Михаил дмитриевич безбородько 7 ноября 1917 году. Воин, учитель, ученый — профессор Безбородько Михаил Дмитриевич

Безбородько Михаил Дмитриевич родился 7 ноября 1917 года в Москве. Участник Великой Отечественной Войны, ветеран Вооруженных Сил СССР, ветеран труда. Доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Действительный член (академик) Национальной академии наук пожарной безопасности, Почетный профессор Академии ГПС МЧС России, полковник внутренней службы в отставке.
Михаил Дмитриевич - человек с чувством собственного достоинства. Держится благородно и спокойно. Если охарактеризовать его одним словом - это Интеллигент с большой буквы этого слова. При личной встрече Михаил Дмитриевич говорит много и интересно, слушать можно бесконечно.
«Война сформировала во мне такие качества, как ответственность, честность, серьезное отношение к служебным обязанностям. А ведь сегодня у многих абсолютно исчезло чувство ответственности», - рассказывает Михаил Дмитриевич.
Война - это не подвиг, это тяжелая ежедневная работа. Война у всех тех, кто остался жив, сформировала безупречную ответственность, честность. Нечестно воевать нельзя. Сформировала отношение к своим служебным обязанностям. Сформировала своеобразное отношение к молодым людям как к нашему будущему, которым необходимо передать опыт и знания и научить жить лучше нас.
В войну я вступил зрелым человеком. Я окончил Донецкий индустриальный институт, работал на шахте инженером. Затем большое количество инженеров по приказу ставки было призвано в армию для подготовки в различных войсках (многие из них даже не успели защитить дипломные проекты). Меня направили в бронетанковые войска. Такую подготовку я проходил в Ленинграде, а потом в Челябинске. Вскоре я был награжден первой медалью «За боевые заслуги». Затем мне была предложена должность заместителя начальника штаба батальона, и я оказался на штабной службе. Сначала я служил в танковых войсках, а потом в самоходной артиллерии. Я был заместителем начальника штаба тяжелого самоходного артиллерийского полка.
По указу Верховного главнокомандующего где-то в июне 1944 года с фронта отозвали 200 инженеров-танкистов, имеющих высшее образование, и отправили учиться в Бронетанковую академию. Этот ВУЗ я окончил с золотой медалью. Так как я имел фронтовой опыт, мне предложили остаться в адъюнктуре. Срок службы в Вооруженных Силах СССР прошел, я уволился, а затем начал работать в должности профессора кафедры в Высшей школе МВД СССР.
Конечно, воспоминаний о войне у меня осталось много. Например, был такой случай.
В начале 1942 года я находился на Воронежском фронте, там шли оборонительные бои. И наш полк одним из нескольких проводил оборону возле Воронежа, наши танки стояли закопанными в землю. Нашей важной задачей было освобождение Воронежа. От обороны нам предстояло перейти к наступлению. Мы передислоцировали полк глубокой ночью, зимой в район города Острогоржска. Рядом с этим городом было небольшое село (не помню его название). Очень тихо в это село мы перетащили танки на расстояние 1 километра от фронта. Уже после прорыва, когда мы освободили русских пленных, то услышали - «а мы не знали, что танки здесь стоят». То есть работа была сделана настолько тонко и профессионально, что противник ничего не заметил. Мы буквально буксировали танки на различных машинах для того, чтобы занять такую оборону. В ходе этих тяжелых боев был освобожден город Отсрогоржск, а потом мы начали наступление на Харьков.
В 1943 году в Харькове снова началась оборона. Наш полк снова оказался в обороне. И только в начале 44-го начались наступательные действия.
Важно сказать, что та подготовка, которую мы получили в тылу, была действительно хорошей. Все наши командиры были молодыми людьми - ребята 18-20 лет, имеющие 10 классов образования. Несмотря на свою молодость, они могли принимать самые смелые решения.
Война - страшная вещь. Боевые действия проходят всегда и везде, где бы ты ни был. Но можно рассказать даже смешные эпизоды.
Часто немцы пишут, что их ассы сбили больше самолетов, чем наши. А все дело было в учете. У немцев было так - они прилетели, какой-то объект бомбили, дым показался, летчик сфотографировал и улетел получать награду. А у нас нужно было составить акт и иметь свидетелей.
Вспоминается такой эпизод. Осень, сентябрь, пасмурная погода, дождь. Маленькое село. Там был заболоченный ручеек. Я исполнял обязанности начальника штаба. Приходит ко мне заместитель по технической части и говорит: «Миш, надо поменять масло в танках, давай сделаем?». И вот мы стоим в голом поле (маскировать машины было негде - голая степь). Мы слили масло из самоходных установок. Тут из-за облаков появляется «Мистер Шмит» и как даст из пушек. А наши машины двигаться не могут… Мы с товарищем легли метрах в двадцати. Немецкий летчик дал две очереди по первой нашей машине, и она загорелись. Самолет пошел на второй наш танк и его обстрелял - оттуда сразу пошел дым. Немец сделал круг, все сфотографировал и улетел.
Я говорю: «Пошли, посмотрим, что с людьми стало». Подходим - а там смех раздается. Водитель (помню, что его звали Саша) говорит: «Товарищ капитан, у нас все живы, не волнуйтесь, я дымовую шашку выбросил!» Ко второму танку подходим - там водитель тоже смеется: «Я видел, что он шашку выбросил, и я выбросил!» Этих ребят потом наградили орденом Красной звезды.
А вот другой случай.
Немецкая мототанковая дивизия должна была с юга прорваться на север. Наш танковый корпус должен был его не пустить. Мы вели такую игру: днем никакой войны нет, тишина, солнце светит, птички поют. Как только начинается темнота, немцы собираются и продвигаются на Запад, чтобы найти брешь в нашей обороне и повернуть на Север. Как только мы получали сигнал, что они двинулись, начинал двигаться и наш корпус. И вот как-то на рассвете, часа в 4 утра, мы стали видеть друг друга. Началась перестрелка. Постреляли немного, а потом немцы ушли. Вот так мы задержали немцев и не допустили их прорыва.
А уже после войны со мной произошла интересная история.
После окончания адъюнктуры меня оставили работать преподавателем в Бронетанковой академии. Это был 1947 год. Через какое-то время меня вызывает начальник и говорит: «Приехала группа учащихся-иностранцев, вы их будете учить, лишних вопросов не задавайте, разговоров не заводите, делайте свое дело и уходите». Я пришел на первое занятие и сразу понял, что это немцы. Они были одеты в гражданское, держались молча, но русский язык знали, и наши занятия проходили без переводчика. На одном из занятий я рассказывал, как мы обеспечивали боеспособность наших танков. И тут один из немцев начал задавать вопросы и сказал, что он был на фронте. Я спрашиваю, а кем он был? Он отвечает: «Я был механиком-водителем дивизии «Мертвая голова», в 1943 году мы были вот в этом месте». Я отвечаю: «Наш 29 корпус тоже там был в это время». А он - «Я знал ваш 29 корпус», - и назвал фамилию моего командира корпуса… Вот такая ирония судьбы.
С тех пор я много раз бывал за границей. В Дрезденской Академии читал лекции. В Германии очень ценят преподавателей, и к нам как иностранным преподавателям в то, послевоенное время, относились хорошо, немцы были достаточно корректными. Однако были и неприятные моменты. Так, я хотел пообщаться с начальником кафедры, нам организовали встречу, которая, как мне показалось, прошла неплохо. Затем через некоторое время я близко сошелся с одним немцем, и он мне рассказал, что со мной общался не сам начальник кафедры, а подставное лицо. Также в Дрездене был один ученый, с которым я хотел встретиться, чтобы расспросить его о технике, которой я занимался. Когда я попытался наладить контакт - мне сказали, что он с мной встречаться не хочет и не будет.
Вообще война - это обыденная тяжкая жизнь, тяжелая работа. Очень тяжело было особенно в отступлении. У нас было огромное чувство ответственности - нужно было сделать все, чтобы была победа. Люди старались друг другу помогать, была сплоченность. Важно сказать, что тогда большое влияние на каждого человека оказывал коллектив. Сегодня много умных, понимающих молодых людей, однако важный негативный момент - потеряно влияние общества, коллектива на личность. Еще один минус - молодые хотят все и сразу. Так не бывает.
Конечно, условия жизни молодежи изменились в лучшую сторону: ТВ, радио, кино, театры, музеи - все это стало общедоступно. Но если раньше человек, приезжая в Москву, обязательно посещал Красную площадь, Большой театр, Третьяковскую галерею, то сейчас не все из москвичей бывали в этих местах!
У современных студентов ответственность за собственные знания очень упала, многие учатся, чтобы сдать экзамены и получить диплом. Во многом виноваты и сами преподаватели, ведь студентов надо воспитывать. Преподаватель - это очень ответственный пост, такой человек выполняет, прежде всего, государственную службу. Также большим минусом нашей образовательной системы, я считаю, отсутствие фактического контроля, который, например, обязательно есть на производстве.
На мой взгляд, преподаватель-профессионал должен обязательно обладать такими качествами, как требовательность, ответственность и справедливость.
Одно слово, каким можно охарактеризовать настоящего преподавателя - это порядочность.
Современной молодежи я бы хотел сказать: «Когда вы будете ощущать и нести ответственность за то, чем вы занимаетесь - вас будут уважать окружающие. И пожелать следующее: любите свою Родину и свою работу, воспитывайте в себе ответственность и учитесь управлять собой!»
Несомненно,Безбородько Михаил Дмитриевич - личность неординарная, человек, сильный и умный. Это подтверждает и большой список его регалий и огромное количество наград, но, наверное, в большей степени - мудрость глаз, которую невозможно не заметить при личном общении. Это мнение разделят и коллеги Михаила Дмитриевича. Вот некоторые цитаты:
Из поздравительной речи Начальника Академии ГПС МЧС России И.М. Тетерина и Председателя Совета ветеранов В.М. Губина в честь 90-летнего юбилея М.Д. Безбородько: «Ваша неуемная целеустремленность, завидная любовь к преподавательской работе снискали к Вам особые почет и уважение за Ваш огромный педагогический вклад в совершенствование процесса обучения и повышение научного уровня преподавания учебных дисциплин. Вы можете с достоинством гордиться своими учениками, среди них 39 кандидатов технических наук».

Н.Н. Брушлинский о М.Д. Безбородько: «Михаил Дмитриевич является одним из самых замечательных профессоров нашей Академии. Во-первых, он талантливый ученый, во-вторых, он выдающийся педагог. И в первом качестве, и во втором он внес большой вклад в развитие нашего высшего учебного заведения, где он работает уже 36 лет».
М.В.Петухова о М.Д. Безбородько: «Личность, обладающая огромным жизенным опытом, вместившая в себя целую эпоху в истории нашей страны. И этим бесценным опытом Вы так широко и щедро делитесь с окружающими Вас людьми. Для Вас характерна мужественность, истоки которой лежат в суровых годах Великой Отечественной войны. Пройдя через годы тяжелейших испытаний, Вы только закалили себя и вышли Победителем».

28.02.2018 Сегодня, 28 февраля, на 101-ом году жизни скончался легендарный профессор Академии Государственной противопожарной службы МЧС России Михаил Дмитриевич Безбородько. 7 ноября 2017 года ему исполнилось 100 лет. 17 апреля в день ветеранов пожарной охраны в Академии ГПС МЧС России состоялось торжественное открытие первой именной аудитории в честь профессора Михаила Безбородько.

Воин и учитель, участник Великой Отечественной войны в свои 100 лет писал учебники, руководил молодыми учеными, читал лекции курсантам и готовил научные и педагогические кадры для Академии и МЧС России. Заслуженный деятель науки, академик Национальной академии наук пожарной безопасности, он в течение нескольких десятилетий занимался подготовкой преподавателей и научных сотрудников для Академии ГПС МЧС России и военной академии бронетанковых войск. Михаил Дмитриевич - автор 15 изобретений, почти трехсот научных работ, подготовил 40 кандидатов наук. Он был награжден правительственными и ведомственными наградами России и других стран, получил из рук Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева диплом с благодарностью за многолетний вклад в развитие отечественной науки.

Человек высоких моральный принципов, профессионализм которого был признан несколькими поколениями, воспитатель и наставник, он учил людей всегда прежде всего оставться людьми.

«Первое, что нужно воспитывать в себе и в своих подчиненных, - любовь к своей Родине. Осознать свою причастность к решению государственных задач по тушению пожаров и спасению людей. Каждый выпускник Академии, офицер противопожарной службы должен уметь творчески мыслить и быть интеллектуально развитым человеком», - говорил профессор Академии Государственной противопожарной службы МЧС России Михаил Безбородько.

Михаилом Дмитриевичем на протяжении многих лет проводилась большая научная и исследовательская работа. Созданной им профессиональной школой подготовки молодых преподавателей он руководил более 25 лет. Кропотливая работа позволила сформировать технические условия к созданию, а затем к дальнейшему производству целого ряда пожарных автомобилей, которые успешно используются в пожарной охране МЧС России.

Под руководством профессора Михаила Безбородько и при участии коллектива ученых Академии был разработан пожарный автомобиль «СПА-Север» - лучшая в мире машина, способная успешно работать при любых морозах, как считал сам легендарный ветеран и преподователь

Учебник «Пожарная и аварийно-спасательная техника» под редакцией Михаила Дмитриевича Безбородько был удостоен премии Национальной академии наук пожарной безопасности и признан лучшим учебным изданием 2015 года.

Министр МЧС России Владимир Пучков высоко ценил педагогический талант профессора, гениальную способность передавать знания, опыт и энергетику подрастающему поколению - все это позволило МЧС России и всей России получить подготовленных профессиональных специалистов.

Вы говорите о себе: я простой русский профессор, а между тем, я беру в руки библиографию Ваших трудов – и поражаюсь: сколько Вами создано! Благодаря Вашей педагогической гениальности МЧС России и вся наша Родина получили не одно поколение высококлассных профессионалов в сфере пожарной безопасности, управления рисками, других сферах деятельности. Впереди еще много работы. Продолжайте созидать, а мы будем у Вас учиться! министр МЧС России

ПрМихаил Дмитриевич говорил о себе: я простой русский профессор. Между тем, я беру в руки библиографию его трудов – и поражаюсь: сколько им создано! Благодаря его педагогической гениальности МЧС России и вся наша Родина получили не одно поколение высококлассных профессионалов в сфере пожарной безопасности, управления рисками, других сферах деятельности, - сказал министр МЧС России Владимир Пучков.

Михаил Дмитриевич любил повторять, что не совершал героических поступков, считал себя обычным человеком. Но жизнь его по принесенной пользе Родине уже самая по себе есть подвиг.

В Академии ГПС открыли именную аудиторию профессора Михаила Безбородькоhttp://www.mchsmedia.ru/focus/item/6564654/

Ровесник революции или рожденный революцией - так раньше говорили о ветеранах, рожденных в начале ХХ века. Сейчас эти крылатые выражения прошлого наши современники редко произносят - и времена не те, да и очевидцев тех лет почти не осталось. Но к Михаилу Безбородько эти слова подходят как нельзя кстати. Он родился в начале ноября 1917-го, а свой столетний юбилей отмечает на кафедре в Академии государственной противопожарной службы МЧС России, где до сих пор преподает, читает лекции по пожарной технике. Он - легенда МЧС.

Михаил Дмитриевич Безбородько темп держит - несколько лекций в месяц, а еще занятия с адъюнктами и молодыми преподавателями. Ходить только стало тяжеловато, приходится говорить сидя. Но он не жалуется. Главное не то как, а что он вкладывает в головы будущих пожарных. А вот в плане качества излагаемого материала все в порядке. Голова светлая, речь безупречная. Настоящий профессор. С трудом верится, что ему - сто лет.

Тем не менее это так. Но как ему удалось не только дожить до такого почтенного возраста, но и сохранить светлую голову, ясность мысли? Естественно, что во время нашей встречи этот вопрос прозвучал. Но, как оказалось, у Безбородько на него ответа нет. В целом его яркая и богатая на события жизнь ничем не отличалась от жизни остальных граждан СССР. Михаил Дмитриевич родился в Москве, затем родители переехали на Украину. Михаил Безбородько часто вспоминает детские годы и рассказы родителей о революционных событиях тех лет.

Семья Безбородько жила очень бедно. Чтобы хоть как-то выжить, он мальчишкой помогал родителям по дому, а затем, окончив школу, поступил учиться в Индустриальный институт в Донецке, решив стать инженером на шахте.

Войну ждали, и ожидание ее витало в воздухе, но все равно ее начало оказалось для шахтеров Донбасса полной неожиданностью. Был воскресный день, мужики играли во дворе в домино, когда по радио все услышали страшную весть. Суровые пожилые шахтеры с лицами, пропитанными угольной пылью, лишь буднично сказали, что ничего, мол, зададут фашистам жару. Реальное осознание страшной угрозы пришло лишь после первой бомбежки.

Михаил Безбородько пошел на фронт, имея в кармане форменной гимнастерки диплом инженера. Танкистом он прошел всю войну. На вопрос, было ли ему страшно и как удалось выжить, он сейчас отвечает прямо, что страшно, конечно, было.

Мы быстро научились узнавать по звуку, когда снаряд летит мимо и куда он летит. Звук был низкий, как у басовой струны. Чем более в сторону летит снаряд, тем звук ниже. А тот, который летит почти прямо в тебя, вообще не слышно, - вспоминает ветеран.

Бывало страшно не только, когда стреляли по ним, а и когда стреляли по другим. Например, он прекрасно помнит случай, как две молодые девчонки, согнувшись под тяжестью большого бидона с кашей, бежали по полю, чтобы накормить их, танкистов, замаскировавших свои танки в лесу. Немцы заметили девчат и открыли минометный огонь. Снаряды ложились близко, но девчонки бежали, не отпуская бидон.

К слову, тогда они обе добежали. Им не дали наград, мол, а за что, за то, что кашу солдатам принесли? Хотя обе проявили себя как герои, и Михаил Безбородько помнит этот их подвиг, а также то невероятное чувство страха, и за них, и за осознание реальности и близости смерти. Это была война...

Сегодня удивляет то, что он, по сути необразованный паренек, смог выучиться и стать образованнейшим человеком мира. В разрушенной войной стране, казалось, было не до учебы, ведь нужны были рабочие руки. А он с золотой медалью окончил Академию бронетанковых и механизированных войск, в которую был направлен в 1944 году. Затем продолжил обучение в адъюнктуре и после успешной защиты кандидатской продолжил службу на кафедре эксплуатации бронетанковой техники.

В 1950 году получил степень кандидата технических наук. В 1969-1970 годах стал профессором, защитил докторскую по эксплуатации танков. Причем стал первым доктором наук в этой области. Впоследствии уже в звании полковника в отставке поступил на работу на должность профессора в Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР, а ныне Академию ГПС МЧС России.

Для чего вам понадобилось переходить с танков на пожарные машины? - этот вопрос Михаила Дмитриевича, казалось застал врасплох. Он поднял глаза, пристально посмотрел и медленно, но четко по-военному сказал, что это было нужно стране.

Одной из основных задач в тот переходный период была организация исследований в области рационального использования пожарной техники, особенностей ее эксплуатации в различных экологических и географических условиях. Например, нужно было создать такие машины, которые могли бы тушить пожары в лютые зимы. И, к слову, на основе научных разработок ученых Академии, где до сих пор трудится Безбородько, пожарная машина для эксплуатации в условиях низких температур была создана и запущена в производство.

В настоящее время Академия является лидером по подготовке профессиональных инженеров ФПС МЧС России, лидером по изданию учебников. Это результат работы целого поколения энтузиастов и практиков, преданных своему делу и своей Родине. На основе учебника, написанного Михаилом Безбородько, выросло целое поколение специалистов пожарного дела. И это при том, что в Академию он пришел уже после того, как ушел в отставку с военной службы по выслуге лет. Его танки, образно говоря, быстро стали мирными. Но пожарные машины это одно, а ведь на счету Безбородько сколько еще воспитанников, которые сами стали чуть ли не легендами пожарного дела.

На основе учебника, написанного Михаилом Безбородько, выросло целое поколение мастеров пожарного дела

Секрет успеха, по его мнению, прост: "Каждый курсант и выпускник академии должен уметь творчески мыслить и быть интеллектуально развитым человеком. Из тех специалистов, которых мы подготовили, выросли преподаватели, которые сами обучают других и проводят исследования. Мои ученики - замначальника Академии по научной работе Михаил Алешков, преподаватель кафедры пожарной техники Владимир Роенко, профессор Гаяз Харисов и многие другие".

В настоящее время Михаил Алешков - соавтор учебников и уже возглавил целое научное направление по использованию пожарной техники и по тушению пожаров в области энергетики. А Гаяз Харисов является автором ряда монографий, руководит научным коллективом.

Сейчас Академия ГПС МЧС России является не только крупнейшим учебным заведением, но и авторитетнейшим научным центром нашей страны. В 2014 году она уверенно вошла в первую сотню рейтинга среди российских ВУЗов по научно-практической результативности.

В 2013 году в Академии отмечался 40-летний юбилей адъюнктуры, в которой прошли обучение уже свыше 500 специалистов. На сегодняшний день это подразделение вуза является основным в деле подготовки научно-педагогических кадров как для самой академии, так и для всех учебных заведений МЧС России в целом.

Если вы меня спросите, о чем я сейчас мечтаю, то отвечу: я хочу усовершенствовать учебный процесс. У нас сейчас очень много различных технических средств обучения, но сначала нужно научиться их рационально использовать, - говорит Михаил Безбородько в свои сто лет.

Какой покой?! Он и не думает о покое. Его биография - это биография страны, которая победила в годы Великой Отечественной войны, потом поднималась из пепла, училась, одерживала победу за победой уже на трудовом фронте. Ну и, конечно, его жизнь - это и летопись МЧС.

Много ли министерств могут похвастаться такими яркими долгожителями, которые не из книг, а лично помнят каждый шаг становления их службы? А Михаил Безбородько помнит. Причем помнит все, его памяти могут позавидовать молодые. Он хранит в своей голове не только все события, но и имена своих соратников, делавших историю страны. А на днях из печати выходит его книга - о прошлом, настоящем и с мыслями о будущем...

Наша справка

Профессор Михаил Дмитриевич Безбородько в течение нескольких десятилетий занимался подготовкой преподавателей, кандидатов технических наук для МЧС России и Минобороны России.

Более 40 лет он ведет научно-педагогическую работу в образовательном учреждении, которое в 1975 году стало высшей инженерной пожарно-технической школой МВД России, а затем - Академией ГПС МЧС России. Является автором 15 изобретений, около 300 научных работ, подготовил 40 кандидатов наук.

Под его руководством издано 12 учебников, включая 8 - по пожарной безопасности, такие как "Пожарная техника", которые неоднократно переиздавались, в том числе и в 2015 г. На протяжении всего срока службы под его редакцией издано 10 монографий и 15 учебно-методических пособий. Он написал более 250 научных статей в различных журналах. При соавторстве Безбородько в 2016 г. издан учебник "Пожарная безопасность" под редакцией министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Пучкова.

В 1996 году ему - первому в Государственной противопожарной службе - присвоено звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации", в том же году Михаил Дмитриевич избран академиком Национальной академии наук пожарной безопасности (НАНПБ). Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, двумя медалями "За боевые заслуги" и орденом Почета. Среди его наград - нагрудный знак "Лучшему работнику пожарной охраны". Кавалер венгерского ордена "Звезда с золотым венком", польской медали "За отличную работу" и медали Чехословакии.

Под руководством Михаила Дмитриевича на протяжении многих лет проводилась большая научная и исследовательская работа. Создана профессиональная школа подготовки молодых преподавателей, которой он руководит уже более 25 лет.

Прямая речь

Война была трагедией, но именно она позволила проявить все лучшее, что есть и остается в нашем народе - стойкость и мужество, единство и сплоченность перед лицом врага, трудолюбие и самоотверженность, талант инженеров и полководцев, воинскую доблесть и любовь к Родине.

Я отношу себя к людям со средними способностями. И все то, чего я добился в этой жизни, я добился собственным трудом. Помогало еще и то, что в своей жизни я встретил много очень хороших людей, которые помогали мне. Потом и я помогал многим. Моя жизнь при этом не была усеяна лепестками роз. Были и шипы, были и серьезные провалы и большие неудачи, но были и победы. Нужно научиться преодолевать все трудности.



Просмотров