"Нога" и Россия: история конфликта. Россия фирме Noga ничего не должна! Швейцарская фирма нога

Дисциплина: Культурология
Тип работы: Доклад
Тема: Компания «Нога» против Правительства Российской Федерации: история арестов российского имущества

«Компания «Нога» против Правительства Российской Федерации: история арестов российского имущества»

Судебное разбирательство между швейцарской компанией Нога и правительством России началось еще в начале 1990-х годов. В 1991-1992 годах правительство России заключило с компанией «Нога» несколько контрактов на сумму около $1,4 миллиарда, по которым компания обязалась поставлять продукты питания и удобрения в обмен на нефтепродукты. С тех пор обе стороны оспаривают выполнение условий соглашения противной стороной.

По условиям соглашений, Россия отвечала за выполнение контрактов своим имуществом. В 1993 году российское правительство расторгло договор, и Нога подала иск на взыскание с России долга в размере примерно $680 миллионов.

В начале февраля 1997 года Стокгольмский международный суд в обеспечение иска фирмы Нога, требующей возмещения Россией убытков в связи с расторжением договора о бартерных поставках продовольствия и товаров народного потребления в обмен на нефтепродукты, вынес решение, в соответствии с которым долг России фирме был оценен в $23 миллиона.

В мае 2000 года в обеспечение иска фирмы Нога против России арбитражный суд Стокгольма принял решение начать аресты средств на российских счетах за рубежом.

В 2000 году Нога добилась во Франции ареста счетов Центробанка РФ и российского парусника \"Седов\", а в 2001 году попыталась арестовать российские самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже. Самолеты Су-30МК и МиГ-АТ, привезенные нашими авиафирмами, были арестованы мэтром Леклерком. Однако пока судейский чиновник ходил по офисам администрации выставки, французские власти обеспечили самолетам воздушный коридор и выпустили их из страны.

Обе машины благополучно достигли аэродромов Чехии. А затем вернулись на родину. А \"Нога\" подала иск - теперь уже на дирекцию Объединения парижских аэропортов, организаторов салона в Бурже, коменданта местного аэродрома и Российское авиационно-космическое агентство. Суть иска - \"похищение объектов, подвергнутых судебному аресту\". У прокурора Жан-Луи Вуарена, представляющего на процессе государство, своя точка зрения на происшествие. \"Самолеты МиГ и \"Сухой\" были военными машинами и не могли быть арестованы представителями \"Ноги\". У этих частных лиц не было необходимого правительственного разрешения на обладание или хранение военной техники. Кроме того, в момент ареста юридически оба самолета находились не на французской территории, а в специальной временной таможенной зоне, созданной на время проведения салона в Бурже,\" - считает прокурор.

Впоследствии счета были разблокированы, а аресты имущества признаны незаконными.

В 2002 году Авиационный военно-промышленный комплекс (АВПК) \"Сухой\" разрабатывал вопрос о подаче встречного иска к швейцарской фирме \"НОГА\". С таким заявлением выступил на пресс-конференции в Москве генеральный директор АВПК Михаил Погосян. Правда, при этом он отметил, что \"решение о подаче такого иска должно приниматься с учетом понимания перспектив его выиграть\".

Столь громкое заявление было сделано не случайно. АВПК \"Сухой\" готовился к участию в международном авиасалоне \"Фарнборо-2002\", который состоялся с 22 по 28 июля 2002 г. на одноименной авиабазе под Лондоном. Проходящий раз в два года, он является крупнейшим событием для самолетостроителей Европы и мира: на предыдущей выставке 2001 года работали 1287 компаний-участников, представлявших производителей авиатехники как военного, так и гражданского назначения, экспортеров и импортеров авиатехники из более чем 30 стран, а общая сумма заключенных тогда контрактов достигла 52 млрд. долл. США. Но \"Сухой\", который будет участвовать на выставке в кооперации со своими основными соразработчиками (в Фарнборо они развернули экспозицию в отдельном павильоне площадью свыше 300 кв. м), не стал выставлять образцы своих самолетов, в том числе истребитель Су-30 МК, именно из-за угрозы ареста самолета по иску швейцарской компании \"НОГА\".
В середине июня российские самолеты не смогли принять участие в праздничном авиашоу в небе Франции на торжествах, посвященных годовщине формирования авиационного полка \"Нормандия-Неман\". Также не состоялся перелет двух российских истребителей по чкаловскому маршруту Москва-Северный полюс-Портленд, самолеты могли конфисковать по судебному иску швейцарской фирмы \"Нога\".
Необходимо отметить, что впервые с 1990 г. отменялся показательный пилотаж российских самолетов на международной выставке. По словам Погосяна, неучастие в салоне в Фарнборо может отрицательно скажется на продвижении российской авиационной техники на зарубежный рынок. Хотя машины марки \"Су\" хорошо известны в мире, тем не менее, любой авиасалон является своеобразным смотром достижений компаний, производящих технику. И показ летных характеристик крылатых и винтокрылых машин, их демонстрация - это своего рода подведение итогов работы фирмы. В связи с этим теряется многомиллионная выгода от сделок.

Накануне в Швейцарии по запросу компании Нога была арестована коллекция картин из Пушкинского музея Москвы, страховая стоимость которых оценивается в $1 миллиард.

Сначала адвокаты Нога обратились к управлению судебного преследования (Office des poursuites) в Женеве, которое делегировало необходимые полномочия такому же управлению в городе Мартиньи (кантон Вале), где с 17 июня по 13 ноября этого года проходила выставка картин из Пушкинского музея.

По словам Вейе (адвокат швейцарской компании Нога Ален Вейе), перед тем, как принять решение об аресте картин управление судебного преследования обратилось за экспертной оценкой, результаты которой показали, что картины могут быть арестованы, так как они не обладают государственным или дипломатическим иммунитетом.

Кроме того, российская сторона не получила от правительства Швейцарии необходимые в данном случае гарантии реституции, утверждают адвокаты Нога.

Картины были арестованы 11 ноября, однако затем в дело вмешался федеральный департамент иностранных дел (МИД) Швейцарии, и управление судебного преследования в Мартиньи было вынуждено снять арест во вторник, 15 ноября.

Тогда адвокаты Нога обратились в суд Мартиньи, который постановил приостановить исполнение решения о снятии ареста до тех пор, пока этот вопрос не будет рассмотрен в судебном порядке.

Таким образом, картины, которые в это время уже направлялись к границам Швейцарии, были повторно арестованы - три фуры Базеле и одна в Женеве.

Однако вечером того же дня Федеральный совет (правительство) Швейцарии собрался на специальное заседание и отменил все решения властей кантона Вале об аресте картин. Это решение вступило в силу немедленно и не могло быть опротестовано. Постановление Федерального совета основывалось на статье 184 (пункт 3) федеральной Конституции, позволяющей ему принимать подобные решения \"ради защиты национальных интересов\".

Глава Минфина РФ Алексей Кудрин накануне сообщил РИА Новости, что Россия по-прежнему судится со швейцарской фирмой Нога. \"Сейчас Россия находится в состоянии судебного разбирательства с фирмой Нога с целью разрешить ситуацию с арестами российского имущества по требованию этой компании\", - сказал Кудрин.

\"Мы признаем решение Стокгольмского арбитража 1997 года, вынесенное в пользу Нога, и неоднократно предлагали выполнить его на условиях урегулирования коммерческой задолженности бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов\", - отметил министр.

Как пояснили РИА Новости в министерстве финансов РФ, эти условия предусматривают реструктуризацию задолженности с отсрочкой выплат. Такие условия приняли все коммерческие кредиторы бывшего СССР и России, кроме фирмы Нога.

\"Международный принцип равенства кредиторов не позволяет делать при достижении такого соглашения с Лондонским клубом какие-либо исключения, - сказал собеседник агентства. - Однако фирма Нога потребовала выплатить ей весь долг сразу, несмотря на многократные предложения выплатить его с отсрочкой, как и всем остальным компаниям\".

7 апреля 2003 года Швейцарская фирма \"Нога\" отозвала свой иск, в котором требовала привлечь к ответственности руководство \"Росавиакосмоса\" и администрацию международного авиационно-космического салона в Ле-Бурже.

Об этом адвокат компании объявил в среду на заседании суда высшей инстанции парижского пригорода Бобиньи, где рассматривался иск. Тем самым \"Нога\" фактически признала свое поражение в деле о попытке ареста российских самолетов Су-30МК и МиГ-АТ, которые были представлены в Ле-Бурже в июне 2001 года.

Как стало известно РИА \"Новости\", еще 1 апреля глава адвокатской фирмы \"Стази\", представляющий в данном деле интересы компании \"Нога\", направил в суд Бобиньи письмо, в котором сообщил, что \"Нога\" отзывает иск.

На заседании суда адвокат компании Эмманюэль Мерсинье подтвердил, что \"Нога\" отзывает иск и отказывается от дальнейших действий по данному делу.

В интервью РИА \"Новости\" Мерсинье сообщил, что мотивом для отказа от иска послужило принятое в декабре минувшего года решение Кассационного суда Парижа. Оно отменило предыдущее решение Апелляционного суда, по которому французские судебные исполнители имели право по требование компании \"Нога\" арестовывать российскую собственность и финансовые счета российских государственных учреждений на территории Франции.

Как сказал в интервью РИА \"Новости\" адвокат Доминик Сантакрю, представлявший интересы российской стороны, свою роль, безусловно, сыграло и другое решение суда, который признал сам арест российских самолетов незаконным, поскольку они являются военным имуществом и не подлежат аресту на территории Франции.

В свою очередь, адвокат Игорь Зенкин, также представляющий интересы российской стороны, высказал мнение о том, что отказ от иска может быть \"частично связан\" с финансовыми трудностями компании \"Нога\".

\"Конечно, финансировать адвокатов, которые проигрывают все дела, можно, если у тебя есть очень много денег. А все предыдущие дела адвокатами швейцарской компании были проиграны\", - отметил Зенкин.

Он также сообщил, что на сегодняшний день во французских судах больше нет дел, связанных с исками компании \"Нога\", и высказал надежду на то, что впредь фирма не будет затевать судебные процедуры во Франции.

По словам адвоката Сантакрю, \"теоретически \"Нога\" может попытаться получить новое судебное разрешение на действия судебных исполнителей\", однако такая перспектива представляется ему \"маловероятной\".

\"Во всяком случае, на сегодняшний день нам о таких попытках ничего не известно\", - сказал адвокат.

Таким образом, вроде бы можно говорить, что в деле «Нога против России» поставлена точка. Однако, вполне вероятно, что компания Нога вновь повторит свои попытки ареста российской недвижимости.

Забрать файл

Швейцарская экспортно-импортная торговая фирма "Нога" основана в 1957 году. Включает сеть гостиниц, занимается торговлей и финансами, а также строительством, реализует крупные проекты в Африке.

В 1991 году российское правительство заключило со швейцарской торговой фирмой "Нога" договор о бартерных поставках продовольствия, товаров народного потребления и пестицидов в обмен на нефтепродукты на сумму в 1,5 млрд долларов. Кредитные соглашения были подписаны в 1992 году, контракты с фирмой обеспечивали, в основном, российские внешнеторговые объединения. Обе стороны заявили о невыполнении обязательств друг перед другом, и в 1993 г. суд Люксембурга признал законность требований швейцарцев (фирма требует возврата примерно 60 млн. долларов) и арестовал российские активы в ряде западных банков.

В 1996 года женевский суд первой инстанции объявил банкротство фирмы "Нога". В то время она владела капиталом в 600 млн франков, а ее долг превышал 1,2 млрд франков. Президент фирмы Нессим Гаон (Nessim Gaon) стал добиваться через суд не полученной, по его утверждению, оплаты за поставленные в Россию товары.

1 февраля 1997 года Стокгольмский международный суд в обеспечение иска фирмы "Нога" вынес решение, в соответствии с которым долг России фирме был оценен в 23 млн долларов.

В мае 2000 года в обеспечение иска фирмы "Нога" против России арбитражный суд Стокгольма принял решение начать аресты средств на российских счетах за рубежом.

18 мая трибунал Парижа наложил обеспечительный арест на счета Банка России и почти 70 российских учреждений и компаний, в капитале которых участвует российское государство. Среди них - посольство и генконсульство России в Париже, Внешэкономбанк.

Интересы российского правительства на всех судебных разбирательствах представляла адвокатская контора "Клири, Готлиб, Стин энд Гамильтон". Посольство России во Франции подчеркивало, что блокирование банковских счетов российских учреждений является грубым нарушением Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961 года.

6 июня 2000 г. в Париже состоялось первое слушание дела по искам посольства РФ во Франции и Центрального банка России, и уже 13 июня были разморожены счета, которые имеет во Франции Центробанк РФ.

13 июля французские власти, также в связи с иском фирмы "Нога", арестовали в порту города Бреста, прибывший сюда для участия в международном морском празднике "Брест-2000" российский парусник "Седов". 24 июля Брестский суд высшей инстанции снял арест с парусника "Седов", поскольку он не является государственной собственностью, а принадлежит Мурманскому государственному техническому университету. Суд постановил взыскать с фирмы "Нога" 500 тыс франков /70 тыс долларов/ в качестве компенсации владельцу парусника за материальный и моральный ущерб и 250 тыс франков /35,5 тыс долларов/ организаторам международного морского праздника "Брест-2000". В ответ представитель "Нога" пообещал арестовать личный самолет президента В. Путина.

Адвокатам российской стороны удалось добиться приостановления исполнения решений Стокгольмского арбитражного суда, по которым французские судебные исполнители могут арестовывать собственность и банковские счета российских организаций.

3 августа 2000 г. суд Парижа удовлетворил иск Внешэкономбанка РФ о снятии со счета ВЭБа в Евробанке ареста, наложенного ранее по иску компании "Нога". Парижский суд принял такое решение на основании того, что Внешэкономбанк является российским независимым финансовым институтом.
22 марта 2001 г. Парижский аппеляционный суд признал правоту претензий компании на конфискацию российской государственной собственности с целью последующей продажи для покрытия долга России в соответствии с международным решением Стокгольмской торговой палаты. Арбитраж постановил взыскать с России 23 млн долларов для покрытия долга и 40 млн долларов в виде процентов и пени.

22 июня 2001 г. швейцарская компания предприняла попытку арестовать выставленные в авиасалоне в Ле-Бурже самолеты Су-30МКК и учебно-тренировочный МиГ-АТ. По решению дирекции авиасалона самолеты были отбуксированы в другое место, не участвовали в полетах, и вернулись в Россию. В отношении замгендиректора "Росавиакосмоса" Валерия Воскобойникова, замгендиректора ГУП "Сухой" Александра Клементьева и замгендиректора ГУП "МиГ" Геннадия Архипова было возбуждено уголовное дело по статье "угон самолета из-под ареста".

В декабре 2002 г. суд снял все обвинения с российских чиновников, но наложенный на самолеты арест остался в силе. Россия оспаривала законность ареста истребителя-перехватчика Су-30 и учебно-боевого самолета МиГ-АТ на авиасалоне в Ле Бурже в 2001 г. Ущерб, нанесенный арестом самолетов, корпорация "МиГ" оценила в 1 млн. евро.

4 июня 2003 г. в исправительном суде города Бобиньи (в окрестностях Парижа) начались слушания дела об аресте российских самолетов в Ле Бурже в 2001 г. В связи с этим российские истребители не принимали участие в открывшемся 15 июня 2003 г. международном авиасалоне в Ле Бурже.

2 июля 2003 г. суд города Бобиньи признал, что швейцарская фирма "Нога" во время авиасалона в Ле-Бурже в июне 2001 года не имела права налагать арест на российские самолеты компаний МиГ и "Сухой" ввиду их военного характера. Решение суда означает, что впредь компании "МИГ" и "Сухой" смогут представлять свои самолеты на салонах в Ле-Бурже. Эти корпорации не могут нести ответственность по искам, предъявленным к Российской Федерации, а значит, на их имущество не может быть наложен арест.

"Нога" может в установленном порядке обжаловать принятое решение через апелляционный суд.

7 апреля 2004 г. швейцарская фирма "Нога" отозвала свой иск, которым требовала привлечь к ответственности руководство Росавиакосмоса и администрацию международного авиакосмического салона в Ле-Бурже.

РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Российская Федерация унаследовала развитый комплекс связей с Французской Республикой (дипломатические контакты между СССР и Францией были установлены 28 октября 1924 г.).

7 февраля 1992 г. был подписан Договор между Россией и Францией, подтвердивший стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». За истекший период их договорно-правовая база пополнилась более чем 100 соглашениями и протоколами, затрагивающими различные сферы сотрудничества.

Двусторонний политический диалог носит регулярный и конструктивный характер. По приглашению Президента Франции Э.Макрона 29 мая 2017 г. В.В.Путин посетил Версаль, где провел переговоры, заложившие новый вектор развития российско-французских связей. В частности, была достигнута договоренность о запуске форума гражданских обществ «Трианонский диалог». 8 июля 2017 г. главы государств повторно встретились «на полях» саммита «Группы двадцати» в Гамбурге, где подтвердили стремление двигаться по пути восстановления полноформатного сотрудничества. В мае 2018 г. прошел ответный визит Э.Макрона в Россию, в ходе которого Президента Франции принял участие в качестве почетного гостя в работе Петербургского международного экономического форума.

Э.Макрон приезжал в Россию поддержать сборную Франции по футболу, которая 10 июля 2018 г. играла в полуфинале в Санкт-Петербурге, а 15 июля 2018 г. победила в финале Чемпионата мира в Москве. В ходе последней поездки французский лидер был принят В.В.Путиным.

Москва и Париж согласны с тем, что в настоящее время отсутствуют серьезные препятствия и для организации встречи глав Правительств России и Франции, последняя из которых датируется 13 февраля 2016 г., когда Д.А.Медведев провел переговоры с М.Вальсом «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности.

Регулярные контакты поддерживаются на уровне министров иностранных дел. 20 июня 2017 г. в Москве состоялась первая встреча С.В.Лаврова с Министром Европы и иностранных дел Франции Ж.-И. Ле Дрианом. Стороны обменялись мнениями по актуальным вопросам двусторонней и международной повестки дня. Диалог продолжился в рамках последующих переговоров, прошедших 6 июля и 8 сентября 2017 г. в Париже и в Москве соответственно. 27 февраля 2018 г. в ходе рабочего визита Ж.-И.Ле Дриана в Москву министры обсудили ситуацию в Сирии и на Украине, а также ключевые вопросы российско-французских отношений.

Основным руководящим органом, определяющим стратегию и направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической и научно-технической областях, является созданная в 1996 г. межправительственная российско-французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества (МПК), ежегодно проходящая под председательством глав правительств. Ее последнее (18-е) заседание прошло в Москве 1 ноября 2013 г. С тех пор французская сторона отложила все консультации в данном формате до урегулирования украинского кризиса.

Главный рабочий орган Комиссии – Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), председателем которой с российской стороны является Министр экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкин, а французскую часть Совета возглавляет Министр экономики и финансов Франции Б. Ле Мэр.

Очередная 23-я сессия СЕФИК состоялась в Москве 19 декабря 2017 г. В рамках заседаний Совета обсуждаются наиболее актуальные темы двустороннего экономического сотрудничества, в частности, в области авиастроения, сельского хозяйства, в энергетике и космической сфере, а также ход реализации перспективных совместных проектов, вопросы развития партнерских связей в сфере высоких технологий, привлечения французских компаний к реализации инфраструктурных проектов в России.

Основным органом сотрудничества по парламентской линии является Большая российско-французская межпарламентская комиссия (БМПК) , возглавляемая председателями нижних палат парламентов двух стран 17-е заседание Комиссии прошло 6 февраля 2013 г. в Париже в рамках визита во Францию С.Е.Нарышкина. Запланированное на 25 июля 2018 г. очередное заседание Комиссии в Москве было перенесено по просьбе французской стороны на осень 2018 г.

В рамках контактов между верхними палатами парламентов 23-26 февраля 2015 г. по приглашению В.И.Матвиенко состоялся визит в Россию Председателя Сената Франции Ж.Ларше. 4-5 апреля 2016 г. он повторно посетил Москву. 16 сентября 2016 г. «на полях» Конференции председателей парламентов стран – членов Совета Европы В.И.Матвиенко встретилась к Председателем Национального Собрания Франции К.Бартолоном. 27 февраля 2017 г. подписан Меморандум о парламентском сотрудничестве между Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комиссией по международным делам, обороне и вооруженными силам Сената Франции.

5 апреля 2018 г. в Париже состоялось третье совместное заседание комитетов по международным делам Совета Федерации и Сената Франции. Важный результат – презентация первого в практике взаимодействия двух палат с зарубежными парламентами совместного доклада «Россия – Франция: восстанавливая доверие через парламентский диалог».

По решению президентов двух стран Совместным заявлением министров иностранных дел России и Франции от 8 июля 2002 г. создан Российско-Французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности (ССВБ) , в работе которого участвуют министры иностранных дел и обороны двух стран. Первое заседание Совета прошло 15 ноября 2002 г. в Париже, далее заседания проходили поочередно в России и Франции. Последнее 11-е заседание состоялось 31 октября 2012 г. в Париже.

Важным органом взаимодействия в сфере обеспечения безопасности является двусторонняя межведомственная рабочая группа по новым вызовам и угрозам , последнее заседание которой состоялось 29 июня 2015 г. в Париже.

12 июля 2018 г. в Москве состоялись консультации Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева с Генеральным Секретарем по вопросам обороны и национальной безопасности Французской Республики К.Ландэ, в ходе которых обсуждалась координация действий двух стран перед лицом вызовов и угроз в киберсфере.

Франция – двенадцатый торгово-экономический партнер России . Двусторонний товарооборот по итогам 2017 г. составил 15,5 млрд долл. США, увеличившись по сравнению с 2016 г. на 16,5%. При этом российский экспорт увеличился на 22% и составил 5,8 млрд долл. США, импорт увеличился на 13,4% до отметки 9,6 млрд долл. США. Отрицательное сальдо России в торговле с Францией составило 3,7 млрд долл. США. По итогам ноября 2017 г. Франция занимает 10 место во внешнеторговом обороте России.

По данным платежного баланса Российской Федерации, объем накопленных в России прямых французских инвестиций по итогам первого полугодия 2017 г. составляет 14 млрд долл. США (8-е место среди иностранных инвесторов).

Объем прямых российских инвестиций, накопленных во Франции, по итогам первого полугодия 2017 г. – 3,0 млрд долл. США. Франция традиционно относится к числу ведущих европейских стран-инвесторов, работающих на российском рынке.

Более 500 компаний с участием французского капитала работают на российском рынке в различных отраслях экономики. Наиболее сильные позиции у французских компаний в топливно-энергетическом секторе, автомобилестроении, фармацевтике, пищевой промышленности.

Научно-техническое сотрудничество охватывает практически все направления науки и техники. Развиваются связи в области фундаментальных наук, физики, математики, химии, биологии, а также в прикладных областях: аэрокосмической, энергетике, океанологии, информатике и вычислительной технике, научно-технической информации. В сотрудничестве с французской стороной продолжается разработка новых инновационных проектов.

На 16-м заседании МПК 18 ноября 2011 г. в Москве была подписана Программа действий по реализации партнерства в интересах модернизации. Институциональные рамки и основные направления российско-французского сотрудничества в высокотехнологичных отраслях заданы подписанной в Париже в декабре 2014 г. «Дорожной картой по развитию взаимодействия инновационных территориальных кластеров и французских полюсов конкурентоспособности». Эти документы ориентированы на совместное решение задачи укрепления позиций российских и французских компаний на мировом рынке. Французы наращивают взаимодействие с нами в рамках проекта создания инновационного центра «Сколково».

Авиационно-космическое сотрудничество остается одним из приоритетных направлений нашего взаимодействия с Францией. Визитной карточкой здесь является проект «Союз» в Гвианском космическом центре (ГКЦ)». Первый запуск «Союза» состоялся 21 октября 2011 г. (на сегодняшний день имели место 17 запусков).

ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ее дочерние предприятия продолжают развивать взаимодействие с французскими компаниями и, прежде всего, с одним из своих стратегических партнеров – фирмой «Эрбас». Среди новейших разработок российского авиастроения, осуществляемых совместно с французскими компаниями – региональный самолет «Сухой Суперджет-100», а также среднемагистральный пассажирский лайнер МС-21.

Приоритетное значение обе страны придают развитию кооперации и осуществлению совместных проектов в сфере атомной энергетики , атомного машиностроения и ядерного топливного цикла. Сегодня около 25% потребностей Франции в обогащенном уране обеспечивает Государственная корпорация «Росатом». Ежегодный товарооборот в этой сфере составляет около 3 млрд. долл. США.

Культурные связи между Россией и Францией имеют давнюю историю и весьма насыщены.

Базовое межправительственное соглашение о культурном сотрудничестве заключено 6 февраля 1992 г. В декабре 2004 г. было подписано межправительственное соглашение об изучении русского языка во Франции и французского языка в России. 29 июня 2015 г. подписано межправительственное российско-французское Соглашение о взаимном признании образования, квалификации и ученых степеней. 4 апреля 2016 г. в Париже прошла четвертая (последняя на сегодняшний день) сессия Российско-Французской комиссии по сотрудничеству в области культуры, образования и молодежных обменов.

В 2010 г. под патронажем глав двух государств в России прошел Год Франции, а во Франции – Год России. Набранные темпы получили закрепление в 2012 г. в рамках «Сезонов русского языка и литературы во Франции и французского языка и литературы в России», а также в 2013-2015 гг. в рамках перекрестных «Сезонов кино, театра и изобразительных искусств». В 2016-2017 гг. проведен российско-французский Год культурного туризма, а 2018 г. объявлен Годом русского и французского языков, а также литературы на русском и французском языках.

Палитра мемориальных событий была пополнена мероприятиями, приуроченными в 2012 г. к 200-летию Отечественной войны 1812 г., в 2014 г. – к 100-летию начала Первой мировой войны и 200-летию Зарубежного похода Русской армии, в 2015 г. – к 70-летию Победы во Второй мировой войне, в 2016-2017 гг. – к 100-летию прибытия во Францию Русского экспедиционного корпуса (РЭК) и его участия в сражениях Первой мировой войны.

19 октября 2016 г. в Париже был открыт Российский духовно-культурный православный центр. Он предоставляет широкий спектр возможностей для реализации совместных проектов в культурно-гуманитарной и образовательной сферах.

В Париже с 20 октября 2016 г. по 5 марта 2017 г. проходила подготовленная ведущими российскими музеями выставка «Сергей Щукин. Шедевры нового искусства». Ее посмотрело рекордное число посетителей – более 1 млн 200 тыс. человек. С 3 марта по 4 июня 2017 г. в Одностолпной палате Московского Кремля состоялась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».

2017 г. проходил под знаком 300-летия визита в 1717 г. Петра I во Францию, положившего начало официальным отношениям между двумя странами. В этой связи в Париже и Реймсе (один из «петровских» городов) в апреле 2017 г. прошел Международный петровский конгресс «Европейские маршруты Петра Великого (1701-1717), а в Большом Трианонском дворце в Версале 29 мая 2017 года президентами России и Франции была открыта совместная выставка музеев Версаля и Государственного Эрмитажа «Петр Великий. Царь во Франции. 1717». Ряд памятных мероприятий в течение 2017 г. приурочен к 100-летию Русской революции 1917 года.

Важным инструментом гуманитарного взаимодействия становится форум гражданских обществ «Трианонский диалог» , инициатива создания которого была выдвинута В.В.Путиным и Э.Макроном в ходе переговоров в Версале в мае 2017 г. Команды, возглавляемые сопредседателями – ректором МГИМО МИД России А.В.Торкуновым и бывшим послом Франции в России П.Морелем, уже приступили к практической реализации проекта. Основной темой взаимодействия на 2018 г. определен «Город будущего».

В сферу диалога гражданских обществ планируется вовлечь различные направления двустороннего взаимодействия от правочеловеческой тематики до молодежных обменов и бизнеса. Основным каналом взаимодействия между гражданами России и Франции является специально созданная для этих целей «цифровая платформа» (www.dialogue-trianon.ru , www.dialogue-trianon.fr/).

В ходе визита Э.Макрона в Россию в 2018 г. на полях ПМЭФ состоялось первое совместное заседание российской и французской части Координационного совета «Трианонского диалога».

fix

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Общие сведения

Официальное название – Французская Республика. Национальный флаг трехцветный (слева направо по вертикали: синий, белый, красный). Гимн – «Марсельеза». Девиз – «Свобода, Равенство, Братство». Национальный праздник – «День взятия Бастилии» – 14 июля (в 1789 г.). Столица – г. Париж.

Территория – 551695 кв. км, 2/3 занимают равнины. Горные массивы – Альпы (наивысшая точка – Монблан, 4807 м), Пиренеи, Юра, Арденны, Центральный массив и Вогезы. На востоке граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией, Италией и Швейцарией, на юге – с Испанией, Андоррой и Монако. Морское побережье (5500 км) омывается Атлантическим океаном, Средиземным и Северным морями. Морской климат на западе, средиземноморский на юге и умеренно континентальный на севере и востоке.

Франция – вторая по численности населения после Германии страна в ЕС. Население на 1 января 2018 г. составляло 67,2 млн чел. (65,2 млн без учета заморских департаментов и территорий) при плотности 117,85 чел./кв.км Коэффициент фертильности – 1,88, рождаемости – 11,4%. Средняя продолжительность жизни – 81,2 года (мужчины – 79,5, женщины – 85,3). 19,6% населения старше 65 лет. Трудоспособное население – 63,8%. Население Парижа – 2,3 млн чел., в границах т.н. Большого Парижа – около 12 млн чел. В 12 крупнейших городах число жителей превышает 250 тыс. чел. (в Марселе – 862 тыс., Лионе – 513 тыс., Тулузе – 472 тыс., Лилле – 350 тыс.).

Общее число иностранцев и иммигрантов по официальной статистике сохраняется на отметке 9-10 млн. В основном это выходцы из стран Магриба и франкоязычной Африки, а также португальцы, итальянцы, испанцы, армяне, русские и др.

Франция не делит граждан по этническому признаку, поэтому в стране нет этнических автономий, в законодательстве отсутствует понятие «национального меньшинства», этническая статистика запрещена. По неофициальной статистике свыше 20 млн французов в той или иной степени связаны с иммиграцией последних ста лет.

Государственный язык – французский. Существуют региональные языки, которые не имеют официального статуса: провансальский, бретонский, эльзасский, корсиканский, каталонский, баскский и др.

Франция – светское государство. Основная религия – католицизм (до 65% верующих, из которых не более 10% посещают церковь), теряющая влияние. Вторая по значению конфессия – ислам (свыше 10% населения), набирающий силу по мере роста численности арабо-мусульманской общины. Около 1 млн протестантов, 200 тыс. православных, 600 тыс. буддистов, 500 тыс. иудеев. Не менее четверти французов считают себя атеистами.

По административному делению Франция состоит из 13 регионов и 96 департаментов в европейской части, 5 заморских регионов-департаментов (о. Гваделупа, Гвиана, о. Мартиника, о. Реюньон, о. Майотта), заморских сообществ (Французская Полинезия, о-ва Сен-Пьер и Микелон, о-ва Уоллис и Футуна, о. Сен-Бартельми, о. Сен-Мартен – сев. часть) и особых территориальных единиц (Новая Каледония, о. Клиппертон, Французские южные и антарктические земли: о-ва Басса да Индия, Европа, Глорьез, Жуан де Нова, Тромлен, Крозе, Кергелен, Сен-Поль и Амстердам, земля Адели в Антарктиде). Базовой административной единицей во Франции является коммуна. В стране насчитывается 36682 коммун (в т.ч. 112 в заморских владениях).

Новая Каледония и в более усеченном виде Корсика имеют особый статус с широкими возможностями самоуправления, правительством (исполнительным советом) и парламентом (территориальным собранием).

Государственное устройство

Франция – демократическое унитарное государство (республика). Форма правления – президентская республика. Действующая конституция, одобренная референдумом в 1958 г., ввела режим Пятой Республики . Отличительные черты – широкие полномочия президента и исполнительной власти. По Конституции страна является единой и неделимой. В 2003 г. в Конституцию внесено добавление, согласно которому «организация Республики децентрализована».

Президент , избираемый на пять лет (с 2002 г.) путем всеобщего и прямого голосования в два тура, следит за соблюдением Конституции и нормальным функционированием госинститутов. Главе государства принадлежит решающая роль в деятельности исполнительной власти. Он назначает и смещает премьер-министра и членов правительства, председательствует в Совете министров и Совете по обороне, является Верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает на высшие гражданские и военные должности, имеет право роспуска парламента.

Очередные президентские выборы во Франции прошли в апреле и мае 2017 г. Результаты первого тура: Э.Макрон (Движение «Вперед!») – 24,01%, М.Ле Пен (Национальный фронт) – 21,3%, Ф.Фийон («Республиканцы») – 20,01%, Ж.-Л.Меланшон («Непокоренная Франция») – 19,58%, Б.Амон (Соцпартия) – 6,36%, Н.Дюпон-Эньян («Вставай, Франция!») – 4,7% Во втором туре убедительную победу над М. Ле Пен (33,9%) одержал Э.Макрон (66,1%), став самым молодым президентом за всю историю Франции (39 лет). Следующие президентские выборы состоятся в апреле-мае 2022 г.

Правительство назначается Президентом. Подотчетно парламенту, который может вынести ему вотум недоверия (абсолютным большинством голосов). Премьер-министр – Э.Филипп, министр Европы и иностранных дел – Ж.-И. Ле Дриан, вооруженных сил – Ф.Парли, внутренних дел – Ж.Колломб, экономики и финансов – Б.Ле Мэр.

Конституционный совет (КС)орган конституционного надзора. Следит за соблюдением Конституции во всех сферах государственной деятельности (с запросом о конституционности законов могут обращаться правительство или группа из не менее 60 депутатов). Состоит из девяти членов с девятилетним сроком полномочий, не подлежащим возобновлению. Обновляется на одну треть каждые три года. Три члена совета назначаются Президентом, три – Председателем Нацсобрания, три – Председателем Сената. Кроме девяти назначаемых членов в КС пожизненно входят бывшие президенты Франции (сейчас – В.Жискар-д"Эстен и Ф.Олланд; Ж.Ширак приостановил свое членство, а Н.Саркози подал в отставку с этого поста).

Председатель КС назначается Президентом Республики. С февраля 2016 г. эту должность занимает бывший премьер-министр и министр иностранных дел Лоран Фабиус.

Государственный совет – действующий при правительстве судебный и консультативный орган. ГС дает заключения по законопроектам и нормативным актам до их принятия правительством, действует как суд последней инстанции по наиболее значимым делам. Госсовет наделен апелляционной компетенцией в отношении низовых судебных инстанций и является кассационной инстанцией по решениям, вынесенным специализированными судебными учреждениями административной юстиции. Председателем Госсовета номинально является глава правительства, практическое руководство осуществляет заместитель председателя. С 29 мая 2018 г. эту функцию выполняет Б.Ляссерр.

Совет по экономическим, социальным и экологическим вопросам имеет консультативные функции при обсуждении законопроектов и постановлений, относящихся к экономической, социальной и экологической сферам. К мнению Совета прислушиваются высшие органы исполнительной и законодательной власти. В Совете представлены социально-политические круги Франции, в т.ч. профсоюзы, объединения предпринимателей, различные НПО. Он может созываться правительством для рассмотрения законопроектов и сам обладает законодательной инициативой. C 1 декабря 2015 г. Председатель – П.Бернаскони.

Высший орган законодательной власти – двухпалатный парламент , состоящий из Национального собрания и Сената.

Национальное собрание (577 депутатов, из них 555 – от метрополии, 22 – от заморских департаментов и территорий) – нижняя палата парламента, избирается на пять лет путем прямого, всеобщего и тайного голосования в два тура по мажоритарной системе с одномандатными округами.

На выборах в Национальное собрание в июне 2017 г. абсолютное большинство получила партия президента Э.Макрона «Республика на марше» (РНМ). В настоящее время места по фракциям распределились следующим образом: РНМ – 313, «Республиканцы» – 100, «Модем» – 31, «Новые левые» – 31, «Непокоренная Франция» – 17, «Левые, демократы и республиканцы» – 16, среди независимых депутатов –– 8 депутатов от Национального объединения.

Председатель Национального собрания с июня 2017 г. – Франсуа де Рюжи (РНМ). Председатель группы дружбы с Россией – Каролин Жанвье (РНМ). Очередные парламентские выборы состоятся в июне 2022 г.

Сенат – верхняя палата парламента, обеспечивает представительство местных органов власти – коммун, департаментов, регионов и заморских территорий. Избирается косвенным голосованием (коллегия выборщиков состоит из депутатов Нацсобрания, мэров, депутатов департаментских и муниципальных советов). Рассматривает законопроекты, направленные ему нижней палатой парламента. При повторном отклонении законопроекта Сенатом окончательное решение принимается Нацсобранием. В случае вакансии поста Президента страны Председатель Сената временно выполняет его функции до избрания нового главы государства. С 2011 г. состав Сената обновляется наполовину каждые три года.

По итогам частичных парламентских выборов 2017г. в Сенате были образованы следующие фракции: «Республиканцы» - 146 мест (основная оппозиционная партия), «Группа социалистов и республиканцев» – 77 мест, «Центристский союз» – 50 мест, «Европейское демократическое и социальное объединение» – 22 места, «Республика на марше» – 21 место. Средний возраст сенаторов – 61 год, а гендерный состав: 68% мужчин и 32% женщин.

Председатель Сената с октября 2014 г. – Жерар Ларше («Республиканцы») Председатель группы дружбы с Россией – Жерар Лонге («Республиканцы»).

Избираемые прямым всеобщим голосованием муниципальные , департаментские и региональные советы имеют собственные бюджеты. Представители центральной власти в департаментах и регионах – префекты , назначаемые Президентом Республики.

Политические партии и общественные объединения

Президентское большинство:

Правящая президентская партия «Республика на марше» (400 тыс. членов, генеральный делегат Кристоф Кастанер), созданная на основе движения «Вперед!», выдвинувшего Э.Макрона в президенты. Может рассматриваться как левоцентристская с либеральным уклоном.

Левоцентристское «Демократическое движение» («Модем», 20 тыс. членов, председатель – Франсуа Байру).

Центристские партии:

«Плавающий» курс по отношению к президентскому большинству взял правоцентристский «Союз демократов и независимых» (СДН, 50 тыс. членов, председатель – Жан-Кристоф Лагард).

Малая правая партия «Действовать!» , (5 тыс. членов, председатель Франк Ристер), объединившая бывших «республиканцев» и центристов, допускающих сотрудничество с правящим большинством.

«Радикальное движение» , созданное в результате объединения в декабре 2017 г. Радикальной партии и Движения левых радикалов (15 тыс. членов, сопредседатели – Сильвия Пинель и Лоран Энар).

Правая оппозиция:

Ведущая оппозиционная партия правого фланга – «Республиканцы» (140 тыс. членов, председатель – Лоран Вокье). Создавалась в 2004 г. как Союз за народное движение (СНД) на основе голлистского «Объединения в поддержку Республики» и центристского «Союза за французскую демократию». Переименована в «Республиканцы» в мае 2015 г.

К превращению в массовую парламентскую партию стремится входящее в тройку основных политических сил страны «Национальное объединение» (бывший «Национальный Фронт», 80 тыс. членов, председатель – Марин Ле Пен), евроскептическая правоконсервативная партия.

В числе малых правых партий набирает авторитет патриотическая «Вставай, Франция» (15 тыс. членов, председатель – Николя Дюпон-Эньян). Идейно близки к ней «Христианско-демократическая партия» (15 тыс. членов, председатель – Жан-Франсуа Пуассон), «Движение за Францию» (16 тыс. членов, председатель – Филипп де Вилье), «Народный республиканский союз» (10 тыс. членов, председатель Франсуа Асселино) и партия «Патриоты» (основана выходцем из Национального фронта Ф.Филиппо). Несколько правее – «Лига Юга» (председатель – Жак Бомпар).

Левая оппозиция:

Леворадикальное объединение «Непокоренная Франция» (500 тыс. членов, основатель и лидер – Ж.-Л.Меланшон).

Социалистическая партия Франции (СПФ, около 40 тыс. членов, первый секретарь – Оливье Фор), стоящая на социал-демократической платформе.

Французская коммунистическая партия (ФКП; 56 тыс. членов, национальный секретарь – Пьер Лоран).

«Европа, экология, зеленые» (8 тыс. членов, национальный секретарь –Давид Корман).

Малочисленные крайне левые объединения: «Независимая рабочая партия» (национальные секретари – Жерар Шиварди и Даниэль Глюкстейн), « Новая антикапиталистическая партия» («рупор» партии – Кристин Пупен), «Рабочая борьба» (лидер – Натали Арто) и пр.

Ведущие профсоюзные организации : Французская демократическая конфедерация труда (CFDT; 860 тыс. членов, генеральный секретарь – Лоран Берже), Всеобщая конфедерация труда (CGT; 680 тыс. членов, генеральный секретарь – Филипп Мартинез), «Рабочая сила» (500 тыс. членов, генеральный секретарь – Жан-Клод Майи). В настоящее время только 8-10% французских трудящихся являются членами профсоюзов.

Около 750 тыс. предприятий (90% – малые и средние) объединены в Движение французских предпринимателей (MEDEF, председатель – Пьер Гаттаз). Заметный вклад в экономическое сотрудничество с Россией вносит международное подразделение этого объединения – MEDEF International (председатель – Жан Бюрель).

В стране действуют десятки тысяч неправительственных организаций (ассоциаций). Французское законодательство в области НКО – одно из самых либеральных в мире.

Экономика

По данным Всемирного банка Франция – седьмая экономика мира по объему национального ВВП (в 2017 г. – 2,6 трлн евро). В 2017 г. рост ВВП – 1,9% (в 2016 г. – 1,1%). Это самый высокий показатель с 2011 г. По официальным прогнозам, в 2018 г. рост экономики ожидается на уровне 1,7%.

По объему промышленного производства Франция сохраняет одно из ведущих мест в мире. В 2017 г. его рост составил 4,5%.

В 2017 г. дефицит государственного бюджета – 67,8 млрд евро или 2,9% ВВП (в 2016 г. – 69 млрд евро или 3,3%).

Объем государственного долга в 2017 г. – 2,23 трлн евро или 98,1% ВВП (в 2016 г. – 2,15 трлн евро или 97% ВВП).

2017 г. вновь отмечен ростом дефицита внешнеторгового баланса. Он увеличился на 14 млрд евро по сравнению с аналогичным показателем 2016 г. и составил 62,3 млрд евро. Экспорт в 2017 г. вырос на 4,5% до 473 млрд евро (в 2016 г. – 453 млрд евро). Импорт – на 6,8% до 536 млрд евро (в 2016 г. – 501 млрд евро). Основными торговыми партнерами Франции являются Германия, Бельгия, Италия, Испания, США и Китай.

Франция занимает седьмое место в списке мировых экспортеров (доля – 3,1%, около 124 тыс. экспортных компаний). Значительная часть экспорта – промышленные товары, транспортное оборудование, продукция наукоемких отраслей. В импортных поставках первое место занимают промышленные товары, машины и оборудование.

С 1 января 2018 г. минимальная гарантированная заработная плата (SMIC) – 9,88 евро в час или 1498,47 евро в месяц из расчета «среднего календарного месяца», т.е. 151,67 рабочих часов (рост на 18 евро в месяц по сравнению с 1 января 2017 г.). Уровень безработицы в 2017 г. – 8,9% активного населения (в 2016 г. – 9,7 %). Темпы роста инфляции в 2017 г. – 1,2% (в 2016 г. – 0,6%).

Внешняя политика

Франция – одна из ведущих мировых держав, постоянный член Совета безопасности ООН , член Евросоюза, НАТО, ОЭСР, «Группы семи» и «Группы двадцати».

В последние годы во внешней политики Франции отмечается ослабление голлистских традиций самостоятельности, она все более «растворяется» в общих подходах Евросоюза и НАТО.

Выступая за реформирование созданной после Второй мировой войны системы глобального управления , Париж настаивает на увеличении числа постоянных и непостоянных членов СБ ООН, продвигает идею добровольного отказа постоянных членов от права вето при рассмотрении Совбезом случаев «массовых преступлений».

Несмотря на ослабление своих позиций в Евросоюзе , Франция остается одним из его лидеров, играя заметную роль при разработке внешнеполитических подходов «единой Европы».

Неизменным приоритетом остается франкоязычная Африка : Франция наращивает присутствие на континенте, особенно в Сахаро-Сахельской зоне, играя ключевую роль в борьбе с терроризмом и наркотрафиком, содействуя социально-экономическому развитию и политической стабилизации африканских стран.

Другой приоритет – борьба с глобальным потеплением и реализация Парижского климатического соглашения.

Франция адаптирует свою внешнюю политику к меняющимся глобальным реалиям, уделяя повышенное внимание укреплению отношений с динамично развивающимися странами в Азии и Латинской Америке. Акцент делается на «экономической дипломатии» , нацеленной на продвижение французских экономических интересов за рубежом, привлечение иностранных инвестиций в экономику страны. Активно задействуются инструменты «мягкой силы»: НПО, политологические «площадки», культурные и студенческие обмены, политика франкофонии и пр.

Вооруженные силы

Франция располагает сильнейшими в Западной Европе, комплектуемыми на профессиональной основе вооруженными силами. По состоянию на 1 января 2018 г. общая численность ВС составляла 274586 чел., в т.ч. военнослужащих – 210863, лиц гражданского персонала – 63723. Сухопутные войска – 188615 чел., ВВС – 47230, ВМС – 38741.

По целевому назначению вооруженные силы Франции подразделяются на стратегические ядерные силы (СЯС) и силы общего назначения. СЯС включают два компонента: морской, представленный четырьмя атомными подлодками типа «Триумфан» с баллистическими ракетами, и воздушный, насчитывающий 87 самолетов-носителей, в т.ч. размещенных на атомном многоцелевом авианосце «Шарль де Голль». Силы общего назначения включают в себя сухопутные войска, ВМС и ВВС, а также части и учреждения центрального подчинения.

Бюджет Минобороны Франции на 2018 г. предусматривает расходы в объеме 42,82 млрд евро, из которых 18,5 млрд – на закупки ВВТ, ремонт и модернизацию техники; 11,7 млрд – денежное содержание военнослужащих и гражданского персонала, 4 млрд – на проведение внешних операций, обучение личного состава и боевую подготовку.

Ведущие: Владимир Варфоломеев
Гости: Александр Шохин, глава Российского союза промышленников и предпринимателей, зампред правительства РФ в 1991-1994 гг

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – У микрофона Владимир Варфоломеев, наш сегодняшний гость – Александр Николаевич Шохин, глава РСПП, в начале 90-х – вице-премьер правительства России, мы вспоминаем это неслучайно, Александр Николаевич, здравствуйте.
А. ШОХИН – Добрый день.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Ну что, эта история со швейцарской компанией «Нога», удивительная история, в Интернете и сайта этой «Ноги» найти почти невозможно. А уже второй десяток лет портит нам жизнь. Но в начале, прежде чем мы обсудим предысторию всех сегодняшних событий, сообщение с пометкой «молния», которое мы только что получили. Грузовики с российскими картинами, которые задержаны в Швейцарии, через час начнут разгружать местные власти, если арест с них не будет снят. Об этом сообщило федеральное агентство по культуре. Но это означает, если я правильно понимаю, что события пока развиваются в не очень благоприятном для нас ключе. А теперь об истории. Договоры с компанией «Нога», это швейцарская фирма по поставкам, если я не ошибаюсь, в нашу страну продовольствия, еще каких-то товаров, были заключены одним из первых ельцинских правительств, 91-й год?
А. ШОХИН – Да, это апрель 91 года, еще советская власть, и первое российское правительство заключило соглашение, сначала оно было заключено на сумму где-то порядка 700 млн. долларов, затем в январе 92 года это уже было ельцинское, российское правительство, это соглашение было продлено еще примерно на такую же сумму.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Мы ведь не должны были чистыми деньгами расплачиваться с «Ногой»?
А. ШОХИН – Идея была очень простая, мы поставляем нефть и нефтепродукты, «Нога» поставляет минеральное удобрение, детское питание, продовольствие и т.д. Но идея была такая, что фирма «Нога» нас как бы кредитует, она поставляет соответствующие товары, а мы затем расплачиваемся за поставки, хотя, на самом деле, все выглядело несколько иначе. Сначала мы поставляли нефть и нефтепродукты, она продавалась, нефть эта, а на вырученные деньги фирма «Нога» покупала товары и поставляла в Россию. Но это вскрылось чуть позже. Чуть позже, когда в 93 г. я стал вице-премьером правительства Черномырдина, отвечающим за внешнеэкономические связи, мне пришлось разбираться с этой ситуацией, поскольку господин Гаон, а фирма «Нога» – это перестановка слов.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Хозяин Нессим Гаон, африканец, причем такого странного израильского происхождения, много всего, и швейцарский гражданин.
А. ШОХИН – Да, у него бизнес и в Швейцарии, и в Израиле, и в Африке был, у него несколько отелей «Нога Хилтон», в том числе и в Женеве, но вопрос в том, что в 93 г., когда он обратился в российское правительство и к президенту, это даже декабрь 92 г., с просьбой заплатить долги, я тогда, став вице-премьером, попросил предъявить доказательства того, что эти долги накопились по бумагам.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Т.е. то, что с ним не расплатились?
А. ШОХИН – Да, три министерства, Минэкономразвития, МВС и Минфин, вышли с таким предложением, заплатить ему тридцаточку из требуемых сотен миллионов, за это время разобраться, выверку документальную провести, потом остальное заплатить. Ни у кого из этих министерств не было сомнений, что мы ему задолжали. Действительно, мы 30 млн. заплатили где-то в марте-апреле 93 года, но в мае месяце господин Гаон приехал в Москву и заявил, что никаких документов он предъявлять не будет, что он спас Россию от голода, а с него требуют доказательства, документального доказательства, что он это сделал. Тогда мы, российская сторона приняла решение разорвать все эти соглашения и выплатить долги только по предъявлению документов. Господин Гаон в ответ на это наше решение подал иск в суд и выставил счет, по-моему, на все миллиард четыреста, имея в виду, что мы ему задолжали почти 700 млн., 680, если точно, остальное – это его упущенная выгода. Мы наняли ведущие фирмы, юридическая фирма «Клеарли, Готтлиб, Стин энд Гамильтон», это номер 1 юридическая фирма во многом, ведущих аудиторов, «Прайс Уотерхаус», которые сами сделали выверку документов, они как раз пришли к выводу, что не было никакого кредита со стороны Гаона и, более того, Россия ничего не должна Гаону. И более того, может быть, даже он должен что-то России, имея в виду, что мы его кредитовали.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А почему же международный суд принял решение в его пользу?
А. ШОХИН – Мы подали встречный иск в 94, хотя лобби было очень сильное, главный охранник Ельцина был на стороне Гаона, как взялся пролоббировать выплату ему, как минимум, этих 700 млн. долларов. Я был категорический противник, потому что документы ведущих фирм показывали, что мы ничего не должны. Но когда Стокгольмский арбитраж рассматривал этот вопрос в 97 г., он признал, что мы ничего не должны за исключением одного эпизода, одной зацепки в соглашении с Гаоном. А именно там было записано, что если Гаон нарушает свои обязательства, фирма «Нога», то российская сторона все равно обязана поставлять нефть и нефтепродукты. И поскольку с момента подачи иска в суд и разрывом соглашения с ним прошло какое-то время, там набежали требования к нам по этой, мягко говоря, неудачно составленной норме, статье соглашения, набежало 20 млн. долларов.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Т.е. как бы задним числом нас поставили на счетчик?
А. ШОХИН – Да, 20 млн. долларов – не бог весь какая сумма, но к ней еще добавили какие-то набежавшие к моменту заседания Стокгольмского арбитража санкции, штрафы, пени и т.д., и в итоге Стокгольмский арбитраж присудил нам 50 млн. долларов. Согласитесь, 700 или даже 1 млрд. 400 и 50 – две большие разницы.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – К цифрам вернемся через 1 минуту, сейчас краткий выпуск последних известий, в том числе, и новости, связанные с этой историей.

НОВОСТИ

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Эту программу мы сегодня проводим вместе с нашим гостем Александром Шохиным, начало истории взаимоотношений нашей страны с компанией «Нога» Александр Николаевич уже рассказал, и сейчас мы продолжим разговор на эту тему. Пока вопрос, как вы думаете, в связи с исками «Ноги» к нашей стране, как России нужно поступить? Два варианта ответа, добиться отказа «Ноги» от претензий, так надавить или убедить сделать все, что угодно, с тем, чтобы Насим Гаон от своих претензий к нам отказался, это один вариант. И второй – признать долг «Ноге», этой «Ноге» и заплатить все деньги, которые она требует. Как нужно поступить?

РИКОШЕТ

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А теперь вернемся к истории, вы упомянули в решении Стокгольмского суда сумму 50 млн., но в последнее-то время звучит именно 600-700 млн., цифры-то другие.
А. ШОХИН – Видимо, здесь логика очень простая. Если Россия не признает решения Стокгольмского арбитражного суда, не выплачивает эти 50 млн. долларов, правда, за это время уже, за 7-8 лет набежали какие-то проценты, то с какой стати фирма «Нога» должна признавать решение суда и сокращать свои претензии с этих 680 до 50 млн.? Я думаю, что в свое время Минфину надо было, несмотря даже на меньшие возможности финансовые, нежели сейчас, выплатить этот долг или начать его выплачивать с тем, чтобы закрыть вопрос. Сейчас нам, в основном, предъявляют не вполне обоснованные иски, и неслучайно мы выигрываем суды во Франции, в Швейцарии той же, в Люксембурге и т.д. Но обеспечительный арест позволяет на несколько месяцев картины ли арестовать, слава богу, самолеты улетели с Ле Бурже, когда тоже судебные приставы…
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Картины летать не могут.
А. ШОХИН – Видимо, надо их как-то заправлять топливом и приделывать крылышки, чтобы они сами могли летать.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Швейцарские власти, например, которые сейчас действовали по искам адвокатом Нессима Гаона и компании «Нога», они ориентировались на решение Стокгольмского суда, где написано 50 млн., почему они арестовывают собственность ценой в миллиард долларов? Как-то не соразмерно.
А. ШОХИН – Вы знаете, если вы посмотрите на практику российского производства, исполнительного в том числе, в обеспечение иска может арестовываться актив любой цены. Потом суд сам решит. Если иск признается судом, выставляется актив на торги, часть идет на погашение претензий, остальная возвращается ответчику, что называется. Поэтому арестовали то, что под рукой было. По поводу адвокатов господина Гаона, я бы не считал, что это его активность. Его долги давно уже и многократно переуступались. И кто сейчас истинный владелец этих претензий, прав требований по этим долгам, никто не скажет. Действуют адвокаты, фирмы, еще в 90-е гг. несколько раз менялся собственник этих прав требований, потому что, поэтому несчастный господин Гаон уже получил какую-то свою компенсацию в начале этих переуступок, перепродаж. Кто сейчас истинный противник российского государства по урегулированию этого конфликта, я не знаю.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Неужели это невозможно выяснить, кто с нас деньги-то требует? Не просто деньги требует, а такие скандалы устраивает?
А. ШОХИН – Адвокаты требуют от имени фирмы «Нога», и они адвокатами формально являются истца, но собственником этих прав требований может быть кто угодно.

РИКОШЕТ

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Александр Николаевич, насколько верно суждение, что тот сам договор с «Ногой» начала 90-х гг., в общем-то, был составлен неграмотно, неряшливо, если угодно?
А. ШОХИН – Абсолютно верное заключение, действительно, в нем содержалось несколько положений, которые в такого рода соглашениях, заключавшихся даже в то время, не появлялись. В частности, отказ от суверенного иммунитета. Т.е. в случае нарушения российской стороной условий этого соглашения Россия отвечала всем имуществом, находящимся в ведении РСФСР, а поскольку РФ стала правопреемником и РСФСР, и СССР, на нее такая же ответственность.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Т.е. поэтому и арестовывается государственное имущество?
А. ШОХИН – В принципе, аресту подвергались и счета ЦБ, и счета Внешэкономбанка, и самолеты, и корабли, и картины. Сами виноваты, что вписали в такое важное соглашение, которое тянуло на несколько сот миллионов долларов, а впоследствии – почти на полтора миллиарда долларов, такие несусветские положения. В принципе, я считаю, что тех, кто заключал такого рода соглашения, надо как-то наказывать, потому что сейчас ответчиком является РФ как суверен, как государство. А, на самом деле, чиновники конкретные, которые добились, наверное, как им казалось, льготного кредита, льготных условий поставок и т.д., на самом деле, втянули РФ в такой клубок судебных и финансовых разбирательств, в котором она оказалась, на мой взгляд, больше всего из-за ошибок этих людей.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Были ли у России, а, может быть, и сейчас есть, в чем-то похожие договоренности еще с кем-то? Могут ли нас ждать другие «Ноги»?
А. ШОХИН – Вы знаете, отказ от суверенного иммунитета – это исключительная вещь, это межгосударственные, как правило, отношения, а вовсе не отношения суверена, российского государства, в частности, с коммерческой структурой. И безусловно, российский бюджет может давать гарантии по тем или иным кредитам, такая технология правительственных бюджетных гарантий существует. Но там сейчас мы достаточно аккуратно прописываем эти обязательства им, как правило, суженный перечень активов, которыми гарантируются соответствующие гарантии. Поэтому я думаю, что повторения в таких масштабах случая «Ноги» не может быть. И мы помнили, и партнеры наши, которые в начале 90-х гг. искали легкой наживы, пускались, что называется, во все тяжкие, уже стали цивилизованными, не ищут в России легкой добычи. И я думаю, что, конечно, во многом, здесь нужно искать и схемы, скажем, откатные, коррупционные и т.д., но за давностью лет ничего уже не установишь. Но это исключение из правил, нежели правило заключения такого рода соглашений. Лоббистов у Гаона было очень много. Кстати, в том числе, и СМИ, потому что Гаон всем обещал очень много. Например, ВГТРК в лице Олега Попцова лоббировал потому, что Гаон говорил ему, что если РФ заплатит, то он поставит оборудование для государственной телерадиокомпании. Поэтому Попцов в своих книжках костерил меня, что я не заплатил, отказался платить, только через суд выяснял отношения с Гаоном. Коржаков писал несколько кляуз на меня, что надо заплатить ровно столько, сколько просит Гаон, поскольку он спас от голода страну. И мои требования предъявить документы чуть не кончились моим увольнением, потому что Борис Николаевич был разгневан тоже. Т.е. лоббистов было очень много. Более того, были какие-то странные вещи, мы обсуждаем тему, она деликатная, если вслух что-то не то сказать, глядишь, в суде это уже будет использовано как аргумент противной стороны. Но то, что мы обсуждали в высоких кабинетах, становилось известно Гаону в тот же день. Это значит, что у него были, как говорится, свои люди, которые лоббировали его интересы. Поэтому эта история, она не только финансовая и не только история, связанная с юридической или финансовой неграмотностью тех, кто составлял соответствующие соглашения. Я думаю, там гораздо более глубокие корни, которые сейчас ставят Россию в очень неловкое положение.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А теперь как из этого выходить? Два варианта ответа, которые мы предложили нашим слушателям, вы бы что выбрали?
А. ШОХИН – Вы знаете, я бы выбрал все-таки схему заплатить. Я ровно и добивался того, чтобы провести документальную выверку и заплатить столько, сколько будет подтверждено документами. Коль скоро Стокгольмский арбитраж подтвердил выверку, которую мы провели, но нашел одну, адвокаты «Ноги» нашли зацепку в самих условиях соглашения, коль это мы виноваты в том, что так соглашение состряпано было, то надо было выполнять условия Стокгольмского арбитража. Это нам обошлось бы дешевле, за последние 7-8 лет мы так часто не теряли бы свое лицо.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Большинство наших слушателей придерживаются иной позиции. 57% за то, чтобы дальше ругаться с «Ногой», давить на нее всячески и заставлять отказаться от претензий, 57%. За то, чтобы признать долг и заплатить, лишь 43%, но, впрочем, это тоже немало.
А. ШОХИН – Я же не призываю заплатить столько, сколько просят. Я предлагаю заплатить раз в 14 меньше, чем просит Гаон.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Последнее, что касается картин, не знаю, может быть, есть какие-то пути для того, чтобы эти полотна, бесценные сокровища вернуть, может быть, бизнесменам скинуться, заплатить швейцарцам или Гаону и забрать картины? Нет, не пойдет?
А. ШОХИН – Вы знаете, тут ведь вопрос идет о другом. Поскольку арестован актив государства, то, в принципе, бизнес может, условно говоря, положить некий депозит и прогарантировать эту выплату в случае, если дело в суде будет проиграно. Но в равной степени и государство может это сделать. Я считаю, что картины надо изымать, я хоть в Пушкинском музее достаточно давно не был, но зато неделю назад на один день ездил в Париж и посетил музей Д’Орсе, где те же авторы, которые сейчас пока разгружаются, может, еще в машинах находятся. Но это, конечно, гениальные произведения, которые надо вызволять любой ценой. Поэтому я считаю, что Минфину надо либо найти способ урегулировать этот долг на основе решения Стокгольмского арбитражного суда и заплатить десятки миллионов долларов, либо выставлять некий депозит, который в случае проигрыша решения в суде будет использован для погашения претензий фирмы «Нога».
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Спасибо большое, Александр Шохин, глава РСПП, мы эту тему, разумеется, не бросаем. Через 5 минут в прямом эфире на «Эхе Москвы» выступит директор музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова. Возможно, у нее узнаем и последние новости о том, что сейчас происходит с уникальной коллекцией этих картин, арестованных в Швейцарии. Александр Николаевич, спасибо.
А. ШОХИН – Всего хорошего.



Просмотров