Мы убедились что дело изменения положения. О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей

19 февраля (старый стиль) 1861 года, в день пятилетней годовщины со дня начала царствования Императора Александра II Государем был подписан Манифест об отмене крепостного права в России. Событие, которого ждали на протяжении многих лет, свершилось. «В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей» , - говорилось в тексте Манифеста, за издание которого Император удостоился от русского народа почетного прозвания «Царь-Освободитель».

«Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей... - сообщалось в царском Манифесте. - Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод... Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждает нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе» .

Однако народ узнал о царском Манифесте не в день его подписания, а лишь спустя две недели - на Прощеное воскресенье после окончания литургии. Связано это было с тем, что опасаясь бурной народной реакции, власти решили переждать масленичные гуляния и приурочить оглашение документа к первой неделе Великого поста, когда православные христиане особо стремятся к обузданию собственных страстей и покаянию. И расчеты эти вполне оправдались. Как отмечала столичная газета, «наполнились храмы Божие православным народом. Смиренно слушал честной люд божественную литургию, приготовляясь узнать разрешение заветной для него думы, годами воспитанной в его сердце». «С 9 часов утра, в течение 10 часов, телеграф не преставал передавать во все концы России, куда только была проведена электрическая проволока, весть о высочайшем манифесте 19 февраля 1861 года, - сообщала "Северная пчела". - Милость, дарованная Государем народу, принята была Москвой с благоговейным умилением. (...) В тот же день, 5 марта, по всему Московскому уезду, объявлен манифест, при совершенном спокойствии во всех помещичьих имениях» .

В рамках этого краткого очерка не будем останавливаться на содержании реформы и ходе освобождения крестьян, которые хорошо известны хотя бы из школьного курса истории, а коснемся лишь восприятия этого истерического события современниками.

Император Александр II накануне обнародования Манифеста долго молился на гробнице своего отца - Государя Николая Павловича, почившего 18 февраля 1855 года, и немало сделавшего для того, чтобы отмена крепостного права стала возможной в царствование его сына. По словам историка М.П.Погодина, Государь испытывал 19 февраля великую радость. «Сегодня - лучший день в моей жизни!» , - говорил Император, который «и плакал, и смеялся, и деточек целовал, и близких обнимал...».

Официальная пресса была полна радостных и торжественных сообщений: «Великое событие, совершившееся 19 февраля 1861 года, начинает собою новую, лучшую пору общественного развития России» , - отмечала «Русская Речь». А «Санкт-Петербургские ведомости» уверяли своих читателей в том, что «великий призыв к единению сословий и согласию по обоюдным интересам к общечеловеческим отношениям, навеки закрыл ту бездну, которая открыта руками Петра вследствие исторической необходимости».

«Кант, Шиллер, Руссо..., - восторженно писал М.П.Погодин, - снимайте шляпы, творите земной поклон...Франция, Германия, Англия, завидуйте нам... Мы получили равенство и это "вдруг в одно истинно-прекрасное утро". И все это без революции. Что за "чудище Россия..."» .

Приветствовал царский Манифест и Ф.М.Достоевский, отмечая, что «весь этот мерзостный грех наш упразднился разом по великому слову Освободителя» . «Великим праздником русской земли» называл 19 февраля и видный консервативный публицист М.Н.Катков. Оценивая реформу спустя 9 лет после ее проведения, Катков замечал: «Никогда "здравый смысл народа" не высказывался так блистательно, как в крестьянской реформе, совершившейся в России. В первое время по освобождении, тотчас после крутого перелома, который совершился в русской деревне, когда крепостное право уже пало, но ни мировые посредники, ни сельские власти не были еще введены в действие, когда крестьяне не успели еще ознакомиться с своими новыми правами, - и тогда не произошло никаких серьезных замешательств в народе, несмотря на все усилия злонамеренных партий. Особенные меры, принятые на всякий случай, оказались совершенно излишними. Русский народ удивил своим здравым смыслом не только врагов, но и друзей своих, которые все-таки не чаяли, чтобы массы могли обнаружить такое полное самообладание на первых порах свободы. Известно, что злонамеренные люди старались возбудить в крестьянстве преувеличенные ожидания. Распускались слухи о даровом наделе, о новой воле, об освобождении от всех повинностей. Но в народе постоянно сохранялся здравый инстинкт истины» .

Но реакция общества на крестьянскую реформу оказалась далеко неоднозначной. Как справедливо отмечает историк царствования Императора Александра II Е.П.Толмачев, «отношение современников к обнародованной крестьянской реформе еще раз доказало старую истину: нет закона, который был бы всем по душе» . Если одни восторгались великим государевым актом, то другие трактовали реформу как «грабительскую».

В последней трактовке особенно преуспел революционный лагерь, который категорически не принял крестьянской реформы. Н.Г.Чернышевский, прочитав манифест 19 февраля 1861 года, раздраженно бросил: «Давно было ясно, что будет именно это» . А герценовский «Колокол» устами Н.П.Огарева, отмечавшего, что крестьяне из крепостной зависимости попали в зависимость долговую, писал: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще, крепостное право не отменено. Народ царем обманут» .

Но обманутыми себя чувствовали и многие бывшие крепостники, которых реформа лишала даровой рабочей силы и заставляла делиться землей с крестьянами. Те же из них, что заложили свои поместья и задолжали казне немалые суммы, вместо ожидаемого щедрого вознаграждения получили лишь списание дореформенных долгов.

Всем памятны некрасовские строки об отмене крепостного права:

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Впрочем, критика реформы звучала не только из уст левых радикалов и обиженных помещиков. Спустя 12 лет после издания Манифеста Ф.М.Достоевский замечал: «С освобождением крестьян труд остался без достаточной организации и обеспечения. Все погибло: деревня и землевладение, и дворянство, и Россия... Личная поземельная собственность в полнейшем хаосе, продается и покупается, меняет своего владельца поминутно... За кем останется окончательно - это трудно предсказать, а между тем, если хотите, в этом главнейший вопрос русской будущности» .

Не отрицая необходимости реформы, довольно критически оценивал ее осуществление на практике и славянофил И.С.Аксаков. «Эта реформа - больше чем переворот, в обыкновенном значении слова; это целая революция, конечно мирная, но все-таки революция (...) - одна из величайших социальных революций, какие знавала история, - считал он. - ...Освобождение крестьян от крепостной зависимости не было каким-нибудь перечислением предметов из одного ведомства в другое или одною из полезных реформ в ряду прочих, - даже, пожалуй, самою важною из них, увеличившею на 20 миллионов число полноправных, с русской точки зрения, граждан. Приступая к этому великому действию, мы не только не отдавали себе ясного отчета в его значении, в объеме его последствий, но даже и теперь не стоим с ним в уровень нашим сознанием. (...) Давно ли стали мы догадываться, что, уничтожая помещичий быт и крепостную зависимость крестьян, мы копнули в самую глубь родной истории? Мы смели вековые наносы и обнажили стародавний пласт, историческую целину, да и не знаем как с нею и быть: нет у нас для нее ни семян, ни соответствующих орудий; семена и плуги, которые годились для наносных слоев, ей не пригодны. Мы решали исторический вопрос - не вооружась историческим сознанием, которым наше общество до позора скудно, запамятовав исторические предания!».

А известнейший публицист «Нового времени» М.О.Меньшиков обращал внимание своих читателей на то, что великая реформа привела к обрушению в крестьянской среде традиционной системы ценностей, а бремя свободы оказалось для многих из них невыносимо тяжелым: «На великий акт освобождения от крепостной неволи народ, свободный народ! - ответил: 1) быстрым развитием пьянства, 2) быстрым развитием преступности... 3) быстрым развитием разврата, 4) быстрым развитием безбожия и охлаждением к церкви, 5) бегством из деревни в города, прельщавшие... притонами и кабаками, 6) быстрой потерей всех дисциплин - государственной, семейной, нравственно-религиозной и превращением в нигилиста» .

И в этой критике тоже была правда. Ведь вместе с обретением свободы крестьяне лишались помощи и опеки со стороны помещиков, на которую привыкли рассчитывать. Если для зажиточной части крестьянства, привыкшей вести самостоятельное хозяйство, это было не страшно, то бедные крестьяне оказывались «выброшенными» в непривычную для них свободную жизнь и, адаптируясь к новым условиям жизни, нередко обращали обретенную свободу отнюдь не во благо.

Но не будем забывать, что задача, стоявшая перед Государем была не из простых. О необходимости отмены крепостного права русские Самодержцы задумывались уже со времен Екатерины Великой, когда стало приходить осознание того, что после освобождения от обязательной государственной службы дворян закабаление крестьян теряет нравственное обоснование. Начиная с Императора Павла I, каждый из Государей предпринимал реальные шаги для того, чтобы смягчить крепостное право. А к середине XIX в. было уже совершенно очевидно, что форма хозяйствования, основанная на принудительном труде, теряет свою былую эффективность, а все большее осознание несправедливости такого положения дел, настоятельно требует принципиального решения крестьянского вопроса. Широко известны слова, сказанные московскому дворянству Императором Александром II в 1856 году: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться до того времени, когда она начнет само собой уничтожаться снизу» . Но стоило только приступить к решению этого вопроса всерьез, то становилось очевидным, что освободить крестьян без земли, как это в свое время сделали на Западе - в России невозможно, а безболезненно осуществить передел собственности - не получится. Власть оказалась перед практически неразрешимой дилеммой: сделать так, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Но пройти между Сциллой и Харибдой у Государя все-таки получилось. Хотя реформа одновременно «ограбила» и помещиков и крестьян (первые лишились части своего имущества и доходов, а вторые - не получили того, что ожидали), она не привела к мощному социальному взрыву. Ни дворянского «дворцового переворота», ни крестьянской Пугачевщины не произошло. Поругав власть, обе недовольные стороны стали приспосабливаться жить в новых условиях.

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и
прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.
Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.
Вникая в положение званий и состояний в составе государства,
мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно
благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности,
права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в
отношении к людям крепостным, так названным потому, что они
частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены
под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность
устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали
предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего
происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.
Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это
были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному,
свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I — постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах. Таким образом, мы убедились, что дело изменения положениякрепостных людей на лучшее есть для нас завещание
предшественников наших и жребий, чрез течение событи поданный
нам рукою провидения.


Николай Лавров. Император Александр II Освободитель

Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому
дворянству, к изведанной великими опытами преданности его
престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества.
Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его,
составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем
дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять
трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие
наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их,
облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии,
дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных
людей. В сих комитетах, по собрании потребных положения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам. Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.
Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны
исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне
именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в
собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в
постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность
определенного количества земли крестьяне освободятся от
обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в
решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них 29
переходное состояние, приспособленное к их занятиям и
потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего
положения они получат полное освобождение и срочные льготы.
На сих главных началах составленными положениями
определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей,
установляется порядок общественного крестьянского управления и
указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к
помещикам.
Хотя же сии положения, общие, местные и особые
дополнительные правила для некоторых особых местностей, для
имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на
помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к
местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы
сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные
выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере
поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с
соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.
Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых
оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для
сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих
имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении
надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.


Гравюра. Начало 1883 года. Чтение Манифеста 1861 года Александром II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами
крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления,
для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе,
открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие
сельские общества соединить под одно волостное управление.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено,
на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер
повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю,
так и за другие от него выгоды.
5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям
ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего
манифеста.
6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям
пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно
исполнять прежние их обязанности.
7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.
Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого
преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое
провидение Божие, покровительствующее России.
Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность
благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить
от нас и от всего Отечества заслуженной признательности за
бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний.
Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян.
Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем
даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и
добросовестному исполнению государственных повинностей.
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о
благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной
попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных и что сим
способом облегчится переход от старого порядка к новому и на
будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и
единодушное стремление к общей пользе.
Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений
между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать
в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от
правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил,
выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся на здравый смысл нашего народа.
Когда мысль правительства о упразднении крепостного права
распространилась между не приготовленными к ней крестьянами,
возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе
и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону
христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное , и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь (7); что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.
Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.
Исполнители приготовительных действий к новому устройству
крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят
бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плодыее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.
Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови
с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего
домашнего благополучия и блага общественного.
Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето
от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое,
царствования же нашего в седьмое.

Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.
Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв. ред. О.И.Чистяков.
М., Юридическая литература, 1989.

Текст Манифеста публикуется в дополнение к посту "150 лет Манифесту царя-Освободителя":

@ vlad_falco

Картинки с сайтов Яндекс

Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.

Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I – постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения.

Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам.

Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

Результаты Крымской войны сделали очевидным глубокий кри- зис, в котором находилась Россия. Показали, прежде всœего, несостоя- тельность внешнеполитического курса империи, а также всœей никола- евской системы в целом. В правящих кругах осознавалась необходи- мость радикальных преобразований в стране. Александр II, тяжело

переживавший военное поражение России, стал решительным сто- ронником отмены крепостного права. Об этом он заявил в речи перед представителями московского дворянства в марте 1856 ᴦ. ʼʼСлухи но- сятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всœем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого уже было несколько случаев неповиновения помещикам. Я убеж- дён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизуʼʼ.

В 1857 ᴦ. был учреждён Секретный комитет для решения кре-

стьянского вопроса. При этом туда вошли откровенные сторонники со- хранения крепостного права. Тогда император попытался придать его обсуждению гласный характер.
Размещено на реф.рф
Царскими рескриптами (предписания- ми) в 1857–1858 гᴦ. во всœех губерниях, на которые распространялось крепостное право, были учреждены губернские комитеты из местных помещиков, получивших, таким образом, возможность высказаться по поводу предстоящей реформы. В феврале 1858 ᴦ. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Нача- лось обсуждение проектов реформы в губернских комитетах, а затем и в Главном комитете. Различных записок и проектов оказалось очень много. При этом выяснилось, что, во-первых, интересы помещиков разных регионов не совпадают. И второе различие состояло в отсут- ствии единства среди помещиков внутри комитетов. Часть из них бы- ла настроена крайне консервативно и настаивала на максимальном сохранении существующих порядков. Другие же занимали либераль- ные позиции и предлагали решительные преобразования буржуазного направления. Члены редакционных комиссий пытались отыскать компромиссное решение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ примирило бы государственные, помещичьи и крестьянские интересы. И по сравнению с губернскими комитетами комиссии пошли на значительно большие уступки кре- стьянам, но в целом они защищали интересы помещиков.

Проект положений, выработанных редакционными комиссиями,

в 1860 ᴦ. поступил на рассмотрение Главного комитета͵ а в 1861 ᴦ. пе- редан в Государственный совет. 19 февраля 1861 ᴦ. , в пятую годов- щину своего вступления на престол, Александр II подписал манифест об отмене крепостного права в России и ряд положений, разъясняю- щих условия освобождения крестьян.

Главным содержанием реформы была отмена крепостного со- стояния, как официально именовалось право собственности помещи- ка на крестьян. Крестьяне объявлялись лично свободными и станови- лись юридическими лицами. Это означало, что теперь они могли на своё имя покупать землю, дома, заключать различные сделки, откры- вать торговые и промышленные заведения. Изменение правового по- ложения крестьян привело к смене формы использования труда. На смену феодальному способу, при котором работник был собственно- стью хозяина, пришёл капиталистический, при котором работника нужно нанимать, покупая его рабочую силу. Теперь крестьянин был волен наниматься на работу или предпочесть уход на заработки в го- род, в другие губернии, заняться промыслами и т.п. В этом смысле по своим последствиям реформу 1861 ᴦ. можно приравнивать к европей- ским буржуазным революциям.

Положения 19 февраля 1861 ᴦ. устанавливали ряд базовых прин- ципов ликвидации повинностей и наделœения крестьян землёй. За два года должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян.

Крестьяне могли получить определённый земельный надел за вы-

куп. Размеры наделов определялись местными положениями, которые делили губернии на три полосы (черноземная, нечерноземная и степ- ная). Лишь в 8 западных губерниях наделы крестьян были увеличены

на 18–20% по сравнению с их крепостным владением. В 27 губерниях

землепользование крестьян сократилось и лишь в 9 осталось таким же.

В итоге проведения реформы 10 млн душ мужского пола бывших по-

мещичьих крестьян получили около 34 млн десятин земли, или 3,4 де- сятины на душу, тТогда как для прожиточного минимума, по подсчё- там экономистов, в черноземной полосœе нужно было иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных местностях – 6–8 десятин. Таким об-

разом, в подавляющем большинстве крестьянину выделялся надел

меньше того, которым он владел, будучи крепостным.

Крестьянские надельные земли не были собственностью кресть-

ян или крестьянских дворов, но были переданы во владение крестьян- ским обществам. Крестьяне одного помещика составляли сельское общество, в связи с этим в селœе могло быть несколько сельских обществ и,

наоборот, несколько сёл входили в одно общество. Волость включала

несколько сельских обществ (от 300 до 2000 душ мужского пола). Над крестьянами был поставлен институт мировых посредников, на кото-

рых возлагались вопросы проведения реформы. Мировые посредники

назначались из числа местных потомственных дворян.

Общества ʼʼуравнительноʼʼ распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями. Выкуп- ные платежи и всœе подати крестьяне платили сообща, миром, кото- рый был связан ʼʼкруговою порукойʼʼ, ᴛ.ᴇ. коллективной ответствен- ностью, и должны были платить подати за своих несостоятельных членов. По этой причине каждый крестьянин был ʼʼприписанʼʼ к своему обще- ству и без согласия ʼʼмираʼʼ не мог из него выйти.

Выкупная операция. Размер выкупа устанавливался только по величинœе денежного оброка. При таком принципе выкупалась не зем- ля, а выкупалась личность крестьянина. С этой целью было введено такое понятие, как ʼʼкапитализацияʼʼ оброка из 6% годовых. Это зна- чило найти такой размер капитала, положив который в банк, выпла- чивающий на вклад 6% годовых, помещик бы получал ежегодно сумму оброка. Поскольку неграмотным крестьянам было трудно объ- яснить формулу нахождения полной суммы по проценту, в статье 6

ʼʼПоложения о выкупеʼʼ было записано: ʼʼГодовой оброк… капитали- зируется из шести процентов, ᴛ.ᴇ. умножается на шестнадцать и две трети: таким образом, за каждый рубль ежегодного оброка… полага-

ется выкупная сумма в 16 р.
Размещено на реф.рф
67 коп…ʼʼ.

Крестьяне не могли выплатить сразу такую сумму: она равня- лась 11 годовым налогам с крестьянского двора, а помещик был заин- тересован получить всю сумму сразу. По этой причине государство выступи- ло посредником между помещиками и бывшими крепостными. Оно предоставляло как бы кредит крестьянам в размере 80% выкупной суммы. Эта сумма выплачивалась помещикам сразу при заключение выкупной сделки. Остальные 20% крестьяне должны были уплатить помещику по договорённости. В течение этого периода бывшие кре- постные назывались ʼʼвременнообязаннымиʼʼ и должны были нести прежние повинности в пользу помещика в виде денежного оброка или барщины. Период этого состояния твёрдо установлен не был и

растянулся на 20 лет. После этого крестьяне переходили на выкуп и в течение 49 лет должны были выплачивать государству ʼʼодолженныеʼʼ им 80% выкупных сумм. Зависимость выкупа от оброка привела к тому, что он не соответствовал реальной доходности земли.

Реформа 1861 ᴦ. явилась гранью между двумя эпохами, создав

условия для утверждения буржуазных социально-экономических от- ношений. Она привела к необратимым переменам во всœех сферах русской жизни. Личное освобождение крестьян способствовало более быстрому росту рынка свободной рабочей силы. Это дало мощный

импульс развитию промышленного производства. К началу 1880-х гᴦ.

в России завершается промышленный переворот.

Вместе с тем реформа не разрешила задачи окончательной лик- видации феодально-крепостнических порядков. В стране сохранилось помещичье землевладение как экономическая основа политического господства помещиков.

Крестьяне не получили землю в собственность. Её надлежало выкупить, а условия выкупа для основной массы крестьян были очень

тяжёлыми. Процесс данный растянулся на 49 лет.

Землевладение крестьян было урезано. Недостаток крайне важно й земли крестьяне вынуждены были восполнять кабальной арендой. Не- хватка земли возрастала по мере естественного прироста населœения, что обусловливало сохранение на долгое время полукрепостнических форм эксплуатации крестьян, являлось источником нищеты и отстало- сти деревни. Всё это обусловило дальнейшее обострение аграрного во- проса, который приобрёл небывалую остроту на рубеже XIX–XX вв. и

явился одной из главных причин революции 1905–1907 гᴦ.

Крестьянская реформа сохранила сельскую поземельную общи- ну как средневековый социальный институт с весьма противоречи- выми функциями.

На фоне формирования новых общественных классов – буржуа- зии и пролетариата в стране сохранялись представители феодальных сословий – помещики и крестьяне. Это не могло не отразиться на рас-

становке политических сил в стране в ходе революционных событий и

борьбы за власть. Вместе с тем, крестьянство как сословие было наделœе- но значительно меньшими правами, чем дворянство или купечество. Крестьяне оставались прикреплёнными к месту жительства, были свя- заны круговой порукой в уплате налогов внутри общины, несли нату- ральные повинности. При наличие в стране бессословных окружных судов для крестьян по мелким преступлениям был оставлен сословный

крестьянский волостной суд, который сохранял телœесные наказания.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, крестьянскую реформу невозможно оценить однозначно.

Результаты Крымской войны сделали очевидным глубокий кри- зис, в котором находилась Россия. Показали, прежде всего, несостоя- тельность внешнеполитического курса империи, а также всей никола- евской системы в целом. В правящих кругах осознавалась необходи- мость радикальных преобразований в стране. Александр II, тяжело


переживавший военное поражение России, стал решительным сто- ронником отмены крепостного права. Об этом он заявил в речи перед представителями московского дворянства в марте 1856 г. «Слухи но- сятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого уже было несколько случаев неповиновения помещикам. Я убеж- дён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

В 1857 г. был учреждён Секретный комитет для решения кре-

стьянского вопроса. Однако туда вошли откровенные сторонники со- хранения крепостного права. Тогда император попытался придать его обсуждению гласный характер. Царскими рескриптами (предписания- ми) в 1857–1858 гг. во всех губерниях, на которые распространялось крепостное право, были учреждены губернские комитеты из местных помещиков, получивших, таким образом, возможность высказаться по поводу предстоящей реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Нача- лось обсуждение проектов реформы в губернских комитетах, а затем и в Главном комитете. Различных записок и проектов оказалось очень много. Однако выяснилось, что, во-первых, интересы помещиков разных регионов не совпадают. И второе различие состояло в отсут- ствии единства среди помещиков внутри комитетов. Часть из них бы- ла настроена крайне консервативно и настаивала на максимальном сохранении существующих порядков. Другие же занимали либераль- ные позиции и предлагали решительные преобразования буржуазного направления. Члены редакционных комиссий пытались отыскать компромиссное решение, которое примирило бы государственные, помещичьи и крестьянские интересы. И по сравнению с губернскими комитетами комиссии пошли на значительно большие уступки кре- стьянам, но в целом они защищали интересы помещиков.

Проект положений, выработанных редакционными комиссиями,

в 1860 г. поступил на рассмотрение Главного комитета, а в 1861 г. пе- редан в Государственный совет. 19 февраля 1861 г. , в пятую годов- щину своего вступления на престол, Александр II подписал манифест об отмене крепостного права в России и ряд положений, разъясняю- щих условия освобождения крестьян.


Главным содержанием реформы была отмена крепостного со- стояния, как официально именовалось право собственности помещи- ка на крестьян. Крестьяне объявлялись лично свободными и станови- лись юридическими лицами. Это означало, что теперь они могли на своё имя покупать землю, дома, заключать различные сделки, откры- вать торговые и промышленные заведения. Изменение правового по- ложения крестьян привело к смене формы использования труда. На смену феодальному способу, при котором работник был собственно- стью хозяина, пришёл капиталистический, при котором работника нужно нанимать, покупая его рабочую силу. Теперь крестьянин был волен наниматься на работу или предпочесть уход на заработки в го- род, в другие губернии, заняться промыслами и т.п. В этом смысле по своим последствиям реформу 1861 г. можно приравнивать к европей- ским буржуазным революциям.

Положения 19 февраля 1861 г. устанавливали ряд основных прин- ципов ликвидации повинностей и наделения крестьян землёй. За два года должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян.

Крестьяне могли получить определённый земельный надел за вы-

куп. Размеры наделов определялись местными положениями, которые делили губернии на три полосы (черноземная, нечерноземная и степ- ная). Лишь в 8 западных губерниях наделы крестьян были увеличены

на 18–20% по сравнению с их крепостным владением. В 27 губерниях

землепользование крестьян сократилось и лишь в 9 осталось таким же.

В итоге проведения реформы 10 млн душ мужского пола бывших по-

мещичьих крестьян получили около 34 млн десятин земли, или 3,4 де- сятины на душу, тТогда как для прожиточного минимума, по подсчё- там экономистов, в черноземной полосе надо было иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных местностях – 6–8 десятин. Таким об-

разом, в подавляющем большинстве крестьянину выделялся надел

меньше того, которым он владел, будучи крепостным.

Крестьянские надельные земли не были собственностью кресть-

ян или крестьянских дворов, но были переданы во владение крестьян- ским обществам. Крестьяне одного помещика составляли сельское общество, поэтому в селе могло быть несколько сельских обществ и,

наоборот, несколько сёл входили в одно общество. Волость включала

несколько сельских обществ (от 300 до 2000 душ мужского пола). Над крестьянами был поставлен институт мировых посредников, на кото-

рых возлагались вопросы проведения реформы. Мировые посредники

назначались из числа местных потомственных дворян.


Общества «уравнительно» распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями. Выкуп- ные платежи и все подати крестьяне платили сообща, миром, кото- рый был связан «круговою порукой», т.е. коллективной ответствен- ностью, и должны были платить подати за своих несостоятельных членов. Поэтому каждый крестьянин был «приписан» к своему обще- ству и без согласия «мира» не мог из него выйти.

Выкупная операция. Размер выкупа устанавливался только по величине денежного оброка. При таком принципе выкупалась не зем- ля, а выкупалась личность крестьянина. С этой целью было введено такое понятие, как «капитализация» оброка из 6% годовых. Это зна- чило найти такой размер капитала, положив который в банк, выпла- чивающий на вклад 6% годовых, помещик бы получал ежегодно сумму оброка. Поскольку неграмотным крестьянам было трудно объ- яснить формулу нахождения полной суммы по проценту, в статье 6

«Положения о выкупе» было записано: «Годовой оброк… капитали- зируется из шести процентов, т.е. умножается на шестнадцать и две трети: таким образом, за каждый рубль ежегодного оброка… полага-

ется выкупная сумма в 16 р. 67 коп…».

Крестьяне не могли выплатить сразу такую сумму: она равня- лась 11 годовым налогам с крестьянского двора, а помещик был заин- тересован получить всю сумму сразу. Поэтому государство выступи- ло посредником между помещиками и бывшими крепостными. Оно предоставляло как бы кредит крестьянам в размере 80% выкупной суммы. Эта сумма выплачивалась помещикам сразу при заключение выкупной сделки. Остальные 20% крестьяне должны были уплатить помещику по договорённости. В течение этого периода бывшие кре- постные назывались «временнообязанными» и должны были нести прежние повинности в пользу помещика в виде денежного оброка или барщины. Период этого состояния твёрдо установлен не был и

растянулся на 20 лет. После этого крестьяне переходили на выкуп и в течение 49 лет должны были выплачивать государству «одолженные» им 80% выкупных сумм. Зависимость выкупа от оброка привела к тому, что он не соответствовал реальной доходности земли.

Реформа 1861 г. явилась гранью между двумя эпохами, создав

условия для утверждения буржуазных социально-экономических от- ношений. Она привела к необратимым переменам во всех сферах русской жизни. Личное освобождение крестьян способствовало более быстрому росту рынка свободной рабочей силы. Это дало мощный


импульс развитию промышленного производства. К началу 1880-х гг.

в России завершается промышленный переворот.

Вместе с тем реформа не разрешила задачи окончательной лик- видации феодально-крепостнических порядков. В стране сохранилось помещичье землевладение как экономическая основа политического господства помещиков.

Крестьяне не получили землю в собственность. Её надлежало выкупить, а условия выкупа для основной массы крестьян были очень

тяжёлыми. Процесс этот растянулся на 49 лет.

Землевладение крестьян было урезано. Недостаток необходимой земли крестьяне вынуждены были восполнять кабальной арендой. Не- хватка земли возрастала по мере естественного прироста населения, что обусловливало сохранение на длительное время полукрепостнических форм эксплуатации крестьян, являлось источником нищеты и отстало- сти деревни. Всё это обусловило дальнейшее обострение аграрного во- проса, который приобрёл небывалую остроту на рубеже XIX–XX вв. и

явился одной из главных причин революции 1905–1907 гг.

Крестьянская реформа сохранила сельскую поземельную общи- ну как средневековый социальный институт с весьма противоречи- выми функциями.

На фоне формирования новых общественных классов – буржуа- зии и пролетариата в стране сохранялись представители феодальных сословий – помещики и крестьяне. Это не могло не отразиться на рас-

становке политических сил в стране в ходе революционных событий и

борьбы за власть. Кроме того, крестьянство как сословие было наделе- но значительно меньшими правами, чем дворянство или купечество. Крестьяне оставались прикреплёнными к месту жительства, были свя- заны круговой порукой в уплате налогов внутри общины, несли нату- ральные повинности. При наличие в стране бессословных окружных судов для крестьян по мелким преступлениям был оставлен сословный

крестьянский волостной суд, который сохранял телесные наказания.

Таким образом, крестьянскую реформу невозможно оценить однозначно.



Просмотров