Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник
Психологический инструментарий по работе с младшими школьниками
К началу обучения в школе у ребенка создаются благоприятные психофизические предпосылки для осуществления учебной деятельности. В его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития (складывается внутренняя позиция школьника, учебная деятельность становится для него ведущей).Именно учебная деятельность способствует развитию основных психологических новообразований младшего школьного возраста: произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, предпосылок теоретического мышления. От учебной деятельности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Успешное учение, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства социальной и психологической компетентности.
При проведении психодиагностической работы с младшим школьником оформление документации предлагаем вести в соответствии со следующим содержанием.
Диагностируемые параметры
|
Рекомендуемые методики диагностические методы |
Социальная ситуация развития. Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье |
Социометрия; Проективная беседа «Мой круг общения»; Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля. CMAS (модиф. А.М.Прихожан) Методика Э.М. Александровской «Изучение социально- психологической адаптации» Методика «Рисунок семьи»; «Кинестетический рисунок семьи»; Методика «Два дома»; Методика изучения отношения ребенка к членам семьи Е. Антони и Е. Бине. Тест-опросник родительского отношения (ОРО); Тест-анализ семейного воспитания (АСВ) Тест Р. Кеттелла (модиф. Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшева), Карта Стотта,
|
Ведущая деятельность. Сформированность компонентов структуры учебной деятельности Возрастные психические новообразования. Предпосылки формирования учебной деятельности Произвольность поведения и познавательных процессов
|
Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности; Проективная проба «Урок в моем классе»; Проективная проба «Рисунок школы». Методика «Лесенка побуждений»; Методика «Составь расписание»; Методика «Конверты»; Методика Н.Г. Лускановой по мотивации
|
Особенности мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения младшего школьника |
Методика «Классификация»; Методика обучаемости А.Я. Ивановой; Методика *10 слов» А.Р. Лурия; «Корректурные пробы» (Бурдон, Н.И. Озерецкий), «Таблицы Шульте», Метод пиктограммы; Методика воссоздающего воображения П.А. Шеварева Тест умств. развития младшего школьника. (ТУРМШ) (Борисова Е.М. Арсланьян В.П.); Нейропсихологические методики (Е.Д. Хомская, (альбом), Л.С.Цветкова, Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина), Тест С.Д. Забрамной, Тест Векслера, ГИТ (Дж. Вана), Исследовани словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене); Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени); Кубики Кооса, Матрицы Равена, Фигура Рэя-Тейлора (тест),
|
Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе |
Программа школьной готовности А.Л. Венгера; Тест школьной зрелости П.Я. Кэеса; Программа школьной готовности Н.И. Гуткиной; Тест школьной зрелости Керна-Йирасека; Программа диагностики уровня развития поступающих в начальную школу Г. Витцлака; Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) Диагностический комплект М.М. Семаго Методика Г.Ф. Кумариной, |
Инструментарий для коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками
Корректируемые параметры
|
Методика |
Мозаика для развития мелкой моторики; Легоконструктор (комплект); Пластилин; Пирамидки (набор); Кукольный театр (мягкие игрушки, надевающиеся на руку) - набор; Ящик с материалами для индивидуальной коррекционной работы и развития мелкой моторики; Мяч на резиновом шнурке для игры в помещениях; Набор карточек для развития восприятия и внимания; Набор фигур для изучения фигур, форм, симметриии, равновесия; Набор для развития зрительной памяти «Домики и звери»; Набор для развития внимания, памяти и алгоритма действия «Следуй за мной»; Набор для развития внимания, памяти и мышления «Крестики-нолики»; Набор для развития внимания, памяти и координации «Гонщик»; Набор для развития внимания, памяти, логики «Четыре подряд»; Набор для развития умения управлять своим дыханием «Подуй на шарик»; Набор для развития координации движения «Ралли»; Набор для развития координации движений «Книга- лабиринт»; Набор для развития координации движений «Доска на четырех роликах»; Комплект для развития координации движений «Черепаха»; Комплект для развития координации движения «Шарик в лабиринте»; Комплект для развития координации движений «Шарик в лабиринте – мини»; Комплект для развития координации движений и профилактики плоскостопия «Кочки на болоте»; Комплект для развития координации движений «Неустойчивая тарелка»; Кубики Никитина «Сложи узор» (напольные); Кубики Никитина «Кубики для всех» (мягкие напольные); Набор для конструирования «Мягкие кирпичи»; Фломастеры, карандаши (наборы);
|
Предлагаемый перечень диагностических методик, а также коррекционно-развивающие методы решения выявленных проблем можно найти в специальной литературе, список которой представлен ниже:
Литература
Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М. и др. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск,1993.
Андрущенко Т.Ю. Диагностика возрастного статуса первоклассника // Психолог в школе. Волгоград, 1998.
Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. Киев, 1980.
Баркан АЛ. Особенности изобразительной деятельности первоклассников в период адаптации к школе // Вопросы психологии. 1987. № 4.
Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
Бугрименко ЕА„ Венгер AJI., Поливанова KJI., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Метод, разраб. для школьного психолога. М., 1989.
Варга AJI., Сталин B£. Тест-опросник родительских отношений // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988.
Венгер АЛ. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
Венгер ЛА., Венгер AJI. Домашняя школа мышления. М., 1985.
Венгер AJI. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: Для психологов-консультантов. М., 1989.
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993 (а).
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993 (б).
Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»: Метод. руководство. Обнинск, 1993.
Евсикова Н.И. Метод пиктограммы // Основы возрастно-психологиче-ского консультирования / Под ред. А.Г. Лидерса. М., 1991.
Елфимова H£. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
Захарова AJ3., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4.
Карпова А.Ф. Некоторые особенности воображения первоклассников // Учение и развитие школьников. Волгоград, 1980.
Коломинский ЯЛ. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
Максимов Л.К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1979. № 2.
Маркова А.К., Матис ТА.., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева EJI. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод, пособие (Сер. «Психо диагностика детей и подростков») / Под ред. Л.И. Вас-сермана. М., 1994.
Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой. Руководство к использованию. СПб., 1995.
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). Вып. 7./ (Сер. «Психодиагностика и психокоррекция») / Под ред. В.Г. Колесникова. М., 1994.
Носатое В.Т. Психологическая характеристика анализа как основа теоретического обобщения // Вопросы психологии. 1978. № 4.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.
Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппен-рейтер. М., 1972.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
Репкина ГЛ., Заика EJ3. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. (Библиотека развивающего обучения.) Томск, 1993.
Романова E.G., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.
Тест школьной зрелости. Руководство к применению. Обнинск, 1992.
Шванцара И. и коллектив. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Эйдемиллер ЭТ. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.
Юферева Т Л. Методы обследования третьеклассников с целью определения их готовности к переходу в среднюю школу // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.
Психологический инструментарий по работе с подростками
В подростковом возрасте становление личности ребенка определяется его психофизическим развитием, формированием нового уровня психических функций, складывающимися характерологическими особенностями.Ведущим, развивающим аспектом данного возрастного периода становится межличностное взаимодействие. В различных формах общения происходит развитие всех сторон личности подростка.
При проведении психодиагностической и коррекционно-развивающей работы с подростками педагогам-психологам в кабинете предлагается иметь следующий набор методик.
Диагностируемые параметры
|
Рекомендуемые методики |
Социальная ситуация развития, особенности межличностного воздействия со сверстниками и взрослыми |
Социометрия (Дж. Морено) ; Проективная методика исследования межличностных отношений Р. Жиля; «Несуществующее животное; «Моя семья»; «Дом, дерево, человек»; проективная беседа «Мой круг общения »; тест-опросник «Подростки о родителях». Методика «Рисунок семьи»; Кинестетический рисунок семьи»; Карта Стотта, CMAS (модиф. А.М.Прихожан) Цветовой тест отношений (ЦТО); Методика цветовой аналогии «Цветопись»; Тест-анализ семейного воспитания (АСВ), Методика Дембо-Рубинштейна (модиф. А.М. Прихожан); Шкала взаимоотношений Ф.Фендлера (адапт. Ханиным); Опросник Томаса «Способы реагирования личности на конфликтные ситуации»; ДМО Лири; |
Первоначальная профессиональная ориентация |
Дифференциальный диагности ческий опросник (ДДО); «Карта интересов» А.Е. Голомштока; Профессиональные ориентационные анкеты; Тест Консультант (компьютерный) |
Изучение проявлений индивидуально- психологических характеристик подростка в контексте ведущей деятельности и тенденций становления возрастных новообразований |
Тест эгоцентрических ассоциаций Пашуковой-Шустровой; Метод незавершенных предложений; Метод пиктограммы. Адаптированный модифицированный детского личностного вопросника Р. Кеттелла; Методика аутоидентификации подростка Э.Г. Эйдемиллера; Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера; Тест школьной тревожности Филлипса, Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга; Опросник Басса-Дарки (агрессия); Методика Хоппе (оценка уровня притязаний); Методика изучения основных свойств личности (ОТКЛЭ); Тест-опросник Леонгарда (акцентуации черт характера); Опросник структуры темперамента (ОСТ); Методика ценностных ориентаций Рокича; Тест-опросник X. Шмишека (детский вариант); Патохарактерологический диагно стический опросник для подрост ков (ПДО); Диагностика аддиктивного поведения |
Учебная деятельность и особенности развития познавательных процессов подростка |
Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности; Диагностика эмоцио нального отношения к учению; Методика «Составь расписание». Групповой интеллектуальный тест (ГИТ); Тест структуры ин теллекта Р. Амтхауэра; Школь ный тест умственного развития (ШТУР); Диагностика интеллекта методом рисуночного теста (Гудинаф); тест Айзенка (IQ) |
Предлагаемый перечень диагностических методик а также коррекционно-развивающие методы решения выявленных проблем можно найти в специальной литературе, список которой представлен ниже:
Литература
Акимова M, Борисова ЕМ., Гуревич КМ. и др. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, 1993.
Александровская ЭМ., Гилъяшева ИЛ. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела: Метод. реком. Вып. 6. М., 1995.
Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение подростков в школе. М., 2000
Андреева АД. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.
Андрущенко Т.Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в предподростковом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 1.
Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения. М., 1997
Байль Б. И др. Без паники: переходный возраст. М.,1998
Беляускаите. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
Блейхер В.М. Патологические нарушения у подростков. Л., 1973.
Вассерман Л.И., Горькавая ИА., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Метод. пособие. М.; СПб., 1994.
Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М. 1999
Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Социальное здоровье России., М.,1997
Диагностика школьной дезадаптации. М., 1995
Гилъяшева И.Н., Игнатьева НД. Методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психодиагностика детей и подростков: Метод. пособие. Вып. 7. М., 1994.
Данилова Е.Е. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга: Метод, реком. М., 1993.
Изучение акцентуаций характера у подростков в работе школьного психолога / Под ред. В.Э. Пахальяна. М., 1992.
Ингенкам К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
Климов ЕА. Как выбирать профессию. М., 1990.
Коломинскии Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
Комплексная реабилитация детей с проблемами развития и поведения, пострадавших при межнациональных конфликтах М. 1997
Кулаков СА. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М., 1996.
Комплект материалорв научного-методического центра ДАР им. Выготского. Программа формирования здорового жизненного стиля. М., 2000
Лейтц Г. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 1994
Леонгард Л. Акцентуированные личности. Киев, 1980.
Личко А.Е., Иванова Н.Я. Диагностика характера подростка: Метод. пособие. Вып. 10. М., 1995.
Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978.
Маркова А.К., Матис ТА., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
Немов Р.С. «Психология» в 3-х томах., М., 1997
Николаева Л.П. Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М. 2000
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
Основы возрастно-психологического консультирования: Учеб.-метод, пособие / Под ред. А.Г. Лидерса. М., 1991.
Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко, И.Я. Ивановой. Л., 1981.
Пашукова ТА. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. № 2.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М. 1989
Петровский А.В. К разработке социально-психологического аподхода и групповой психотерапии/групповая терапия при неврозах и психозах., Л, 1975
Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Под ред. А.Г. Шмелева, В.В. Столина. М., 1989.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.,2000Прихожан А.М. , Толстых Н.Н. Дети без семьи, М. 1990
Прутченков Л.С. Трудное восхождение к себе. М. 1995
Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К.М. Гуревич, И.В. Дубровиной. М., 1990.
Психологический анализ урока. Волгоград, 1995.
Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте: Учеб.-метод, пособие / Под ред. В.А. Худика. Киев, 1992.Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1990.
Репкина ГЛ., Заика E. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. Вып. 7. Томск, 1993.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.
Русалов В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка: Метод. пособие. Вып. 7. М., 1993.Рудестам К. Групповая психотерапия, Спб, 1998
Сафонова и др. Ребилитация детей в приюте. М., 1995
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции
Социальная дезадаптация детей и подростков:причины, проявления, преодоление. М., 1995
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.,1995
Тест структуры интеллекта: Руководство к применению теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра / Под ред. М.К. Акимовой, В.Т. Козловой. Обнинск,1993.
Толстых Н.Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.
Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л., 1976.Хломов Д.Н. Русский гештальт. М., 1992
Школьный тест умственного развития (ШТУР): Метод, реком. по работе с тестом (для школьных психологов). М., 1987.
Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Метод, реком. / Сост. Н.В. Тарабрина; Под ред. Б.Д. Карвасарского. Л., 1984.
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.
2.2 Характеристика психологического инструментария
Методическое обеспечение кабинета включает в себя методический инструментарий для осуществления психодиагностических процедур, материалы для проведения психокоррекционных программ и необходимый реквизит для различных форм психотерапевтического воздействия (игротерапия, музыкотерапия, арттерапия).
Требования к выбору методик:
методики должны быть валидны, надёжны.
Методики должны быть разноплановыми и охватывать все стороны психической жизни человека, в том числе и профессиональную деятельность.
Методики должны учитывать возрастные особенности испытуемых.
Методики должны учитывать целесообразность использования методики.
Накопленный педагогом-психологом материал систематизирован в следующем порядке:
1) Диагностические методики (в гибкой папке):
диагностика познавательного развития детей.
диагностика познавательного развития подростков и взрослых,
диагностика эмоционально-волевой сферы детей,
диагностика личности,
диагностика детско-родительских отношений,
диагностика педагогов.
Программы, планы.
Материал для работы с педагогами.
Информационно-наглядный материал для работы с родителями.
«Ранний возраст».
Папка «Документация».
2.3 Анализ документации на соответствие предъявляемым требованиям
В обязанности психолога входит ведение документации и своевременное заполнение отчётных материалов. Требования к количеству и содержанию основной документации определяет администрация учебного заведения.
Основные документы психолога:
Программа опытно-экспериментальной работы по конкретной, актуальной для данного учебного заведения теме;
График работы кабинета;
План работы психолога;
Карта медико-психолого-социального сопровождения;
Карта психолого-педагогического сопровождения;
Журналы учёта консультативной и групповой формы работы.
Документация соответствует предъявляемым требованиям. Перечень используемых педагогом-психологом документов представлен в приложении
В целом оформление кабинета, психологический инструментарий соответствует предъявляемым требованиям, но недостаточно места, чтобы организовать более продуктивную работу.
3. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников
3.1 Психолого-педагогическое обследование детей младшего школьного возраста
Программа психодиагностического обследования:
Цель: выявление уровня готовности ребенка к началу регулярного обучения, адаптация учащихся к новому виду деятельности (учебной).
Подобрать соответствующие методики и провести диагностику детей младшего школьного возраста;
Определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению;
Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний;
Психодиагностики словесно-логического мышления детей;
Обработка полученных данных;
Проведение анализа полученных данных;
Формулирование выводов;
Составление психологической характеристики испытуемого (на основе сопоставления и обобщения результатов психодиагностического обследования);
Соотнесение возрастных и индивидуально - психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе психодиагностического обследования, т. е. готовности испытуемого к школьному обучению;
Объект: психологическая готовность испытуемых к обучению в школе.
Предмет психодиагностического обследования: уровень психологической готовности к обучению в школе.
3.2 Характеристика диагностического инструментария
Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний».
Этот вариант методики предназначается для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей 1-го класса.
Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:
Как твои фамилия, имя и отчество?
Сколько лет твоей маме и твоему папе?
Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?
Как называется столица того государства, в котором ты живешь?
5. Как называется улица, на которой живут твои родственники?
(В ответе на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице.)
Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои родственники или знакомые?
Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома?
(Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)
В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?
В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы? (Правильный ответ включает указание, как на часы, так и на минуты.)
Эффективности педагогической деятельности конкретного учителя, функционирования школы как целого). Итак, мы кратко рассмотрели два основных направления работы психолога в школе - проектирование и консультирование. Школьная психологическая служба должна осуществлять работу, направленную на исправление уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обеспечили бы возможность...
... (1 штат. ед.); o уборщица (1 штат. ед.). Итак, общее количество штатных единиц центра составляет: 8. К работе методико-психологического клуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей - сирот, при доме ребенка №2 г. Хабаровска, также могут привлекаться добровольцы. 2.5 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА Расчет издержек на 1 месяц: № п/п Постоянные издержки...
Подбирать психодиагностический инструментарий, строить программы коррекционной и развивающей работы. На основе календарного плана школьного психолога прошла следующие этапы психолого-педагогической социальной практики: 1. Организация и проведение научно-исследовательской работы; 2. Проведение консультирования по актуальным темам; 3. Осуществление психологического просвещения; 4. ...
Уровня практических работников социально-психологических служб образовательных учреждений в вопросах формирования школьного коллектива и социально-психологической поддержки семьи и психологического сопровождения интеграции детей-инвалидов в образовательное пространство. Руководители образовательных учреждений должны обеспечить включение плана работы специалистов социально-психологической службы в...
Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики). Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении. Данные правила в равной степени приняты как при первичном формировании психологической службы, так и в текущем ее функционировании. Они связаны с понятием "профессиональная компетентность" и во многом определяют успешность и результативность непосредственной работы психолога.
В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур.
Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения.
Желательно, чтобы психологический кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.
Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности.
Первая профессиональная зона - пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:
Мебель и оборудование:
Детский столик, 2-3 детских стульчика. Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1-2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). CD-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными музыкальными произведениями.
Стимульный материал : Стимульный материал к диагностико - коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией.
Технический материал: Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата.
Вторая профессиональная зона психологического кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.
Мебель и оборудование : Мягкий диван или кресло (малогабаритные).
Стимульный материал : Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам.
Технический материал : Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.
Вспомогательный материал : Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники).
Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога .
Мебель и оборудование : Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности).
Технический материал : Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера.
Вспомогательный материал : Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности
Интерпретационный материал : Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности.
При использовании термина «психологический инструментарий» в широком смысле понимается система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле - совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его результативного осуществления.
Остановимся на классификации психологического инструментария, опираясь на второе значение данного термина.
Выделяется два основных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляется в соответствии с видовой принадлежностью.
Классификация психологического инструментария Специфический инструментарий Неспецифический инструментарий Стимульный материал1 Интерпретационные средства Технический материал Вспомогательные средства Набор по типу «Коробочка форм» Объемные геометрические фигуры (куб, призма, цилиндр, шар, конус) Складывающиеся пирамидки Разъемная матрешка 3-4 набора последовательностей сюжетных картинок Наборы карточек, объединенных заданным признаком (групповым и др.) Печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями Набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера Шкалы, таблицы, графики, профили, сетки перевода количественных данных в качественные характеристики
Компьютерные программы по соотнесению, сравнению и интерпретации данных, полученных в результате психологического взаимодействия Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, альбомные листы разного формата, цветная бумага, ножницы и пр. (см. параграф 2.1) Дискеты и СБ-диски с воспроизведением музыкального и вербального сопровождения кор-рекционно-диаг-ностической деятельности
Атрибуты основных сюжетно-роле-вых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями
Некоторые виды наборов для конструирования и моделирования
Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр. (см. параграф 2.1) 1В таблицу включен психологический инструментарий, необходимый для некоторых диагностических методик: «Коробочка форм», «Пирамидки», «Матрешка». «Последовательность картинок», «Самая непохожая», «Классификация», «Комплекс Венгера». Этот перечень не является полным и законченным.
Стимульный и интерпретационный инструментарий является структурной частью методик, тестов и коррекционно-диагностичес-ких технологий. Следовательно, конкретный «набор» (комплект, пакет) психологического инструментария определяется комплексом тех прикладных средств психолога, которые лежат в поле его теоретических и концептуальных представлений, а также в его профессиональной компетенции. Так, практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности («Пиктограмма», «Дорисовывание фигур» и др.), деятельности конструирования («Рыбка»), предметной деятельности («Пирамидки», «Матрешка» и др.), вербальной деятельности («Дополнение фраз», «Три желания» и др.) и игровой деятельности («Игровая комната»).
И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмо-циональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением - CAT1, размытыми цветными пятнами - методика Рор-шаха, установками изображения - «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» (более подробно об этом инструментарии можно прочитать на с. 197-199).
Практический психолог, объединяющий в своей деятельности несколько теоретических подходов, работающий в поликонцептуальном профессиональном пространстве, использует методическую и тестовую базы в зависимости от запроса и психологической проблемы.
Таким образом, востребованность различных технологий в работе практического психолога обязывает его к подготовке соответствующего психологического инструментария как специфического, так и неспецифического.
В чем заключаются требования, предъявляемые психологическому инструментарию2.
1 CAT (Child Apperception Test) - Детский апперцептивный тест.
2 Данные требования относятся к специфическому виду психологического инструментария.
Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике «Самое непохожее» заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике «Последовательность картинок» серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть «доработаны» прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения.
Далее - требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.
Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.
Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.
Еще по теме 2.2. Психологический инструментарий:
- Психотехнический инструментарий. Специальные терапевтические техники.
- Практический инструментарий: «Эдинбургские опросники»
- Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ПАСХИ» Психологическое обозрение
При использовании термина «психологический инструментарий» в широком
смысле понимается система методов и технологий психологической
деятельности практического психолога; в узком смысле - совокупность
средств и материалов, необходимых для введения субъекта в
коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и
его результативного осуществления.
Остановимся на классификации психологического инструментария, опирась на
второе значение данного термина. Выделяется два основных вида
психологического инструментария применительно к практической
деятельности психолога. Это специфический вид психологического
инструментария (собственно психологический инструментарий) и
неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать
психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и
материалов осуществляется в соответствии с видовой принадлежностью.
Классификация психологического инструментария
Специфический инструментарий |
Неспецифический инструментарий |
||
Стимульный материал * |
Интерпретационные средства |
Технический материал |
Вспомогательные средства |
Набор по типу «Коробочка форм» Объемные геометрические фигуры (куб, призма, цилиндр, шар, конус) Складывающиеся пирамидки Разъемная матрешка 3-4 набора последовательностей сю- жетных картинок Наборы карточек, объединенных за- данным признаком (групповым и др.) Печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями Набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера |
Шкалы, таблицы, графики, профили, сетки перевода количественных данных в качественные характеристики Компьютерные программы по соотнесению, сравнению и интерпретации данных, полученных в результате психологического взаимодействия |
Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, альбомные листы разного формата, цветная бумага, ножницы и пр. (см. параграф 2.1) |
Дискеты и CD-диски с воспроизведением музыкального и вербального сопровождения коррекционно-диагностической деятельности Атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями Некоторые виды наборов для конструирования и моделирования Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр. (см. параграф 2.1) |
______________________________
* В таблицу включен психологический инструментарий, необходимый для некоторых диагностических методик: «Коробочка форм», «Пирамидки», «Матрешка», «Последовательность картинок», «Самая непохожая», «Классификация», «Комплекс Венгера». Этот перечень не является полным и законченным.
Стимульный и интерпретационный инструментарий
является структурной частью методик, тестов и
коррекционно-диагностических технологий. Следовательно, конкретный
«набор» (комплект, пакет) психологического инструментария определяется
комплексом тех прикладных средств психолога, которые лежат в поле его
теоретических и концептуальных представлений, а также в его
профессиональной компетенции. Так, практический психолог, работающий
только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками,
концептуальной основой которых является развитие ведущих типов
деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его
психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств,
обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе:
изобразительной деятельности («Пиктограмма», «Дорисовывание фигур» и
др.), деятельности конструирования («Рыбка»), предметной деятельности
(«Пирамидки», «Матрешка» и др.), вербальной деятельности («Дополнение
фраз», «Три желания» и др.) и игровой деятельности («Игровая комната»).
И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности
которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием,
обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей:
фотографиями с растушеванным изображением - CAT1*, размытыми цветными
пятнами - методика Рор-шаха, установками изображения - «Рисунок семьи»,
«Рисунок несуществующего животного» (более подробно об этом
инструментарии можно прочитать на с. 197-199).
_____________________
*CAT (Child Apper ception Test) - Детский апперцептивный тест.
Практический психолог, объединяющий в своей деятельности несколько
теоретических подходов, работающий в поликонцептуальном профессиональном
пространстве, использует методическую и тестовую базы в зависимости от
запроса и психологической проблемы.
Таким образом, востребованность различных технологий в работе
практического психолога обязывает его к подготовке соответствующего
психологического инструментария как специфического, так и
неспецифического.
В чем заключаются требования, предъявляемые психологическому
инструментарию*2.
___________________
*Данные требования относятся к специфическому виду психологического
инструментария.
Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии
оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском)
экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко
всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике «Самое
непохожее» заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного
размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров
размера, цвета и формы недопустимо. В методике «Последовательность
картинок» серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не
может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В
методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть «доработаны»
прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается
интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской
(оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные
значения.
Далее - требование комплектации. Оно относится к необходимости
комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в
оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то
использование данных диагностических средств при отсутствии того или
иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов
в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию
диагностических данных.
Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как
монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного
или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства
как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни
в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного
материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное
использование.
Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве
профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с
теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими
технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и
комплектации.