Мероприятия по чс в рф. Комплекс мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Тема 3.2. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС.

Изучаемые вопросы:
1.Организация оповещения и информирования населения о ЧС.
2. Применение средств индивидуальной защиты.
3. Укрытие населения в защитных сооружениях ГО.
4. Рассредоточение рабочих и служащих ОЭ и эвакуация населе-ния.

Защита населения от пора-жающих факторов — одна из главных задач гражданской обороны. Подготовка защитных мероприятий проводится заблаговременно на всей территории страны и в обязательном порядке. Объем и характер таких мероприятий определяется в каждом конкретном случае с учетом особенностей территорий и самого ОЭ, а также вероятности воздействия на них поражающих факторов и харак-теристик очага поражения. Обеспечение защиты населения дости-гается сочетанием индивидуальных и коллективных средств за-щиты, их исправностью и постоянной готовностью к использова-нию по назначению. При ЧС наиболее сильно страдают важные промышленные и административные центры, где сосредоточены крупные ОЭ, узлы связи и транспорта, многочисленное населе-ние, то есть основа производительных сил. Зашита населения осу-ществляется проведением комплекса мероприятий, включая сле-дующие:
. организация оповещения и информирования населения о ЧС
. укрытие людей в защитных сооружениях;
. рассредоточение рабочих и служащих ОЭ, продолжающих работу в городе, и эвакуация населения;
. применение индивидуальных и медицинских средств защиты.

1.Организация оповещения и информирования населения о ЧС.
Основным способом оповещения является передача речевой информации по сетям проводного, радио- и телевещания. А перед этим подается предупредительный сигнал «Внимание всем!» для привлечения внимания населения путем включения сирен, гудков и других сигнальных средств. По этому сигналу надо включить сред-ства вещания и прослушать информацию о ЧС и правилах поведе-ния в данном конкретном случае. Сигнал оповещения может быть подан штабом ГО или соответствующей диспетчерской службой по локальной системе оповещения.

2. Применение средств индивидуальной защиты.
На многих ОЭ су-ществуют такие виды работ, при которых персонал может полу-чить опасное для здоровья воздействие. Опасные и вредные для людей воздействия могут неизмеримо вырасти при возникнове-нии ЧС, а также при ликвидации их последствий. Во всех этих случаях для защиты человека необходимо применять СИЗ. В насто-ящее время многие работающие получают спецодежду, спецобувь и другие средства защиты. Их использование должно обеспечить достаточную безопасность, а связанные с их применением неудоб-ства должны быть минимальными. При пользовании СИЗ необхо-димо строго выполнять требования, изложенные в их сопроводи-тельной документации. Необходимо твердо знать, когда, почему и как следует применять данный конкретный вид СИЗ, каковы пра-вила ухода за ними, их сбережения и эксплуатации. Номенклатура СИЗ обширна. Выбор определенных СИЗ для данной обстановки зависит от конкретных опасных факторов, что устанавливается раз-ведкой. Часто при развитии ЧС (пожар, аварийный выброс АХОВ или РВ) приходится применять изолирующие СИЗ.
При выборе применяемых СИЗ надо руководствоваться требо-ваниями основных санитарных правил ОСП-72/80. Изолирующие СИЗ применяются, если фильтрующие средства защиты не обес-печивают достаточную защиту от попадания токсичных веществ через органы дыхания или кожу. Наибольшую опасность представ-ляет первый период ЧС, когда уровни и концентрации наиболее велики, а меры защиты в достаточной мере не принимаются, про-гноза и информации нет и могут наблюдаться элементы паники.
СИЗ в определенной степени предохраняют от ожогов.
Имеется несколько видов классификации СИЗ.

По назначению:
¦ средства защиты органов дыхания;
¦ средства защиты кожи.

По принципу защиты:
¦ фильтрующие, очищающие воздух;
¦ изолирующие, которые обеспечивают изоляцию от внешней среды (тогда дыхание осуществляется за счет регенерации выдыхаемо-го воздуха). Защищают от РВ, ОВ, БС, АХОВ в любых концентрациях.

По способу изготовления:
¦ изготовленные промышленностью (табельные средства);
¦ простейшие (подручные) средства индивидуальной защиты.

СИЗ промышленного изготовления накапливаются в расчете на все население территории по соответствующим нормам (наличный состав формирований — 110%, на персонал ОЭ — 105%, на осталь-ное население — 100%), а простейшие СИЗ изготавливаются из рас-чета полной обеспеченности, то есть по числу недостающих. В пер-вую очередь обеспечиваются категорированные города и ОЭ; лич-ный состав формирований ГО; города и ОЭ, где размещены опасные производства. Во вторую очередь обеспечивается население категорированных городов и ОЭ; в третью — остальное население.
Штаб ГО соответствующего уровня проводит расчет потребно-сти в средствах индивидуальной и медицинской защиты (исходя из норм накопления и финансового обеспечения), заявляет по-требности, приобретает СИЗ и организует их хранение с обеспече-нием своевременной выдачи населению. Раздача производится че-рез заранее созданные пункты выдачи, места расположения кото-рых известны населению и готовы к поступлению СИЗ со складов хранения. Создание пунктов выдачи СИЗ осуществляется по тер-риториально-производственному принципу (ОЭ, РЭУ). На этом же пункте выдают медицинские средства защиты (аптечку инди-видуальную АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-10А, перевязочный пакет). При выполнении работ в очагах поражения спасатели могут использовать различные СИЗ.
Фильтрующие противогазы. Гражданский противогаз ГП-5 (рис. 7.3) был разработан для защиты от поражающих факторов ядерного взрыва. Но при катастрофе на Чернобыльской АЭС ока-залось, что РА пыль проникала через коробку ГП-5. Поэтому был разработан противогаз ГП-7, который позволяет даже принимать жидкую пищу (модификация ГП-7В и ГП-7ВМ) без его снятия и не пропускает мельчайшие частицы пыли. Маска типа М-80 (ГП-7ВМ) позволяет без затруднений и искажений работать с оптическими приборами. Но фильтрующий противогаз не защищает от угарного газа, поэтому к его коробке приходится присоединять гопколитовый патрон (обеспечивает защиту в течение 80 мин; он работоспособен, если его вес не превышает на 20 г вес, указан-ный на патроне). Для обеспечения выполнения работ в условиях задымления или для увеличения времени защитного действия про-тивогаз ГП-7 укомплектован гофриророванной трубкой и допол-нительным патроном ДГТГ-1 или ДПГ-3 (табл. 7.1).

Ряд ОЭ используют промышленные противогазы (их нельзя при-менять при недостатке кислорода в воздухе). Коробка по цвету и маркировке указывает, от какого АХОВ она защищает, то есть ис-пользовать промышленный противогаз можно, если известен со-став газа.
Изолирующие противогазы ИП-4 (см. рис. 7.3), ИП-5 и кисло-родный изолирующий прибор КИП-5 обеспечивают защиту от АХОВ в любой концентрации. Для обеспечения безопасности работ внутри емкостей, колодцев и других помещений, где возможно скопление вредных газообразных веществ (в концентрации свыше 0,5%) или содержание кислорода менее 16%, применяют шланговые противогазы ПШ-1Б (воздушный шланг 10 м, предохрани-тельный пояс и сигнально-спасательная веревка), ПШ-20РВ (дли-на шланга 20 м) или ПШ-40РВ (длина шланга 40 м).

Таблица 3.1
Время защитного действия ГП-5, ГП-7, мин


Наименование АХОВ

Концентрация,
мг/л

ГП-5, ГП-7 без ДПГ-3

ГП-5, ГП-7 с ДПГ-3

Не защищает

Сероводород

Соляная кислота

Нитробензол

Примечание. Данные приведены для скорости воздушного потока 30 м/мин и отно-сительной влажности 75%.
Респиратор (рис. 7.4) представляет собой облегченное СИЗ орга-нов дыхания от вредных газов, паров и аэрозолей. Используется для работы при заражении воздуха в незначительной концентрации (РПГ-67, Р-2, РУ-60М, ШБ-1). Очистка воздуха от вредных газов и паров осуществляется за счет физико-химических процессов (абсорбции, хемосорбции, катализа), а от аэрозолей — фильтрацией через во-локнистые материалы. Защита от вредных паров и газов (табл. 7.2) осуществляется противогазовым респиратором (РПГ-67), а от газов, паров и аэрозолей — универсальным респиратором (РУ-60М).
Простейшие средства защиты органов дыхания (см. рис. 7.4) изготавливаются населением самостоятельно. Это ватно-марлевая повязка и противопылевая тканевая маска.
Указанные противогазы используются взрослым населением.
Фильтрующие детские противогазы (для детей от 1,5 до 17 лет). В настоящее время применяются противогазы марок ПДФ-Д, ПДФ-Ш (противогаз детский фильтрующий дошкольный и школьный), укомплектованные противогазной коробкой ГП-5, или ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш с коробкой ГП-7. Для грудных детей используется каме-ра защитная детская с ручным насосом для прокачивания воздуха через фильтрующую коробку (рис. 7.5).
Защитная фильтрующая одежда состоит из хлопчатобумажного комбинезона пропитанного спецпастой (задерживает пары ОВ или нейтрализует их), а также мужско го нательного белья (рубаха, кальсоны), хлопчатобумажного подшлемника и двух пар портянок. Нательное белье, подшлемник и портянки должны не допустить потертостей и раздражения кожных покровов.
Таблица 3.2
Время защитного действия респираторов, мин


Наименование АХОВ

Марка патрона

Концентрация АХОВ, мг/л

Сероводород

Сернистый газ

Пары ртути

Сероводород

Изолирующие средства защиты кожи :
— общевойсковой защитный комплект состоит из защитного плаща, защитных чулок (прорезиненная ткань) с усиленной по-дошвой (брезент, резина) и защитных перчаток (с обтюраторами из пропитанной специальным составом ткани);
— легкий защитный костюм Л-1 из прорезиненной ткани, брю-ки, сшитые заодно с чулками (I); подшлемник (2); рубаха с капю-шоном (3); двупалые перчатки (4); сумка для упаковки костюма Л-1 (5). Есть возможность использовать охлаждающий костюм из хлопчатобумажной белой ткани, который надевается поверх Л-1 и регулярно увлажняется.
Зимой изолирующие СИЗ надеваются на верхнюю одежду.
Простейшие средства защиты кожи — это обычная одежда и обувь, накидки и плащи из полимеров, прорезиненной ткани, пальто из грубого материала (драп, сукно, кожа). Они могут защи-щать от РА пыли, БС, капельных ОВ в течение 10 мин. Для защиты ног используются валенки, резиновые сапоги, боты, галоши, обувь из кожи и кожзаменителей. Для защиты рук применяют резиновые или кожаные перчатки, брезентовые рукавицы. Покрой обычной одежды не предусматривает полной герметизации тела. Необходимо принимать меры для герметизации нагрудного разреза, воротника, обшлагов. Одежда застегивается на все пуговицы, воротник поднят, обшлага рукавов и брюк обвязываются тесьмой, шея обматывается шарфом, капюшон поднят. Брюки выпущены поверх обуви, куртки, рубашки, пиджаки надо заправлять в брюки и подпоясывать.
К медицинским средствам защиты относятся: аптечка индиви-дуальная, индивидуальный противохимический пакет, перевязоч-ный пакет, дегазационный пакет. Аптечка индивидуальная (АИ-2) позволяет предотвратить развитие тяжелых последствий воздействия на человека некоторых поражающих факторов при ЧС. В ее состав входя! радиозащитные, противорвотные, противобактериальные, противоболевые средства и антидоты. Необходимо твердо знать, как и когда использовать содержимое аптечки АИ-2. Применение шприц-тюбика предупредит развитие шока при переломах, об-ширных ожогах и ранах. Порядок укладки и инструкция по пользо-ванию препаратами приложены к аптечке (рис. 7.7).
Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8А, ИПП-10А применяется для обеззараживания капельно-жидких ОВ, попавших на кожу, одежду, обувь. Пакет содержит флакон с дегазирующим раствором, ватно-марлевые тампоны, инструкцию для пользования и герметичную упаковку.
Пакет перевязочный индивидуальный состоит из бинта (ширина 10 см, длина 7 м), двух ватно-марлевых подушечек (для наложения на раны, одна из них подвижная, чтобы наложить на сквозное груд-ное ранение), булавки для закрепления повязки и правил пользова-ния пакетом. Свернутые подушечки и бинт завернуты в пергамент-ную бумагу. Бинт, подушечки и внутренняя поверхность упаковки стерильны и могут быть использованы при наложении повязок: к этим поверхностям нельзя прикасаться руками.
Комплект для дегазации оружия и обмундирования ИДП-С (см. рис. 7.7) состоит из восьми индивидуальных дегазационных пакетов (ИДП), предназначенных для дегазации с помощью силикагелевых пакетиков оружия и обмундирования, зараженных па-рами ОВ типа зоман. После обработки оружия из обеих ампул, оно протирается насухо и смазывается. Для обработки обмундирования используется малый или большой силикагелевый пакет. После об-работки тщательно вытряхнуть (выколотить) обмундирование.
Правила использования средств индивидуальной и медицинс-кой защиты, их подготовки, хранения и эксплуатации приведены в сопроводительных документах и являются предметом изучения по специальной программе ГО.

3. Укрытие населения в защитных сооружениях ГО.
Защитные со-оружения ГО — это инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторах при ЧС.
Классификация защитных сооружений:
* убежища, в том числе быстровозводимые (БВУ);
* укрытия, в том числе противорадиационные (ПРУ);
* укрытия простейшего типа (щели, траншеи, приспособлен-ные помещения, подземные переходы, горные выработки).

Убежища — это инженерные сооружения, обеспечивающие за-щиту от всех поражающих факторов (рис. 7.8).

Классификация убежищ производится по нескольким признакам. 1. По назначению:
— двойного назначения: в мирное время они используются как помещения хозяйственно-бытового назначения (гардероб, душ, помещения торговли или общественного питания), спортивные, зре-лищные, подземные переходы, но в любом случае убежище долж-но быть готово к заполнению людьми через 12 ч;
— специальные, постоянно готовые к приему людей и расче-тов К П.
2. По месту расположения:
встроенные убежища размещают под зданием с аварийным выходом за пределы зоны возможных завалов;
— отдельно стоящие убежища (они автономны и строятся на удалении от зданий за пределами зоны вероятных завалов). Обыч-но строятся без аварийных выходов.
3. По срокам строительства:
построенные заблаговременно;
— быстровозводимые убежища (их строят из заготовленных или подручных материалов при угрозе ЧП по заранее подготовленным документам.
4. По вместимости:
убежища малой вместимости (до 600 человек);
— убежища средней вместимости (от 600 до 2000 человек);
— убежища большой вместимости (более 2000 человек: они до-статочно автономны, надежны, экономичны и удобны в эксплуа-тации).
Убежище вместимостью менее чем на 150 человек и более чем на 5000 человек строить нецелесообразно.
5. По степени защищенности от ударной воздушной волны:
специальные убежища для размещения ответственных пунк-тов управления и крупных узлов связи, которые строятся по осо-бому указанию и выдерживают избыточное давление 500 кПа;
— убежища 1-го класса выдерживают избыточное давление 300 кПа;
— убежища 2-го класса выдерживают избыточное давление до 2кПа;
— убежища 3-го класса выдерживают избыточное давление до 1 кПа.
Убежища 1-го и 2-го класса строят в пределах застройки горо-дов, а 3-го класса — в зоне возможных слабых разрушений. БВУ строят только 2-го и 3-го класса вместимостью до 150 человек.

Требования к убежищам:
1. Обеспечивать защиту от любых поражающих факторов и от теплового воздействия пожаров на поверхности не менее двух суток.
2. Быть построенными вне зон и очагов пожаров и затоплений.
3. Иметь входы с той же степенью защиты, что и основные помещения, а на случай завала — аварийные выходы. Все входы и выходы должны быть разнесены на расстояние не менее 10 м, чтобы не произошло их одновременного завала.
4. Иметь подходы, свободные от складирования опасных, го-рючих и сильно дымящих веществ, а также подъездные пути.
5. Иметь основные помещения высотой более 2,2 м, а уровень пола должен быть выше уровня грунтовых вод более чем на 20 см.
6. Иметь фильтровентиляционное оборудование, обеспечиваю-щее очистку воздуха от примесей и подачу в убежище не ме-нее 2 м3 воздуха в час на одного человека. Производительность фильтровентиляционного агрегата (ФВА) определяется содер-жанием углекислого газа в защитном сооружении (рис. 7.9).
Убежище должно быть укомплектовано работоспособным обо-рудованием.
* Фильтровентиляционное оборудование обеспечивает очис-тку и обеззараживание воздуха, поступающего в убежище.
* Водопровод, запас воды в проточных емкостях из расчета 6 л питьевой и 4 л технической (для санитарно-гигиеничес-ких потребностей) на человека на весь расчетный срок пре-бывания в убежище (до трех суток). В спецубежищах создает-ся запас продуктов (консервы, галеты, концентраты).
* Водяное, электрическое или другое отопление, которое включается с началом заполнения убежища.
* Канализация (санузел) выполняется на базе общих сетей, но должны быть приемники фекальных вод, которые обес-печат нормальную жизнедеятельность при авариях на общих сетях и не допустят затопления убежища.
* Освещение (основное, аварийное) не должно потреблять кислород, то есть не допускается использование свечей, ке-росиновых ламп и т. п.
* Убежище оборудуется средствами оповещения, связи и ве-щания (радиоточка, радиостанция, телефон, телеграф, те-летайп).
* ЗС ГО укомплектовывается противопожарным инвентарем, инструментами, оборудованием и материалами для выпол-нения СиДНР.
* В убежище должен быть медицинский пункт или аптечка.
* Для контроля систем жизнеобеспечения в убежище имеют-ся соответствующие средства измерения: расходомер (фик-сирует количество подаваемого воздуха за час на одного человека); подпоромер, проградуированный в «мм вод. стол-ба» (контролирует степень герметизации убежища); пси-хрометр (комплект из двух термометров, определяет темпе-ратуру и влажность воздуха); прибор химической разведки (ВПХР) и измеритель мощности дозы ИМД-21с (или ДП-64, ДГТ-5, ИМД-5).
* В убежище хранится документация: план убежища, инст-рукции для должностных лиц, техническая документация на оборудование и правила эксплуатации систем и элемен-тов убежища.
* Аварийная электростанция, если она имеется, размещается в отдельном изолированном помещении с тамбуром.

Каждое убежище обслуживается специальным формированием ГО (убежищ и укрытий). Его личный состав прибывает по сигналу и выставляет посты.
Пост 1 — у каждого входа. При заполнении убежища через него осуществляется пропуск людей. Он распределяет поток прибываю-щих, обеспечивая размещение детей, больных и престарелых. По сигналу «Закрыть убежище» постовые закрывают дверь и один из них постоянно находится у двери.
Пост 2 — в аппаратной. Включает ФВА и следит за работой всего оборудования, показаниями средств измерений. Выполняет команды по установлению режима вентиляции.
Пост 3. Специалист перед заполнением убежища включает ос-вещение во всех помещениях, закрывает ставни лазов, регулирует заглушки вытяжной вентиляции, выполняет переключения по схеме воздухоснабжения убежища, а затем поддерживает порядок при размещении людей. Если в убежище есть автономные источники электропитания и артезианские скважины, то в формирование включаются специалисты по их обслуживанию.
Количество и размещение убежищ, а также входов в них долж-ны обеспечить своевременное укрытие наибольшей работающей смены ОНХ. Убежища вместимостью более 300 человек оборуду-ются тамбуром-шлюзом для пропуска опоздавших. Все входы обо-рудуются защитными и защитно-герметическими дверями с за-щитой от затекания зажигательных смесей и от воздействия УВВ. Помещения для размещения людей должны иметь внутренние га-бариты, обеспечивающие пространство не менее 0,5 м2 пола и 1,5 м3 на одного человека.
Степень герметизации убежищ характеризуется подпором воз-духа внутри убежища: оно должно обеспечить не менее 10 мм вод. столба, а в пожароопасных местах — 30 мм вод. столба и защиту людей от угарного газа. На всех воздухозаборах и воздуховыбросах устанавливаются противовзрывные устройства и клапаны избы-точного давления. Система вентиляции должна обеспечивать на-дежную работу в нескольких режимах.
Режим 1 — «чистой вентиляции» — должен обеспечивать очист-ку от загрязнений (с помощью сетчатых предфильтров) и подавать в убежище не менее 7 м3 воздуха в час на человека, удалять тепловы-деления. Для защиты от заражений (ОВ, БС) надо использовать СИЗ.
Режим 2 — «фильтровентиляции» — обеспечивает очистку воз-духа от всех видов загрязнений, но не от угарного газа. Для защиты от угарного газа используют гопколитовые и теплоемкие фильтры. При этом в убежище подается не менее 2 м3 воздуха на человека в час.
Режим 3 — «режим полной изоляции» с регенерацией внутреннего воздуха и с использованием регенеративной установки (РУ 150/6, РУКТ). Могут быть использованы также регенеративные патроны РП-100 и кислородные баллоны. Углекислый газ поглощается в РП-100, а недостающий кислород подается от баллонов под давлением, ко-торое выбирается по спецграфику — в зависимости от количества людей в убежище. На одного человека подается 25 л кислорода в час и поглощается 20 л углекислого газа в час. Большое значение имеет окраска коммуникаций убежища: воздуховоды режима 1 — белым, режима 2 — желтым, режима 3 — красным цветом; электропроводка прокладывается в черных трубах; водопроводные трубы окрашива-ются в зеленый цвет; трубы отопления — в коричневый. Это важно при выполнении спасательных работ.
Быстровозводимые убежища строятся при угрозе нападения или в военное время. Строительство БВУ или приспособление для этой цели заранее запланированных помещений производится по име-ющимся проектам из заготовленных впрок или подручных матери-алов. На строительство БВУ отводится до двух месяцев с приоста-новкой любого другого строительства. БВУ (рис. 7.10) должны иметь те же помещения и оборудование, что и убежища, построенные в мирное время. При этом ФВА, предфильтры, противовзрывные устройства, входы, электроручные вентиляторы (рис. 7.11) и са-нитарные узлы могут быть изготовлены из подручных материалов или в упрощенном виде, но должны обеспечивать требуемую на-дежность. БВУ обеспечивает работу вентиляции в режиме 1 или 2. Фильтры могут быть выполнены из гравия, песка, мешковины. В качестве приводов системы вентиляции можно приспособить куз-нечные меха, цепной привод от велосипеда. При строительстве БВУ применяют серийные блоки, трубы большого диаметра, спе-циальные сборные элементы, заготовленные заранее.
Противорадиационные укрытия (ПРУ) — это ЗС ГО, обеспе-чивающие защиту от РЗ в течение 2 суток. В зоне слабых разруше-ний конструкция ПРУ должна выдерживать избыточное давление УВВ до 0,2 кг/см2 и воздействие падающих обломков зданий. ПРУ защищает также от светового излучения и капельно-жидких ОВ. ПРУ (рис. 7.12) оборудуются:
* в приспособленных помещениях (подземные переходы, по-греба);
* в подвалах производственных, жилых и общественных зданий;
* в первых этажах каменных строений.
Вместимость ПРУ определяется площадью приспосабливаемо-го помещения. Способность ПРУ по защите от радиации определяется коэффициентом защиты, то есть тем, во сколько раз уро-вень радиации на открытой местности выше, чем в ПРУ. Противо-радиационные укрытия в зоне слабых разрушений строят забла-говременно, а в загородной зоне — при угрозе нападения. Нормы расчета по вместимости и высоте помещений те же. что и для убежищ. Вход необходимо делать под углом 90° к тамбуру, чтобы предотвратить прямое распространение УВВ по укрытию. Вентиляция ПРУ должна обеспечить приток воздуха на 20% больше, чем выброс, — для создания в ПРУ избыточного давления. Воздухозаборные отверстия должны быть расположены на высоте более 3 м от поверхности земли и иметь козырек. Отопление осуществляется от центральной системы, может быть электрическое или печное. Запас воды — не менее 6 л на человека. Должен быть санузел или выгреб-ная яма с крышкой и вентиляционным выходным отверстием. Осве-щение, оповещение и связь — в соответствии с требованиям к убе-жищу. При дооборудовании подвала под ПРУ необходимо:
* усилить перекрытия (стойки), заделать проемы в окнах кир-пичом;
* установить защитные двери, произвести герметизацию по-мещений;
* обеспечить аварийный выход за пределы зоны возможных завалов;
* обеспечить отопление, вентиляцию, водоснабжение;
* оборудовать простейший санузел;
* для обеспечения необходимого коэффициента защищенно-сти использовать экраны из соответствующих материалов или произвести дополнительную обсыпку ПРУ грунтом.

Простейшие укрытия (рис. 7.13) обеспечивают массовую за-щиту населения от воздействия УВВ, обломков строений, свето-вого излучения. Они ослабляют воздействие проникающей радиа-ции и РЗ. Для защиты от ОВ применяются СИЗ. Примером про-стейших укрытий может быть щель, траншея, разного рода землянки, приспособленные подвалы. Простейшее укрытие долж-но иметь перекрытие и быть готово к заполнению людьми через 24 ч. Участки щели длиной до 10 м роются под разными углами (обычно под углом 90°) друг к другу, что спасает от прямого рас-пространения по ней ударной волны. Длина щели определяется количеством укрываемых в ней людей. Перекрытие щели делают из бревен диаметром до 20 см, брусьев, плит. Обеспечивается гид-роизоляция (рубероид, синтетическая пленка, глина), а также дренаж, отводная канава и буртики для предохранения от затека-ния зажигательной смеси. Сверху производится засыпка грунтом (толщиной 80 см) и дернование.
Организация укрытия населения. Число и расположение входов и ЗС ГО должно быть достаточным для своевременного укрытия всего оставшегося после эвакуации населения. Каждое убежище укомплектовывается необходимыми документами (план убежища, карточка его привязки на местности и схема путей эвакуации лю-дей из убежища). На плане убежища указываются все системы, вентиляционные каналы и сети; места расположения отключающих устройств; все входы; толщина и материал стен, пола и перекрытий; площадь и кубатура помещений; таблицы для расчета времени пре-бывания людей при данной кратности обмена воздуха. Карточка при-вязки убежища определяет место убежища и его входов на местности с привязкой к незаваливаемым ориентирам. Один экземпляр доку-ментации хранится в убежище, а другие — в штабе ГО ОЭ. Не реже одного раза в квартал и немедленно после начала заполнения убежище проверяется на герметичность, работоспособность ФВА, всех систем и средств связи. Командир формирования убежищ и укрытий выставляет посты, следит за выполнением расчетом своих обязанностей и исправ-ностью оборудования убежища. Вентиляция убежища включается на «Режим 1». Осуществляется прием и размещение людей, поддержива-ется порядок в убежище. После выполнения сигнала «Закрыть ЗС» проверяется герметичность убежища. По сигналам «Радиоактивная опас-ность» или «Химическая тревога» вентиляцию немедленно переводят на «Режим 2». Если такого режима нет, то надевают СИЗ. После ядер-ного взрыва выбирается целесообразный режим работы вентиляции. Все укрывающиеся должны выполнять требования расчета по обеспе-чению безопасности пребывания в защитном сооружении. Укрываемые должны иметь: запас продуктов и воды на двое суток, туалетные принадлежности, личные вещи, документы, средства индивидуаль-ной защиты.

4. Рассредоточение рабочих и служащих ОЭ и эвакуация населе-ния.
Рассредоточение и эвакуация населения (РЭН) — один из способов его защиты от поражающих факторов при ЧС.
Рассредоточение — это организованный вывоз (вывод) и раз-мещение в загородной зоне персонала ОЭ, свободного от работы, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства). Рассредоточиваемые по-стоянно приезжают на свои рабочие места, а по окончании ра-боты возвращаются в загородную зону. Время на дорогу в город и обратно не должно превышать двух часов.
Эвакуация — это организованный вывод (вывоз) из городов и размещение в загородной зоне персонала ОЭ, прекращающих ра-боту в городе, а также остального населения. Эвакуированные по-стоянно проживают в загородной зоне до особого разрешения.
Загородной зоной называется территория за пределами зон воз-можных разрушений. Ее граница устанавливается в зависимости от категории (важности) города. Каждому ОЭ в загородной зоне на-значается район размещения.
Рассредоточение рабочих, служащих и членов их семей осуще-ствляется по территориально-производственному принципу комбинированным способом, то есть всеми видами транспорта или пеш-ком в минимальные сроки (в течение 24 ч с момента получения сигнала). Должно быть обеспечено движение колонн и транспорта, питание, медицинское обслуживание, защита. Население эвакуи-руют по территориальному принципу, то есть по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. Транспортом вывозят-ся: рассредоточиваемые и формирования ГО; больные, престаре-лые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальное население может выводиться пешком до пункта промежуточной эвакуации. Выполнение мероприятий РЭН во много раз уменьшит плотность населения города, что резко снизит потери. К тому же на оставше-еся население должно быть достаточное количество мест в ЗС ГО. При организации движения пеших колон разрабатывается их мар-шрут, состав колонн, исходный пункт и рубежи регулирования движения, время их прохождения. Назначаются места и продолжи-тельность привалов, расположение медпунктов, пунктов обогрева, промежуточных пунктов эвакуации, а также возможность вывоза людей транспортом обратно в места постоянного размещения. Оп-ределяются сигналы управления и порядок их доведения до людей. Все работы по организации и проведению РЭН выполняются в соответствии с Планом ГО территории (ОЭ) и указаниями соот-ветствующего начальника ГО. Для руководства РЭН в помощь со-ответствующим штабам ГО создаются эвакуационные комиссии. Эвакуация организуется через сборные эвакуационные пункты, которые размещаются в общественных зданиях (школах, клубах, театрах). Сборный эвакопункт (рис. 7.14) обеспечивает сбор, регис-трацию и отправку населения на станции посадки или на исходные пункты формирования пеших колонн. В районе расположения сбор-ного эвакопункта должны быть защитные сооружения и другие уч-реждения обеспечения жизнедеятельности. Каждому сборному эвако-пункту присваивается номер. Об эвакуации население оповещается через ОЭ, милицию, жилищно-эксплуатационные органы, сеть ра-дио- и телевещания. По этому сигналу люди, взяв с собой докумен-ты, деньги, необходимые вещи, медикаменты, запас продуктов и воды, прибывают на сборный эвакопункт.
На каждый транспорт (эшелон, судно, автоколонну) назначается начальник, который должен обеспечить выполнение графика движе-ния. В пешей колонне может быть до 1000 человек с разделением на группы по 50—100 человек. У начальника колонны имеется схема маршрута, рассчитанная на один суточный переход, совершаемый за 10— 12 ч движения. Скорость движения колонны до 5 км/ч, дистан-ция между колоннами 500 м. Через каждые 1,5 ч движения делается привал на 15 мин, а через 6 ч — большой привал (до 2 ч). На привалах осуществляется подтягивание колонн, оказание медицин-ской помощи, проверка наличия людей, обеспечивается прием го-рячей пищи. На маршруте оборудуются защитные сооружения и пункты водоснабжения. В загородной зоне для приема эвакуирован-ных создаются приемные эвакопункты как рабочие органы прием-ной эвакокомиссии. Они обеспечивают размещение эвакуирован-ных и снабжение их всем необходимым. Приемные эвакопункты (рис. 7.15) создаются в помощь соответствующему штабу ГО и фор-мируются аналогично СЭП из числа руководителей сельских райо-нов. Составу приемного эвакопункта сообщается график прибытия транспорта и пеших колонн, их численность, место промежуточно-го пункта эвакуации, вид и количество транспорта, который мож-но использовать для доставки людей от промежуточного пункта эвакуации. Приемные эвакопункты также развертываются в обще-ственных зданиях вблизи пункта высадки. Эвакомероприятия пла-нируются заранее, тщательно и регулярно проверяется возможность их выполнения и обеспеченность согласно плану ГО на учениях и тренировках. В плане предусматриваются особенности РЭН при чрез-вычайных ситуациях, возможных в данном районе (авария на АЭС, наводнение).
При планировании эвакомероприятий необходимо отработать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения.

Транспортное обеспечение заключается в организации вывоза людей в районы РЭН; вывоза материальных ценностей; перевозки рабочих смен из районов рассредоточения на ОЭ и обратно.

Медицинское обеспечение планируется осуществлять через дей-ствующую сеть больниц, поликлиник и медпунктов сельской мес-тности, усиленную за счет вывозимых из города лечебных учреж-дений и медперсонала. Из-за значительной миграции населения надо быть готовыми к появлению очага бактериологического по-ражения. В этих условиях значительно возрастает роль оказания медпомощи на дому. На сборных, приемных, промежуточных пун-ктах эвакуации, станциях посадки, пересадки и высадки усилива-ются существующие или развертываются дополнительные (новые) медпункты. Для оказания медицинской помощи в пути на каждый эшелон (колонну) выделяются медработники с необходимым обо-рудованием, а на некоторые маршруты — санитарные машины с подвижной бригадой медпомощи.

Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматривает:
* организацию разведки;
* обеспечение населения индивидуальной и медицинской защитой;
* подготовку средств специальной обработки и обеззаражива-ния;
* строительство ЗС ГО на путях РЭН, приспособление суще-ствующих помещений для защиты людей;
* доведение до населения режимов радиационной защиты, правил пользования средствами индивидуальной и коллек-тивной защиты;
* организацию контроля радиоактивного облучения.
Организация питания, обеспечение водой и предметами первой необходимости осуществляется через соответствующие службы сель-ских районов (торговли, бытового обслуживания, общественного питания), усиленные за счет эвакуированных. На маршрутах в хо-лодное время организуются пункты обогрева и снабжения водой из закрытых источников. Первые двое суток люди могут питаться взятыми с собой запасами.
Успешное проведение РЭП в огромной степени зависит от мо-рально-психологического состояния населения, что достигается проведением целеустремленной и кропотливой работы соответ-ствующими инстанциями.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

эвакуация и рассредоточение;

инженерная защита населения и территорий;

радиационная и химическая защита;

медицинская защита;

обеспечение пожарной безопасности;

подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности "Внимание всем!".

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация . В некоторых ситуациях (длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Заблаговременная эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах. Экстренная эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

Способы и сроки проведения эвакуации определяют в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения.

Одним из мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций в основном военного характера является рассредоточение. Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Наиболее эффективным среди указанных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия.

Убежища обеспечивают защиту укрывающихся в них людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, ударной волны, отравляющих веществ, бактериологических средств и теплового воздействия при пожарах. Они имеют входы и выходы с такой же степенью защиты, что и основные помещения, а на случаи их завала оборудуются аварийные выходы и свободные подходы.

Противорадиационные укрытия (ПРУ) используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов. Часть из них возводится заблаговременно в мирное время, другие приспосабливаются при угрозе чрезвычайной ситуации или возникновении вооруженного конфликта. ПРУ обеспечивают необходимое ослабление радиоактивных излучений, защищают при авариях на химически опасных объектах.

Частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

Значительную роль в общем комплексе мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера выполняют мероприятия медицинской защиты. К ним относятся:

подготовка медперсонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, медико-санитарная и морально-психологическая подготовка населения;

заблаговременное накопление мед средств индивидуальной защиты, мед имущества и техники, поддержание их в готовности к применению;

поддержание в готовности больничной базы органов здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и развертывание при необходимости дополнительных лечебных учреждений;

медицинская разведка в очагах поражения и в зоне чрезвычайной ситуации;

проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;

медицинское обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и участников ликвидации ее последствий;

контроль продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций.

Важным элементом защиты населения и территорий являются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, которые включают в себя:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности граждан в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения правилам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных дружин и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

лицензирование деятельности, сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности;

противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

Важным фактором, влияющим на результативность защитных мероприятий, является подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Под ней понимается целенаправленная деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленная на овладение всеми группами населения знаниями и практическими навыками по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

РАЗДЕЛ IV

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОТ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПРИРОДНОГО, АНТРОПОГЕННОГО И ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ТЕМА 4.2. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЧС

РАЗНЫХ ВИДОВ

Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от чрезвычайных ситуаций

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

К настоящему моменту многие страны пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Россию к решению вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне подвела в 1986 г. Чернобыльская катастрофа.

В Конституции РФ записано, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон РФ закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

Защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения РФ, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;

Подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

При возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

Мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями РФ, Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

Основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов РФ.

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования РСЧС, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также выполнением комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера.

Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС.

Важная роль принадлежит государству также в создании специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 определен перечень сил и средств РСЧС, предназначенных для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках государственной политики создана и совершенствуется законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и функционирование РСЧС. Особое внимание наше государство в современных условиях уделяет вопросам научно-технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно-технических программ. Постоянно усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций.

Важное место в государственной политике отводится нормативно-творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства РФ и других нормативных документов.

В Законе Российской Федерации «О безопасности», принятом в 1992 г. дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан РФ в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах РФ и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральным законом РФ от 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно-правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории РФ, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно-спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ от 12.02.1998 года «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах.

К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ:

− «О пожарной безопасности»,

− «Об обороне»,

− «О радиационной безопасности населения»,

− «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,

− «О безопасности гидротехнических сооружений»,

− «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,

− «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»,

− «О чрезвычайном положении»,

− «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в:

− «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»,

− Трудовом кодексе РФ,

− Концепции национальной безопасности РФ,

− Военной доктрине РФ,

− «Основах единой государственной политики РФ в области гражданской обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

2. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В РФ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

1) оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

2) эвакуация и рассредоточение;

3) инженерная защита населения и территорий;

4) радиационная и химическая защита;

5) медицинская защита;

6) обеспечение пожарной безопасности;

7) подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект РФ, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях .

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.

На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до:

− руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб;

− руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

− оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта РФ, города, городского или сельского района;

− населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель.

Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.

Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме.

В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

Схема 5


Похожая информация.




Просмотров