“Неувядаемый цвет” – самая красивая икона Божией Матери. Значение иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет

История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот, к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!

Предположительно именно этой замечательной традицией были вдохновлены афонские монахи на написание уникального образа, от которого в свою очередь родилось множество иконописных версий, весьма разнящихся между собой, но по типу восходящих к Одигитрии-Путеводительнице. По другим данным, первое появление этого образа произошло в Константинополе, однако к этому склоняется меньшее количество исследователей разнообразнейшей иконографии «Неувядаемого цвета».

Но, наверное, помимо чудесного воскрешения сухих цветов у образа Божией Матери на острове Кефалония, вдохновительной основой для изобразительного воплощения непременного и отличительного атрибута иконы «Неувядаемый цвет» стали эпитеты из текстов богослужений, где Пречистую сравнивали с цветком – «неувядаемым, благоуханным». От второго эпитета возник еще один распространенный список – «Благоуханный цвет», его первое появление считается более поздним. Эпитет же «неувядаемый» взят из «Канона благодарного Пресвятой Богородице» Иосифа Песнописца. Канон вошел в состав действующих богослужебных литературных собраний Православной Церкви, и его духовно возвышенное, восхищающее и трогающее душу искренней любовью к Заступнице содержание стало источником для написания новой иконы.

Преподобным Иосифом Песнописцем создано множество канонов, сохранившихся в молитвенном наследии русского православия. Как пишет о нем в статье «Церковные песнотворцы» (глава «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца») монахиня Игнатия: «Каноны преподобного Иосифа отличают продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в каноне. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой».

Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.

На российскую иконопись XVII века сдержанно, но тем не менее заметно оказывала влияние западная традиция в течение полутора десятилетий Смутного времени, которое закончилось в 1613 году. Она проникала на Русь со стороны католических Польши и Литвы, где издавна использовались атрибуты, нехарактерные для византийской традиции, – царские венцы, цветы и т.д. Но изображение их в русской иконописи было освящено гимнографией православия, где эпитетом «неувядаемый цвет» награждены в разных молитвенных творениях и Христос, и Матерь Его. К примеру на Алексеевском списке цветущая ветвь в руке Богородицы увита лентой, а на ней прописан ирмос Первой песни «Канона благодарного»: «Цвете Неувядаемый! Радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное: Радуйся, благоухание Единаго Царя!»

Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.

Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канонические принципы православной иконописи.

К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон.

Будто сотканные из цветов одеяния Богоматери и Младенца, выстланный тем же орнаментальным цветочным полем ореол вокруг центральной композиции – во всем явно ощущается обращение автора к русской традиции, и так нивелируется, уходит прочь даже намек на исходное влияние западной культуры в иконографии образа «Неувядаемый цвет». Стиль кузнецовского письма опирается на историю русского орнамента, его коренную связь с нашей родной природой, и иконописец Марина Филиппова в полной мере прилагает это замечательное творческое наследие к новому изложению прекрасной православной иконы. С одной стороны, этот образ теперь видится подлинно русским, берущим начало в византийской школе, а с другой – в новом воплощении икона «Неувядаемый цвет» XXI века по-прежнему вдохновенно и восхищенно воспевает Богородицу и Христа как «неувядаемый, благоуханный цвет». В ней возвращается частично утраченный в позапрошлом столетии радостный, жизнеутверждающий смысл первых списков, отражающий чувства преподобного Иосифа, афонского монаха, создателя оригинала, и тех, кто наблюдает из года в год чудо на острове Кефалония…

Значение иконы
Эпитеты, характеризующие Богоматерь, источником которых стали присущие Ей качества как Матери Того, Кто придет через Нее, чтобы дать Жизнь Истинную всему человечеству, прекрасные поэтичные и возвышенные сравнения, которые звучат в словах богослужений, слагают полноту духовного значения этого образа. Если глядеть на этот образ, радуясь и любуясь, они просто возникают в душе из молитв, которые мы Ей возносим. Она – «сад живоносный», Она – «корень девства и неувядаемый цвет чистоты», Она – «плодоносная земля, взрастившая Хлеб небесный». Под Хлебом небесным подразумевается образ Христа, Который, как мы помним из евангельского рассказа о Тайной вечере, преломляя хлеб и раздавая его ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22, 19, Мф. 26, 26; Мк. 14, 22), поэтому на некоторых изображениях в руке Пречистой мы видим не цветы, а колос.

Благодарение Богу, что волею Его и мы можем теперь припадать в молитве к образам, столь нами любимым, и недаром первой рукотворной иконой, вышедшей из-под кисти апостола, стала икона Пречистой, Которая «взяла в усыновление весь мир». Ее Лик на иконе «Неувядаемый цвет», вся икона – сочетание радости и умиротворения, столь искомого нашей вечно смятенной в ежедневной суете душой, а вся русская православная иконография – это изумительное сокровище, дарованное нам Господом во спасение, вразумление и стяжание духовной радости и благодати.

Чудеса от иконы
К этому образу, полному нежности, ласкового сострадания и любви к нам, усталым от несовершенств мира сего, прибегают часто за спасительной помощью. Потом те, кто молитвенно обращался к Ней перед Ее иконой «Неувядаемый цвет», рассказывают о том, как просветляется душа, какое утешение снисходит на нее, возвращается внутреннее равновесие, и мир видится полным новых надежд, находятся неожиданные решения для избавления от проблем и силы для действия. Уходят тревоги и печали, и в благодарности к Ней рождается укрепление в вере, казалось бы, готовой поколебаться. Это ли не чудо духовного воскрешения, когда душа человека, впавшего в уныние, засыхающая, как росток, вновь возрождается к жизни подобно цветам у киота Богородицы на Кефалонии? Ну и известно, что от многих чтимых и чудотворных икон Божией Матери «Неувядаемый цвет» происходило немало чудес, связанных с обретением спутника жизни девушками и женщинами, желавшими найти свою вторую половину и жить с ней в добром согласии.

Но есть еще и чудеса современные. Вот только два из них, отмеченные в нашем столетии.
В 2012 году в селе Черновка Сергиевского района Самарской области на окне дома пожилой женщины, верующей и добродетельной, 16 апреля – как раз в день празднования иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» – проявилось изображение этого образа. Увидела его хозяйка дома Екатерина Ивановна Малыгина, когда в этот день после потепления сняла с окна клеенку, которой закрывала дом от зимних холодов. Это было утром, и в ярком утреннем свете изумленная женщина увидела образ Богоматери и Младенца, в котором сначала не признала «Неувядаемый цвет», но после заглянула в справочники и нашла это изображение.

К вечеру изображение исчезает, а с наступлением светлого времени суток постепенно проявляется. К образу приезжали и священники, и миряне, совсем неверующие пытались и потереть, и поцарапать удивительное стекло, но изображение оставалось нетронутым. Так и уезжали они восвояси, изумленные, творя про себя молитву.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы села Нововоскресеновка Нововоронцовского района Херсонской области в 2007 году начала мироточить икона Богоматери «Неувядаемый цвет». Тогда же начались и чудеса, от нее происходящие. Слава об иконе быстро разлетелась по округе и далее. По свидетельствам тех, кто притекал сюда, по молитвам у этого образа восстанавливались семейные отношения, улаживались конфликты между домочадцами. Известны случаи исцелений взрослых и детей, особенно страдающих от проблем с речью, – детки начинали говорить.

Все эти и другие чудеса, дарующие нам решение многих и многих проблем, замечательны. Но можно сделать еще один вывод: что бы ни говорили скептики и те, кто не доверяет очевидному, хоть и невероятному, чудеса от Бога есть в нашей жизни и даются по вере нашей не только, образно говоря, в прагматических целях. Еще – чтобы видели и помнили: Там, где Престол Божий, всех нас, кто возносит к Небесам слова молитвы и благодарения, видят и помнят. Нам ответят на каждое слово, каждое движение души к Богу, на каждую обращенную к Нему мысль, если они честны и искренни, если проникнуты доверием и любовью. Потому мироточат и удивительным образом обретаются иконы, совершаются исцеления у живоносных святых источников – это все свидетельства того, что Бог с нами здесь и сейчас, а мы, если решились следовать за Ним, постоянно живем в Его присутствии, и этот факт становится чрезвычайно важным для того, кто полагает себя верующим и православным человеком.

Икона Богородицы «Неувядаемый цвет» была создана в 17 веке на горе Афон. Для примера использовались писания византийских , где Божья Матерь и Богомладенец сравниваются с цветами, которые никогда не вянут. На иконе Богородица держит своего Младенца в правой руке, а в левой у нее находится цветок лилии, который символизирует непорочность. Стоит заметить, что многие иконы «Неувядаемый цвет» непохожи друг на друга, но при этом на них обязательно в руках у Богородицы находится цветок либо лилия, либо роза. В некоторых источниках указывается, что ранее образ писался по-другому, и Богородица восседала на троне и держала в руках скипетр, овитый цветами. Через время мелкие детали убрали с полотна, и скипетр заменили цветком.

Несмотря на то, что особое значение иконы «Неувядаемый цвет» имеет именно для женщин, к ней за помощью могут обращаться все желающие. Ежегодно паломники горы Афон могут стать очевидцами настоящего чуда. В течение года люди приносят к образу цветы белой лилии и перед праздником Успения Богородицы, засохшие стебли наполняются силой и начинают выпускать новые бутоны. Ежегодно проходит и празднование этой иконы, а происходит это 16 апреля.

Значение и молитва иконе «Неувядаемый цвет»

О силе этого образа было известно еще в древние времена. Люди носили его на груди, чтобы защитить себя от различных бед. Молитвенные обращения к иконе помогают сохранять целомудрие и праведную жизнь. Существует легенда, что именно этот образ Девы Марии позволяет представительницам прекрасного пола сохранить свою красоту и молодость на много лет. Эта информация в древности считалась тайной, и передавали ее из поколения в поколение по женской линии. Считается, что искренняя молитва поможет решить многие семейные проблемы.

Большое значение икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» имеет для одиноких девушек, поскольку они обращаются к ней с просьбой о выборе достойного спутника жизни. В своих молитвах девушки могут также просить об удачном замужестве и о семейном счастье. Часто именно этот образ используют для благословения невесты перед замужеством. Юные особы молятся о сохранении целомудрия. Существует огромное количество подтверждений, что образ помогает излечиться от многих заболеваний. перед иконой Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» помогает справиться с существующими жизненными испытаниями и различными эмоциональными переживаниями. Можно обращаться к образу, чтобы получить любовь и признание у окружающих.

Молитва для замужества иконе «Неувядаемый цвет»


Многие иконы, будь то именные иконы, венчальные или праздничные, имеют свою историю. И особенно удивительны сказания о старинных образах, которые считаются чудотворными. Одной из таковых является икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет» .

Откуда и когда появился на Руси образ «Неувядаемый цвет» доподлинно неизвестно, зато известно, откуда появилось такое название. Это наименование пошло от песнопения в честь Божьей Матери. Кроме того, ещё издревле сравнивали Богородицу с неувядающим цветком. На Руси икона появилась благодаря паломникам в 17-18 веках. В тот период списки с иконы стали появляться в различных русских монастырях.

Этот нечасто встречающийся в российских храмах образ горячо любим верующими людьми. Молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» («Благоуханный цвет») помогает людям в «нашествии печали», при потере близких людей, в состоянии одиночества. Совершается много исцеление больных. Во всех этих случаях Божия Матерь помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга. Одной из самых проникновенных молитв, обращенных к этой иконе Пресвятой Богородицы, является акафист.

Значение, которое имеет икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» очень велико. Она сама по себе символизирует чистоту и непорочность. Поэтому перед ней молятся девушки именно о том, чтобы сохраняться свою праведность и чистоту. Особенное значение она приобретает для юных девушек, так как они испрашивают у неё помощи в выборе будущего супруга. Она нередко также используется и как венчальная икона для невесты. Ей благословляют и даруют её жене. Во время семейной жизни икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет» помогает справиться с горестями. Которые могут выпасть на долю супруги.

Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. В народе существует поверье, что икона «Неувядаемый Цвет» помогает девушкам и женщинам сохранять красоту и молодость. Эта икона для вымаливания красоты и любви окружающих людей.

Перед иконой “Неувядаемый Цвет ” верующие молятся, прежде всего, о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга.

Только сегодня аудио-каст + брошюра “Неувядаемый цвет – женская икона для молодости и красоты” + подарок

Тут важно заметить, что если Феодоровская икона Божией матери стала покровительнице семьи и брака, то это как бы добрачный стандарт!

Именно такое значение имеет этот образ, а потому становится очень важным для женщин.

Икона Божией Матери “Неувядаемый цвет”, моя самая любимая, она выполнена росписью на шелке и очень-очень красивая. Вот ее изображение.

На самой иконе “Неувядаемый цвет ” и многочисленных ее списках Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии.
Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: “Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты”.
На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы.
Списки иконы “Неувядаемый цвет” (“Благоуханный цвет” ) прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Д. Даллас привел как наиболее раннее изображение “Богоматери Неувядаемый Цвет” гравюру, исполненную в западном стиле, в венецианском издании Библия, называемая Новая Сокровищница (1612 г., греч.), в которой Богоматерь с Младенцем стоит на месяце, из головы Христа растут розы
Соединение западных элементов с темой Акафиста, по мнению этого автора, и дало новую иконографию, которая является продуктом иконографического творчества поствизантийской эпохи. Им указаны ранние православные иконописные изображения Богоматери с цветами.
Первое из них датируется около 1700 года и представляет собой контаминацию иконографии “Богоматерь Живоносный Источник” и “Богоматерь Неувядаемый Цвет”.
Среди иконографических источников этого типа икон Богоматери автор называет католическую «Rosencranzmadonna».


В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь.
Иногда на этих иконах есть пространные надписи.
Чаще всего Мария и Младенец на иконах “Богоматерь Неувядаемый Цвет” облачены в царские одежды.
Возникновению данного образа предшествовали отдельные православные иконы Богоматери, в которых или Христос, или Богоматерь держат в руках цветок.


При выяснении вопроса происхождения иконы «”Неувядаемый цвет ” если только руководствоваться данными православных сайтов или книгами типа « Православный календарь на…» то вырисовывается следующая картина.
1.Утверждают, что происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты.
Но тогда почему на подавляющем большинстве икон относящихся к исследуемому типу изображены лилии?
Появление самой иконы в Московском царстве относят к XVII – XVIII векам. И туда икона, очевидно, попала через паломников.
Так же установлено, что наиболее древний образ, относящийся к типу икон Божией матери «Неувядаемый цвет» упоминаемый в исторических документах, относится к XVIII столетию и что он находился, появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте позже построенного храма Христа Спасителя. Сам этот образ не сохранился, но остались его многочисленные копии –« списки». Но все же обращались, потому, как с художественной стороны эта икона выделялась на фоне других икон Божией матери своею привлекательностью.

Иконы “Богоматерь Неувядаемый Цвет” разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения.
В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Древнейшая и наиболее чтимая русская икона Богоматери “Неувядаемый Цвет ” прославилась в московском Алексеевском девичьем монастыре.
Ее первое упоминание относится к 1757 году, но, скорее всего, она находилась там и раньше.
Икона Алексеевского монастыря имела сложную иконографию:
На переднем плане иконы был изображен престол с кувшином и цветочной ветвью; слева (от Богоматери) - Богомладенец во весь рост, босой, правой рукой Он облокачивается на левое плечо Богоматери, в левой Его руке - скипетр; голова Богоматери склонена к Младенцу, на Ее не покрытой мафорием голове - венец, в правой руке - ветвь, обвитая лентой с надписью: “Цвете Неувядаемый!
Празднование этому образу происходило 3 апреля по старому стилю (16 апреля по новому)

“Неувядаемый цвет” – женская икона для молодости и красоты

Младенец Христос представлен стоящим на престоле, в некоторых иконах накрытом покровом с Голгофским крестом.

Но сложная композиция иконы “Богоматерь Неувядаемый Цвет” со временем практически исчезает.
По записанному в сочинении Ф. Ловцова преданию, икона “Богоматерь Неувядаемый Цвет” была принесена с Афона прихожанину церкви Малевскому-Малевичу в 1865 году, почиталась как чудотворная.

С этой иконы и был сделан список для храма Успения в Могильцах. Иконография чудотворного образа существенно отличалась от широко известной к тому времени Алексеевской святыни.
По описанию Ловцова, на ней Мария восседает на престоле, правой рукой поддерживая Младенца, стоящего на цветке, который вырастает из-под ног Богоматери.
У Младенца в правой руке держава, левая прижата к груди. У Марии в правой руке - цветы лилии. Оба они представлены в царских венцах. Венец над Богоматерью держат Ангелы. Празднование иконе происходило 31 декабря.
Точной иконографической аналогией этому чудотворному образу является икона первой трети XIX века из Центрального музея им. Андрея Рублева.

В сочинениях некоторых авторов появление иконографии “Богоматерь Неувядаемый Цвет” связывалось с чудом от цветка Богоматери, называемого “неувядаемым”.
Но упоминаний о чудотворных иконах Богоматери “Неувядаемый Цвет” на Афоне ни в сочинениях популярного духовного писателя Святогорца, в которых есть целые пассажи, посвященные богородичным цветам, ни в многочисленных русских изданиях, посвященных афонским святыням, нет.
В 1864 году, незадолго до того, как появилась в Москве икона церкви Успения на Могильцах, происходит чудо исцеления от богородичного цветка, о чем подробно сообщается в изданном Русским Пантелеимоновым монастырем “Сказании о чудесах Богоматери, совершившихся в недавнее время на Святой Горе Афон” монаха Мелетия.
Это событие, вкупе с популярными описаниями путешествий на Афон паломников, и послужило, скорее всего, импульсом к объяснению названия иконы в связи с богородичными неувядаемыми цветками и к большей популярности этой иконографии в XIX веке.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою «Неувядаемый Цвет»

О Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиих к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша. О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона, где Божья Мать изображена с цветком в руке, называется «Неувядаемый цвет». С этой иконой связана одна интересная история в моей жизни. У моей неверующей подруги лицо было усыпано большими прыщами, что приносило ей большие страдания. Никакие лекарства и мази не помогали, а на лице от прыщей оставались рубцы. Девушка очень страдала. И вот одна верующая бабушка сказала девушке, что икона Неувядающий цвет сможет исцелить ее жуткие угри. сначала этому не поверила, но слова старушки запали в ее сердце. Теперь у девушки чистая и нежная кожа, как у лилии — белая и красивая. Богородица помогла ей избавиться от безобразного лица, ведь она видит чистые и верные сердца.

История иконы

Пантелеймоновский монастырь на Афоне издал Сказания о Божьей Матери, где записана история одного чудесного исцеления. Исцеление произошло с помощью Богородичного цветка, растущего на горе Афон. Этот цветок считается бессмертным и животворящим. По преданию архангел Гавриил дал Богородице цветок как символ чистоты и невинности, когда сообщил о чудесном зачатии младенца от Святого Духа.

Цветок символизирует духовную чистоту и святость, которой была наделена Дева . Эта женщина превзошла бесплотных ангелов, благодатью божьей. Она была избрана стать матерью Господа, вочеловечившегося во плоти.

Этот образ появился на Афоне в XVII веке. Мотивом написания святого образа стали слова из акафиста Богородице, где она именовалась неувядаемым цветом чистоты.

В Благовещение принято подносить к иконе Богородицы Неувядаемый Цвет белые цветы, напоминающие те, что принес Богоматери архангел Гавриил. В Афоне принесенные в праздник Благовещение цветочные композиции сохраняются свежими вплоть до успения Богоматери, при этом их вообще не поливают.

Разнообразие икон

В царской России девицы часто обращались к иконе Божьей Матери Неувядаемый цвет с мольбой о сбережении девственной чистоты до венчания. Так что можно сказать, икона особенно почиталась девицами на выданье. Самый старый образец святого хранится в Алексеевском монастыре (Москва). На нем богомладенец изображен в полный рост, он упирается локтем о плечо матери. Цветочная ветвь была изображена в живописной вазе и размещалась на престоле.

В Успенском храме на Могильцах хранится другой образ иконы, где Богоматерь держит в деснице белую лилию. На иконе изображены ангелы, расположенные над головой Богоматери. Ангелы держат венец над головой Девы Марии. К сожалению, оригинал иконы исчез во время правления Советской власти, а ныне в обители находится копия иконы.

В Рязани находится удивительный список иконы, который подарил монастырю городка Кадом некто Богданов. Эта икона была привезена из Грузии, она всегда сопровождала Богданова в военных экспедициях. Этот чудотворный образ особо почитался старцем Серафимом Саровским.

В городе Кунгуре Пермского края находился чудодейственный образ, на котором Богоматерь изображена по пояс, обрамленная цветами. Копия святого образа хранится в Третьяковской галерее в Москве. Фото иконы Неувядаемый Цвет:

Иногда в руках Богоматери может находиться расцветший жезл. Изображение жезла связано с библейским сказанием об Аароне, в котором цветы на деревянном жезле расцвели чудесным образом как символ первосвященства.

На более поздних иконах множество атрибутов исчезает, а Богоматерь остается со скромным цветком в руке. Иконописцы сосредоточили внимание верующих на главных образах — Богоматери и Богомладенце.

Помощь иконы

Каково значение иконы Неувядаемый Цвет и в чем она помогает? Перед святым образом возносят моления:

  • о счастливом супружестве;
  • о сбережении целомудрия и душевной чистоты;
  • о правильном выборе супруга/супруги;
  • о сбережении брака;
  • о женском благополучии;
  • о разрешении семейных проблем;
  • о продлении красоты и молодости.

Перед иконой возносят мольбы как девушки, так и молодые люди, которые мечтают создать крепкую православную семью. Божья Мать отвечает на искреннюю и чистую молитву, помогает молодым людям обрести семейную гармонию.

Значение иконы Неувядаемый Цвет для семейного счастья трудно переоценить. Ликом Богородицы благословляли невесту перед венчанием. Православные верят, что благословение иконой поможет девушке обрести счастливое замужество в гармонии и взаимопонимании с супругом. Эта икона должна постоянно находиться в жилище супругов, она будет охранять семейный очаг от непредвиденных бед и искушений.

Люди старшего возраста возносят мольбы о преодолении страстей плоти и душевного смятения. Богоматерь помогает обрести душевный покой и гармонию, наполняет сердца тихой радостью и счастьем. При семейных ссорах образ Пречистой помогает восстановить мир и взаимопонимание между супругами.


На иконе Пресвятая Богородица держит своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемость девства и непорочность Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы. Списки иконы "Неувядаемый цвет" ("Благоуханный цвет") прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Название "Неувядаемый Цвет" ("Благоуханный цвет") связано с песнопениями, посвященными Богоматери. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также наименование Богородицы «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца. А происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты.

Появление этой иконы относят к XVI - XVII векам. На Русь икона попадает через паломников в XVII - XVIII веках. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона. Русские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко.

Известно два варианта иконы "Неувядаемый цвет". В первом, так называемом "тип Одигитрии", Богоматерь держит на левой руке Младенца Христа, а цветок лилии держит сам Христос либо Богоматерь. Во втором случае Богоматерь обращена к Младенцу, стоящему на высоком подножии - престоле. Христос в царском облачении: корона на голове, в руках скипетр и держава. Богородица поддерживает Его левой рукой, а в правой у нее - процветший райскими цветами жезл.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» молятся о сохранении праведной жизни, о правильном выборе супруга или супруги, о счастии в браке, о чистоте и целомудрии, об избавлении от брани плотской, при вступлении в брак. Чистая и пламенная молитва пред этой иконой помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. Перед иконой "Неувядаемый Цвет" молятся прежде всего о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга. Обращаются с молитвой и при горестях в семейной жизни. Молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» ("Благоуханный цвет") помогает людям в «нашествии печали», при потере близких людей, в состоянии одиночества. Во всех этих случаях Божия Матерь помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга. Одной из самых проникновенных молитв, обращенных к этой иконе Пресвятой Богородицы, является акафист.

Этот нечасто встречающийся в российских храмах образ горячо любим верующими людьми.

Празднование в честь иконы «Неувядаемый Цвет» в Православной Церкви совершается 16 апреля (3 апреля по юлианскому календарю). В более древних образах отличие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый Цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный Цвет» (память празднуется 28 ноября нов.ст./ 15 ноября ст.ст.) – на левой. В современных иконах часто эти различия не соблюдаются.

Тропарь, глас 5:

Преблагословенная Богородице Дево, покланяемся Твоему пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим нужды, горе и слезы, Ты же о, кроткая Заступнице наша, Тебе так близки земные печали, приими наша воздыхания, помози нам и от бед спаси. Неустанно бо и со умилением да зовем Ти: радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неувядаемый цвет».
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.

О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Минея апрель. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002; life-my.ucoz.ru; иллюстрации - www.diveevo.ru; calendar.rop.ru; www.usds.ru; www.neuvyadaemy-tsvet.ru; dic.academic.ru; svyato.info).

Источник в честь иконы Б.М. "Неувядаемый Цвет" с.Екатериновка Щербин. р-на Краснодарс. кр.


Просмотров