Медицинская эвакуация. Каким мероприятием завершается медицинская эвакуация? Эвакуация больных

Под термином «медицинская эвакуация» понимается комплекс различных организационных мероприятий по удалению из районов /очагов/ катастроф поражённых и их доставке в ближайшие ЛПУ /стационарные и прибывшие/ для оказания медпомощи и лечения. Она является слагаемым лечебного процесса в системе этапного лечения поражённых. «Путь медицинской эвакуации» - это путь, по которому идет транспортировка поражённых из района катастроф в ЛПУ /штатные и подвижные/ территориального, регионального и федерального значения.

ЛЭО поражённого населения области осуществляется по ЛЭНам. Под лечебно - эвакуационным направлением следует понимать полосу местности административной территории, включающей 1-2 района категорированного города, прилегающие сельские районы до границы области с расположенными на ней штатными ЛПУ и приданными формированиями, работающими транспортными средствами и путями эвакуации. На каждом ЛЭНе развертываются два этапа медицинской эвакуации.

Медицинская эвакуация преследует две основные цели: своевременную доставку поражённых до ближайших ЛПУ и обеспечение маневренности сил и средств службы «медицина катастроф».

Практика медобеспечения населения и войск в мирное и военное время подтвердила жизненность сложившихся основных принципов мед. эвакуации: «на себя» и «от себя».

Когда эвакуация пострадавших организуется вышестоящими медицинскими начальниками и осуществляется подчинёнными и приданными транспортными средствами из подчиненных ЛПУ /формирований/, то такой порядок эвакуации пострадавших называется эвакуацией «на себя».

Вместе с тем, в целом ряде случаев может иметься возможность эвакуации пострадавших непосредственно из пострадавших районов, объектов за счет своих и приданных транспортных средств, из районных и центральных районных больниц непосредственно в городские /областные/ ЛПУ - в таком случае говорят об эвакуации «от себя».

Кроме того, следует иметь в виду, что в случае вынужденной передислокации /по целому ряду причин/ как стационарных, так и подвижных ЛПУ возникает необходимость какую - то часть пострадавших и соматических больных /по тяжести состояния здоровья/ эвакуировать вместе со штатным составом.

Требования к ме дицинск ой эвакуации.

Практика организации медицинской эвакуации из районов /очагов/ катастроф, а также из одних ЛПУ в другие позволили выявить некоторые общие требования к ней:

Она должна быть (по возможности) кратковременной по своей продолжительности;

Обеспечить своевременность доставки поражённых в ближайшие ЛПУ;

Быть минимально травматичной и исключать однотипные этапы эвакуации.



В катастрофах мирного и военного времени при организации мед. эвакуации могут быть использованы следующие виды транспортных средств и способы эвакуации: ручной вынос, автомобильный санитарный транспорт, транспорт общего назначения /в том числе проходящий/, авиационный транспорт /санитарный и не санитарный/, железнодорожный транспорт, морской /речной/ транспорт и др

Как правило, сроки нетранспортабельности пострадавших /после оказания квалифицированной медпомощи/ зависят прежде всего от ряда причин:

От характера медицинского вмешательства;

Тяжести состояния здоровья;

Вида предполагаемого для эвакуации транспортного средства и некоторых других.

Например, сроки нетранспортабельности пострадавших терапевтического профиля при эвакуации их автомобильным транспортом колеблются от 1 до 5 суток. Однако, в случае использования авиационного транспорта указанные сроки резко меняются: в первые сутки смогут быть эвакуированы до 60%, а во вторые 40% пострадавших. При оказании же хирургической помощи нетранспортабепьность для автомобильного транспорта составляет:

После трепанации - 21 сутки; -после лапаротомии -10 суток; -после торакотомии - 2-3 суток; -после ампутации - 2-3 суток;

При травматическом и ожоговом шоке - после выведения из него.

При эвакуации авиационным транспортом в первые сутки могут быть эвакуированы до 25 %, а во вторые - оставшиеся 75/о пострадавших.

Требования, предъявляемые к подготовке пострадавших к эвакуации, базируются на следующих основных принципиальных положениях. Прежде всего на каждого пораженного должна быть отработана вся необходимая документация с констатацией в ней:

Эвакуационного предназначения, т.е. в какое конкретное ЛПУ /специализированный центр/ он направляется;

Каким видом транспортного средства продолжается его эвакуация, в какую очередь и в каком положении.

Каждый эвакуированный должен быть приведен в транспортабельное состояние /в случае смерти пострадавших в пути следования юридическую ответственность несет врачебный состав, давший «добро» на эвакуацию/. Все личные документы должны находиться при каждом эвакуируемом.

В холодное время года предпринимаются все возможные меры для утепления транспортных средств и пораженных.

На период следования эвакуируемых по возможности необходимо выделить медицинский состав с набором медикаментозных средств для оказания в случае необходимости медицинской помощи.

Организация медицинской эвакуации является чрезвычайно сложным и трудоёмким процессом.

В каждом конкретном случае она будет организовываться по разному и зависит, как правило, от целого ряда факторов:

Непредсказуемости возникновения катастроф как по месту, так и по времени;

От масштаба катастрофы;

Оь массовости и характера патологии пострадавших;

Резкого несоответствия потребности в различных средствах эвакуации и их наличием на территориальном уровне службы;

Возможности использования проходящего и попутного транспорта;

От наличия сил и средств службы как на территориальном, так и на региональном уровнях;

От готовности подвижных формирований и базовых ЛПУ /медицинских центров/ к участию в ликвидации катастроф;

От умелой организации эвакуационного процесса в районах катастроф и многих других факторов.

Эвакуация «по направлению» осуществляется из очага, когда поражённые эвакуируются на первый этап медэвакуации и далее до головных больниц ББ в виде потока в одном направлении /эвакуационное направление/.

Эвакуация «по назначению» - в строго определённую больницу с учетом локализации и характера поражения.

При эвакуации по назначению должен быть определён диагноз или ведущее поражение пострадавшего, а также знание местонахождения соответствующей профилированной больницы.

Сущность этапности лечебно - эвакуационного обеспечения поражённых состоит в том, что лечебно - профилактические мероприятия должны проводиться на этапах медицинской эвакуации с должной своевременностью, последовательностью и преемственностью и сочетаться с эвакуацией по назначению /в больницы ББ/.

Двухэтапная система ЛЭО вынуждена предусматривать расчленение /эшелонирование/ медпомощи и лечения поражённых на последовательно развернутых путях эвакуации.

Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.

Под этапом медицинской эвакуации понимают силы и средства медицинской службы (сохранившиеся учреждения здравоохранения, медицинские формирования войск ГО и др.) развернутые на путях эвакуации и предназначенные для приема, медицинской сортировки пораженных, оказания им медицинской помощи, лечения и подготовки к дальнейшей эвакуации.

В качестве первых этапов медицинской эвакуации (в 2-х этапной системе ЛЭМ) могут быть учреждения здравоохранения, сохранившиеся на границе очага массовых санитарных потерь, медицинские подразделения (части) войск ГО и др.

Первые этапы медицинской эвакуации предназначены для оказания первой врачебной помощи, неотложных мероприятий квалифицированной и подготовки пострадавших к эвакуации на вторые этапы.

Вторыми этапами медицинской эвакуации служат лечебные учреждения (головные, профилированные, многопрофильные и другие больницы) МСГО развернутые в составе больничной базы в загородной зоне.

На вторых этапах завершается оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также реабилитация.

Этапы медицинской эвакуации независимо от особенностей, развертывают и оборудуют идентичные по предназначению функциональные подразделения:

1. для приема пострадавших, их регистрации, сортировки и размещения;

2. для санитарной обработки;

3. для временной изоляции;

4. для оказания различных видов помощи (хирургия, терапия и др.);

5. для временной и окончательной госпитализации;

6. эвакуационную;

7. подразделения обеспечения и обслуживания.

На каждом этапе медицинской эвакуации оказывается определенный вид и объем медицинской помощи. С учетом этого этапы медицинской эвакуации укомплектовываются медицинским составом (в т.ч. врачами определенной квалификации) и медицинским имуществом.

Требования к месту развертывания этапа медицинской эвакуации

Для развертывания этапов медицинской эвакуации выбираются места (районы) с учетом:

1. характера боевых действий;

2. организации обеспечения;

3. радиационной и химической обстановки;

4. защитных свойств местности;

5. наличия источников доброкачественной воды;

6. вблизи путей подвоза и эвакуации;

7. на местности с хорошими маскирующими и защитными свойствами от оружия массового поражения;

8. вдали от объектов привлекающих внимание артиллерии и авиации противника;

9. в стороне от вероятного направления главного удара противника;

10. недоступным (малодоступным) для танков;

11. местность в районе размещения этапа медицинской эвакуации не должна быть заражена отравляющими веществами, бактериальными средствами, уровень радиоактивного заражения не должен превышать 0,5 р/час.

Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации , а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации . Совокупность путей эвакуации, расположенных на этапах медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, называется эвакуационным направлени ем.

Для эвакуации пораженных и больных применяются различные транспортные средства.

Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.

В условиях войны санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене - зона катастрофы - ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт. В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжело пораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.

Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения.

В зонах военных действий, наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт.

С объектов поражения эвакуация обычно начинается прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, транспортом, привлекаемым государственной инспекцией безопасности дорожного движения, а также транспортом региональных центров медицины катастроф, транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекается персонал спасательных подразделений, местное население, военнослужащие.

Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава скорой медицинской помощи, спасательных отрядов до прибытия в них бригад экстренной медицинской помощи и других формирований. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвакотранспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.

Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины лечебно-профилактических учреждений, региональных, территориальных центров медицины катастроф) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов).

Медицинская эвакуация является составной частью лечебно-эвакуационных мероприятий и непрерывно связана с оказанием помощи пострадавшим и их лечением. Медицинская эвакуация – вынужденное мероприятие т.к. невозможно (нет условий) организовать исчерпывающее оказание помощи и лечение в районе массовых санитарных потерь.

Таким образом, под медицинской эвакуацией понимается совокупность мероприятий по доставке пострадавших из района санитарных потерь на этап медицинской эвакуации с целью своевременного оказания медицинской помощи и лечения. Планирует и организует медицинскую эвакуацию начальник МСГО (в основном по принципу «на себя»). Из района массовых санитарных потерь до ОПМ или до головной больницы эвакуируют пострадавших (по направлению) в одном направлении, далее – по назначению в соответствии с видом поражения. Для этой цели используются санитарно-транспортные формирования МСГО, а также транспортные средства выделяемы начальниками ГО. Для временного размещения пораженных ожидающих транспорт на железнодорожных станциях, аэродромах, в портах и др. развертываются эвакоприемники.

Эвакуация

Эвакуация - вынужденное мероприятие, с медицинской точки зрения не являющееся положительным фактором для раненного, служащее средством достижения наилучших результатов по оказанию медицинской помощи лечении.

Цели эвакуации

Основные цели эвакуации:

  1. Как можно быстрее доставить раненых на этапы медицинской эвакуации для оказания им помощи и лечения.
  2. Освободить передовые этапы медицинской эвакуации с целью приема вновь поступающих раненых.

Эвакуационное направление – это совокупность путей эвакуации.

Начало медицинской эвакуации - это вынос, вывод и вывоз пострадавших из очага поражения.

Завершение медицинской эвакуации - доставка пострадавших в лечебные учреждения, которые оказывают медицинскую помощь и лечение в полном объеме.

Этапы медицинской эвакуации

Определение 1

Под этапом медицинской эвакуации понимаются средства и силы медицинской службы гражданской обороны, которые развернуты на путях эвакуации и предназначены для приема и сортировки пострадавших, оказания им медицинской помощи, лечения, и подготовки к дальнейшей эвакуации.

В качестве этапов медицинской эвакуации выступают учреждения здравоохранения, медицинские учреждения и заранее развернутые. формирования гражданской обороны.

Задачи функциональных учреждений:

  • принять и рассортировать поступающих раненых
  • санитарная обработка (обмывочная)
  • оказать медицинскую помощь
  • госпитализировать и лечить раненых
  • разместить раненых и больных, которые подготовлены к дальнейшей эвакуации
  • изолировать инфекционных больных
  • подразделить и обслуживать больных

На каждом этапе оказывается определенный вид и объем медицинской помощи, для этого требуются врачи определенной специализации и необходимое оснащение.

Все должно быть готово к работе в любых условиях и перемене мест расположения.

Для медицинской эвакуации необходим санитарный и подготовленный транспорт. Эвакуацию с объектов поражения осуществляет автотранспорт скорой помощи, транспорт лечебно-профилактических учреждений, попутно может привлекаться индивидуальный транспорт.

Авиа транспорт используется для эвакуации пораженных в специализированные центры страны или региона.

Наиболее сложна в зонах военных действий - эвакуация через очаги пожаров и завалы. Если подъезд к местам нахождения пораженных невозможен, необходимо организовать их вынос на носилках, досках эстафетным способом, до места возможной погрузки на транспорт.

Для выноса и погрузки необходимо привлекать военных, местное население и спасателей. Места погрузки располагают в близи участков поражения, вне зоны пожаров и заражений и.

Для ухода за пострадавшимии выделяется медицинский персонал из состава спасательных отрядов, скорой медицинской помощи, санитарных дружин.

Первый этап медицинской помощи

Первый этап медицинской помощи обеспечивают медицинские отряды гражданской обороны, врачебно-сестринские бригады, прибывшие в очаг катастрофы, хирургические и терапевтические бригады медицинских подразделений, а также части и учреждения Министерства обороны. На этом этапе медицинской помощи оказывается догоспитальная медицинская помощь в виде само- и взаимопомощи, доврачебная и первая врачебная медицинская помощь.

Медицинская помощь на первом этапе направлена на спасение жизни пострадавших и их подготовку к эвакуации.

Второй этап медицинской помощи

Второй этап медицинской помощи – это лечебные учреждения, которые существуют и функционируют вне очага поражения, а также дополнительно развернутые, и предназначающиеся для оказания специализированной и квалифицированной медицинской помощи с целью лечения пострадавших до окончательного исхода.

Основные методы специализированного лечения

Основные методы специализированного лечения порстрадавших и больных:

  • обеспечить постельный режим,
  • диетическое питание,
  • этиопатогенетическое и симптоматическое медикаментозное лечение различных паталогий,
  • физиотерапевтические процедуры и лечебная физкультура,
  • антидотная, дезинтоксикационная и симптоматическая.

Медицинская эвакуация проводится при невозможности оказания полноценной МП пораженным в районе ЧС, начинается с выноса (вывоза) пораженных из очага поражения и завершается с поступлением их в лечебные учреждения, где оказывается полный объем МП и лечение. За эвакуацию пораженных с участков аварийно-спасательных работ отвечают соответственно руководитель аварийно-спасательными работами, начальники формирований службы экстренной медицинской помощи, руководители объектов народного хозяйства (предприятий и организаций) или представители местных органов власти (городских, районных и т.д.).

Эвакуационное направление - совокупность путей, с развернутыми на них этапами медицинской эвакуации, по которым пораженные и больные эвакуируются до лечебного учреждения, оказывающего исчерпывающую медицинскую помощь и осуществляющего лечение,

Порядок медицинской эвакуации определяется в ходе эвакуационно-транспортной сортировки, т.е. распределения пораженных на однородные группы по их эвакуационному предназначению, очередности эвакуации, виду транспортных средств и способам эвакуации.

Производится медицинская эвакуация воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта. Условия эвакуации не должны усугублять состояния пораженных и обеспечивать возможность оказания необходимой МП пораженным в пути следования до стационара.

Основные правила медицинской эвакуации:

  • - в первую очередь на транспорт грузятся тяжело пораженные;
  • - во вторую - пораженные средней тяжести, которые могут перевозиться в положении сидя;
  • - в третью - легкопораженные.

Подготовка пострадавших к эвакуации включает комплекс мероприятий, направленных на восстановление и стабилизацию жизненно важных функций, создание поврежденным органам и тканям условий, исключающих возможность развития осложнений в процессе эвакуации. Они сводятся к интенсивной терапии раненых и лечению поврежденных органов и тканей до уровня, безопасного для эвакуации. В значительной мере эти мероприятия определяются характером, тяжестью и локализацией повреждения. При оценке показаний к эвакуации следует ориентироваться на общее состояние пораженных и на состояние поврежденных органов и тканей. Особое место при оценке показаний к эвакуации отводится черепно-мозговой травме с повреждением головного мозга. Следует помнить , что пораженные с повреждением головного мозга без операции переносят эвакуацию лучше, чем после операции. Таких раненых не следует задерживать на этапе квалифицированной помощи для проведения диагностических мероприятий и дегидратационной терапии. Нарушение сознания и очаговая неврологическая симптоматика не являются противопоказанием к эвакуации.

Эвакуация пострадавших из очага поражения представляет сложный, длительный, нередко достаточно травматичный процесс. При этом большинству раненых и больных не может быть оказана исчерпывающая помощь в ранние сроки и поэтому ее приходится оказывать поэтапно в строго необходимом объеме и с сохранением преемственности в ходе всего процесса лечения. В ходе этапного лечения в условиях ЧС одинаково ошибочно недовыполнение объема помощи, связанное с угрозой возникновения жизненно опасных осложнений, или наоборот, выполнение излишних лечебных мероприятий, затрудняющих дальнейшую транспортировку раненого и снижающих ее переносимость. Инфекционные больные и пораженные с резко выраженными признаками психического расстройства должны изолироваться и перевозиться отдельно. При эвакуации инфекционных больных должен обеспечиваться противоэпидемический режим с целью недопущения распространения инфекции на путях эвакуации.

Преемственность и последовательность в проведении лечебно-эвакуационных мероприятий могут быть достигнуты при условии четкого ведения медицинской документации, позволяющей медицинскому персоналу быстро ориентироваться в состоянии пострадавших на предыдущих этапах медицинской эвакуации и проведенных лечебно-профилактических мероприятиях. К примеру, в одном медицинском формировании пораженному оказали полноценную МП, о которой в результате отсутствия сопровождающего документа на следующем этапе медицинской эвакуации не известно. В лучшем случае здесь будет бесцельно затрачено время на дополнительный опрос и обследование пораженного. Нередко проведенное ранее мероприятие выполняется вновь, что может оказаться небезопасным для пострадавшего и является ненужной тратой времени медицинским работником. Наибольшее значение для обеспечения последовательности в оказании медицинской помощи раненым и больным имеют такие документы персонального медицинского учета, как «Первичная медицинская карточка» и «История болезни». Первичная медицинская карточка заполняется на всех пострадавших в ЧС в связи с повреждением или заболеванием, при первом оказании врачебной помощи и которые после оказания МП будут эвакуированы в лечебное учреждение. В ней отмечается наименование службы (медицинского пункта, учреждения), выдавшего карточку, анкетные данные пораженного, время ранения (заболевания), характер поражения, диагноз, оказанная медицинская помощь, порядок, способ и очередность эвакуации. Заполнение карточки продолжается до того момента, когда на раненого или больного заводится история болезни, при этом карточку вклеивают в историю болезни.

Из определения системы лечебно-эвакуационного обеспечения следует, что по мере эвакуации к месту окончательного лечения пораженный вынужден находиться на попечении многих врачей. Если каждый из них не будет руководствоваться едиными взглядами на оказание МП при данном повреждении или заболевании, то это, несомненно, отрицательно повлияет и на течение, и на исход лечения.

Читайте в этой статье:

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» изменился. Расходы на медицинскую эвакуацию, которые ранее брало на себя государство, с 2016 года легли на плечи самих туристов и уже ударили неведающих по кошельку.

Что такое медицинская эвакуация?

Медицинская эвакуация – это комплекс мероприятий по возвращению сильно пострадавшего туриста на родину.

Кто подвержен риску?

Медицинская эвакуация может понадобиться людям с хроническими заболеваниями, женщинам на большом сроке беременности и экстремальным спортсменам. Таким путешественникам в первую очередь следует застраховаться на случай непредвиденных обстоятельств. Однако, по большому счету, серьезно пострадать может каждый. Есть обстоятельства, которые происходят не по нашей вине, и которые мы не можем контролировать.

По статистике ВЦМК «Защита», основную категорию эвакуированных составляют те туристы, у которых по разным причинам нет денег лечиться за рубежом. Таких причин несколько:

  • турист не оформил полис добровольного страхования;
  • случай происшествия/заболевания признан страховой компанией нестраховым;
  • продолжительное лечение в иностранном госпитале исчерпало лимит денежных средств по страховке.

Почему не оставить туриста в иностранном госпитале до полного выздоровления?

Как раз одну из категорий риска составляют туристы, родственники которых затянули с решением об эвакуации пострадавшего на родину в надежде на его выздоровление в иностранном госпитале. В большинстве стран мира не существует понятия «бесплатная медицина», как в России. Лечение в иностранном госпитале стоит дорого. Если турист находится в тяжелом состоянии в реанимации или в стационаре за рубежом, страховое покрытие тает быстро. Зачастую родственники тянут до последнего и принимают решение об эвакуации, когда уже поздно: деньги по страховке исчерпаны, и перевезти туриста для лечения в Россию можно только за счет личных средств. Это очень распространенная ошибка.

Преступайте к эвакуации пострадавшего как можно раньше - как только врачи иностранного госпиталя сочтут пациента транспортабельным.

#instoretravelTips

Нужна медицинская эвакуация. Какие есть варианты?

Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» организует медицинскую эвакуацию по государственному заданию Минздрава России или на платной основе в рамках внебюджетной деятельности.

В чем разница?

Разница в способах обращения и сроках рассмотрения заявки, которые зависят от процедур ее согласования, различных для платной и бюджетной организации эвакуации.

Если медицинская эвакуация организована по государственному заданию, то сначала пострадавший или его представитель (например, родственник) обращается в Минздрав России. Далее обращение прорабатывается в рамках действующего законодательства в сроки, которые, согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ, могут составлять до 30 дней. И только после этого обращение поступает на обработку во Всероссийский центр медицины катастроф.

Если медицинская эвакуация организуется на платной основе, то процедура рассмотрения заявки и сроки оказания помощи сокращаются. При этом посадочные места в самолете и работа медицинской бригады, которая при организации эвакуации по госзаказу оплачивалась бы из средств государства, оплачивается из внебюджетных средств: если есть страховка – за счет страховой компании, если нет – из личных средств пострадавшего. Поэтому так важно перед путешествием приобретать страховку, покрывающую риск медицинской эвакуации.

Подать заявку на оказание платных услуг можно в ВЦМК «Защита» напрямую. По ней оформляются договорные отношения.

Как обратиться за помощью?

Получить помощь в организации медицинской эвакуации можно тремя способами:

Кто может обратиться за помощью?

Только граждане Российской Федерации:

  • пострадавший;
  • законные представители пострадавшего – его родственники;
  • представители органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • страховая или ассистанс компания, представляющая интересы пострадавшего.

Я подал обращение. Почему так долго? Что происходит, пока я жду?

Организация медицинской эвакуации заболевших/пострадавших туристов состоит из нескольких этапов:

  1. Пострадавший или его представитель отправил обращение. Его рассмотрели и отправили в работу. Связались с представителем пострадавшей стороны.
  2. Врачи определяют транспортабельность пациента. От нее зависят условия транспортировки. Утверждают состав и профиль сопровождающей бригады, необходимый перечень медицинского оборудования и лекарственных препаратов.
  3. Одновременно идет сбор документов, разрешающих транспортировку пострадавшего.

Какие это документы?

Если предстоит эвакуация из-за рубежа:

  • Копии паспорта пострадавшего: заграничного и общегражданского паспорта РФ, в том числе страница с пропиской.
  • Сведения об обстоятельствах получения травмы или ухудшения состояния здоровья, включая копии всех медицинских документов из иностранной клиники с переводом на русский язык.
  • Разрешение на полет «Fit to fly» с указанием приемлемых условий эвакуации: транспорт, положение пациента, перечень оборудования, рекомендации по кислородной поддержке и применению лекарственных средств.

Для эвакуации по России:

  • Копии паспорта РФ пострадавшего, в том числе страница с пропиской.
  • Копии страхового полиса и акта о страховом случае (при наличии).
  • Сведения о причинах невозможности медицинской эвакуации за счет страховой организации или иных источников.
  • Выписка из истории болезни пациента, заключения консилиумов врачей (если они были).
  • Ходатайства местных органов управления субъектов в Минздрав России и МЧС России.

Для организации медицинской эвакуации специалисты Центра работают с представителями страховых и ассистанс-компаний, авиакомпаний, консульских учреждений и дипломатических представительств, зарубежных и российских клиник, органов здравоохранения субъектов РФ.

В каких шагах необходимо участие родственников?

Родственники пострадавшего вынуждены оказывать содействие сотрудникам «Защиты» в получении документов для консульств, так как по нормам некоторых стран клиники могут предоставлять медицинские документы только законным представителям пациента. На шаге подготовки к медицинской эвакуации родственники также находятся на связи с Центром по различным вопросам, в том числе, по вопросам приобретения авиабилетов.

Какими видами транспорта осуществляется медицинская эвакуация?

Медицинская транспортировка осуществляется наземным и воздушным транспортом:

  • санитарным автотранспортом;
Реанимобиль
  • железнодорожным транспортом;
  • пассажирскими регулярными или чартерными авиарейсами после предварительного согласования условий размещения пациента на борту;
  • спецбортами или самолетами и вертолетами, оснащенными медицинскими модулями, «Air ambulance»;

Специальные воздушные суда с медицинскими модулями
Амбулифт для посадки на борт

Как оснащен спецборт/регулярный рейс?

Спецборт, совершающий санитарный рейс, оснащён специальным медицинским модулем, аппаратом искусственного дыхания и кардиомониторами, которые позволяют оказывать медицинскую помощь пострадавшим во время полёта.

При транспортировке пациента регулярным или чартерным авиарейсом, на борту устанавливаются специальные носилки Stretcher. Для оборудования носилочного места для одного пациента в среднем выкупается 9 посадочных мест эконом-класса в самолете.


ля оборудования носилочного места для одного пациента в среднем выкупается 9 посадочных мест эконом-класса на регулярном рейсе

В обоих случаях точный перечень аппаратуры на борту устанавливается в зависимости от рекомендаций к транспортировке пациента, прописанных в «Fit to fly».

Во время транспортировки специалисты Центра используют необходимую медицинскую аппаратуру, кислородное оборудование, проводят реанимационные мероприятия, мониторинг и поддержание жизненно важных функций организма.

От чего зависит вид транспорта и условия транспортировки?

Условия и вид транспортировки зависят исключительно от прописанных в «Fit to fly» рекомендаций лечащих врачей зарубежной клиники или российского лечебного учреждения.

Могут ли на выбор транспорта повлиять пациент или его родственники?

Родственники не могут повлиять на медицинское заключение врача, а следовательно, и на выбор транспорта.

Кто сопровождает пациента?

На всем протяжении транспортировки пациента сопровождают медицинские специалисты Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России. Состав специализированной бригады включает врача-анестезиолога-реаниматолога или врача скорой медицинской помощи, а также медицинских работников со средним медицинским образованием (фельдшер или медицинская сестра). При необходимости привлекаются медицинские работники других медицинских организаций.

До какого места везут пациента?

Всегда от больницы и до больницы. Остальное зависит от рекомендаций врача.

В случае необходимости к работе привлекают территориальные центры ВЦМК «Защита» для досопровождения.

Например, нужно эвакуировать пациента из Испании. Он житель Челябинска.

Вариант 1. Эвакуация на реанимобиле от зарубежной клиники до самолета. Самолет летит в Челябинск. Там пациента встречает реанимобиль территориального центра медицины катастроф Челябинска или станции скорой медицинской помощи для доставки в больницу города Челябинск.

Вариант 2. Эвакуация проходит неудобным стыковочный рейсом. Возможности сопровождать пациента до Челябинска нет. Тогда из Челябинска в Москву к его прилету из Мадрида вылетает бригада территориального центра медицины катастроф. В Москве пациента передают им. Они летят дальше в Челябинск и также госпитализируются.

Сколько стоит медицинская эвакуация?

Стоимость медицинской эвакуации зависит от вида транспорта, дальности транспортировки и способа обращения. Но, в любом случае, речь идет о сумме в сотни тысяч рублей. При дальних перелетах при транспортировке спецбортом может достигать миллионов.

Вот отзыв о стоимости медицинской эвакуации, который мы нашли в соцсети:

Пациент, 47 лет. Диагноз: потеря сознания, сахарный диабет 2 типа, аспирационная пневмония.

Общая стоимость пребывания в реанимации 14 дней и медицинских услуг в госпитале Bangkok Hospital Pattaya, г. Паттайя, Таиланд ~ 3 млн 200 тысяч рублей

Стоимость медицинской эвакуации регулярным рейсом ~ 850 тысяч рублей.

Стоимость страховки ~ 550 рублей.

5 января 2018 года с судорогами и потерей сознания мой папа поступил в Bangkok Hospital Pattaya. Ему поставили диагноз: 1. Потеря сознания 2. Сахарный диабет 2 типа. 3. Аспирационная пневмония. Мы, родственники и близкие люди, оплачиваем все, что можем, но, к сожалению, этого недостаточно: только для поддержания жизни и продолжения лечения ежедневно требуется 130 тысяч рублей! За неделю лечения и поддержания на аппарате ИВЛ (искусственной вентиляции легких) счет за медицинские услуги достиг 1 млн 850 тысяч рублей. Как только врачи дадут разрешение на транспортировку, понадобятся еще деньги на медицинскую эвакуацию.
Вопрос с транспортировкой решён – перевозим в пятницу, 19 января. Спецборт не выделили. Он полетит обычным рейсом из Бангкока в Москву, стоимость данного перелёта – 850 тысяч рублей. Нами оплачена часть суммы счета (800 тысяч рублей), который на сегодняшний день (15 января) составляет 2,4 млн рублей. Страховая компания «ВСК» покроет часть расходов, а именно – $ 40 000 (2,2 млн рублей). По нашим подсчетам этой оплаты и нашей внесённой суммы как раз должно хватить для пребывания в госпитале до 19 января включительно.


Просмотров