Молитвы от невроза для детей. О лечении неврозов – советы и предостережения

В каждом человеке присутствует инстинкт самосохранения, и страх является вполне естественной реакцией организма на негативные проявления окружающей среды. Однако бывают такие ситуации, когда фобии перерастают в самую настоящую панику и начинают мешать адекватному восприятию сложившейся ситуации. В такие минуты человека может выручить православная — она не только успокоит и нормализует его душевное состояние, но и обеспечит надежную защиту со стороны высших сил.

Польза молитвы при избавлении от тревоги и страха

Редкий человек может похвастаться жизнью, лишенной душевных переживаний, беспокойств, боязни. Страх и тревога знакомы любому, кто пришел в этот мир. Страх заставляет бояться каких-то явлений окружающей действительности, тревога отравляет человеческую душу ожиданием чего-то неприятного, дурным предчувствием.

Согласно Православной Церкви, каждый представитель человеческой расы был послан Господом в этот мир, чтобы радоваться жизни, наслаждаться Божьими дарами, Его милостью, спокойно и умеренно вести свое существование. Однако всевозможные фобии и волнения препятствуют полноценной жизни, ибо относятся к негативным видам внутреннего состояния.

Боязнь и тревога заставляют человека пребывать в постоянном стрессе, подрывают его здоровье, сказываются отрицательно на общей продолжительности жизни. Если люди желают по-настоящему радоваться своему бытию и пребывать в этом мире до глубочайшей старости, им следует, в первую очередь, научиться жить без страха, без переживаний, которые терзают и ослабляют душу.

Вера же в Бога, наоборот, заботится о душе мирянина и укрепляет её, приближает именно к той жизни, которую завещал Создатель для своих сыновей и дочерей. Поэтому православная молитва от страха и тревоги является лучшим средством для избавления от негативных переживаний. Священные и мудрые слова молитвенных текстов вселяют в человека уверенность, даруют ему спокойствие и умиротворение, способствуют трезвой оценке ситуации, вызвавшей чувство ужаса и беспокойства. Под влиянием молитвы более хладнокровно начинает относиться к непростым жизненным ситуациям, быстрее находит нужное решение.

Молитва от страха и тревоги: самые сильные православные тексты

Христианских молитв, помогающих устранить навязчивое чувство беспокойства и боязни, существует несколько. Многие из них широко известны. Молитва от страха и тревоги может быть длинной и короткой, использоваться в определенных ситуациях, лишающих человека спокойствия и безмятежности.

Самые известные и распространенные православные молитвенные тексты, избавляющие от тревог и чувства ужаса, это:

  1. Из категории коротких : “Песнь Богородице” , “Молитва Честному Кресту” , , “Молитва Всевышнему от страха и тревоги” .
  2. Молитвы с более объемным текстом : “ “ , “ ” , “ ” , “ ” , “Кондак Пресвятой Богоматери от тревог и страха” , “ ” .

Песнь Богородице

Это молитва, помогающая устранить навязчивые мысли и страх, возникший без видимых на то причин. Читаться текст должен трижды, как минимум:

Молитва Честному Кресту

Короткий молитва, способная избавить тревоги и страха. Применить её можно в любой ситуации:

Молитва от страха и тревоги Господу Богу

Подходит данная молитва для чтения в любой момент, наполняющий душу неспокойствием и заставляющий колотиться сердце в ужасе. Текст следующий:

Господня молитва

“Отче наш” — одна из сильнейших христианских молитв, по произнесению которой нет никаких ограничений. Если вас одолевают тревога и страх, читайте Господню молитву как можно чаще. Если чувство ужаса и беспокойства посещает вас преимущественно по ночам, “Отче наш” рекомендуется произносить перед отходом ко сну, не меньше 40 раз. Текст:

Молитва Ангелу-Хранителю

Молитва, направленная своему личному небесному защитнику — Ангелу-Хранителю -, устраняет многие фобии, ограждает от всяких бед и несчастий. Её произносить следует в минуты тревоги и страхи, а также каждый вечер или ночь, перед отправлением в царство снов. Текст:

Псалом 90

“Живый в помощи Вышняго” — православная молитва, обладающая мощнейшими защитными свойствами. В минуты тревоги и дурных предчувствий она способна помочь не хуже самого сильного успокоительного, привести мысли в порядок, даровать душевное равновесие. Текст:

“Да воскреснет Бог…”

Молитва “Да воскреснет Бог” в период страха и опасности может выступить сильнейшим защитным щитом. Текст:

Слушайте также молитвы от страха и тревоги на этом видео:

Кондак Пресвятой Богородице от тревог и страхов

Избавиться от страхов и тревог помогает регулярное произнесение Кондака Пресвятой Деве Марии. Текст:

Утренняя молитва Оптинских старцев

Молитва Оптинских старцев на начало дня хорошо себя зарекомендовала в борьбе с волнениями и переживаниями. Читать её нужно каждый день, в утреннее время суток (можно в составе утреннего молитвенного правила). Текст:

Когда и как нужно произносить молитву от страха и тревоги

Повседневная жизнь человека полна сюрпризов, и далеко не всегда приятных. В ней часто встречаются сложные ситуации, а стресс может настигнуть в любой момент. Не удивительно, что всевозможные страхи и тревоги давно уже стали неотъемлемой частью человеческого существования. Хуже всего, если они перерастают в панику. В такие минуты человек перестает себя контролировать, его подводят психические и физические силы, он становится беззащитным и слабым. Всё это может закончиться довольно-таки плачевно. Поэтому молитва от страха и тревоги должна занять достойное место в жизни каждого верующего человека. Она может выручить в самых различных ситуациях, а именно:

  • когда человек испытывает страх;
  • когда из-за ужаса теряется способность к концентрации;
  • когда одолевает паника;
  • когда нападает необъяснимая и беспричинная тревога;
  • когда страх становится парализующим.

Молитвенные тексты лучше знать наизусть — это поможет лучше сосредоточиться в опасных и критических обстоятельствах, быстрее взять себя в руки, вовремя противостоять своим фобиям и волнениям и скорее от них избавиться. Если объемные тексты выучить довольно тяжело, то в арсенале памяти всегда должна храниться хотя бы одна короткая молитва от страха и тревоги из представленных выше. Произносить защитные слова нужно четко, без спешки, с осмыслением и пониманием и, желательно, вслух — от невнятного бормотания толку никакого не будет.

Полезно включать визуализацию: представлять в своем воображении образ своего страха и постепенно мысленно его уничтожить любым удобным способом (разорвать на клочки, растворить и т.п.). Не возбраняется молиться при свете свечей — их пламя поможет успокоиться и сконцентрироваться.

Самое основное, что требуется при произнесении молитвы от страха и тревоги, — искренняя вера в Бога и небесные силы. Молитвенный текст, произнесенный с чистой и непоколебимой верой в душе, непременно услышан будет Творцом и Его помощниками.

Психические расстройства это в широком понимании заболевания души, означающие состояние психической деятельности, отличное от здорового. Их противоположностью является психическое здоровье. Индивиды, обладающие умением адаптироваться к ежедневно меняющимся жизненным условиям и разрешать повседневные проблемы, как правило, считаются психически здоровыми лицами. Когда такая способность ограничена, субъект не осиливает текущие задачи профессиональной деятельности или интимно-личностной сферы, также неспособен достигать обозначенных задач, замыслов, целей. В ситуации подобного рода можно подозревать наличие психической аномалии. Таким образом, нервно-психическими расстройствами именуется группа нарушений, оказывающих воздействие на нервную систему и поведенческое реагирование индивида. Описанные патологии могут появляться вследствие отклонений, проистекающих в мозге обменных процессов. Для профилактики и лечения можно использовать следующие представленные заговоры

От межреберной невралгии

Корень горца земноводного - 2 ст. ложки
Проломник северный - 2 ст. ложки
Сабельник - 2 ст. ложки
Все заварить крутым кипятком (0,5 л) и оставить на полчаса. Пить по полстакана 4 раза в день. Вскоре вы забудете о своей болезни.

Подлечить нервы

При помощи этой молитвы можно успокоить нервную систему. Человек постепенно начинает меньше нервничать, становится добрей, легче характером, спокойнее обращается с окружающими. Давно уже известно: чем меньше человек нервничает, тем меньше болеет Переплавьте церковные свечи в железной кружке, чтобы было примерно половина пол-литровой кружки воска.
Посадите больного так, чтобы кружка с воском и чашка были над его головой.
Лицом поверните его к двери. Лейте воск в воду и говорите: Как в церкви-матушке воск со свечи льется, так душа раба Божия (имя) бесовскому злу не дается. Как стоит в церкви престол, не шатается, не плачет, не ругается, на людей не бросается, так и ты, раб Божий (имя), будь тих и спокоен. Господь велик. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

От нервных срывов

Если жена или мать или кто-то страдает от скандалов психов и просит помочь, то намочите рубаху больного святой водой, наговорите и повесьте сушиться на улицу, а когда она высохнет, дайте надеть, чтобы больной стал смирным.
Заговор такой: Река не плещет, звезда не блещет, луна не качается, раб Божий (имя) не взъедается. Не ворчит, не кричит, руками не машет. Душа его отдыхает, злобы не знает. Спи, сон, в дверях, в окнах, в стенах, спи тихо, нету лиха и психа. Аминь. Аминь. Аминь.

От припадков у взрослых и детей

Возьмите в поддувале тлеющие угли. Бросьте их в воду, они будут шипеть, а вы шепчите:
Господи, помоги, Господи, благослови. Благослови, Боже, мою молитву на помощь и исцеление раба Божия (имя). Заговариваю я, Божия раба (имя знахаря), эту душу и тело: от битья, колотья, тряски, бесовской пляски. Из глаз, рук, ног, локтей, ногтей, кровей, грудей, подгрудий, из мозга, живота, суставов всех и полусуставов пойдите вы вон без возврата в тело, без оглядки, бесовские припадки, колотье, тряски, дьявольские пляски. Ножом вас высекаю. Крестом вас извлекаю, зашептываю, заговариваю, на горячие угли выговариваю. На море есть дуб-стародуб, туда, припадки, пойдите, там на дубе-стародубе живите, а душу и тело-бело раба Божия (имя) оставьте. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кретинизм

Стелят на пол простыню, на нее еще две и полотенце, на котором опускали в могилу гроб, а затем кладут больного. На стол ставят столько свечей, сколько лет больному, зажигают свечи. Если хоть одна свеча погаснет, пока зажигают другие, то в этот день не лечат, а откладывают до следующего раза. Пока свечи горят, читайте: Глаголите ти рече, мысли твои течи. Тече река крови, мозга, мозг живый и здравый, и не mux и не лих, и не приче, а тече. Не один и не два, а три. Пресвятая Троица, сотри всю немочь с головы, с мозгов, с темени, с затылку, с висков, с больных телесов. Мысль тече, а Господь лече. Аминь.
Этот способ всегда дает хороший результат. Простыней и полотенцем вытирают голову больного. Сжигают тряпки вечером после заката.

При слабых нервах (успокоительные слова)

Наговаривают на воду, дают ее выпить или же ею умывают больного. Делают это, когда на небе есть звезды (хотя бы одна). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вода ты, вода, моешь ты и смываешь, везде ты, вода, бываешь: в озере и в реке, в океане и в ведре. Уйми ты раба Божия (имя): от крика и гнева, от грубого слова, от напрасных слез, от тысячи дум гневливых. Не страдал бы он, не кричал бы он. Гнев его остуди, злобу угомони. С его буйной головы смой, слей, сполощи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Будьте вы, мои слова, крепки, будьте вы, мои слова, лепки. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Успокоительные слова

Бывает, человек поднял скандал и никак не успокоится, не давая покоя другим. Тут и до беды недалеко. Кто знает, чем такой скандал может закончиться. Нашепчите на воду слова и дайте выпить ее тому человеку. Он тут же успокоится.
Спокой, с покойника иди тихо, отведи лихо. Язык зол - на замок, а ключ - под порог Аминь.

При заболевании нервной системы

Заговорите воду и окропите ей все углы в комнате сына и его постель. Заговаривают воду так: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Выговариваю я, Божия раба (имя), своего сына. Я его родила, я ему имя дала. Я его грудью кормила, я его в церкви-матушке крестила. Я его выговариваю: нервы с костей, нервы со всех мощей, с румяного тела, чтобы ни одна нервная жилка не болела. Встану я, благословясь, выйду я, перекрестясь, иду я зеленым лугом, крутым берегом. Там растет на песке ивушка, под ней стоит золота избушка. Там Матерь Божия Библию читает, нервы рабу Божию (имя) поправляет, плохое все отнимает да в святую воду кидает. Злоба у него, как свеча, тает, злоба его исчезает. Христос царствует, Христос повелевает. Христос спасает, Христос исцеляет. Христос сам у раба Божия (имя) злость отнимает. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

Снять нервную горячку

Брызните на больного заговоренной водой. Заговаривают воду так: Господь Лазаря воскрешал, Господь страждущим помогал. Боже мой, Боже, помоги и мне тоже. На море, на песке, на большой глубине серый камень лежит, на том камне сам Адонай стоит, железным жезлом машет, из головы (имя) дурь выбивает. Мои слова, мои уста, а помощь Иисуса Христа. Я те слова говорю, а Господь Бог помогает. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

Снять дрожь в руках

Если у человека трясутся руки, нужно протереть пыль в церкви. И так делать три дня в убыльный месяц. Таким людям после заката Солнца нельзя считать деньги, прясть, вязать и шить. Помогает еще один способ. Взять перчатки или варежки и, вывернув их наизнанку, повесить в грозу на дерево, дать высохнуть и, не стирая, носить.

От дрожи в руках

Если у больного трясутся руки, то нужно карандашом обвести его руку на бумаге. Растопить в бане печь, бросить туда эту бумагу и, глядя в открытую дверцу на огонь, говорить три раза: На зеленом долу, на сером дыму растет чертов палец. Кто моего дыма коснется, у того рука затрясется. Иди, трясовка, седьмая чертовка, на сер дымок, на банный полок, на матицу сырую, трясицу трясовую. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

От заикания

Наговорите на воду, пусть больной пьет, а вы слегка бейте его правой ладонью его по спине и читайте то, что наговорили на воду, снова, но про себя. Речь Господня чиста, Господни уста говорят не сбиваются, слова не прерываются, так и ты, раб Божий (имя), говори, не сбивайся и не прерывайся икотой, маетой. Аминь.

Заикание от испуга

Читать на водицу «Отче наш», а затем такие слова: Первым разом, добрым часом идет Божия Мать по золотому мосту. «Куда ты, Божия Мать, идешь?» - «Иду к рабу Божию (имя) испуг выговаривать, язык заговаривать». - «Пречистая Божия Мать, стань мне в помощи. Прошу Тебя, выговариваю с темя, со лба, с шеи, с глаз, с ушей, с языка, с подъязыка, позвоночника, из легких, печенки, почек, с груди, с подгрудки, с сердца, с желудка, из рук, из ног, из 77 суставов. Тут тебе не стоять, синих жил не иметь, желтой кости не лопать, красной крови не бушевать. Какой ты есть испуг? Прошу остановиться, больше не пугаться. Господи, помоги мне, Божия Пречистая Мать. Аминь».

От заикания

Читать на молодой, только народившийся месяц. Всего 12 раз. В это время из дому не дают ни хлеба, ни денег, вообще ничего. Идет по лесу старичок-лесовичок, идет не спотыкается, раба Божия (имя) не заикается, говорить не устает, на радость нам, на горе врагам. Говори, не заикайся, на словах не спотыкайся, как старичок-лесовичок не заикается, не спотыкается. Аминь.

От заикания для мужчины

Из письма мужчины: «Я не хочу жить. Очень сильно заикаюсь, всех сторонюсь. Девушка, которую я люблю, никогда не выйдет за меня замуж, потому что я для нее просто заика».
Я даю три сильных наговора от заикания: для мужчины, для женщины и для ребенка. Напоминаю, что все наговоры читают на убыльный месяц. Если мастер лечит, то нужно, чтобы отчество его не совпадало с отчеством больного. Если человек сам себя лечит, то все зеркала должны быть повернуты на восток.
Возьмите прут от мужского дерева, начертите им на земле Соломонову звезду, обведите ее кругом, водите по кругу больного и говорите: Шесть, а не пять, пять, а не четыре, четыре, а не три, черт, с языка сотри. С раба Божия (имя) взял? Взял. На свой забрал? Аминь.

От заикания для женщины

Читайте в женский день. Ни у мастера, ни у больной не должно быть долгов, а также месячных. Читают в полдень, завязывая на ленте узлы: 12 чертей, братей, завяжите и заберите с языка рабы Божией (имя) то, чем она заикалась, с тем она и рассталась. Каждому черту, его языку по одному узелку. Аминь. Аминь. Аминь.

От заикания для ребенка

Ребенку дают выпить ложками теплое молоко. На каждую из ложек читают заговор. Для ребенка день лечения от заикания - среда. Собака лежала, кошка прибежала и все слизала. Ты, пес, не скули, а ты, кошка, забери, а ты, (имя), чисто говори. Аминь. Аминь. Аминь.

От навязчивых мыслей

Если человек постоянно думает об одном и том же (об опасности, измене, самоубийстве и т. д.), следует поступить так. Перевязывают меж собой три ветки, говоря при этом заговор. Затем уходят и не возвращаются. Царь Соломон, хитрый и мудрый, отними у раба Божия (имя) то, о чем думки его горят, мозги его болят, мысли его водят, черти его хороводят. Сними его с черного креста. Поставь все на свои места. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

От апатии

Говорят на утреннюю воду и ею же умывают страдающего апатией. Делать это надо в Крещеное воскресенье. Корона Христа Спасителя, всех страждущих избавителя, укрой своею ризою, святой крещенской водой умой. Яви рабу Божию (имя) спасение свое. Аминь.

От постоянной меланхолии

Меланхоликам трудно жить не только из-за постоянно подавленного состояния, но и потому, что таких людей обычно сторонятся. От них избавляются в коллективах, поскольку с ними трудно сработаться. Вечно горестное выражение лица навлекает на них одиночество. Никто не желает жить с таким человеком. В Светлую пятницу (на Пасхальной неделе) нужно умыть меланхолика водой, в которую опускают три крашеных пасхальных яйца, до этого освященных в церкви. Говорят при этом так: Укрепи мои верные слова, Господь, укрепи, Христос, раба Божия (имя). Как люди радуются светлой Пасхе, так и раб Божий (имя) пусть будет жизни рад. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

От гневных вспышек

Если человек злобен, придирчив, постоянно раздражен и устраивает скандалы, следует поить его отваром из следующих растений:
Корень солодки -100 г
Кору вяза - 50 г
Корень фиалки - 50 г
Все сварить и давать пить больному. Воспаленный мозг, нервы постепенно окрепнут. Человек будет более доброжелателен, весел, уступчив.

От психоза

Трижды в день (утром, днем и вечером) открывайте и закрывайте крючок на двери (защелку) и произносите на едином дыхании заговор: Крест мой, моя сила. Крест - Божий символ. Креститель мой со мной. Крест мой великий. Ангел его в руках держал, злобу беса из раба Божия (имя) изгонял, Божиим Словом покорял.

От агрессивности

Итак, если у вас, к примеру, сын или муж имеет агрессивный характер, возьмите столовую ложку и поднесите ее близко к своим губам, прочтите три раза заговор от агрессивности. Эту ложку дайте за обедом тому, для кого вы читали.
Заговор этот древний. Его использовали для того, чтобы в доме не было ссор и скандалов. Время показало, что он всегда помогал. Читать заговор нужно так: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Истинно вам говорю: сколько бы люди пищу с ложки ни ели, все равно они снова есть хотели. Как правда то, что люди будут весь свой век есть и пить, так истинная правда, что раб Божий (имя) больше не станет рабу Божию (имя) бить. Ныне, вечно и бесконечно. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

Заговор от истерии

Для лечения потребуется абсолютно свежее куриное яичко, снесенное в среду.
Больного истерическим припадком посадите лицом на восток. Знахарь должен взять в руку яйцо и перекатывать его по телу больного от ног к голове. При этом нужно шептать:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Встану я, раба Божия (имя знахаря), поутру, дойду до апостольской церкви к вечеру. В этой святой церкви стоит Престол, вокруг того Престола зеркальный пол, в том полу все дивное небо отражается, звезды, и Луна, и Солнце в нем преломляются. На Престоле сидит Матерь Божия и улыбается. Подойду я, Божия раба (имя), к Престолу поближе, поклонюсь до зеркального пола пониже. Поклонюсь, покорюсь и помолюсь: Матушка Богородица, прими мою Иисусову молитву. На все месячные дни, на все суточные часы. И как по Божией воле малое наростится, а великое до малого сократится, так чтобы и хворь у раба Божия (имя) сократилась и во веки веков не возвратилась. Аминь.

От истерик

Если человек истеричен, то его время от времени можно поить заговоренной водой. Еще ему надо вытираться полотенцем, на котором уснула живая рыба.
Характер человека после этого очень сильно меняется. Делать это три раза в год.
Как рыба молчит, так и раб Божий (имя) не кричит. Святой Савва, помоги рабу Божию (имя), язык завяжи. Аминь.

От слезы горючей

Если у вас постоянно слезятся глаза и текут на ветру слезы, вам поможет этот заговор. Его читают в ветреную погоду на закате. Эти дни должны обязательно быть последними днями месяца - 29, 30, 31, не раньше. Особенное внимание обратите на то, что, когда ваши глаза поправятся, не хвастайтесь об этом никому, можно ослепнуть.
Наговаривают на воду, сливают в ладошки и полощут глаза. Читать так: Через лох, через мох, сталоту, ветруху, маятницу, плач неутолимый. Пойду во Господний лес, там плакова ива. Как пьет ива сок земли, так бы у рабы Божией (имя) выпила б горячую слезу, плакучую. Отныне и довеку. Аминь.

Снять тоску

Читать, сбрызгивая на больного, три заката: Не плачет, не горюет утренняя заря о вечерней, туман о Солнце, дождь о засухе, свет по ночи. Так и раба Божия (имя) не тоскует и не горюет, слез не проливает, ни о ком не страдает. Аминь.

От тоски

Читать на воду: Вода с песку, понеси с меня тоску. С ветру пришла, на ветер пойди, с народу пришла, на народ пойди. Аминь.
Потом, благословясь крестом от руки, умыться этой водой рано утром до восхода солнца.

Если человек изводится и тоскует, нужно срезать концы волос, читая при этом заговор:
Старость и боль, тоска и кручина, худая дума, скверные мысли огнем сожгу, дымом выпущу. На лес, на буйный ветер. Аминь.
Сжечь волос, бросить в воду, смотреть в эту воду днем и ночью. Утром вылить воду за порог.

Заговорить тоску на тесте

Раб Божий (имя) из зерна колос, из колоса жито, из жита - мука, из муки тесто сбито, из теста - хлеб. Был на столе хлеб и не стало. Так чтобы у раба Божия (имя) тоска пропала. Аминь.

Вывести человека из оцепенения

Наговорить воду после заката, опустить в нее крест и сбрызнуть больного.
Крест, крестом крест. Человек родился, крест водрузился, Сатана ввязался, Бог прославился. Во имя Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Унять страдание

Если с вами что-то случилось и вы не можете внять ни разуму, ни словам родных и друзей, мир вам не мил, слезы и страдания изводят вас, то сделайте так: утром и вечером умойтесь заговоренной водой. Читайте при закрытых занавесках и босых ногах.
Господь страдал на Кресте, ныли его ноги, ныли его руки, адские были муки. Кровь святая бежала, душа Иисуса страдала. Помолюсь я за его избавление. Сними, Господи, с меня мучение. Благослови меня на душевный покой. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Снять последствия стресса

Состояние нервной системы у людей различно. Один понервничает и забудет, а другой и в больницу попадет. Если вы видите, что человек в гневе выходит из себя, плюньте через левое плечо и скажите тихо: Нет той бури, чтобы не утихала. Утихни и ты, раб Божий (имя), именем кротости царя Соломона. Аминь. Но сначала нужно прочитать молитву святой великомученице Варваре, которая помогает в унынии и грусти, служит утешением в печали: Святая, славная и всехвалъная великомученица Христова Варвара! Собраннии днесь в храме твоем Божественном людие, раце мощей твоих поклоняющиеся и любовию целующий, страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшего тебе не точию еже в Него веровати, но иже по Нем страдами, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемого от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит от нас вся ко спасению и житию нужная прощения, и дарует христианскую кончину живота нашего безболезненну непостыдну мирну Божественных Тайн причастну; и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душою и телом, всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющего помощи Своея от нас, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Представители православия всегда считали, что депрессия является одним из смертных грехов человека. Они называют его унынием и веками накапливали способы избавления. Поэтому в традиции существует множество икон и молитв, которые направлены против уныния, печали и отчаянья. Несмотря на то, что грех это смертный - это не значит, что он не может быть прощён. Наоборот, если больной сам считает, что совершил что-то ужасное, с ним всё плохо и никогда прощения не будет, то он играет в пользу бесов, которые и внушают такие мысли.

Депрессию поможет победить молитва

Только для верующих

Прощение наступает, а значит — молитва от депрессии даёт положительный эффект в том случае, если читающий верует в Бога Отца и Иисуса Христа, крещён, причащался в церкви, исповедовался и читает её душой . Тогда молитва обретает силу. Если же читать её без этого, то ничего страшного не случится. Просто вообще ничего не случится. Когда же молитва стала умной, то она преображает верующего. Не менее специальных молитв силу имеет и Иисусова молитва. Чем она проще, чем легче её запомнить и произносить - тем больше благодати молитва создаст.

Каким же образом православие объясняет депрессию? Считается, что человек страдает ею из-за самолюбия, которое возникает тогда, когда он забывает о боге. Оно приводит к возникновению страстей и создание замутняется.

Когда же начинается молитва от уныния и депрессии, то человек поворачивает ум в сторону к Богу и таким образом становится ближе к благодати. Конечное исцеление только от Бога и зависит.

Не так, как в официальной медицине

Это является полной противоположностью подхода официальной психологии. Даже если забыть про то, кто совершает исцеление с точки зрения православных, то иными являются сами причины. В современной патопсихологии выделяют несколько разновидностей и степеней тяжести. Врачам прекрасно известно о существовании депрессии, которая идёт изнутри сознания и не имеет никаких видимых или понимаемых причин. Однако лечение по большей части симптоматическое.

Одними только медикаментами с депрессией не справиться

Антидепресанты воздействуют на мозг и нервную систему таким образом, что появляется бодрость и оптимизм, возникают положительные оценки. Только крайне редко состояние без печали и горести длится очень уж долго. Заболевание относится к числу излечимых, но часто медикаменты приходится использовать вновь. Это самое распространённое психическое расстройство. Не совсем понятно, как это сочетается с утверждениями о том, что вылечиться не сложно.

Буддизм и индуизм против депрессии

Не меньшее внимание уделяет теме и буддизм. В общем-то взгляд на проблему сходен. Депрессия рассматривается в качестве крайней формы проявления неведения . Буддисты считают, что основную проблему создаёт двойственность. Человек стремится всё разделить на «хорошее» и «плохое». Хорошее он хочет присвоить себе, а плохое, или видимое таковым, оттолкнуть. Но это невозможно, поскольку такое деление существует только в уме человека.

Сказать о том, какая мантра от депрессии рекомендуется ламами невозможно. Все хороши, поскольку их чтение приводит ум в покой, очищает сознание. Можно использовать мантру Будды Медицины или Алмазного ума, Ом Мани Педме Хунг, которая является именем Ченрезига. Как и в христианство так и Дхарма не рекомендует делать это просто так, без посвящения и не имея представления о самом Буддизме.

Хорошую службу могут сослужить и мантры индуистов, к примеру, Гаятри или мантра для дыхания «Со-Хам».

Мантры индуистов могут помочь победить отчаяние

Следует отметить, что современная психиатрия не считает такой путь порочным только по той причине, что он не научный, а вернее - не списывается в жёсткие границы медицины. Если врачи что-то такое рекомендуют, что совершенно частным образом.

К тому же теперь в России запрещена пропаганда религии. Не исключено, что попытки создания синтеза науки и религии, который отвечал бы на вопрос о том, как избавиться от уныния и депрессии, смогут назвать нарушением закона.

Когда-то официальная психология сама вышла из основ эзотерики, магии, мистики и философии, религии. Но теперь эта связь возможна только на уровне бесед и рекомендаций. Некоторые психологи пытаются разработать что-то своё. Может быть предложена медитация от стресса и депрессии или что-то подобное. Некоторые осмеливаются замахиваться на йогу, но заявить о том, что исцеление зависит от Бога и нужно творить умную молитву в сердце никто не сможет.

Кому молятся православные

Вернёмся к православию. Кому же читается молитва от уныния и депрессии?

  1. Наиболее сильной считается молитва Божьей Матери, которая называется «Нечаянная радость». Иконография образа связана с рассказом про грешника, который каждый день молился Божьей радости, а потом шёл совершать злые дела. Однажды Матерь предстала перед с Богомладенцем на руках и стала укорять. Грешник раскаялся, но Христос дважды не простил. Он поставит условия - расцеловать язвы на руках и ногах, которые символизировали раны, полученные на кресте. Грешник был прощён и стал правильным человеком.
  2. Святой мученик Трифон. Обращение к нему помогает не только излечить неврозы, психозы, но и многие другие болезни. Он жил примерно в 240-250 годах и ещё ребёнком своими молитвами спасал целые селения от бед и эпидемий.
  3. Преподобный Ефрем Сирин - один из учителей церкви IV века, богослов и поэт.
  4. Николай Угодник.
  5. Варвара Великомученица.
  6. Праведник Иоанн Кронштадтский.

Позиция православия по вопросу того, как победить депрессию, уныние и тоску крайне неутешительная для материалистов и атеистов. Верующие люди считают, что она возникает в качестве одного из способов отказаться от лжи и прийти к истине . А это значит, что никакие методы медикаментозного лечения, а так же всё то, что не имеет к вере никакого отношения помочь не сможет. Суетные удовольствия не в состоянии дать удовольствие от единения с Богом, но лишь увеличивают количество внутренней пустоты. Поэтому лечение медицинскими методами даже усиливает пытку духа. Человек впадает в уныние, его признаки снимают, образ жизни же остаётся прежним, а потом всё повторяется.

При этом православие не утверждает, что антидепрессанты - это зло. В то время, когда они действуют можно попробовать осмыслить своё состояние и начать движение к Богу.

Магия и эзотерика

Как это ни странно, но почти так же оценивается депрессия и эзотерикой. С той только разницей, что существуют две точки зрения и между ними нет никакого противоречия. Магия и мистика видит в отклонении проблему, потому что оно может спровоцировать более серьёзные заболевания. Это фобии, психозы и даже параноидальная шизофрения. С другой стороны внутренняя скорбь отвлекает от внешнего мира, заставляет более внимательно относится к своей психике. Кроме того, болезнь является свидетельством кризиса, а это значит, что человек растёт, потому что всё то, что развивается рано или поздно попадает в ситуацию кризиса.

Опасайтесь энергетических вампиров!

В качестве одной из возможных причин выделяется атака со стороны астральных «хулиганов» . Это всякие сущности, которые питаются энергией людей - вампиры тонкого плана. Само по себе это даёт повод попробовать не только прочитать заговор от депрессии, но и поставить энергетическую защиту, что может быть первым магическим опытом. Христиане когда-то давно сочли такой подход греховным. Они молятся Богу, который защищает лучше всех, святым, ангелам. Хотя осенение Крестным знаменем тоже можно считать попыткой построения защиты. А религия невроз иногда соотносит с проявлением бесовских сил. В общем-то это те же самые астральные персонажи магов.

Оригинальный подход шаманов яки

Интересно подходят к вопросу о том, как победить депрессию и уныние маги, которых описал в своих книгах Карлос Кастанеда. В одной из них он описывает свою жизнь в качестве самого явного депрессивного состояния. Он расстался с любимой, пересмотрел все фильмы, перечитал все книги и просто не находил, куда ему себя деть. Так происходило из-за того, что у него была утрачена связь с Духом - огромной силой этого мира. Однако Дух делает так, что Кастанеда встречает старого мексиканского индейца Дона Хуана Матуса. Тот начинает делать сознание Кастанеды более пластичным. Сначала для этого используются некоторые природные растительные наркотические препараты, а потом начинается изучение сталкинга, сновидения, освоение шаманских практик. Ни одна молитва от депрессии и отчаяния не читалась, но всего на несколько лет автор становится другим человеком. Он пишет книги о своём обучении, осваивает удивительные приёмы неделания и делания, познаёт объяснения магов в теории и на практике. В результате жизнь превращается в «сказку», полную опасности и приключений.

Дон Хуан говорит Кастанеде о том, что жить нужно так, чтобы никогда не знать из-за какого куста выскочит кролик.

Дон Хуан поведал Кастанеде, как бороться с депрессией

Немного практических правил

Все методы Кастанеды использовать не обязательно, но один свод правил и практик нужно использовать. Это сталкинг , который представляет собой выслеживание самого себя. Вот его основные 7 правил, принципов . Каждый, кто сможет так жить на собственном опыте узнает, как победить депрессию и уныние

  1. Нужно самому выбирать место битвы. Если возникает дискомфорт от психических проблем, то нужно понять, где вы сейчас окажитесь. В кресле и будете с печальным видом смотреть телевизор? Это место выбрала для вас болезнь. Будет плохо, но попробуйте сделать так, чтобы это произошло в парке или в роще. Так, где хочется вам лично.
  2. Следует отбросить всё лишнее. Тоска, значит тоска, паника - тогда паника. Не нужно этого усложнять.
  3. Вы должны быть готовыми вступить в схватку за своё здоровье прямо сейчас. Но вы не обязаны и можете уйти от битвы. Всё зависит от вас.
  4. Необходимо научиться расслабляться и абстрагироваться от себя самого. Это даёт бесстрашие.
  5. Встречаясь с проявлением болезни нужно расслабиться и заниматься чем-то ещё. При этом нужно позволить мыслям бродить бесцельно и не решать никаких проблем.
  6. Великим даром обладают те, кто умеет сжимать время. Это означает, что нужно осознавать себя и всё вокруг каждую секунду своего существования.
  7. Никогда не нужно выдвигать себя на первое место. Вместо этого следует занять позицию где-то за сценой и смотреть на то, как разворачиваются события.

В этом контексте можно создать собственную особую методику. Такая медитация при депрессии должна быть смешной, нелепой, неожиданной и поэтому действенной. В системе сталкинга - это называется «контролируемой глупостью». Суть в том, что мы всегда преисполнены важности и ждём, что появится какая-то молитва от депрессии - мощная, красивая, наполняющая всё смыслом. Работает такой подход далеко не всегда. Иногда он приносит даже противоположный эффект. Депрессия внутри сознания, а искусственный поиск силы может её и усилить. Попробуйте играть с этим. К примеру, описывайте свои переживания и тут же делайте из них бумажные самолётики и отправляйте в окна. Нарисуйте депрессию в виде чего-то красивого и приятного. Чтобы она сама удивилась…

Придумайте бодрый ритуал созерцания болезни в виде цапли, которая стоит на одной ноге и поёт смешные куплеты. Никакого смысла во всём этом нет. А вы его и не ждали, потому что обычные люди работают только тогда, когда это даёт им пользу, а вы можете в любом случае.

Созерцайте болезнь, как цапля на одной ноге

Неожиданные решения

Чтобы не подумали господа психологи, но на 100% они не знают, как побороть уныние и депрессию, поэтому не будем надеяться только на стандартный для медицины подход или на заговор от депрессии, читать который нужно три раза в день, и всё пройдёт. Абсолютной уверенности нет, поэтому можно расслабиться. Если не вылечим, то хоть проведём время с удовольствием.

Называемые в этой статье методы и принципы не являются универсальными. Развитие человека идёт сложным путём. Кто-то просто ещё не готов к восприятие христианских истин. Не нужно слепо кидаться окружать себя богословской литературой. Молитва от невроза, которая хорошо помогла бы человеку с одним характером будет неуместной в устах другого. Но ему же окажут помощь руны от депрессии.

Попробуем выделить основную сложность этой темы. Кажется, что Бог - это Отец наш небесный, который любит и спасает. Это так, в этом убеждены все верующие, но только не так просто бывает иногда произнести «На Тебя возлагаю мои надежды. Сам же я беспомощен и ничтожен. Помоги мне, Боже, и избавь меня от страха ». Мы думаем, что получится у нас, а тут вот какой оборот - нужно вслух признать свою ничтожность. Тем не менее - это и есть наиболее сильная молитва от панических атак.

Обращаясь к магии при лечении паники, можно себе навредить

Не меньше разочарований скрывает и магия, которая даже ценит панические атаки. Эзотерика любой школы - это полный разгром стереотипов. Мастер скажет о том, что нужно концентрироваться на теле и осознавать его. Человек же, которого напасть коснулась как раз этого и стремится избежать, поскольку тело отправляет слишком много тревожных сигналов. Понятие «войти в свой страх» вдруг оказывается не какой-то медитацией при которой он вырезается и выкидывается, а пристальным наблюдением за всем, что происходит с телом и сознанием. Однако есть и хорошая новость. Палитра возможностей так богата, что что-то выбрать сможет каждый.

В этой главе мы постараемся более подробно остановиться на путях исцеления нервности, расскажем о духовном подходе к этой проблеме, поговорим о психотерапии, познакомим вас с некоторыми приемами психологической самопомощи, предоставим рекомендации оздоровительного характера.

Духовная врачебница

Единственно правильный путь к исцелению от неврозов лежит через истинную Православную веру, покаяние и исправление своей жизни согласно заповедям Божиим. Главное для человека - понять греховные истоки своего заболевания, глубоко осознать свою немощь, возненавидеть демонические грехи гордости, тщеславия, гневливости, уныния, лжи, блуда; захотеть изменить себя, с искренним покаянием обратиться ко Господу.
Безусловно необходимым для больных является посещение православных богослужений, особенно в воскресные и праздничные дни, и участие в Таинствах Церкви - Покаяния (исповеди) и Причащения. В молитве, которую священник читает перед исповедью, есть такие слова: "Пришел еси во врачебницу духовную, да не неисцелен отыдеши" - то есть "Пришел в духовную больницу, да не уйдешь неисцеленным". Прибегать к Святым Таинствам надлежит часто и с сокрушением сердечным, глубокой верой и упованием на милость Божию.
Обязательно надо читать Священное Писание, особенно Евангелие, и исполнять заповеди Христовы, которые в нем содержатся. "Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одной болезни, ни душевной, ни телесной, которая не могла бы получить врачевства из Писания" (святитель Иоанн Златоуст).
Неоценимую помощь оказывает святоотеческая литература, в которой даны идеальные образцы для подражания, показано истинное предназначение человека, величие нравственной красоты, терпение и стойкость при встрече с трудностями.
Духовная жизнь невозможна без поста и молитвы. "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21). Хорошо по благословению духовника заучивать на память отдельные псалмы и молитвы. Роль молитвы в обретении и хранении внутреннего покоя очень велика. Старец Сампсон (Сиверс) утверждал, что мир души у постоянно молящегося совершенно не зависит от внешней обстановки.
Укрепят душу посещения святых мест, православных обителей. Большую пользу принесут поминовение на Божественной литургии и молебнах; регулярное употребление Богоявленской воды с просфорой, частичкой артоса; окропление святой водой жилища, самого больного, его личных вещей. Благотворное влияние окажут частые сообщения с благочестивыми православными христианами.
Необходимо вырабатывать неусыпное внимание по отношению к самому себе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: "Душа всех упражнений о Господе - внимание. Без внимания эти упражнения бесплодны, мертвы".
Обязателен постоянный самоконтроль, в том числе надо следить за своими мыслями, ибо всякому дурному делу обычно предшествует дурная мысль. Следует решительно отсекать все отрицательное, греховное, мерзостное, не вступать ни в какие собеседования с греховными помыслами, а немедленно обращаться с молитвой за помощью ко Господу, испрашивая у Него помощи и поддержки. В Православной Церкви существует целое учение о том, как бороться с грехом в самом его зарождении, на уровне помысла.
"...Способ образования греха из мысли в дело у святых отцов определен с точностью, и с точностью тоже определена виновность каждого в сем ходе дела момента. Весь ход дела изображается так: сначала бывает прилог, далее внимание, потом услаждение, за ним желание, из него решимость, и, наконец, дело (см. Филофея Синайского. Добротолюбие, т. 3, гл. 34 и далее). Чем далее какой момент от исхода и чем ближе к концу, тем он значительнее, развратнее и грешнее. Верх виновности - в деле, и ее почти нет в прилоге.
Прилог есть простое представление вещи, от действия ли чувств или от действия памяти и воображения представшей нашему сознанию. Здесь нет греха, когда рождение образов не в нашей власти. Иногда, впрочем, посредственно переходит сюда виновность, когда, например, образ соблазнительный вспадает на мысль по причине допущенного позволения на мечты. Нередко и самодеятельно вызывается образ; тогда, по качеству его, сие дело становится грехом, ибо человек обязан держать ум свой в вещах Божественных.
Внимание есть установление сознания или ока ума на родившемся образе с тем, чтоб осмотреть его, как бы побеседовать с ним. Это есть медление в помысле единичном или многосложном. Сие действие более во власти человека, ибо родившийся против воли образ можно тотчас изгнать. Потому оно и более виновно. Кто внутренно смотрит на преступный предмет, тот обличает худое настроение сердца. Он походит на того, кто в чистый жилой покой вводит нечистое животное или вместе с честными гостями сажает отвратительного нечестивца. Иногда, правда, предмет приковывает к себе внимание своею новостию, поразительностью, но все, после того, как сознана его нечистота и прелесть, должно изгнать его вон, ибо иначе тут будет участвовать соизволение, и из невольного дело сие станет произвольным.
Вообще сей момент очень важен в нравственной жизни. Он стоит на переходе к делам. Кто прогнал помыслы, тот погасил всю брань, прекратил все производство греха. Потому и советуется все внимание обращать на помыслы, с ними воевать. Сюда преимущественно направлены и все правила святых подвижников. Отсюда само собой видно, какой цены грехи воображения и самовольных мечтаний. Где им соизволяется, там они грех. Но сей грех грешнее, если к тому употребляются какие-нибудь внешние средства, например, чтение, слышание, зрение, разговаривание. Сии последние также оцениваются как случаи ко греху.
Услаждение есть приложение к предмету вслед за умом и сердца. Оно приходит, когда, вследствие внимания к предмету, он начинает нам нравиться, и мы находим удовольствие в умном смотрении на него, лелеем его в мысли. Услаждение греховными предметами есть уже прямо грех. Ибо если сердце наше должно быть предано Богу, то всякое его сочетание с другими предметами есть нарушение верности Ему, разрыв союза, измена, духовное прелюбодеяние. Должно сердце свое хранить в чистоте, потому что из-за него помышления ума становятся злыми (Мф. 15, 18), когда, то есть, оно начинает услаждаться ими беззаконно.
Есть, впрочем, усладительные движения плоти и сердца, нисколько не зависящие от произвола, каковы все движения потребностей. Но и они, невинные вначале, тотчас становятся не безвинными, коль скоро сознаны и прикрываются благоволением к ним, или согласием на незаконное удовлетворение ими. Вначале они суть движения естественные, а потом становятся уже нравственными. Посему говорят, заметив их - вознегодуй. Отсюда само собою следует, чтj должно думать об эстетических наслаждениях. Они преступны в той мере, в какой их содержание или форма несообразны с чистотою сердца и нравов. То же и относительно мастерских произведений ремесленников: одобрять их умом за приспособленность к цели есть должное дело; а предавать себя их эффекту, ради пустого минутного услаждения, худо. Да и вообще, отходя ко сну, молимся о прощении, если доброту чуждую видев, тою уязвлены были сердцем - чтоб тем очистить сердце свое от всех увлечений днем. Во многих, впрочем, случаях услаждение вырывается необходимо или неудержимо. Тут одно правило: не соизволяй, отринь, вознегодуй.
От услаждения один шаг до желания. Отличие между ними то, что душа услаждающаяся пребывает в себе, напротив, желающая склоняется к предмету, имеет к нему стремление, начинает искать его. Оно никак не может быть безвинным, ибо совершается согласием или рождается современно с ним, как бы из-под него; согласие же всегда в нашей воле.
От желания еще одною чертою отличается решимость, именно тем, что в состав или в условие рождения ее входит уверенность в возможности и видение средств. Желающий изрек согласие на дело, но еще ничего не придумал и не предпринимал к достижению своей цели; у решившегося все уже осмотрено и решено, остается только приводить в движение члены тела или другие силы для соответственного производства дел. Когда же, наконец, и сие будет совершено, тогда кончается все делопроизводство греха и является дело - плод развращения, зачатого внутри и родившего беззаконие вовне" (святитель Феофан Затворник).
Обязательно следует избегать всевозможных "надумок", фантазий, бесплодного воображения, особенно чувственного характера. Помните евангельское: "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф. 5, 37).
Все происшедшее надо принимать как случившийся факт, а не мучить себя бесполезной борьбой с призраками. "Что случилось, то случилось, Господи, да будет воля Твоя".
Надо стараться с Божией помощью развивать в себе кротость и смирение, для чего необходимо никогда не повышать, без крайней на то нужды, голоса. "Голос повышает гордец, самохвал, самовлюбленный мертвец и Богом оставленный" (старец Сампсон Сиверс). Нельзя позволять себе употреблять грубые и нецензурные слова, визжать, кого-либо высмеивать.
Следует отучиться осуждать и обсуждать других (за исключением полезных в назидательном и педагогическом плане случаев, а также естественно возникающих суждений о чем-либо или ком-либо, что не является осуждением). Если же в твоем присутствии кого-то порицают или осуждают, то надо признаться, что ты и сам страдаешь теми же недостатками, и отвести разговор, а при невозможности этого - просто удалиться. Святые отцы допускали лишь праведный гнев, то есть обращенный на свои собственные грехи и несовершенства.
Во всем, что бы ни случилось, следует обвинять только самого себя, тогда в душе установится уравновешенность, душевный мир и спокойствие. "Если бы все укоряли себя, то водворился бы мир,- писал архиепископ Арсений (Жадановский),- самоукорение дает нам спокойно переносить оскорбления, не чувствовать их". Надо считать себя вполне достойным промахов, критики, ошибок, падений, более того, осознавать себя хуже и недостойнее других. В этом случае действительно исчезает всякое желание гневаться на кого-либо из окружающих.
Важно избавиться от привычки многословить, спорить по пустякам, вступать в словопрения. "Входить в спор всегда нежелательно" (митрополит Филарет (Дроздов).
Надо обязательно отказаться от всего лживого, нарочитого, театрального, от всякого притворства, преувеличения, неискренности, то есть всего греховного, даже в мелочах.
Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорил, что достижение истинного душевного мира немыслимо без глубокого метафизического недовольства этой, земной жизнью. Действительно, поиски благ и райской жизни на земле рано или поздно приводят к глубоким разочарованиям и постоянным колебаниям душевного мира.
И конечно же, необходимо по возможности оздоровить свой образ жизни. Имеется в виду режим дня, разумное постничество, оставление привычки к спиртному и табаку и иных излишеств; освобождение от теленаркомании, политических или иных пристрастий и прочего.

Может ли слепой водить слепого?

Лечением неврозов традиционно занимается психотерапия . В древности говорили, что врачебное искусство держится на трех "китах": нож, целебная трава и слово. Нож - прообраз хирургии, целебная трава - собирательный образ лекарственных форм, а под словом понимается живое, душевное отношение врача к больному.
Святая Православная Церковь во все времена обличала разного рода оккультные, колдовские практики. В "Книге правил", основанной на решениях Вселенских Соборов и указаниях святых отцов и являющейся сводом церковных православных канонов и догматов, четко и ясно определена эта деятельность как сатанинская, погибельная. И естественно, никакой духовник никогда не посоветует обратиться за помощью к знахарке, гадалке или колдуну. А вот обратиться за помощью к профессиональному психотерапевту, пожалуй, и благословит. И здесь больного зачастую подстерегает серьезная опасность.
Психотерапия - особая медицинская специальность, связанная не столько с лечением в привычном понимании этого слова, сколько с воздействием на личность больного человека, на его душу. Она ставит перед собой благие цели, стремится утешить скорбящего человека, помочь обрести ему душевное равновесие. Однако на практике сложилась тяжелая ситуация, вызванная тем, что, теснейшим образом соприкасаясь с душой человека и пытаясь ее уврачевать, эта область медицины оказывается духовно несостоятельной, не имеющей нравственных ориентиров. Нельзя облегчить душевное бремя другого человека, не имея собственных духовных ценностей. "Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?" (Лк. 6, 39).
Врач может иметь докторскую степень, звание профессора или академика, однако это не меняет сути, если он человек неправославный, чуждого духа. Его усилия не дадут душе нужного ориентира, более того, они могут завести ее в пучину тяжких грехов, и скорби болящего лишь умножатся. Сколько раз к нам обращались за помощью люди, пострадавшие от горе-психотерапевтов, психоаналитиков, гипнотизеров и др.
Духовная неопределенность, несостоятельность психологии и психотерапии, основанная на нравственном "плюрализме", позволила внедриться в них огромному количеству оккультных психотехнологий - западных, восточных и "доморощенных", которые можно однозначно назвать нравственно неприемлемыми.
Один из принципов современных психологических практик - "цель оправдывает средства". Зачастую врачи дают "советы", которые вместо пользы несут душе явный вред. Не раз мы сталкивались с ситуациями, когда врачи предлагали пациентам обзавестись внебрачными связями - с целью якобы нормализации семейных конфликтов, то есть попросту был рекомендован блуд. Человеку советуют лгать или манипулировать людьми, если это принесет ему какую-то выгоду (подобных рекомендаций много в книгах Дейла Карнеги).
Трагедия современной науки о душе состоит в том, что она потворствует грехам и страстям человека, всячески стремится поднять его самооценку либо делает упор на медитацию, психическую саморегуляцию через состояния измененного сознания. Подготовка будущих психотерапевтов осуществляется на безнравственной основе. Так, экзаменационный компьютерный тест буквально изобилует всякими непотребностями. Чтобы не быть голословными, приведем пример. На вопрос: "Что бы Вы посоветовали читать больному психастенией для оживления его вялой подкорки?" - правильный ответ: "Произведения Ги де Мопассана". Комментарии, как говорится, излишни.
Интересное и во многом показательное исследование мы провели несколько лет тому назад во время семинара по психологии и психотерапии. Его участникам было предложено вспомнить и записать 10-12 событий последних пяти лет, которые оставили в их памяти наиболее яркий след. Затем эти записи распределялись по четырем разделам: здоровье, деятельность, контакты, духовные ценности.
Первый раздел составляли события, связанные со здоровьем, физической активностью, спортом и т. д. Второй - с профессиональной, творческой, научной, педагогической деятельностью, а также самообразованием, увлечениями и т. п. Контакты включали в себя широкий спектр разнообразного общения, от делового до личного. К духовным ценностям относилось все связанное с проблемами религиозности, мировоззрения, а также впечатления о прочитанных книгах духовного содержания, душеполезных встречах и т. п.
Всего было получено 205 ответов, из которых лишь 4 были отнесены к сфере "духовные ценности", причем лишь в двух случаях речь шла о православной духовности.
Вот такая мрачная картина. Специалистов, призванных врачевать душу, эта самая душа (своя и чужая) как раз меньше всего и интересует. Духовность Святой Руси в очередной раз оказалась не востребована, свет Православия не привлек к себе внимания ученых мужей и большинства практиков.
Врач пациентов не выбирает. Чаще всего к нам на прием приходят люди неверующие либо те, кто не ведает истинного Бога,- иноверцы, неоязычники. Но немало и таких, кто находится в поисках Истины. Именно поэтому на психотерапевта возлагается большая ответственность как на врача и человека. Его задача - помочь пациенту, стесненному болезнями и конфликтами, неурядицами и потерями.
Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь собственные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами. Без собственной, добавим - православной, духовной платформы он не сумеет отличить ситуационные (психосоциальные) и биологические причины заболеваний от экзистенциальных, мировоззренческих. Если же на приеме окажется человек, душа которого стремится обрести Господа, то православный психотерапевт должен помочь ему в этом.
Врач, конечно, не подменяет собой священника, он лишь предшествует ему, иногда представляя собой "заслон", препятствующий пациенту впасть в еще большие искушения и грехи - пьянство, блуд, самоубийство.
Протоиерей Г. Дьяченко в одной из своих богословских книг, издававшихся для мирян в начале века и переизданных теперь, написал строки, которыми можно определить суть православной психотерапии: "Исповедуйте друг другу свои согрешения",- сказал святой апостол Иаков. Что же делаем мы из этой заповеди? Нам говорят, что достаточно исповедоваться Богу через таинство покаяния. Чтобы быть прощенным - да, без сомнения. Но кроме сего вы увидите, что в сущности человека заключается тайная, но настоятельная потребность быть прямо на виду у человека.
Свет видит только наружную и поверхностную сторону нашей жизни, сторону, под которой она представляется в благоприятном виде. Но бывают минуты, когда требуется, чтобы открылась действительность, объявилась сущность этой жизни, чтобы по крайней мере один из подобных нам знал все то, что скрывает в нас нужда и искушения. На это нас толкает не откровенность, но глубокая потребность быть понятым, облегченным, утешенным; и разве мы не знаем, сколько благотворного и спасительного в подобных признаниях? Разве мы не знаем, что некоторые искушения, окружающие нас, неопределенные и смутные, теряют свою силу и прелесть от одной только передачи их словами? Разве мы не знаем, сколько может дать нам силы и утешения выслушивающее, понимающее нас благовоспитанное сердце?..
Найдет ли он его у вас, брат мой? Найдет ли он милосердие, готовое выслушать его настолько, чтобы хранить его признание? Найдет ли он то серьезное внимание, которого никто не чуждается и которое одно лишь заслуживает доверия?"
К сожалению, ныне христиан среди психиатров и психотерапевтов - меньшинство. В этом, на наш взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах. Психотерапия, пытающаяся различными способами помочь мятущейся душе, насчитывает сегодня порядка тысячи психокоррекционных техник, но количеством качества не подменить. Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, которое требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников, в том числе и врачей. В этой связи становится понятно, почему разнообразные рациональные и эмоциональные терапевтические воздействия оказываются далеко не всесильны и приносят лишь временный эффект.
Подводя итог, можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет по-настоящему действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится православным врачом или психологом, кающимся и исправляющим свою жизнь. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который - Истина, Путь и Жизнь!
Дай, Господи, нам мудрость и силы, чтобы врачевать недуги душевные во славу Твою!

Психологическая самопомощь

Очень важным на путях психологической самопомощи является правильная оценка больным причин собственных падений и грубых промахов. Нередко мы пытаемся оправдать себя и искать причины в других людях или внешних обстоятельствах. Святоотеческая мудрость учит никогда не заниматься самооправданием, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в угоду своему алиби истинное положение вещей (например: пусть я погорячился и нагрубил, но я ведь тоже живой человек, а вот он должен бы был... и т. д., постепенно все более убеждаясь в виновности другого и оправдывая себя).
Вместо самооправдания правильнее обвинить себя, искренне попытаться разобраться в причинах падения, которые обычно кроются в себялюбии, тщеславии и особенно в гордыни. "Где совершается падение, там прежде водворяется гордость; ибо гордость есть предвестница падения" (преподобный Никодим Святогорец).
Одним из действенных психологических приемов является рационализация . Прежде всего надо успокоиться, помолиться; потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся затруднительную или конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения и возможные пути решения этого конфликта, взвесить все "за" и "против", усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения.
Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства, существенные психологические нюансы. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем длительнее будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Будем помнить это и трезвиться.
Предусмотрительность . Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое "клише". По опыту известно, что можно "спотыкаться", терять душевный мир или впадать в прегрешения регулярно, в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее готовить себя к трудностям, важным разговорам, встречам, ответственным шагам. Всего, конечно, учесть невозможно, но многое можно предусмотреть. Причем готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением.
Святитель Феофан советует: "Утром, по молитве, сядь и расчисли, что тебе необходимо делать в продолжение дня, где быть, с чем и с кем встречаться, и применительно тому наперед определи, что где помышлять, что сказать, как держать свою душу и тело и проч. Это значит, что истинный христианин должен сам держать себя в руках, сам заведывать всеми движениями своей души, а не позволять им происходить самим собою, как бы без его ведома. Он должен быть сам владыкою всего внутри его происходящего, владыкою своих сил".
Переключение - простой и эффективный прием. Кому не известно, как приятно прогуляться по лесной тропинке, послушать пение птиц, полюбоваться луговыми цветами. Одному доставляет радость работа на даче, другому - встреча с друзьями и вечер, проведенный в сердечном и душеполезном общении, и т. д. Существует немало подобных рекомендаций; при внимательном отношении к себе каждый может продолжить этот перечень. Умение отдыхать с пользой для души - премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.

Медикаментозная помощь

Несколько слов по поводу употребления медикаментов при неврозах (транквилизаторов, антидепрессантов). В случае невротических состояний, когда симптомы недуга напрямую зависят от психологических причин и обстоятельств жизни, медикаменты играют вспомогательную роль, ослабляя внутреннее напряжение и притупляя остроту жалоб. Их назначают обычно на непродолжительный период. Главным условием выздоровления будет поиск оптимального решения конфликта, а в духовном плане - смирение и покаяние.
Хорошо помогает при неврозах и неврозоподобных состояниях фитотерапия , то есть использование в лечебных целях лекарственных растений. Однако заметим, что она не устраняет причин возникновения неврозов и является лишь хорошим симптоматическим (устраняющим симптомы) средством.
Традиционно используются корень валерианы, мята перечная (листья), хмель (шишки), пустырник (трава), сушеница (трава), боярышник (цветы), ромашка аптечная, плоды тмина. Вот примерный перечень успокоительных средств, которыми можно пользоваться самостоятельно - они отпускаются без рецепта: экстракт валерианы (или настойка), валерианахель, персен, глицин, экстракт пустырника (или настойка), ново-пассит, деприм, валосердин, сборы успокоительные № 2, 3, корвалол, корвалдин, адонис-бром, валидол, валокардин, капли Зеленина. Способ применения и дозы обозначены во вкладышах к препарату или на упаковке.
Благотворно влияют на нервную систему изюм, курага, мед. Скажем несколько подробнее о медолечении. Его эффективность общеизвестна; оно дает очень хорошие результаты при неврастении, нервном перенапряжении, после выполнения длительных и психологически трудных работ.
Болгарский ученый Стоймир Младенов предлагает следующую схему медолечения: 100-120 г цветочного пчелиного меда в сутки в течение 2,5-3 недель. Утром и вечером следует принимать по 30 г меда, а после обеда - 40. Вечером мед надо разбавлять в стакане прохладной воды и пить его за полчаса до сна. Через 10-12 дней от начала лечения больные или лица с предболезненными расстройствами, как правило, хорошо спят, у них появляется бодрость, возрастает работоспособность.
Нелишне напомнить и о пользе закаливания организма. Немаловажную роль играет посильный физический труд, особенно это касается молодых людей. Ненатруженная плоть смущает душу раздражительностью, негожими помыслами.
Подробнее остановимся на бессоннице , поскольку жалобы на нее встречаются у большинства больных, страдающих невротическими расстройствами. Сон - это чуткий нравственный барометр. Он изменяется (ухудшается, улучшается) в зависимости от нашего духовного и душевного состояния. Плохо спится после недобрых разговоров, терзающих душу грехов. Хороший, крепкий сон подает Господь.
Тем пациентам, у которых открыто сердце к вере, мы повторяем хорошо известные истины: необходимо молиться утром и вечером (по опыту известно, что, если по какой-то причине пожертвуешь молитвами на сон грядущим - пожертвуешь и крепким сном), читать Евангелие, крестить перед сном комнату и постель, пить освященную воду и кропить ею жилище, призывать на помощь святых и ангела-хранителя, пригласить в дом священника освятить жилище, если оно не освящено. А самое главное - исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Многие люди, начавшие так поступать с верой и упованием на Господа, чувствуют значительное улучшение самочувствия и приобретают душевный мир.
Психологические советы могут быть такими. Во-первых, позвольте себе не спать, не загружайте себя мыслями о сне и его скорейшем наступлении. Ведь зачастую человек больше страдает не от бессонницы, а от переживаний по этому поводу. Поздний вечер - время спокойных дел и неторопливых разговоров. Погуляйте перед сном, откажитесь от обильного ужина, проветрите комнату. Примите теплый душ или погрейте в ванной ноги.
Вот еще совет: две чайные ложки шишек хмеля заварить на стакан кипятка, настоять 4 часа, процедить, выпить стакан на ночь. Перед сном можно помазать виски лавандовым маслом или 3-5 капель лавандового масла накапать на кусочек сахара и пососать его перед сном. В изголовье кровати полезно прицепить льняной мешочек с высушенными корнями валерианы. Есть наблюдения, что постель темных тонов способствует успокоению нервной системы.
В аптеках продаются седативные сборы, которые могут быть использованы для успокоения и улучшения сна. Нелишней будет и врачебная консультация. Снотворные таблетки следует применять только по назначению врача; отварами и успокоительными настоями можно пользоваться самостоятельно.
Помните, здоровье душевное и телесное - это дар Божий, и относиться к нему следует бережно и со вниманием.



Просмотров