Нераспределенные земли. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена

Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на:

  • собственность Российской Федерации,
  • собственность субъектов Российской Федерации,
  • собственность муниципальных образований.
Право собственности (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным гражданским кодексом РФ и федеральными законами, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента государственной регистрации права собственности на данные земельные участки (ст. 25 ЗК РФ, ст. 8 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
На практике вопрос разграничения государственной собственностью на землю встает особенно остро в свете определения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных округов. Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами или столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из анализа норм земельного и гражданского законодательства, следует, что передача полномочий по распоряжению земельными участками, до разграничения государственной собственности на них, не есть передача функций собственника.
Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).
Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т.д.).
Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

С 2002 года процесс разграничения государственной собственности на землю осуществлялся в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», определяющим критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».
За пять лет своего существования указанный закон практически не работал, так как процедура разграничения предполагала множественные и длительные действия.
Так, для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации необходимо было подготовить перечень земельных участков и направить его для проверки и утверждения в Правительство Российской Федерации, которое проверяло их и принимало соответствующее распоряжение. Основанием для государственной регистрации права на землю являлись акты Правительства РФ. На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формировалось дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень. В соответствии с действующей практикой процедура подготовки одного перечня составляла от 7 до 9 месяцев.

Таким образом, процесс разграничения государственной собственности на землю зашел в тупик. Радикально изменить эту ситуацию были призваны принятые изменения законодательства.

17 апреля 2006 года был принят новый Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Закон вступил в действие с 1 июля 2006 года.
Он отменил Федеральный закон № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и установил упрощенные правила разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Законом уточнено общее правило ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», порядка подачи заявления на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в том числе и при разграничении государственной собственности на землю:
Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.
Таким образом, согласно положениям нового Закона для регистрации права собственности на земельный участок достаточно подготовить пакет документов и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности.

Так например:

  • если основанием возникновения права является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего соответствующему субъекту, необходимо представить в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке;
  • если основанием является предоставление земельных участков соответствующим органам (организациям) – правоустанавливающие документы на землю и кадастровый план земельного участка.
Необходимость предоставления каких-либо иных документов для государственной регистрации права собственности соответствующего субъекта на земельный участок при разграничении собственности на землю по указанным выше критериям Правительством РФ не установлена.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующими условиями отнесения являются:

  • нахождение на земельном участке зданий, строений, сооружений, являющихся собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования;
  • предоставление земельных участков органам государственной власти Российской Федерации, субъекта Федерации, их территориальным органам, органам местного самоуправления, а также казенным предприятиям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным соответственно федеральными органами государственной власти, органами власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления;
  • иные предусмотренные законодательством случаи.
В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ являются государственной собственностью земли промышленности и иного специального назначения, занятые:
  • федеральными энергетическими системами,
  • объектами использования атомной энергии,
  • федеральным транспортом, путями сообщения,
  • объектами федеральной информатики и связи,
  • объектами, обеспечивающими космическую деятельность,
  • объектами обороны и безопасности,
  • объектами оборонного производства,
  • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ,
  • другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.
Так, право собственности РФ на земельный участок может быть зарегистрировано на основании:
  • ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» № 40–ФЗ от 03.04.1995 года (ст.22);
  • ФЗ «Об обороне» № 61–ФЗ от 31.05.1996 года (с изменениями и дополнениями от 30.12.1999, 30.06.2003, 11.11.2003, 22.06.2004, 22.08.2004, 29.12.2004, 07.03.2005, 04.04.2005, 26.12.2005, 03.07.2006, 06.07.2006);
  • ФЗ «О газоснабжении в РФ» № 69–ФЗ от 31.03.1999 года (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004, 23.12.2005, 02.02.2006, 18.12.2006).
В целом изменения, направленные на упрощение процедуры разграничения государственной собственности на землю, следует оценить положительно. Вместе с тем следует учитывать, что если ранее действовавший порядок предусматривал формы дополнительного контроля правильности составления перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, путем формирования их специальными уполномоченными органами исполнительной власти, то теперь основная нагрузка по проверке основания регистрации права собственности ложится на Федеральную регистрационную службу, что порождает дополнительные споры, связанные с разграничением государственной собственности на землю, в том числе связанные с распоряжением соответствующими земельными участками при отсутствии необходимых полномочий органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Есть два различных (но приблизительно равных по территории и содержанию) земельных участка – один находится в муниципальной собственности, а другой находится в не разграниченной государственной собственности?

Есть ли между ними какие-то различия с правовой точки зрения – или это фактически одно и то же? И вообще, каким именно образом происходит непосредственное разграничение государственной собственности на землю – как оно в принципе может быть осуществлено и что оно потом даёт, какие изменения? Если можно, распишите, пожалуйста, этот непонятный для меня процесс несколько более подробным образом.

Вас консультирует:


Юрист, стаж 5 лет

Практикующий юрист по гражданским делам. СамГУ, факультет юрисприденции. Стаж работы более 4х лет.

Всего ответов: 190 Рейтинг: 4,3

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности , не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальной собственностью понимаетсяимущество ,принадлежащее на правесобственности городским и сельским поселениям, а также другиммуниципальным образованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю - это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Опишите, пожалуйста, вашу ситуацию подробно ниже и получите бесплатную консультацию нашего юриста в течение 7 минут:

Кратко озаглавьте ваш запрос:

Город:

Ваше имя

Телефон

Email

Попал в неловкую ситуацию, помогите найти выход! Мой брат решил подарить моему сыну на день рождения долю в своем жилье, но проблема в том, что у него есть небольшие психические расстройства. Недееспо...

Ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

Ст. 3.3

1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности , не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальной собственностью понимаетсяимущество ,принадлежащее на правесобственности городским и сельским поселениям, а также другиммуниципальным образованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Однако в ближайшей перспективе бизнес, как это бывает со всем новым, ждут сложности переходного периода. Бесконечный кадастр Почти пять лет, с момента вступления в действие нового Земельного кодекса РФ, продолжается неопределенность, связанная с разграничением прав собственности на землю между Федерацией, субъектами РФ и муниципалитетами. Действовавшее до 1 июля 2006 г.

Разграничение государственной собственности на землю: федеральный закон

Факт распределения территорий фиксируется в момент издания некоторым уполномоченным органом решения о предоставлении того или иного земельного участка в собственность какого-либо субъекта.

На основании соответствующего решения могут оформляться различные правоустанавливающие документы, например свидетельство о праве собственности.

Земли на которые государственная собственность не разграничена

Как правило, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в том случае, если сведения о территории отражены в кадастре.

Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема.

В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78. Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы.

Это, в частности, ФЗ № 40, № 79, № 126.

Что такое неразграниченные земли

Для того чтобы решить этот вопрос, законодатель передал полномочия по распоряжению неразграниченной муниципальным образованиям, т.е.

Подготовка схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для оформления бОльшей площади - так называемое оформление прирезок.

В других случаях для образования и предоставления земельного участка необходимо оформить и утвердить в установленном законом порядке проект планировки и проект межевания территории.

Комментарий к СТ 16 ЗК РФ

Согласно ст.

214 ГК государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (субъекта Федерации). Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Таким образом, согласно положениям нового Закона для регистрации права собственности на земельный участок достаточно подготовить пакет документов и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности.

Так например: если основанием возникновения права является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего соответствующему субъекту, необходимо представить в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке; если основанием является предоставление земельных участков соответствующим органам (организациям) – правоустанавливающие документы на землю и кадастровый план земельного участка.

Неразграниченный земельный участок

в администрации отвергают обвинения в том, что муниципальные земли распределяются с нарушениями. При этом министр имущественных отношений Иркутской области Антон Протасов заверил депутатов Думы Иркутска на состоявшихся сегодня, 29 мая, слушаниях, что правительство давно отработало передачу земли через аукционы, что намного эффективней нынешней работы мэрии, сообщает корр. Истории с неразграниченными земельными участками исполнился год.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: обзор основных изменений земельного законодательства (Умеренко Ю

Указанная собственность по своей правовой природе относится к публичной собственности, при этом, как верно отмечает О.И. Крассов, в основе прав частной собственности и публичной собственности заложены разные правовые конструкции, что объективно обусловливает необходимость предусмотреть различные правовые механизмы распоряжения данными земельными участками.

——————————— Крассов О.И.

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения; 4.

Hеразграниченная собственность на землю

Эти положения касаются органов власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Напомним, что в настоящее время такими участками на территории городских и сельских поселений распоряжаются органы местного самоуправления указанных поселений при условии наличия на соответствующих территориях утверждённых правил землепользования и застройки (далее — ПЗЗ ). В случае отсутствия ПЗЗ распоряжение осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

С 1 января 2017 г. зависимость от наличия ПЗЗ исключается. Земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, будут распоряжаться органы местного самоуправления данного поселения. Напротив, если земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишаются права распоряжения ими. Эти полномочия будут принадлежать органам местного самоуправления муниципального района.

В отношении городских округов изменений не произошло, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления этих округов.

Следует отметить, что вне зависимости от упомянутых изменений, у субъектов Российской Федерации остается возможность забрать у органов местного самоуправления на свой уровень полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (Федеральные законы от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ).

С уважением,
Юридическая фирма Goltsblat BLP LLP

Russia Law Firm of the Year 2015
Chambers Europe Awards

International Law Firm of the Year 2014 — Europe
The Lawyer European Awards

Chambers Europe Award for Excellence 2014

Информационные письма Goltsblat BLP LLP являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.

Статья 3.3

(введена Федеральным от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

(см. текст в предыдущей)

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Комментарий к СТ 16 ЗК РФ

— Федеральный закон от 03.07.2016 N 334-ФЗ.

(см. текст в предыдущей)

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

Правовые основы для разграничения государственной собственности на землю

СССР представлял собой значительное по площади федеративное государство со сложным административно-территориальным устройством.

Разграничение государственной собственности на землю

Вся земля в пределах государственной границы составляла государственный земельный фонд, который не делился на собственность непосредственно Союза ССР, собственность союзных республик или населенных пунктов.

Земля находилась в государственной собственности и в ведении органов советской власти общей компетенции – Советов народных депутатов.

Иными словами, традиционным для нашего государства являлся принцип единства публичной земельной собственности.

С образованием независимого государства РФ входящие в его состав республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург признаны субъектами РФ, обладающими правом государственной собственности на землю.

Статья 1 Земельного кодекса в качестве принципа земельного законодательства выделила разграничение государственной собственности на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

До настоящего момента земельные участки, находящиеся у юридических лиц и граждан на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и арендуемые по договорам с местными администрациями, а также большинство свободных участков относятся к неразграниченной государственной земле.

По общему правилу распоряжение землей осуществляет ее собственник либо специально уполномоченное им лицо (орган власти). Распоряжение земельными участками, право собственности на которые не разграничено, согласно статье 3 Вводного закона осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Так, в соответствии с Законом Иркутской области от 21 декабря 2006 года N 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» право распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, предоставлено Правительству Иркутской области.

Правовые основы для разграничения государственной собственности на землю определены статьей 3.1 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" (До 2002 года Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»).

Федеральная собственность 1. з/у, занятые недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности; 2. з/у, предоставленные федеральным органам государственной власти (их территориальным органам), а также созданным ими предприятиям (казенным, унитарным) или некоммерческим организациям; 3. з/у, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; 4. иные предусмотренные федеральными законами з/у и земли: земли обороны и безопасности, земли лесного фонда, земли ООПТ федерального значения, земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Собственность субъектов РФ 1. з/у, занятые недвижимым имуществом, находящимися в собственности субъектов РФ; 2. з/у, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а созданным ими предприятиям (казенным, унитарным) или некоммерческим организациям; 3. иные предусмотренные федеральными законами з/у и земли: земли ООПТ регионального значения, земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ.
Муниципальная собственность 1. з/у, занятые недвижимым имуществом, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; 2. з/у, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также созданным ими предприятиям (казенным, унитарным) или некоммерческим организациям; 3. иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ з/у и земли: земли, занятые городскими лесами, ООПТ местного значения, земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в муниципальной собственности.

Приобретение земельных участков в результате разграничения является безвозмездным. При разграничении государственной собственности на землю не могут быть изменены категория земель и вид разрешенного использования. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую должен осуществляться только в соответствии с Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую":

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Не разграниченные земли гос. собственности

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Действующее зaконодaтельство устaнaвливaет, что госудaрственной собственностью являются земли, не нaходящиеся в собственности грaждaн, юридических лиц или муниципaльных обрaзовaний (ч. 2 ст. 214 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 ЗК РФ). Тaким обрaзом, устaновленa своего родa презумпция принaдлежности земельных учaстков госудaрству, если они не зaкреплены зa укaзaнными субъектaми.

Госудaрственнaя собственность делится нa двa видa: собственность Российской Федерaции в целом (федерaльнaя) и собственность субъектов РФ (регионaльнaя).

Упрaвление и рaспоряжение земельными учaсткaми, нaходящимися в федерaльной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерaцией и субъектaми РФ. От имени этих субъектов прaвомочия собственникa осуществляют госудaрственные оргaны в соответствии с их компетенцией. Однaко до рaзгрaничения госудaрственной собственности нa землю, нaходящейся в госудaрственной и муниципaльной собственности, рaспоряжение укaзaнными землями осуществляется оргaнaми местного сaмоупрaвления муниципaльных рaйонов, городских округов.

В соответствии с положениями Земельного кодексa РФ в федерaльной собственности и собственности субъектов РФ нaходятся соответственно земельные учaстки:

Признaнные федерaльной собственностью или собственностью субъектов РФ федерaльными зaконaми;

Приобретенные Российской Федерaцией и субъектaми РФ по основaниям, предусмотренным грaждaнским зaконодaтельством;

Прaво собственности Российской Федерaции и субъектов РФ нa которые возникло при рaзгрaничении госудaрственной собственности нa землю.

Рaзгрaничение госудaрственной собственности нa землю производится нa основaнии положений ЗК РФ, ФЗ "О введении в действие Земельного кодексa Российской Федерaции" и иных федерaльных зaконов.

В соответствии со ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодексa РОссийской Федерaции в целях рaзгрaничения госудaрственной собственности нa землю:

1) к федерaльной собственности относятся: a) земельные учaстки, зaнятые здaниями, строениями, сооружениями, нaходящимися в собственности; б) земельные учaстки, предостaвленные оргaнaм госудaрственной влaсти РФ, их территориaльным оргaнaм, a тaкже кaзенным и госудaрственным унитaрным предприятиям или некоммерческим оргaнизaциям, создaнным федерaльными оргaнaми госудaрственной влaсти; в)

2) к собственности субъектов РФ относятся: a) земельные учaстки, зaнятые здaниями, строениями, сооружениями, нaходящимися в собственности субъектов РФ; б) земельные учaстки, предостaвленные оргaнaм госудaрственной влaсти субъектов РФ, a тaкже кaзенным и госудaрственным унитaрным предприятиям или некоммерческим оргaнизaциям, создaнным оргaнaми госудaрственной влaсти субъектов РФ; в) иные предусмотренные федерaльными зaконaми земельные учaстки и земли;

3) к собственности поселений, городских округов, муниципaльных рaйонов относятся: a) земельные учaстки, зaнятые здaниями, строениями, сооружениями, нaходящимися в собственности соответствующих муниципaльных обрaзовaний; б) земельные учaстки, предостaвленные оргaнaм местного сaмоупрaвления соответствующих муниципaльных обрaзовaний, a тaкже кaзенным и муниципaльным унитaрным предприятиям или некоммерческим оргaнизaциям, создaнным укaзaнными оргaнaми местного сaмоупрaвления; в) иные предусмотренные федерaльными зaконaми и принятыми в соответствии с ними зaконaми субъектов РФ земельные учaстки и предусмотренные федерaльными зaконaми и принятыми в соответствии с ними зaконaми субъектов РФ земли;

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒



Просмотров