Мотивированный отказ от предлагаемого жилого помещения общежития. Как выселить студента из общежития? За распитие спиртных напитков

Уважаемые специалисты, здравствуйте! Существует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1228 г. Москва «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел» в п. 2 которого указано, что денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого Министерством внутренних дел Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Сразу хочу пояснить, что мной, в соответствии с данным Постановлением, был собран полный пакет документов, который позволяет мне получать компенсацию за наём жилого помещения.

Соответственно, мне была предложена комната в общежитии УМВД. В данной комнате отсутствовали столы, стулья, кровать, телевизор, кроме того, комната нуждалась в косметическом ремонте.

Я спросил у администратора общежития, есть ли Положение, содержащее в себе нормы обеспеченности жилых комнат общежития, и о возможности оборудования комнаты всем необходимым для проживания, на что она мне ответила, что в настоящий момент данное положение отсутствует у нее на рабочем месте, и возможности обеспечить комнату всем необходимым для проживания не имеется, и что покупать все принадлежности придется за свой счет.

Хотя, на основании ч. 4 «Санитарных правил устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ» № 4719-88 от 01.11.1988 г. (по состоянию текста документа на июль 2011 года) жилые комнаты в общежитиях должны быть в обязательном порядке обеспечены мебелью и постельными принадлежностями. В каждой жилой комнате обязательно наличие стульев и тумбочек по количеству проживающих. Должен присутствовать шкаф для одежды и обуви, карнизы для занавесок над окнами. Количество отделений в шкафах должно быть не меньше, чем количество спальных мест в комнате.

Может быть предусмотрено наличие столов.

После посещения общежития, я прибыл к ФИО (начальник жилищной комиссии Тыла) и сказал, что я отказываюсь заезжать в данную комнату и хочу претендовать на получение компенсации за наем жилого помещения, на что ФИО ответила мне, что необходимо написать отказ от предоставленного служебного помещения.

Мною был написан мотивированный отказ от предложенного служебного помещения на основании ч. 4 «Санитарных правил устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ» № 4719-88 от 01.11.1988 г. (по состоянию текста документа на июль 2011 года) и ст. 94 ЖК РФ. В ст. 94 ЖК РФ также указано, что жилые помещения в общежитиях должны быть укомплектованы мебелью и другими необходимыми для проживания предметами.

В отказе от предложенного служебного помещения было также указано, что я вместе с супругой ФИО проживаю по договору найма комнаты в 2-х комнатной квартире, которая полностью меблирована и имеются все необходимее предметы и инвентарь для комфортного проживания.

В итоге, мне было отказано в выплате компенсации за наем жилого помещения на основании моего отказа от проживания в предложенной комнате, хотя, мною был представлен мотивированный отказ, который во внимание принят не был.

И уже на протяжении 4-х месяцев мне не могут дать выписку из Решения, принятого на заседании комиссии. Отказываются регистрировать в установленном порядке пакет документов. Лишь устно мне заявили о том, что в выплате компенсации Вам отказано.

Хотя, я достоверно, знаю, что люди, находящиеся в таком же положении получают данную компенсацию. Начальство мне отвечает так: делай ремонт за свой счет, заезжай и живи!

Хотелось бы узнать, что делать в данной ситуации? и есть ли смысл обращаться в прокуратуру или суд? Или, все-таки, я не прав в данной ситуации?!

Требуется: Бесплатный совет

Предложите платную юридическую помощь

Предложите автору вопроса свою помощь в решении его вопроса.
Ваше предложение увидит ТОЛЬКО автор вопроса.
Когда пользователь одобрит Вашу заявку, Вы сможете продолжить работу с Делом пользователя в специальном рабочем кабинете , приглашать коллег для совместной работы с Делом, обмениваться документами и т.д.

Оформить предложение...

К сожалению, Вы исчерпали лимит активных заявок.
Ваш текуший лимит: 0 активных заявок
Для увеличения лимита необходимо

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Прохожу службу по контракту на Северном флоте. Личный номер: Ф-751565. Календарная выслуга - 17,5 лет. Выслуга 20 календарных лет выходит в 2015 году. Проживаю в 1-к кв. Состав семьи - 4 человека. В 2011 году был включен в единый Реестр МО РФ, как нуждающийся в получении жилья. На настоящее время дважды отказывался от получения жилья по приходящим извещениям из ДЖО МО РФ: первый раз из-за несоответствия размера предоставляемой жилой площади положенной норме на состав семьи, второй раз в связи с дальнейшим прохождением службы и планируемым увольнением в 2015 году. Основания на получение квартиры в данный момент нет. Могут ли меня исключить из единого Реестра МО РФ, как нуждающегося в получении жилья, в связи с отказом от предложенного жилого помещения?

Дмитрий Евгеньевич Кузнецов,
Тема вопроса: Жилищный вопрос
Населенный пункт: г. Гаджиево


В соответствии с нормативно правовыми актами регулирующими жилищные отношения военнослужащих, в зависимости от года поступления на военную службу по контракту выделение и обеспечение жильё происходит в двух вариантах.

Статья 15. Право на жилище Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

1. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

Военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

Офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Жилье выделяется из расчёта 18 кв.м. на члена семьи.

Как видно из Вашей ситуации, Вам предоставляется жилье по первому варианту, то есть по общим основаниям и правилам предоставления жилья.

Основания утраты военнослужащим права на получение постоянного жилья подробно изложены в приказе министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280.

Изложу коротко, что это действия военнослужащих по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения. Какие это могут быть действия? Например, это действия, связанные с изменением порядка пользования жилым помещением; обменом жилых помещений; невыполнением условий договора социального найма жилого помещения; расторжением брака; выделением доли жилых помещений собственниками; отчуждением жилых помещений или их частей.

Возникает вопрос о последствиях намеренного ухудшения военнослужащими своих жилищных условий.

Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По-другому обстоит дело с военнослужащими, которые обеспечивались жильем от военного ведомства. Военнослужащие, которые получали ранее жилое помещение от военного ведомства, но по каким-либо субъективным причинам утратили право на него, прав на повторное обеспечение жильем от военного ведомства не приобретают.

При переводе же к новому месту службы либо при получении квартиры по избранному месту жительства (отличному от места прохождения военной службы) военнослужащие обязаны сдать ранее занимаемое жилье.

Государство в данном случае исходит из принципов разумности и добросовестности. Оно ранее выполнило свои обязательства перед конкретным военнослужащим и не должно бесплатно либо на льготных основаниях обеспечивать жилыми помещениями граждан, которые не отнесены к категориям, обладающим правами на предоставление им жилого помещения.

Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в следующих случаях:

Подачи ими заявления о снятии с учета.

Утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Других оснований для снятия военнослужащего с учета не имеется.

Таким образом снятия вас с учёта оснований нет. Держите при себе все ваши заявления об отказе в получении выделенного жилья.

В соответствии с пунктом 13 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, при несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке № 2 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № 6 к настоящей Инструкции.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, осуществляется в порядке, определенном настоящей Инструкцией.

Отказ от предоставления распределенных жилых помещений оформляется письменно с изложением причин. Согласно пункту 11 Инструкции, жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Количество таких отказов законодательством не определяется и не ограничивается.

Из собственной судебной практики по двум вышеназванным проблемам нами выработаны следующие рекомендации по защите прав жильцов общежитий.

1. оформление договора социального найма на ранее представленное жилое помещение в общежитии с правом его последующей приватизации
22 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. В соответствии со ст. 7 закона все жилые помещения в общежитиях, принадлежавших ранее государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, переданных в ведение органов местного самоуправления, перешли в разряд используемых жильцами на основании договора социального найма. Проще говоря, статус общежития с них снят в силу прямого указания закона (т.е. автоматически) независимо от того, принималось ли решение органа исполнительной власти об аннулировании статуса общежития. Жилищные права граждан в любом случае не могут зависеть от бездействия чиновников, не принимающих решения о переводе бывших общежитий в статус жилых домов социального использования и не заключающих с жильцами письменные договоры социального найма.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006 г. («Бюллетень Верховного суда РФ», 2006 г., № 9; www:supcourt.ru).

Наличие или отсутствие решений о принятии общежитий в муниципальный жилищный фонд правового значения также не имеет, поскольку и этот вопрос урегулирован прямым указанием закона.

Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.91 г. № 3020-1 все объекты жилищного и нежилого фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) и расположенные на их территориях, отнесены к муниципальной собственности.

Таким образом, в России больше нет ни одного муниципального общежития – все они стали обычными жилыми домами социального использования; остались только студенческие общежития - они находятся в государственной собственности. Соответственно жильцы считаются проживающими в таких домах по договору социального найма независимо от того, оформлен ли он письменно.

Изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда к соответствующим отношениям применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

Распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, обуславливает возможность приватизации таких помещений.

Соответственно, к ним уже неприменим запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях, закрепленный в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 г. В случае, если здание общежития оформлено как объект государственной собственности (например, в реестре федерального имущества, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним либо если имеется иной документ о наличии права государственной собственности), возможны следующие пути решения:

1. применение ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. по аналогии закона на основании п. 1 ст. 7 ЖК РФ в совокупности с доводами о незаконности нахождения нестуденческого общежития в государственной собственности (нарушение приложения № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. № 3020-1);

2. ссылка на правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в постановлении от 03.11.98 г. № 25-П и определении от 10.12.2002 г. № 316-О, согласно которой допускается отказ в приватизации лишь того жилого помещения, целевое назначение которого, его место нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Разрешая споры о выселении из общежитий, Верховный суд РФ рекомендовал правоприменителям проверять, является ли занимаемое жильцами помещение общежитием. Для этого необходимо выяснять следующие обстоятельства:
- находится ли дом, в котором расположено помещение, в ведении соответствующего владельца;
- построен ли он в качестве общежития либо специально переоборудован для этой цели;
- имеется ли разрешение санэпидемстанции на его заселение как общежития;
- выдавался ли в установленном порядке ордер на занятие жилой площади в общежитии;
- укомплектован ли дом (жилое помещение) мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, культурно-бытовыми предметами, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан;
- имеются ли штаты для обслуживания общежития; взимается ли плата за пользование им и др.

Полученные доказательства должны быть исследованы в судебном заседании и оценены в совокупности. Только после этого суд вправе решить вопрос о том, распространяется ли на помещение, по поводу которого возник спор, правовой режим общежития.

Уместно также сослаться и на самостоятельную замену жильцами санитарно-технического оборудования /ванн, унитазов и раковин/ либо на их ремонт за свой счет.
Если жильцы уже не имеют трудовых, служебных или ученических отношений с заселившим их владельцем общежития, есть перечисленные выше обстоятельства о фактической утрате зданием целевого использования как общежития, то проживание таких жильцов регулируется нормами о договоре социального найма жилого помещения.

Как уже отмечалось, законным отказ в приватизации будет в том случае, если владелец общежития располагает жильем, которое можно предоставить жильцам в собственность и готов переселить их в него немедленно. Таких случаев в нашей практике еще ни разу не было, поскольку свободным жильем собственники не располагают.

Грубым нарушением закона и прав жильцов является передача зданий общежитий в собственность акционировавшегося предприятия или учреждения (т.е. включение стоимости общежитий в их уставный капитал) независимо от даты этой сделки.

В случае, если здание общежития оформлено как объект частной собственности (т.е. было приватизировано юридическим лицом) решение проблемы следующее:
Все сделки приватизации заселенных зданий общежитий юридическими лицами правовых последствий не порождают и являются недействительными в связи с ничтожностью (ст. 168 ГК РФ), как противоречащие:
- п. 5 раздела 1 «Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным их преобразованием в акционерные общества открытого типа», утвержденного указом Президента РФ от 01.07.92 г. № 721 (стоимость объектов социального и культурно-бытового назначения не включается в уставный капитал акционерного общества);
- п. 6 ст. 2 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 03.07.91 г. (приватизация социально-культурных объектов регулируется иными законодательными актами, а не названным законом);
- ст.ст. 1, 2, 11 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 г. (приватизация жилья возможна только гражданами, а не юридическими лицами);
- ст. 4 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 г. (приватизация общежитий запрещена);
- и другим нормам права.

В подавляющем большинстве случаев приватизация общежитий оформлялась решениями Комитетов по управлению имуществом субъектов Федерации либо Российским фондом федерального имущества или Фондами имущества субъектов Федерации, которые не вправе были их принимать, т.к. нестуденческие общежития с 27.12.91 г. отнесены к объектам муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, причем независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

Между тем, если истек срок исковой давности по оспариванию сделки приватизации, составляющий сейчас 3 года со дня, когда было произведено ее исполнение (т.е. когда была совершена передача имущества), ни в коем случае нельзя заявлять исковое требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки, т.к. в его удовлетворении может быть отказано из-за истечения срока исковой давности (п. 2 ст. 199 ГК РФ, п. 6 ст. 152 ГПК РФ).
В этом случае нужно изложить доводы о недействительности этой ничтожной сделки в описательной части иска, и суд в любом случае обязан дать им правовую оценку в мотивировочной части решения (п. 4 ст. 198 ГПК РФ). Одним из оснований такого иска будет нахождение здания общежития в муниципальной собственности по Закону.

Более того, согласно абз. 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе, т.е. признать ничтожную сделку недействительной в резолютивной части решения самостоятельно.

Относительно заявления ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности следует иметь в виду, что если исковых требований о недействительности ничтожной сделки не заявлено, то исковая давность не применяется в соответствии со ст. 195 ГК РФ.

При приватизации (акционировании) государственных и муниципальных предприятий или учреждений - бывших владельцев общежитий здания общежитий должны передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 г. (с изм. от 23.12.92 г., вступившими в силу 10.01.93 г.)).

При совершении сделки приватизации государственного или муниципального предприятия и учреждения – бывшего пользователя общежития (а сейчас - собственника) в период с 04.07.91 г. по 10.01.93 г. его должностные лица, возражая против приватизации, ссылаются на ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 г. в первоначальной редакции, которая, по их мнению, допускала приватизацию жилищного фонда совместно с приватизирирующимся предприятием (т.е. включение стоимости общежития в его уставный капитал).

Эта позиция является незаконной, т.к. исходя из буквального толкования вышеназванной нормы, она допускала возможность приватизации жилищного фонда на условиях, установленных законодательством , которым таких условий реально определено не было.

В опровержение названного аргумента должностных лиц разумно сослаться и на п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.93 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», прямо допускающего приватизацию жильцами помещений, расположенных в любом жилищном фонде, за исключением изначально незаселенных домов, построенных приватизировавшимися предприятиями либо приобретенными на их средства. На практике во всех известных нам случаях приватизировавшиеся предприятия и учреждения приобрели в собственность уже заселенные общежития.

При наличии решения арбитражного суда (как правило, по обращению в суд прокуратуры) об отказе в применении последствий недействительности ничтожной сделки (т.е. о фактической констатации им правомерности сделки), например из-за пропуска срока исковой давности, это решение желательно обжаловать в президиум Высшего Арбитражного суда РФ от имени любого жильца общежития (руководствуясь ст. 42 и ч. 4 ст. 292 АПК РФ), обязательно приложив ходатайство о восстановлении срока надзорного обжалования.

Срок обращения с надзорной жалобой – не позднее, чем через 6 месяцев:
- со дня вступления незаконного решения арбитражного суда в законную силу,
- или со дня, когда заявитель - жилец общежития узнал (или должен был узнать) о вынесении решения арбитражного суда, нарушающего его права.

Также следует иметь в виду, что законная сила решения арбитражного суда об отказе в применении последствий недействительности ничтожной сделки не затрагивает прав лиц, которые в этом арбитражном деле не участвовали (п.п. 2, 3 ст. 61 ГПК РФ). Проще говоря, установленные арбитражным судом обстоятельства не имеют никакого значения для жильцов общежития, не участвовавших в этом арбитражном процессе, и они доказываются вновь на общих основаниях.

2. выселение из жилого помещения в общежитии
Наиболее распространены споры о выселении из общежитий граждан:
- уволившихся с предприятия, учреждения, организации, предоставивших жилье;
- отказавшихся от заключения договора коммерческого найма либо от оплаты за жилье по коммерческим расценкам;
- не имеющих документа о предоставлении занимаемого жилого помещения либо одного из нескольких предоставленных помещений (ордера, договора найма жилого помещения в общежитии, решения администрации и профкома предприятия о предоставлении жилья и др.), в т.ч. так называемое «уплотнение», которое бывает двух видов:
1) без предоставления другого жилья, т.е. переселение лиц, вселенных более чем в одно жилое помещение, в одно из этих помещений (например, переселение из двух занимаемых комнат в одну),
2) либо с предоставлением другого жилья, т.е. переселение в другое жилое помещение взамен занимаемого (как правило, меньшей площади).
2.1. Механизм защиты выселяемых из общежития лиц, уволившихся с предприятия, учреждения, организации, предоставивших им жилье, следующий .
Согласно ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Статьи 108, 110 ЖК РСФСР запрещали выселение без предоставления другого жилья:
- лиц, проработавших на предприятии, предоставившим им жилье в общежитии, не менее десяти лет;
- лиц, уволенных в связи с ликвидацией предприятия либо по сокращению численности или штата работников, либо уволившихся по иной уважительной причине (например, в связи с длительными задержками в выплате зарплаты);
- пенсионеров по старости;
- одиноких лиц с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми;
- инвалидов труда I и II групп;
- семей военнослужащих
и некоторых других категорий граждан.

Все такие граждане могут быть выселены только с предоставлением другого жилого помещения, причем обязательно:

  1. в этом же населенном пункте,
  2. предоставленного по договору социального найма
  3. и благоустроенного применительно к условиям этого населенного пункта (ст.ст. 85 – 89 ЖК РФ).

В некоторых случаях к уволившимся работникам владельцы общежитий предъявляют требования о переселении в меньшее жилое помещение в этом же или в другом общежитии.

Такие требования незаконны, т.к. лицу, прекратившему трудовые отношения с предприятием, предоставившим жилье, не может быть предоставлено жилое помещение в общежитии, т.к. он больше не является работником или служащим.

Если здание общежития находится в собственности юридического лица (т.е. было приватизировано им либо его правопредшественником), то на требование о выселении жильца в связи с прекращением им трудовых отношений распространяется общий срок исковой давности (составляющий 3 года со дня увольнения). Этот вывод следует из ничтожности сделки приватизации общежития, что свидетельствует об отсутствии у владельца общежития каких-либо вещных прав на здание.
Более того, истечение срока исковой давности является дополнительным основанием для признания фактического наличия права пользования предоставленными этим работникам жилыми помещениями на основании договора социального найма, а не найма жилого помещения в общежитии. Правовым основанием для этого является ст. 10 ЖК РФ, согласно которой жилищные права и обязанности возникают в т.ч. из действий и бездействия участников жилищных отношений ли наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В данном случае владелец жилья своим бездействием фактически согласился с теперь уже бессрочным проживанием своих бывших работников, что изменило правовое положение жильцов, а вместе с этим и правовой статус занимаемых ими жилых помещений.

2.2. Жильцы общежития, отказавшиеся заключать навязываемые владельцем здания договоры коммерческого найма либо оплачивать жилье по коммерческим тарифам, не могут быть выселены из занимаемых жилых помещений по этим основаниям

Статья 209 ГК РФ возлагает на собственника обязанность совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц, т.е. использовать имущество в соответствии с его целевым назначением.
Основным целевым использованием жилых помещений в общежитии как объектов специализированного жилищного фонда является их предоставление гражданам на период работы, службы или обучения с оплатой жилищно-коммунальных услуг по муниципальным тарифам, а не извлечение прибыли, как в жилищном фонде коммерческого использования.

Именно поэтому, т.е. в силу прямого предписания закона, владелец общежития не вправе заключать с гражданами, вселенными в общежитие, договор коммерческого найма даже при их увольнении по любым основаниям, поскольку для этого требуется предварительный перевод здания общежития (либо отдельных жилых помещений) из специализированного жилищного фонда в жилищный фонд коммерческого использования (ч. 3 ст. 19 ЖК РФ).

Кроме того, в силу ч.ч. 1, 2 ст. 445 ГК РФ обязанность заключить договор может быть возложена на лицо только ГК РФ или иными законами.
Как уже отмечалось, ни действующее гражданское, ни жилищное законодательство не преобразует проживание уволившихся жильцов общежитий в коммерческий наем и не обязывает их заключать договор коммерческого найма после увольнения с предприятия, предоставившего жилье.

2.3. Весьма распространенным основанием выселения граждан из жилых помещений в общежитии является отсутствие у жильца документа о предоставлении занимаемого жилого помещения (либо одного из нескольких занимаемых помещений): ордера, договора найма жилого помещения в общежитии, решения администрации и профкома предприятия о предоставлении жилья и др., в связи с чем владелец жилья считает таких граждан самовольно вселившимися
Вменение в вину жильцам собственного бездействия – это один из излюбленных способов злоупотребления правом наиболее недобросовестными владельцами общежитий.

По действовавшему законодательству ордер на вселение сдавался администрации общежития, после чего можно было вселяться в жилое помещение. Поскольку закон не обязывал вселявшихся жильцов оставлять себе ордер при вселении, то ордеров у жильцов, как правило, нет.

Добросовестно вселившись в жилое помещение и длительное время (даже десятилетиями) производя оплату всего используемого помещения, в некоторых общежитиях жильцы столкнулись с требованиями собственников о выселении в связи с предоставлением им по решениям администрации предприятия или по ордеру (которые, как правило, утеряны) в далеком доперестроечном году жилья якобы меньшей площади.

При этом владелец общежития ссылается на предоставление работнику не всего жилого помещения, а лишь его части, именуя это «койкой», либо «койко-местом» и избегает отвечать правдиво на вопрос, почему же все эти годы часть жилых помещений «пустовала» и на каком основании владелец длительное время принимал оплату жилищно-коммунальных услуг исходя из площади всего помещения.

В таких случаях обязанность доказать предоставление жилья меньшей площади возложена законом на владельца общежития, поскольку ордера жильцам не выдаются и жильцы не несут ответственности за их сохранность.

В подтверждение предоставления именно всего занимаемого жилого помещения жильцам следует ссылаться на любые доказательства: выдававшиеся им ранее справки о проживании, о проверке жилищных условий, метраж в старых платежках по квартплате, переписку с владельцем общежития, а также на показания свидетелей (например, бывших работников предприятия, распределявших жилье). Еще можно попробовать истребовать ордер в паспортной службе ОВД, т.к. на его основании жильцам оформлялась регистрация.

Ссылка владельца общежития на предоставление работнику не жилого помещения, а «койки» либо «койко-места» не свидетельствует об отсутствии у жильца права пользования всем занимаемым жилым помещением, а является следствием правовой безграмотности владельца общежития, поскольку вселение возможно только в жилое помещение либо в его часть, но никак не в кровать, в тумбочку, на стул и т.п.

Вселения на некие койко-места и койки жилищным законодательством никогда не предусматривалось. Если речь идет о покомнатном заселении жилья разными лицами, то все эти лица имеют равные права пользования приходящейся на них частью жилого помещения, могут выбрать любого из них нанимателем и, при желании всех проживающих, приватизировать все помещение (комнату) в долевую собственность.

Если владелец общежития располагает сведениями о документе (решении администрации предприятия, ордере и др.), на основании которого работнику было предоставлено жилое помещение меньшей площади, чем занимаемое в настоящее время, то им инициируются дела о так называемом «уплотнении», т.е. переселении в меньшее жилое помещение (например, в одну из двух занимаемых комнат) либо представление другого жилого помещения меньшей площади.
Всякое выселение по любым основаниям при несогласии жильца допускается только в судебном порядке.

Переселение граждан из нескольких занимаемых помещений в одно владельцы общежития именуют выселением с предоставлением другого жилья.
Между тем, по закону такое «переселение» является выселением без предоставления другого жилья, поскольку взамен изымаемого жилого помещения жильцам не предоставляется другого, и кроме того граждане остаются проживать в ранее предоставленном помещении (только теперь в одном из нескольких); их повторное заселение в уже занимаемое помещение абсурдно.

Соответственно, такое выселение будет незаконным по изложенным выше основаниям, и тем более, если жильцы относятся к одной из категорий лиц, перечисленных в ст.ст. 108, 110 ЖК РСФСР (их нельзя выселить без предоставления другого жилья).
Предоставление жилого помещения в общежитии меньшей площади также незаконно как противоречащее требованиям Жилищного кодекса РФ, особенно в случае распространения на проживание жильцов правоотношений социального найма.

Ч. 1 ст. 94 ЖК РФ.
- ч. 2 ст. 105 ЖК РФ.
- п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» от 26.12.84 г. № 5 (в ред. от 10.10.2001 г. № 11). Утратило силу.

Е.А. Бобров, руководитель Правозащитной организации «Восход»,
преподаватель кафедры Гражданского процесса и социальных отраслей права
РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

Последние вопросы по теме: "Как отказаться от общежития военнослужащему"

Отказ от общежития в пользу поднаема при военной службе

Добрый день. Я военнослужащий,женат,без детей.В ружо дали извещение на комнату в общежитии коридорного типа 17,3 кв.м. Условия такие что есть плесень в углах, из мебели только старый письменный стол и мойка. Туалет и душ совместный на площади 1,5 кв.м. Могу ли я написать отказ от данного служебного жилого помещения в силу наличия плесени и не оборудованности комнаты мебелью и основными предметами необходимыми для проживания?

Никита Алексеевич, г. Москва

Как отказаться от общежития военнослужащему

Юрист: Андрей Логинов

сейчас offline

Добрый день!

Действующие нормативные акты, в том числе и Приказы Министра обороны, регламентирующие порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями, в т.ч. и общежитиями, не содержат указаний на то каким должно быть техническое состояние и оборудование комнат в общежитиях, поэтому следует исходить из общих правил. Если состояние предложенной Вам комнаты таково, что не допускает признание её годной для проживания, можете заявить о своих претензиях — в конце концов не Вы должны обеспечить нормальное состояние предоставляемого Вам жилого помещения или же заявить о готовности рассмотреть варианты (если он есть) в близлежащих населённых пунктах.

  • 1 Введение в тему
  • 2 Как правильно оформить отказ
  • 3 Когда может быть выгоден отказ от служебного жилья
  • 4 Порядок оформления
  • 5 Важные моменты

Нужен совет юриста? Дадим экспертный совет в сложной ситуации Введение в тему Первая часть ФЗ №76 от 27.05.98 года дает гарантию, что каждый военнослужащий РФ должен быть обеспечен жильем или денежной компенсацией за наем, при этом жилая площадь, предоставляемая государством, должна отвечать требованиям, прописанным в другой статье законодательного акта - статье 15.1. Согласно ее тексту военнослужащий должен быть обеспечен жильем площадью не менее 18 м², вместе с тем ровно такая же площадь полагается на каждого члена семьи военного, с которым он совместно проживает.

Отказ от комнаты в общежитии военнослужащим

Общежитие: 4 этажа, 1 ванная комната, душ в подвале+ определенный контингент.Вопрос: как я могу мотивировать свой отказ, чтобы еще раз иметь право претендовать на рассмотрение моего вопроса на комиссии? Является ли мотивом отказа от такого жилья болезнь ребенка (у двоих детей энурез, у одного гидроцефальный синдром — стоим на учете у невропатолога с обоими).Или возможно еще какую-либо причину указать? Такой фонд у администрации есть. Мотив выдачи жилья: в фонде на данный момент нет подходящей квартиры.Я не стою ни в какой очереди. Это служебное жилье. На время работы.

Вправе ли военнослужащий отказаться от служебного жилья?

Квартиры в аварийных и ветхих домах также являются достаточным основанием задуматься об отказе. Если предлагаемое жилье меньше того, которое полагается вам по закону, также выгодно во многих случаях отказаться от его получения в пользу выплачиваемых компенсаций. Зачастую бывают ситуации, когда военнослужащий арендует квартиру за счет выплачиваемых ему денег поднайма, при этом предлагаемая квартира может быть гораздо меньше, или географически находится в неудобном месте.

Инфо

В таких случаях военнослужащему также выгодно отказаться от ее получения. Кроме того, зачастую форма обеспечения в виде выплаты денежных компенсаций производится в объеме, превышающем стоимость аренды жилья. Таким образом, военнослужащий получает возможность накопления финансов или их использования в своих нуждах.


В таких случаях многим может показаться выгоднее сохранить компенсацию за наем.

Поднаем. отказ от служебного жилья в пользу поднаема.

Внимание

Тем не менее, стоит еще раз напомнить, что отказ должен быть мотивированным, поэтому вам необходимо предоставить какую-либо, пусть и формальную, но все же вескую причину. Порядок оформления Оформление отказа должно быть осуществлено в течение 5 дней после того, как военнослужащий был проинформирован о предлагаемой жилой площади. В этот срок необходимо отправить личный письменный отказ в соответствующее подразделение уполномоченного органа.


Он оформляется на бланке №2, который всегда прикладывается к сообщению о предлагаемой жилой площади. Форма обращения может быть свободной, но рекомендуется использовать форму №4, прилагаемую к специальной инструкции Министерства Обороны РФ.

Как военнослужащему оформить отказ от жилья

Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением N 909, денежная компенсация выплачивается военнослужащим в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.На основании изложенного исходя из системного анализа п. 3 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ и п.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Государство уделяет большое внимание обеспечению военнослужащих необходимым жильем. На основании действующего законодательства каждый военный должен быть обеспечен денежными средствами для приобретения или строительства собственной жилой площади, или же ему должна быть предоставлена жилая площадь. Безусловно, каждый человек мечтает о собственной квартире, и на первый взгляд кажется, что желающих отказаться от предоставляемого жилья не существует.
Тем не менее, на практике далеко не редкость, когда человек, проходящий военную службу по контракту, или профессиональный военный отказывается от выделяемой жилплощади. В данном материале мы расскажем о том, почему не всегда выгодно получать жилье от государства, и как правильно оформить соответствующий отказ.



Просмотров