На основании чего подают в розыск. Некоторые вопросы, связанные с розыском лиц

К числу функций, возлагаемых на органы внутренних дел законами Российской Федерации, относится и розыск пропавших или скрывающихся лиц. Различают розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания; розыск пропавших без вести; а также розыск гражданина-должника и розыск ребенка.

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Лица, подозреваемые в совершении тяжких особо тяжких преступлений, скрывающихся от следствия или суда, прибегают к более изощренным способам укрывательства от правоохранительных органов. В целях установления их местонахождения и дальнейшего задержания необходимы более сложные оперативно-розыскные мероприятия.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения.

Организация розыскной работы МВД регламентируется нормативными правовыми актами, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом «О полиции» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Объявление в розыск.

Согласно вышеперечисленным документам, без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение которого с момента исчезновения неизвестно.

Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.

После получения сообщения о безвестном исчезновении человека, сотрудники полиции обязаны провести осмотр последнего местонахождения лица. По результатам осмотра составляется протокол. Если в ходе первоначальной проверки будет получена информация о том, что пропавший жив и здоров, но не желает по каким-либо причинам поддерживать связь с заявителем, в проведении дальнейших розыскных мероприятий будет отказано.

Если в течение 10 дней с момента подачи заявления местонахождение пропавшего лица не будет установлено, в подразделении уголовного розыска по месту исчезновения лица заводится розыскное дело.

Если обстоятельства исчезновения дают основание полагать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело, в рамках которого будет идти дальнейший розыск.

Розыск лиц, без вести пропавших, осуществляется органами внутренних дел в течение 15 лет с момента заведения розыскного дела. Необходимо иметь в виду, что адрес разысканного дееспособного совершеннолетнего лица сообщается заявителю только с согласия первого.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечение.

При приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только розыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в розыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения.

Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, котрому поручается розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

Мурат Варитлов

Начальник Отдела МВД России по Зольскому району

подполковник полиции

– ситуация, к сожалению, знакомая многим гражданам РФ. Безусловно, обстоятельства не очень приятные, но паниковать при наличии таковых точно не стоит.

Обнаружив пропажу человека, необходимо максимально быстро организовать его поиски. Но кто может стать инициатором поисковых работ? В какой форме составить заявление? Куда его подать? Давайте разбираться.

Паниковать не нужно!

Повторимся, обнаружив пропажу человека, главное – не паниковать. В первую очередь, необходимо провести детальный анализ возникшей ситуации. Как минимум, важно максимально минимизировать шансы того, что пропавший, как говорится, загулял или же намеренно не выходит на контакт с близкими.

Если пропажа человека и серьезность ситуации подтвердились, то придется проделать следующее:

  • Первоочередно отправьтесь в ближайший отдел правоохранительных органов. Осведомите дежурного о случившемся и попросите у него форму для составления заявления.
  • Грамотно составив документ, указав в его содержании все, что поможет в поисках пропавшего, сдайте его полномочным лицам. Никаких отговорок по типу «приходите на 3-ий день пропажи» не принимайте, о пропаже человека должно быть принято здесь и сейчас, вне зависимости от того, как долго исчезнувшего лица нет на связи. Данный порядок определен законодательно, а точнее — 144-145 статьями Уголовно-Процессуального Кодекса РФ и Приказом Генпрокуратуры РФ и МВД РФ от 27 февраля 2010 года под номером 70/122 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан».
  • После этого постарайтесь проверить все места возможного нахождения пропавшего, возможно, он будет найден. Не лишним будет в процессе подобной проверке опрашивать знакомых пропавшего или иных лиц, которые могли видеть его до исчезновения.
  • Последним шагом будет обращение в добровольные организации, проводящие мероприятия по поиску пропавших граждан. Узнать о наличии подобных объединений можно на Интернет-ресурсах вашего населенного пункта.

Стоит отметить, что от оперативности проведения описанных выше мероприятий во многом зависит успешность последующих поисков. Поэтому с организацией последних не затягивайте и старайтесь начать искать пропавшего как можно скорее после его исчезновения.

Кто может подать заявление

Заявление о пропаже человека может подавать не только член семьи

Итак, как было выяснено в предыдущем пункте статьи, заявить о пропаже человека можно вне зависимости от срока давности данного явления. Но кто же вправе инициировать поиски? Попробуем разобраться.

На самом деле, согласно действующему законодательству РФ, подать заявление о пропаже человека имеет право любое лицо, заинтересованное в этом действии, например:

  • близкие или дальние исчезнувшего лица;
  • друзья или товарищи последнего;
  • работодатель или сотрудники пропавшего;
  • иные граждане РФ, которые желают отыскать человека по каким-либо своим мотивам.

Отказ заявителю в принятии бумаги по причине «недостаточной близости к пропавшему» или подобным обстоятельствам не допустим, и является полноценным нарушением закона со стороны сотрудников полиции. При наличии подобных обстоятельств требуйте от сотрудников правоохранительных органов аргументации действий, а при отсутствии таковой – жалуйтесь на бесчинство сотрудников, предварительно подав заявление об исчезновении лица в другой отдел полиции.

Дабы точно удостовериться, что заявление приняли, и поиски будут организованы, обязательно после подачи документа потребуйте у полномочного лица ФИО сотрудника оформившего заявление и регистрационный номер документа. Имея данную информацию, при отсутствии должного исполнения обязанностей со стороны сотрудников полиции в будущем их можно будет наказать.

Как правильно составить заявление и куда его отнести

К сожалению, статистика безвести пропавших неутешительная…

Как стало ясно из представленной ранее информации, заявление о пропаже человека необходимо подавать полицию. Отделение госоргана обязано принят бумагу вне зависимости от того, по месту жительства заявителя она предоставляется или нет, насколько полно информационное содержание заявления и есть ли у заявителя доказательства того, что он напрямую заинтересован в поисках пропавшего.

Отказ по подобным причинам является незаконным, что уже наказывается согласно УК РФ и КоАП РФ. Что касается непосредственно составления заявления, то оно должно содержать:

  • в правом верхнем углу листа формата “А4” указывается то, кому и от кого подается данное заявление (ФИО начальника ОВД, полное наименование ОВД, ФИО и адрес заявителя);
  • чуть ниже прямо по центру – название бумаги в произвольной форме, но содержащее слово «ЗАЯВЛЕНИЕ»;
  • далее по центру – подробное, максимально точное и лаконичное описание возникшей проблемы и указание просьбы заявителя относительно полиции предпринять меры по поиску пропавшего (здесь важно указать всю известную информацию об исчезнувшем лице, данные об его предполагаемом и последнем местонахождении, а также иные сведения, которую помогут в поиске пропавшего);
  • в левом нижнем углу – подпись и дата подачи заявления.

Для лучшего понимания сути написания заявлений о пропаже гражданина не лишним будет рассмотреть следующий пример:

Начальнику Пятницкого ОВД по городу Москва – Иванову И.И.
От гражданина Брошена Петра Петровича, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Капиталиста, дом 14, квартира 7

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРОПАЖЕ ЧЕЛОВЕКА

Более суток назад мною – Брошеным Петром Петровичом, была обнаружена пропажа моей жены – Брошеной Инессы Павловной, родившейся 12 апреля 1980 года, проживающей по адресу г. Москва, ул. Капиталиста, дом 14, квартира 7, и работающей по адресу г. Москва, ул. Советская, дом 178.

На звонки пропавшая не отвечала, на связь иным образом не выходила, на работе ее нет. Пропала 23 февраля 2017 года, не вернувшись с работы в положенные 20:00 вечера. Обычно отправлялась домой на 21-ом автобусе от остановки на своем месте работы прямиком до дома.

Ссылаясь на вышесказанное и нормы законодательства РФ, прошу, организовать поиски моей жены незамедлительно.

В общем виде, грамотно составленное заявление о пропаже человека выглядит примерно так, поэтому использование его в качестве образца, при необходимости составления аналогичной бумаги, будет довольно-таки правильным решением.

Пропавших стоит искать до последнего…

Резюмируя сегодняшний материал, рассмотрим советы следователя полиции о том, как действовать при пропаже близкого вам человека. Итак, рекомендации таковы:

  1. После подачи заявления требуйте от полицейских незамедлительно начинать поисковые работы по обнаружению пропавшего. Как минимум, полиция должна начать оперативно-розыскные мероприятия и опрос тех лиц, которые последними могли видеть пропавшее лицо.
  2. Обязательно запросите распечатку последних звонков исчезнувшего человека. Возможно, она даст некоторые наводки и поможет в поиске гражданина.
  3. Несмотря на профессионализм полицейских, игнорировать обращение в добровольческие поисковые отряды не стоит. В более чем 25 % случаев с пропажей лиц на территории РФ именно добровольцы находят пропавших.
  4. Всегда придерживайтесь принципа 48 часов. Дело в том, что около 70 % найденных людей находятся именно по истечению двух суток после пропажи, поэтому в данный отрезок времени нужно действовать с наибольшей активностью.
  5. Никогда не паникуйте и не мешайте профильным госслужбам выполнять поиски. Постоянные звонки следователю или добровольцам только замедлят поиски, поэтому прибегать к таким действиям заинтересованным в поиске пропавшего гражданам точно не стоит.

Пожалуй, на этой ноте наиболее важная информация по рассматриваемой сегодня теме подошла к концу. Надеемся, статья была для вас полезна. Удачи в организации поисков, а еще лучше – пусть они обойдут вас сторон!

И еще немного полезной информации о ситуации, когда пропал человек — в видео:

Федеральный розыск – это база даны,лиц которые объявлены в розыск из-за совершения преступления на всей территории России. База данных лиц, кто находится в федеральном розыске, является закрытой. Но в случае если правоохранительные органы принимают решение о привлечении средств массовой информации или необходимости открыть данные о преступнике, то такие сведения являются открытыми и общедоступными.

По каким основаниям могут объявить в федеральный розыск?

Внесены в базу о федеральном розыске, а так же быть объявлены в федеральный розыск, могут быть лица, кто совершили преступления, а так же те лица, к которым со стороны правоохранительных органов могут возникнуть вопросы но их не могут найти по тем или иным причинам. В розыск могут быть поданы лица:

  • кто скрывается от суда
  • кто скрывается от следствия
  • кто скрывается от органов дознания
  • кто скрывается от исполнения наказания

Данные требования предусмотрены в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. После принятия решения о федеральном розыске, который осуществляют правоохранительные органы, то данные об этом человеке или группе лиц, попадают в базу ГИАЦ МВД России. Первоначально правоохранительными органами, человек объявляется в местный розыск и после проведения розыска и мероприятий, человек не найден, то его объявляют в федеральный розыск. Для того, что бы человек был объявлен, должно быть, соответствующее постановление.

Можно ли проверить, находится человек в розыске или нет?

Данные из базы ГИАЦ МВД России, являются закрытой информацией, для большинства граждан, так как данная информация является оперативной. Но если правоохранительные органы привлекают для розыска человека СМИ, то данные являются открытыми. С этими данными можно ознакомиться на официальном сайте МВД РФ, в разделе «Внимание, розыск», в данном разделе, можно ознакомиться, кто находится в розыске или не находится. Данные о розыске есть так же на сайте ФССП России, там находятся данные должников, которые не оплачивают долги, а так же за совершение преступления. На сайте ФССП России, ознакомиться с тем, кто находится в розыске, может каждый, так как данная база общедоступна для всех.

Сведения о преступнике, который находится в розыске?

Практически на всех сайтах силовых структур МВД, ФСБ, ФССП, ФСКН и многих других, практически всегда публикуются фото, тех граждан, которые находятся в розыске. К самому фото, есть дополнение, о Ф.И.О, человека, подробные приметы, год рождения и т.д. Федеральный розыск, может быть организован, в том случае, если розыск в субъекте федерации не дал результатов. Если есть подозрение, что преступник покинул территорию страны, то его объявляют в международный розыск.


Важно! Даже если человек, который объявлен в розыск, федеральный розыск, международный розыск и его информация вместе с фото появилась на сайте правоохранительных органов, это еще не значит, что он является преступником. Так как вину может установить только суд.

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В настоящее время серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает тема поиска без вести пропавших граждан.

20 марта 2015 года в Министерстве юстиции России прошёл государственную регистрацию приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (публикуется в этом номере).

Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнёрской модели взаимоотношений с обществом. Общественное доверие и поддержка граждан - важнейший принцип деятельности полиции. Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Приём, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

Достаточно серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает в настоящее время проблема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества - несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определённому правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 года № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и иных правонарушений, причём совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, становится потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбуждённого уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаи­модействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что даёт основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14).

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является чёткая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приёме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнён перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определён механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Действие Инструкции распространяется на розыск абсолютно всех пропавших граждан без деления их на какие-либо категории. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Назначение полиции - незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи положения Инструкции обес­печат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

У граждан часто бытует мнение, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток. Также нередко возникают вопросы: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приёме заявления? Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник?

Отвечая на эти вопросы, скажу сразу, что суждения по поводу трёх суток вымышлены и не имеют под собой никакой правовой основы. Именно поэтому в третьем пункте Инструкции установлено: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, утверждённой приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что приём сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.д.) лишён права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

С учётом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться по поводу исчезновения человека в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России. Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган. Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счёте направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но и законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-разыскных деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем. При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействие правоохранительных органов в розыске без вести пропавших основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии - орган внутренних дел. В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передаёт соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

19.06.2015

Розыск обвиняемого (подозреваемого) представляет собой совокупность мероприятий процессуального, организационного, оперативного и административного характера, осуществляемых по инициативе должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, и направленных на установление места нахождения обвиняемого (подозреваемого). Если место нахождения обвиняемого или подозреваемого неизвестно, следователь обязан предпринять все возможные процессуальные действия (включая следственные действия), направленные на его розыск, до приостановления предварительного следствия, т.е. в его ходе, как только было установлено, что место нахождения обвиняемого (подозреваемого) неизвестно. Одновременно следователь имеет право вынести постановление об объявлении обвиняемого (подозреваемого) в розыск. Комплекс организационных, оперативных, административных мероприятий, обусловленных постановлением об объявлении лица в розыск, выполняется органом дознания, указанным в постановлении. В случае если принятые меры не дали положительных результатов и на момент истечения срока предварительного расследования выполнены все возможные в отсутствие обвиняемого (подозреваемого) следственные действия, включая и действия, направленные на его розыск, предварительное расследование приостанавливается. Розыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен не только во время производства предварительного расследования, но и одновременно с его приостановлением. В этом случае соответствующая отметка делается в постановлении о приостановлении предварительного следствия. Одновременно с постановлением об объявлении лица в розыск (постановлением о приостановлении предварительного следствия, где указывается на объявление в розыск) в орган дознания направляется справка о личности разыскиваемого с указанием его анкетных данных и иных характеристик личности, необходимых для успешной организации розыска, а также постановление о привлечении в качестве обвиняемого, если таковое вынесено. В случае если розыск объявлен в отношении подозреваемого, в орган дознания направляется документ, ставящий лицо в процессуальный статус подозреваемого (постановление о возбуждении уголовного дела, протокол задержания, постановление об избрании меры пресечения до предъявления обвинения). Согласно ч. 4 ст. 210 УПК в отношении разыскиваемого обвиняемого при наличии оснований может быть избрана мера пресечения, в том числе (в случаях, предусмотренных статьей 108 УПК) заключение под стражу. Однако следует отметить, что согласно положениям ч. 4 ст. 108 УПК заседание суда для решения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу по общему правилу не может состояться в отсутствие обвиняемого. Лишь в случае объявления лица в международный розыск допускается принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого (ч. 5 ст. 108 УПК) Действия, из которых складывается объявление розыска следователем, с одной стороны, и органом дознания - с другой, входят в исключительную компетенцию каждого из них. Объявление розыска следователем по своей природе является процессуальным решением: основания и условия этого решения предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Розыск должен быть объявлен немедленно, как только возникнут основания и будут созданы условия, делающие возможным принятие данного решения. Следователь при обнаружении факта неизвестного местонахождения обвиняемого: - проводит мероприятия, направленные на установление действительного факта уклонения или неизвестности местонахождения обвиняемого: допросы родственников, соседей не менее 2-х, знакомых обвиняемого, приобщает к делу корешки повесток, постановления о приводах, свидетельствующих об уклонении от явки обвиняемого в ОВД; - дает поручения органам дознания в порядке ст. 38 УПК РФ о проведении первоначальных розыскных действий по розыску лиц (не требующих безотлагательного реагирования), осуществляемых соответствующими службами в срок до 10 дней с момента поступления информации о необходимости розыска лица (приобщает справки-рапорты сотрудников органа дознания о результатах проделанной работы); - производит в необходимых случаях обыск; - накладывает арест на почтово-телеграфную корреспонденцию, адресованную связям разыскиваемого; - при наличии судимости у подозреваемого или обвиняемого истребует дактокарты по месту отбывания наказания, фотографии и характеризующие материалы, приобщает справку о судимости; - производит выемку и приобщает к материалам уголовного дела копию удостоверения пенсионного страхования; ксерокопию формы N 1 с отметкой о розыске. Оценив собранные по делу доказательства, при наличии фактических данных о том, что подозреваемый уклоняется и скрывается, следователь принимает процессуальное решение об объявлении розыска обвиняемого. При этом следователь обязан выставить сторожевой лист, направить запросы-уведомления: в ЗАГС (не умер ли он, не сменил ли фамилию), военный комиссариат (с целью исключить призыв в Вооруженные силы РФ), налоговую инспекцию, подразделение по организации работы участковых уполномоченных милиции, паспортно-визовую службу, ГИБДД, ЖЭУ, поликлинику о том, что обвиняемый скрылся от следствия, объявлен в розыск, а в случае его обращения необходимо уведомить соответствующий орган внутренних дел, принять меры для задержания лица. Согласно ст. 210 УПК РФ розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Не дожидаясь окончания предварительного расследования, следователь предоставляет материалы уголовного дела в вышестоящее следственное подразделение для дачи заключения на предмет необходимости и обоснованности объявления обвиняемого в розыск. После получения заключения вышестоящего следственного подразделения следователь не позднее 3 дней направляет материалы в розыскное подразделение для получения номера розыскного дела. Материалы должны в себя включать: постановление об объявлении в розыск, постановления: о привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, справку о личности (в которой должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, если их несколько, следует указать все; дата и место рождения; образование; профессия; последнее и предыдущие места жительства, работы и учебы; отношение к воинской службе; данные о судимости; наличие транспортных средств, оружия и т.д., данные о родственниках), заключение вышестоящего следственного подразделения об обоснованности объявления обвиняемого в розыск. Начальник следственного отдела осуществляет процессуальный и ведомственный контроль за своевременным и обоснованным объявлением обвиняемых в розыск, правильным избранием меры пресечения, возобновлением производства по уголовным делам после обнаружения разыскиваемых; контролирует своевременное направление материалов в полном объеме в ОУР для заведения розыскного дела подчиненными следователями, предоставлением уголовного дела в вышестоящее следственное подразделение для проверки обоснованности объявления обвиняемого в розыск; после вынесения следователем постановления о приостановлении производства уголовного дела в связи с розыском в течение 10 суток предоставляет приостановленное уголовное дело с ксерокопией статистической карточки 1.1 в вышестоящее следственное подразделение для проверки своевременности объявления официального розыска обвиняемого.



Просмотров