Мифологические религиозные представления о происхождении человека. Миф о происхождении людей

Введение

Взгляд основных мировых религий и мифов и иных религиозных философий на происхождение человека на Земле

Научный взгляд на вопрос о происхождении человека на Земле

Столкновение науки и религии в вопросе о происхождении человека на Земле

Заключение

Литература

Введение

Тема «Религия и наука о происхождении человека на Земле» на протяжении множества веков вызывает достаточно споров и является актуальной и в наши дни. Изначально мной была выбрана тема «Междуречье и Египет - первые цивилизации на Земле. Древние цивилизации в Европе». Но, так как, данная тема не раз являлась объектом моих исследований ранее в Белорусском государственном университете транспорта при изучении дисциплины «Культурология», я решила выбрать тему о вопросах происхождения человека на Земле.

Увлекаясь изучением различных мировых религий, не раз замечала, что вопрос о возникновении человека является основой любой религиозной философии.

Большее внимание в последнее время было уделено мной древней категории вероисповедания - язычеству, как славянскому, так и более древнему - скандинавскому. Эта сфера для меня открыла новые аспекты истории.

С научной точки зрения за последние века так же произошло множество изменений во взглядах на вопрос о происхождении человека на Земле. И по настоящее время не останавливается ход исследований этой сферы волнующей все человечество.

Я же в данной работе опишу исторически сложившиеся взгляды в религиозной сфере и в сфере науки в отдельности и во взаимодействии между собой на протяжении веков и до наших дней.

.Взгляд основных мировых религий и мифов и иных религиозных философий на происхождение человека на Земле

Рассмотрю религиозные взгляды Древней Месопотамии и Древнего Египта.

В IV-I тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Египте большую роль играли мифы, составлявшие все мировоззрение народов этих цивилизаций. Однако взгляды народа Месопотамии значительно отличались от взглядов древних египтян. По мнению жителей Месопотамии и их мифов, люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Место их в мире не значительно, и призваны люди только ублажать богов: приносить им жертвы, строить храмы, чтить жрецов и царей.

В Древнем Египте же, согласно трем видам мифов о сотворении мира и человека, люди сотворены богами. И в отличие от жителей Месопотамии, египтяне видели в загробной жизни возможность дальнейшего существования. В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта - Гелиополис, Гермополис и Мемфис - выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет - бесконечности пространства, Кук и Каукет - вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Древнеегипетская религия сама по себе как неисчерпаемый запас тайн и неизведанных знаний, изучение которых приносит пользу. Но не буду останавливаться на этом, так как есть множество иных вопросов, которые хочется описать.

Хочется сразу коснуться религии, которая в свое время вытеснила древнеегипетскую, - христианства.

С точки зрения христианства, прародителем человеческого рода является Адам, созданный Верховным и единым богом. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. По учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам - это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В христианской теологии Адам - символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам - всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» - Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Это очень прагматичная теория. По моему мнению, здесь четко прослеживается аналогичность с другими религиозными воззрениями. Но этот момент я ее буду рассматривать позже.

По поводу ислама, возникшего в VII веке нашей эры, много говорить не имеет смысла, так как прослеживается конкретная аналогия с христианским воззрением о происхождении человека.

Все монотеистические религии имеют общий стержень истории о происхождении человека. Поэтому сейчас хочу коснуться так называемых политеистических религий.

Рассмотрим понятие язычества. Язычество - буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. Языческие верования основываются на мифологии, так как иначе самый древний вид сохранения исторической информации назвать нельзя. Разделение мифологии на славянскую и скандинавскую сугубо символическое, так как эти виды имеют одну первооснову. Это ясно прослеживается при исследовании антропогонических мифов.

Антропогонические мифы - мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары, составная часть космогонических мифов.

Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально - «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с Землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт - оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

Здесь становится очевидным, что скандинавская мифология является первичной. Согласно скандинавским мифам, из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Имир же в свое время был создан при слиянии царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. Данная мифология может считаться родовой, потому что имеет самое полное описание всех миров, всех богов и их взаимоотношений. Мифы несут в себе не только повествование, а целую мудрость.

Сотворение Аска и Эмблы (отождествить можно с Адамом и Евой) несет за собой целую историю творений. Сотворив мир, бог Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину. Это - Аск и Эмбла. Затем один из асов(в скандинавской мифологии боги населявшие Асгард - высший город) вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки.

Что касается древнеславянской мифологии, так она формировалась на протяжении длительного периода, и имеет достаточно сильные корни из германо-скандинавской мифологии. Так что в древнеславянской мифологии представления о происхождении человека на Земле схожи с представлениями скандинавских язычников. Хотя древнеславянская мифология так же может стать обоснованным предметом исследований в этой сфере.

Древнегреческая мифология гораздо лучше была исследована ранее и информационно она более доступна. В ней так же прослеживается божественное происхождение человека.

Рассматривая иные религиозные воззрения, могу сказать, что они несут в себе больше философию жизни, чем являются классическим типом религии. К религиозным философским направлениям можно отнести восточные религии. Они сконцентрированы на медитативное познание бытия и самого себя. Это учения, которые не так много внимания уделяют вопросам о происхождении человека на Земле. Большее значение уделено таким моментам, как перерождение и сущность бытия.

В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.

Можно сделать вывод, что человек имеет божественное происхождение - с религиозной точки зрения.

2.Научный взгляд на вопрос о происхождении человека на Земле

Научная точка зрения о происхождении человека значительно отличается от религиозной. Поэтому далее я рассмотрю именно научный взгляд на этот вопрос. Впоследствии чего сопоставлю две основные точки зрения.

Теория полицентризма выдвинута в 1939 году Францем Вайденрайхом, который считал, что современные человеческие расы произошли от разных рас неандертальцев. Таким образом, начало расогенеза приходится на нижний и средний палеолит. Недостаток данной теории состоит в том, что происхождение человека от разных рас противоречит видовой преемственности. Наиболее распространена теория широкого моноцентризма, согласно которой неоантропы произошли от прогрессивных форм палеоантропов, обитавших на территории Средней и Передней Азии и Северно-Восточной Африки.

В эпоху неолита неоантропы появляются на всех континентах. Сначала неоантропы жили одновременно с неандертальцами, но 40-35 тысяч лет назад единственным видом на Земле стал неоантроп. Существует даже несколько теорий по поводу вражды неандертальцев и неоантропов, которые сводятся к тому, что более развитые неоантропы уничтожили менее развитых неандертальцев.

Для возникновения неоантропа требовалось разрушение замкнутости неандертальской общины. Поэтому современные ученые большое значение придают экзогамии.

Существуют две доминирующие теории происхождения современной популяции человека. Теория «из Африки» предполагает, что предки современных людей мигрировали из Африки и расселились в разных частях мира. Согласно мультирегиональной теории, современные люди являются, по крайней мере, частично, потомками различных популяций гоминид. Теория «из Африки» в противовес мультирегиональной подтверждается сравнением последовательностей ДНК современных людей и в настоящий момент принимается большинством палеоантропологов.

Как считают некоторые исследователи, источник эволюционных идей проистекает из космогоний древних религий. Идеи творения и развития вселенной и жизни идут в них параллельно друг другу, иногда тесно переплетаясь. Но мифический способ мышления мешает выкристаллизовать из них стройные концепции. Первую такую концепцию разработал ученик Фалеса Милетского Анаксимандр. О схеме Анаксимандра стало известно от историка I века до н. э. Диодора Сицилийского. В его изложении, когда молодая Земля осветилась Солнцем, её поверхность сначала затвердела, а потом забродила, возникли гниения, покрытые тонкими оболочками. В этих оболочках и зародились всевозможные породы животных. Человек же будто бы возник из рыбы или похожего на рыбу животного. Несмотря на оригинальность, рассуждения Анаксимандра не подкреплены наблюдениями. Другой античный мыслитель, Ксенофан, уделял наблюдениям больше внимания. Он отождествлял окаменелости, что находил в горах, с отпечатками древних растений и животных: лавра, раковин моллюсков, рыб, тюленей. Из этого он сделал заключение, что суша некогда опускалась в море, неся гибель наземным животным и людям. Она превращалась в грязь, а когда поднималась, отпечатки засыхали. Гераклит, несмотря на пропитанность его метафизики идеей постоянного развития и вечного становления, не создал никаких эволюционных концепций. Хотя некоторые авторы все же относят его к первым эволюционистам.

Здесь же хочется отметить, что первые эволюционисты создавали достаточно мифологичные концепции, не смотря на некоторую подкрепленность и обоснованность. Не менее замечательная почва для фантастических произведений, чем мифология.

Новый этап в развитии эволюционной теории наступил в 1859 году в результате публикации основополагающей работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». Основной движущей силой эволюции по Дарвину является естественный отбор. Отбор, действуя на особей, позволяет выживать и оставлять потомство тем организмам, которые лучше приспособлены для жизни в данном окружении. Действие отбора приводит к распадению видов на части - дочерние виды, которые, в свою очередь, со временем расходятся до родов, семейств и всех более крупных таксонов.

Однако, существует множество опровергающих гипотез. Здесь хочется отметить труды Майкла Кремо, который считает, что человек не произошел от обезьяны. По его мнению, существа, подобные нам, жили на Земле 50 млн. лет назад.

Множество научных гипотез говорят нам о происхождении человека. И в общем, можно сказать, что с научной точки зрения человек произошел от более примитивной формы приматов.

.Столкновение науки и религии в вопросе о происхождении человека на Земле

Почему-то принято считать, что наука и религия в вопросе о происхождении человека на Земле не совместимы. Современный человек обладает достаточными знаниями для того, чтобы по-своему совмещать их. Также мы сами в праве выбирать верование во что-либо.

В настоящее время церковная догматика не является такой категоричной, чтобы опровергать научные гипотезы. Даже известно, что Католическая церковь официально признала эволюционную теорию происхождения человека.

Хочу отметить, что обвинения в атеизме и отрицании религии, приводимые некоторыми противниками эволюционного учения, основаны в известной мере на непонимании природы научного знания: в науке никакая теория, в том числе и теория биологической эволюции, не может как подтвердить, так и отрицать существование таких потусторонних миру субъектов, как Бог (хотя бы потому, что Бог при творении живой природы мог использовать эволюцию, как утверждает богословская доктрина «теистической эволюции»).

Ошибочны также попытки противопоставить эволюционную биологию религиозной антропологии. С точки зрения методологии науки, популярный тезис «человек произошёл от обезьяны» является лишь чрезмерным упрощением одного из выводов эволюционной биологии (о месте человека как биологического вида на филогенетическом древе живой природы) хотя бы потому, что понятие «человек» многозначно: человек как предмет физической антропологии отнюдь не тождествен человеку как предмету философской антропологии, и сводить философскую антропологию к физической некорректно.

Некоторые верующие разных религий не находят эволюционное учение противоречащим их вере. Теория биологической эволюции противоречит только буквальному прочтению сакральных текстов, повествующих о сотворении мира, и для некоторых верующих это является причиной отвержения практически всех выводов естественных наук, изучающих прошлое материального мира. Это так называемый буквалистский креационизм.

Среди верующих, исповедующих доктрину буквалистского креационизма, имеется некоторое количество учёных, которые пытаются найти научные доказательства своей доктрине (так называемый «научный креационизм»). Тем не менее, научное сообщество оспаривает обоснованность этих доказательств.

Никак нельзя противопоставлять религию науке. Доказательством этому может служить то, что множество ученых, исследовавших эту сферу, были глубоко религиозными людьми.

Заключение

человек происхождение религия наука

В заключение хочется сказать, что на самом деле религия и наука не могут противостоять друг другу потому, что в различных описаниях и доказательствах существуют временные несоответствия одних доказательств другим.

Еще пройдет немало времени до того момента, когда человечество создаст единую доктрину о происхождении человека на Земле, вместив в себя все истинные моменты и из религиозных верований и из научных гипотез. Ведь остается до конца неизведанной и другая сфера исследований - языковые корни. А благодаря исследованию языков, как современных, так и мертвых, можно докопаться до истины. Но это уже тема для иной работы.

Но на сегодняшний день вопрос о происхождении человека на Земле остается открытым.

Литература:

1.Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. - М: Астрель, АСТ, 2002г. - 464 с.

2.Скандинавская мифология: Энциклопедия. - М: Эксмо, 2004. - 592 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.

Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974.

Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004.

Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. - М., 1993-95. Т. 3.

Конспект лекций по дисциплине «История Беларуси», преподаватель Бессольнов А.Б., БелГУТ, 2005-2006гг.

Конспект лекций по дисциплине «Культурология. Религиоведение и эстетика», преподаватель Елопов А.П., БелГУТ, 2006-2007гг.

1. Взгляд основных мировых религий и мифов и иных религиозных философий на происхождение человека на Земле

Рассмотрю религиозные взгляды Древней Месопотамии и Древнего Египта.

В IV-I тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Египте большую роль играли мифы, составлявшие все мировоззрение народов этих цивилизаций. Однако взгляды народа Месопотамии значительно отличались от взглядов древних египтян. По мнению жителей Месопотамии и их мифов, люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Место их в мире не значительно, и призваны люди только ублажать богов: приносить им жертвы, строить храмы, чтить жрецов и царей.

В Древнем Египте же, согласно трем видам мифов о сотворении мира и человека, люди сотворены богами. И в отличие от жителей Месопотамии, египтяне видели в загробной жизни возможность дальнейшего существования. В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта -- Гелиополис, Гермополис и Мемфис -- выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет -- бесконечности пространства, Кук и Каукет -- вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Следовательно, из всех версий Древнеегипетской мифологии видно, что человек имеет божественное происхождение. Однако до момента сотворения человека была длинная цепочка сотворения богов Высшим божеством.

Древнеегипетская религия сама по себе как неисчерпаемый запас тайн и неизведанных знаний, изучение которых приносит пользу. Но не буду останавливаться на этом, так как есть множество иных вопросов, которые хочется описать.

Хочется сразу коснуться религии, которая в свое время вытеснила древнеегипетскую, - христианства.

С точки зрения христианства, прародителем человеческого рода является Адам, созданный Верховным и единым богом. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. По учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам -- это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В христианской теологии Адам -- символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам -- всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» -- Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Это очень прагматичная теория. По моему мнению, здесь четко прослеживается аналогичность с другими религиозными воззрениями. Но этот момент я ее буду рассматривать позже.

По поводу ислама, возникшего в VII веке нашей эры, много говорить не имеет смысла, так как прослеживается конкретная аналогия с христианским воззрением о происхождении человека.

Все монотеистические религии имеют общий стержень истории о происхождении человека. Поэтому сейчас хочу коснуться так называемых политеистических религий.

Рассмотрим понятие язычества. Язычество -- буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. Языческие верования основываются на мифологии, так как иначе самый древний вид сохранения исторической информации назвать нельзя. Разделение мифологии на славянскую и скандинавскую сугубо символическое, так как эти виды имеют одну первооснову. Это ясно прослеживается при исследовании антропогонических мифов.

Антропогонические мифы -- мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары, составная часть космогонических мифов.

Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально -- «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с Землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт -- оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

Здесь становится очевидным, что скандинавская мифология является первичной. Согласно скандинавским мифам, из пота Имира родилась пара -- мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Имир же в свое время был создан при слиянии царства льда -- Нифльхейм и огня -- Муспелльхейм. Данная мифология может считаться родовой, потому что имеет самое полное описание всех миров, всех богов и их взаимоотношений. Мифы несут в себе не только повествование, а целую мудрость.

Сотворение Аска и Эмблы (отождествить можно с Адамом и Евой) несет за собой целую историю творений. Сотворив мир, бог Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам -- иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи -- женщину. Это - Аск и Эмбла. Затем один из асов(в скандинавской мифологии боги населявшие Асгард - высший город) вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий -- кровь и румяные щеки.

Что касается древнеславянской мифологии, так она формировалась на протяжении длительного периода, и имеет достаточно сильные корни из германо-скандинавской мифологии. Так что в древнеславянской мифологии представления о происхождении человека на Земле схожи с представлениями скандинавских язычников. Хотя древнеславянская мифология так же может стать обоснованным предметом исследований в этой сфере.

Древнегреческая мифология гораздо лучше была исследована ранее и информационно она более доступна. В ней так же прослеживается божественное происхождение человека.

Рассматривая иные религиозные воззрения, могу сказать, что они несут в себе больше философию жизни, чем являются классическим типом религии. К религиозным философским направлениям можно отнести восточные религии. Они сконцентрированы на медитативное познание бытия и самого себя. Это учения, которые не так много внимания уделяют вопросам о происхождении человека на Земле. Большее значение уделено таким моментам, как перерождение и сущность бытия.

В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.

Можно сделать вывод, что человек имеет божественное происхождение - с религиозной точки зрения.

Биологическая карта мира

Идеи возникновения и эволюции жизни

Долгое время отсутствовали эмпирические данные о предках человека. Дарвин знал только дриопитеков (найденных в 1856 г. во Франции) и писал о них как о далеких предках человека. В XX веке раскопки позволили обнаружить останки ископаемых обезьян...

История развития антропологии в Украине

На Земле существуют не менее 2 млн. видов животных, до 0,5 млн. видов растений, сотни тысяч видов грибов и микроорганизмов...

Основные гипотезы о возникновении жизни на Земле

У теории А.И. Опарина и других подобных гипотез есть один существенный недостаток: нет ни одного факта, который бы подтвердил возможность абиогенного синтеза на Земле хотя бы простейшего живого организма из безжизненных соединений...

Основные этапы эволюции приматов

Формирование человека современного типа было чрезвычайно сложным процессом с хронологической протяженностью от 1,5 млн. лет - до 40 тыс. лет. Огромная роль в этом процессе принадлежит древнейшим людям - архантропам...

Основы естествознания

Подлинной Terra Incognita (Неизвестной Землей) представляется нам окружающий нас Космос. Мы стоим на пороге завоевания Космоса и с замиранием сердца ожидаем встречи с его обитателями, потому что не можем или не хотим даже вообразить себе...

Предмет и основные концепции науки о человеке

Антропология - - наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Основные разделы антропологии: антропогенез (учение о происхождении человека)...

Происхождение видов по Дарвину

В первой части своего замечательного труда Дарвин рассматривает происхождение и родословную человека, во второй излагает теорию полового отбора. Обратимся к содержанию этой книги. В первой главе автор доказывает...

Происхождение человека

Наиболее распространены в мире христианские взгляды на сотворение мира и человека в нем, связанные с божественным творением Иеговы (Яхве)- единственного Бога во Вселенной, проявляющего себя в трех лицах: Бог-отец...

Развитие естествознания в XVIII-XIX вв. Космологические модели Вселенной. Происхождение человека

3.1 Эволюция приматов Плацентарные млекопитающие возникли в самом конце мезозойской эры. Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были такими же...

Научная точка зрения о происхождении человека значительно отличается от религиозной. Поэтому далее я рассмотрю именно научный взгляд на этот вопрос. Впоследствии чего сопоставлю две основные точки зрения...

Религия и наука о происхождении человека на Земле

Современная классификация органического мира. История развития жизни на нашей планете

Первичная Земля, сформировавшаяся за счёт аккреции исходного протопланетного вещества, должна была быть полностью безжизненной планетой. Связано это с тем...

Теории происхождения человека на Земле

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос "откуда мы взялись". Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее...

Факторы эволюции современного человека

Еще в античное время Анаксимен, Аристотель признавали человека "родственником" животных. К.Линней в XVIII веке впервые относит человека к отряду приматов, который включает обезьян и полуобезьян и дает ему видовое название Homo sapiens (человек разумный)...

Люди всегда стремились узнать, как они появились, откуда берет свое начало человеческий род. Не зная ответа на свой вопрос, они строили догадки, сочиняли предания. Миф о происхождении человека существует практически во всех религиозных верованиях.

Но не только религия пыталась найти ответ на этот извечный вопрос. По мере своего развития наука тоже приобщилась к поискам истины. Но в рамках этой статьи будет сделан упор на теории происхождения человека именно на основе религиозных верований и мифологии.

В Древней Греции

Греческая мифология известна во всем мире, поэтому именно с нее в статье начинается рассмотрение мифов, объясняющих происхождение мира и человека. Согласно мифологии этого народа в начале был Хаос.

Из него появились боги: Хронос, олицетворяющий время, Гея - земля, Эрос - воплощение любви, Тартар и Эреб - это бездна и мрак соответственно. Последним божеством, рожденным из Хаоса, была богиня Нюкта, символизировавшая ночь.

Со временем эти всемогущие существа рождают на свет других богов, завладевают миром. Позднее они обосновались на вершине горы Олимп, которая отныне стала их домом.

Греческий миф о происхождении человека - один из самых известных, поскольку изучается в школьной программе.

Древний Египет

Цивилизация в долине реки Нила является одной из самых ранних, поэтому их мифология тоже очень стара. Разумеется, в их религиозном веровании тоже был миф о происхождении людей.

Здесь можно провести аналогию с уже упомянутыми выше греческими мифами. Египтяне считали, что в начале был Хаос, в котором царили Бесконечность, Тьма, Ничто и Небытие. Эти силы были очень сильны и стремились все разрушить, но в противовес им действовала великая восьмерка, из которых 4 имели мужской облик с головами лягушек, а другие 4 - женский облик со змеиными головами.

Впоследствии разрушительные силы Хаоса были преодолены, и был сотворен мир.

Индийские верования

В индуизме есть минимум 5 версий происхождения мира и человека. В соответствии с первой версией мир возник из звука Ом, произведенного барабаном Шивы.

По второму мифу мир и человек появились из "яйца" (брахманда), пришедшего из космоса. В третьей версии было "первичное тепло", породившее мир.

Четвертый миф звучит довольно кровожадно: первочеловек, которого звали Пуруши, совершил жертвоприношение частей своего тела самому себе. Из них появились остальные люди.

Последняя версия говорит о том, что своим происхождением мир и человек обязаны дыханию бога Маха-Вишну. При каждом его вздохе появляются брахманды (вселенные), в которых проживают Брахмы.

Буддизм

В этой религии нет как такового мифа о происхождении людей и мира. Здесь главенствует идея постоянного перерождения вселенной, которая появляется с самого начала. Этот процесс называется колесом Сансары. В зависимости от кармы, которую имеет живое существо, в следующей жизни оно может переродиться в более высокоразвитое. К примеру, человек, который вел праведную жизнь, в следующей жизни будет либо снова человеком, либо полубогом или даже богом.

Тот же, кто имеет плохую карму, может вовсе не стать человеком, а родиться животным или растением, и даже неодушевленным существом. Это своеобразное наказание за то, что он прожил "плохую" жизнь.

О самом появлении человека и всего мира в буддизме нет никакого пояснения.

Верования викингов

Скандинавские мифы о происхождении человека не так известны современным людям, чем те же греческие или египетские, но не менее интересны. Они верили, что вселенная появилась из пустоты (Гинугага), а остальной материальный мир возник из туловища обоеполого великана по имени Имир.

Этот великан был взращен священной коровой Аудумлой. Камни, которые она лизала, чтобы получить соль, стали основой для появления богов, в числе которых был и главный бог скандинавской мифологии Один.

Один и его два брата Вили и Ве убили Имира, из тела которого и сотворили наш мир и человека.

Древнеславянские верования

Как и в большинстве древних политеистических религий, по славянской мифологии в начале тоже был Хаос. А в нем жила Матерь мглы и бесконечности, которую звали Сва. Захотела она однажды себе дитя и создала из зародыша огненного себе сына Сварога, а из пуповины был рожден змей Ферт, который стал другом ее сына.

Сва, чтобы порадовать Сварога, сняла со змея старую шкуру, взмахнула руками и создала из нее все живое. Человек был создан так же, но в его тело была вложена душа.

Иудаизм

Это первая монотеистическая религия в мире, из которой берут свое начало христианство и ислам. Поэтому во всех трех вероучениях миф о происхождении людей и мира похож.

Иудеи считают, что мир был создан богом. Однако есть некоторые расхождения. Так, некоторые считают, что небо было создано из сияния его одежды, земля - из снега, находящегося под его троном, который он бросил в воду.

Другие же считают, что бог сплел воедино несколько нитей: две (огонь и снег) использовал для создания своего мира, еще две (огонь и вода) пошли на создание неба. Позднее был создан и человек.

Христианство

В этой религии господствует идея сотворения мира из "ничего". Бог создал весь мир при помощи собственной силы. На сотворение мира у него ушло 6 дней, а на седьмой он отдыхал.

В этом мифе, объясняющем происхождение мира и человека, люди появились в самом конце. Человек был создан Богом по своему образу и подобию, поэтому именно люди являются "высшими" существами на Земле.

Ну и, конечно, все знают про первого человека Адама, который был создан из глины. Затем из его ребра Бог сделал женщину.

Ислам

Несмотря на то что мусульманское вероучение берет свои корни из иудаизма, где Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал, в исламе этот миф трактуется несколько иначе.

Для Аллаха не существует отдыха, он сотворил весь мир и все живое за шесть дней, но его ничуть не коснулась усталость.

Научные теории происхождения человека

Сегодня принято считать, что люди появились в ходе длительного биологического процесса эволюции. Теория Дарвина утверждает, что человек появился из высших приматов, поэтому у человека и человекообразных обезьян в древности был единый предок.

Конечно, в науке тоже существуют разные гипотезы касательно появления мира и людей. К примеру, некоторые ученые выдвигают версию, по которой человек является результатом слияния приматов и иноземных пришельцев, которые в глубокой древности посетили Землю.

Сегодня стали появляться еще более смелые гипотезы. Например, есть теория, по которой наш мир является виртуальной программой, а все, что нас окружает, включая самих людей, является частью компьютерной игры или программы, которой пользуются более развитые существа.

Однако столь смелые идеи без должного фактического и экспериментального подтверждения не многим отличаются от мифов о происхождении людей.

В заключение

В этой статье были рассмотрены различные варианты происхождения человека: мифы и религии, версии и гипотезы, основанные на научных изысканиях. Никто на сегодняшний день не может со стопроцентной уверенностью сказать, как было на самом деле. Поэтому каждый человек волен выбирать, в какую из теорий верить.

Современный научный мир склоняется к теории дарвинистов, поскольку она имеет наибольшую и наилучшую доказательную базу, хотя в ней тоже есть некоторые неточности и недочеты.

Как бы то ни было, люди стремятся докопаться до истины, поэтому появляются все новые и новые гипотезы, доказательства, проводятся эксперименты и наблюдения. Возможно, в будущем удастся найти единственно верный ответ.

Уже на ранних стадиях развития человечества люди стремились ответить на вопросы: откуда взялся человек и какова его сущность? В философии эти размышления стали называться «проблема человека».

Существует несколько точек зрения на происхождение человека: мифологическая, религиозная, естественнонаучная.

Мифологические концепции основаны на том, что человек появился чудесным образом из земли, воздуха, деревьев. Мифы о происхождении человека называются антропогоническими мифами.

Религиозные концепции основаны на креационизме (акте творения). Человек - существо сотворенное, созданное сверхъестественной божественной силой. В Библии и Коране описано творение человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога, значит - обладает особым предназначением. В человеке есть телесное и духовное (т.е. земное и божественное). Основные идеи религиозной концепции происхождения человека: 1) идея чуда; 2) у человека есть душа - то, что отделяет его от животного царства; 3) душа человека бессмертна. В религиозных концепциях нет убедительных доказательств творения, все принимается на веру (догматизм). В христианской религии человек был создан на шестой день от начала сотворения мира.
По мере накопления знаний в биологии, антропологии, затем генетике - появляются естественнонаучные концепции происхождения человека К. Линней включил человека в классификацию видов животного мира, отводя человеку место в отряде приматов класса млекопитающих, дал ему видовое название Нomo sapiens (человек разумный). К естественнонаучным концепциям происхождения человека относят эволюционную теорию Ч. Дарвина и трудовую теорию Ф. Энгельса.

Ч. Дарвин (работы «Происхождение видов и естественный отбор» 1859 г., «Происхождение человека и половой отбор» 1871 г.) создал теорию антропогенеза, т.е. дал биологическое обоснование происхождения нового вида - человека разумного. Главный фактор эволюции по Дарвину - естественный отбор (борьба за существование + изменчивость + наследственность). В рамках эволюционной концепции человек растворялся в мире животных, так как человеческие качества - лишь многократно усиленные инстинкты животных. Объясняя происхождение человека как нового вида, Дарвин не сумел обосновать причины выделения человека из мира животных, его концепция не раскрывала становления человека как социального существа.

В трудовой теории Ф. Энгельс (работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» 1876 г.) показал единство становления человека как биологического вида и как социального существа, т.е. он создал теорию антропосоциогенеза. Антропосоциогенез - это длительный исторический процесс эволюционного становления человека как нового биологического вида и существа социального.

На становление человека решающее воздействие оказали социальные факторы - труд и языковое общение. Труд - целесообразное воздействие человека на природу с помощью орудий труда для получения необходимых благ. Труд повлиял на формирование руки человека, мозга, развитие коммуникационного взаимодействия.

Процесс антропосоциогенеза по разным версиям происходил в промежуток 1-5 млн лет назад, когда появились гоминиды (предлю- ди). Прародиной человека многие антропологи считают Восточную Африку.

Человек разумный - homo sapiens - появился 40-50 тыс. лет тому назад. Древнейшие останки вида homo sapiens нашли во Франции в гроте Кро-Маньон, поэтому его назвали кроманьонцем.

С точки зрения современного научного знания на появление человека оказали воздействие природные, биологические и социальные факторы. Природные факторы: изменение климата (похолодание, естественная радиация). Среди биологических факторов выделяют: генетические мутации, морфологические изменения тела (особенности строения челюстей, конечностей, мозга). Некоторые авторы выделяют гоминидную триаду (прямохождение, кисть с развитым большим пальцем, развитие лобных долей и коры головного мозга).

К социальным факторам относят: а) труд как орудийную деятельность; б) общение в совместной трудовой деятельности, которое повлияло на возникновение мышления и речи; в)возникновение надприродных социально-нравственных запретов: табу на убийство соплеменника (санкция за нарушение табу - остракизм (изгнание из племени)); изменение формы семейно-брачных отношений (переход от эндогамии к экзогамии, введение запрета на инцест); поддержка слабых, немощных членов общины. Все это создало предпосылки для перехода от первобытного стада к кровно-родственной общине, которая стала первым собственно человеческим коллективом.

Хронология становления человека (этапы антропосоциогенеза):

1-5 млн лет назад появились гоминиды. Семейство гоминид включает: 1) предлюдей (австралопитек), 2) древнейших людей (питекантроп), 3) древних людей (неандерталец) и 4) человека современного типа (кроманьонец).

Один из первых ископаемых предков человека - австралопитек (предчеловек). Останки австралопитека были найдены в 1974 г. в Эфиопии на реке Аваш в урочище Хадар. Это было существо женского пола, которому было дано имя - Люси. Австралопитеки жили более 2 млн лет назад. Они были ростом не выше 1 м, а объем мозга в 3 раза меньше, чем у современного человека. «Австралопитеки стояли на пороге перехода от животного к человеку».

Затем появился homo habilis - человек умелый.

Питекантроп (древнейший человек) жил 500-800 тыс. лет назад. Рост питекантропов был не менее 170 см, объем мозга- 850-900 см куб., они «систематически использовали огонь для обогрева и приготовления пищи». Считают, что питекантропы были «способны издавать различные звуки, но еще не знали речи».

Следующим видом в процессе антропогенеза стал homo erectus - человек прямоходящий (жил 200-100 тыс. лет тому назад).

Неандерталец (древний человек) появился 100 тыс. лет назад. Неандертальцы были способны добывать огонь, строили примитивные жилища и изготавливали одежду из шкур. Но они не обладали в полной мере членораздельной речью, хотя и начали ее осваивать. Неандертальцы «стояли в преддверии человеческой цивилизации». В полном смысле человеком современного типа становится кроманьонец. Антропологи считают, что на протяжении нескольких тысяч лет неандертальцы жили в то же время, когда и кроманьонцы. Проблема сосуществования этих двух подвидов homo sapiens является дискуссионной, но большинство ученых едины в том, что кроманьонец не произошел от неандертальца. Таким образом, и развитии гоминид были и тупиковые ветви. Есть гипотеза, что неандертальцы не выдержали конкуренции с кроманьонцами как более интеллектуальными существами.

Кроманьонец (человек современного типа) появился 40-50 тыс. лет назад. Рост - до 180 см, объем черепа - до 1600 см. куб. Обладал языком, речью, воспринимал себя как общественное существо. Кроманьонец прервал природную линию развития гоминид и начал эволюцию как подлинно социального существа.

При периодизации первобытной истории выделяют следующие исторические эпохи: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый век (с 5 по 1 тыс. до н.э.), железный век (все первое тысячелетие до н. э.). В промежуток 8-3 тыс. до н.э. произошла неолитическая революция, которая знаменовала собой: переход от присваивающей экономики (собирательство, охота) к производящей (земледелие, скотоводство); переход от доклассового и догосударственного состояния к классовому обществу и становлению первых на Земле государств. Неолитическая революция создала предпосылки для возникновения первых государств и цивилизаций на древнем Востоке (Шумер, Вавилон, Египет, Индия, Китай).

Кроме вышеназванных концепций происхождения человека выделяют и ряд альтернативных концепций. К ним относят уфологическую (космическое происхождение человека, связанное с пришельцами); игровую (И. Хейзинга), символическую (человек возникает благодаря развитию знаковых систем, одна из них - язык); психологическую (3. Фрейд), тендерную (социальная организация возникает в результате того, что мужчины договорились о распределении женщин), социо-биологическую (зачатки социальной организации человека лежат в животном мире, человек - это лишь высшее животное, особенности общества зависят от генетики, расовых различий), кратологическую ((от греч. kratos - власть, logos - слово) лидеры, вожаки установили систему правил поведения для племени).


Рассмотрим религиозные взгляды Древней Месопотамии и Древнего Египта.

В IV-I тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Египте большую роль играли мифы, составлявшие все мировоззрение народов этих цивилизаций. Однако взгляды народа Месопотамии значительно отличались от взглядов древних египтян. По мнению жителей Месопотамии и их мифов, люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Место их в мире не значительно, и призваны люди только ублажать богов: приносить им жертвы, строить храмы, чтить жрецов и царей.

В Древнем Египте же, согласно трем видам мифов о сотворении мира и человека, люди сотворены богами. И в отличие от жителей Месопотамии, египтяне видели в загробной жизни возможность дальнейшего существования. В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта - Гелиополис, Гермополис и Мемфис - выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет - бесконечности пространства, Кук и Каукет - вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Следовательно, из всех версий Древнеегипетской мифологии видно, что человек имеет божественное происхождение. Однако до момента сотворения человека была длинная цепочка сотворения богов Высшим божеством.

Древнеегипетская религия сама по себе как неисчерпаемый запас тайн и неизведанных знаний, изучение которых приносит пользу. Но не буду останавливаться на этом, так как есть множество иных вопросов, которые хочется описать.

Хочется сразу коснуться религии, которая в свое время вытеснила древнеегипетскую, – христианства.

С точки зрения христианства, прародителем человеческого рода является Адам, созданный Верховным и единым богом. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. По учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам - это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В христианской теологии Адам - символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам - всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» - Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Это очень прагматичная теория. По моему мнению, здесь четко прослеживается аналогичность с другими религиозными воззрениями. Но этот момент я ее буду рассматривать позже.

По поводу ислама, возникшего в VII веке нашей эры, много говорить не имеет смысла, так как прослеживается конкретная аналогия с христианским воззрением о происхождении человека.

Все монотеистические религии имеют общий стержень истории о происхождении человека. Поэтому сейчас хочу коснуться так называемых политеистических религий.

Рассмотрим понятие язычества. Язычество - буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. Языческие верования основываются на мифологии, так как иначе самый древний вид сохранения исторической информации назвать нельзя. Разделение мифологии на славянскую и скандинавскую сугубо символическое, так как эти виды имеют одну первооснову. Это ясно прослеживается при исследовании антропогонических мифов.

Антропогонические мифы - мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары, составная часть космогонических мифов.

Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально - «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с Землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт - оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

Здесь становится очевидным, что скандинавская мифология является первичной. Согласно скандинавским мифам, из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Имир же в свое время был создан при слиянии царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. Данная мифология может считаться родовой, потому что имеет самое полное описание всех миров, всех богов и их взаимоотношений. Мифы несут в себе не только повествование, а целую мудрость.

Сотворение Аска и Эмблы (отождествить можно с Адамом и Евой) несет за собой целую историю творений. Сотворив мир, бог Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину. Это – Аск и Эмбла. Затем один из асов(в скандинавской мифологии боги населявшие Асгард – высший город) вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки.

Что касается древнеславянской мифологии, так она формировалась на протяжении длительного периода, и имеет достаточно сильные корни из германо-скандинавской мифологии. Так что в древнеславянской мифологии представления о происхождении человека на Земле схожи с представлениями скандинавских язычников. Хотя древнеславянская мифология так же может стать обоснованным предметом исследований в этой сфере.

Древнегреческая мифология гораздо лучше была исследована ранее и информационно она более доступна. В ней так же прослеживается божественное происхождение человека.

Рассматривая иные религиозные воззрения, могу сказать, что они несут в себе больше философию жизни, чем являются классическим типом религии. К религиозным философским направлениям можно отнести восточные религии. Они сконцентрированы на медитативное познание бытия и самого себя. Это учения, которые не так много внимания уделяют вопросам о происхождении человека на Земле. Большее значение уделено таким моментам, как перерождение и сущность бытия.

В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.



Просмотров