Мониторинг и предупреждение чс. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Среди приоритетных задач государства особое значение имеет защита населения от ЧС. Катастрофы представляют большую опасность, поскольку часто возникают внезапно и причиняют значительный ущерб имуществу, коммуникациям, уносят жизни, разрушают дома. Под постоянной угрозой находятся люди, работающие на объектах техногенного характера .
Ответственные субъекты
Оценка вероятности возникновения катастроф и аварий на объектах, функционирующих в экономических отраслях, и их последствий, проводится руководителями и компетентными специалистами таких объектов.
Прогноз рисков ЧС, вызываемых природными катастрофами, стихийными бедствиями, возможных на территориях субъектов, муниципалитетов, осуществляют соответствующие территориальные центры.
Оценку вероятности ЧС на территории страны выполняет МЧС в тесном взаимодействии с прочими компетентными структурами исполнительной власти.
Классы чрезвычайных ситуаций
ЧС - обстановка на территории, сложившаяся вследствие опасного явления, природной/техногенной катастрофы, стихийного бедствия, которые повлекли или могут повлечь ущерб здоровью или гибель людей, вред окружающей среде, существенные материальные потери, нарушения нормальной жизнедеятельности населения.
Классификация чрезвычайных ситуаций осуществляется по разным основаниям. В зависимости от масштаба выделяют ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.
Локальными называют ситуации и нарушения условий жизнедеятельности населения, которые не выходят за пределы объекта. Число людей, пострадавших или погибших, в таких случаях не превышает 10 человек, а величина ущерба природе и имуществу не более 100 тыс. р.
Муниципальными ЧС называют ситуации, при которых зона поражения не выходит за границы одного поселения либо внутригородской территории (в городах фед. значения). Количество пострадавших в таких случаях не превышает 50 чел., а размер ущерба - не больше 5 млн р.
Межмуниципальными ЧС являются ситуации, при которых зона поражения охватывает 2 и более поселения, межселенную территорию или внутригородскую территорию. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба - не больше 5 млн р.
Региональные ЧС представляют собой ситуации, когда зона поражения находится в границах одного субъекта РФ. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба не превышает 500 млн р.
Федеральными ЧС называют такие ситуации, при которых погибших и пострадавших больше 500 человек или размер ущерба больше 500 млн р.
Природа возникновения чрезвычайных ситуаций
В зависимости от этого признака выделяют ЧС:
- Техногенные. Возникновение таких ситуаций связано с техническими объектами. В число техногенных ЧС входят пожары, взрывы, выбросы радиоактивных веществ, аварии на химических производствах, обрушение сооружений, транспортные катастрофы и пр.
- Природные. К ним относят землетрясения, извержения вулканов, ураганы, бури, смерчи, цунами, лесные пожары, сели и пр.
- Экологические. Ими являются аномальные изменения в природной среде. Это могут быть разрушения озонового слоя, загрязнение биосферы, кислотные дожди и т. д.
- Биологические. К ним относят эпизоотии, эпидемии и пр.
- Социальные. Такие ЧС возникают в обществе. В их числе: межнациональные конфликты, теракты, войны, насилие, геноцид и пр.
- Антропогенные. Такие ЧС возникают вследствие ошибочных действий человека.
Причина возникновения
По этому признаку ЧС разделяют на преднамеренные и случайные. Первыми являются, например, теракты, экстремистские и прочие умышленные действия.
В большинстве случаев ЧС являются случайными. Однако это не означает, что их возникновение не подчинено закономерностям.
Причины ЧС можно разделить на:
- Внутренние. Возникновение этих причин обуславливается сложностью технологий, недостаточной квалификацией работников, проектно-конструкторскими недоработками, моральным, физическим износом оборудования, недостаточной технологической и трудовой дисциплиной.
- Внешние. К ним относят терроризм, внезапное прекращение подачи технологических продуктов, энергоносителей, стихийные бедствия и пр.
Стадии развития
Изучение причин и процесса развития ЧС разного характера указывает на общую черту всех ситуаций - их стадийность. Выделяют 5 этапов:
- Накопление негативных эффектов, способствующих возникновению аварии.
- Развитие катастрофы.
- Экстремальный этап. В ходе него происходит выделение основной доли энергии.
- Стадия затухания.
- Этап ликвидации последствий.
Возникновение ЧС обуславливается наличием так называемого остаточного риска. Согласно его концепции, невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Соответственно, принимается такая ее степень, которую приемлет общество в конкретный временной промежуток.
Для возникновения ЧС необходимы:
- Источник риска. Это может быть высокое давление, ядовитые, взрывчатые, радиоактивные вещества и пр.
- Действие фактора риска. Им является, к примеру, взрыв, воспламенение, выброс газа и пр.
- Нахождение в очаге людей, сельскохозяйственных угодий, животных, имущества.
Заключение
Чрезвычайные ситуации негативно влияют на развитие экономики и государства в целом. При их возникновении ресурсы перенаправляются на ликвидацию последствий.
В зависимости от масштаба ЧС могут прерываться действующие программы социально-экономического развития, поскольку средства используются для восстановления условий нормальной жизнедеятельности населения в зоне поражения. В регионе, в котором произошла чрезвычайная ситуация, может начаться безработица, вероятен спад производства. Именно поэтому своевременные и качественные мониторинг и прогнозирование позволяют предотвратить последствия, сохранить человеческие жизни и уменьшить финансовые потери.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы), с целью контроля ее состояния и охраны, а также опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. М. и п.ЧС включает в себя: мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера; мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений, потенциально опасных объектов и прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций
EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010
Смотреть что такое "Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций" в других словарях:
прогнозирование чрезвычайных ситуаций - прогнозирование чрезвычайных ситуаций: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник …
Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов,… … Официальная терминология
прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - 3.2.5 прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: Опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- (англ. emergency management) это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками. Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например,… … Википедия
1) целенаправленная деятельность органов власти и управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций, по снижению уменьшение возможных потерь и ущерба в случае возникновения, основу которой составляют конкретные… … Словарь черезвычайных ситуаций
ГОСТ Р 22.1.02-95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 22.1.02 95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения оригинал документа: 3.1.4 контроль за окружающей средой: Сопоставление полученных данных о состоянии окружающей среды с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 22.1.09-99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования - Терминология ГОСТ Р 22.1.09 99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования оригинал документа: активно не охраняемые леса: Территория лесного фонда, где регулярно не проводится… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
прогнозирование - 3.7.2. прогнозирование: Совокупность статистических и экспертных методов оценки долговременных тенденций изменения спроса на продукцию предприятия, цен на материалы, комплектующие изделия и энергоносители, стоимости акций (биржевых индексов),… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
мониторинг опасных природных процессов и явлений - мониторинг опасных природных процессов и явлений: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
мониторинг - 4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 2. Защита населения Российской федерации от ЧС
Тема 7. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
УРОК 1 (19):
мониторинг
И прогнозирование
чрезвычайных
Ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Цели и задачи урока : - Познакомить учащихся с мониторингом и прогнозированием чрезвычайных ситуаций как составной частью общей системы мер противодействия чрезвычайным ситуациям, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. - закрепить знания о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначении и основными задачами - воспитать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих
Девиз урока: Предупреждён - значит вооружен
В последнее время в мире участилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: пожары
Создание РСЧС
Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992г.,
в 1995г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
-Предупреждение чрезвычайной ситуации
- Ликвидация чрезвычайной ситуации
- Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
- Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей
- Мониторинг и прогнозирование ЧС;
- Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС;
- Инженерная защита населения и территорий;
- Подготовка населения к действиям в ЧС;
- Эвакуация населения из опасных районов;
- Организация аварийно-спасательных работ
Мониторинг чрезвычайных ситуаций
- Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.
создание банка данных по источникам ЧС
сбор, обработка и анализ информации об источниках ЧС
проведение наблюдений за источниками ЧС
прогнозирование ЧС
обеспечение органов государственного управления информацией об угрозе возникновения ЧС
Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС
- снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера;
Определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности);
- заблаговременное определение параметров источников ЧС;
- заблаговременное определение последствий (масштабов) ЧС;
- организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений;
Организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.
Существует
несколько видов
мониторинга.
Мониторинг атмосферы
Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны.
Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции.
Мониторинг геологических процессов
Ведется комплексными инженерно-геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов.
Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Прогнозирование ЧС – отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения, её источника в прошлом и настоящем
Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.
Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:
Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на промышленных объектах.
Так, например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре , надёжность технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.
В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода:
Для расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяют вероятностный подход , анализируя основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций
В качестве поражающего фактора при расчёте последствий ЧС принимают фактор , вызывающий основные разрушения и поражения.
ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Поражающий фактор
Землетрясение
Обломки зданий и сооружений
Воздушная ударная волна
Тепловое излучение
Цунами; прорыв плотин
Волна цунами; волна прорыва
Радиационные аварии
Радиационное заражение
Химические аварии
Токсичные нагрузки
Основные факторы, влияющие на последствия чрезвычайных ситуаций:
Интенсивность воздействия поражающих факторов;
Размещение населенного пункта относительно очага воздействия;
Характеристика грунтов;
Конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений;
Плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта;
Режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года.
Предупреждён - значит вооружен
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она включает?
- Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
- Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера?
- Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 4.1 Сообщение на тему:"Мониторинг и прогнозирование ЧС"
Назначение мониторинга и прогнозирования - наблюдение, контроль и предвидение опасных явлений природы, процессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).
Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их развития, определить масштабы, а также решить задачу предупреждения и организовать ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды.
Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе чесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.
Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. происходящих на поверхности Земли или в верхней части земной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.
Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирует обстановку в этой области.
Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнозирование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопасности.
Основными задачами прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
Выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);
Выявление возможных масштабов чрезвычайных ситуаций и определение размеров зон бедствия;
Выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определение временных интервалов;
Оценка требующихся сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
Вопросы, связанные с содержанием информации, порядком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующими нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.
Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).
Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются варианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение намеченных задач обеспечивает впоследствии минимальные потери или вообще исключает потери.
Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:
1) заблаговременное выявление по прогнозу и оценка обстановки по возможным параметрам ЧС с учетом преобладающих среднегодовых метеоусловий;
2) выявление и оценка обстановки после ЧС;
3) выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.
Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково назначение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций?
2. Укажите роль Министерства природных ресурсов России при проведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
3. Какие органы осуществляют социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области?
4. Какими органами осуществляется мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз их аварийности?
5. Назовите основные задачи прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
6. Назовите этапы выявления и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.
3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Оповещение - это предупреждение о возможном нападении противника или чрезвычайной ситуации.
В результате чрезмерной концентрации промышленности и отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа опасных веществ различного происхождения, износа оборудования и прочих факторов наблюдается рост количества аварий и катастроф, и влекущих за собой большое число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций. Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры гражданской обороны и МЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволяет заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на них. Нельзя забывать, что главная задача в любой чрезвычайной ситуации - в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.
Оповестить население - значит предупредить его о надвигающемся наводнении, землетрясении или о другом стихийном бедствии. В условиях военного времени населению сообщается о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения.
Для оповещения используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. Время здесь - главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто именно время решает судьбу людей.
В России широко распространена радиотрансляционная сеть. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои радиоузлы. Это дополняется не менее мощной системой федеральных, республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов. К этой же системе относится развитая сеть электрических сирен, расположенных на крышах зданий в городах и в цехах на производстве. Совокупность средств связи создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает возможность быстро проинформировать людей о случившемся, объяснить правила поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.
По фильмам военных лет вам известно, что завывания сирен и прерывистые гудки предприятий означали воздушную тревогу. В наши дни это сигнал «Внимание всем!». Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор или радиоприемник и по местным каналам слушать сообщение органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий (аварий) радиоприемники (лучше всего на батарейках, так как электрические (кабельные) сети могут быть повреждены) необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы переводятся на круглосуточную работу.
На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заранее заготавливают варианты текстовых сообщений, учитывающие специфические условия бедствия. (Напомним вам, что вероятные стихийные бедствия, аварии и катастрофы прогнозируются.)
К примеру, произошла авария на промышленном объекте. Возможен такой вариант текста: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в юго-западном направлении. В зону химического заражения попадают... улицы. Населению, проживающему на этих улицах, из помещений не выходить. Следует закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах и нижних этажах укрываться категорически запрещается, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза и заходит во все низинные места. Населению, проживающему на улицах... следует немедленно покинуть жилые дома, предприятия и учреждения и выводить в районы.... Прежде чем выйти на улицу, наденьте ватно- марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями». Тикая информация с учетом того, что она будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на пять минут.
Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, а слухи - это среда для возникновения панических настроений. Доказано, что паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.
При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности сначала звучат сирены (сигнал «Внимание всем!»), а затем следует информация.
Например: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Граждане! Воздушная тревога!» Далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что мзять с собой, где укрыться.
Принятая и действующая ныне система оповещения имеет существенные преимущества. Во-первых, вой сирен дает возможность привлечь внимание всего населения города или района. Во-вторых, благодаря средствам связи (теле- и радиотрансляционная сеть) каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях. И наконец, в-третьих, современную систему оповещения можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное время.
Чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химических предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи, а также население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. В самостоятельную систему оповещения объединяются все предприятия, учреждения и населенные пункты. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.
Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая так необходима в условиях аварий и катастроф. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены промышленного объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий населения в создавшейся обстановке. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе дошла до граждан раньше, чем, скажем, дойдет зараженный воздух, и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.
Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. От компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов зависит очень многое. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.
Ответственность за организацию оповещения несут начальники штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования.
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает термин «оповещение»?
2. Для каких целей организуется оповещение населения?
3. Какие технические средства используются для оповещения населения?
4. Каков порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях?
5. Что необходимо сделать, услышав завывание сирен и прерывистые гудки предприятий?
6. Что должна содержать речевая информация о чрезвычайных ситуациях?
7. Где создаются локальные системы оповещения и в чем их преимущества?
8.На кого возложена ответственность за организацию оповещения и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени?
Цель урока. Познакомить учащихся с мониторингом и прогнозированием чрезвычайныхситуаций как составной частью общей системы мер противодействия чрезвычайным ситуациям, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий.
Время: 1 час.
Тип урока: комбинированный урок.
Изучаемые вопросы
1. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение.
2. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
3. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам:
— Когда и с какой целью в нашей стране было создано Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)?
— Какие основные задачи по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени решает МЧС России?
— Какие силы МЧС России обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайной ситуации?
— Какова роль МЧС России в современных условиях в защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?
— Почему одним из важнейших направлений деятельности МЧС России является формирование культуры безопасности жизнедеятельности у всего населения страны?
2. Сообщение темы и цели урока.
III. Изложение учебного материала
1. Познакомить учащихся с понятием «мониторинг» и предназначением мониторинга.
Целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций.
2. Познакомить учащихся с понятием «прогнозирование чрезвычайных ситуаций», основными методами прогнозирования и значением прогнозирования для обеспечения безопасности населения от чрезвычайных ситуаций.
Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прогнозируются факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы.
При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируются ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным из прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
3. Обратить внимание учащихся на разные подходы в деле прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объектах экономики. Так, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств, а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.
В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода. Первый основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга. Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных.
В заключение урока подчеркнуть значение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций для повышения уровня безопасности населения.
IV. Итог урока.
Контрольные вопросы
1. С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она включает?
2. Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
3. Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера?
4. Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?
Домашнее задание
Изучите § 5.1 учебника.