Морские специальности. Получение паспорта моряка: процедура, документы Что нужно чтобы пойти в море

Романтика морских путешествий была актуальна всегда - со времён первых людей, решивших покорить неизведанные воды в поисках новых земель, до тенденции выпуска круизной коллекции каждым значительным модным брендом. Море обладает магией, которая притягивает людей определённого типа и гонит их в поисках непознанного.

Наверняка у многих есть мечта самостоятельно встать за штурвал. Это не так сложно, как может показаться - для осуществления желания есть несколько возможностей: профессиональный наём, парусный спорт и всё остальное, то есть любительский уровень. Первые две категории требуют специального длительного образования, по окончании которого предполагается, что вы будете работать в яхтенной индустрии и получать за это деньги. Вариантов работы масса: шкипер (он же просто капитан) чартерной компании, работа в экипаже суперяхты, инструктор яхт-школы, регаты и так далее. Чаще всего в профессиональный яхтинг попадают люди, выросшие на море, поблизости от яхт-клубов, или те, чьё детство прошло среди яхтсменов.

Но если вы человек с улицы, это не должно останавливать вас на пути к мечте и морским брызгам в лицо. В этой статье пойдёт речь о самой доступной точке входа в мир яхт для новичков, а именно - о получении лицензии на управление маломерным судном. Такая лицензия даст вам право брать в аренду парусные и моторные яхты до 24 метров практически в любой точке мира.

В отличие от автовождения, общемировой системы лицензирования управления яхтой нет. Существуют единые для всех Международные правила предупреждения столкновения судов в море - International Regulations for Preventing Collisions at Sea (Colregs). Но вот «международных яхтенных прав» нет. Дело в том, что многообразие акваторий, типов судов и целей пребывания на воде настолько велико, что для каждого случая требуются особенные навыки. Например, можно ходить на моторном катере по внутренним водам - это одна категория удостоверения, а можно на парусном судне ходить кругосветку - совсем другая история. Поэтому единой системы просто не может быть.

ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) является частью МЧС России, её основная задача - регистрация маломерных судов и аттестация судоводителей. Туда следует обращаться, если вы приобрели катер, моторную лодку, гидроцикл, парусное судно и вам необходимо получить права на их управление. В таких правах ставятся отметки о типе судна (площади парусов, если судно парусное) и разрешённом районе плавания. А схема получения удостоверения схожа с автоправами - для сдачи экзамена требуется представить документ о прохождении обучения, медицинскую справку и паспорт. Экзамены сдаются в территориальном отделении ГИМС и состоят из двух частей - теоретической и практической. Подготовиться к экзаменам можно очно или дистанционно как в самом отделении ГИМС, так и в обучающих центрах на любом крупном водоёме. Удостоверения ГИМС выпускаются только на русском языке. Соответственно, с такими документами взять яхту в аренду за рубежом не получится.

Сегодня каждая страна имеет свои организации, следящие за порядком на внутренних водах. В России существует две: ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и ВФПС (Всероссийская федерация парусного спорта), обучающие судоводителей и выдающие удостоверения на управление судами.


Основная цель Федерации парусного спорта, как следует из названия, - подготовка спортсменов. Причём парус может быть на любом судне, в том числе и на доске виндсёрфинга. Но даже если у вас нет цели уйти в профессиональный спорт, вы можете пройти обучение на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания» в любой парусной школе, указанной в реестре на сайте ВФПС . Такая квалификация соответствует международной Day Skipper и даёт возможность управлять судном в дневное время не далее 20 морских миль от берега. Теоретическое обучение длится порядка 30-ти часов, его можно пройти как в классе, так и дистанционно. Практика проводится на базе школы - сначала в России, а затем в течение недели за рубежом, чаще всего в маринах Турции.

Стоимость обучения сильно варьируется в зависимости от школы, причём причины разницы в цене часто субъективны. Чтобы не запутаться в поиске подходящей школы, сразу обратите внимание на тип сертификата, который вам выдадут, и на рекомендации выпускников. Дело в том, что хотя ВФПС входит в состав Международной федерации парусного спорта, что значит признание российских сертификатов во всём мире, по факту большинство чартерных компаний с ними не знакомо. Стоит найти школу, которая выдаёт ICC - International Certificate of Competence - попытка Европейской экономической комиссии ООН урегулировать лицензирование судоводителей. Официально такие права действуют на внутренних водах Европы, в реальности они имеют вес во всём мире.

Существуют ещё несколько способов получить заветную корочку, причём, как показывает опыт последних лет, при правильном планировании они выходят дешевле, чем вышеописанные. Основные шаги следующие: освоение теоретических знаний самостоятельно, получение базовых практических навыков на ближайшем к вашему дому водоёме, выезд на практический курс уровня Day Skipper на Средиземное море - и вот вы капитан.

Наиболее распространёнными и популярными школами являются британская RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training) Worldwide. Последняя создавалась в США, в настоящее время базируется в Канаде.

У каждой из этих школ есть плюсы и минусы, защитники и противники - с доводами каждой из сторон можно ознакомиться на специализированных форумах. Важно то, что школы объединяет - схожая программа обучения и признание выданных ими сертификатов во всём мире. По сути, какую школу выбрать, зависит от ваших предпочтений места обучения, стоимости курса и рекомендации знакомых. В итоге при усердном старании и хорошем инструкторе вы получите и там и там сертификат, дающий право управлять яхтой.


Инструкторы из RYA ведут обучение только на английском языке - соответственно, будьте готовы, помимо ежедневного общения на английском, выучить, понимать и бегло применять массу новой морской лексики. Исторически сложилось, что морская терминология, применяемая в большинстве стран мира, - английская. Но так как Пётр I проходил обучения кораблестроению на голландских верфях, в России применяется голландская терминология.

Не пугайтесь разнообразия курсов, ваша цель - sail cruising, то есть управление парусной круизной яхтой. Право самостоятельного управления такой яхтой даётся начиная с уровня Day Skipper. Практический курс длится одну неделю. Конечно, с нуля за такой короткий срок вы ничему не научитесь. Необходимо заранее подготовиться, иначе вас просто не допустят к обучению. Подготовиться нужно по теории и практике. С первым всё просто - в сети достаточно легко найти обучающую литературу уровня Day Skipper издания того же RYA или более увлекательные авторские учебники.

Что касается практической подготовки, то для уровня капитана прибрежного плавания необходимо иметь опыт пребывания в море около десяти дней и 200 морских миль пути. Доказательства вашего опыта никто не спросит, но как только вы окажетесь на борту учебного судна, сразу станет понятно, можете ли вы скрутить оверштаг, принять швартовы, поставить грот или смайнать стаксель. Проще всего овладеть базовыми навыками, взяв несколько занятий с инструктором в ближайшем к городу яхт-клубе. Количество занятий зависит от ваших способностей и инструктора. У некоторых получается интуитивно понять принцип движения лодки и работы парусов, другим требуется сначала понять всё в теории, выучить термины и только потом почувствовать уверенность в управлении.

Если у вас есть возможность на неделю уехать на Средиземку, сходите в качестве члена команды на круизной яхте и получите таким образом необходимый опыт. В летний сезон в сети очень много предложений о наборе в команду в любом районе Средиземного моря - выбирайте даты, регион, стоимость и договаривайтесь со шкипером о вашем желании получить опыт. Средняя стоимость недельного выхода - 700–900 евро. Подобный недельный выезд также поможет определиться, стоит ли продолжать занятия. Бывает, что после первого длительного перехода любовь к морю остаётся на берегу.

Принцип получения сертификата школы IYT в целом не отличается от вышеописанного. Основная разница - возможность выбора языка обучения, так как школы IYT дают курс на языке места нахождения школы. По системе IYT лицензировано несколько школ в России - самая первая из них Московская яхтенная школа . Английскую морскую лексику придётся выучить всё равно. Но при наличии русскоязычного инструктора процесс обучения станет проще. Для самостоятельного управления яхтой требуется пройти курс International Bareboat Skipper . Этот уровень не для новичков - так же как и в ситуации с RYA Day Skipper, вам потребуется доказать теоретические знания и иметь опыт порядка десяти дней в море и около 200 морских миль пути.

Вообще, практический опыт в управлении яхтой - это самое главное. Ситуации на воде никогда не повторяются, все яхты имеют свои особенности, и каждый маршрут требует определённых навыков - учиться нужно всю жизнь. Но сообщество яхтсменов с радостью принимает в свои ряды тех, кто уважает традиции «хорошей морской практики», и с удовольствием делится знаниями.

Книги, с которых стоит начать

В течение последних лет появилось много книг и полезных справочников на русском языке, наибольший выбор которых предлагают издательства «Моркнига» и Yacht Russia . «Моркнига» выпускает узкоспециализированные издания, в то время как Yacht Russia ориентировано на ежедневные потребности яхтсмена-любителя. На английском языке литературы неизмеримо больше, поэтому лучше выбрать книги, проверенные годами и многочисленными переизданиями.

вахтенного матроса

    Гражданский паспорт;

    «Вахтенный матрос»;

    Справки о плавании с выполнением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике не менее 2-х месяцев;

    Свидетельство выданное УТЦ (Учебно тренажерным центром) о начальной подготовке по безопасности;

Для получения квалификационного свидетельства квалифицированного матроса необходимо предоставить следующие документы:

    Гражданский паспорт;

    Медицинскую книжку с действующей медкомиссией;

    Заявление на имя капитана порта;

    Фото 3.5 х 4.5 на матовой бумаге без уголка -3 шт;

    Квалификационное свидетельство вахтенного матроса ;

    Справки о плавании на самоходных судах в составе палубной команды не менее 18 месяцев или справки о плавании не менее 12 месяцев в должности матроса и свидетельство о прохождении курсов «квалифицированный матрос» по программе, согласованной с Росморречфлотом;

    Свидетельство, выданное УТЦ о начальной подготовке по безопасности;

    Свидетельство, выданное УТЦ специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам;

    Свидетельство выданное УТЦ о подготовке по охране

Для получения квалификационного свидетельства вахтенного моториста

    Гражданский паспорт;

    Медицинскую книжку с действующей медкомиссией;

    Заявление на имя капитана порта;

    Фото 3.5 х 4.5 на матовой бумаге без уголка -3 шт;

    Свидетельство о прохождении подготовки по программе «Вахтенный моторист»;

    Справки о плавании с выполнением обязанностей по несению вахты в машинном отделении не менее 2-х месяцев;

    Свидетельство выданное УТЦ о начальной подготовке по безопасности;

    Свидетельство выданное УТЦ о подготовке по охране (ОСПС).

Для получения квалификационного свидетельства квалифицированного моториста необходимо предоставить следующие документы:

1. Гражданский паспорт;

5. Квалификационное свидетельство вахтенного моториста ;

6. Справки о плавании в составе машинной команды не менее

6-ти месяцев за предшествующие пять лет;

Для получения квалификационного свидетельства судового электрика необходимо предоставить следующие документы:

    Гражданский паспорт;

2. Медицинскую книжку с действующей медкомиссией;

3. Заявление на имя капитана порта;

4. Фото 3.5 х 4.5 на матовой бумаге без уголка -3 шт;

5. Свидетельство о прохождении подготовки по программе «Судовой электрик»;

6. Справки о плавании с выполнением обязанностей по обслуживанию судового электрооборудования не менее 6 месяцев;

7. Свидетельство выданное УТЦ о начальной подготовке по безопасности;

8. Свидетельство выданное УТЦ о подготовке по охране (ОСПС).

Для получения квалификационного свидетельства судового рефрижераторного машиниста необходимо предоставить следующие документы:

1. Гражданский паспорт;

2. Медицинскую книжку с действующей медкомиссией;

3. Заявление на имя капитана порта;

4. Фото 3.5 х 4.5 на матовой бумаге без уголка -3 шт;

5. Свидетельство о прохождении подготовки в морском образовательном учреждении по программе «Рефрижераторный машинист»;

6. Справки о плавании с выполнением обязанностей по обслуживанию холодильных установок под наблюдением дипломированного специалиста не менее шести месяцев;

7. Свидетельство, выданное УТЦ о начальной подготовке по безопасности;

8. Свидетельство выданное УТЦ о подготовке по охране (ОСПС).

Для людей, выбравших профессию моряка, работать на судне - это призвание, цель жизни, воплощение детской мечты. Ведь что еще может заставить человека изменить стиль жизни, сподвигнуть длительное время находится в плавании, пребывать в разлуке с семьей?
Тот, кто стремится познать дальние путешествия, постоянно выходить в море, открывать для себя что-то новое, пройдет длительную подготовку и только тогда станет моряком.

Что нужно, чтобы стать моряком

  1. Решившие получить профессию моряка поступают в соответствующие учебные заведения;
  2. Только тех, кто прошел теорию, практику, получил практический опыт и диплом, могут допустить работать на корабле;
  3. Крепкое здоровье, выносливость, способность адаптироваться к новой среде. Перед каждым рейсом моряк проходит обязательную медкомиссию, делает прививки, особенно для поездки в дальние страны;
  4. Стоимость образования высокая, но затраты на учебу окупаются хорошей оплатой труда. Профессия востребованная, конкуренция высокая.
  5. После получения диплома осталось проявить упорство, показать себя с лучшей стороны, выбрать хорошо оплачиваемый рейс на надежном судне. В этой профессии нелишним будет знание иностранных языков.

Моряки делятся на следующие категории:

  • машинная команда;
  • палубная команда;
  • обслуживающий персонал.

Есть моряки командного состава и офицеры. Офицерам необходимо высшее образование, рядовые могут пройти только курсы.

Как стать моряком дальнего плавания

Моряки могут выбирать как короткие рейсы - 4 месяца, так и более длинные. Быть моряком дальнего плавания совсем непросто, но для тех, кто все же решился, стоит рассмотреть такие варианты:

1. Выбрать круизную компанию, лайнер или грузовое судно;

2. Заключить контракт на определенный период (от нескольких месяцев до года и больше).

Быть моряком дальнего плавания - настоящее испытание, под силу далеко не каждому. У таких людей высокий процент распада браков, дети растут без отца, полностью меняются привычки и взгляды на жизнь, он становится другим человеком. Профессия достаточно опасная, длительные рейсы считаются самыми рискованными.

Как стать моряком-подводником

Обучение проводится в высших учебных заведениях, к примеру, в Тихоокеанском военно-морском институте имени адмирала О.С. Макарова .

В подводники идут именно те, кто действительно давно мечтает о такой профессии, случайных людей здесь нет по причинам:

  1. На психику постоянно давит узкий круг людей, которые постоянно находятся на подводной лодке, замкнутое пространство, далеко находятся от суши;
  2. Опасная профессия, большой процент смертности среди военнослужащих;
  3. В случае аварии на подводной лодке экипаж всеми силами старается спасти ситуацию, ведь все понимают, что спастись бегством не сможет никто;
  4. Длительные рейсы, разлука с семьей.

Как стать моряком в России

1. Пройти обучение в одном из ВУЗов:

  • Государственная морская академия им. С.О. Макарова ;
  • Московская государственная академия водного транспорта;
  • учебные заведения Санкт-Петербурга;
  • можно пройти обучение в Украине - Одесса, Киев, Харьков.

2. После прохождения обучения можно остаться работать в России, а можно выбрать зарубежную компанию. Зарубежные работодатели предоставляют больше возможностей для карьерного роста, лучшую оплату труда. Если ориентироваться на поиск зарубежного судна, без хорошего английского работу найти не получится.

3. Работа в России подразумевает постоянную аттестирование, моряк получает официальную зарплату, трудовой стаж. К сожалению, работа на Родине оплачивается на порядок ниже, чем платят европейские или американские работодатели.

4. Трудоустройство на российского работодателя более стабильное, ведь зарубежом после контракта никто не гарантирует продление, решение принимает работодатель.


Удостоверение личности моряка (УЛМ) – это официальный документ, который подтверждает личность гражданина, как в пределах РФ, так и за рубежом.

Ранее обладатель данного документа мог свободно выезжать за пределы России, а также въезжать в неё. Причём не только по морю на судне, но и на любом ином виде транспорта, как в составе морской команды, так и индивидуально. Но изменения в законодательстве от 30.12.2008 года запретили этот пункт.

Теперь для осуществления выезда или въезда в РФ, у любого моряка должно быть документальное подтверждение того, что он введён в судовую команду, имеет в ней свою должность.

Удостоверение личности моряка выдаётся в случаях, если человек служит на тех суднах, что выходят за пределы нашей страны. Также документ выдаётся в том случае, если моряк отправляется в командировки на зарубежные суда. Паспорт оформляется и на курсантов морских учебных учреждений, и на некоторых сотрудников государственных органов (при необходимости).

Оформление паспорта моряка доступно следующим категориям граждан в 2019 году:

  • Гражданам РФ и иностранным гражданам, живущим в России, служащим на морских судах в любой должности (кроме военных судов);
  • Гражданам РФ и иностранным гражданам, живущим в России, служащим на суднах, занимающихся рыбным промыслом;
  • Гражданам РФ и иностранным гражданам, живущим в России, служащим на судах смешанного типа, то есть путешествующих и по морю, и по рекам;
  • Гражданам РФ и иностранным гражданам, живущим в России, служащим на торговых судах;
  • Ученикам морских учебных заведений РФ (только тем, которым требуется пройти практику на море);
  • Лицам, не имеющим гражданства, служащим на морских судах в любой должности (кроме военных судов);
  • Лицам, не имеющим гражданства, служащим на судах, занимающихся рыбным промыслом;
  • Лицам, не имеющим гражданства, служащим на судах смешанного типа, то есть путешествующих и по морю, и по рекам;
  • Лицам, не имеющим гражданства, служащим на торговых судах;
  • Лицам, не имеющим гражданства, ученикам морских учебных заведений РФ, которым требуется пройти практику на море.

Какие документы потребуются?

Как получить паспорт моряка? Во-первых, потребуется собрать ряд документов. Таких как:

  • Паспорт (оригинал и ксерокопия всех страниц);
  • Заявление от моряка;
  • Трудовая книжка (в которой обязательно должны быть данные за последние 10 лет);
  • Автобиография;
  • Заполненная анкета;
  • Морской документ (оригинал и копия всех страниц). Это может быть диплом, может быть свидетельство, а также подтверждения, которые к ним прилагаются;
  • 6 фото 3,5 на 4,5. Фотографии обязательно должны быть матовые. Фон – голубой. Фотографироваться следует в тёмном галстуке и белой рубашке;
  • Налоговый номер (индивидуальный).


Сроки оформления

Паспорт моряка выдаётся в одном экземпляре. Один моряк может быть обладателем только одного документа.

Оформление удостоверения занимает 1 месяц. Иными словами, после подачи пакета документов в нужный орган по месту жительству моряка, документ должен быть выдан на руки заявителю в течение 1 месяца и не позже. Если документы подаются в орган по месту пребывания моряка, то на оформления может уйти до 3 месяцев.

Где оформляется документ?

Получить удостоверение личности моряка можно в следующих государственных органах:

  • Министерстве транспорта РФ;
  • Администрации портов (морских);
  • Министерстве сельского хозяйства;
  • Морском или же рыбном порту;
  • Бассейном управлении (только на речных судах).

Данные учреждения, прежде чем принять решение о выдаче документа, в обязательном порядке согласовывают свои действия с ОВД и ФСБ РФ.

В случае отказа в выдаче удостоверения, гражданин вправе обжаловать данное решение в суде.

Если в командировку моряк вынужден отправиться с ребёнком

Если моряк является официальным представителем ребёнка, например, его опекуном, или усыновителем, или просто родителем, и ему необходимо взять с собой в плаванье своего подопечного, это возможно. Но есть некоторые условия:

  • В плаванье с моряком может отправиться ребёнок в возрасте от 12 лет (не меньше) и до 16 лет включительно.
  • В паспорте должна быть сделана отметка о том, что с моряком путешествует ребёнок.
  • В графу паспорта «для отметок» помимо данных ребёнка вносится его фото.
  • Запись в паспорте должна быть удостоверена печатью, а также подписью того лица, что имеет право на выдачу документа.

Важные нюансы

Срок действия паспорта – 5 лет. После замены действует следующая схема: старый документ аннулируется, а потом возвращается гражданину для хранения.

Важно, что даже после того, как срок годности документа истечёт, моряк имеет право по нему въехать в РФ в течение 12 месяцев.

Продление паспорта моряка возможно единожды. После продления документ действителен в течение новых 5 лет. По их истечении, документ больше не может продляться и подлежит полной замене.

Если на момент оформления паспорта моряк не имеет документального подтверждения о том, что он трудится на судне, сделать документ ему всё равно можно. Его оформят, но на руки моряку выдадут только после того, как он предоставит подтверждение своей причастности к флоту. Подтверждением может считаться официально оформленная справка с места службы.

После окончания срока действия паспорта моряка, и списания моряка со службы, документ должен быть сдан в тот орган, который его выдал. При этом гражданин получает гражданский паспорт РФ.

При утере паспорта, документ считается недействительным.

Подтверждение профессиональной подготовки

Оформление паспорта моряка невозможно без подтверждения уровня профессиональной подготовки моряка.

Для того чтобы подтвердить профессиональную подготовку моряка, понадобятся следующие документы:

  • Диплом (рабочий и учебный);
  • Квалификационное свидетельство;
  • Заключение медицинской комиссии.

Как выглядит паспорт моряка?

В последний раз паспорт изменился в 2014 году. Тогда все имеющиеся в обороте документы стали недействительны. Новые документы – это некая мореходная книжка, в которой указаны следующие данные:

  • ФИО моряка;
  • Гражданство;
  • Дата рождения;
  • Биометрические данные гражданина;
  • Физические приметы гражданина;
  • Цифровое фото;


Просмотров