Международный день борьбы с коррупцией. Когда и почему появился Международный день борьбы с коррупцией? Международный день борьбы с коррупцией год

Ежегодный объем взяток оценивается в один триллион долларов. Мировая экономика теряет еще 2,6 триллиона долларов в связи с коррупционной деятельностью. Эти средства составляют более пяти процентов глобального ВВП. По данным Программы развития ООН (ПРООН), в развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят объемы официальной помощи на цели развития в 10 раз.

Коррупция - это серьезное преступление, которое подрывает социально-экономическое развитие во всех обществах.

Ни одна из стран, ни один регион, ни одно общество не обладают иммунитетом от коррупции.

В этом году Управление ООН по наркотикам и преступности и ПРООН разработали совместную кампанию, основное внимание в которой уделяется тому, как коррупция влияет на образование, здравоохранение, правосудие, демократию, процветание и развитие. Совместная международная кампания уделяет основное внимание тому, что коррупция является самым большим препятствием в достижении Целей в области устойчивого развития.

Эксперт Центра, Хвыля-Олинтер Н.А.

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией. Отмечается этот день по инициативе ООН, так как в 2003 году этой организацией была предложена для подписания «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции». Принята она была на Генеральной Ассамблее ООН в октябре 2003 года, а в декабре на специально организованной конференции ее подписала, в том числе, и Россия и ратифицировала в 2006 году.

Интересным является тот факт, что ратификации подлежала почти вся Конвенция, кроме статьи 20-й, которая гласит «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать» . Для ратификации этой статьи требуется внесение некоторых изменений в российское законодательство, например, в Уголовный кодекс, в котором не прописан такой состав преступления как «незаконное обогащение чиновников».

Сам термин «коррупция» произошел от латинского «corruptio», что значит «подкуп, порча». И если первое значение указывает на непосредственное межсубъектное взаимодействие, то второе хорошо иллюстрирует роль данного явления в масштабах всей страны.

В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 20 ноября 2013 года, говорится следующее: «Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене». Одной из важнейших задач обеспечения общественной безопасности является противодействие коррупции, а реализация Концепции предполагает, в том числе, «мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений».

Методики измерения масштабов коррупции существуют различные, но по причине специфики исследуемого явления они чаще опираются на косвенные методы оценки – социологические опросы групп населения, экспертные оценки и так называемые комплексные интегральные методики, основанные на анализе данных разных рейтингов. В качестве дополнительных показателей используются, например, такие: степень доверия к государственным институтам и учреждениям, пережитый опыт коррупционной направленности, оценка качества государственных услуг населением и т.д. Оценивая любой социальный феномен, важно проанализировать его динамику, пространственные характеристики, а также общественное и экспертное мнение по данному вопросу.

Обратимся к данным социологических опросов населения. По данным мониторинга, проводившегося с 2005 года, обеспокоенность российских граждан уровнем коррупции в стране растет – если в 2005 году эта проблема замыкала десятку самых острых, то в 2013 году она замыкает топовую тройку и считается одной из тех, что наиболее тревожат население (см. рис.1).

Рис.1. Динамика численности граждан РФ, отметивших коррупцию как одну из главных проблем страны (%).

Опрос студентов МГУ, проведенный в 2013 году, показал, что дача взятки находится на четвертом месте среди наиболее вероятных поступков, которые они готовы совершить, уступая возможности проехать без билета на транспорте, употребить в речи нецензурные выражения или ударить человека в ссоре. Получается, что значительная часть молодежи, являющей собой элиту страны, относится к этому явлению как к чему-то обыденному и привычному. См. рис.2.


Рис. 2. Какие поступки студенты считают для себя возможным совершить? (%)

Основной причиной взяточничества, по мнению россиян, является неэффективное устройство государственной власти, при котором как предприниматели, так и рядовые граждане свои проблемы вынуждены решать коррупционными методами. Часть россиян видят причины коррупции в самом характере нашего народа, утверждая, что люди не привыкли жить честно. Далее по степени распространенности следует фактор отсутствия контроля над властью, ее безнаказанность, а также переходный период развития российского общества, для которого распространение коррупции в принципе характерно. См. рис. 3.


Рис. 3. Почему в России, по мнению населения, так широко распространены взяточничество и коррупция? (%)

В экспертном рейтинге восприятия коррупции, ежегодно проводимом международной организацией Transparency International, Россия заняла в 2012 году 133 место из 176 возможных, расположившись в одной группе с Гондурасом, Ираном, Казахстаном, Коморскими островами и Гайаной (заодно проверьте свое знание географии) – см. табл.1. Сам рейтинг рассчитывается в большей степени на основе оценок коррупции экспертами, проживающими в данной стране и зарубежными, используется и официальные статистические данные. В результате страны ранжируются по шкале от 0 (самый низкий уровень коррупции) до 100 (самый высокий уровень).

Индекс восприятия коррупции стран мира в 2012 году

Финляндия

Новая Зеландия

Сингапур

Швейцария

Австралия

Норвегия

Нидерланды

Коморские острова

Гондурас

Казахстан

Азербайджан

Пакистан

Другой авторитетный рейтинг – рейтинг свобод (в том числе от коррупции), составляемый Фондом Heritage Foundation. По данным на 2012 год Россия занимает 144-е место в рейтинге в целом, а по уровню коррупции – на 166 месте среди 179 стран. Методика расчета утверждает, что 40% уровень свободы является пограничным и трактуется как значительное ущемление свобод, Россия который год держится на уровне 20%, что является крайне неблагоприятным показателем. В таблице 2 представлена оценка различных экономических свобод, рассчитанная для России на 2012 год.

Табл.2 Оценка экономической свободы в России по рейтингу Фонда Heritage Foundation, 2012.

Балл

Тренд

Средний уровень в мире

Свобода бизнеса

Свобода торговли

Фискальная свобода

Участие правительства

Монетарная свобода

Свобода инвестиций

Финансовая свобода

Права собственности

Свобода от коррупции

Свобода труда

Динамика преступлений освящается официальной статистикой, которая тоже пытается прояснить общую картину, так по данным Росстата с 2006 года постепенно снижается уровень преступности, а с 2010 – численность зарегистрированных преступлений, квалифицированных как взяточничество (см. рис.4).


Рис.4. Динамика преступлений в России, в том числе взяточничества.

Президент РФ 01.11.2013 на Заседании Совета по противодействию коррупции заявил следующее: «По данным МВД, количество выявленных преступлений коррупционной направленности в этом году сократилось. Если в первом полугодии 2012 года их было зарегистрировано более 34 тысяч, если точнее – то 34 049, то в первом полугодии 2013 года – 29 501. Число привлечённых к ответственности взяточников за этот же период времени выросло почти на треть – 32 процента. За первую половину текущего года за получение взятки осуждено почти 700 человек – 692, если быть более точным».

Но является ли численное снижение данного вида преступлений отражением повышения правосознания российского населения? Если посмотреть на то, какую долю взяточничество составляет в общей массе зарегистрированных преступлений, то окажется, что никакой положительной динамики нет, наоборот, наблюдается рост числа данного вида правонарушения (см. рис.5).


Рис.5. Динамика преступлений, в том числе взяточничества, в РФ.

Есть очень важный фактор, на фоне которого нужно рассматривать динамику практически любых явлений социума, выраженных в абсолютных величинах – демографическая ситуация. Численность населения в России последние 15 лет неуклонно снижалась, с 2010 года наблюдается некоторое улучшение демографической ситуации, хотя о причинах этого следует дискутировать отдельно (см. рис. 6).


Рис. 6. Динамика численности населения в РФ.

Понятно же, что на фоне снижения общей численности населения неверно утверждать положительную динамику преступности, ориентируясь только на численность совершенных преступлений – если в стране останется 1 гражданин, то преступность как явление исчезнет совсем, но это отнюдь не является идеальным состоянием, к которому нужно стремиться. Вычислим, сколько совершенных преступлений приходится на 1000 человек, и сколько уголовных дел, квалифицированных как взяточничество, приходится на 100000 человек (см. рис.7 и 8).


Рис.7. Динамика численности преступлений в РФ (на 1000 человек)


Рис.8. Динамика численности преступлений, квалифицированных как «взяточничество» в РФ (на 1000 человек)

Итак, положительная динамика действительно наблюдается, но снижение числа преступлений, квалифицированных как взяточничество, происходит гораздо более медленными темпами относительно общего числа преступлений, совершаемых в России.

По оценке Генеральной Прокуратуры РФ сумма материального ущерба от преступлений коррупционной направленности, совершенных в России, составила 20,8 млрд. рублей в год. Это оценка последствий, произведенная по выявленным преступлениям, тогда как сам рынок коррупции оценивается в 300 млрд долларов в год, причем 90% этой суммы приходится на различные сферы госсектора, и на бюджетные средства.

Сферы деятельности выявленных коррупционеров, а, следовательно и области причинения ущерба, самые разные, но лидирует здесь правоохранительная и правоприменительная сферы, здравоохранение, социальное обеспечение, образование и наука (см. рис. 9).


Рис. 9. Сферы деятельности коррупционеров от общего числа преступлений коррупционной направленности по направленным в суд уголовным делам.

По данным МВД РФ в 2012 году средний размер взятки составил 78200 рублей, а в ситуациях, когда использовался посредник, сумма уже значительно крупнее – 536000 рублей. Управление экономической безопасности МВД РФ оценивает средний размер взятки в 2012 году по России около 300000 рублей. Причем взяточничество имеет свои региональные особенности, например, в Москве средний размер взятки примерно в 20 раз больше, чем в регионах. На рисунке 10 представлена динамика роста суммы средней взятки по России с января 2010 года по апрель 2012.


Рис.10. Динамика роста среднего размера взятки в РФ.

Возникает закономерный вопрос – как можно объяснить столь резкий скачок аппетитов коррупционеров? Одно из предположений заключается в том, что в мае 2011 года Медведев подписал закон о кратном увеличении штрафов вместо уголовного преследования за взятки. Этот закон разграничивает виды взяток в зависимости от их размера, кроме того он вводит такую альтернативу как штраф вместо уголовной ответственности. Для ясности приведем пример – за взятку в размере 2 млн. рублей осужденного коррупционера ожидает либо штраф 200 млн рублей, либо срок от 8 до 15 лет со штрафом 140 млн рублей. Очевидно, что альтернативы абсолютно не сопоставимы и обвиняемая сторона приложит все усилия, чтобы в качестве наказания ей был выбран первый вариант. Таким образом, эта законодательная инициатива не только способствовала росту размеров взяток, но и, видимо, подстегнула рост коррупции в целом.

А теперь посмотрим на распределение состава осужденных по размеру взяток – в 2012 году 60% людей были осуждены за взятки размером от 5000 до 10000 рублей, 21% - за взятки размером от 10000 до 50000 рублей. То есть большую часть осужденных являют собой люди, попавшиеся на относительно мелких суммах. Такой же вывод следует из рассмотрения данных о сроках, полученных осужденными за коррупцию граждан. Всего в 2012 году за преступления коррупционной направленности было осуждено 6014 человек, из них реальные срока получили только 506 человек. Получается, что только каждый двенадцатый человек, осужденный за коррупцию, получил реальный срок. Характер полученного наказания показан на рисунке 11, где видно, что большинство осуждены были на относительно небольшие сроки, а, значит и за относительно небольшие суммы.


Рис.11. Распределение осужденных в 2012 году за преступления коррупционной направленности по длительности полученных сроков.

В России есть регионы, в которых проблемы коррупции стоят более остро, а есть такие, где ситуация относительно благополучна, это отражается и на уровне развития в них частного сектора и экономическом потенциале в целом. Всемирный банк в России опубликовал данные Обследования деловой среды и деятельности предприятий (BEEPS), показывающие уровень коррупции в 37 регионах России (см. табл.3) . Оценка проводилась по четырем индексам:

1. индекс административного бремени – сложный индекс, отражающий административную нагрузку на предприятия (результат ответов на вопросы о потенциальных проблемах ведения бизнеса);

2. индекс административной коррупции – ответы на вопрос о том, является ли обычной практикой дача взятки чиновникам при работе на таком предприятии, как то, на котором работают респонденты – оценивается мнение;

3. индекс взяточничества – процент взаимодействия работников предприятий с чиновниками, в которых им пришлось давать взятку (по утверждению респондентов) – оценивается непосредственный опыт;

4. индекс поглощения государства – определяется как «действия индивидуумов, групп лиц или предприятий как государственного, так и частного сектора, осуществляемые с целью оказания влияния на подготовку законопроектов, нормативных актов, указов, а также на формирование другой государственной политики в своих собственных интересах посредством противозаконного и непрозрачного предоставления личных выгод государственным служащим».

Табл. 3. Составные индексы, характеризующие ситуацию в регионах: семерка лидеров и семерка отстающих (регионы, попавшие в высший и низший квинтили)

Лидеры

Индекс

административного

бремени

Индекс

административной

коррупции

Индекс

взяточничества

Индекс поглощения

государства

Смоленская область

Ставропольский край

Смоленская область

Хабаровский край

Белгородская область

Ульяновская область

Новосибирская

Курская область

Ставропольский край

Липецкая область

Санкт-Петербург

Ульяновская область

Иркутская область

Республика Мордовия

г. Москва

Республика Мордовия

Республика Мордовия

Томская область

Приморский край

Омская область

Республика

Башкортостан

Республика Татарстан

Ленинградская

Томская область

Томская область

Республика Саха

Челябинская область

Воронежская область

Отстающие





Волгоградская область

г. Москва

Самарская область

Калужская область

Калининградская

Краснодарский край

Ярославская область

Белгородская область

Санкт-Петербург

Иркутская область

Пермский край

Тверская область

Краснодарский край

Челябинская область

Нижегородская

Краснодарский край

Самарская область

Ростовская область

Краснодарский край

Ростовская область

Ленинградская область

Тверская область

Республика

Башкортостан

Иркутская область

Ростовская область

Приморский край

Воронежская область

Приморский край

Видно, что среди лидеров выделяется Республика Мордовия, которая попала в пятерку лучших в трех номинациях. Среди отстающих самый проблемный регион – Краснодарский край, находящийся в пятерке худших по всем четырем показателям. Именно с этим регионом связаны недавние коррупционные скандалы, тиражированные СМИ.

Итак, мы рассмотрели динамику, актуальное состояние и региональные особенности коррупции в России. Утверждать, что уровень коррупции снижается, не правомерно, так как, несмотря на уменьшение числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, объемы финансовых средств, вовлеченных в данные преступления, резко возросли, как растет и доля взяточничества в общей массе совершаемых преступлений. Наблюдается резкая эскалация размеров взяток. Обеспокоенность населения проблемой коррупции остается значительной, а численность граждан, встревоженных данной проблемой, увеличивается.

См.: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. См.: http://www.kremlin.ru/acts/19653

Левада-центр. Последний опрос проведен в августе 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. См. http://www.levada.ru/03-09-2013/problemy-i-trevogi-rossiyan

Юридический факультет МГУ, мониторинг «Ценностно-нормативные ориентации студентов», 2013.

Левада-центр. Опрос проведен 20-24 июня 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. http://www.levada.ru/17-07-2013/prichiny-vzyatochnichestva

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией (International Anti-Corruption Day)

Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.

Конвенция 2003 года - первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию.

Специальный представитель Генерального секретаря ООН Ханс Корелл, объявив о решении учредить Международный день борьбы с коррупцией, призвал представителей более чем 100 стран, собравшихся на конференцию, подписать Конвенцию. Она должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции, «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства».

Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. Как подчеркнул в выступлении на форуме глава российской делегации замминистра иностранных дел РФ Алексей Мешков, - «Россия ведет с коррупцией бескомпромиссную борьбу и готова к конструктивному взаимодействию на антикоррупционном фронте со всеми государствами и соответствующими международными организациями».

Ведь коррупция - это сложное социальное, экономическое и политическое явление, которое, в той или иной степени, затрагивает все страны, вне зависимости от уровня развития. Она замедляет экономическое развитие общества и подрывает государственные устои. Ни одна из стран, ни один регион, ни одно общество не обладают иммунитетом от коррупции.

По данным ООН, ежегодный объем взяток оценивается в один триллион долларов. Мировая экономика теряет еще 2,6 триллиона долларов в связи с коррупционной деятельностью. Эти средства составляют более пяти процентов глобального ВВП.

Поэтому в этот день во многих странах мира проходят демонстрации, встречи, конференции, семинары и другие мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией и каждый год посвящённые определённой теме.

И Россия здесь не исключение. Силами общественных организаций, образовательных учреждений, представителей власти, правоохранительных структур и вообще всех неравнодушных граждан во многих российских городах в этот день проводятся самые разные акции и мероприятия, печатаются листовки и плакаты, рассказывающие о вреде коррупции и методах борьбы с ней.

Чтоб все не решалось одним «кошельком»,
Давайте не будем давать и брать взятки!
Ведь можно нажить деньги честным трудом,
Чтоб было в стране нашей больше порядка!

Забудьте навек о «презентах в конвертах»,
Я думаю, ни для кого не секрет,
Что в этой системе мы все - элементы,
Так пусть каждый скажет: «Коррупции нет!»

Другие праздники и памятные даты 9 декабря

9 декабря 1968 года считается Днём рождения компьютерной мыши. Именно в этот день американский изобретатель Дуглас Энгельбарт из Стэнфордского исследовательского института на конференции по вычислительной технике в Сан-Франциско продемонстрировал в …

Эта знаменательная дата провозглашена Генассамблеей ООН, которая приурочила ее к открытию для подписания в 2003 году Конвенции ООН против коррупции. Россия одной из первых подписала этот нормативный правовой акт, а в 2006 году ратифицировала его. С этого времени началась активная работа по формированию национального антикоррупционного законодательства, которое в настоящее время не просто соответствует всем передовым мировым стандартам, но и в отдельных вопросах содержит более жесткие требования.

В ноябре 2003 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, который в 2007 году был преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Этот совещательный орган, в который вошли высшие должностные лица государства, руководители ряда правоохранительных и иных органов, ведущие эксперты и общественные деятели, стал незаменимой опорой главы государства в вопросах формирования и реализации государственной антикоррупционной политики.

За последнее десятилетие парламентом проделана обширная работа по формированию законодательной базы, как в сфере профилактики коррупционных правонарушений, так и в области ответственности за их совершение.

Так, если с 1991 по 2006 годы в рассматриваемой сфере было принято восемь нормативных правовых актов, то с 2006 года - более ста. Примерно половина из них - федеральные законы.

Со временем менялся и вектор развития антикоррупционного законодательства. Если ранее в качестве приоритетного рассматривалось уголовно-правовое воздействие, то в последние годы все большее значение приобретает превентивная составляющая антикоррупционной работы. На этом этапе в законодательство были внедрены такие передовые правовые механизмы, как:

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

Контроль за доходами и расходами лиц, занимающих должности в органах власти, а также иных организациях,

Ограничения на владение счетами и финансовыми инструментами за рубежом,

Антикоррупционная экспертиза.

Большая работа была проделана и в ходе работы Государственной Думы 7-го созыва.

Вот лишь некоторые из законов, которые находились на рассмотрении в Комитете по безопасности и противодействию коррупции.

В апреле этого года подписан Федеральный закон (№ 64-ФЗ от 03.04.2017), устанавливающий обязанность глав субъектов Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проверять достоверность и полноту сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности глав исполнительных органов муниципальной власти.

Этим законом также урегулированы вопросы участия отдельных категорий должностных лиц в управлении различными некоммерческими организациями.

В июле принят Федеральный закон (№ 132-ФЗ от 01.07.2017), предусматривающий создание реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. В народе этот реестр уже назвали «доской позора».

Федеральным законом № 98-ФЗ от 01.05.2017 должностные ограничения и запреты, а также меры антикоррупционного контроля распространены на временно исполняющих обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Сформированная в последние годы новая законодательная база оказала положительное влияние и на состояние дел в сфере борьбы с коррупцией.

За последние три с половиной года за совершение преступлений коррупционных направленности к уголовной ответственности привлечено более 45 тыс. человек. Среди них 4,5 тыс. сотрудников правоохранительных органов, более 400 депутатов представительных органов регионального и муниципального уровня, а также почти 3 тыс. должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

Все чаще в сферу правоохранительной деятельности стали попадать не мелкие коррупционеры, а лица, замещающие высокие и ответственные государственные посты. Это и главы регионов, и высокопоставленные чиновники федеральных органов власти. Впервые в новейшей истории уголовному преследованию подверглось должностное лицо ранга федерального министра.

Вырос и средний размер выявляемых взяток, который в 2016 году составил почти 330 тысяч рублей, что почти на 75% выше, чем в 2015 году (188 тысяч рублей).

Ходу расследования подобного рода уголовных дел придавалась широкая общественная огласка. И это не случайно. Очевидно, что государство направляет коррупционерам четкий посыл: такой базовый принцип, как равенство всех перед законом и судом будет обеспечен невзирая ни на какие чины и статусы. Неприкасаемых быть не может!

Все большие обороты набирает и введенный в России относительно недавно в целях реализации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции механизм обращения в доход государства имущества, законность приобретения которого на законные доходы не была доказана.

С 2013 года выявлено свыше 14,6 тыс. подобного рода фактов. По ним инициировано более 900 процедур контроля за расходами, заявлены десятки исков об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, на сумму более 12 млрд руб. Ярким примером тому стали исковые требования прокуратуры об обращении в доход государства имущества полковника Дмитрия Захарченко почти на 9 млрд рублей, заявленные именно в рамках данного правового инструментария.

Работа по совершенствованию превентивных правовых механизмов противодействия коррупции продолжается.

16 октября 2017 года в Государственную Думу Правительством Российской Федерации внесен проект федерального закона № 286313-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях».

Законопроект предусматривает дополнительные меры защиты государством лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях.

Продолжается работа и по устранению коррупциогенных факторов из отраслевого законодательства, регламентирующего наиболее коррупциоемкие сферы деятельности. В частности, в настоящее время Комитетом разрабатываются дополнительные меры, направленные на профилактику коррупционных проявлений в в сфере государственных закупок. Кроме того, изучаются вопросы формирования правовых механизмов возврата из-за рубежа коррупционных капиталов, нажитых в России, повышение уровня возмещаемости ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, расширение сферы применения правового института конфискации имущества.

Продолжается активная работа и по совершенствованию доктринальных основы государственной антикоррупционной политики. Так, Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы возвел борьбу с коррупцией на качественно новый еще более высокий уровень. Этот программный документ впервые комплексно предусмотрел новый базовый элемент антикоррупционной политики - комплексное формирование антикоррупционного правосознания. В общественное сознание предполагается внедрить устойчивые установки на отторжение коррупции как крайне негативного явления, разлагающего устои государственности. Ведь зачастую порождению этого явления способствуют даже не сами коррупционеры, а граждане, желающие решить проблему за взятку. Об этом свидетельствует и судебная статистика, согласно которой количество осужденных за дачу взятки вдвое превышает число лиц, ее получивших.

Правильность такого подхода очевидна. Без опоры на гражданское общество в корне изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции невозможно.

Формированию антикоррупционного правосознания способствовало бы введение в процесс среднего образования такого предмета, как основы антикоррупционной политики, а высшего профессионального образования - новой дисциплины - антикоррупционного права.

Созданные социальные предпосылки приведут к тому, что в будущем именно гражданское правосознание, а не жесткие юридические санкции, станет основным драйвером снижения уровня коррумпированности общества.



Просмотров