Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине "уголовное право". Методические рекомендации преподавателю

, Метод. пособие по технике продаж часть 1.pdf , Учебное пособие ИРЛЯ.docx , ИНСТРУКЦИЯ по контролю качества и приемке работ при строительств , Основы физической реабилитации. Учебное пособие.pdf , Методическое пособие по неорганической химии для студентов 1-го .
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовская государственная академия права»

российское
уголовное право

Общая часть

Учебно-методическое пособие
Издание четвертое, исправленное и дополненное

Под редакцией доктора юридических наук,
профессора Б.Т. Разгильдиева

УДК 343 (470) (072.8)

ББК 67.408 (2 Рос) я73

Данное пособие предназначено для практических занятий по Общей части российского уголовного права , поэтому содержит большой объем фактического материала из судебной практики.

Соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.

А.Г. Блинов – тема 8 (в соавторстве с Н.П. Иваник), темы 9 (в соавторстве с Е.В. Евстифеевой), 17; Ю.И. Бытко – введение, тема 11 (в соавторстве с С.Ю. Бытко); С.Ю. Бытко – введение, тема 11 (в соавторстве с Ю.И. Бытко); Г.В. Верина – темы 4 (в соавторстве с Н.С. Шостак), 7, 18; Л.В. Григорьева – тема 6; В.Ф. Иванов – темы 1, 3, 5 (в соавторстве с Кобзевой Е.В.), 16; А.Н. Красиков – тема 12 (в соавторстве с Б.Т. Разгильдиевым);
Б.Т. Разгильдиев – тема 12 (в соавторстве с А.Н. Красиковым);
Н.А. Лопашенко – тема 10; А.В. Нечепурнов – тема 14; М.С. Рыбак – тема 13; Е.А. Симонова – тема 15 (в соавторстве с Н.Ю. Клименко);
Е.В. Кобзева – тема 5 (в соавторстве с Ивановым В.Ф.);
Н.Ю. Клименко – тема 15 (в соавторстве с Е.А. Симоновой);
Е.В. Евстифеева – темы 2, 9 (в соавторстве с А.Г. Блиновым).
Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор В.И. Комиссаров ;

кандидат юридических наук, доцент А.Е. Михальчук
Печатается по решению учебно-методического совета
ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»

Введение

Учебно-методическое пособие по Общей части российского уголовного права выполнено в традиционной для отечественной высшей юридической школы форме. В пособии даются: перечень основных вопросов, выносимых на занятие; краткие методические указания; список научной и учебной литературы , нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, подлежащих изучению. Рекомендуемые специальные источники являются дополнительными к учебникам и учебным пособиям. Монографии, постатейный материал по теме студенты избирают по своему усмотрению. Студентам следует иметь в виду, что без изучения специальной литературы глубокое уяснение материала затруднительно. Знание постановлений Пленума Верховного Суда РФ, указанных в данном практикуме, является для студентов обязательным.

Кроме методических указаний пособие содержит задачи (казусы), решение которых традиционно и небезосновательно считается в отечественных юридических учебных заведениях наиболее эффективной формой изучения уголовного права, поскольку обеспечивает приобретение студентами соответствующих навыков разрешения вопросов практического характера, выработку умения применять положения уголовного закона к тем или иным жизненным ситуациям , имеющим уголовно-правовое значение.

Вместе с тем следует иметь в виду, что глубокое изучение теоретических положений является предпосылкой правильного применения уголовного закона в конкретных жизненных случаях. Поэтому решение казусов является не самоцелью, а одним из средств углубленного изучения уголовно-правовой теории и получения навыков практического применения теоретических знаний. Задачи желательно решать в письменном виде, т.к. это позволяет студентам вырабатывать навыки составления соответствующих документов. Решение каждой задачи должно быть развернутым, обоснованным соответствующими ссылками на положения уголовного закона , теории российского уголовного права, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Казусы представляют собой описанные в лаконичной форме фабулы конкретных уголовных дел, с которыми когда-либо сталкивалась судебно-следственная практика. Чаще всего это опубликованные в средствах массовой информации или в специальной юридической литературе материалы уголовных дел. Однако судебная практика не всегда сталкивается с ситуациями, которые можно было бы использовать для изучения некоторых уголовно-правовых институтов. В этом случае приводятся искусственно созданные фабулы никогда не существовавших уголовных дел.

Деятельность юриста является публичной. Это обязывает студентов учиться правильно и красиво говорить, уметь точно и в лаконичной форме излагать свои мысли. Определенные навыки подобного рода можно приобрести , приучая себя к воспроизведению по памяти на занятиях содержания казуса - это будет началом решения любого казуса. Затем студент должен дать точный юридический анализ явления, подкрепляя свои выводы ссылками на уголовный закон, другие нормативные акты, постановления Пленума Верховного Суда РФ. В заключение надо сформулировать ответ на основной вопрос задачи. После этого в обсуждении решения принимают участие другие студенты. Преподаватель контролирует и направляет этот процесс, подводя в конце обсуждения итоги.

Ниже приводится библиографический список , рекомендуемый для изучения всего курса Общей части уголовного права. Кроме того, к каждой теме прилагается дополнительный список специальной литературы и нормативных актов.

Библиографический список

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.

Учебный курс «Уголовное право России. Особенная часть» имеет органическую связь с предшествующим ему курсом «Общая часть уголовного права Российской Федерации». Поэтому студентам уже должны быть известны принципы уголовного права, общие понятия и категории уголовно-правовой науки, общие правила обоснования уголовной ответственности, назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительных мер медицинского характера.

В лекциях по особенной части уголовного права следует, опираясь на базовые уголовно-правовые категории, раскрывать содержание признаков конкретных составов преступлений, а также акцентировать внимание на категоризации анализируемых преступных посягательств с учетом положений, содержащихся в статье 15 УК РФ, и пределах уголовной ответственности (наказаний) за их совершение. При этом важно акцентировать внимание студентов на проблеме разграничения смежных составов преступлений и отграничения уголовно наказуемых деяний от непреступного поведения. В обязательном порядке необходимо осуществлять мониторинг информации об изменениях в действующем уголовном законодательстве, увязывать, теоретический материал с развивающейся практикой применения закона, источником которой, прежде всего, должны служить постановления Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам.

Проведение семинарского занятия начинается с постановки задач, краткого пояснения цели, к которой должны стремиться студенты при обсуждении вопросов соответствующей темы. В процессе обсуждения проблем темы следует стимулировать студентов к активному участию в дискуссии, при этом избегая упрощенного диалога преподавателя с отвечающими студентами. При проведении семинарского занятия полезен юридический анализ конкретных актов правоприменения. При этом целесообразно предложить студентам самостоятельно подбирать практический материал для иллюстрации соответствующих теоретических положений, используя, например, журнал «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации». Для самостоятельной работы студентов в целях овладения ими основами квалификации преступлений, уяснения отличительных характеристик составов преступлений предлагается решение задач. Суть задачи состоит в даче студентам обоснованной уголовно-правовой оценки отдельно взятой жизненной ситуации, содержащейся в сборнике задач или предложенной преподавателем.

Одной из форм контроля за самостоятельной работой студентов являются консультации преподавателя кафедры уголовного права и криминологии, проводимые еженедельно. В ходе проведения самостоятельной работы студентов преподавателем могут быть предложены для изучения и конспектирования научные статьи выдающихся ученых-юристов, рекомендованы темы докладов и научных сообщений для выступления на семинарском занятии, студенческом кружке по уголовному праву, научной конференции студентов.

В процессе принятия зачета преподаватель должен не только проверить наличие суммы знаний и способность студента правильно их применять, умение анализировать усвоенные определения правовых понятий и категорий, аргументировано отстаивать собственную позицию, но и оценить качество полученных студентом знаний с тем, чтобы при необходимости скорректировать свой способ изложения материала на лекциях в следующем семестре.

На предэкзаменационной консультации экзаменатор должен рекомендовать студентам предпочтительную учебную, научную, справочную литературу, а также разъяснить, каким образом строить ответ на экзамене, чем руководствоваться при отборе информации по экзаменационным вопросам, как пользоваться программой курса, которая в обязательном порядке должна быть на экзамене. Оценивая знания студента, экзаменатор должен проявлять объективность, принципиальность, справедливость и одновременно доброжелательность, уважение к аргументированному мнению экзаменуемого, стимулировать желание студента к творческой работе.


Похожая информация:

  1. Agrave; КС РФ фактически признал доминирование публично-правовых критериев в регулировании отношений с государственной собственностью

ФГОУ СПО «Салаватский индустриальный колледж »

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Уголовная право (общая часть)»

специальность 030503 «Правоведение»

Составил преподаватель:

Cалават, 2009

1. Пояснительная записка

2. Тематический план

3. Планы и методические указания по темам

4. Тестовый контроль по темам

5. Учебно-методическое обеспечение курса.

Рецензия

на учебно - методический комплекс

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право» разработан преподавателем Салаватского индустриального колледжа

Учебно-методический комплекс разработан для специальности 030503 «Правоведение» в соответствии с государственным стандартом среднего профессионального образования УМК включает:

Пояснительная записка

Тематический план

Планы и методические указания по темам

Виды самостоятельных работ

Тестовый контроль

Учебно-методическое обеспечение курса.

Учебно-методический комплекс по общей части «Уголовного права» охватывает все темы, предусмотренные программой курса. Структура данного комплекса, распределение часов по разделам и темам обеспечивает выполнение требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника, заложенных в стандарте специальности.


Изучение и усвоение дисциплины «Уголовное право» в объеме данного УМК позволяет студентам овладеть не только теоретическими знаниями, но закрепить полученные знания, ответив на вопросы по темам, а также с помощью тестов.

Следует отметить, что автором предусматривается широкий перечень самостоятельных работ, в виде выступлений на семинарских занятиях , а также при подборке видеозаписей по темам данной дисциплины, что безусловно способствует подготовке высококвалифицированного специалиста среднего звена.

Экономико-юридического колледжа г. Южакова

по дисциплине «Уголовное право» (общая часть)

Учебно-методический комплекс по »Уголовному праву» разработан преподавателем Салаватского индустриального колледжа Шавыровой К В.

Данный УМК предназначен для успешного освоения тем программы по дисциплине «Уголовное право» (общая часть) специальности 030503 «Правоведение».Комплекс разработан в соответствии с государственным стандартом среднего профессионального образования.

Настоящее учебное пособие имеет цель помочь студентам овладеть общей частью «Уголовного права». По каждой теме рекомендованы основные вопросы для закрепления, рекомендуются соответствующие нормативные акты и специальная литература. Для проверки своих знаний студенты могут воспользоваться тестовым контролем, который разработан по темам.

При подготовке к занятиям студенты могут ознакомиться с методическими рекомендациями по каждой теме. Следует отметить, что автором предусматривается широкий перечень самостоятельных работ, в виде выступлений на семинарских занятиях, а также при подборке видеозаписей по темам данной дисциплины, что безусловно способствует подготовке высококвалифицированного специалиста среднего звена.

УМК составлен в соответствии с программой по данной дисциплине и обеспечивает выполнение требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника, заложенных в стандарте специалиста.

Изучение и усвоение дисциплины «Уголовное право» в объеме данного пособия позволяет студентам овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками.

Преподаватель Калугина

индустриального колледжа

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс уголовного права - один из ведущих курсов среди юридических дисциплин, преподаваемых на специальности «Правоведение». Глубокое знание уголовного законодательства - важная предпосылка успешной работы в системе правоохранительных органов , в судах, адвокатуре и т. д. Настоящее учебное пособие имеет цель помочь студентам овладеть данным курсом.

Приступая к изучению Общей части уголовного права, необходимо учесть, что Уголовный кодекс Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 8 февраля 2009 г., в соответствии с которым в Общую часть УК внесены существенные изменения и дополнения. Программа курса «Уголовное право Российской Федерации», с которой нужно ознакомиться прежде всего, отражает эти изменения и дополнения. Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с обновленной программой. По каждой теме рекомендованы основные (узловые) вопросы проблемы, которые целесообразно использовать при подготовке к теоретическим и практическим занятиям.

При подготовке к занятиям будет весьма полезным ознакомиться с методическими рекомендациями по каждой теме. Однако, нужно иметь в виду, что они не содержат подробного изложения курса, поэтому не могут заменить материалов лекций и учебников, а лишь поясняют наиболее сложные вопросы и дают рекомендации по их изучению.


Для детального изучения курса дисциплины «Уголовное право» студентам необходимо обратиться к курсу лекций по дисциплине, которые размещены в электронной библиотеке колледжа.

Изучая курс Общей части уголовного права, студенты должны опираться на основные положения Конституции РФ. Глубокий анализ действующего Уголовного кодекса РФ - необходимое условие успешного усвоения курса Общей части уголовного права. Для правильного понимания и уяснения содержания некоторых институтов важное значение имеют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. При этом необходимо иметь в виду, что некоторые постановления Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР не утратили своего значения и продолжают действовать, полностью или частично, если они не противоречат Конституции РФ и уголовному законодательству. Перечень нормативных материалов прилагается к каждой теме.

Как показывает опыт, наиболее эффективным методом ведения занятий, приближающим к условиям будущей деятельности студентов, является решение задач. Это способствует закреплению теоретических знаний и развивает умение применить данные знания на практике. Ответы на поставленные в задачах вопросы должны быть четкими. Решение не может ограничиваться ссылкой на статьи УК РФ, его следует юридически мотивировать и обосновать, используя в необходимых случаях кроме норм УК РФ разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ. По конкретным темам рекомендуются соответствующие нормативные акты и специальная литература.

Студент, обучающийся по специальности «Правоведение»

Знать:

Понятие уголовного права, его цели, задачи и практическое значение;

Понятие и признаки основных институтов уголовного права (преступления, состав преступления, соучастие, наказания и т. д.);

Какие общественно опасные деяния в Российской Федерации признаются преступлениями;

Особенности квалификации совершенных общественно-опасных деяний в зависимости от положений как Общей, так и Особенной частей уголовного законодательства России.

Уметь:

Применять полученные знания при выборе конкретной статьи Уголовного кодекса России для справедливого и законного привлечения виновного к уголовной ответственности либо освобождении от нее.

Получить навыки четкого представления себе зависимости состояния, структуры и динамики преступности от правильной организации правоприменительной практики, уметь быстро и четко принимать правильные уголовно-правовые решения, причем не только по вопросам квалификации преступлений, но и по вопросам стратегии и тактики уголовно-правовой деятельности, ведущих ее направлений в той или иной конкретно складывающейся ситуации.

2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Кол – во аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельные работы

Всего

В том числе практические занятия

1. Общая часть

Раздел 1. Введение в курс уголовного права.

Уголовный закон

Тема 1.1 Понятие уголовного права как отрасли права в РФ

Тема 1.2 Уголовный закон

Раздел 2. Преступление

Тема 2.1 Понятие и признаки преступления

Тема 2.2 Уголовная ответственность и состав преступления как её основания

Тема 2.3 Объект преступления

Тема 2.4 Объективныя сторона преступления

Тема 2.5 Субъективная сторона преступления

Тема 2.6 Субъект преступления

Тема 2.7 Стадии совершения умышленного преступления

Тема 2.8 Соучастие в преступлении

Тема 2.9 Совокупность преступлений. Рецидив.

Тема 2.10 Обстоятельства исключающие преступность деяния

Раздел 3. Наказание

Тема 3.1 Понятие, признаки, цели, система и виды уголовных наказаний

Тема 3.2 Назначение наказания

Тема 3.3 Освобождение от уголовной ответственности

Тема 3.4 Освобождение от уголовного наказания. Снятие и погашение судимости

Раздел 4. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Раздел 5. Принудительные меры медицинского характера

Всего по общей части

10

17

8

14

2

2

60

2

4

14

2

3

13


3.ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ

ТЕМА 1. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН

Вопросы

1. Источники уголовного права. Понятие, признаки и структура уголовного закона.

2. Структура уголовно-правовой нормы. Структура статьи уголовного закона.

3. Толкование уголовного закона.

4. Действие уголовного закона во времени.

5. Действие уголовного закона в пространстве. Выдача лиц, совершивших преступление

ЛИТЕРАТУРА:

2. Уголовный кодекс РФ (ст. 1-13).

3. Федеральный закон от 01.01.01 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. № 43. Ст. 5124.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.01.01 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (пп. 6-7)//БВС РФ. 2003. № 12. С. 3-8.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.01.01 г. по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах»//СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5202.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.01.01 г. по делу о проверке конституционности постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000-1 ГД «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»» и от 01.01.01 г. ГД «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации»//С3 РФ. 1997. № 47. Ст. 5492.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. по делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 01.01.01 года № 000- III ГД «О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1годов» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан»//СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 3059.

8. Определение Конституционного Суда РФ от 01.01.01 г. № 1-0 по делу о проверке конституционности примечания 2 к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Скородумова Дмитрия Анатольевича//СЗ РФ. 2001. № 5. Ст. 543.

9. Определение Конституционного Суда РФ от 01.01.01 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса Курганского городского суда Курганской области о проверке конституционности части первой статьи 3, статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации//СПС «Консультант Плюс».

При изучении данной темы в целом студенту необходимо ознакомиться не только с соответствующими положениями УК РФ, но и с законодательством из области конституционного, судоустройственного и уголовно-процессуального права. Следует также проанализировать практику Конституционного Суда РФ в той ее части, в какой она касается конституционности карательных (т. е. устанавливающих различные виды санкций - административно-правовые, налоговые, гражданско-правовые и т. д.) норм российского права в целом и уголовного права в частности. Внимание нужно уделить и тем решениям Конституционного Суда РФ, которые связаны с действием законодательства во времени, поскольку они вполне применимы к уголовному праву.

Уяснение вопроса о структуре уголовно-правовой нормы и структуре статьи уголовного закона предполагает выработку четкого представления о составных элементах нормы и статьи, умение показать эти элементы в тексте уголовного закона и охарактеризовать их.

Толкование уголовного закона является одним из важнейших вопросов настоящей темы, поскольку оно по сути своей образует одну из центральных составляющих в каждодневной деятельности юриста, работающего в уголовно-правовой области.

Вопрос о действии уголовного закона во времени предполагает изучение таких вопросов, как время совершения преступления, вступление уголовного закона в силу и утрата им таковой, обратная сила уголовного закона. Что касается обратной силы уголовного закона, то здесь помощь изучающему уголовное право окажет опубликованная судебная практика конца 1990-х гг. - периода смены уголовного закона 1960 г. Уголовным кодексом РФ 1996 г., а также 2004 г. и последующих годов - периода смены Уголовного кодекса РФ 1996 г., по сути, его новой редакцией 2003 г. (созданной Федеральным законом от 01.01.01 г.).

Вопрос о действии уголовного закона в пространстве представляет известную сложность, поскольку его изучение требует не только обращения к отечественному уголовному законодательству, но и часто к международно-правовым документам и зарубежному уголовному законодательству. Необходимо также ознакомиться с нормами, содержащимися в части пятой УПК РФ.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Вопросы

1. Понятие и признаки преступления.

2. Малозначительность деяния.

4. Разграничение преступлений и иных правонарушений.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 2000.

2. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть/под ред. -Хегай, . М.: Контракт, 2004.

3. Российское уголовное право: в 2 т. Т. 1. Общая часть/под ред. . М.: Профобразование, 2004.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/отв. ред. . М.: Проспект, 2004.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий/под ред. . М.: Библиотечка «Российской газеты», 2004.

6. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1-2/под ред. и. М.: Зерцало, 1999.

ПРАВОВЫЕ АКТЫ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

1. Уголовный кодекс РФ. Ст. 14, 15.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.01.01 г. №40 «О практике назначения судами уголовного наказания».

Для изучения первого вопроса темы следует обратиться к ч. 1 ст. 14 УК РФ, в которой приведено законодательное определение преступления. Преступлением признается деяние, обладающее такими признаками, как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

Преступление всегда представляет собой деяние (действие или бездействие). Намерения, цели, ради осуществления которых лицо не предпринимает действий, не относятся к области уголовно-правового регулирования, поскольку не создают угрозы причинения общественно вредных последствий. При анализе общественной опасности как признака преступления нужно понимать содержание ее характеристик: качественной (характер) и количественной (степень).

Малозначительность деяния - второй вопрос темы - требует изучения ч. 2 ст. 14 УК. В случае лишь формального совпадения признаков совершенного деяния с признаками, описанными в законе, при отсутствии причинения охраняемым общественным отношениям существенного (т. е. характерного именно для уголовного закона) вреда или угрозы причинения такого вреда деяние не должно рассматриваться как преступление. Следует уяснить понятие объективного и субъективного критериев малозначительности деяния и правовые последствия признания деяния малозначительным..

При изучении третьего вопроса темы (категории преступлений) необходимо выделить критерии категоризации (размер максимального наказания в виде лишения свободы и форма вины) и уяснить практическое значение категоризации преступлений. Следует обратить внимание, что категория преступления определяется исходя не из фактически назначенного наказания, а из максимального наказания, предусмотренного за то или иное преступление в санкции статьи УК.

Рассматривая четвертый вопрос темы, следует обратить внимание на то, что трудности в разграничении преступлений и иных правонарушений возникают при наличии смежных правонарушений, относящихся к различным отраслям права, но посягающим на один объект. Критерием разграничения подобных правонарушений является степень общественной опасности содеянного.

ТЕМА 3. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Вопросы

1. Понятие, признаки и формы множественности. Ее отличие от единичных преступлений.

2. Понятие, признаки и виды совокупности преступлений.

3. Понятие, признаки и виды рецидива.

4. Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 2000.

2. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть/под ред. -Хегай, . М.: Контракт, 2004.

3. Российское уголовное право: в 2 т. Т. 1. Общая часть/под ред. . М.: Профобразование, 2004.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/отв. ред. . М.: Проспект, 2004.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий/под ред. . М.: Библиотечка «Российской газеты», 2004.

6. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1-2/под ред. и. М.: Зерцало, 1999.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.01.01 г. «О судебной практике по делам об изнасиловании».

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.01.01 г. «О судебной практике по делам об убийстве».

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов».

При изучении данной темы следует уяснить теоретическое понятие множественности преступлений, представляющей собой совершение одним лицом двух и более преступлений, каждое из которых влечет за собой уголовно-правовые последствия.

Нужно обратить внимание на признаки множественности: 1) ее образуют только два и более преступления; 2) эти преступления совершаются одним лицом; 3) каждое из преступлений сохраняет уголовно-правовые последствия.

Необходимо отличать множественность преступлений от единого составного, длящегося и продолжаемого преступлений.

По действующему уголовному законодательству РФ формами множественности являются совокупность и рецидив преступлений. Под совокупностью преступлений понимается совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено. Следует выделять два вида совокупности - идеальную и реальную совокупность. При реальной совокупности каждое из преступлений, входящих в нее, совершается самостоятельным деянием (действием или бездействием). Идеальной совокупностью признается одно действие или бездействие, содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК.

Рецидив преступлений означает совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рассматривая эту форму множественности, следует помнить, что при признании рецидива не учитываются судимости: 1) снятые или погашенные; 2) за неосторожные преступления; 3) за умышленные преступления небольшой тяжести; 4) за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет; 5) за преступления, осуждение по которым признавалось условным или по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если они не отменялись и лицо не направлялось в места лишения свободы.

В ст. 18 УК предусматриваются три вида рецидива: простой, опасный и особо опасный. Необходимо уяснить их содержание.

Следует различать идеальную совокупность преступлений и конкуренцию уголовно-правовых норм, под которой понимается случаи, когда одно деяние содержит признаки двух или более составов преступлений. Видами конкуренции являются, например, конкуренция общей и специальной нормы (ч. 3 ст. 17 УК), конкуренция части и целого, темпоральная (временная), иерархическая конкуренция.

ТЕМА 4. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ОСНОВАНИЕ

1. Понятие уголовной ответственности

Вопросы

1. Понятие уголовной ответственности и ее содержание.

2. Уголовная ответственность и уголовные правоотношения. Их взаимосвязь.

3. Временные границы уголовной ответственности (когда она начинается и когда заканчивается).

4. Соотношение уголовной ответственности и наказания.

5. Специфические признаки (черты) уголовной ответственности, отличающие ее от других видов правовой ответственности.

При изучении первого вопроса нужно опереться на понятие юридической (правовой) ответственности, которое было предметом изучения курса «Теория государства и права», поскольку уголовная ответственность есть разновидность правовой ответственности, обладающая, однако, своими специфическими признаками (чертами).

Несмотря на то, что понятие уголовной ответственности относится к числу фундаментальных понятий права, широко используется в нормах как Общей, так и в Особенной части УК, ее содержание не раскрывается законом. Это делает наука уголовного права. Однако единого мнения, что понимать под уголовной ответственностью, нет. Студент должен обосновать, как он понимает уголовную ответственность, какое содержание вкладывает в названное понятие.

При подготовке второго вопроса также надо опереться на изученную в курсе «Теория государства и права» тему «Правоотношения».

Ответ на вопрос о соотношении уголовной ответственности и уголовных правоотношений зависит от того, какая позиция будет занята по вопросу о понятии уголовной ответственности - считать ли уголовной ответственностью по существу все уголовно-правовое отношение, возникшее между лицом, совершившим преступление, и государством, либо часть этого правоотношения: 1) обязанность подвергнуться мерам государственного принуждения за преступление или 2) само это принуждение, возложенное налицо, совершившее преступление, вступившим в силу обвинительным приговором суда (реализуемая обязанность).

Ответ на третий вопрос - о временных границах уголовной ответственности - будет зависеть также от позиции, занятой в понимании уголовной ответственности. Это особенно наглядно видно в определении начала уголовной ответственности. Если под уголовной ответственностью понимать обязанность подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное преступление либо все в целом уголовно-правовое отношение, то начальным моментом уголовной ответственности (моментом ее возникновения) является время совершения преступного деяния. Если под уголовной ответственностью понимать само государственное принуждение, возлагаемое обвинительным приговором суда, то ее начальный момент - время вступления приговора в силу.

Конечным моментом уголовной ответственности во всех случаях будет момент ее полной реализации.

При подготовке по четвертому вопросу важно учесть, что УК РФ предусматривает уголовную ответственность с назначением наказания (традиционный, типичный вид уголовной ответственности) и без назначения наказания (исключительный, не типичный вид уголовной ответственности, предусмотренный ст. 801 и ч. 1 и 2 ст. 92 УК). Из этого следует, что уголовная ответственность не сводится к наказанию, поскольку может быть и без него. Она является более широким по содержанию понятием, чем наказание, которого, однако, не может быть без уголовной ответственности. Реализация уголовной ответственности с назначением наказания прекращается (момент ее окончания) после погашения или снятия судимости.

Если наказание не было назначено осужденному обвинительным приговором суда и не были назначены принудительные меры воспитательного воздействия или принудительные меры медицинского характера, то реализация уголовной ответственности прекращается с момента вступления обвинительного приговора в силу, поскольку такое осуждение не влечет судимости.

Если обвинительным приговором суда были назначены принудительные меры воспитательного воздействия или принудительные меры медицинского характера, то реализация уголовной ответственности заканчивается после исполнения указанных мер.

При подготовке по пятому вопросу нужно определить те специфические признаки (черты), которые отличают уголовную ответственность от других видов правовой ответственности. Они относятся:

1) к основанию применения (за что наступает ответственность - только за деяние, содержащее состав преступления);

2) к субъекту применения (только судом);

3) к тому, от имени кого возлагается (от имени государства);

4) к документу, которым возлагается (только обвинительным приговором суда);

5) к процедуре возложения (только в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом);

6) к субъекту, на которого возлагается (только на физическое лицо).

Уголовная ответственность включает в себя судимость (за исключением уголовной ответственности без наказания, являющейся исключительным видом уголовной ответственности). Уголовная ответственность по своему содержанию - наиболее суровый вид правовой ответственности.

2. Основание уголовной ответственности

Вопросы

1. Философский аспект основания ответственности.

2. Правовой (юридический) аспект основания уголовной ответственности:

а) фактическое основание (совершение общественно опасного деяния);

б) юридическое (материальное) основание (наличие в совершенном общественно опасном деянии состава преступления);

в) процессуальное основание (наличие заявления потерпевшего от преступления под делам частного обвинения).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 2000.

2. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть/под ред. -Хегай, . М.: Контракт, 2004.

3. Российское уголовное право: в 2 т. Т. 1. Общая часть/под ред. . М.: Профобразование, 2004.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/отв. ред. . М.: Проспект, 2004.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий/под ред. . М.: Библиотечка «Российской газеты», 2004.

6. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1-2/под ред. и. М.: Зерцало, 1999.

8. Программа курса «Уголовное право РФ». (Общая часть. Темы 4 и 5 и библиография к ним). М., 2004.

9. Братин A . M . Уголовная ответственность и ее основание в советском уголовном праве. М., 1963.

10. , Дифференциация ответственности, в уголовном праве. СПб., 2003.

11. Лесниевски- Kocmape в a Т. А. Дифференциация уголовной ответственности. Теория и законодательная практика. М., 2000.

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»

Для студентов 3 – 4 курсов

заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент Робак В. А.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКе К ЗАНЯТИЯМ

Уголовное право Российской Федерации является дисциплиной базовой части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.

Уголовное право - одна из фундаментальных и профилирующих дисциплин в вузах юридического профиля. Без глубокого и прочного знания уголовного права не может быть профессионально полноценного юриста. Это объясняется важной ролью уголовного права в регулировании и защите общественных правоотношений, его особым местом среди юридических дисциплин, органичным взаимодействием уголовного права с другими отраслями права – уголовным процессом, криминологией, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, судебной психиатрией и медициной, гражданским, предпринимательским, трудовым, административным правом. Уголовное право лежит в основе деятельности судебных и правоохранительных органов - суда, прокуратуры, милиции и других. Уголовный закон защищает наиболее значимые для личности, социума и государства общественные отношения, посягательства на которые или реальное причинение вреда которым влечет за собой наиболее строгую реакцию со стороны государства. Поэтому знание уголовного права необходимо во многих сферах деятельности. В своей профессиональной деятельности ни один работник юридической службы не может обойтись без знания уголовного права.

Глубокие знания уголовного права невозможны без обязательного сочетания приобретения определенных знаний на лекции с настойчивой подготовкой к практическим занятиям и преподаванием своего виденья (на основе соответствующих законов, практики их приложений и литературных источников) относительно решения того или другого вопроса, умения вести аргументированную полемику, отстаивать свою точку зрения на отмеченных занятиях.

Практическое занятие – одна из основных форм учебы при изучении курса уголовного права, его цель заключается в отработке навыков практического применения норм уголовного права для решения вопросов, которые возникают в процессе функционирования уголовного законодательства.

Целью практического занятия является:

Углубление, систематизация, закрепление знаний;

Развитие общей культуры речи;

Формирование профессиональных и практических навыков, умение задавать вопрос и отвечать на него;

Аргументировано отстаивать свою точку зрения;

Применять полученные теоретические знания на практике (при решении задач).

На практических занятиях рассматриваются теоретические вопросы и рассматриваются задачи, решение которых выносится на самостоятельную работу.

Процесс решения задач можно условно разделить на три этапа:

Предыдущее изучение указанной литературы и нормативно правовых актов;

Решение задач в порядке домашнего задания (с короткой записью в тетради);

Разбор решения в аудитории.

При решении задач необходимо исходить с того, что все фактические обстоятельства, изложенные в тексте, предусматриваются установленными и доказанными, а лица, которые фигурируют в фабуле задачи, информированы об этих обстоятельствах и, осознают их значение, если другое не оговорено в условии задачи.

Позитивное оценивание решения задачи имеет место если студент, не только правильно ответил на вопросы, которые относятся в задаче, но и юридически аргументировал свой ответ, с ссылкой на соответствующие нормы и постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Если вследствие этого возникло определенное представление о содержании и практической значимости поставленного вопроса, сжатый ответ на него должен быть изложен в письменной (тезисной) форме. В письменной форме должен даваться и ответ относительно решения соответствующих задач-ситуаций.

Решение задач по Особенной части уголовного права студент должен начать с характеристики всех признаков каждого элемента состава преступления, которые содержатся в законе или исходят из его содержания, и сравнить с обстоятельствами, отмеченными в задании. Например, нужно назвать объект преступления, описанного в законе, и характерные для него признаки (предмет преступления), и назвать объект и предмет посягательства, отмеченные в задании. Дальше следует назвать характерные признаки объективной стороны описанного в законе состава преступления (действие, бездеятельность, последствия, причинная связь, а в некоторых случаях еще и время, место, способ и обстановка совершения преступления), и сравнить их с наличием или отсутствием таких признаков в задании. Так же (сравнительным путем) устанавливаются субъективная сторона и субъект преступления, который анализируется.

Решение задач является отдельной формой изучения уголовного права. Она направлена преимущественно на овладение навыками относительно практики применения норм этой отрасли права. Такая практика, в свою очередь, представляет собой неотъемлемую часть предмета уголовного права как учебной дисциплины в юридическом высшем учебном заведении.

Иногда содержание задачи требует решение более широкого круга вопросов: наличие признаков, по которым следует разграничивать смежные преступления, обоснование квалификации преступлений по их совокупности, определение роли каждого соучастника при общем совершении преступления или обстоятельств, которые имеют решающее значение при квалификации преступления (отягчающие обстоятельства, способ совершения преступления, размер причиненного вреда, и тому подобное).

Следовательно, основными целями решения задач по уголовному праву является:

1) приобретение и закрепление навыков самостоятельной работы с нормативным материалом уголовно-правового характера преимущественно в правоприменительной (практической) плоскости;

2) выработка умения давать собственную уголовно-правовую оценку конкретным жизненным ситуациям (фактическим обстоятельствам);

3) достижение надлежащего уровня обоснования собственной уголовно-правовой оценки фактических обстоятельств;

4) приближение учебных форм усвоения уголовного права к содержанию конкретных “уголовно-правовых элементов” соответствующих процессуальных документов реальных уголовных дел.

Также для самостоятельной работы студентам предлагается выполнить индивидуальные задания, которые осуществляются на занятии путем доклада.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Общая трудоемкость Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость Формы текущего контроля успеваемости
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практ. (семин.) Из них интерактив
Раздел 1. Особенная часть
6 семестр
1.1 Тема 1. Понятие и система Особенной части уголовного права. Научные основы квалификации преступлений - - -
1.2 Тема 2. Преступления против жизни и здоровья
1.3 Тема 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.4 Тема 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.5 Тема 5. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина - -
1.6 Тема 6. Преступления против семьи и несовершеннолетних - -
1.7 Тема 7. Преступления против собственности Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.8 Тема 8. Преступления в сфере экономической деятельности - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.9 Тема 9. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях - -
Зачет
Итого за 6 семестр
7 семестр
1.10 Тема 10. Преступления против общественной безопасности Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.11 Тема 11. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности -
1.12 Тема 12. Экологические преступления - -
1.13 Тема 13. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.14 Тема 14. Преступления в сфере компьютерной информации - -
1.15 Тема 15. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства - -
1.16 Тема 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.17 Тема 17. Преступления против правосудия - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.18 Тема 18. Преступления против порядка управления - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.19 Тема 19. Преступления против военной службы - -
1.20 Тема 20. Преступления против мира и безопасности человечества - -
Экзамен
Итого за 7 семестр
Итого за учебный год

Настоящие методические указания предназначены для студентов Московской финансово-юридической академии (МФЮА), выполняющих дипломные работы по уголовному праву.

Настоящие методические указания предназначены для студентов ОВО и ОЗО, выполняющих курсовые работу по уголовному праву (часть Общая). В них содержатся задания и рекомендации по написанию работы в целях глубокого усвоения законодательного материала, теоретических положений и выработки навыков письменного обоснования решения при применении уголовного закона.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Игорь Викторович: Доброго времени суток! В каком порядке оформляется список литературы в дипломной работе по уголовному праву?

Ответ: В любом дипломе список литературы оформляется так: 1) Нормативно-правовые акты. 2) Материалы судебной практики. 3) Учебники, монографии. 4) Материалы из периодических изданий. 5) Диссертации и авторефераты диссертаций. Читать полностью

Ольга: Подскажите, что нужно отразить во введении дипломной работы? Я пишу диплом по уголовному праву на тему "Объект преступления".

Ответ: Здравствуйте, Ольга! Во введении упор должен быть сделать на актуальности темы - это "лицо" Вашего диплома. В этой части нужно отразить проблемы научной трактовки объекта преступления, которые до сих пор не нашли своего решения в российском уголовном праве. Читать полностью

Если у Вас есть вопросы, касающиеся написания дипломов и курсовых по уголовному праву, пишите на refermaker[собачка]yandex.ru



Просмотров