На какие крупные административно-территориальные единицы делится Россия? Приведите по несколько примеров. Россия

Административно-территориальные единицы разных порядков

Информационной базой статьи послужили данные о численности населения по административным районам и городам областного (республиканского, краевого) подчинения в России (по так называемым малым территориям, small-scale) на даты переписей населения 1989, 2002 и 2010 годов. Анализировалась собственно динамика численности населения на этом уровне. При подготовке статистической базы для анализа динамики численности населения между датами переписей пришлось столкнуться с рядом трудностей:

1. В 1994 году стали доступны данные по ранее закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО) . Данные переписи 1989 года при этом не были скорректированы, поэтому включение ЗАТО в анализ было возможно только за последний межпереписной период. В переписи населения 1989 года население ЗАТО включалось в население других административно-территориальных образований, причем методика распределения населения по соображениям секретности не раскрывалась. Известно, что население ЗАТО нередко приписывалось другим субъектам Российской Федерации . Вследствие этих методологических и статистических нестыковок за 1989-2002 годы не получилось проследить динамику численности населения ЗАТО, но удалось скорректировать данные по крупным городам, численность населения которых при переписи 1989 года была искажена из-за присоединения к ним населения ЗАТО. Были поправлены данные по 21 региональному центру и 15 крупным городам областного подчинения, что позволило частично решить проблему искажения численности населения на низовом территориальном уровне. В следующий межпереписной период эта проблема уже не была актуальной.

2. В пределах регионов за межпереписные периоды происходили значимые административно-территориальные преобразования, в том числе с изменением границ низовых административно-территориальных единиц (АТЕ). Если в советский период для маленьких поселков было выгодно и престижно перейти в разряд городских, то в кризисные 1990-е годы для использования льгот в налогообложении, выгод от приватизации более значительных участков земли и от разницы в стоимости электроэнергии в сельской местности полезным стало прямо противоположное. Многочисленные административные преобразования, безусловно, нарушают сопоставимость данных по отдельным городам и районам, по городскому и сельскому населению. Кроме того, в ряде регионов происходили изменения в сетке административных районов. Поэтому в целях корректности сопоставлений нам при анализе приходилось в таких случаях объединять соответствующие административно-территориальные единицы.

3. За межпереписные периоды не рассматривались данные по четырем субъектам Российской Федерации - республикам Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Чеченская республика. Исследовательские оценки показали, что в этих регионах имели место серьезные искажения численности населения. По результатам переписи населения 2002 года они достигли суммарно около 1 млн человек ; похожие проблемы возникли и с данными переписи 2010 года. Это делает бессмысленным сравнение численности населения данных территорий.

4. В работе также не анализируются данные по Москве и Санкт-Петербургу, а также по поселениям, находящимся в их подчинении. Учитывая, что население города Москвы увеличилось за период 1989-2002 годов на 1252 тысяч человек, или на 14,1%, а за 2003-2010 годы - еще на 1388 тысяч (на 13,7%), эти данные в агрегированных итогах способны изменить динамику численности населения центров весьма существенным образом. Изучение проблем роста населения российских столиц представляется нам самостоятельной исследовательской задачей. Это – неполный перечень сложностей, с которыми пришлось столкнуться при подготовке базы для анализа, но представляется, в основном с ними удалось справиться .

При анализе численности населения мы исходили из предположения о том, что динамика населения региональных центров и внутрирегиональной периферии имеет особенности, в этом заключается методическая основа работы. Кроме того, периферия сама по себе неоднородна и изменения в ней могли зависеть от удаленности того или иного района от регионального центра. Поэтому при анализе динамики численности населения за межпереписные периоды 1989-2002 и 2003-2010 годов низовые АТЕ делились на две группы.

1) Центральные АТЕ (центр), к которым относились областной (республиканский, краевой) центр с принадлежащими ему населенными пунктами и «центральный», пристоличный район. В случае, если территория регионального центра граничит непосредственно не с одним, а с двумя или тремя административными районами, то все они были отнесены к центральным. Целесообразность такого отнесения для районов, соседствующих с центральным городом, объясняется существованием в каждом случае фактически единого локального рынка труда, в пределах которого совершается большой объем маятниковых поездок, формируется единое агломерационное пространство. Кроме того, за анализируемые межпереписные периоды между региональными центрами и близлежащими районами совершались наиболее значительные административно-территориальные преобразования.

Особого подхода требовали Московская и Ленинградская области, в них к центральным были отнесены все АТЕ, граничащие с территорией Москвы и Санкт-Петербурга (которые, напомним, в анализ не включались).

2) Периферийные АТЕ, подразделяемые на несколько зон сообразно удаленности АТЕ от центра - на периферию 1-го, 2-го … 8-го порядков. Порядок соседства имеет значение: так, средняя удаленность центров административных районов первого порядка от региональных центров составляет 30-50 км, что предполагает наличие неплохой - по российским меркам - связности с центром и, соответственно, формирование системы интенсивных маятниковых, рекреационных поездок и социально-трудовых связей. При этом в северных и восточных регионах страны соседи первого порядка, как правило, уже значительно удалены от регионального центра - на 100 и более км, что предопределяет слабую связь с ним. Но в любом случае, чем дальше от центра располагается город или район, тем связи слабее и тем к более дальней периферии, в принятой нами терминологии, его следует относить. Подобным образом данные группировались по каждому региону, федеральным округам и в целом по России.

Для характеристики центро-периферийных отношений, кроме ранговых порядков по отношению к центру, использовался также критерий удаленности (физического расстояния) центров низовых АТЕ от региональной столицы, выраженный в километрах . Такая группировка дополняет вышеописанную, так как данный критерий удаленности не зависит от различий в размере и конфигурации низовых АТЕ в густо- и редконаселенных частях страны, позволяя производить более дробные группировки.

Любому государству присуще разделение на отдельные части всей его территории. Это необходимо для создания местного самоуправления, осуществления управленческой деятельности. Административная территориальная единица формирует структуру государства. Это формальные регионы, которые имеют политический и экономический смысл.

Совокупность таких единиц составляет административно-политическое деление страны. Причем процедуру деления можно рассматривать и как процесс создания определенной структуры, и как его конечный результат. При этом образуются различные административные единицы.

Общая характеристика

Часть государства, которая формирует политическую административную карту страны. В соответствии с таким разделением строится система местного самоуправления. Это частный случай районирования, которое проводят органы государственной власти.

Деление территории суверенного государства на отдельные регионы обусловлено политическими, природными, этническими и прочими факторами. Федеративные государства также имеют подобные единицы местного самоуправления, так как подобные страны являются унитарными. Их устройство является особым.

Подобные государства характеризуются федеративным устройством. Каждый их субъект имеет унитарное устройство, но они могут также являться отдельными федерациями. Административные единицы управляются органами местного самоуправления. Их права регулируются законодательством.

Особенности разделения стран

Деление территории страны на отдельные части имеет древнее происхождение. Это было присуще множеству государств в прошлом и настоящем. Отличие заключается только в сложности такого устройства.

В некоторых странах при их распаде границы областей могут формировать отдельные государства. В этом случае возможно возникновение множественных территориальных споров.

Особенности разделения в РФ

Административно-территориальные единицы России формируются под воздействием законодательной деятельности представительных органов. Существуют определенные принципы, по которым происходит подобный процесс. Законодательство регулирует полномочия органов местного самоуправления.

Взаимоотношения между государством и его регионами имеют несложную форму. Поэтому правительство может менять районирование без процедуры одобрения местными властями таких решений.

Принципы формирования регионов в РФ

Российские территориально-административные единицы формируются по нескольким принципам. К ним относятся территориальный, национальный и смешанный подход. В первом случае предполагается выделение территориальной единицы при наличии значительной площади и проживающего здесь большого количества людей. Этот принцип положен в основу формирования области, края, города.

По национальному принципу формируются субъекты РФ, в которых проживает определенная этническая группа населения. Если на конкретной небольшой территории проживает определенный народ, входящий в состав федерации, эту область также выделяют в отдельную единицу.

Смешанный принцип имеет черты национального и территориального разделения. Признаками субъекта является отсутствие государственного суверенитета, отсутствие возможности самостоятельно менять границы или выходить из состава государства. Население, живущее в таких районах, наделяется одинаковыми правами. Все проживающие являются гражданами РФ. Все субъекты имеют равные права.

Факторы разделения

Существует несколько основных факторов, по которым формируется каждая основная административно-территориальная единица. Это происходит под воздействием природно-географических, этнических, культурных, социальных и экономических особенностей развития. В связи с этим можно выделить несколько групп факторов. Они определяют формирование системы.

Этнокультурные факторы определяют территориальную структуру в многонациональных государствах. Такие области обладают четко выраженными на местности объектами. Чтобы избежать сепаратизма национальных меньшинств, правительство редко определяет границы области по этому принципу.

Исторические факторы сложились много веков назад. Сохранившись и по сей день, они могут формировать карту страны. Система расселения (демографический фактор) также может влиять на этот процесс. В некоторых случаях территориальные единицы формируются под воздействием природных (географических) факторов.

Важным сегодня является экономический фактор. Он определяет разделение территории по профилю производства, направления хозяйственной деятельности.

Типы территориальных единиц

Чтобы понять, как называется территориальная административная единица в РФ, необходимо рассмотреть существующие их виды. Они бывают первичными и базовыми. К первой категории субъектов относятся районные города, ПГТ, поселки. Ко второй категории субъектов относят районы, города республиканского или областного подчинения.

Районом называется составляющая часть края, автономного округа или области. Это многоотраслевая экономическая структура. В нее входят коммунально-бытовые, сельскохозяйственные, торгово-закупочные предприятия.

Городом называется важная для культурной, политической и хозяйственной деятельности страны единица. Они разделяются на виды в зависимости от ряда организационных факторов. Бывают города республиканского, краевого, областного, окружного, районного значения. Городские районы являются их частью, наименьшей структурной единицей.

Поселки также считаются отдельной частью территориальной системы. Они отличаются от городов меньшими размерами. Бывают дачные, курортные и рабочие поселки.

Формат подчинения

Административно-территориальные единицы страны могут отличаться различной степенью подчинения государственным властям. В зависимости от этого выделяют несколько форматов организации структурных элементов.

Автономный регион отличается повышенным политическим статусом. Их уровень самоуправления высок. Чаще всего подобные единицы выделяют по этнокультурному признаку.

Ко второму типу подчинения относятся регионы, в которых присутствует особый порядок управления. К таким структурным единицам могут относиться регионы с особой геополитической ситуацией. Чаще всего они живут в условиях жесткого контроля со стороны централизованной власти.

Третьей формой являются области с пониженным политическим статусом. Такие регионы могут не обладать совсем или только частью признаков субъектов. Они имеют небольшое количество жителей или малый размер.

Столичные округа характеризуются наличием крупного города, которые обладают некоторой автономией или особыми правами.

Экстерриториальные территории выделяют по этническому признаку. Также существуют заморские территории, которые образовались после распада колоний. Их принято называть владениями. Также существуют неконтролируемые регионы.

Название структурной единицы

Чтобы разобраться, какая административно-территориальная единица функционирует в регионе, следует рассмотреть особенности их топономики. Различают наименования и названия подобных структурных элементов государств. Под наименованием подразумевают синонимы формальных регионов. Они могут быть общими для многих стран или встречаться исключительно в одном государстве.

Условно для определения понятия территориальной административной единицы в любой стране можно использовать слово «провинция». Остальные формы считаются производными от нее.

В большинстве государств применяется одно наименование для структурных единиц. Однако для сложных федераций возможно применение более сложной организации. В этом случае именования могут формироваться в результате исторических факторов, размера территории и т. д.

Название же устанавливается для конкретной территории, обладающей уникальными характеристиками.

Уровень дробности

Входит в структуру из определенного количества элементов. Их число определяет уровень дробности государства. Оптимальные параметры этого понятия связаны с выбором адекватной управляемой структуры.

Показатель дробности зависит от числа жителей в стране, ее размерами и степени ее расчлененности в соответствии с различными признаками. Для каждого государства существует оптимальное число структурных единиц. Причем оно не зависит от размеров территории и количества жителей. Каждый структурный элемент должен иметь высокую управляемость.

Количество структурных единиц для среднестатистического государства составляет около 18 штук. Это исторически сложившийся оптимальный уровень. Однако это не означает, что любое государство должно формировать свою структуру в соответствии с этим значением.

Административный центр

Имеет такой элемент, как центр. Для полноценного управления значение имеет его месторасположение, а также его столичность. Последний принцип имеет несколько типов.

Доминирующий центр является в регионе самым крупным городом. Он имеет большое влияние на остальные структурные единицы. Доминирование определяется концентрацией в нем населения относительно всего региона, а также экономический потенциал.

Конкурентно-доминирующий центр представляет собой столицу, которая является одним из нескольких крупных городов в регионе. Функциональный центр может быть небольшим, но он выполняет административные функции.

Еще одной формой столичности считается исторический центр. Город может быть некрупным, но он выполняет административные функции уже множество веков.

Закрытые образования

В РФ может быть закрытой. К таким образованиям относятся структурные элементы, которые имеют органы самоуправления и промышленные предприятия по производству оружия массового поражения, переработке радиоактивных отходов и т. д.

Это тоже территориальная административная единица. Ее границы определяются в соответствии с действующим режимом безопасности, а также потребностями его развития.

Рассмотрев основные принципы выделения административно-территориальных единиц, можно глубже вникнуть в принципы государственного деления и подчинения регионов в РФ и других странах мира.

Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяется иерархичностью построения единой централизованной системы государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления.

Управление территориальной системой государства осуществляется при помощи системы административно-территориальных единиц. Административно-территориальные единицы в составе одного государства могут создаваться на различных уровнях управления, в различных управленческих целях, в силу чего они различаются по своему наименованию, статусу, цели деятельности и т.д.

По нашему мнению, классификацию всех видов административно-территориальных единиц в государстве можно провести по трем основаниям: в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (вертикаль), в соответствии с направлениями осуществляемых государством функций (горизонталь) - ведомственное, а также классификация географических объектов территории страны (базовая).

Так, в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (по вертикали) можно выделить следующие административно-территориальные единицы, существующие на трех уровнях: федеральном, на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

Вертикальное разделение властей представляет принципиальную схему распределения полномочий между различными самостоятельными, в рамках своих предметов ведения, уровнями власти. Органы местного самоуправления, формально не являющиеся согласно Конституции Российской Федерации органами государственной власти, по сути, обладают тем же статусом, только в пределах своей компетенции.

Таким образом, группу «властных» административно-территориальных единиц составляют: 1. Федеральные округа (федеральный уровень власти); 2. Субъекты федерации (уровень власти субъектов); 3. Муниципальные образования (власть местного самоуправления).

Указанные территориальные образования обладают признаками административно-территориальной единицы - наличие относительно обособленной части государственной территории, в рамках которой осуществляется государственное или муниципальное управление. Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы. / А.Н. Чертков - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. - С. 42.

Стоит отметить, что федеральные округа (Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Крымский) учреждены Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 25.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N 20. - ст. 2112..

По мнению Н.Е. Егоровой, О.А. Иванюк, «хотя юридически создание федеральных округов не изменяет федеративного устройства России (округа не имеют прав субъекта Федерации и соответствующих органов), на деле после их создания и назначения в них полномочных представителей Президента с некоторыми новыми задачами и правами, которые не имели прежние представители, ситуация изменилась.

С их созданием значимость субъектов федерации и губернаторов стала существенно снижаться, центр политической жизни на местах иногда стал перемещаться в федеральные округа» Егорова Н.Е., Иванюк О.А. Вопросы самостоятельности государственно-территориальных единиц России / Н.Е. Егорова, О.А. Иванюк // Журнал российского права. - 2010. - № 5. - С. 112..

К. М. Добрынин, М.В. Глигич-Золотарева считают, что образованные в России федеральные округа не изменяют федеративно-территориальное устройство России. Однако, пишут они, «фактически, в России за период с мая 2000 года сформировались девять полноправных (и даже более полноправных через институт полномочных представителей Президента Российской Федерации) федеральных округов, обладающих признаками субъекта Российской Федерации, руководители которых входят в Совет безопасности при Президенте Российской Федерации и могут регулярно, не менее одного раза в месяц, встречаться с главой государства, обсуждать с ним проблемы территорий, входящих в соответствующий федеральный округ, в отличие от губернаторов, не имеющих уже такой возможности» Добрынин Н.М. , Глигич-Золотарева М.В. Государственно - территориальное устройство России: системный подход / Н.М. Добрынин, М.В. Глигич-Золотарева // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - № 1. - С. 26.

Что касается уровня власти субъектов федерации, то на сегодняшний день после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов -- Республики Крым и города федерального значения Севастополя число субъектов в Российской Федерации стало 85.

Они так же могут быть классифицированы, в зависимости от их административно-правового и конституционного статуса на: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

В группу муниципальных образований (власть местного самоуправления) в соответствии с Законом о местном самоуправлении № 131-ФЗ вводится пять категорий (типов) муниципальных образований:

  • 1. Сельское поселение (входит в состав муниципального района);
  • 2. Городское поселение (входит в состав муниципального района);
  • 3. Муниципальный район;
  • 4. Городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района;
  • 5. Внутригородская территория города федерального значения. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 40. - ст. 3822.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 11-13 Закона о местном самоуправлении.

Таким образом, классификация административно-территориальных единиц предопределяется иерархичностью построения единой централизованной системы государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления. Так, в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (по вертикали) можно выделить следующие административно-территориальные единицы, существующие на трех уровнях: 1. Федеральные округа (федеральный уровень власти); 2. Субъекты федерации (уровень власти субъектов); 3. Муниципальные образования (власть местного самоуправления).

  • 2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
  • 3. Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя
  • 3.1. Понятие конституционного строя и его основ
  • 3.2. Основные характеристики Российского государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 4. Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации
  • 4.1. Понятие и структура гражданского общества
  • 4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации
  • Основные отличия рыночной экономики от плановой
  • 4.3. Формы собственности в Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации
  • 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия
  • 5.2. Конституционный статус общественных объединений
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 3. Основы правового статуса личности
  • 6. Конституционные основы правового положения личности
  • 6.1. Понятие правового положения личности
  • 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации
  • 6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 7. Гражданство Российской Федерации
  • 7 .1. Понятие гражданства
  • 7.2. Действующее законодательство о гражданстве
  • Контрольные вопросы и задания
  • 8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
  • 8.1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • 8.2. Основные обязанности гражданина Российской Федерации
  • 8.3. Развитие системы гарантий основных прав и свобод
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
  • 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
  • 9.1. Понятие и формы государственного устройства
  • 9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
  • 10.1. Статус субъектов Российской Федерации
  • 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
  • 10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика
  • Контрольные вопросы и задания
  • 11. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и признаки органа государства
  • 11.2. Система и виды органов государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)
  • 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
  • 12.1. Понятия выборов и избирательного права
  • 12.2. Виды избирательных систем
  • 1 2.3. Избирательный процесс и его стадии
  • Контрольные вопросы и задания
  • 13. Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства
  • 1 3.1. Президент Российской Федерации - глава государства, порядок его избрания и отрешения от должности.
  • 13.2. Компетенция Президента рф, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента рф.
  • 13.3. Администрация Президента Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 14. Федеральное Собрание - Парламент России
  • 14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
  • 14.2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания
  • Контрольные вопросы и задания
  • 15. Законодательный процесс и статус депутатов в России
  • 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 15. 2. Конституционно-правовой статус депутатов
  • 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 15.2. Конституционно-правовой статус депутатов
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)
  • 16. Правительство Российской Федерации
  • 16.1. Исполнительная власть: понятие и система порядок формирования Правительства Российской Федерации.
  • 16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты
  • 16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • Контрольные вопросы и задания
  • 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
  • 17.1. Понятие и принципы правосудия
  • 1 7.2. Судебная система и порядок формирования судов
  • 17.3. Конституционный Суд Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 18. Органы прокурорского надзора и следственного комитета в Российской Федерации
  • 18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти
  • 18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности
  • 1 8.3. Система органов прокуратуры
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
  • 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 20. Местное самоуправление в Российской Федерации
  • 20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
  • 2 0.2. Формы непосредственной демократии
  • 2 0.3. Органы местного самоуправления
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • ЗаклюЧение
  • Оглавление
  • Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура) 153
  • Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 183
  • 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства

    Административно-территориальное устройство - это деление территории государства на части (области, провинции, штаты и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти и местного самоуправления. Их принято называть административно-территориальными единицами.

    Главная задача административно-территориального устройства - обеспечение функционирования государственного механизма, четкой работы государственного аппарата, его связи с органами местного самоуправления, с населением. Не менее важными остаются цели фискальные, т. е. организация сбора налогов с населения, и цели полицейские - обеспечение общественного правопорядка на данной территории.

    В царской России была весьма высокая степень централизации страны с жестким подчинением низовых структур верхам. На ее территории (в современных границах) было 56 губерний и областей, 476 уездов и округов и 10 606 волостей. Некоторые окраинные губернии объединялись в генерал-губернаторства.

    В первые годы советской власти была проведена административная реформа, основанная на новых принципах, учитывающих интересы хозяйственного и культурного развития страны в целом и отдельных ее областей и районов, обеспечивающих потребности свободного развития всех наций и народностей России.

    Важнейшим принципом административно-территори­ального устройства является экономический принцип. При установлении границ областей, районов учитываются естественно-исторические и экономические условия, наличие природных ресурсов, профиль и уровень хозяйственного развития, пути сообщения, количество и плотность населения, наличие центров экономического тяготения. Экономический принцип способствует развитию производительных сил страны и дает возможность местным органам самостоятельно решать хозяйственные и социально-экономические задачи.

    В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип, предполагающий необходимость всестороннего учета национального состава населения, проживающего на данной территории. Успешное решение органами государственной власти и местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, возможности лучшего удовлетворения его нужд и запросов, опоры на его инициативу и самодеятельность. Поэтому необходимость максимального приближения государственного аппарата к населению также учитывается при административно-территориальном устройстве Российской Федерации. Учитывается также необходимость приближения государственного аппарата к экономически важным предприятиям (промышленным, добывающим, сельскохозяйственным), что обеспечивает возможность оперативного влияния на развитие экономики.

    Ранее вопросы административно-территориального устройства внутри субъектов Российской Федерации решались в Москве Президиумом Верховного Совета, теперь это относится к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации.

    10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика

    Многие авторы считают, что административно-терри­ториальное устройство присуще только субъектам Российской Федерации, но практически деление Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2010 г.) на 83 равноправных субъекта есть первый федеральный уровень административно-территориального деления страны.

    Административно-территориальное деление внутри субъектов Российской Федерации ведется на основании их законов. Например, в соответствии с законом Новосибирской области административно-территориальное устройство (деление) области - это территориальная организация области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и местного самоуправления.

    Административно-территориальная единица - это часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая установленный законом статус, название и находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления.

    В большинстве субъектов Российской Федерации по-прежнему сохраняется два уровня деления: базовый и первичный.

    Базовый уровень представляет собой деление территории субъектов Российской Федерации на сельские районы и города республиканского, краевого, областного значения.

    Первичный уровень - это деление районов на города районного значения, поселки, сельсоветы (есть районы, состоящие только из сельсоветов), а городов областного (и другого) значения - на городские районы.

    Существуют следующие административно-территори­альные единицы:

    - Республика, край, область, автономная об ласть - это наиболее крупные административно-территориальные единицы в составе Российской Федерации, представляющие собой сложный хозяйственный комплекс с индустриальными центрами и сельскохозяйственными районами.

      Города федерального значения (ГФЗ) - Москва и Санкт-Петербург. Это наиболее крупные политические и экономические, культурные и административные центры. Кроме того, Москва имеет статус столицы Российской Федерации, а Санкт-Петербург - бывшая столица России и второй по величине город в стране.

      Автономные округа - это форма национально-государственного устройства для малых народов Севера и Дальнего Востока. Они, как правило, входят в состав областей и краев. Чукотский автономный округ выделился из состава Магаданской области и стал самостоятельнойадминистративно-территориальной единицей.

      Район (муниципальный район) - основная административно-территориальная единица в сельской местности. Ведущее место здесь принадлежит сельскохозяйственному производству и переработке сельхозпродукции.Кроме того, это важнейшая база всех видов социально-культурного обслуживания всего сельского населения района.

    Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. По подчиненности, численности населения, промышленному и культурному уровню города делятся на две основные группы.

      Города республиканского, областного и другого значения - это административные центры субъектов Российской Федерации и наиболее крупные города с населением более 50 тыс. человек, в них сосредоточен промышленный потенциал региона, это центры экономического тяготения, культурные и научные центры. В Новосибирской области к ним относятся: Новосибирск, Бердск, Куйбышев, Барабинск, Татарск, Искитим, Обь. Эти города могут иметь статусгородского округа , приравненного к статусумуниципального района. В Новосибирской области статус городского округа имеют города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, а также наукоград Кольцово. Особый статуснаукограда получают городские поселения, являющиеся центрами науки. В городах с населением более 100 тыс. человек могут создаваться городские районы.

      Города районного значения - промышленныеи культурные центры с числом жителей не менее 12 тыс. человек. Иногда ставится условие, чтобы рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85 %.

    К городским поселениям относятся также поселки городского типа, отличающиеся от городов меньшими размерами территории и меньшей численностью населения. Выделяются три типа поселков:

    - рабочий поселок - населенный пункт с числом жителей не менее 3 тыс. человек, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, научные центры и другие экономически важные объекты;

    - курортный поселок - населенный пункт в курортнойзоне с населением более 2 тыс. человек, при условии, что количество ежегодно приезжающих на отдых и лечение составляет более 50 % от числа постоянного населения;

    - дачный поселок - населенный пункт, обслуживающий крупные города в качестве мест летнего отдыха.

    Самой многочисленной административно-территори­альной единицей в настоящее время являются сельские поселения: села, станицы, деревни, хутора, аулы и т. д. Большая часть их жителей занята сельским хозяйством и его обслуживанием. Территория сельского поселения в качестве административно-территориальной единицы называется сельским муниципальным образованием .

    Особенности административного деления есть в городах федерального значения. Например, Москва делится на административные округа (базовый уровень), а они - на муниципальные районы (первичный уровень).

    С учетом мнения большинства населения могут создаваться национальные районы и сельсоветы.

    Кроме того, могут создаваться закрытые административно-территориальные образования, на территории которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан, их статус определяется федеральным законом.

    Во всех городах существуют внеадминистративные образования, называемые микрорайонами, в них могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

    В 2000 г. указом Президента Российской Федерации территория страны была разделена на семь федеральных округов (в 2009 г. создан восьмой федеральный округ - Северо-Кавказский). В них были назначены полномочные представители Президента Российской Федерации, которые, без сомнения, будут оказывать определенное влияние на решение задач, стоящих перед административно-терри­ториальным устройством страны.

    Под административно-территориальным делением (АТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы АТД). География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД. В процессе изменения административные единицы могут увеличиваться или уменьшаться, происходит их укрупнение или разукрупнение . Как правило, два противоположных процесса - центробежный и центростремительный - поочередно сменяют друг друга в процессе формирования сети АТД.

    Процесс эволюции АТД России делится на 13 этапов :

    1. Первая Петровская реформа стала первой в истории России унификацией системы АТД. До конца XVII века эта система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административно-территориальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами - прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости , фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200 .

    Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на восемь огромных губерний - Московскую, Ингерманландскую (в1710году переименована в Санкт-Петербургскую ), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую . Максимальную площадь (около 2 /3 всей территории государства) занимала Сибирская губерния, а наиболее населенной (более 190 тысяч дворов) была Московская губерния. В 1713 году из вновь присоединенных на северо-западе земель была образована Рижская губерния. В 1717 году из южной части Казанской губернии была образована новая Астраханская губерния.

    2. Вторая Петровская реформа , провозглашенная указом от 29 мая 1719 года , была направлена на разукрупнение слабо управляемых огромных губерний, которые разделили на провинции , а те, в свою очередь, - на дистрикты . Были вновь образованы две губернии - Нижегородская и Ревельская ; Азовскую губернию переименовали в Воронежскую .

    3. Реформа 1727 года упразднила дистрикты, частично заменив их уездами . Эта реформа также продолжила процесс разукрупнения губерний, начавшийся в1719году: были образованы Белгородская и Новгородская губернии, изменились границы Санкт-Петербургской, Московской и Сибирской губерний. Всего после реформы 1727 года в империи насчитывалось 14 губерний иоколо250 уездов. Эта сетка АТД оставалась достаточно стабильной на протяжении нескольких десятилетий (лишь в1744 году были созданы Выборгская и Оренбургская губернии).

    Начало царствования Екатерины I ознаменовалось некоторыми изменениями АТД, связанными, в основном, с созданием административных органов на вновь присоединенных к империи землях. В 1764 году Иркутская провинция Сибирской губернии была выделена в самостоятельную Иркутскую губернию. На юге была учреждена Новороссийская губерния, а на Левобережной Украине - Малороссийская . В 1765 году сформирована Слободско-Украинская губерния с центром в Харькове.

    После первого раздела Польши в1772году из вновь присоединенных к России земель были созданы две новые губернии - Могилевская и Псковская , а спустя три года, за счет новых земель, приобретенных на юге по Кучук-Кайнарджийскому миру, была образована новая Азовская губерния. Особый статус на территории этой губернии получили земли войска Донского , в то время как другие казачьи земли - Запорожская Сечь - были присоединены к Новороссийской губернии.

    Таким образом, к моменту начала новой реформы АТД территория империи делилась на 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов.

    4. Екатерининская реформа , начавшаяся 7 ноября 1775 года с подписания Екатериной II «Учреждения для управления губерний» , ознаменовала собой гораздо более существенное разукрупнение ячеек АТД, нежели все предыдущие реформы. В ходе этой реформы число губерний (основная часть которых стала называться наместничествами ) увеличилось вдвое, провинции были упразднены, а единицей АТД второго уровня стали уезды . Процесс реализации реформы растянулся на 10 лет, в течение которых были образованы 40 губерний (наместничеств) и две области на правах губернии, в которых было выделено 483 уезда.

    Процесс расщепления старых губерний начался с двух центральных - Смоленской и Тверской. Затем были созданы Псковская губерния, Новгородское, Калужское, Полоцкое, Могилевское, Ярославское, Тульское, Рязанское, Володимирское, Костромское, Орловское наместничества, Курская губерния, Нижегородское , Тамбовское , Воронежское, Вологодское наместничества и Колыванская область. При этом была ликвидирована старая Белгородская губерния, которая была разделена между Курской губернией и Воронежским наместничеством. Старая Слободско-Украинская губерния была преобразована в Харьковское наместничество, из северных частей Казанской и Оренбургской губерний было выделено новое Вятское наместничество, а из южных уездов Казанской губернии - новые Симбирское и Пензенское наместничества. Из северной части Астраханской губернии было образовано новое Саратовское наместничество. В последние годы Екатерининской реформы возникли Пермское, Новгородско-Северское, Черниговское, Киевское, Казанское, Уфимское, Олонецкое, Архангельское наместничества и новая Московская губерния. В 1782 году была упразднена самая крупная единицаАТД империи - Сибирская губерния, вместо которой было учреждено новое Тобольское наместничество с двумя областями - Тобольской и Томской . В свою очередь, Иркутское наместничество разделили на четыре области (Иркутскую, Нерчинскую, Охотскую, Якутскую ).

    На юге, напротив, произошло небольшое укрупнение - Азовская и Новороссийская губернии объединились в новое Екатеринославское наместничество (с центром в Кременчуге). В1784году из вновь присоединенных южных земель была образована Таврическая область на правах наместничества. Последним шагом Екатерининской реформы стало преобразование Астраханской губернии в Кавказское наместничество с перенесением его центра из Астрахани во вновь создаваемый город Екатериноград (вскоре центр пришлось вернуть обратно в Астрахань).

    В результате реформы империя стала делиться на 38 наместничеств, три губернии и одну область на правах наместничества (Таврическую). Размер и границы большинства наместничеств, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов.

    Уже после реформы в конце XVIII века, по мере приобретения Россией новых земель, были образованы Минское , Изяславское (Волынь), Брацлавское (Подолия), Вознесенское (юго-запад Новороссии), Курляндское, Виленское и Слонимское наместничества, а Изяславское наместничество разделено на два новых - Волынское и Подольское .

    5. Павловская реформа , следуя логике преобразований АТД в России, носила укрупнительный характер. Преобразовав все наместничества в губернии , император Павел I упразднил Олонецкую, Колыванскую, Брацлавскую, Черниговскую, Новгород-Северскую, Вознесенскую, Екатеринославскую, Таврическую, Саратовскую, Полоцкую, Могилевскую, Виленскую и Слонимскую губернии, а также сократил число уездов. На месте Вознесенской, Екатеринославской губерний и Таврической области возникла Новороссийская губерния; Черниговская и Новгород-Северская губернии были объединены в Малороссийскую губернию; бывшие Полоцкая и Могилевская - в Белорусскую губернию (центр - Витебск), Виленская и Слонимская - в Литовскую (центр - Вильна). Ряд других губерний был переименован. Таким образом, в ходе Павловской реформы число единиц АТД первого уровня уменьшилось с 51 до 42 .

    6. Восстановление екатерининских и образование новых губерний в XIX веке. Новый император Александр I с 1801 года стал восстанавливать прежнюю сетку губерний, сохранив, однако, ряд павловских преобразований. Он реанимировал Олонецкую и Пензенскую губернии, Литовскую губернию разделил на Виленскую и Гродненскую , а включенная в состав империи Грузия получила статус новой губернии. Малороссийскую губернию разделили на Черниговскую и Полтавскую, а вскоре была ликвидирована и Белорусская губерния, которая распалась на Могилевскую и Витебскую. Новороссийскую губернию поделили между Николаевской, Екатеринославской и Таврической, а Выборгскую переименовали в Финляндскую . Из состава Астраханской губернии выделили Кавказскую губернию с центром в Георгиевске, впоследствии преобразовав ее в Кавказскую область с центром в Ставрополе.

    В течение XIX–ХХ веков многократно создавалась и упразднялась Камчатская область, однако впервые она была выделена из состава Иркутской губернии и получила административную самостоятельность в 1803 году. В Азиатской части империи при Александре I также возникли Томская и Енисейская губернии. На вновь присоединенных землях были образованы Белостокская, Тернопольская, Имеретинская и Бессарабская области; свое административное деление имели Великое княжество Финляндское и Царство Польское . В 1822 году, по реформе Сперанского, все губернии и области Сибири были подчинены двум генерал-губернаторствам - Западно-Сибирскому (центр - Омск) и Восточно-Сибирскому (центр - Иркутск). Особое управление ввели для сибирских киргизов (казахов) .

    В середине века продолжился процесс формирования новых единиц АТД: были созданы Ковенская (северные части Виленской губернии), Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская губернии на Кавказе. Кавказская область была переименована в Ставропольскую губернию.

    К числу важнейших преобразований на основной территории империи во второй половине XIX века можно отнести создание Самарской, Уфимской и Черноморской губерний, а также областей Забайкальской и войска Донского . В ходе крестьянской реформы 1861 года уезды были разделены на сельские волости .

    7. Формирование системы АТД на вновь присоединенных и колонизируемых территориях (вторая половина XIX века) . В 1849 году в Закавказье была образована Эриванская губерния, Шемахинская губерния переименована в Бакинскую , возник Закатальский округ. На месте Дербентской губернии была образована Дагестанская область, а по соседству была создана особая область казачьего Кубанского войска . Последними по времени преобразованиями АТД на Кавказе стали создание Терской области (центр - Владикавказ), Елисаветпольской губернии, Батумской и Карсской областей.

    В 1856 году из приморских частей Восточно-Сибирского генерал-губернаторства образована новая Приморская область, к которой присоединили бывшее китайское левобережье Амура. Вскоре на вновь присоединенной части левобережья была образована Амурская область (центр - Благовещенск). В 1884 году Сахалин был выделен из Приморской области в качестве особого отдела.

    В 1860–1870-е годы к Российской империи были присоединены земли современного Казахстана и Средней Азии. Наэтих территориях организовывались главным образом области (а не губернии)- Акмолинская, Семипалатинская, Оренбургских киргизов, Уральская, Тургайская, Семиреченская, Туркестанская, Сырдарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская . Вассальную зависимость от России признали Бухарское, Кокандское иХивинское ханства .

    8. АТД Российской империи в начале XX века. В последние предреволюционные годы произошло сравнительно немного изменений АТД России: вновь получила самостоятельность Камчатская область, а также появилась новая Сахалинская область. На юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край .

    9. Сосуществование старых и новых единиц АТД (1917–1923 годы). Реализацию нового проекта разукрупнения АТД России начало Временное правительство, которое в апреле 1917 года выделило из южных уездов Томской губернии Алтайскую губернию, а из восточной части Астраханской губернии - Букеевскую губернию.

    Вслед за Октябрьской революцией1917 года начался стихийный процесс образования советских республик и несоветских автономий , главным образом на окраинах страны. Так, на территории современной России появились советские республики Ставропольская, Терская, Таврида, Донская, Кубано-Черноморская , атакже несоветские автономии в Сибири, на Кубани, в Крыму, на Дальнем Востоке. Вгуберниях и областях с преобладающим нерусским населением в1918–1920 годах были провозглашены собственные советские и несоветские автономные или независимые национальные республики. Полностью отделились от страны Бессарабия, Финляндия, прибалтийские государства, Польша . В1919–1922 годах на Дальнем Востоке и вСибири сосуществовали по крайней мере четыре государства (в т. ч. Верхнеудинская дальневосточная республика ).

    На основной территории страны, которая в 1918 году стала именоваться РСФСР , начался процесс размельчения ряда старых губерний. Так появились Череповецкая, Иваново-Вознесенская, Северо-Двинская, Царицынская, Екатеринбургская, Тюменская , Омская и Челябинская губернии. В январе 1919 года из Белорусской ССР в состав РСФСР вошли Могилевская (вскоре преобразована в Гомельскую ), Витебская и Смоленская губернии, в которых преобладало русское и еврейское население. В марте 1920 года была ликвидирована область войска Донского, а из ее территории образована Донская область, из западных уездов Орловской губернии была выделена новая Брянская губерния, а из западных уездов Ярославской губернии - Рыбинская губерния.

    В октябре 1918 года на территории РСФСР возникло первое национально-государственное образование - Трудовая коммуна Немцев Поволжья (прообраз будущих АССР и АО). Вслед за ней, в марте1919 года, была организована «малая» Башкирская АССР, а в мае-июне 1920 года появились еще три национальных автономии - Татарская АССР, Карельская трудовая коммуна (преобразована вАССР в1923 году) и Чувашская трудовая коммуна (автономная область, позже преобразована в АССР). Из степных областей, заселенных казахами, была образована новая Киргизская АССР в составе РСФСР со столицей в Оренбурге (в1925году ее переименовали в Казакскую АССР). Были также образованы автономные национальные области Вотская (с 1932 года - Удмуртская ), Марийская, Калмыцкая, а также Дагестанская и Горская АССР. При этом Горская АССР была разделена на семь национальных округов: Кабардинский, Балкарский, Карачаевский, Северо-Осетинский, Назрановский (Ингушский), Чеченский, казачий Сунженский . Подобные преобразования АТД происходили и в Сибири: в Забайкальской губернии была образована Бурят-Монгольская АО, а вИркутской губернии - Монголо-Бурятская АО. Обе эти автономии вскоре объединились в одну Бурят-Монгольскую АССР. В августе 1921 года была образована Народная республика Танну-Тува , которая вышла из состава РСФСР и стала независимым государством. Постепенно свои национальные автономии создали зыряне (коми), кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы (адыгейцы), якуты. В октябре1921 года на территории Крыма была организована Крымская АССР в составе РСФСР. Олонецкую губернию включили в состав Карельской АССР. Практически вся территория Средней Азии входила в Туркестанскую АССР.

    В начале 1920-х годов были образованы Мурманская и Новониколаевская губернии, одновременно с карты исчезли Уфимская и Рыбинская губернии.

    10. Первая советская реформа (1923–1929 годы; укрупнение единиц АТД). После образования СССР, в1923году, возникла идея нового районирования страны, разработанная Госпланом. Ее суть состояла в замене старых губерний огромными советскими экономическими областями , разделенными последовательно на округа, районы и сельсоветы . Реформа началась с Урала, где была образована Уральская область (с центром в Екатеринбурге), объединившая четыре губернии. Вскоре на Северном Кавказе была создана Юго-Восточная область , вошедшая позже в огромный Северо-Кавказский край (с центром в Ростове-на-Дону).

    В октябре-ноябре 1924 года было осуществлено национально-государственное размежевание Средней Азии: Туркестанская АССР была выведена из состава РСФСР, а на ее территории возникли Узбекская ССР (с Таджикской АССР) и Туркменская ССР.

    В 1925 году на территории Сибири был создан второй советский край - Сибирский с центром в Новосибирске. Были ликвидированы все губернии Украинской ССР, территорию которой разделили на41округ и Молдавскую АССР. Вянваре1926 года на востоке страны был образован третий край- Дальне-Восточный с центром в Хабаровске. Вмае1927года возник Северо-Западный край с центром в Ленинграде (вскоре он получил название Ленинградской области ). Вмае1928года были образованы сразу три новых советских области- Центрально-Черноземная (центр- Воронеж), Средне-Волжская (центр - Самара) и Нижне-Волжская (центр - Саратов).

    Последним шагом этой реформы стала в 1929 году полная ликвидация губерний и создание областей и краев на оставшейся еще «непрорайонированной» части страны (Центр и Европейский Север). Так были образованы последние большие области - Западная (центр - Смоленск), Ивановская Промышленная (центр - Иваново), Нижегородская (центр - Нижний Новгород), Центрально-Промышленная (центр - Москва) и Северный край (центр- Архангельск). Втечение1929–1930 годов произошли небольшие изменения в составе национальных автономий, в основном входивших в состав областей и краев. Вначале1929 года к Чеченской АО был присоединен Сунженский казачий округ, виюле1929 года в составе Северного края образован Ненецкий национальный округ , в январе 1930 года Мордовский национальный округ Средне-Волжского края преобразован в Мордовскую АО.

    Таким образом, в результате первой советской реформы АТД на территории России осталось 40 единиц верхнего звена АТД, в том числе два типа крупных единиц - шесть областей и семь краев. За пределами этих единиц находились следующие10 АССР - Башкирская, Бурят-Монгольская, Дагестанская, Казакская, Кара-Калпакская, Карельская, Киргизская, Крымская, Татарская и Якутская.

    11. Вторая советская реформа АТД (разукрупнение ячеек). Первая фаза:1930–1939годы. Огромные по площади, населению и числу районов единицы АТД были плохо управляемы, поэтому в СССР встал вопрос о разукрупнении краев и областей. В первую очередь, Дальневосточный край был разделен на несколько областей; затем разделились на мелкие области остальные большие области и края.

    В 1930 году было образовано несколько новых национальных округов- Остякско-Вогульский (нынешний Ханты-Мансийский), Ямальский (Ненецкий), Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) , Витимо-Олёкминский , Охотский (Эвенский), Корякский и Чукотский . В1934 году АО Ингушетия была объединена с Чеченской АО в одну Чечено-Ингушскую АО, а Биробиджанский округ Дальневосточного края был преобразован в Еврейскую АО. В июне 1934 года была раскассирована Центрально-Черноземная область, которая просуществовала всего шесть лет. Ее разделили на Воронежскую (84 района) и Курскую (60 районов) области.

    С принятием новой сталинской конституции 1936 года территория РСФСР заметно сократилась, так как из ее состава были выведены Казакская и Киргизская АССР (они были преобразованы в Казахскую и Киргизскую ССР), а также Кара-Калпакская АССР, которая была включена в состав Узбекской ССР. Одновременно с таким сокращением территории РСФСР на юге было произведено повышение статуса ряда автономных областей до ранга АССР (Кабардино-Балкарская, Коми, Марийская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская). Из«больших» госплановских областей к этому времени уцелели только Западная, Ленинградская и Московская, хотя и от них в 1935 году были отделены некоторые части. В результате реформы сетка АТД России получила вид, во многом напоминающий современный.

    В марте 1940 года из вновь присоединенных восточных участков Финляндии и Карельской АССР была образована новая Карело-Финская ССР, которая была выведена из состава РСФСР.

    12. Вторая фаза разукрупнения областей (1943–1954 годы). Во второй половине Великой Отечественной войны началась еще одна волна размельчения плохо управляемых областей. Она сопровождалась ликвидацией ряда автономий тех народов, которые были признаны «нелояльными». Так появились новые области: Ульяновская, Кемеровская, Курганская, Астраханская и Грозненская . На стыках соседних областей Центра и Северо-Запада возникли Калужская, Брянская, Костромская, Владимирская, Великолукская, Новгородская и Псковская области, а в Западной Сибири были образованы Томская и Тюменская области.

    В 1944–1946 годах в состав СССР вошли новые территории: Тувинская народная республика , которая получила статус АО, Южно-Сахалинская область , которая вскоре была включена в состав Сахалинской области, и Кенигсбергская область , переименованная в Калининградскую .

    В январе 1954 года на окраинах ряда областей центральной части России были образованы сразу пять новых областей, три из которых (Арзамасская, Балашовская и Каменская ) оказались эфемерными и просуществовали лишь три года, а две остальные (Белгородская и Липецкая ) существуют и поныне.

    Крымская АССР в составе РСФСР была преобразована в Крымскую область и передана Украине в1954году.

    13. Стадия устойчивого равновесия системы АТД (с 1957 года). В самом начале этого периода был сделан небольшой шаг назад в направлении укрупнения - ликвидированы четыре неудачно организованные периферийные области, а также восстановлены все ликвидированные Сталиным автономии (за исключением АССР Немцев Поволжья). Так восстановились или возникли вновь Чечено-Ингушская АССР, Калмыцкая АО, Карачаево-Черкесская АО и Кабардино-Балкарская АССР . Была упразднена Карело-Финская ССР, которая вновь была включена в состав РСФСР под названием Карельской АССР .

    Последующие изменения носили лишь«косметический»характер: в1958 году Бурят-Монгольская АССР, Усть-Ордынский и Агинский Бурят-Монгольские национальные округа потеряли в своем названии слово «монгольский»; Калмыцкая АО была выведена из состава Ставропольского края и преобразована в АССР; такой же реорганизации подверглась Тувинская АО, а Сталинградская область была переименована в Волгоградскую. По конституции 1977года все10национальных округов стали называться автономными округами.

    После распада СССР произошло еще несколько несущественных изменений АТД России: трем областям были возвращены старые названия, автономные республики (и некоторые АО) провозгласили суверенитет и стали именоваться «субъектами федерации» (наряду со всеми единицами АТД первого уровня). В1992 году произошло первое после1957года территориальное изменение в АТД - Чечено-Ингушская республика была разделена на самостоятельные Чеченскую и Ингушскую республики .

    В настоящее время в политических кругах России обсуждаются идеи новой реформы АТД , предвестником которой во многом стало появление в 2000 году семи федеральных округов . Преобладают два подхода к проведению реформы - унитарный и дифференцированный . Первый исходит из того, что все субъекты федерации должны иметь равные права; второй подход, наоборот, ранжирует субъекты федерации на два сорта - простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода «особым», в первую очередь, относят национальные республики.

    Использованы материалы Сергея Тархова «Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет» (География: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 15, 21, 28).



    Просмотров