Нарушения прав водителя при остановке гаи и требования инспекторов, все ли законно? Права водителя или что делать при остановке дпс Должностная инструкция водителя.

Прежде чем начать разговор о том, что же обязан выполнять водитель и на что он имеет право, в первую очередь следует выяснить, кто является водителем, на кого распространяются все эти права, обязанности и правила.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №18 от 24.10.2006 г. (с изменениями от 11.11.2008 г) в пункте 1 говорится: при определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению.


Под транспортным средством в указанной главе понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.


Таким образом, если вы сели за руль и управляете автомобилем, даже не имея права управления автомобилем, то будьте любезны соблюдать требования правил дорожного движения, поскольку, согласно закона вы все равно являетесь водителем. Если же вы просто находитесь за рулем автомобиля, в том числе с включенным двигателем, сидите на переднем либо заднем сиденье, находитесь возле автомобиля или ремонтируете его, водителем вы не являетесь и при наличии достаточных на то оснований сотрудник милиции может предъявить вам претензии только как к гражданину, но не как к водителю, а, следовательно, на требование предъявить документы вы можете предъявлять исключительно паспорт. Кто является собственником автомобиля в данном случае значения не имеет - право собственности вовсе не означает наличие права управления и наоборот.


На водителя возлагается достаточно много обязанностей и связано это с тем, что водитель является лицом, управляющим средством повышенной опасности. Итак, вы обязаны в первую очередь иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях.


При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, вы обязаны пристегиваться и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Исключением из правил является лицо, обучающее вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности. Последние могут не пристегиваться ремнями, только в населенных пунктах. При управлении мотоциклом водитель должен быть в застегнутом мотошлеме и не должен перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.


Перед выездом водитель должен проверить и обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Запрещено движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.


Вы, как водитель, обязаны также проходить по законному требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения.


В ПДД даны четкие указания на то, как водители должны действовать при дорожно-транспортном происшествии. Если вы стали участником ДТП, то первое что вы должны сделать - это остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Если в ДТП имеются пострадавшие, то вы должны принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, при необходимости вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном автомобиле в ближайшее лечебное учреждение.


Все чаще возникают случаи, когда сотрудник ДПС сообщит вам, что он обязан вызвать эвакуатор и убрать поврежденный в результате ДТП автомобиль с проезжей части. Оплату за услуги эвакуатора, разумеется, придется произвести именно вам. В данном случае вам следует знать, что законом не возлагается обязанность на сотрудника милиции эвакуировать вашу машину в случае ДТП, а обязанность освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно возлагается на вас. При этом делать вы это можете как самостоятельно, так и вызвав эвакуатора, но в данном случае вы сами принимаете решение как вы будете это делать. О дорожно-транспортном происшествии вы обязаны сообщить в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.


Казалось бы уже достаточно на вас возложено обязанностей и запретов, но нет, это еще не все. Вам, как водителю, также запрещается, управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке - временного разрешения кроме случаев обучения вождению; пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них; употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования; управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха; пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.


Об обязанностях можно говорить до бесконечности, но коснемся и другой части, а именно, прав, которыми наделено лицо, управляющее транспортными средствами.


Начинаются ваши права с того момента как вас останавливает инспектор ГИБДД. Во-первых, вы вправе не останавливаться если в темное время суток вне населенного пункта на машине без опознавательных знаков вас останавливает человек, похожий на инспектора. При этом рекомендуется доехать до ближайшего поста и сообщить о произошедшем. Во-вторых, после или до проверки документов инспектор может потребовать, чтобы вы вышли из автомобиля, что делать вы совершенно не обязаны, так как ничем не обоснованное требование инспектором ГИБДД нарушает ст.5 Закона «О милиции» в которой прямо указано, что всякое ограничение прав граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.


С того момента когда инспектор начнет составлять в отношении вас протокол вы имеете право пользоваться услугами защитника или адвоката в соответствии со ст.25.5 КоАП РФ. Статья 48 Конституции гарантирует вам право на юридическую помощь при рассмотрении дела. Кроме того статья 49 Конституции РФ закрепляет, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.


При остановке и предъявлении вам обвинения в совершении административного правонарушения, с которым вы не согласны, рекомендуется использовать диктофон для записи разговора с инспектором. Вы, как частное лицо можете производить любые диктофонные записи. Изъятие диктофона, видеокамеры или мобильного телефона запрещено. Конфискация предусмотрена только в случае, если предмет стал или может стать орудием правонарушения, чего в описываемом нами случае не происходит и произойти не может.


Законность использования диктофона регулируется законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. Согласно статьи 3 которого правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на том, что открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами. Закона, запрещающего записывать разговор с инспектором, равно как и с другим сотрудником милиции нет.


Помимо этого можете производить видеосъемку совершаемых сотрудниками ГИБДД действий, а также всего пути вашего следования. При этом ваши фото, аудио и видеозаписи могут и должны приниматься в суде как доказательства. Согласно статье 26.7. КРФобАП в качестве доказательства принимаются материалы, при этом неважно в какой форме зафиксированы сведения. Так к документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. Инспектор же ГИБДД не вправе предъявлять в качестве доказательства фото и видеозаписи, сделанные на обыкновенную бытовую камеру или телефон, так как законом установлены требования, которым должны отвечать такие технические средства.


Конституцией вам предоставлено право на свободное получение информации (ст.29 п.4), и право обжалования действий должностных лиц в суде (ст.46 п.2). Т.е. вы имеете полное право знать, что инспектор должен поступать так, как записано в законе и требовать от него исполнения его обязанностей. Каждое действие сотрудника ГИБДД должно документально фиксироваться, что закреплено в кодексе об административных правонарушениях.


Согласно ст.51 Конституции РФ вы вправе не свидетельствовать против самого себя, а, следовательно, вы вправе не давать объяснения, которые может требовать инспектор ГИБДД при составлении протокола об административном правонарушении.


Важен и еще один момент. Необходимо выяснить кто же может предъявлять претензии за нарушение правил дорожного движения. Согласно пункта 5 Приказа МВД РФ №329 от 1.06.1998 г контроль за соблюдением водителями транспортных средств правил дорожного движения в системе органов внутренних дел Российской Федерации является исключительной компетенцией сотрудников Госавтоинспекции МВД России и участковых инспекторов милиции.


Сотрудники других служб милиции могут осуществлять указанный контроль в случаях введения в действие специальных планов, а также выполнения совместно с сотрудниками Госавтоинспекции МВД России задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению руководителя органа внутренних дел.


Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Проверку технического состояния могут осуществлять только сотрудники технадзора, прошедшие соответствующую подготовку. Но помните – право регулировать дорожное движение также предоставлено и дорожным рабочим.


Права и обязанности водителя, в первую очередь, указаны в правилах дорожного движения. Но знания одних правил дорожного движения и приложения к ним для того, чтобы не попасть «под раздачу» инспектора недостаточно. Как правило, действуя в соответствии с известной поговоркой «пока гром не грянет мужик не перекрестится», многие помимо правил открывают другие нормативно-правовые акты только когда на них составлен протокол. Запаситесь литературой и на первом этапе действуйте по принципу «сам себе адвокат». Необходимо хотя бы поверхностно знать некоторые пункты Наставления по ДПС и Закона «О милиции», а также основные главы Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях, да и возить это все в автомобиле было бы не лишним. Особое значение имеют также Постановления Пленума ВС РФ, которые толкуют и разъясняют те или иные нормы законов. Данные постановления, кроме того, что они полезны для вас, имеют еще и обязательный характер для деятельности судей и должностных лиц. В этой книге мы даем очень много полезных ссылок под различные ситуации и вы еще успеете с ними познакомиться.


Казалось бы, что может быть проще чем управлять автомобилем и получать от этого процесса удовольствие или доход, но для того, чтобы это «проще» не превратилось для вас в постоянное выкладывание денег, в регулярные встречи с судьями, необходимо знать огромное количество нормативных документов, которые отражают не только ваши обязанности и права, но и права и обязанности сотрудников ГИБДД.


Удачи на дорогах!

Ежедневно водители механических средств сталкиваются с разными проблемами на дорогах, которые тяжело разрешить из-за незнания своих прав и обязанностей. Особенно трудно оспаривать свою правоту в случаях столкновения с сотрудниками ГИБДД. Многие считают, что легче просто согласиться со словами инспектора Дорожно-патрульной службы, теряясь в его многочисленных доводах.

Чтобы избежать таких неприятных ситуаций на дороге, каждому водителю необходимо знать о своих обязанностях и неукоснительно их выполнять. В спорных случаях же помогает осведомленность о своих правах.

Какие права дает водительское удостоверение?

Водительское удостоверение – главный документ водителя механического средства, дающий ему непосредственное право на управление данным средством передвижения.

В соответствии с Международной конвенцией о дорожном движении, Водительское удостоверение, выданное в Российской федерации, действует на территории практически всего Европейского Союза. Если же водитель попадает в страну, которая не подписывала данного соглашения, для передвижения по ее дорогам на автомобиле придется дополнительно сдавать экзамен на знание Правил дорожного движения.

С 2011 года в России «водительские права» представлены в новой форме – это пластиковая прямоугольная карточка преимущественно розового цвета, на которой в обязательном порядке проставляется буквенное обозначение государства, в котором она была выдана.
Информация о владельце документа печатается с обеих сторон на языках, указанных в законодательстве выдающего государства (в России это – русский и английский).

На карточке размещена следующая информация:

  • Имя и фамилия владельца;
  • Дата и город рождения;
  • Крайние даты выдачи и истечения срока действия;
  • Название и печать выдающего удостоверение заведения;
  • Серийный номер документа;
  • Фотография водителя и его подпись;
  • Обозначения категорий, в которых действует удостоверение и другие особые обозначения и отметки.

На обратной стороне обычно приводится графическая расшифровка действующих категорий вождения.

Категории водительских прав

В соответствии с пройденными в автошколе курсами и удачными результатами экзаменов удостоверению каждого водителя присуждается одна или несколько категорий транспортных средств, которыми он имеет право управлять.

Класс «А»

Классическое удостоверение для управления мотоциклами.

Согласно пункту 1.1 главы 1 ПДД к мотоциклам относятся двух-, трех- и четырехколесные транспортные средства с возможностью бокового прицепа, удельная масса которых не превышает 400 килограммов.

Класс «А1»

В случае наличия у вас категории «А» данный подкласс отдельно получать не нужно – он присваивается автоматически.

Права «В»

Разрешает управление легковым автомобилем с возможностью прицепа с массой более 750 килограммов, но меньшей, чем масса автомобиля. При этом масса обоих средств не должна быть более 3,5 тонн.

Разрешение распространяется также на микроавтобусы и джипы. Главное требование – соответствие техническим характеристикам.

Подкатегория «В1»

По ПДД, порожней массой обозначают вес полностью снаряженного транспортного средства, с топливом, смазочными жидкостями и другими, без учета багажа, пассажиров, водителя и веса аккумулятора.

Категория «С»

Подразумевая данный класс, имеют виду вождение грузовых средств, соответствующих указанным техническим характеристикам, которые не относятся к категории D.

Владение данными правами запрещает управление легкими грузовиками и легковыми автомобилями, если данное также не прописано в вашем удостоверении.

Класс «С1»

Считается подклассом «С». При получении категории «С» данная подкатегория автоматически разрешается водителям.

Подкатегории «СЕ» и «С1Е»

«СЕ» невозможно получить без предварительного открытия категории «С». При этом, если вы получили данный класс, можете беспрепятственно управлять транспортными средствами «С1Е».

Удостоверения «D»

Сюда относятся различные автобусы, отвечающие техническим характеристикам.

«DE» и «D1E»

Первое обозначение, кроме средств, вписывающихся в указанные технические характеристики, подразумевает также сочлененные автобусы. Кроме того, подкатегория «DE» дает автоматическое право на открытие «D1E».

Права «М»

«Tm» и «Tb»

До недавнего времени управление трамваями и автобусами не требовало обозначения какой-либо конкретной категории и выписывалось в специальных пометках.

Права водителя за рулем

Управляя транспортным средством водитель имеет следующие, законодательно подтвержденные права:

  • Беспрепятственно перемещаться по дорогам разного значения, следуя ПДД;
  • Получать оперативную и достоверную информацию от исполнительных органов о безопасных способах передвижения, причинах частичного или полного ограничения на отдельных участках дорог;
  • Получить своевременную и бесплатную медицинскую, техническую или другую помощь в случае необходимости при ДТП;
  • Получить компенсацию убытков при получении телесных повреждений или технических повреждений средства передвижения при ДТП.

Все незаконные действия должностных лиц, отвечающих за безопасность дорожного движения, водитель может обжаловать.

Права водителя при остановке ДПС

Многие водители после требования дорожно-патрульной службы остановиться выходят из машины. Этого делать не нужно – вы имеете полное право оставаться в своем транспортном средстве, пока сотрудник ДПС подходит, представляется и объясняет причину остановки.

Важно! Водитель имеет полное право не останавливаться по требованию ДПС в темное время суток в неосвещенных малолюдных районах. Право также продолжает действовать, когда вас останавливает одиночный автомобиль без опознавательных знаков, который по вашему мнению не является дорожно-патрульным средством.

В данном случае необходимо сообщить о ситуации на ближайшем посту ГИБДД.

В случае остановки сотрудником ДПС, водитель имеет полное право записывать общение с инспектором на все доступные аудио- и видеоустройства, чтобы иметь возможность в случае необходимости доказать свою правоту.

При остановке вежливо поздоровайтесь с сотрудником ДПС и осведомитесь о причине остановки. В случае, если повод не был вам четко назван и сформулирован, вы имеете полное право продолжить движение, предварительно спросив разрешение.

Водитель имеет право потребовать от сотрудника ДПС предъявить его служебное удостоверение и сообщить о ситуации на пост ГИБДД в случае его отказа.

Обязанности водителя при остановке ДПС

В случае получения сигнала к остановке от сотрудников ДПС, водитель обязан остановиться в соответствии с правилами дорожного движения в разрешенном для этого месте.

Водитель обязан выйти из машины в следующих ситуациях:

  • Если у него наблюдаются явные признаки опьянения и\или болезненного состояния для их дальнейшего устранения и выяснения;
  • Если транспортное средство технически неисправно;
  • Если правила перевозки грузов нарушены;
  • Если требуется непосредственное участие водителя в исполнении различных процессов, нужна его помощь сотрудникам полиции или другим участникам дорожного движения;
  • Если необходимо провести личный осмотр\досмотр водителя или досмотр автомобиля;
  • Поведение водителя выходит за рамки безопасности сотрудника ДПС;
  • В случае необходимости присутствия при составлении документальных актов в патрульном автомобиле или служебном помещении.

Сюда также относится обязанность выхода из машины в случае, если необходимо проверить номера оснащения транспортного средства с соответствующими пометками в регистрационных документах.

Права инспектора ГИБДД

Инспектор дорожно-патрульной службы имеет полное право остановить транспортное средство в таких случаях:

  • Безопасность дорожного движения нарушена, и этот факт зафиксирован при помощи специальных технических средств или визуально;
  • Имеются данные об участии данного средства в противоправных мероприятиях или об угоне;
  • Переданные ориентировки на задержание от других сотрудников ДПС или участников дорожного движения, подкрепленные визуальным наблюдением признаки причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, преступления или любого другого правонарушения;
  • Необходимость опроса присутствующих в автомобиле людей, которые являются свидетелями ДТП;
  • В случае привлечения водителя или пассажиров в качестве понятых;
  • Необходимость эксплуатации транспортного средства в служебных целях в соответствии с абз.5 п.4 Административного регламента;
  • Потребность в остановке для оказания водителем помощи другим водителям, пассажирам, пешеходам или сотрудникам ДПС;
  • Специальных процедур контроля транспортных средств, перемещающихся в них лиц или грузов;
  • Проверки документации водителя, технического средства передвижения, присутствующих пассажиров или грузов.

Во всех этих случаях сотрудник ДПС обязан четко представиться и объяснить причину остановки водителю транспортного средства.

Права и обязанности водителя при составлении протокола

Составление протокола должностным лицом еще не доказывает виновность водителя. Зная свои права, легко себя защитить и оспорить обвинения в свой адрес.

Прежде всего, водитель имеет полное право считаться невиновным, если составляющим протокол инспектором ГИБДД были допущены грубые ошибки. К примеру, отсутствует указание законодательных актов, действие которых было нарушено.

Водитель имеет право потребовать ознакомления с текстом протокола для его проверки, выявления ошибок, внесения собственных правок и замечаний. При этом по завершении заполнения бланка у управляющего транспортным средством гражданина на руках должна остаться копия документа.

Если водитель уверен в своей правоте и отсутствии состава преступления, он может прибегнуть к следующим действиям:

  • Отказ от подписания бланка протокола;
  • В специальном поле указать о неправомерности действий инспектора (не объяснил вам права, вы не нарушали ПДД и т.д.) , вписать всех пассажиров своего автомобиля в качестве свидетелей.

Если при составлении протокола остались пропущенные незаполненные места, водитель имеет право оставить в них прочерк или Z, чтобы у инспектора не было возможности дозаполнить их не в вашу пользу. Только после этого нужно ставить свою подпись на бланках и расписываться в получении копии.

Что делать при ДТП?

При попадании в ДТП водитель обязан провести следующий алгоритм действий:

  • Немедленно остановить автомобиль, включить аварийный режим световых приборов, выставить знак аварийной остановки перед местом ДТП;
  • В случае необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим в аварии, вызвать «Скорую помощь». В экстренном случае нужно отправить пострадавшего в больницу на попутных транспортных средствах или на своем, если первое невозможно. В больнице необходимо сообщить данные о себе и транспортном средстве и вернуться на место происшествия;
  • Расчистить проезжую часть, убрав автомобиль и обломки, и с помощью свидетелей зафиксировать положения, в которых находились предметы на проезжей части на момент совершения ДТП.

После проведения данных действий нужно сообщить в полицию о случившемся и ждать появления ДПС.

По прибытию на место исполнительных органов вы обязаны помочь составить протокол, помогая сотруднику ДПС и указывая на следы аварии.

Уезжать с места происшествия водители не имеют права. Исключением может быть только случай, когда пострадавшие отсутствуют, оба водителя не имеют претензий по отношению друг к другу. При этом они все равно должны составить и подписать примерную схему происшествия и прибыть для ее оформления на ближайший пост ДПС.

Основные права водителя при дорожно-транспортном происшествии:

  • На месте происшествия водитель имеет право не давать показаний сотрудникам полиции, мотивируя решение состоянием шока и невозможностью участия в данный момент в деле адвоката;
  • Вы можете не доказывать свою невиновность – это обвинитель должен доказать Вашу вину;
  • Сомнительные моменты доказываются в пользу обвиняемого.

Водитель вправе потребовать приобщения к делу и дальнейшего рассмотрения показаний свидетелей с места ДТП.

Европротокол при дорожно-транспортном происшествии

Европротокол – это возможность оформления ДТП его участниками самостоятельно без присутствия сотрудников дорожно-патрульной службы в ситуациях, если дорожное происшествие небольшое и пострадавших нет.

Документ позволяет избежать нежелательных пробок после аварии. Вам также не придется тратить время, дожидаясь сотрудников патрульной службы.

В каких случаях появляется право на оформление водителями Европротокола в России:

  • Если в происшествии участвует не менее и не более двух средств передвижения;
  • Пострадавшие и жертвы вследствие аварии отсутствуют;
  • Любое другое имущество вокруг, кроме автомобилей, не имеет ущерба;
  • Оба транспортных средства зарегистрированы в страховой компании «ОСАГО» или «Green Card»;
  • Участники происшествия не имеют разногласий по поводу случившегося.

После обязательного самостоятельного заполнения документа и донесения его до своего страхового полиса водитель вправе получить компенсационную сумму в размере 50000 рублей. Существует возможность выплаты и в 400000 рублей, но при этом ваше транспортное средство должно быть оснащено спутниковыми системами, чтобы страховая компания могла установить примерное местонахождение автомобиля во время аварии.

При договоренности о составлении данного документа, оба водителя должны зафиксировать самостоятельно и при помощи технических средств следы аварии: следы тормозного пути шин, осыпи, трещины и вмятины. Нужно зафиксировать положение автомобилей на момент совершения аварии и переписать номера обоих транспортных средств.

Порядок составления Европротокола:

  • Пользуйтесь только шариковой ручкой;
  • Бланк заполняется обоими водителями – для каждого имеется своя колонка;
  • Каждый из участников в самостоятельном порядке заполняет обратную сторону;
  • Документ заполняется в двух экземплярах. Когда лицевая сторона обоих заполнена, их нужно разрезать;
  • Оба водителя должны расписаться 2 раза: под приведенными данными и под «Согласием». На обратной стороне расписывается тот водитель, которому данный экземпляр принадлежит.

При разрезании возможно внесение различных исправлений и пояснений с обязательным проставлением подписи обоих участников.

После этого в течение 5 дней вы должны передать страховой компании извещение и приложить к нему требование о страховом возмещении ущерба, если виновником аварии выступает другой водитель. Помните, что приступать к ремонту автомобиля можно только через 15 дней после произошедшего либо с письменного разрешения вашей страховой компании.

Обязанность в ОСАГО для водителя

Аббревиатура расшифровывается, как «обязательное страхование гражданской ответственности» для тех, кто водит средства передвижения.

В Российской Федерации каждый водитель обязан оформлять ОСАГО, иначе он не имеет права водить машину и ставить ее на учет. Именно поэтому ОСАГО для одного автомобиля может распространяться на несколько водителей или неограниченное число водителей – зависит от того, что вы выберете при оформлении.

При действующей страховке ОСАГО водитель имеет право обращаться в компанию для возмещения ущерба в таких случаях:

  • Пострадало имущество других лиц (заборы, столбы, здания);
  • Повреждены чужие автомобили;
  • Нанесен вред здоровью пешеходов и других участников дорожного движения.

Документ значительно экономит затраты виновника ДТП и дает возможность пострадавшему быстро получить компенсацию.

Стандартная стоимость ОСАГО зависит от региона регистрации, водительского стажа и опыта, количества регистрируемых водителей и т.д. При этом водитель имеет право на получение скидки при оформлении благодаря функции «Коэффициент «бонус-малус»» (Далее КБМ).

КБМ рассчитывается, исходя из ваших предыдущих безаварийных ОСАГО – каждый год без ДТП дает скидку в 5%. Соответственно, каждый аварийный год отнимает ровно такое же количество бонусов.

При оформлении ОСАГО сразу на несколько указываемых водителей учитывается их общий стаж – это может быть выгодно тем, кто не раз попадал в аварии. При этом если в течение года один из указанных водителей попал в аварию, остальные автомобилисты свой КБМ не теряют – только виновник ДТП.

В случае же получения ОСАГО на неограниченное число водителей для одного транспортного средства (любой человек с водительским удостоверением может управлять вашим транспортным средством) КБМ не учитывается.

Ваше право на скидку сохраняется и суммируется даже при покупке автомобиля – в этом случае учитывается стаж прошлых лет.

На какие ситуации распространяется действие ОСАГО:

  • Виновниками ДТП стали оба автомобиля;
  • У обеих сторон нет причин для разногласий;
  • Жизнь и здоровье участников происшествия не пострадали;
  • Оба участника ДТП имеют действующее ОСАГО.

В остальных случаях нужно обращаться в страховую фирму виновника ДТП.

Страхование КАСКО

Страхование Каско подразумевает возможность защитить свое транспортное средство от угона, причиненного в ДТП ущерба и расхищения.

КАСКО отличается от страховки ОСАГО тем, что каждая страховая компания устанавливает на него свои тарифы и формирует свои программы предложений для клиентов.

Преимущество для водителя КАСКО заключается в том, что компания выплачивает вам денежную компенсацию или предоставляет возможность ремонта в любом случае вне зависимости от степени вашей виновности, будь-то дорожно-транспортное происшествие, угон автомобиля либо любой другой причиненный ему вред.

К основным недостаткам КАСКО относят:

  • Слишком высокую стоимость услуг для популярных автомобильных марок;
  • Частый отказ компаний страховать старые модели автомобилей – от трех лет с даты выпуска;
  • Каждую «страховую» ситуацию необходимо подтверждать в органах ГИБДД или с помощью ДПС, получая у них соответствующие документы;
  • Часто денежная или ремонтная компенсация намеренно оттягивается фирмой при согласовании стоимости ущерба.

Это добровольное и довольно затратное страхование, которое все же способно решить многие проблемы автомобилистов.

Неоплаченные штрафы в ГИБДД

По законодательству (Ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ) штрафы водителя должны быть оплачены в течение шестидесяти дней со дня получения извещения об обязанности.

В случае уклонения от своевременной уплаты штрафом законодательством Российской Федерации предусмотрено наказание в виде различных степеней административной ответственности.

В случае невыполнения автомобилистом обязанности по внесению оплаты вступает в силу административное наказание в виде:

  • Оплаты штрафной суммы в двукратном размере, но не более 1000 рублей;
  • Задержание и нахождение под арестом в течение 15 суток;
  • Исправительные работы в течение 50 часов.

Тем не менее, каждый водитель имеет право на прошение об отсрочке в случаях финансовой несостоятельности – в этом случае срок оплаты увеличивается до трех месяцев. Кроме того, появляется возможность выплаты суммы по частям – рассрочки.

Интересная особенность в законодательстве России (Ч1 ст.31.9 КоАП) гласит, что если вы не понесли наказание за данное административное преступление (не оплатили штраф в течение двух лет) со дня его вступления в силу, оно автоматически теряет свое действие.

При этом главное – не попадаться сотрудникам ДПС, которые с легкостью могут установить отсутствие оплаты, проверив ваши документы по Единой базе данных. В этом случае, кроме упомянутых выше наказаний, автомобилисту имеют полное право ограничить выезд с территории государства на определенное время, арестовать ваше имущество или заблокировать счета, а также привлечь к уплате штрафа за уклонение от внесения платы за первый штраф.

Лишение водительского удостоверения

С каждым годом правила дорожного движения все более ужесточаются, поэтому лишить водителя «прав» могут даже за такие нарушения:

  • Длительное уклонение от уплаты штрафов;
  • Нарушения правил пользования средствами передвижения;
  • Пренебрежение знаками «Проезд запрещен», «Одностороннее движение»;
  • Управление без водительского удостоверения;
  • Обгон едущего впереди транспортного средства через сплошную, двойную сплошную разметку или перед знаком «Обгон запрещен»;
  • Нахождение на встречной полосе движения;
  • Вождение в нетрезвом виде;
  • Фиксация нарушения вами скоростного режима на видеокамеру;
  • Отбывание с места аварии.

Каждый случай должен рассматриваться отдельно, поскольку обстоятельства его совершения могут быть разными.

К примеру, чтобы доказать, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения, необходимо воспользоваться алкотестером на месте задержания. При этом вы имеете полное право отказаться от тестирования – в данном случае необходимо пройти обязательную медицинскую экспертизу в оговоренном медицинском учреждении. Только в случае вашего полного отказа от любых перечисленных вариантов у вас могут забрать удостоверение.

То же самое касается фото- и видеофиксации нарушения скоростного режима. Если ваша вина доказывается при помощи камеры автоматической фиксации, наказание в виде лишения возможно заменить на другое: арест на определенное время или выплата максимально установленного штрафа.

В случае же фиксации нарушения на ручную камеру инспектора ГИБДД, материалы подкрепляют дело, которое передается на рассмотрение в суд. Чаще всего в таких делах присуждают виновность автомобилисту и лишают его удостоверения.

В любом случае водительское удостоверение изымается на срок от нескольких месяцев до трех лет. В случае, если правонарушений было несколько, срок изъятия суммируется путем перечисления всех преступлений закона.

Решение о лишении водительских прав может быть вынесено только рассматривающим дело судьей. Каждый автомобилист имеет право оспорить озвученное решение в суде. При этом в течение всего срока судебного процесса вы вправе управлять транспортным средством с удостоверением на руках.

Срок лишения вступает в силу через 10 дней после окончательного судебного постановления. В это время в трехдневный срок водитель обязан сдать свое водительское удостоверение самостоятельно – с 2013 года сотрудники ГИБДД не имеют права изымать его у вас.

Нарушение прав водителя

Рассмотрим наиболее частые случаи нарушения водительских прав, а также порядок действий водителя в данном случае.

Несанкционированная остановка

Сотрудник дорожных служб имеет право остановить автомобиль только в описанных выше случаях (Права Инспектора ГИБДД). Во всех остальных ситуациях автомобилист вправе не передавать инспектору свои документы для осмотра.

Кроме того, водитель можете не выходить из автомобиля для выяснения обстоятельств. Если при этом сотрудник также отказывается предоставить вам свое служебное удостоверение, гражданин управляющий транспортным средством вправе покинуть место остановки и сообщить о случившемся в ближайшем отделении полиции.

Отказ в показании материалов

Иногда остановка транспортного средства объясняется переданными на ближайший пост ДПС данных о нарушении с автоматических камер на дорогах. При составлении протокола сотрудник обязан предоставить водителю для ознакомления имеющиеся фото- и видеофайлы по делу.

Если инспектор отказывает в просьбе предоставления доказывающих нарушение материалов, правомерным будет написать заявление с указанием имени сотрудника ДПС о предоставлении информации. До этого времени составление протокола откладывается.

Особое внимание следует обратить на техническое средство, с которого велась запись правонарушения – оно должно быть сертифицировано и зарегистрировано в соответствующих органах. Без данных разрешений файлы с устройства нельзя прикрепить к делу.

Помните, что любое решение можно оспорить в свою сторону, имея на руках неоспоримые доказательства. Трезвый ум, вежливость и осведомленность о своих правах – главные козыри каждого водителя на дорогах.

Большинство водителей не знают, какими правами и обязанностями они обладают в случае остановки сотрудниками полиции (гаи), именно из-за этого и возникают многочисленные конфликты с дорожной полицией.

Каждому известно, что стоить только стать водителем автомобиля, то избежать нарушения прав водителя со стороны сотрудников полиции бывает практически невозможно. Довольно распространены случаи, когда сотрудники ГАИ (ныне полиции) всячески пытаются обвинить водителя в разнообразных нарушениях, которые водитель иногда просто не совершал.

Как показывают социальные опросы и общественное мнение, большинство водителей чувствуют себя полностью бесправными на дороге, не верят, что можно отстоять свои водительские права при встрече с сотрудником ГИБДД (полиции).

Однако наша практика показывает, что если водитель знает свои права и обязанности при общении с сотрудниками ГАИ (полиции), то в большинстве случаев остановка такого водителя сотрудником полиции, для последнего заканчивается настоящим испытанием. Как итог работник полиции старается как можно быстрее закончить общение с грамотным водителем и остановить другого который не так хорошо знает свои права.

Ниже мы составили краткий перечень прав и обязанностей водителя при остановке сотрудниками полиции (гаи):

1. Дорожный полицейский, а также любой сотрудник полиции имеет право вас остановить (ст. 11 Закона РФ «О полиции» , п. 2.4 и 6.11 ПДД РФ). Вы должны остановиться, но имеете право не выходить из машины. Водитель имеет полное право не покидать свой автомобиль и вести разговор с сотрудником полиции через окно.

Обязанность водителя выйти из своего автомобиля в наступает следующих случаях:

Пункт 70, Приказа № 185 МВД РФ (Административный регламент), Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:

  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:

  • нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
  • нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

2. По требованию работника полиции (инспектора ДПС) остановитесь с соблюдением требований п. 6.11 ПДД РФ , а именно в указанном инспектором полиции месте.

3. Если есть возможность, запишите беседу с инспектором полиции на диктофон или записываете его действия на видеокамеру. Вы имеете на это полное конституционное право.

4. После остановки вашего автомобиля поздоровайтесь с инспектором полиции и спросите причину остановки.

5. Прежде чем передавать свои документы, попросите инспектора полиции предъявить служебное удостоверение (в соответствии с п. 2.4 ПДД РФ инспектор обязан это сделать), данные его удостоверения обязательно перепишите. При возникновении конфликтной ситуации Вы будете знать на кого и куда жаловаться.

6. Любой пассажир вашего автомобиля (друг, жена и т.д.) - ваш свидетель. Каждого из них должны вписать в протокол об административном правонарушении. Если инспектор ДПС отказывается их вписать, в протоколе об административном правонарушении в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» напишите, что инспектор отказался вписать свидетеля, и впишите сами их фамилию, имя, отчество с контактными данными (адрес места жительства).

7. Каждый водитель имеет право, согласно ст. 51 Конституции Российской Федерации, не свидетельствовать против себя самого – не ставить подписи, не давать объяснения. Поэтому если нарушения в ваших действиях не было, но при составлении протокола об административном правонарушении вы не знаете, какие дать правильные пояснения, то в графе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» укажите: «С протоколом не согласен, ПДД не нарушал».

Являясь участником дорожного движения, каждый водитель задумывается над вопросом, какими полномочиями обладает инспектор ГИБДД, когда он имеет право остановить водителя, и имеет ли сотрудник право остановить машину, если водитель не нарушает правила дорожного движения.

Нормативная база

Для начала установим какими нормативными документами руководствуется сотрудник ДПС при несении службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Принимаемые законы постоянно изменяются и дополняются. Рассмотрим действующие в 2020 году законы и нормативно-правовые акты.

После отмены Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, МВД России приказом от 02.03.2009 N 185 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2009 N 14112).

В октябре 2017 года вступил в силу новый Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (приказ МВД России от 23.08.2017 N 664), который детализировал права и обязанности водителей и инспекторов ДПС.

Именно данный регламент и определяет основные права, обязанности и полномочия сотрудников ГИБДД при общении с водителями и пешеходами.

В каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить транспортное средство

В соответствии с действующим законодательством остановить движущее транспортное средство сотрудник ГИБДД имеет право в случаях:

  1. установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. То есть при нарушении водителем ПДД, инспектор имеет полное право остановить нарушителя;
  2. наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.;
  3. наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании автомобиля в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. В этом случае может быть остановлено практически любое транспортное средство;
  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  5. необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  7. необходимость использования транспортного средства водителя для выполнения возложенных на сотрудников ГИБДД обязанностей;
  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  9. проведение на основании распорядительных актов руководителей ОВД, ГИБДД специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. Обычно такими мероприятиями является операция «трезвый водитель», проходящая в праздничные дни;
  10. проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Более подробно о причинах и основаниях для остановки водителя инспектором ГИБДД

Новое. С 2017 года Административным регламентом предусмотрено право по остановке транспортных средств для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, не только на стационарных постах ДПС.

Действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства

Действующими нормативно-правовыми актами четко регламентированы действия сотрудника ГИБДД при остановке ТС.

Так, в соответствии с Административным регламентом МВД требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Таким образом, Анализируя действующее законодательство, установлено, что инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль даже жестом руки, без применения иных технических средств. При этом не допускается останавливать автомобили на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения.

Действия сотрудников ГИБДД после остановки автомобиля

В соответствии с вышеуказанным Административным регламентом МВД РФ сотрудник ГИБДД, остановив транспортное средство, должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить им их права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Важно. При представлении инспектор ГИБДД должен назвать свою должность, специальное звание и фамилию.

Остановка с целью проверки документов

Основной причиной остановки водителей является проверка документов.

Рассмотрим правила проверки документов у водителей. Согласно п. 2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Об ответственности за управление автомобилем без полиса ОСАГО можно прочитать в статье по ссылке.

Справочно. С 2016 года на водителя возложена обязанности представлять также и документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид".

О правилах проведения проверки документов инспектором ГИБДД можно прочитать в статье по ссылке.

Следует обратить внимание, что в случае отсутствия необходимых документов и нежелание их представления водителем, помимо административной ответственности по ст. 12.3 КоАП РФ, инспектор может применить ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции).

Практика привлечения водителей к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ свидетельствует, что данная статья применяется при применении водителями специальных удерживающих средств для документов (цепочки).

Так, один из водителей был остановлен инспектором ДПС для проверки документов. Водитель предъявил документы: водительское удостоверение и свидетельство о регистрации ТС, скрепленные друг с другом на цепочке. Водителю было предложено представить документы в развернутом виде, на что водитель ответил отказом, тем самым оказал неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Судья районного суда, пришел к обоснованному выводу о том, что действия водителя образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Предъявление документов на цепочке препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД для проверки.

Доводы водителя о том, что требования сотрудников о предъявлении документов он исполнил, предъявил запрашиваемые документы в специальном удерживающем устройстве, суд посчитал несостоятельными.

Суд в своем решении указал, что Правилами дорожного движения предусмотрена обязанность водителя по требованию уполномоченного должностного лица передать ему для проверки перечисленные в п. 2.1.1 ПДД РФ документы. В нарушение данной нормы водитель предъявил документы на цепочке, не передавая их сотруднику ГИБДД. Водитель должен осуществлять хранение документов таким образом, чтобы при необходимости их проверки уполномоченным сотрудником ГИБДД не возникало препятствий для передачи документов для проверки, однако водитель умышленно скрепил документы зажимным устройством, прикрепив данное устройство на цепочку, которая препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД и дальнейшей их проверке.

Сообразительный водитель был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, санкция которой предусматривает ответственность в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток или административный штраф.

Остановка транспортного средства при нарушении водителем ПДД

Также как и в случае проверки документов, сотрудник ГИБДД обязан представиться и объяснить причину остановки. При нарушении водителем ПДД и наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В присутствии водителя составляется протокол об административном правонарушении, выносится определение о назначении места и времени рассмотрения дела и выносится постановление по делу об АП.

В случае несогласия с вынесенным постановлением его можно обжаловать в течение 10 дней со дня получения его копии.

Случаи, при которых сотрудник вправе предложить водителю выйти из автомобиля

Законодательством установлены следующие случаи:

  • необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника;

Сотрудник ГИБДД имеет право пригласить водителя занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Наши статьи

Какие права и обязанности у водителя

Ежедневное управление любимой моделью с одной стороны приятно дополнено перечнем прав, к слову, весьма ограниченным, а с другой – обязанностями. Перечень обязанностей представлен объемным списком и небрежное отношение к перечню грозит автолюбителю перейти в статус субъекта административного правонарушения с негативными последствиями, включая финансовые – штрафы. Поэтому если автолюбитель решил управлять транспортным средством любой категории или обучить вождению знакомого, то по закону (глава 12 КоАП РФ) он переходит в статус водителя . При этом совершенно не важно: есть у водителя право на управление ТС определенной категории или право на управление отсутствует.

Транспортное средство (ТС) – это автомототранспорт с рабочим объемом от 50 м3 и максимальной конструктивной скоростью от 50 км/час. Для автолюбителя будет полезно знать, что автомобиль может быть с прицепом, а самоходные дорожно-строительные машины, трактора, троллейбусы, трамваи, другие машины тоже подлежат государственной регистрации. Для того, чтобы управлять всем перечисленным автопарком, необходимо иметь право и соблюдать ПДД. При этом к гражданину, который находится в автомобиле с включенным двигателем, на одном из сидений или возле железного друга, сотрудник милиции тоже может предъявить требования. Однако в данном случае требования ограничены, так как статус водителя отсутствует и достаточно предъявить гражданский паспорт.

ПДД 2013: Обязанности водителей

Обязанности водителя

Так как автомобиль признан средством повышенной опасности, то обязанностей у водителя намного больше прав. К ним относится наличие перечня документов , которые водитель обязан предъявлять для проверки:

  • правоустанавливающий документ на имущество, который подтверждает права пользования, владения, распоряжения;
  • водительское удостоверение , которое подтверждает право на управление ТС определенной категории, включая временное разрешение;
  • талон ТО (документ о прохождении технического осмотра ТС);
  • регистрационные документы , включая прицеп;
  • страховой полис .

При перевозке тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов необходимо соблюдать соответствующие категории груза правила и подтверждать право перевозки предусмотренными законом документами. Документы на груз, лицензионная карточка или путевой лист обязательны в установленных законом случаях. Страхование гражданской ответственности является обязательным для владельца ТС.

Исправное техническое состояние авто – это обязанность водителя, поэтому перед выездом обязательно проверить железного друга на предмет неисправностей. Часть из них могут стать причиной запрета на перемещение автотранспорта: неисправность рулевого управления, тормозной системы, негорящие или отсутствующие задние габариты и фары (при недостаточной видимости или темном времени суток), недействующие стеклоочистители (во время снегопада, дождя). Даже если такая неисправность возникла в пути, то в обязанность водителя входит самостоятельное устранение или профессиональный автосервис. В таком случае перемещение к СТО, месту ремонта/стоянки потребует соблюдения мер предосторожности.

Управление мотоциклом возможно только в застегнутом мотошлеме, включая перевозку пассажиров. Водитель обязан помнить о том, что необходимо не только самому пристегиваться , но и исключить перевозку пассажиров, которые не пристегнуты. Исключением правила обязательного пристегивания является: 1) обучение вождению в случаях, когда обучаемый управляет ТС; 2) пассажиры и водители авто оперативных служб при наличии специальных цветографических схем. После приема спиртного управлять ТС запрещено, а по требованию сотрудников милиции водитель обязан пройти освидетельствование на состояние опьянения. Кроме того, запрещено:

  • управлять в состоянии опьянения (не только алкогольного, но и наркотического или другого);
  • управлять под действием лекарственных препаратов, которые ухудшают внимание и реакцию;
  • управлять в утомленном, болезненном состоянии, которое поставит безопасность движения под угрозу;
  • употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества или психотропные и наркотические после остановки ТС сотрудником милиции до освидетельствования или принятия решения о том, что водитель освобождается от освидетельствования.

Передавать управление лицам, которым запрещено управлять ТС по вышеперечисленному перечню, водитель не имеет права. Кроме того, закон запрещает передачу управления гражданам, у которых нет подтвержденного права управления ТС соответствующей категории – водительского удостоверения, кроме случаев обучения вождению. При изъятии документа о праве управления ТС в установленном порядке подтверждающим документом является временное разрешение.

Основные положения правил и обязанности водителей

Дорожно-транспортное происшествие: обязанности водителя

Участник ДТП – это статус, в котором присутствует максимум обязанностей для водителя:

  • остановить автомобиль;
  • включить «аварийку» – световую сигнализацию;
  • выставить специальный знак (аварийная остановка);
  • не перемещать любые предметы, которые относятся к ДТП;
  • принять меры к оказанию доврачебной медицинской помощи (при наличии пострадавших);
  • вызвать Скорую помощь;
  • отправить пострадавших в лечебное учреждение (в экстренных случаях);
  • сообщить о ДТП в милицию;
  • записать адреса и фамилии очевидцев;
  • ждать прибытия сотрудников милиции;
  • запрещено употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества или психотропные и наркотические после ДТП до освидетельствования или принятия решения о том, что водитель освобождается от освидетельствования.

В некоторых случаях потребуется убрать машину с дороги и освободить проезжую часть при помощи эвакуатора, поэтому обязанности могут быть дополнены оплатой услуг специалистов. Эвакуировать авто сотрудник милиции не обязан, хотя многие водители уверенно противятся немалым суммам стоимости вызванного эвакуатора, пытаясь переложить свои обязанности на других. Вызов эвакуатора не является обязательным в случае, если водитель в состоянии освободить дорогу самостоятельно.

На этом перечень обязанностей не ограничивается, так как путь граждан в автомир сопровождается еще одним перечнем запретов. Тем, кто освоил предыдущие требования, необходимо учесть, что водителю запрещено:

  • пересекать организованные колонны или занимать в них место, включая пешие;
  • управлять с нарушением режима отдыха и труда.

Кроме того, во время управления ТС запрещено пользоваться телефоном, который не оснащен специальным техническим устройством для ведения переговоров в режиме «без рук».

Права водителя

Подавляющее число случаев, при которых автолюбитель начинает вспоминать о правах, связано с остановкой ТС инспектором ГИБДД. Поэтому необходимо помнить положения Приказа МВД РФ №329 о том, что контролировать соблюдение ПДД может только сотрудник Госавтоинспекции МВД или участковый инспектор милиции. Другие службы могут контролировать водителя только в отдельных случаях: введение специальных планов, обеспечение общественной безопасности и порядка совместно с сотрудниками ГИБДД, решение руководителя органа ВД.

Право остановки ТС закреплено за регулировщиками, а для грузового транспорта и автобусов, которые осуществляют международные перевозки, допускается остановка сотрудниками ФС по надзору в сфере автотранспорта в специальных контрольных пунктах. Излюбленный механизм давления на водителей – проверка технического состояния – может осуществляться исключительно сотрудниками технадзора с соответствующей подготовкой.

Начинается экскурс в приятную часть автомира с права не останавливаться по требованию инспектора в темное время суток и при отсутствии на автомобиле опознавательных знаков. О таких случаях желательно сообщить на ближайшем посте. Еще одним приятным дополнением является право не выходить из авто до и после проверки документов, которое гарантируется Законом о милиции (ст.5): ограничение свобод и прав граждан возможно только в порядке, который прямо предусмотрен законом. Поэтому можно напомнить «забывчивому» инспектору некоторые положения закона о водительских правах и обязанности сотрудника милиции их соблюдать. Обязанность выйти наступает только в нескольких случаях:

  • для устранения неисправности ТС;
  • нарушения правил перевозки груза;
  • при явных признаках опьянения, болезненного состояния;
  • для осмотра/досмотра груза и ТС;
  • для личного досмотра;
  • для проведения сверки номеров (узлов, агрегатов) с записями в документах в присутствии водителя;
  • для участия в процессуальных действиях;
  • для оказания помощи сотрудникам милиции или пострадавшим в ДТП;
  • если поведение водителя создает угрозу личной безопасности инспектора ГИБДД.

Остановка ТС сотрудником ГИБДД

Это целый перечень прав, которые постоянно подвергаются ограничениям. Примером является право водителя использовать диктофон как при остановке, так и при предъявлении обвинения в правонарушении. Этим правом рекомендуется пользоваться для записи разговора, поскольку гражданин имеет право производить диктофонные записи, что распространяется и на водителя. А изъятие мобильного устройства, видеокамеры или диктофона запрещено с единственным исключением: предмет является или может быть орудием правонарушения.

Видеосъемку водитель может проводить как для записи отдельного фрагмента разговора, так и в пути следования с сотрудниками ГИБДД. Такое право существенно расширит доказательную базу и может быть использовано в суде защитой, как и фото или другая фиксация сведений. К документам относятся киносъемка, видеозаписи, фото, звукозаписи, банки данных, информационные базы, другие носители. При этом инспектору не удастся использовать документы, которые сделаны на телефон или бытовую камеру, так как законом определен четкий перечень требований к техническим средствам, которым должно соответствовать оборудование сотрудника ГИБДД.

Защита адвоката – это право на юридическую помощь, которая гарантируется Конституцией. Воспользоваться этим правом водитель может в любой момент и, особенно с момента, как инспектор начинает составлять протокол. Презумпция невиновности тоже гарантируется Конституцией, поэтому составление протокола не переносит водителя в статус правонарушителя. Невиновным водитель остается до тех пор, пока виновность не будет доказана в порядке и установлена приговором, который вступил в законную силу. При этом доказывать что-либо сотруднику ГИБДД водитель не обязан, тем более убеждать инспектора в своей невиновности. Кроме того, водителю гарантируются законом следующие права:

  • обжалования действий должностного лица в суде;
  • свободное получение информации (водитель имеет право знать обязанности инспектора, требовать их исполнения, включая документальную фиксацию действий);
  • не свидетельствовать против себя (в том числе отказаться от дачи пояснений при составлении протокола).

Полезный совет . Для того, чтобы управление любимой моделью не превратилось в россыпь денег на встречи с судьями, необходимо проявить активность в самостоятельном изучении собственных прав и обязанностей, а также уделить пристальное внимание таким же положениям в отношении сотрудников ГИБДД. Знание ПДД не спасет от своевольного инспектора, обязательно познакомиться с положениями Закона о милиции, Кодекса об административных правонарушениях, Постановлениями Пленума ВС.

«Спасительным» является изучение Конституции, особенно статьи 48, которая гарантирует право водителя на юридическую помощь. Защита адвоката предусмотрена КоАП РФ, а невиновность водителя до установления вины в порядке, предусмотренным федеральным законом, гарантируется Конституцией (ст. 49). Не лишним информационным «грузом» будет ознакомление с законом «Об информации…», так как именно этот документ позволит получить документы, которые упростят защиту прав водителя в суде: статья 3 регламентирует принцип открытости информации инспектора ГИБДД.

«Законом» автомира будет забота о собственной безопасности, в том числе проверка служебного удостоверения инспектора до передачи документов на проверку. Опытные автолюбителя советуют не только прочесть, но и записать данные удостоверения. Кроме того, стоит помнить, что любой пассажир является свидетелем, в том числе члены семьи. При составлении протокола их необходимо включать в документ, даже если сотрудник ГИБДД уклоняется от внесения данных. В таких случаях достаточно заполнить раздел «Объяснение лица…» и внести Ф.И.О., контактные данные свидетелей (адрес, телефон).



Просмотров