Мероприятие для детей об изобретениях. Удивительно, что всё это изобрели дети! "Изобретай-ка"

Сценарий конференции

в рамках общешкольного мероприятия

«Неделя научных открытий и изобретений»

МБОУ СОШ № 35 г.о.Самара,

Рузанова Ирина Михайловна

Общешкольное мероприятие «Неделя научных открытий и изобретений» посвящено 280-тилетию со дня рождения ИВАНА ПЕТРОВИЧА КУЛИБИНА (1735-1818)

Выдающийся русский механик, инженер и изобретатель, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций

«Кулибин» - так до сих пор называют талантливых мастеров-самоучек. И это не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в российскую и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие. Он был многогранно талантлив, оставил в наследие потомкам множество изобретений, полезных в разных сферах жизни.

    Выступления детей:

    Быкова Елена (7а класс) «Кулибин и его изобретения».

Ведущий: « Россия издревле славилась своими новаторами - строителями, литейщиками, пушечными мастерами, пороходелами, технологами, механиками и представителями иных отраслей техники. Еще в XVI-XVII вв. мы поражали иностранцев величайшими в мире отливками из цветных металлов. Русским мастерам, было по плечу отлить и царь-пушку, и царь-колокол, хранящиеся в Кремле. Андрей Чохов (Чехов) со своими соратниками и учениками, Иван и Михаил Маторины еще много веков тому назад решали технические задачи, которые оказывались непосильными для лучших из королевских механиков Запада.

И по ныне, российские изобретатели по праву считаются одними из самых креативных в мире. Именно благодаря русским изобретателям человечеству стало доступно радио и телевидение. И, именно благодаря российским изобретателям, Россия занимает первое место в мире в области атомной промышленности и ракетостроения.

Имена А.Н. Лодыгина, А.С. Попова, А.К. Нартова, Б.Л. Розинга, Е.А. и М.Е. Черепановых, И.И. Ползунова, И.П. Кулибина, И. Федорова, М.О. Доливо-Добровольского, Н.Г. Славянова, Н.И. Кибальчича, Н.Н. Бенардоса, П.Л. Шиллинга, П.Н. Яблочкова, Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина навсегда будут составлять золотой фонд российских изобретателей».

    Ханоглу Диана, Султонова Сабрина (7а класс) «Российские изобретатели и их изобретения».

Ведущий: «Отмечая 70-летие Победы, мы вспоминаем и поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны - тех, кто на фронте и в тылу своим трудом, мужеством и талантом привели страну к Победе над фашизмом.

Война стала тяжелейшим испытанием для нашей страны. Огромной военно-промышленной мощи врага предстояло противопоставить отлаженную работу всех отраслей экономики, перевести их на военные рельсы, в кратчайшие сроки разработать и создать новые системы вооружения и боеприпасы. Большая роль в решении этой грандиозной задачи принадлежит ученым и изобретателям, инженерам и рационализаторам. Это было время, когда шёл буквально поток предложений, хотя авторы их часто не заботились ни о регистрации, ни о получении вознаграждения. Так, за 1941-1945 гг. было подано 24,3 тыс. заявок, а выдано всего 7 тыс. охранных документов».

    Головин Ярослав (8а класс) «Ученые фронту».

Ведущий: «В жизни, порой, не замечая этого, физика и литература тесно переплетаются. Ещё в древности люди, даже не зная понятия «физика», своими словами, может и в песнях, стихах, описывали те или иные природные явления (молния, гроза, туман). С другой стороны, для того, чтобы донести до потомков литературное слово, использовали изобретения, основываясь на знаниях физики.

«Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце», - вот высказывание Л.Н.Толстого. Об этом же говорил и А.Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «Элемент поэзии». Научное знание в существенной степени обогащает поэтическое восприятие природы.

Конечно, изображения физических явлений часто можно увидеть в фантастической литературе. Но эти изображения мы также можем наблюдать и в классической литературе и поэзии».

    Казурова Наталья (10а класс) «Изобретения спасшие человеку жизнь, по мотивам литературных произведений».

Ведущий: «Каждый год, 17 января, в день рождения Бенджамина Франклина, в 12 лет сделавшего свое первое открытие, вся планета отмечает День детских изобретений. Kid Invertor Day помогает взрослым по-новому взглянуть на увлечения детей, отнестись к ним серьезно и с уважением.

Следующий выступающий расскажет вам о некоторых детских и подростковых изобретениях, которые сегодня известны всему миру. Многие из открытий принесли их создателям славу, некоторые – деньги, а есть и такие, которые стали началом серьезного бизнеса и истории жизненного успеха.

    Ильина Полина (5а класс) «Детские открытия».

    Решение изобретательских задач.

Приглашаются команды: 5-ых, 6а,7а,7б,8а,10а классов (по 5 учащихся). Учащиеся занимают места за столами.

Поочередно учащиеся презентуют свою изобретательскую задачу (домашнее задание). На обсуждение командам дается 1 минута и команды высказывают свои решения предложенных задач. Жюри оценивают правильность и оригинальность решений.

    Презентация учащимися изобретений, сделанных своими руками.

«Всё гениальное - просто!». Многие изобретения можно сделать своими руками, в домашних условиях.

    Мельникова Татьяна, 7а класс- «Поющие стаканы».

    Бубнов Андрей, 7б класс- «Музыкальные инструменты из подручных материалов».

    Эдилян Эрик,8а класс- «Волчки Сакаи».

    Казурова Наталья, 10а класс- «Фигура Хладки»

1. С помощью колечка от алюминиевой банки можно повесить на стену картину

2. Можно использовать одноразовые шапочки для душа чтобы упаковать в поездку обувь

3. Вазочка из веток

4. Симпатичный цветочный горшок можно сотворить за 2 минуты из аллюминевой банки и деревянных прищепок

5. Оригинальная фоторамка из прищепок

6. Утренний сюрприз имениннику! Воздушные шары посыпятся прямо к его ногам

7. Тапочки, которые протирают пол при ходьбе

Конспект внеклассного занятия «Великие изобретения» для 3-4 класс

Человек, будучи существом разумным, не только наблюдает за окружающей природой, но и старается у нее научиться. Не имея крыльев, человек изобрел летательные аппараты. Не умея долго находиться под водой, изобрел акваланг, батискаф и подводную лодку. Люди с пытливым умом создают новые предметы: бумагу и колесо, паровоз и автомобиль, самолет и ракету, телефон и телевизор, компьютер и видеотехнику, которые меняют образ жизни человека и даже весь ход человеческой истории.

Сегодня мы проведем игру-викторину, в ходе которой вы не только поиграете, но и познакомитесь с великими изобретениями человечества. Вам будут предложены вопросы из истории изобретений. Вы можете дать не более пяти вариантов ответов; о готовности к ответу вы сигнализируете поднятой рукой. Если ваш ответ правильный, то вы получаете жетон. Если из пяти вариантов ответов не было ни одного правильного, вы просто знакомитесь с историей появления того или иного предмета или технического средства. Победителем викторины считается тот, кто к концу игры набрал наибольшее количество жетонов. Кроме победителя, выявляются еще два знатока истории изобретений, которые награждаются почетным орденом «Великие изобретения. Умник и умница».

1. Когда и в какой стране впервые появились спички? (Примерный ответ. Первые спички появились в Китае в 577 г. Для разжигания огня китайцы использовали небольшие сосновые палочки, которые окунали в расплавленную серу, а затем тщательно высушивали. Когда такими палочками чиркали по чему - нибудь твердому, они загорались. В Европу спички попали только в XVI в.)

2. В какой стране и в каком веке появились первые солнцезащитные очки? (Примерный ответ. Первые очки с окрашенными желтыми и зелеными стеклами появились в середине XIX в. в Англии. Их придумали дня зашиты глаз пассажиров первых железных Дорог от дыма и угольной пыли. Дело в том, что вагоны в то время были открытыми. Красили же стекла очков для того, чтобы глаза меньше уставали от постоянного мелькания яркого света.)

3. Кто построил первый автомобиль? (Примерный ответ. В 1875 г. австриец Зигфрид Маркус собрал двигатель, работающий на газе, и приделал его к четырехколесной ручной тележке. Так появился предок современного автомобиля. Первые настоящие автомобили были созданы независимо друг от друга двумя немецкими инженерами Карлом Бенцем и Готлибом Даймлером в конце XIX в.)

4. Кто построил первую в России железную дорогу? (Примерный ответ. Выдающиеся русские изобретатели-самоучки отец и сын Черепановы в 1830-х гг. изготовили более 30 оригинальных паровых машин и уникальных станков. Но самым главным их делом стало строительство первой железной дороги и первых паровозов в России.)

5. Когда и в какой стране была создана первая авторучка? (Примерный ответ. Среди сокровищ Тутанхамона, правителя древних египтян, ученые обнаружили медную ручку со вставленной в нее заостренной свинцовой трубочкой. Внутри трубочки находилась тростинка. Ее заполняли темной жидкостью, которая просачивалась по волокнам стебля и накапливалась на заостренном конце. При письме оставался четкий след на папирусе. Таким образом, первые авторучки появились еще в Древнем Египте.)

6. Кем был изобретен первый телефон? (Примерный ответ. Изобретатель телефона — шотландец А. Белл, врач по профессии, который обучал разговаривать глухонемых и много знал о звуке и голосе. Именно ему принадлежит идея устройства, которое может преобразовать человеческий голос в электрические сигналы. Такие сигналы передавались по проводам в миллион раз быстрее, чем по воздуху. Первый разговор по телефону состоялся в 1876 г.)

7. Назовите родину шахмат. (Примерный ответ. Родина шахмат — Древняя Индия. Индусы так любили эту игру, что посвящали ей почти все свободное время. Они не только играли сами, но и обучили этой игре другие народы. Индусы считали, что война преступна и лучше играть в нее понарошку на шахматной доске фигурами.)

Конкурс загадок

Стрекозу напоминаю.

Есть пропеллер у меня.

Как зовут меня, друзья? (вертолет.)

Хоть тяжелый он на вид,

В небо без труда взлетит,

И отправится в полет

Быстрокрылый... (самолет).

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер Ту. (Пылесос.)

Кто, на бегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

Да и меня с тобой? (Паровоз.)

Этот глаз — особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

Подведение итогов

Награждение победителей.

Изобретения, изменившие мир!

Так назывался час интересных познаний, проходивший в Кировской сельской библиотеке 13 июня. Все мы знаем, что человек всегда был прирожденным изобретателем. Еще с доисторических времен он использовал подручные предметы и материалы для создания инструментов, устройств и даже игрушек. Так зачем же нужно изобретать? На этот вопрос и ответили в этот день мальчишки и девчонки летнего лагеря Кировской начальной школы. Ребята узнали, что многие изобретения помогают нам быстрее и легче выполнять работу, служат нашей безопасности, позволяют делать то, чего мы раньше не умели. Ребята познакомились с книгами об изобретениях, изменивших мир, сделавших современный мир таким, каким мы его знаем. А еще они узнали, как появилась бумага, колесо, шоколад, отражатели, которыми оснащены края дорог – катафоты и многое другое. А затем с удовольствием приняли участие в забавных конкурсах: «Сороконожки», «Золушка», «Больной» и «Пингвины». Море позитива, общения, смеха, азарта, положительных эмоций и огромный запас энергии получили ребята в ходе мероприятия. Много нового открыли для себя. И хочется верить, что кто-нибудь из них обязательно станет выдающимся изобретателем и изобретет что-то такое, без чего человечеству было бы сложнее существовать.

Нинель Зобина
Конспект занятия «Мир изобретений»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга»

Познавательное развитие

Тема : «Мир изобретений » .

Составила : Зобина Н. В.

Г. Саянск

Программное содержание :

Обогатить знания детей о мире открытий и изобретений .

Познакомить с жизньюдеятельностью замечательного изобретателя – самоучки Ивана Петровича Кулибина.

Закрепить понятие «человек – изобретатель » , это человек, обладающий такими качествами, как наблюдательность, любознательность, целеустремленность, изобретательность .

Развивать конструктивные способности ; учить анализировать, делать выводы, пользоваться схемой.

Воспитывать интерес к техническим изобретениям , доброжелательность.

Методическое обеспечение : портрет – И. П. Кулибина; Картинки – машина, велосипед, салют, лифт, вентилятор. ; дикий кабан – нож; различные самолеты; стрекоза – вертолет; одуванчик – парашют, воздушные шары. Рыба – подводная лодка, ласты, крыша дома из черепицы.

Предварительная работа : Беседа об изобретениях ; Д/задание – выучить пословицы; учить конструировать самолет из бумаги по схеме.

Мотивация : заинтересованность детей.

Вводная : Ребята, я вас приглашаю на экскурсию.

Вы знаете, как надо правильно нужно вести себя на выставках, в музеях?

(тихо, внимательно слушать, не мешать другим)

Сегодня я буду вашим экскурсоводом.

Тема экскурсии «Мир изобретений » .

-Как вы думаете : Кто придумал изобретения ? (человек)

Как называют человека, который изобретает ? (изобретателем )

Какими качествами обладает – человек – изобретатель ? (наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность )

Правильно, ребята изобретатель – наблюдательный , изобретательный , любознательный, целеустремленный.

Пройдите, пожалуйста, на стульчики (дети сели)

1. Русская пословица гласит «Жизнь дана на добрые дела» .

Нашу экскурсию я хочу начать с рассказа, о выдающемся русском изобретателе - Иване Петровиче Кулибине. Родился Иван Петрович в семье торговца. Он изобрел очень много умных и полезных технических устройств и машин. Кулибин изобрел уникальные карманные часы, изобрел мосты через реку Неву.

Иван Петрович был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советом к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений .

Посмотрите внимательно на картинки, и вы догадаетесь, что изобрел Кулибин ?

(картинки – машина, велосипед, салют, вентилятор, лифт) .

Вывод : Иван Петрович был – трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным, наблюдательным, любознательным человеком. И мы с вами в этом убедились.

игра : «Капля раз, капля два…» (речевая – подвижная)

2. Продолжаем нашу экскурсию.

Давным-давно человек был очень близок к природе. Люди как – то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше видят, лучше слышат, лучше охотятся. Посмотрите на картинку : Кто это? (дикий кабан)

Наблюдая как дикий кабан добывает себе при помощи острых клыков пищу, человек изобрел – нож . (Рассуждения детей – изобрел из камня орудие труда, ….)

Вывод : Изобретатель – думающий , интересный, любознательный человек.

3. Подойдите, пожалуйста, к следующей картинке.

Наблюдая за полётом птиц человеку захотелось … летать. Как вы думаете, что изобрёл человек (высказывание детей) .

Вам интересно, как изобретатель год за годом изобретал , усовершенствовал самолёт, чтоб он был таким, как он был сейчас? Слушайте внимательно : сначала человек стал изобретать крылья , как у птицы для этого он собрал много- много птичьих перьев. Представьте, что ваши руки превратились в крылья, разбегитесь и попробуйте полететь. Получилось у вас? (нет) Почему? (Мы не умеем летать, мы тяжёлые, а крылья маленькие) . Тогда человек попробовал забираться на вершину горы и прыгал с такими крыльями в низ. Как вы думаете, у него получилось? (нет, не получилось, он немог лететь) .

Некоторое время спустя человек изобрёл первый планер , напоминающий птиц с широко расставленными крыльями (картинка №1,2) . Следующим открытием человека был аэростат (картинка № 3, дирижабли (№4,5,6) .

Около 100 лет назад был изобретён первый в мире самолёт, его сделал русский инженер А. Ф. Можайский. А теперь посмотрите, как выглядят современные самолёты (карточка № 7. 8, 9, 10,11) .

Вот перед нами модель самолета. Давайте рассмотрим, что есть у самолёта? (корпус, кабина, хвост, крылья, колёса-шасси) . А как вы думаете, для чего нужны самолёты? (чтобы быстрей перевозить грузы, пассажиров; военные самолёты необходимы нашим войнам для защиты нашей Родины). А теперь я предлагаю вам отправиться в полёт

Ф/М «Самолёт»

Ребята, а вы правы, человек изобрёл разные виды самолётов для разных целей. А как, вы думаете, есть ли недостатки у самолёта? Давайте вместе сделаете вывод, чтобы взлететь самолёту нужна… большая взлётная полоса, много горючего, скорость большая. Но это не всегда удобно (картинка стрекоза) .

4. Изобретатель очень наблюдательный человек. Однажды наблюдая за стрекозой, он увидел, как стрекоза сидит на ветке и сразу без разбега влетает вверх. Как вы думаете, что же он изобрёл после этих наблюдений? (раскладушка вертолёты) . Какие виды вертолётов вы знаете? (ответы детей) .

Вывод : Ребята я с вами полностью согласна, вертолёты бывают такие же, как и самолёты, только вертолёты более удобны, так как им не нужна взлётная полоса.

5. Воспитатель обращает внимание детей на картинку одуванчика.

Как называется растение? Если подуть на такой пушистый белый цветок, что произойдёт? Давайте попробуем (упражнение на дыхание) .

Как вы думаете, что изобрёл человек , наблюдая за одуванчиком? (ответы детей) .

Вывод : Наблюдая за одуванчиком человек, изобрёл парашют . Парашют удобен тем, что там, где не может сесть самолёт или вертолёт можно опустить на землю тяжёлый груз.

Заключительная часть :

Сегодня мы много узнали о человеке-изобретателе и его изобретениях . Изобретатель такой человек , который изобретает разные полезные предметы, вещи для себя и других людей. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек-изобретатель ? (наблюдательный, целеустремлённый, любознательный, изобретательный ).

Вывод : Изобретателя можно назвать творческим человеком или творцом, можно назвать умелым человеком или умельцем, мастером своего дела, человек «золотые руки» .

Ребята, а вам бы хотелось стать изобретателями ? Я вам предлагаю изобрести свой самолёт из бумаги (дети изготавливают самолёты) .

Вам понравилась экскурсия в «мир изобретений » ? Мне так понравилось, какие вы были сегодня внимательные, любознательные, изобретательные и поэтому я хочу вас пригласить на экскурсию «Удивительные изобретения » (воспитатель вручает детям пригласительные билеты на экскурсию


Вопрос 1. Назови изображённые ниже орудия труда древнего человека.

А Б


Вопрос 2. Современный алфавит появился не сразу. Первоначально письменные знаки обозначали целые отдельные слоги. Только в конце 2-го тысячелетия до Рождества Христова изобрели буквенно-звуковой алфавит, который послужил образцом для алфавитов многих других народов.

Кто изобрёл этот алфавит?

А) Древние греки

Б) Древние финикийцы

В) Древние арабы


Вопрос 3.

Это гениальный учёный первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

Назовите этого учёного.

Он изобрёл ножницы

в том виде, в котором они известны сейчас?


Вопрос 4. Назови имя и фамилию великого учёного, с именем которого связаны следующий объекты.

Изобрёл все составы

для мозаичного дела

Ночезрительная

труба

Создание

Московского

университета

Самопишущий компас


Вопрос 5. Эти знаменитые изобретатели были крепостными горнозаводчиков Демидовых. Благодаря этим русским изобретателям-самоучкам и промышленным инженерам в России началось строительство первой отечественной железной дороги и самых первых паровозов.

Назови имена и фамилии этих изобретателей.

А) С.М. Бердичевский-Апостолов и

Михаил Филиппович Фрейденберг Б) Павел Николаевич Яблочков и

Александр Николаевич Лодыгин В) Ефим Алексеевич и

Мирон Ефимович Черепановы


  • Вопрос 6. По легенде, мысль о системе пришла ученому во сне. Однако известно высказывание этого ученого: "Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел – и вдруг... готово". Эта система является графическим изображением закона, открытого ученым в 1869 г.

Кто этот ученый и какую

систему он придумал?

А) Декартова система координат

Б) Периодическая система

Д.И.Менделеева

В) Экосистема А.Тенсли


Вопрос 7. Установите соответствие.

Фирма «Эппл»

СССР

Фирма «Интел»

Космический корабль

«Восток – 1»

Микропроцессор

Компьютер «Макинтош»


Вопрос 8. В 2000 году японцы признали его главным изобретателем ХХ века. Момофуку Андо придумал продукт, который порадовал и домохозяйку, и путешественника, и бедняка.

В тяжелые годы после Второй мировой войны у него созрел благородный план – накормить всю страну простой, недорогой и полезной пищей.

Что это за продукт?

А) лапша быстрого приготовления


Вопрос 9. В конце 50-х годов 20 века в США была создана секретная сеть связи, предназначенная для военных целей. Если бы телефонная и радиосвязь вышли из строя, то эта секретная связь продолжала бы работать.

В 1974 году она получила своё современное название. Как называется эта сеть сейчас?


Вопрос 10. В течение 20 лет учёные исследовали жизнь полутора тысяч одарённых детей. Они пришли к выводу, что более серьёзные и благоразумные натуры живут дольше.

А что же такое смех, по их мнению?

А) Смех – это всего лишь защитная реакция

на стрессы и нервные перегрузки.

Б) Смех – это небольшое расстройство психики.

В) Смех – это признак артериального давления.


ОТВЕТЫ

Вопрос 1. А – каменный топор, Б – копье, В – рубило

Вопрос 2. А – древние финикийцы

Вопрос 3. Леонардо да Винчи

Вопрос 4. М.В. Ломоносов

Вопрос 5. В – Черепановы

Вопрос 6. Б – Периодическая система Д.И.Менделеева

Вопрос 7. 1 – В, 2 – А, 3 – Б

Вопрос 8. А – лапша быстрого приготовления

Вопрос 9. Интернет

Вопрос 10. А - это всего лишь защитная реакция

на стрессы и нервные перегрузки


Чем открытие отличается от изобретения?

«... Открытие раскрывает, что существовало и раньше, но не было ещё известно. Изобретение есть создание чего-то такого, что до сих пор не существовало ещё. Тем не менее, полагаю, что как изобретение, так и открытие делаются почти одинаковым образом…»

Уильям Рамзай, лауреат Нобелевской премии 1904 г.


Тот, кто совершает открытие, видит то, что видят все, а думает то, что никому не приходит в голову.



Просмотров