Михаил дмитриевич безбородько. Воин, учитель, ученый — профессор Безбородько Михаил Дмитриевич Михаил дмитриевич безбородько 7 ноября 1917 году

Безбородько Михаил Дмитриевич родился 7 ноября 1917 года в Москве. Участник Великой Отечественной Войны, ветеран Вооруженных Сил СССР, ветеран труда. Доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Действительный член (академик) Национальной академии наук пожарной безопасности, Почетный профессор Академии ГПС МЧС России, полковник внутренней службы в отставке.
Михаил Дмитриевич - человек с чувством собственного достоинства. Держится благородно и спокойно. Если охарактеризовать его одним словом - это Интеллигент с большой буквы этого слова. При личной встрече Михаил Дмитриевич говорит много и интересно, слушать можно бесконечно.
«Война сформировала во мне такие качества, как ответственность, честность, серьезное отношение к служебным обязанностям. А ведь сегодня у многих абсолютно исчезло чувство ответственности», - рассказывает Михаил Дмитриевич.
Война - это не подвиг, это тяжелая ежедневная работа. Война у всех тех, кто остался жив, сформировала безупречную ответственность, честность. Нечестно воевать нельзя. Сформировала отношение к своим служебным обязанностям. Сформировала своеобразное отношение к молодым людям как к нашему будущему, которым необходимо передать опыт и знания и научить жить лучше нас.
В войну я вступил зрелым человеком. Я окончил Донецкий индустриальный институт, работал на шахте инженером. Затем большое количество инженеров по приказу ставки было призвано в армию для подготовки в различных войсках (многие из них даже не успели защитить дипломные проекты). Меня направили в бронетанковые войска. Такую подготовку я проходил в Ленинграде, а потом в Челябинске. Вскоре я был награжден первой медалью «За боевые заслуги». Затем мне была предложена должность заместителя начальника штаба батальона, и я оказался на штабной службе. Сначала я служил в танковых войсках, а потом в самоходной артиллерии. Я был заместителем начальника штаба тяжелого самоходного артиллерийского полка.
По указу Верховного главнокомандующего где-то в июне 1944 года с фронта отозвали 200 инженеров-танкистов, имеющих высшее образование, и отправили учиться в Бронетанковую академию. Этот ВУЗ я окончил с золотой медалью. Так как я имел фронтовой опыт, мне предложили остаться в адъюнктуре. Срок службы в Вооруженных Силах СССР прошел, я уволился, а затем начал работать в должности профессора кафедры в Высшей школе МВД СССР.
Конечно, воспоминаний о войне у меня осталось много. Например, был такой случай.
В начале 1942 года я находился на Воронежском фронте, там шли оборонительные бои. И наш полк одним из нескольких проводил оборону возле Воронежа, наши танки стояли закопанными в землю. Нашей важной задачей было освобождение Воронежа. От обороны нам предстояло перейти к наступлению. Мы передислоцировали полк глубокой ночью, зимой в район города Острогоржска. Рядом с этим городом было небольшое село (не помню его название). Очень тихо в это село мы перетащили танки на расстояние 1 километра от фронта. Уже после прорыва, когда мы освободили русских пленных, то услышали - «а мы не знали, что танки здесь стоят». То есть работа была сделана настолько тонко и профессионально, что противник ничего не заметил. Мы буквально буксировали танки на различных машинах для того, чтобы занять такую оборону. В ходе этих тяжелых боев был освобожден город Отсрогоржск, а потом мы начали наступление на Харьков.
В 1943 году в Харькове снова началась оборона. Наш полк снова оказался в обороне. И только в начале 44-го начались наступательные действия.
Важно сказать, что та подготовка, которую мы получили в тылу, была действительно хорошей. Все наши командиры были молодыми людьми - ребята 18-20 лет, имеющие 10 классов образования. Несмотря на свою молодость, они могли принимать самые смелые решения.
Война - страшная вещь. Боевые действия проходят всегда и везде, где бы ты ни был. Но можно рассказать даже смешные эпизоды.
Часто немцы пишут, что их ассы сбили больше самолетов, чем наши. А все дело было в учете. У немцев было так - они прилетели, какой-то объект бомбили, дым показался, летчик сфотографировал и улетел получать награду. А у нас нужно было составить акт и иметь свидетелей.
Вспоминается такой эпизод. Осень, сентябрь, пасмурная погода, дождь. Маленькое село. Там был заболоченный ручеек. Я исполнял обязанности начальника штаба. Приходит ко мне заместитель по технической части и говорит: «Миш, надо поменять масло в танках, давай сделаем?». И вот мы стоим в голом поле (маскировать машины было негде - голая степь). Мы слили масло из самоходных установок. Тут из-за облаков появляется «Мистер Шмит» и как даст из пушек. А наши машины двигаться не могут… Мы с товарищем легли метрах в двадцати. Немецкий летчик дал две очереди по первой нашей машине, и она загорелись. Самолет пошел на второй наш танк и его обстрелял - оттуда сразу пошел дым. Немец сделал круг, все сфотографировал и улетел.
Я говорю: «Пошли, посмотрим, что с людьми стало». Подходим - а там смех раздается. Водитель (помню, что его звали Саша) говорит: «Товарищ капитан, у нас все живы, не волнуйтесь, я дымовую шашку выбросил!» Ко второму танку подходим - там водитель тоже смеется: «Я видел, что он шашку выбросил, и я выбросил!» Этих ребят потом наградили орденом Красной звезды.
А вот другой случай.
Немецкая мототанковая дивизия должна была с юга прорваться на север. Наш танковый корпус должен был его не пустить. Мы вели такую игру: днем никакой войны нет, тишина, солнце светит, птички поют. Как только начинается темнота, немцы собираются и продвигаются на Запад, чтобы найти брешь в нашей обороне и повернуть на Север. Как только мы получали сигнал, что они двинулись, начинал двигаться и наш корпус. И вот как-то на рассвете, часа в 4 утра, мы стали видеть друг друга. Началась перестрелка. Постреляли немного, а потом немцы ушли. Вот так мы задержали немцев и не допустили их прорыва.
А уже после войны со мной произошла интересная история.
После окончания адъюнктуры меня оставили работать преподавателем в Бронетанковой академии. Это был 1947 год. Через какое-то время меня вызывает начальник и говорит: «Приехала группа учащихся-иностранцев, вы их будете учить, лишних вопросов не задавайте, разговоров не заводите, делайте свое дело и уходите». Я пришел на первое занятие и сразу понял, что это немцы. Они были одеты в гражданское, держались молча, но русский язык знали, и наши занятия проходили без переводчика. На одном из занятий я рассказывал, как мы обеспечивали боеспособность наших танков. И тут один из немцев начал задавать вопросы и сказал, что он был на фронте. Я спрашиваю, а кем он был? Он отвечает: «Я был механиком-водителем дивизии «Мертвая голова», в 1943 году мы были вот в этом месте». Я отвечаю: «Наш 29 корпус тоже там был в это время». А он - «Я знал ваш 29 корпус», - и назвал фамилию моего командира корпуса… Вот такая ирония судьбы.
С тех пор я много раз бывал за границей. В Дрезденской Академии читал лекции. В Германии очень ценят преподавателей, и к нам как иностранным преподавателям в то, послевоенное время, относились хорошо, немцы были достаточно корректными. Однако были и неприятные моменты. Так, я хотел пообщаться с начальником кафедры, нам организовали встречу, которая, как мне показалось, прошла неплохо. Затем через некоторое время я близко сошелся с одним немцем, и он мне рассказал, что со мной общался не сам начальник кафедры, а подставное лицо. Также в Дрездене был один ученый, с которым я хотел встретиться, чтобы расспросить его о технике, которой я занимался. Когда я попытался наладить контакт - мне сказали, что он с мной встречаться не хочет и не будет.
Вообще война - это обыденная тяжкая жизнь, тяжелая работа. Очень тяжело было особенно в отступлении. У нас было огромное чувство ответственности - нужно было сделать все, чтобы была победа. Люди старались друг другу помогать, была сплоченность. Важно сказать, что тогда большое влияние на каждого человека оказывал коллектив. Сегодня много умных, понимающих молодых людей, однако важный негативный момент - потеряно влияние общества, коллектива на личность. Еще один минус - молодые хотят все и сразу. Так не бывает.
Конечно, условия жизни молодежи изменились в лучшую сторону: ТВ, радио, кино, театры, музеи - все это стало общедоступно. Но если раньше человек, приезжая в Москву, обязательно посещал Красную площадь, Большой театр, Третьяковскую галерею, то сейчас не все из москвичей бывали в этих местах!
У современных студентов ответственность за собственные знания очень упала, многие учатся, чтобы сдать экзамены и получить диплом. Во многом виноваты и сами преподаватели, ведь студентов надо воспитывать. Преподаватель - это очень ответственный пост, такой человек выполняет, прежде всего, государственную службу. Также большим минусом нашей образовательной системы, я считаю, отсутствие фактического контроля, который, например, обязательно есть на производстве.
На мой взгляд, преподаватель-профессионал должен обязательно обладать такими качествами, как требовательность, ответственность и справедливость.
Одно слово, каким можно охарактеризовать настоящего преподавателя - это порядочность.
Современной молодежи я бы хотел сказать: «Когда вы будете ощущать и нести ответственность за то, чем вы занимаетесь - вас будут уважать окружающие. И пожелать следующее: любите свою Родину и свою работу, воспитывайте в себе ответственность и учитесь управлять собой!»
Несомненно,Безбородько Михаил Дмитриевич - личность неординарная, человек, сильный и умный. Это подтверждает и большой список его регалий и огромное количество наград, но, наверное, в большей степени - мудрость глаз, которую невозможно не заметить при личном общении. Это мнение разделят и коллеги Михаила Дмитриевича. Вот некоторые цитаты:
Из поздравительной речи Начальника Академии ГПС МЧС России И.М. Тетерина и Председателя Совета ветеранов В.М. Губина в честь 90-летнего юбилея М.Д. Безбородько: «Ваша неуемная целеустремленность, завидная любовь к преподавательской работе снискали к Вам особые почет и уважение за Ваш огромный педагогический вклад в совершенствование процесса обучения и повышение научного уровня преподавания учебных дисциплин. Вы можете с достоинством гордиться своими учениками, среди них 39 кандидатов технических наук».

Н.Н. Брушлинский о М.Д. Безбородько: «Михаил Дмитриевич является одним из самых замечательных профессоров нашей Академии. Во-первых, он талантливый ученый, во-вторых, он выдающийся педагог. И в первом качестве, и во втором он внес большой вклад в развитие нашего высшего учебного заведения, где он работает уже 36 лет».
М.В.Петухова о М.Д. Безбородько: «Личность, обладающая огромным жизенным опытом, вместившая в себя целую эпоху в истории нашей страны. И этим бесценным опытом Вы так широко и щедро делитесь с окружающими Вас людьми. Для Вас характерна мужественность, истоки которой лежат в суровых годах Великой Отечественной войны. Пройдя через годы тяжелейших испытаний, Вы только закалили себя и вышли Победителем».

Защищать и любить Родину можно по-разному. Можно с автоматом в руках отстаивать ее рубежи, а можно воспитывать тех, кто в мирное время будет спасать наших граждан. Михаил Дмитриевич Безбородько был и защитником Отечества, и наставником. 7 ноября ему исполнилось 100 лет, но он и поныне читает лекции студентам и преподает.

К Академии государственной противопожарной службы МЧС России нужно подъехать заранее, предупредили коллеги и ученики Безбородько, потому что Михаил Дмитриевич - человек ответственный и пунктуальный, и в окружающих людях это ценит. «На лекции всегда немного заранее приходит», - рассказали мне.

- Как? В 100 лет - и лекции читает?! - не сдержала я удивления.

А как же! - говорит его бывший ученик, заместитель начальника академии Михаил Алешков. - Да он и сам все расскажет. Но вот я отмечу, что, заходя на некоторые лекции, вижу, как курсанты дремлют, а у него никто не спит. Он может часами увлекать слушателей…

Михаил Дмитриевич приехал, как и предупреждали, даже раньше, чем была официально запланирована встреча.

Его история - это история целой страны.

Мать рассказывала, что когда я родился, за окном уже стреляли… - говорит он.

Звучит это из его уст вроде очень просто, но ведь, если вдуматься, - век прошел!

Родился я в Москве, но потом мы переехали в Черниговскую область. Там я пошел в школу. Земли у нас своей не было, поэтому отец зарабатывал на жизнь тем, что учил крестьянских детишек разным ремеслам, - рассказывает Михаил Дмитриевич.

- Вы после нескольких начальных классов переехали в Луганск за отцом и пошли в третий класс...

Третий и четвертый классы я окончил с «тройками», - немного виновато улыбается Михаил Дмитриевич. - А вот потом взялся за учебу: уж больно стыдно стало. Больше всего я любил астрономию, физику знал. И поступил в Индустриальный институт, на электромеханический факультет.

Карьера преподавателя началась для него еще на втором курсе. Денег не хватало, вот и пошел Михаил Дмитриевич работать в школу - преподавал рисование и черчение вплоть до окончания института. Уже тогда он рассказывал так, что не только ученики слушали его, а даже старшие коллеги исключали из своих предметов какие-то разделы, потому что «Михаил Дмитриевич рассказывает лучше». После окончания института он устроился работать на шахту. И проработал там до 22 июня 1941 года.

Когда я в то утро услышал, что началась война, то выбежал во двор, а там шахтеры играли в домино… Мне никто не поверил сначала, ведь мы были уверены, что границы наши - на надежном замке, - вспоминает он.

Призвали Михаила Дмитриевича в июле 1941-го и отправили на курсы танкистов. Так и прошел он всю войну в бронетанковых войсках.

Мы стояли под Кривым Рогом. А там местность ровная, не спрятаться. Снаряды свистят, но мы уже знали, что если свистит, то не попадет: «свой» не услышишь… Только вот мы-то кое-как за броней спасались, а пехота - нет. Выбрались мы из машины, залегли в небольшую воронку. Немцы в нашу сторону открыли шквальный огонь. Пехоте надо бы окапываться, а там головы не поднять… Командир роты кричит нам: «Помогите, танкисты!» Ну, мы и бросились к ним. Организовали, взбодрили… В итоге рота была спасена, - рассказывает Михаил Дмитриевич. - Самое сложное в этом было - заставить людей не бояться. Страх ослепляет. И нам в тот раз это удалось.

Несмотря на все ужасы войны, были у командира танка Михаила Безбородько и комические случаи.

Как-то раз решили мы с командиром по технической части поменять масло в танках. А процесс это небыстрый, да и местность открытая - замаскироваться нечем. И только мы масло слили, как показался «мессер». А у них какое правило: разбомбил, дым увидел, сфотографировал - и награда готова. Кстати, у нас с этим было сложнее: нужно было убедиться, что противник уничтожен, да еще и свидетелей найти. Так вот, этот спикировал, мы попрятались и думаем: «Ну все, нет больше танков». Сбросил он бомбы, дым повалил. И пошел на второй круг - фотографировать… А когда улетел, мы увидели, что танки целы, а танкисты вылезли из машин, смеются. Оказалось, что все бомбы упали мимо, а наши бросили дымовую шашку - обманули немца…

В 1944 году Михаил Дмитриевич вместе с двумя сотнями офицеров приказом Верховного главнокомандующего И.В.Сталина был отправлен в Академию бронетанковых войск, где и встретил окончание войны.

Сейчас очень важно не забывать, какой ценой нам далась победа. Помнить тех, кто не вернулся домой, кто прошел всю войну, тех, кто обеспечивал фронт… Ежегодно курсанты Академии ГПС МЧС России принимают участие в раскопках в местах ожесточенных сражений, ухаживают за могилами солдат и офицеров, - с гордостью рассказывает Михаил Дмитриевич.

- А как же получилось, что вы перешли в пожарную охрану? Вроде сам Бог велел остаться в танкистах?..

Еще в Академии бронетанковых войск я получил степень кандидата технических наук, защитил диссертацию, а к 1970 году уже получил доктора технических наук. По выслуге лет был из армии уволен, но вот работу бросать не хотелось. Преподавать мне нравилось еще со студенческой скамьи. И вот тогда я принял решение перейти в МВД, в структуре которого на тот момент была пожарная охрана.

Мне пришлось выучить всю технику пожаротушения, разобраться с машинами, технологиями взаимодействия пожарных расчетов. В общем, в итоге я стал начальником кафедры пожарной техники в Высшей инженерной пожарно-технической школе МВД России - ныне Академии ГПС МЧС России, где и работаю до сих пор.

Вообще не верится, что человек в таком возрасте преподает. Но, по словам бывших и нынешних учеников, Михаил Дмитриевич не просто учит - он воспитывает новое поколение пожарных. За все время своей службы он, можно сказать, вырастил более 40 кандидатов наук, написал около 300 научных статей, несколько учебников. На его счету - 15 изобретений, а под его руководством была разработана лучшая пожарная машина, предназначенная для тушения пожаров при низких температурах, «СПА-Север».

- Вы столько лет уже преподаете, и вам легко сравнить. Ученик сейчас - умнее, чем был, или нет?

К нам приходят люди после 11-го класса средней школы, которые только что сдали ЕГЭ. И, по моим наблюдениям, их уровень подготовки ниже, чем у выпускников 60–70-х годов. Пробелы в образовании сказываются на всем учебном процессе. По моему мнению, учить сейчас стало значительно труднее, чем раньше.

- Какие качества вы воспитываете у молодого поколения?

Это хороший вопрос. Нужно воспитывать в человеке мораль и патриотизм. Без первого любые знания могут обернуться во вред. Таких примеров в нашей истории предостаточно. Когда я переходил в пожарную охрану и поступал в Индустриальный институт в Донецке - это были мои самостоятельные решения, остальные я принимал в интересах страны. Так же и с пожарными. Они должны осознавать, что их знания должны характеризовать их приверженность к решению государственных задач по борьбе с огнем и сохранению жизни человека. То есть пожарный - человек государственного мышления. Это и нужно воспитать и привить человеку. А вообще, обучать молодых специалистов - это, можно сказать, пилить сук, на котором сидишь. Вот он, - улыбаясь, указывает Михаил Дмитриевич на своего ученика - заместителя начальника Академии ГПС МЧС России по научной работе Михаила Владимировича Алешкова. В этих словах есть гордость за то, что воспитанник поднялся до таких высот.

На ваших глазах совершенствовалась техника, постепенно какие-то функции начали выполнять роботы... Вы не боитесь того, что техника заменит человека?

Мне не хотелось бы, чтобы так получилось. Конечно, уже где-то роботы человека заменяют, мы не можем игнорировать технический прогресс, но и заменить людей полностью невозможно. У человека есть качества, которые нельзя перенести на машину. Мораль, патриотизм… Как научить этому машины? Так не получится.

- Михаил Дмитриевич, а в чем секрет вашего долголетия?

Да я не знаю, право… Наверное, в работе. Человек должен постоянно что-то делать, главное - не останавливаться. Я каждый день много читаю, хоть мне сейчас стало и тяжело это делать, готовлюсь к лекциям. До 80 лет ходил на лыжах, хотя спортсменом себя и не считаю. То, что я постоянно занят, и помогает мне. Да и общение с молодым поколением тоже придает хороший стимул.

28.02.2018 Сегодня, 28 февраля, на 101-ом году жизни скончался легендарный профессор Академии Государственной противопожарной службы МЧС России Михаил Дмитриевич Безбородько. 7 ноября 2017 года ему исполнилось 100 лет. 17 апреля в день ветеранов пожарной охраны в Академии ГПС МЧС России состоялось торжественное открытие первой именной аудитории в честь профессора Михаила Безбородько.

Воин и учитель, участник Великой Отечественной войны в свои 100 лет писал учебники, руководил молодыми учеными, читал лекции курсантам и готовил научные и педагогические кадры для Академии и МЧС России. Заслуженный деятель науки, академик Национальной академии наук пожарной безопасности, он в течение нескольких десятилетий занимался подготовкой преподавателей и научных сотрудников для Академии ГПС МЧС России и военной академии бронетанковых войск. Михаил Дмитриевич - автор 15 изобретений, почти трехсот научных работ, подготовил 40 кандидатов наук. Он был награжден правительственными и ведомственными наградами России и других стран, получил из рук Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева диплом с благодарностью за многолетний вклад в развитие отечественной науки.

Человек высоких моральный принципов, профессионализм которого был признан несколькими поколениями, воспитатель и наставник, он учил людей всегда прежде всего оставться людьми.

«Первое, что нужно воспитывать в себе и в своих подчиненных, - любовь к своей Родине. Осознать свою причастность к решению государственных задач по тушению пожаров и спасению людей. Каждый выпускник Академии, офицер противопожарной службы должен уметь творчески мыслить и быть интеллектуально развитым человеком», - говорил профессор Академии Государственной противопожарной службы МЧС России Михаил Безбородько.

Михаилом Дмитриевичем на протяжении многих лет проводилась большая научная и исследовательская работа. Созданной им профессиональной школой подготовки молодых преподавателей он руководил более 25 лет. Кропотливая работа позволила сформировать технические условия к созданию, а затем к дальнейшему производству целого ряда пожарных автомобилей, которые успешно используются в пожарной охране МЧС России.

Под руководством профессора Михаила Безбородько и при участии коллектива ученых Академии был разработан пожарный автомобиль «СПА-Север» - лучшая в мире машина, способная успешно работать при любых морозах, как считал сам легендарный ветеран и преподователь

Учебник «Пожарная и аварийно-спасательная техника» под редакцией Михаила Дмитриевича Безбородько был удостоен премии Национальной академии наук пожарной безопасности и признан лучшим учебным изданием 2015 года.

Министр МЧС России Владимир Пучков высоко ценил педагогический талант профессора, гениальную способность передавать знания, опыт и энергетику подрастающему поколению - все это позволило МЧС России и всей России получить подготовленных профессиональных специалистов.

Вы говорите о себе: я простой русский профессор, а между тем, я беру в руки библиографию Ваших трудов – и поражаюсь: сколько Вами создано! Благодаря Вашей педагогической гениальности МЧС России и вся наша Родина получили не одно поколение высококлассных профессионалов в сфере пожарной безопасности, управления рисками, других сферах деятельности. Впереди еще много работы. Продолжайте созидать, а мы будем у Вас учиться! министр МЧС России

ПрМихаил Дмитриевич говорил о себе: я простой русский профессор. Между тем, я беру в руки библиографию его трудов – и поражаюсь: сколько им создано! Благодаря его педагогической гениальности МЧС России и вся наша Родина получили не одно поколение высококлассных профессионалов в сфере пожарной безопасности, управления рисками, других сферах деятельности, - сказал министр МЧС России Владимир Пучков.

Михаил Дмитриевич любил повторять, что не совершал героических поступков, считал себя обычным человеком. Но жизнь его по принесенной пользе Родине уже самая по себе есть подвиг.

В Академии ГПС открыли именную аудиторию профессора Михаила Безбородькоhttp://www.mchsmedia.ru/focus/item/6564654/



Просмотров