Несоблюдение водителем правил приоритета при преодолении перекрестка. Как обжаловать нарушение ч.2

Судья Свердловского районного суда г. Белгорода Шевченко *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шмелева-Шампанова *.*. на Постановление инспектора ОБДПС ОГИБДД УМВД г.Белгорода от 05.08.2011 года, которым постановлено:

Шмелева-Шампанова *.*. «…», признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.12.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 рублей,

Заслушав Шмелева-Шампанова *.*., его защитника Берегова *.*. (по доверенности), поддержавших доводы жалобы, потерпевшего К., его представителя Усова *.*. (по заявлению) полагавших, что жалоба удовлетворению не подлежит, обсудив доводы жалобы с участниками процесса, проверив материалы дела, судья,

Установил:

Постановлением инспектора ОБДПС ОГИБДД УМВД г.Белгорода от 05.08.2011 года Шмелев-Шампанов *.*. привлечен к административной ответственности за нарушение п. 13.8 ПДД РФ, что явилось причиной столкновения автомобилей ГАЗ-32213 гос. номер «…» под управлением водителя Шмелева-Шампанова и автомобиля ВАЗ-2114 гос. номер «…» под управлением водителя К., имевшего место 30 июля 2011 года в 14 час. 35 мин. на пер. ул. Костюкова и проспекта Ватутина в г.Белгороде.

В жалобе Шмелев-Шампанов *.*., оспаривая свою виновность, просит отменить Постановление как незаконное и необоснованное, т.к. Решение принято по неполно исследованным обстоятельствам дела. Имеющиеся противоречия должностным лицом не устранены. Свидетели ДТП опрошены поверхностно.

Шмелев-Шампанов *.*. жалобу поддержал. Пояснил, что он следовал по ул. Костюкова в прямом направлении. Перед перекрестком остановился на запрещающий сигнал и продолжил движение после включения зеленого сигнала светофора со скоростью около 30 км.ч. по средней полосе. Когда он проехал середину перекрестка, в его автомобиль ударил автомобиль ВАЗ 2114. Он Установил свидетеля, но до настоящего времени свидетель не отвечает на его телефонные звонки. 2 августа им был установлен Т., который является водителем маршрутного такси. Т. был опрошен сотрудником ГИБД *.*. свидетелей не устанавливал, и как появились два свидетеля пешехода, ему не известно. Сын потерпевшего прибыл на место ДТП одновременно с сотрудниками ГИБД *.*. находился в автомобиле один. Видео съему ДТП ему никто не предъявлял. Он в столкновении не виновен, т.к. правила нарушены вторым участником ДТП. Со схемой ДТП он согласен.

Защитник Берегов *.*. полагает, что в действиях его доверителя отсутствует состав правонарушения. О том, что К. завершал маневр, говорит только сам потерпевший. Показания свидетелей К., В. и З. он ставит под сомнение. Повреждения на т/с свидетельствуют об ударе, а не о касательном столкновении. Со свидетелем Т. его доверитель ранее не знаком, т.к. сведения о телефонных переговорах подтверждаю факт того, что Т. его доверитель звонил только 02 августа 2011 года. Показания его доверителя последовательны, он их не менял как в период рассмотрения дела, так и при судебном разбирательстве.

Потерпевший К. с доводами жалобы не согласен. Считает, что Шмелев-Шампанов *.*. к ответственности привлечен обоснованно. Он следовал по пр. Ватутина и совершал маневр поворота налево на ул. Костюкова. Данный маневр он осуществлял на красный сигнал светофора, но на перекресток он въехал на зеленый сигнал и должен был завершить маневр. Столкновение было касательным, автомобиль под управлением Шемлева- Шампанова его ударил дверью и «отскочил». Он тормозил, но по какой причине нет следа торможения на схеме, пояснить затрудняется. Со схемой ДТП согласен. Свидетелей происшествия устанавливал сын. Думает, что свидетели не являются знакомыми его сына.

Представитель потерпевшего Усов *.*. поддерживает позицию своего доверителя. По его мнению, из показаний свидетелей В. и З. можно понять, что К. уже начинал маневр и находился на перекрестке за пешеходным переходом. Показания свидетеля Т. он ставит под сомнение, т.к. не имеется сведений о том, что он был очевидцем ДТП. Просит в жалобе отказать.

Инспектор батальона ПДПС ОГИБДД УМВД г.Белгорода в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Возражений на жалобу не представлено. Его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Жалоба подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 12.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков.

Объективная сторона состава вмененного Шмелеву-Шампанову *.*. правонарушения выражается в невыполнении требования Правил уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков.

Решение о виновности либо невиновности лица в совершении административного правонарушения должно основываться на имеющихся доказательствах.

Согласно п. 13.8 ПДД – при включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Спора между водителями о расположении т/с после столкновения не имеется, что подтверждается схемой ДТП, подписанной участниками без замечаний (л.д.5 матер. № «…»).

В судебном заседании его участники выразили согласие со схемой ДТП.

Принимая во внимание расположение т/с после столкновения, локализацию повреждений т/с, прихожу к выводу, что должностным лицом не в полной мере исследованы обстоятельства совершенного правонарушения.

Повреждения на автомобиле ВАЗ 2114 – правая блок-фара, передний бампер, капот, правое переднее крыло опровергают объяснения Колосова и выводы должностного лица административного органа о том, что он заканчивал маневр проезда перекрестка.

Расположения автомобилей после ДТП, также повреждения, имеющиеся на автомобиле ГАЗ 32213 (передняя левая дверь), не подтверждают принятое Решение о нарушении Шмелевым-Шампановым п. 13.8 ПДД РФ.

Представленные материалы дела в их совокупности не доказывают виновность Шмелева-Шампанова во вмененном правонарушении.

При рассмотрении данного дела должностным лицом административного органа не были выполнены задачи производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном выяснение обстоятельств по делу.

Дело разрешено без учета требований ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ о перечне обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, о доказательствах наличия события административного правонарушения, виновности лица в совершении правонарушения и иных обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела.

Противоречия, имеющиеся в объяснениях участников ДТП, не устранены. Инспектор ДПС ГИБДД УВД Белгородской области не мотивировал свои выводы о том, на основании чего он признал одни доказательства и отверг другие.

Таким образом, обжалуемое Постановление не отвечает требованиям ч. 1 п. 6 ст. 29.10 КоАП РФ.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на Постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

По мнению суда, исследованные в судебном заседании доказательства, схема ДТП, объяснения участников, механизм и локализация повреждений, имеющихся на т/с, расположение т/с после столкновения, опровергают выводы административного органа о виновности Шмелева-Шампанова во вмененном правонарушении.

Иных доказательств суду не представлено.

Согласно ст.1.6 ч.1 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Как следует из резолютивной части постановления Шмелев-Шампанов признан виновным в нарушении п. 13.8 ПДД, а не нормы административного закона, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 руб..

Между тем, ПДД РФ лишь устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации и не определяют составов административного правонарушения и видов административных наказаний, что свидетельствует о нарушении должностным лицом органа ГИБДД требований закона и принципов административного законодательства.

Принимая во внимание, что должностным лицом административного органа допущены нарушения процессуальных требований, Постановление по делу нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.

При этом судом учитывается, что срок давности привлечения к ответственности истек.

Как следует из представленных материалов дела, в действиях второго участника ДТП должностными лицами органов ГИБДД нарушений ПДД РФ не усмотрено. В соответствии с требованиями закона, суду не дано право обсуждать и делать выводы о виновности (невиновности) иных лиц, в данном случае К., в отношении которого протокол об административном правонарушении не составлялся и вопрос об административной ответственности не ставился.

Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ,

Постановление инспектора ОБДПС ОГИБДД УМВД г.Белгорода от 05.08.2011 года, на основании которого Шмелев-Шампанов *.*. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение суда может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Свердловский районный суд г.Белгорода.

Полный текст ст. 12.13 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 12.13 КОАП РФ.

1. Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, -

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ.

2. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ.

Комментарий к статье 12.13 КоАП РФ

1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Объективная сторона административного правонарушения, указанного в ч. 1 данной статьи, выражается в выезде на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. Затор может быть связан со многими причинами: недостаточной пропускной способностью конкретного участка дороги, дорожно-транспортным происшествием, сужением проезжей части из-за проводимых на дороге ремонтных работ и т.п. Он может возникнуть не на самом перекрестке, а непосредственно за ним. Поэтому водитель, исходя из требований п. 13.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), должен всегда прогнозировать возможное развитие ситуации и не выезжать на перекресток при разрешающем сигнале светофора, чтобы не усугублять обстановку.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, выражается в невыполнении требования Правил уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков.

Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.

В соответствии с п. 8.5 Правил перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам (п. 8.8 Правил).

Правила дорожного движения Российской Федерации жестко регламентируют порядок проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. В п. п. 13.4, 13.5, 13.6, 13.8, 13.9, 13.11, 13.12 Правил определена очередность проезда перекрестков при одновременном подъезде к нему как безрельсовых транспортных средств, так и трамваев. При этом водитель трамвая имеет преимущество при проезде перекрестков по отношению к водителям других безрельсовых транспортных средств, за исключением случаев, указанных в п. 13.6 Правил.

4. Субъектом комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств.

5. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.

6. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 12.13 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 12.13 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

За такое административное правонарушение, касающееся проезда регулируемых перекрестков, на водителя будет наложено финансовое взыскание в размере 1 тыс.руб.

Как указано в ПДД, нерегулируемым перекресток становится, если светофор не работает или отключен (об этом говорит мигающий желтый) и при этом нет регулировщика. В данных условиях водители обязаны соблюдать общие правила приоритета проезда нерегулируемых пересечений проезжих частей и выполнять требования соответствующих знаков. Если они не установлены, перекресток считается равнозначным и преодолевать его также следует согласно стандартным требованиям ПДД:

  1. Уступать право преодолеть перекресток первыми тем ТС, которые движутся по «встречке» или справа. Тот же принцип действует и в отношении трамваев.

Если светофор оборудован стрелкой и она горит зеленым при основном запрещающем сигнале, то водители, движущиеся в указываемом ей направлении, обязаны предоставить право проехать перекресток тем машинам, которые едут в это время на зеленый.

Если сигнал регулировщика либо светофора разрешает ехать трамваям и автотранспорту одновременно, то рельсовые ТС обладают приоритетом вне зависимости от направления, в котором они движутся. Но в случае если трамвай едет на зеленый по стрелке, а светофор запрещает движение прямо (включен сигнал красного либо желтого цвета), то ему все равно придется уступить дорогу тем транспортным средствам, которые едут в других направлениях на свой законный «зеленый».

  1. Если для вас уже зажегся зеленый свет, нельзя начинать движение, предварительно не дав возможность завершить маневр машинам, выехавшим на перекресток. Также водителю следует дождаться, когда пешеходы завершат переходить дорогу.

Все вышеперечисленное применимо к регулируемым перекресткам. Если же речь идет о дорожном пересечении без светофора или регулировщика, то водитель должен:

  • Соблюдать правило главной дороги , уступая права проезда перекрестка вне зависимости от того, преодолевают ли они перекресток по прямой или поворачивают. Трамвай при этом получает приоритет перед колесным транспортом, которые движутся по равнозначной дороге (направление, в котором следует трамвай, значения не имеет).
  • Если главная дорога делает поворот, то водители, едущие по ней, должны применять алгоритм переезда через равнозначные перекрестки : тем, кто сворачивает с главной, придется дать дорогу встречным, едущих по ней. Водители транспортных средств на второстепенной дороге, в случае если она меняет направление, должны применять те же принципы.
  • Если же знаки приоритета не установлены или водителю не удается визуально определить характер дорожного покрытия (снег, темнота и др.), то при приближении к перекрестку он долженруководствоваться предположением, что находится на второстепенной дороге .

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Комментарии

Движущийся прямо имеет приоритет перед поворачивающим или разворачивающимся. Несложно увидеть здесь отголоски всё того же "правила правой руки".

Штрафы

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, влечёт наложение административного штрафа в размере от 100 до 200 рублей (КоАП, ст. 12.13, ч.2).

Задачи

В какой последовательности разъедутся транспортные средства?

1 - автобус, трамвай, легковой автомобиль, грузовик
2 - трамвай, автобус, легковой автомобиль, грузовик
3 - трамвай одновременно с легковым автомобилем, автобус, грузовик

Решение:: Трамвай с автобусом двигаются по главной дороге, поэтому согласно требованиям пункта 13.9 Правил пользуются преимуществом перед легковым и грузовым автомобилями. Этот же пункт регламентирует и очередность проезда: сначала трамвай, за ним автобус. Водитель грузовика поворачивает налево, поэтому, следуя норме пункта 13.12 Правил, обязан уступить дорогу легковому автомобилю, который проезжает перекресток в прямом направлении.

Согласно части 2 статьи 12.13 КоАП РФ невыполнение требования Правил уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, намазывается административным штрафом в размере 1000 рублей.

п. 13-1 - обязанности водителя при повороте на перекрёстке;
п. 13-2 - действия водителя при заторе за перекрёстком;
п. 13-3 - определение типа перекрёстка;
п. 13-4 - порядок поворота налево и разворота на регулируемом перекрёстке;
п. 13-5 - порядок движения в направлении разрешающей стрелки светофора;
п. 13-6 - очерёдность движения трамваев и безрельсовых ТС на регулируемых перекрёстках;
п. 13-7 - обязанности водителя, въехавшего на регулируемый перекрёсток;

Нарушение правил проезда перекрестков

Комментарий к статье 12.13 КоАП РФ:

1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Объективная сторона административного правонарушения, указанного в ч. 1 данной статьи, выражается в выезде на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. Затор может быть связан со многими причинами: недостаточной пропускной способностью конкретного участка дороги, дорожно-транспортным происшествием, сужением проезжей части из-за проводимых на дороге ремонтных работ и т.п. Он может возникнуть не на самом перекрестке, а непосредственно за ним. Поэтому водитель, исходя из требований п. 13.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), должен всегда прогнозировать возможное развитие ситуации и не выезжать на перекресток при разрешающем сигнале светофора, чтобы не усугублять обстановку.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, выражается в невыполнении требования Правил уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков.

Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.

В соответствии с п. 8.5 Правил перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам (п. 8.8 Правил).

Правила дорожного движения Российской Федерации жестко регламентируют порядок проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. В п. п. 13.4, 13.5, 13.6, 13.8, 13.9, 13.11, 13.12 Правил определена очередность проезда перекрестков при одновременном подъезде к нему как безрельсовых транспортных средств, так и трамваев. При этом водитель трамвая имеет преимущество при проезде перекрестков по отношению к водителям других безрельсовых транспортных средств, за исключением случаев, указанных в п. 13.6 Правил.

4. Субъектом комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств.

5. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.

6. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).



Просмотров