Медицинский осмотр муниципальных служащих. Прокуратура информирует "диспансеризация государственных и муниципальных служащих"

Оформление официальной медицинской справки для госслужбы. Получить справку на госслужбу в Москве. Комиссии для оформления медицинской справки по форме 001-ГС/у требуемых при поступлении на гражданскую или муниципальную службу. Справка для госслужбы (учётная форма 001-ГС/у) представляет собой документ, свидетельствующий об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу.

Пройти комиссию и получить справку на Госслужбу 001-ГС/у по адресу : г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.15/17, корп.4 ()

Медформа 001-ГС/у является практически обычной медицинской справкой, которая подходит исключительно для государственных служащих. Вы можете найти её в официальном перечне документов, которые необходимы для соискателя во время трудоустройства в государственную сферу.

Важно отметить и тот факт, что справка 001-ГС/у, точно также как и стандартная медицинская справка, подтверждающая профессиональную пригодность – единовременный документ. Чаще всего такими документами называют те справки, которые используют лишь один раз, причем с конкретной целью. Эти справки не предполагают дальнейшего продления или же повторного использования где-либо.

Медосмотр и анализы для справки ГОССлужба № 001-ГС/у:

Медосмотр специалистов для справки 001 ГС-У

Терапевт
Нарколог Психиатр
Невролог Профпатолог

Образец справки 001 ГС-у

Медосмотр и документы для справки ГОСслужба

Плановая медицинская комиссия, которую проводят на государственной службе, считается более долгим и сложным процессом, по сравнению с получением справки 001-ГС/у, подтверждающей профпригодность. Есть несколько моментов, на которых строится оформление справок.

Для того, чтобы пройти диспансеризацию или получить справку пациенту необходимо предоставить несколько документов:

  • Паспорт,
  • Подтверждение того, что у человека отсутствуют физиотерапевтические противопоказания.
  • Подтверждение психологической адекватности кандидата.

Плановая диспансеризация проводится после направления, сделанного работодателем. При этом в медицинских службах ежегодно проходит фиксация результатов обследований. При проведении диспансеризации планового типа проводится комплексное обследование.

Официальная медицинская справка №001-ГС/у — Получить справку на госслужбу в Москве

Получение справки свидетельствует об отсутствии заболеваний, препятствующих прохождению госсужбы. Если соискатель при поступлении на государственную или муниципальную службу наблюдается в психоневрологическом или наркологическом диспансере, то в выдаче медицинской справке будет отказано. Выявление в процессе обследования таких заболеваний как эпилепсия, шизофрения, бредовые расстройства, психические расстройства, умственная отсталость и т.д. являются абсолютным противопоказанием для поступления на госслужбу, что также является причиной для отказа в оформлении справки 001 ГС/у. Данная справка может быть оформлена только в медицинском учреждении, которое имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по осуществлению экспертизы профпригодности.

Проводится ежегодно, регламентирована:

1. Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235), пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1152; 2008, N 30, ст. 3616; N 44, ст. 4987, 4988; N 48, ст. 5514; N 52, ст. 6222, 6235) и подпунктом 5.2.100.63 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 13, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434)

2.Приказом МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 декабря 2009 г. N 984н « ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКАПРОХОЖДЕНИЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИСЛУЖАЩИМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ СЛУЖАЩИМИ,ПЕРЕЧНЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ПОСТУПЛЕНИЮНА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ИЛИ ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЮ,А ТАКЖЕ ФОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

объем диспансеризации:

1) осмотр врачами-специалистами:

· терапевтом,

· акушером-гинекологом,

· неврологом,

· урологом (для мужского населения),

· хирургом,

· офтальмологом,

· отоларингологом,

· эндокринологом,

· психиатром,

· психиатром-наркологом;

2) проведение лабораторных и функциональных исследований:

· клинический анализ крови,

· клинический анализ мочи,

· исследование уровня холестерина крови,

· исследование уровня сахара крови,

· исследование уровня билирубина,

· исследование уровня общего белка сыворотки крови,

· исследование уровня амилазы сыворотки крови,

· исследование креатинина сыворотки крови,

· исследование мочевой кислоты сыворотки крови,

· исследование уровня холестерина липопротеидов низкой плотности

· сыворотки крови,

· исследование уровня триглицеридов сыворотки крови,

· онкомаркер специфический CA-125 (женщинам после 40 лет),

· онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 40 лет),

· цитологическое исследование мазка из цервикального канала,

· электрокардиография,

· флюорография (1 раз в год),

· маммография (женщинам после 40 лет, 1 раз в 2 года).

Диспансеризация проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения,утвержденным работодателем

Диспансеризацию проходитв сроки, установленные графиком.

В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с работодателем.

Осмотрпсихиатром и психиатром-наркологом проводится по месту жительства бесплатно в том числе для жителей Московской области (письмо Первого заместителя министра здравоохранения Московской областиД.С. Марковаот 05.11.2013г № 02-13/1043мо)

По окончании прохождения диспансеризации врач-терапевт заполняет Паспорт здоровья с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению.

Паспорт здоровья хранится у гражданского служащего или муниципального служащего.

На основании результатов диспансеризации выдаетсязаключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у )

Заключение действительно до прохождения следующей диспансеризации.

Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
пуровский район

М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е П У Р О В С К О Е

Г Л А В А П О С Е Л Е Н И Я

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

п. Пуровск

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения диспансеризации муниципальными
служащими Администрации муниципального образования Пуровское.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава поселения

Приложение

Утверждено
постановлением Главы

Администрации поселения
от «___»_________ 2012 года №_____

ПОРЯДОК
прохождения диспансеризации муниципальными служащими
Администрации муниципального образования Пуровское

1. Настоящий Порядок определяет правила прохождения диспансеризации лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также получения заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или её прохождению.

2. Под диспансеризацией, применительно к настоящему Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых медицинским учреждением с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья муниципального служащего.

3. Диспансеризация муниципальных служащих осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Пуровское в медицинских учреждениях города Тарко-Сале, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ , оказание услуг для муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности , включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология ", "неврология ", "урология ", "хирургия ", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (далее - медицинское учреждение).

4. Диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами медицинского учреждения с использованием лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме:

1) осмотр врачами-специалистами:

терапевтом,

акушером-гинекологом,

неврологом,

урологом (для мужского населения),

хирургом,

офтальмологом,

отоларингологом,

эндокринологом,

психиатром,

психиатром-наркологом;

2) проведение лабораторных и функциональных исследований:

клинический анализ крови,

клинический анализ мочи,

исследование уровня холестерина крови,

исследование уровня сахара крови,

исследование уровня общего белка сыворотки крови,

исследование уровня амилазы сыворотки крови,

исследование креатинина сыворотки крови,

исследование мочевой кислоты сыворотки крови,

исследование уровня холестерина липопротеидов низкой плотности

сыворотки крови,

исследование уровня триглицеридов сыворотки крови,

онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 40 лет),

онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 40 лет),

Результаты проведенных лабораторных и функциональных исследований и результаты обследований врачей-специалистов обобщаются в кабинете (отделении) медицинской профилактики и передаются врачу-терапевту, ответственному за проведение диспансеризации (далее - врач-терапевт).

11. В случае выявления у муниципального служащего признаков заболевания врач-терапевт направляет его на дополнительную консультацию к врачам-специалистам и дополнительные обследования.

Дополнительные консультации, дополнительные обследования и лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях не входят в объем диспансеризации.

В случае отсутствия в медицинском учреждении, проводящем диспансеризацию муниципальных служащих, врачей-специалистов, лабораторного и диагностического оборудования, необходимого для проведения дополнительных консультаций и обследований, врач-терапевт направляет муниципального служащего в другие медицинские учреждения.

12. При прохождении диспансеризации на каждое посещение муниципальным служащим врача-специалиста заполняется учетная форма N 025-12/у "Талон амбулаторного пациента", утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 01.01.01 г. N 255 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. N 6188), с отметками литерами "ГС".

13. После обследования муниципального служащего, проведенного в соответствии с установленным настоящим Порядком объемом диспансеризации, врач-терапевт с учётом заключений врачей-специалистов, принимающих участие в проведении диспансеризации, и результатов лабораторных и функциональных исследований определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья:

I группа - практически здоровые, не нуждающиеся в дальнейшем диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни;

II группа - с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий;

III группа - нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения (установления) диагноза в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения;

IV группа - нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении заболевания, выявленного во время диспансеризации, в стационарных условиях;

V группа - с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Муниципальным служащим, отнесенным к II, III, IV, V группам состояния здоровья, имеющим риски развития каких-либо заболеваний, в зависимости от выявленных факторов риска врачом-терапевтом на основании заключений врачей-специалистов составляется индивидуальная программа профилактических мероприятий.

14. После проведения диспансеризации копия заполненной Карты передается с согласия муниципального служащего в медицинское учреждение по месту его динамического наблюдения (или в медицинское учреждение по его месту жительства в случае отсутствия прикрепления к медицинскому учреждению) для наблюдения врачом - участковым терапевтом и, при наличии показаний, врачами-специалистами, а также для осуществления индивидуальных программ профилактических мероприятий.

15. При установлении у муниципального служащего заболевания, требующего оказания высокотехнологичной медицинской помощи, медицинское учреждение, осуществляющее динамическое наблюдение за ним, направляет его на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством.

Копия заполненной Карты может быть передана на руки муниципальному служащему с рекомендациями обратиться в медицинское учреждение для дальнейшего наблюдения врачами-специалистами или для осуществления индивидуальных программ профилактических мероприятий.

16. По окончании прохождения диспансеризации врач-терапевт заполняет Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению.

Паспорт здоровья хранится у муниципального служащего.

17. Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению (учетная форма N 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приказом Министерства, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения (далее - Заключение).

В случае если муниципальному служащему по результатам диспансеризации выдано Заключение о наличии заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы, медицинское учреждение, выдавшее соответствующее Заключение, направляет его копию в Администрацию муниципального образования город Пуровское (далее – Администрация поселения) в 10-дневный срок.

Заключение, выданное муниципальному служащему по результатам диспансеризации, действительно до прохождения следующей диспансеризации.

Заключение приобщается к личному делу муниципального служащего в соответствии с Положением о порядке ведения личных дел муниципальных служащих в муниципальном образовании Пуровское.

18. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет в Администрацию поселения Заключение, выданное медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям "психиатрия" и "психиатрия-наркология".

Гражданин, обратившийся для получения Заключения в связи с поступлением на муниципальную службу, предъявляет медицинскому учреждению паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Обследования с целью установления диагноза заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению, в медицинских учреждениях осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

После осмотров врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом гражданину выдаётся Заключение.

Заключение, выданное гражданину, поступающему на муниципальную службу, действительно в течение одного года.

19. При изменении места прохождения муниципальной службы гражданин или муниципальный служащий, обратившийся в течение года после прохождения им диспансеризации муниципального служащего в медицинское учреждение для получения Заключения, предъявляет медицинскому учреждению паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и Паспорт здоровья.

Заключение выдается медицинским учреждением на основании сведений, содержащихся в Паспорте здоровья, без проведения повторного осмотра и действительно до прохождения следующей диспансеризации.

п.3 "Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации..."Приказ1Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и...Материал из БСС "Система Главбух"Подробнее: http://vip.1gl.ru/#/document/99/902193377/ZAP20OG3EL/?of=copy-d84fe55accклиента интересует документ, который регламентирует соответствующие бюджетные фонды. Они поликлиника РАН, проводят диспансеризацию сотрудников РАН - кто должен платить за это?

диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Ее проводят в медучреждениях, определенных федеральным госорганом или госорганом субъекта РФ, органом местного самоуправления, органом муниципального образования. Следовательно, оплату диспансеризации гражданских служащих РАН должен оплачивать работодатель (наниматель гражданского служащего) за счет средств соответствующего бюджета.

Обоснование

НДФЛ при оплате медобслуживания работников

Суммы, уплаченные работодателями за лечение и медобслуживание работников, не облагаются НДФЛ. Однако это касается выплат за счет средств, оставшихся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль. А как быть, если они совершены за счет бюджетных средств? Давайте разбираться, принимая во внимание разъяснение чиновников

Медосмотры госслужащих

Казенные учреждения могут нести расходы на медобслуживание своих работников в силу обязательных требований законодательства. Например, когда человека нельзя принять на гражданскую службу, а гражданского служащего нельзя оставить на гражданской службе по состоянию здоровья. А именно в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медучреждения (п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Аналогичное требование содержится в отношении муниципальных служащих в пункте 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению, содержится в приложении № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н . А в приложении № 1 к приказу № 984н приведен Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими (далее –Порядок). В соответствии с пунктом 3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Ее проводят в медучреждениях, определенных федеральным госорганом или госорганом субъекта РФ, органом местного самоуправления, органом муниципального образования.

2. ИЗ ПРИКАЗА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 14.12.2009 № 984Н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и ...»

«Приложение № 1
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 14 декабря 2009 года № 984н

Приложение 1. Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими

1. Настоящий Порядок определяет правила прохождения диспансеризации лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальные должности муниципальной службы, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.

2. Под диспансеризацией, применительно к настоящему Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) и муниципального служащего.

3. Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (далее - медицинское учреждение).

В случае отсутствия в медицинском учреждении, осуществляющем диспансеризацию гражданских служащих или муниципальных служащих, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, указанным медицинским учреждением заключаются договоры с медицинскими организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности, о привлечении медицинских работников этих организаций.»

3. ИЗ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 02.07.2015 г. № АПЛ15-256

«Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Горшкова В.В., Асташова С.В.

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлениям администрации Советского городского округа Калининградской области, М. о признании недействующими пунктов 3 - 6 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н,

по апелляционным жалобам заявителей на решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявленных требований им было отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации А., возражавшего против доводов апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционные жалобы необоснованными,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 декабря 2009 г., регистрационный N 15878, и опубликован 22 января 2010 г. в "Российской газете".

Администрация Советского городского округа Калининградской области обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании пунктов 3 - 6 Порядка, ссылаясь на незаконность установленной обязанности для органов местного самоуправления организовывать ежегодную диспансеризацию муниципальных служащих за счет местного бюджета (пункты 3, 5, 6), а для муниципальных служащих - проходить диспансеризацию ежегодно и именно в том объеме медицинских осмотров и исследований, который предусматривает Порядок (пункт 4).

Гражданин М., проходящий муниципальную службу, оспорил пункт 4 Порядка. Заявитель считает, что установленный Порядком объем медицинских осмотров и исследований, обязательных к ежегодному прохождению служащими, является чрезмерным, необоснованным и носит дискриминационный характер по отношению к другим категориям населения.

В обоснование заявленных требований заявители также указали, что оспариваемые положения противоречат статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ), Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ), Трудовому кодексу Российской Федерации, поскольку предписывают местным администрациям организовывать ежегодную диспансеризацию муниципальных служащих за счет средств местного бюджета, что нарушает законные интересы местного самоуправления самостоятельно решать вопросы расходования денежных средств местного бюджета.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2015 г. материалы административных дел по указанным выше заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2015 г. в удовлетворении заявленных требований администрации Советского городского округа Калининградской области и М. было отказано.

Администрация Советского городского округа Калининградской области в апелляционной жалобе указывает на несогласие с данным решением, считает его незаконным и необоснованным ввиду неправильного применения судом норм материального права, полагает, что регулирование порядка финансирования ежегодной диспансеризации муниципальных служащих за счет средств местного бюджета в оспоренном акте осуществлено Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с превышением компетенции. Кроме того, в заявлении указывается на несогласие с установленным Порядком объемом медицинских осмотров и исследований обязательной ежегодной диспансеризации для муниципальных служащих.

В апелляционной жалобе М. также не согласен с вынесенным по его заявлению решением. Ссылаясь на положения пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, части 6 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, он указывает, что порядок проведения обязательной диспансеризации муниципальных служащих установлен министерством с превышением полномочий, в большем объеме, чем это необходимо для диагностики заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную службу и ее прохождению. Кроме того, по мнению заявителя, установление обязанности проходить диспансеризацию в оспоренном объеме является вмешательством в личную жизнь служащих, носит дискриминационный характер.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные положения содержит пункт 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, также предусматривающий, что порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12).

Частью 7 статьи 46 указанного закона установлено, что порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 46 названного закона диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей, и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 6 данной статьи закона предусмотрено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в том числе уполномоченным принимать нормативные правовые акты, регулирующие порядок прохождения диспансеризации государственного гражданского служащего и муниципального служащего, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также форму заключения медицинского учреждения, утвердило оспоренный в части Порядок (пункт 1, подпункт 5.2.100.63 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321).

В настоящее время аналогичные полномочия предоставлены Министерству здравоохранения Российской Федерации Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (пункт 1, подпункт 5.2.66).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

Анализ приведенных выше положений законов позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по прохождению диспансеризации для государственных гражданских и муниципальных служащих установлена федеральным законодателем. При этом порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В связи с этим довод в апелляционных жалобах заявителей об отсутствии у Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочий на издание данного нормативного правового акта необоснован и противоречит законодательству Российской Федерации.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ.

Данным законом установлено, что нахождение на муниципальной службе связано с ограничениями, которые муниципальный служащий обязан соблюдать. К таким ограничениям относится наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы и подтвержденного заключением медицинской организации (пункт 10 части 1 статьи 12, пункт 4 части 1 статьи 13).

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, регулирующим отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, в статьях 15 и 16 закреплены аналогичные положения для граждан, проходящих государственную гражданскую службу Российской Федерации.

Несоблюдение установленных законом ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы и муниципальной службы, в соответствии с федеральными законами от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ является основанием для расторжения договора о прохождении службы.

Финансирование муниципальной службы в силу статьи 34 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ осуществляется за счет средств местных бюджетов. Нанимателем для муниципального служащего согласно части 2 статьи 2 этого же закона является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя.

Таким образом, финансирование диспансеризации осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования. В связи с этим суд первой инстанции правильно указал, что пункт 3 Порядка, устанавливающий, что диспансеризация муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и не возлагает на местные администрации расходы, не предусмотренные законами, а довод администрации Советского городского округа Калининградской области о том, что Порядок необоснованно предписывает местным администрациям организовывать ежегодную диспансеризацию муниципальных служащих за счет средств местного бюджета, является несостоятельным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона N 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установленные пунктом 4 Порядка периодичность и объем проведения диспансеризации государственных гражданских и муниципальных служащих не противоречат федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в рассматриваемой сфере. Отсутствуют также и иные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу и которым бы противоречила оспариваемая норма.

Ссылка на предписания Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2015 г., правового значения по данному делу не имеет, поскольку суд проверяет оспоренный акт или его часть на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу. Кроме того, данный приказ, как следует из его названия и содержания, не регулирует правоотношения, возникающие в связи с прохождением диспансеризации государственными гражданскими и муниципальными служащими.

Доводы апелляционных жалоб о чрезмерном объеме предписываемых пунктом 4 Порядка медицинских осмотров и исследований и о целесообразности их уменьшения не могут свидетельствовать о незаконности решения суда. Данные требования по существу сводятся к решению вопроса об осуществлении нормативного правового регулирования. В силу действующего законодательства вопрос о внесении дополнений или изменений в нормативные правовые акты относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, и суды не вправе разрешать такого рода вопросы (статья 10 Конституции Российской Федерации).

Суд правильно указал, что пункты 5 и 6 Порядка, регламентирующие сроки и время проведения диспансеризации, также не противоречат приведенным выше положениям федерального законодательства и права и законные интересы государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих данными положениями не нарушаются, поскольку предусматривают проведение диспансеризации в служебное время в течение календарного года в соответствии с утвержденным представителем нанимателя графиком.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы (в частности, постановление от 15 декабря 2013 г. N 19-П).

Диспансеризация является как обязанностью муниципальных служащих, так и установленной Федеральным законом N 25-ФЗ гарантией, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы муниципальных служащих, как ошибочно полагает М. в своей апелляционной жалобе. Кроме того, выявление в ходе диспансеризации заболевания, не входящего в соответствующий перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, не будет являться основанием для прекращения трудового договора с муниципальным служащим по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Доводы апелляционных жалоб о дискриминационном характере оспоренных правовых норм ошибочны. В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены данным кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

В соответствии со статьями 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Проведя правовой анализ соответствия оспоренных положений Порядка действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции правильно указал, что какие-либо нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу по отношению к Порядку, которые устанавливали бы иные требования к порядку и объему проходимой государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими диспансеризации, отсутствуют.

Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Советского городского округа Калининградской области, М. - без удовлетворения.»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н
"Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения"

перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению, согласно приложению N 2 ;

учетную форму N 001-ГС/у "Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению" согласно приложению N 3 .

Регистрационный N 15878

Разработаны новые правила прохождения диспансеризации государственными и муниципальными служащими.

Дело в том, что с 1 января 2009 г. правила утверждает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (сейчас - Минздравсоцразвития России).

Диспансеризация проводится ежегодно. Она необходима для того, чтобы определить, имеются ли у лиц заболевания, препятствующие поступлению на службу или ее прохождению.

В медучреждении заполняется "Медицинская карта амбулаторного больного". Она передается в отделение (кабинет) медицинской профилактики или иное структурное подразделение, которое организует диспансеризацию служащих.

В кабинете заполняется учетная форма N 025/у-ГС "Паспорт здоровья". После этого служащий направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования.

Результаты обследований заносятся в амбулаторную карту и учетную форму N 131/у-ГС "Карта учета диспансеризации государственного гражданского служащего и муниципального служащего".

Результаты лабораторных и функциональных исследований и обследований врачей-специалистов обобщаются и передаются терапевту, ответственному за проведение диспансеризации.

Если выявлены признаки заболевания, врач-терапевт направляет служащего на дополнительные консультации и обследования. Возможно лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Данные мероприятия в объем диспансеризации не входят.

На каждое посещение заполняется учетная форма N 025/у-12 "Талон амбулаторного пациента".

После всех обследований для служащего определяется группа здоровья. Всего их 5.

По результатам диспансеризации составляется заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу (действительно в течение 1 года) или ее прохождению (действительно до следующей диспансеризации).

Определен перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу. В их числе - расстройства настроения, привычек и влечений, умственная отсталость, эпилепсия.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения"


Регистрационный N 15878


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования




Просмотров