Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы Принцип гласности в деятельности суда

Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в деятельности судов)

Конституция РФ предусматривает, что «разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123).

Принцип открытого разбирательства дел во всех судах закреплен также в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 9 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 10 ГПК, ст. 241 УПК, ст. 11 АПК, ст. 11 КАС, ст. 24.3 КоАП.

Сущность принципа открытого разбирательства дел во всех судах заключается в следующем:

1) суд рассматривает дела в открытом судебном заседании, при котором всем гражданам обеспечивается свободный доступ в зал судебного заседания. В ходе судебного заседания присутствующие лица имеют право фиксировать в письменной форме или с помощью средств аудиозаписи ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда, если это не отразится на судебном процессе.

Однако из общего правила об открытом судебном разбирательстве есть исключения, вызванные некоторыми обстоятельствами и основанные на Конституции РФ и ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия»).

Поэтому отраслевое законодательство предусматривает ряд исключений, когда суд вправе провести закрытое судебное заседание.

Закрытое судебное заседание по уголовным делам допускается в случаях, если:

  • - открытое судебное заседание может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;
  • - рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лег;
  • - рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
  • - этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц;
  • - из педагогических соображений в зал, где проходит судебное заседание по уголовному делу, не допускаются без соответствующего разрешения председательствующего судьи лица моложе 16 лет;
  • - количество лиц, желающих присутствовать на процессе, может быть ограничено в силу недостаточной вместимости зала судебного разбирательства.

Закрытое судебное заседание по гражданским делам допускается по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также в случаях необходимости сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни граждан или иных обстоятельств, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела.

При разбирательстве дел в арбитражных судах закрытые судебные заседания могут проводиться в случаях, если открытое разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Разбирательство дел в закрытых судебных заседаниях допускается только по мотивированному решению (постановлению или определению) суда. Закрытое судебное заседание может проводиться в отношении всего или части судебного разбирательства.

Итоговый акт правосудия (приговор или решение) должен оглашаться публично. Исключение составляет лишь случай, когда объявление решения по гражданскому делу затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ст. 10 ГПК). В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора (ст. 241 УПК);

  • 2) вступившие в законную силу акты правосудия (приговоры , решения и т.п.) должны быть доступны для всех граждан России, могут использоваться и распространяться всеми не запрещенными законом способами. Важное значение для реализации данного положения имеет Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
  • 3) ход и результаты процесса могут свободно освещаться в СМИ.

Принцип гласности в деятельности судов закреплен в ч.1 ст.123 Конституции РФ: «разбирательство дел во всех судах открытое. Слушанье дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных ФЗ».

Сущность принципа открытого разбирательства дел во всех судах состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.

1. Суд рассматривает уголовные, гражданские, арбитражные дела, а также дела, возникающие из административных правоотношений, и обращения в Конституционный Суд РФ в открытом судебном заседании. Это означает такой порядок судебного разбирательства, при котором доступ в зал судебного заседания свободен для всех лиц, достигших определенного возраста, вне зависимости от гражданства и пола, в том числе представители прессы. При этом не имеет значения, являются ли они участниками судопроизводства или нет.

2. Ход и результаты судопроизводства могут свободно освещаться в средствах массовой информации. Правовой основой для получения журналистами информации о ходе и результатах судебного разбирательства, а также для реализации их права на ознакомление с материалами судебных дел и получения копий судебных документов являются Закон РФ «О средствах массовой информации» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3. Вступившие в законную силу акты правосудия (приговоры, решения, постановления и т.п.) должны быть доступны для всех граждан РФ, могут использоваться и распространяться всеми не запрещенными законом способами.

Из общего правила об открытом судебном разбирательстве есть исключения, вызванные некоторыми обстоятельствами и основанные на Конституции РФ и ч.1 ст.6 Европейской конвекции о защите прав человека и основных свобод. Две группы:

1. Обстоятельства, связанные с не допущением лиц в зал судебного заседания или удаления их из него.

· не допускаются без соответствующего разрешения председательствующего судьи лица моложе 16 лет, если они не являются участниками судопроизводства;

· количество лиц, желающих присутствовать на процессе, может быть ограничено в силу недостаточной вместимости зала судебного разбирательства;

· допрошенные свидетели могут покинуть зал судебного заседания лишь с разрешения председательствующего судьи (при необходимо исключить общение допрошенного свидетеля с не допрошенным);

· из зала суда удаляются лица, нарушающие прядок судебного заседания.

2. Обстоятельства, при наличии которых суд может принять решение о проведении закрытого судебного заседания.

· в случае, если открытое судебное заседание может привести к разглашению гос.тайны;

· рассмотрение уголовного дела, совершенного лицами, не достигшими возраста 16 лет;

· рассмотрение уголовного дела о преступлении против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

· этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников.

В гражданском судопроизводстве закрытые судебные заседания проводятся по делам, содержащим сведения, составляющие гос.тайну, тайну усыновления ребенка, а также в случаях необходимости сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны.

Разбирательство дел в закрытых заседаниях допускается только по мотивированному решению суда. Закрытое судебное заседание может проводиться в отношении всего или части судебного разбирательства, но итоговый акт правосудия должен оглашаться публично.

Исключение: оглашение решения суда в отношении несовершеннолетних (ст.10 ГПК РФ).

Конституцией РФ установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Заметим, что, во-первых, принцип гласности устанавливается для всех судов, т.е. и общих, и военных, и арбитражных, причем при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Во-вторых, данный принцип Конституция РФ рассматривает в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство - как исключение из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом. И даже в этих случаях приговор провозглашается публично.

Базируясь на положениях Конституции РФ, АПК РФ не ограничился провозглашением принципа гласности разбирательства дел, а конкретизировал конституционные нормы применительно к арбитражному процессу. В статье 11 АПК РФ установлено, что разбирательство дел в арбитражном суде открытое. Слушание же дела в закрытом заседании допускается:

  • ? в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне;
  • ? при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны;
  • ? в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Специальная норма о гласности судебного разбирательства имеется и в УПК РФ (ст. 18), которая вполне соответствует приведенным положениям Конституции РФ.

Но ее формулировка отличается от той, которая представлена в АПК РФ. Оговорив общее правило об открытом разбирательстве дел, законодатель жестко отметил, что данное правило действует за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Наряду со столь категорическим ограничением гласности законодатель допустил возможность слушания дела в закрытом судебном разбирательстве по мотивированному определению суда или постановлению судьи:

  • ? по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста;
  • ? по делам о половых преступлениях;
  • ? по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

Гласность судебного разбирательства - один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти и его участие в отправлении правосудия.

При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности все процессуальные действия в судебном разбирательстве совершаются «при открытых дверях», за исключением совещания судей при постановлении приговора или вынесении некоторых определений. В судебном заседании вправе присутствовать все желающие, кроме лиц в возрасте до 16 лет, не являющихся участниками процесса, - обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями.

Принцип гласности тесно связан с другими принципами правосудия и судопроизводства. С одной стороны, гласность является важнейшим средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность и равноправие сторон, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне действия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.

Осуществление принципа гласности обеспечивает воспитательное значение судопроизводства, повышение авторитета судебной власти и правосудия, соблюдение действующих законов.

Гласность правосудия имеет много общего с гласностью в обществе вообще. Но гласности судопроизводств присуща специфическая особенность - это нормативное установление, несоблюдение которого представляет собой грубейшее нарушение закона, а его соблюдение - гарант социальной стабильности общества и инструмент построения гражданского общества.

Открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что, в отличие от деятельности других государственных органов , во всех судах судебной системы России (общей юрисдикции, включая военные, и в арбитражных судах) рассмотрение конкретных уголовных, гражданских (арбитражных) и административных дел происходит гласно, в открытых судебных заседаниях. На судебные заседания допускаются все граждане , а по уголовным делам – не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они являются обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями по делу.

Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой – свидетельствует о демократических началах судопроизводства . В залах судебных заседаний могут присутствовать и освещать работу суда корреспонденты газет, радио, телевидения и других средств массовой информации. Размещение и использование соответствующей радио– и телевизионной аппаратуры допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. На судей возлагается обязанность обеспечить для населения и представителей средств массовой информации возможность присутствовать при судебном разбирательстве дел.

В целях усиления воспитательной роли правосудия практикуются различные способы расширения гласности в деятельности суда: организация выезд" ных процессов на предприятиях , в учреждениях и организациях, в отдельных поселках и других населенных пунктах вне местонахождения суда. Не запрещена и используется на практике трансляция судебных процессов по радио и телевидению.

В открытых судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела рассматриваются не только в первой инстанции, но и в кассационном (апелляционном) порядке. В исключительном – надзорном – порядке суд приглашает на заседание обвиняемых, потерпевших, гражданских истцов и их представителей лишь в случае, когда сочтет необходимым.

Закон, проводя в жизнь принцип гласности деятельности суда, четко установил случаи, когда может проводиться закрытое судебное заседание.

В уголовном судопроизводстве это делается в случаях, когда необходимо сохранить государственную тайну , а также по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, о половых и иных преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо связанных с унижением их достоинства. Заседание может быть закрытым, если того требуют интересы обеспечения безопасности участников процесса, членов их семей и близких. В частности, такая практика находит свое применение по делам о террористической деятельности.

В гражданском судопроизводстве процесс может быть закрытым с целью неразглашения факта усыновления, сохранения тайны переписки и в некоторых других случаях, в арбитражном судопроизводстве – дополнительно – при удовлетворении судом ходатайства участвующих в деле лиц, ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой тайны.

Приговор и решение суда во всех случаях провозглашается публично.

Принцип гласности закреплен в ст. 114 Конституции Респуб­лики Беларусь, где указано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допуска­ется в случаях, определенных законом, с соблюдением всех пра­вил судопроизводства. В Кодексе Республики Беларусь о судоустрой­стве и статусе судей (ст. 11) также повторяются конституционные положения принципа гласности.

Гласность является одним из необходимых составных компо­нентов демократической процессуальной формы судопроизводства, важной юридической гарантией осуществления принципа закон­ности в правосудии и реального осуществления прав участников процесса. Данный принцип является гарантией независимости су­дей, средством контроля за деятельностью суда со стороны насе­ления и юридической общественности, формирует авторитет суда в обществе, помогает повысить ответственность судей за результа­ты своей работы, обеспечивает правовое воспитание граждан и должностных лиц, создает условия для объективного и непредвзя­того рассмотрения дела судом, способствует повышению культу­ры хозяйственного судопроизводства, предупреждению правона­рушений и росту профессионального уровня юристов156.

Открытое разбирательство дел в хозяйственных судах оказы­вает сильное воздействие на судей, а также других участников про­цесса и положительно влияет на соблюдение норм хозяйственного процесса права, обеспечивает реальную информированность лю­дей о судебной деятельности, является одним из частных проявле­ний конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Этот принцип является предпосылкой вынесения законного и обоснованного решения. При этом лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, име­ют право фиксировать ход разбирательства с занимаемых ими мест.

В силу принципа гласности при рассмотрении хозяйственно­го спора в судебном заседании могут присутствовать любые лица, в том числе и представители прессы, возможны освещение материалов дел в печати, организация соответствующих передач по радио и телевидению. В то же время средства массовой информа­ции не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судеб­ного разбирательства по конкретному делу или иным образом воз­действовать на суд до вступления решения в законную силу.

Что касается кино- и фотосъемки, видеозаписи, а также воз­можности проведения прямой радио- и телетрансляции заседания, то эти действия допускаются с разрешения хозяйственного суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Закон допускает исключения из принципа гласности в инте­ресах сохранения различного рода тайн в следующих случаях.

Во-первых, для защиты государственных секретов - по ини­циативе хозяйственного суда. Так, в соответствии с п. 6 постанов­ления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Бела­русь «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел, связанных с государственными секретами» от 2 декабря 2005 г. № 28157 по делам, связанным с государственными секретами, лица, присутствующие в зале судебного заседания, не вправе делать пись­менные заметки, вести стенограмму и звукозапись, а также не до­пускаются кино-, фото-, звуко- и видеозапись, трансляция судеб­ного заседания по радио и телевидению, если иное не установлено законодательством о государственных секретах.

Во-вторых, для защиты коммерческой тайны (секрета) - при этом должно быть удовлетворено ходатайство участвующих в деле лиц.

В-третьих, в случае удовлетворения ходатайства лица, участву­ющего в деле, ссылающегося на иные обстоятельства, препят­ствующие открытому разбирательству.

Кроме того, в соответствии со ст. 28 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмеша­тельства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Поэтому лица, участвующие в деле, могут заявить ходатайство о разбирательстве дела в закрытом судебном заседа­нии с целью защиты, например, тайны корреспонденции, и др.

НРПА. - 2006. - № 9.

О проведении закрытого заседания суд принимает определе­ние, которое выносится в зале судебного заседания. После его оглашения в зале могут остаться лишь лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях - свидетели, эксперты, переводчики, которые предупреждаются председательствующим о недопустимости разглашения соответствующих сведений.

Таким образом, гласность в деятельности хозяйственного суда (судьи) - значимая гарантия его независимости и самостоятельно­сти при осуществлении правосудия, гарантия законности, объек­тивности и справедливости судебных постановлений по конкрет­ному делу. Причем это в равной степени касается защиты прав и законных интересов гражданина, субъекта хозяйствования и госу­дарства. Гласность создает предпосылки для непредвзятого, пол­ного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и спо­собствует вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного постановления.

Принцип гласности можно рассматривать как одно из средств социального контроля за надлежащим осуществлением правосудия.



Просмотров