотренных правовыми актами государств-членов ТС.

Для того, чтобы должностные лица таможенных органов, осуществили классификацию товаров и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ТС, декларант представляет документы, подтверждающие заявленный классификационный код. К ним относятся:

  • 1) Предварительное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС;
  • 2) Решение таможенного органа о классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС товара в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном либо незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями в течение установленного времени;
  • 3) Решение таможенного органа об изменении предварительного решения о классификации товара и/или решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном либо незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями в течение установленного времени.


Просмотров