Лондонский клуб (London Club) - это. Парижский и лондонский клубы кредиторов Кто входит в лондонский клуб кредиторов

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.
Парижский клуб кредиторов - это неинституционализированное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.
Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:
 выдача кредитов развивающимся странам;
 реструктуризация уже имеющейся задолженности.
Здесь нет фиксированного членства, поэтому любое государство-держатель обязательств может принять участие в заседании при пересмотре условия погашения. Основные принципы деятельности Парижского клуба:
1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Достаточным доказательством этого могут быть крупные задолженности по платежам в счет погашения внешних кредитов. При этом клуб пользуется прогнозами МВФ по состоянию платежного баланса той или иной страны.
2. Проведение должником определенной экономической политики. Программа макроэкономических преобразований финансируется при помощи дополнительных ссуд МВФ.
3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов. Странам, предоставившим кредит данному государству, будет установлен один и тот же льготный период погашения. Государство-должник обязуется добиваться аналогичных уступок и от других кредиторов.
Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.
Лондонский клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.
Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:
 индивидуальный подход к каждой стране-должнику;
 обусловленность пересмотра погашения долга;
 равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами;
 отсутствие постоянного председателя или секретариата.
Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их членский состав» нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.
Но Лондонский клуб весьма отличается от Парижского. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.
В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге).
Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.
Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкостьподхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба.
При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.
Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга.
Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.
Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения, затем согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.
В рамках Лондонского клуба существует весьма гибкий подход в пересмотре условий погашения в зависимости от государства. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90 - 95% непогашенных обязательств должника. Только после этого официальное соглашение может быть подписано. И здесь соглашения с МВФ не требуется.

Лекция, реферат. 5. Парижский и Лондонский клубы кредиторов - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.






Вопросам наднационального регулирования международных финансовых рынков, в частности кредитов и долгов, посвященная деятельности Парижского и Лондонского клубов, осуществляющих регулирование в соответствии государственной (или обеспеченной государством) и частной внешней задолженности.

Парижский клуб является неформальной организацией, объединяющей интересы стран-кредиторов (в основном стран ОЭСР). Клуб возник в 1956 году. Как собрание частных банков-кредиторов для урегулирования внешнего долга Аргентины. Он не имеет четкой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают практику работы этой организации. Основными членами Парижского клуба развитые страны - члены ОЭСР. Председателем Парижского клуба традиционно является высокое должностное лицо министерства финансов Франции, а его секретариат находится во французском казначействе.

Сегодня клуб является форумом для многосторонних переговоров западных банков и небанковских инвесторов с крупнейшими должниками (в основном это развивающиеся страны, и европейские страны с переходной экономикой). Некоторые страны - члены клуба одновременно является кредиторами и дебиторами, например, Бразилия и Россия. Во время переговоров стороны пытаются найти взаимоприемлемые условия реструктуризации долга. Условия реструктуризации предусматривают консолидации долга и консолидации платежей по обслуживанию долга, условия первого взноса по долгу, подлежащего реструктуризации, график платежей и тому подобное.

Основными принципами, которыми руководствуется клуб в процессе реструктуризации внешних государственных долгов, являются:

Консенсус означает, что все решения принимаются только с согласия всех членов клуба;

Солидарность кредиторов предусматривает, что ни один из них не стремится решать вопросы урегулирования только своих долгов;

Обусловленность реструктуризации долга утверждением МВФ программы экономического корректировки страны-должника;

Равный подход со стороны должников ко всем кредиторам, включая кредиторов - нечленов Парижского клуба. Должники не должны получить более выгодные условия урегулирования долгов другим кредиторам.

Условия, на которых реструктурируются долги развивающихся стран, Парижским клубом периодически пересматриваются. Самыми известными среди них являются Торонтские, Лондонские, Неапольские и Лионские условия.

Торонтские условия (Toronto terms), которые действовали в 1988-1991 pp., Касались реструктуризации долгов наименее развитых стран, по которым страны-кредиторы должны были выбрать одну из таких альтернатив взаимоотношений с этими странами:

Частичное списание долгов (списание 33% чистой текущей стоимости долга и перенос платежей по другой частью на 14 лет под рыночную ставку с восьмилетним периодом);

Увеличение срока погашения долга (перенос сроков платежей на 25 лет, включая 14 лет льготного периода);

Использование льготной процентной ставки (перенос платежей по долгам на 14 лет под рыночную процентную ставку, уменьшенную на 3,5 пункта, с восьмилетним льготным периодом).

Лондонские условия (London terms), согласованные в рамках Парижского клуба, действовали в 1991-1994 pp. Они также предлагались наименее развитым странам. По этим условиям страны-кредиторы могли списать около 50% чистой текущей стоимости долга через:

Перенос платежей на 23 года с шестилетним льготным периодом под льготную процентную ставку;

Сокращение платежей для обслуживания долга, согласно которым его размер уменьшается благодаря использованию льготной процентной ставки, с выплатой остальной части в течение 23 лет с пятилетним льготным периодом.

Выплаты всего долга в течение 25 лет с шестнадцатилетним льготным периодом.

Согласно неаполитанских условиями (Naples terms), действующих с 1995 p., Страны, которые получили ранее льготы на основе Торонтский или Лондонских условий, могут получить дальнейшие льготы от кредиторов в виде списания 67% чистой текущей стоимости их долга. Если средний доход на одного человека страны составляет не более 500 долл. США, а отношение суммы долга к экспорту не превышает 35%, может быть списано не более 50% стоимости долга. В конце 90-х годов Неапольские условия применялись по инициативе МВФ и Всемирного банка для сокращения долгов беднейших стран с высокой задолженностью.

Лионские условия (Lyon terms), согласованные в декабре 1996 г.., Могут применяться к наименее развитых стран с высокой задолженностью на втором этапе реструктуризации вместе с неаполитанских условиями. Они предусматривают сокращение чистой текущей стоимости долга на 80% с выплатой остальной части в течение 40 лет за восьмилетнего льготного периода.

По результатам переговоров с должниками члены Парижского клуба подписывают Согласованный протокол (Agreed Minutes) реструктуризации долга. Условия согласованного протокола вступают в силу только после того, как страна-кредитор и страна-должник договорятся на двусторонней основе относительно перечня кредитов, подлежащих реструктуризации.

"Клиентом" Парижского клуба является и Украина, правительство которой летом 2001 г.. Успешно провел переговоры с клубом и договорился реструктурировать внешний долг на сумму 580 млн. Долл. США за период 2000-2002 pp. на срок 12 лет с льготным периодом в 3 года. Реструктуризация сократила (путем отсрочки) выплаты Парижскому клубу с 800 до 285 млн. Долл. США.

Лондонский клуб также является неформальным консультационным форума кредиторов и определяет условия реструктуризации долгов частных должников, от имени которых выступают представители правительств. Как правило, соглашение реструктуризации долгов с Лондонским клубом предусматривает выкуп у банка-кредитора правительством страны должника обязательств последнего со скидкой или обмен долга с дисконтом на другие виды активов (например, акции предприятий).

Лондонский клуб кредиторов - консультативный комитет крупнейших банков-кредиторов, который заседает в связи с переговорами их с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации частной задолженности. Как правило, переговоры ведутся одним из банков от имени и по поручению других банков, участвующих в консультативном совете. Лондонский клуб не имеет четко определенной структуры и собирается в составе тех банков, которые имеют наибольшие требования к стране-должника, дело которой они рассматривают. В рамках Лондонского клуба банки заключают с правительством страны-должника соглашение или о ежегодной реструктуризации долга, или о многолетней реструктуризации, которой подлежат только выплаты основного долга. Все другие просроченные суммы должны быть выплачены в момент подписания соглашения о реструктуризации. Лондонским клубом предусмотрены следующие мероприятия, направленные на реструктуризацию долга: выкуп со скидкой правительством страны - должником частного долга своих компаний в иностранных банков; обмен со скидкой долгов на другие активы (например, акции национальных компаний), сокращение платежей для обслуживания долга и предоставление новых займов для выплаты старых долгов. В 90-е годы XX в. через механизм Лондонского клуба прошли такие страны, как Аргентина, Боливия, Бразилия, Болгария, Мексика, Нигерия, Польша, Филиппины и др.

Одной из главных предпосылок подписания соглашения о реструктуризации является, как правило, принятие страной программы Международного валютного фонда по структурной перестройки экономики и осуществления экономических реформ.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие экономические последствия современной глобализации хозяйственной жизни?

2. Определите основные причины новой мировой валютно финансового кризиса. Какие страны она охватила?

3. Охарактеризуйте поведение международных валютно-финансовых структур в условиях кризиса.

4. Какие главные требования ставят МВФ и ВБ перед странами?

5. Какие основные принципы критики кредитной политики МВФ и ВБ со стороны ведущих экономистов мира?

6. Какие, по вашему мнению, самые эффективные меры на пути преодоления последствий мирового валютно-финансового кризиса?

7. Какие основные направления совершенствования деятельности международных финансовых структур в современных условиях?

8. Назовите основные принципы деятельности Парижского клуба.

9. Что такое реструктуризация и консолидация внешнего долга?

10. Определите основные функции Лондонского клуба.

ХЬЮСТОНСКИЕ УСЛОВИЯ (1990 г.)

Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный
срок -8 лет.

Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период-10 лет.

Положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо часть непогашенной суммы кредитов (10%), либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн долл., если данная величина окажется больше, чем упо­мянутые 10%.

Критерии для пересмотра долгов:

Годовой доход на душу населения не должен превышать установлен­ный Всемирным банком потолок (1235 долл.).

Соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба и суммы долгакоммерческимкредиторамдолжносоставлятьне менее 1,5к 1.

Установленные показатели масштабов задолженности:

Сумма долгане менее 50% объема ВВП;

Отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275 %;

Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

Рис. 3.7. Условия погашения кредитов беднейших стран со средним уровнем дохода

Решение о пересмотре долга на Хьюстонских условиях принимается для каждой страны отдельно, согласно разработанным критериям. На основе Хьюстонских условий с 1990 по 1992 г. было заключено 15 согла­шений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4 млрд долл. 1

Наряду с названными условиями реструктуризации долга действу­ют Стандартные, или Классические, условия реорганизации внешнего долга, которые применяются для стран со средним доходом на душу населения. Стандартные условия предполагают:

1 UNCTAD. Trade and Development Report 1993. NY. : United Nations, 1993. P. 51-53.


236 Глава 3. Международные финансовые организации

Реструктуризацию долга до 100% (в некоторых случаях только ос­новной долг);

Срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом;

Рыночные ставки.

Как отмечалось, основная цель Парижского клуба - реструктури­зация долгов развивающихся стран. В рамках Клуба достигается отно­сительно равномерное распределение между странами-кредиторами убытков, связанных с неплатежеспособностью стран-заемщиков.

В определенном смысле можно было бы сказать, что Парижский клуб также решает задачу «...мир, в котором нет бедности», хотя и не провоз­глашает этой цели, если бы интересы кредиторов и должников совпадали. Однако в рамках Парижского клуба правила игры устанавливают креди­торы, исходя из своих интересов. Должники в силу своей слабости при­нимают условия Клуба. Участвуя в переговорах, им приходится выступать перед сплоченными кредиторами, работающими в тесном взаимодейст­вии и хорошо знающими друг друга. По словам одного из членов, в Па­рижском клубе существует определенное ядро. Кредиторы проводят не только официальные, но и неофициальные встречи, постоянно поддер­живают контакты, хорошо знают друг друга и раз в месяц встречаются за ужином, который, по сути, является рабочим заседанием 1 .



Положение должников осложняется близостью позиций кредито­ров по многим важным вопросам. Голосование в Клубе никогда не проводится и наиболее почитаемым правилом является консенсус.

Процесс ведения переговоров и принятие решений не регулирует­ся никакими положениями. Применяемый индивидуальный подход к странам делает невозможным обжалование предложенных худших ус­ловий. Наконец, кредиторы подвержены различным политическим влияниям, что отражается на принятии решений.

Специалисты считают, что назрела необходимость упорядочить и реформировать правила пересмотра долгов, чтобы кредиторы и должники получили возможность планировать свои действия по соз­данию здоровой мировой экономики. Для этого необходимо стра­нам-должникам объединить свои усилия и потребовать учета интере­сов их народов.

Решить эту проблему можно двумя путями. Во-первых, правитель­ствам развивающихся стран и стран с переходной экономикой следует проявлять большую осторожность при ведении переговоров о займах и кредитах. Уже на ранних этапах переговоров включать в делегацию экс­пертов и юристов. Во-вторых, страны-должники должны также дейст-

1 Саркисянц, А. Г. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 121. Цити­руется по: Mountfeld, P. The Paris Club and African Debt / University of Sussex, 1998. P. 6.


вовать единым фронтом против кредиторов. Следует поддерживать та­кие инициативы, как создание Клуба Рио, который развивающиеся страны Латинской Америки пытаются организовать для защиты своих интересов 1 .

Несмотря на отмеченные недостатки Парижского клуба, оцени­вая его деятельность, следует отметить, что государства-кредиторы играют значимую роль в уменьшении бремени внешней задолженно­сти развивающихся, а также ряда стран Центральной и Восточной Ев­ропы.

Для стран, преобразующих и реформирующих свои экономики, деятельность Парижского клуба стала одним из источников финансо­вых ресурсов.

В то же время, помимо бедных стран, перед Парижским клубом стоит задача оказания помощи государствам со средним уровнем дохо­да и большими объемами внешнего долга. Кредиторы Парижского клуба должны осуществить пересмотр их долгов, обеспечить им обслу­живание долга с учетом необходимости восстановления равновесия их платежных балансов и кредитоспособности.

Применение для этой группы стран льготных условий в отноше­нии невыплаченных долгов поможет решить вышеназванную пробле­му. Однако для обеспечения экономического роста и развития необхо­димы новые источники финансовых ресурсов.

Таким образом, перед Парижским клубом стоит сложная задача - поиск необходимого равновесия в принятии мер по достижению об­легчения обслуживания долга стран со средним уровнем дохода и изы­сканием новых источников финансирования.

Лондонский клуб (London Club) - это международная неправитель­ственная организация, объединяющая около 600 коммерческих бан­ков 2 , созданная для пересмотра сроков погашения кредитов стран «третьего мира», представленных коммерческими банками без пра­вительственных гарантий. Свое название клуб получил в связи с тем, что переговоры должников и кредиторов чаще всего проходят в Лон­доне.

До 70-х гг. не существовало механизма по урегулированию долгов, так как особых проблем с долгами коммерческим банкам не возника­ло. Необходимость урегулирования долговой проблемы возникла в конце 60-х гг., когда Филиппины оказались не в состоянии обслужи-

1 Саркисянц, А. Г. Указ. соч. С. 121-122.

2 Экономическая энциклопедия. М. : Экономика, 1999. С. 372.


238 Глава 3. Международные финансовые организации

вать значительную часть своего долга частным банкам. На переговорах в 1970 г. было заключено соглашение об урегулировании филиппин­ского кризиса, которое и заложило основу Лондонского клуба и усло­вий погашения задолженности перед коммерческими банками. Пер­вое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в связи с пробле­мами платежей Заира.

В настоящее время влиятельными членами Лондонского клуба, его ядром, являются банки:

Германия: Deutsche Bank AG, Dresdner Bank, Kommerzbank AG;

Италия: Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale;

США: Bank of America;

Великобритания: Midland Bank;

Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank, Industrial Bank of Japan;

Франция: Credit Lyonnais SA, Banque Nationale de Paris SA;

Австрия: Creditanstalt-Bankverein 1 .

Этапным событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности явился принятый в 1982 г. Меморандум о долге Мекси­ки, который стимулировал обращение в Лондонский клуб стран-долж­ников с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих долгов. В результате в 1982 г. было заключено 14 соглашений на 10 млрд долл., а в 1983-1984 гг. - 47 соглашений на 130 млрд долл. 2

Хотя коммерческие банки колебались прежде, чем предоставить новые займы, должникам нужны были дополнительные средства для выплаты процентов банкам. Поэтому банки вынуждены были расши­рить свои торговые и другие краткосрочные кредитные линии. Не­смотря на успешное осуществление в некоторых странах программ фи­нансового выравнивания, к середине 80-х гг. добровольное кредитова­ние со стороны банков по существу прекратилось. Для поощрения развивающихся стран, предпринимающих решительные усилия в об­ласти финансового выравнивания, коммерческие банки ввели в прак­тику долгосрочные соглашения о реструктуризации внешнего долга (МИРА), которые позволили улучшить международную ликвидную позицию стран.

Согласно разработанной в конце 1985 г. новой стратегии урегули­рования долга стран со средним доходом (План Бейкера) стал прово­диться анализ программы финансового выравнивания страны-долж­ника, возрос объем банковских кредитов в поддержку программной

1 Каратаев, С. В. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов и
интересы России // http://www.invest.delovoy.com/cgi-bin/i-e/work/news.

2 International Monetary Fund. World Economic Outlook, 1992-1998. Washing­
ton D.C., 1992-1998.


3.5. Парижский и Лондонский клубы

деятельности, при этом результаты непрерывно контролировались че­рез МВФ. В середине 80-х гг.. крупные страны со средним доходом по­лучили более благоприятные условия кредитования, чем большинство африканских стран, расположенных к югу от Сахары. В результате это­го многие страны, «выпавшие» из инициатив Бейкера, были вынужде­ны искать альтернативные формы пересмотра долга и облегчения бре­мени задолженности. Одной из таких альтернатив для них стал Лон­донский клуб 1 .

Лондонский клуб стремится облегчить долговое бремя развиваю­щихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Он не явля­ется официальной международной организацией, состав его членов нестабилен.

В Лондонском клубе интересы коммерческих банков-кредиторов. представляет Консультативный комитет. В его состав входят банки, на которые приходится максимальная часть долга данной страны.

Лондонский клуб реструктуризирует долги только коммерческих структур. Он не имеет постоянного председателя и секретариата, его процедуры и организация носят более свободный характер, чем в Па­рижском клубе. Правила, регулирующие проведение заседаний Лон­донского клуба, индивидуальны для каждой страны. Такой порядок за­трудняет описание процедур Лондонского клуба.

Коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, обра­зуют Банковский консультативный комитет (БКК). Он защищает ин­тересы коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. В состав БКК входят не более 15 банков. Соглашение, достиг­нутое между страной-должником и БКК, должно быть одобрено теми банками, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должникам; только после прохождения процедуры одобрения согла­шения официально подписывается.

Лондонский клуб в отличие от Парижского не пересматривает процентные платежи, а предоставляет новый"займ стране в качестве части пакета мер реструктуризации долга. Доли банков в таком займе основываются на величине их рисков в стране-должнике. В последнее время банки проявляют желание предоставлять новые займы основ­ной части должников.

В современных соглашениях о пересмотре долга появился набор альтернативных финансовых возможностей, включающий инстру­менты сокращения, пересмотра и сроков погашения долга.

1 Саркисянц, А. Г. Система международных долгов. М. : ДеКА, 1999. С. 123.


240 Глава 3. Международные финансовые организации

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в не­сколько этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кре­диторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению платежа. Затем они согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.

Процесс реструктуризации начинается после того, как страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она пред­полагает приостановить платежи по своим обязательствам. Заявление о моратории означает неспособность заемщика обслуживать весь или часть его непогашенного долга и призывает к началу переговоров о пе­ресмотре сроков погашения этого долга. Хотя заявление не имеет ни­какой юридической силы, тем не менее оно препятствует попыткам кредиторов возбудить в одностороннем порядке судебный иск (с тре­бованием лишения права выкупа заложенного имущества, возбужде­ния судебного процесса, выплаты компенсации и т.д.), на который они обычно имеют право по первоначальному соглашению о предоставле­нии кредита. Боязнь того, что любое одностороннее движение какого-либо кредитора вынудит всех других кредиторов принять меры для воз­вращения своих долгов и, таким образом, может оставить кредиторов вообще без какого-либо возмещения, объясняет, почему в течение длительного периода после объявления 17 августа 1998 г. моратория Россией банки-кредиторы не предъявляли к ней официальных требо­ваний (исключение составили лишь Lehman Brothers, которые, одна­ко, так и не были никем поддержаны).

После начала подготовительной работы, включающей в себя разра­ботку стратегического планирования урегулирования долга, страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею услови­ям работы в составе БКК и представляющие основные геофафические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в 1998-1999 гг. входи­ли: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, Banca Nazionale del Lavoro SpA (BNL), Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Autria, Dresdner Bank.

Многолетний опыт работы позволил Банковским консультатив­ным комитетам стать достаточно компетентными органами для де­тальной оценки экономических перспектив страны и построения схе­мы рефинансирования на более реалистичной основе при содействии МВФ (и его Института международных финансов, расположенного в Вашингтоне, округ Колумбия). В частности, сейчас банки ведут пере-


3.5. Парижский и Лондонский клубы

говоры о долгосрочных схемах кредитования, в рамках которых они рефинансируют платежи в счет покрытия капитальной суммы долга, причитающиеся в течение ряда последующих лет. По этим схемам ре­финансирование в каждом году зависит от ряда факторов, включая поддержание хорошей репутации в МВФ. Допуская долгосрочное ре­финансирование, банки проявили гораздо больше воображения, чем официальные кредиторы. Кроме того, они снизили величину гаран­тийных взносов до реалистичного уровня и в большинстве случаев уст­ранили разовую комиссию 1 .

После подготовки информационного меморандума первым офици­альным контактом между страной-должником и БКК является органи­зация совещания по изучению положения должника, после которого данный меморандум распространяется среди всех банков-кредиторов.

Согласование основных условий начинается с отбора участников со стороны кредиторов и должника, причем со стороны последнего та­кой отбор произвести достаточно сложно. Это объясняется тем, что внутреннее законодательство должника может затруднить принятие на себя Центральным банком государственного долга. При рефинанси­ровании долгов по аккредитивам, когда Центральный банк не смог пе­ревести валюту в счет хранящихся в нем вкладов коммерческих банков, внесенных от имени их клиентов, кредиторы признают Центральный банк надлежащим кандидатом в участники. Но споры могут возник­нуть тогда, когда Центральный банк используется для реструктуриза­ции средне- и/или долгосрочных долгов правительства, его ведомств, учреждений или полу государственных предприятий, или же долгов, гарантированных правительством. Прежде всего, как отмечают, спе­циалисты, с юридической и конституционной точек зрения только су­веренное государство может принять на себя долги своих ведомств или субъектов. Следовательно, Центральный банк не может нести ответст­венность за долги, например, правительств республик, штатов, цен­трального правительства или любого правительственного органа. На практике, однако, банки не стремятся вступать в договорные отноше­ния с правительством или государством. Именно Центральный банк, а не государство обычно является держателем валютных активов стра­ны. Но Центральный банк как государственный орган не может быть гарантом государства. Поэтому банки, как правило, настаивают на том, чтобы государство подписывало соглашение о пересмотре долга в качестве заемщика, а Центральный банк"обязуется делать валютные платежи по этому соглашению.

Саркисяиц, А. Г. Система международных долгов. М. : ДеКА, 1999. С. 125.


242 Глава 3. Международные финансовые организации

Далее определяется, какие долги.подлежат реструктуризации. По­сле согласования перечня валют, процентов и процентных периодов, комиссионных, условий использования кредита и процедуры контро­ля подписывается соглашение о пересмотре долга.

Таким образом, Лондонский клуб является международным объе­динением с целью решения долговых проблем путем реструктуриза­ции задолженности, отсрочки погашения долга" и предоставления во­зобновляемых кредитов.


Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

Кредиторов являются неформальными неофициальными международными объединениями. В их составе разное количество участников, различна и степень их влияния. Парижский и Лондонский клубы были сформированы для реструктуризации задолженностей развивающихся стран. Рассмотрим далее подробнее, как протекали взаимоотношения РФ с этими объединениями.

Особенности деятельности Парижского и Лондонского клуба кредиторов

В этих объединениях предусмотрены специальные процедуры рассмотрения и реструктуризации задолженностей. Различия присутствуют и во внутреннем устройстве организаций. Лондонский клуб, по сути, представляет собой форум для пересмотра срока погашения займов, предоставленных коммерческими банковскими учреждениями, не гарантированных правительством кредитора. В объединении нет постоянного председателя и секретариата. Процедуры, как и сама отличаются свободным характером. Парижский клуб кредиторов был сформирован в 1956 году. В нем насчитывается 19 участников. В отличие от Лондонского, Парижский клуб пересматривает задолженности официальным кредиторам. При возникновении непосредственной угроза невыплаты займа правительство должника обращается к государственной власти Франции. Направляется официальная просьба о переговорах с займодателем.

Переговоры

Парижский клуб занимается организацией прямой коммуникации страны-должника и государства, предоставившего заем. Первую представляет министр финансов либо председатель ЦБ. От имени кредитора на переговорах присутствуют официальные лица из Минфина, МИДа или Министерства экономики. Также присутствуют и наблюдатели. Ими являются представители МБРР, МВФ, ЮНКТАД и региональных банковских структур. В процессе переговоров разрабатывается комплекс рекомендаций. Согласованные условия фиксируются в протоколе. Этот документ в юридическом плане имеет только рекомендательный характер. В него вносятся предложение представителям стран, между которыми возник финансовый спор, о проведении переговоров и подписании двусторонних соглашений по вопросам пересмотра условий погашения обязательств. Несмотря на то что содержание носит характер рекомендации, положения протокола являются обязательными для исполнения сторонами, которые его приняли. В соответствии с ним заключаются соглашения, которые, в свою очередь, имеют юридическую силу. Принятие решений, установление условий осуществляется по принципу достижения консенсуса. То есть результат переговоров должен устраивать обе стороны.

Следует отметить, что отношения с Лондонским клубом после прекращения существования СССР сопровождались рядом проблем. Советский Союз считается самым крупным должником из всех стран. В 1991 году возникли первые проблемы. Тогда Москва отказалась выплачивать проценты по займу СССР. В рамках Лондонского клуба был созван специальный совет. В него вошли 13 коммерческих банковских структур, перед которыми у РФ была задолженность. Основной задачей было урегулирование обязательств бывшего СССР. В целом, вопрос достаточно прост. Однако решить его оказалось достаточно сложно. До осени 1997 года проводились регулярные заседания совета. Раз в три месяца принимались решения об отсрочке платежей и процентов еще на 3 месяца. Позиция БКК (Совета) была достаточно жесткой с самого начала. Предполагалось, что Москва даже при отсрочке должна выплатить все. Эта позиция была четко сформулирована еще в 1993 году. Надо сказать, что до этого момента в Москве не было четкого представления о действительном размере обязательств СССР. Предполагалось, что общий долг составляет 80-120 млрд долл. Учитывая то, что объем золотовалютного фонда был около 5 млрд долл., понятно, что выплата была практически невозможна.

Начало урегулирования

Первые шаги были сделаны А. Шохиным в 1994-м. На тот момент он являлся вице-премьером в правительстве. Шохин смог договориться с Фонтцем (главой БКК) об отсрочке на 5 лет по процентам и уплате долга через 10 лет. Но эта мера рассматривалась как временная. За ней предполагалось кардинальное переоформление основной доли обязательств и накопившихся процентов в РФ. Следующий шаг был осуществлен в 1995 году новым вице-премьером В. Пансковым. Он договорился о реструктуризации на 25 лет. После этого перед Москвой был выбор. Она могла настаивать на списании основной части задолженности или пойти на дальнейшую реструктуризацию. Наиболее предпочтительным, разумеется, выглядел первый вариант. Но его принятие было практически невозможным ввиду жесткой позиции немецких банков. На их долю приходилось около 53% задолженности. После недолгих колебаний было решено идти на дальнейшую реструктуризацию.

Нюансы списания

В первую очередь, такая возможность предоставляется только единожды. При этом остаток должнику необходимо погасить по достаточно жесткому графику. Кроме того, статус новых бумаг, в которые осуществляется переоформление долгов, соответствует еврооблигациям. При любой просрочке по ним объявляется кросс-дефолт. Это, соответственно, влечет резкое снижение рейтинга государства и его изоляцию на международных финансовых рынках.

Дальнейшее развитие событий

В августе 2009-го правительством была одобрена инициатива Минфина по урегулированию внешнего Предполагалось, что будет выплачено порядка 34 млн. долл. При этом кредиторы 9 млн. не заявили своих требований по урегулированию долга. В дальнейшем переговоров с ними не планировалось. В результате предпринятых шагов Минфину удалось завершить выплату коммерческого долга, обменяв 405.8 млн долл. на еврооблигации, срок погашения которых - 2010-й и 2030-й. При этом общее количество требований, по сообщению в пресс-релизе Министерства, превысило 1900.

Парижский клуб кредиторов и Россия

После развала СССР предполагалось, что вновь образованные государства понесут свою часть ответственности по существовавшему внешнему долгу. На тот момент он составил 90 млрд. долл. Вместе с задолженностью каждому государству полагалась и соответствующая доля в активах. Однако на практике оказалось, что только Россия могла выполнять свои обязательства. В этой связи по взаимной договоренности было решено, что РФ принимает на себя всю задолженность республик взамен на их отказ от причитающихся долей в активах. Это было достаточно непростое решение, однако оно позволило сохранить позиции страны на мировых рынках и способствовало укреплению доверия потенциальных зарубежных инвесторов.

Этапы переговоров

Парижский клуб и Россия проводили переговоры в несколько этапов. Они начались непосредственно после официального объявления о прекращении существования СССР. Первый этап берет отсчет с 1992 года. В его рамках Парижский клуб кредиторов предоставлял краткосрочные трехмесячные отсрочки по погашению внешней задолженности. К этому же этапу относится получение кредита от МВФ на 1 млрд. долл. Вторая стадия проходила с 1993-го по 1995-й. Парижский клуб согласовал подписание первых соглашений с РФ по реструктуризации. По этим договорам страна принимала на себя все обязательства СССР, срок погашения которых приходился на период с декабря 1991-го по январь 1995-го. Третий этап начался в апреле 1996-го. РФ и Парижский клуб кредиторов дополнили свои договоренности всесторонним соглашением. В соответствии с ним, общий долг составлял около 38 млрд долл. При этом 15% из них предполагалось погасить в течение следующих 25 лет, до 2020-го, а 55%, в которые входили краткосрочные задолженности, - на протяжении 21 года. Реструктурированный долг должен был выплачиваться нарастающими суммами с 2002-го.

Меморандум

Он был подписан 17 сентября 1997 года. Парижский клуб и РФ заключили Меморандум о взаимопонимании. Он оформил присоединение страны к объединению в качестве полноправного участника. С момента подписания документа долговые требования от России имеют тот же статус, что и у остальных стран.

Протокол

30 июня 2006 г. было объявлено о досрочном погашении задолженности. На момент подписания соответствующего протокола сумма обязательств составила 21.6 млрд. долл. Эта задолженность прошла реструктуризацию в 1996-м и 1999-м. До 2006-го РФ обслуживала и погашала обязательства. В протоколе предусматривалась выплата части долга по номинальной, а части - по рыночной стоимости. По последней выкупались обязательства, которые имели фиксированную ставку. Займы этого вида были предоставлены такими членами Парижского клуба, как Нидерланды, Великобритания, Франция и Германия. Премия за досрочное погашение для этих стран составила почти 1 млрд долл. Выплата долга США осуществлялась по номиналу, хотя Америка предоставила заем также по фиксированной ставке.

Последние выплаты

После соглашений А. Кудрин сообщил о том, что Внешэкономбанк закроет долг до 21 августа. Именно в эту дату Парижский клуб получал от РФ выплату по процентам. Свое обещание глава Минфина выполнил. В середине дня 21 августа на официальной странице банка появились сведения о том, что были сделаны последние переводы на счета займодателей. Таким образом, плановые платежи составили 1.27 млрд долларов, в счет досрочной выплаты было направлено 22.47 млрд. Одной из первых стран, счета которой пополнились, стала Австралия. Марк Вэйл (вице-премьер государства) заявил тогда, что досрочное погашение указывает на укрепление экономики РФ и выступает как ключевой элемент двусторонних отношений. До подписания июньских соглашений РФ считалась самым крупным должником.

Парижский клуб с момента распада СССР сосредоточил свою работу на достижении договоренностей с Москвой. После погашения всей задолженности многие специалисты стали говорить о целесообразности дальнейшего функционирования этого объединения. Кроме РФ, досрочно погашают обязательства такие страны, как Перу, Алжир. Еще какое-то время назад Парижский клуб не предполагал, что эти государства смогут не просто выплатить долги, а сделать это раньше срока. Выплаты Внешэкономбанка осуществлялись в девяти валютах. Для перечисления средств Минфин предварительно обменял 600 млрд рублей в евро и доллары. Основные платежи были именно в этих валютах. После полного погашения стала полноправным участником Парижского клуба.

Итоги

Несмотря на проблемы, которыми сопровождалось взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами, РФ удалось все же избавиться от прежних долгов. Эти объединения с самого начала своего существования выступают как важнейшее звено между странами, предоставляющими и принимающими денежные обязательства. Они стремятся облегчить бремя государств по непосредственному обслуживанию своих долгов. Вместе с этим их целью является сохранение платежеспособности заемщика в долгосрочной перспективе. РФ стремится комплексно подходить к решению проблем международной задолженности с учетом соблюдения интересов всех сторон. Долговой кризис, возникший в 90-х годах, стал результатом неблагоприятного стечения субъективных и объективных обстоятельств. Тем не менее РФ удалось показать свою состоятельность и способность не только принимать, но и исполнять международные обязательства. Досрочные выплаты не только позволили избежать задолженностей и затягивания выплаты, но и обеспечили России полноправное участие в Парижском клубе.

Заключение

В настоящее время кредитный рейтинг крайне важен для любой страны. Учитывая непростую экономическую ситуацию в мире, необходимо четко осознавать свои потребности и возможности. Следует сказать, что образование государственного долга обуславливается бюджетным дефицитом. А он, в свою очередь, является суммой незакрытых дыр в бюджете за весь период существования страны. Внешний долг - обязательства перед физлицами и организациями других государств. Он обуславливает необходимость существования таких неформальных объединений, как Лондонский и Парижский клубы.


Это международное неформальное объединение представителей частных крупнейших коммерческих банков и финансовых институтов. Образован в 1976 г. с целью разрешения проблем, возникающих в связи с неспособностью развивающихся стран регулярно погашать платежи по внешней задолженности.
В его рамках и по его правилам обсуждаются и принимаются решения о порядке реструктуризации, погашения и обслуживания внешних государственных долгов частным коммерческим банкам и финансовым институтам. Поскольку такие переговоры часто проходят в Лондоне, то клуб получил название «Лондонский клуб».
Членство в клубе условное. Он не имеет какой-либо организационной структуры и обычно собирается в составе банков, имеющих наиболее крупные требования к стране-должнику, чье дело они рассматривают. В рамках клуба по результатам переговоров принимаются решения, которые касаются двухсторонних отношений с должником. Долги Лондонскому клубу - коммерческая тайна. Все соглашения - джентльменские, т.е. устные.
Интересы банков-кредиторов представляет Банковский консультативный комитет (БКК) в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. И хотя в реструктуризации долга могут участвовать сотни банков, в состав данного комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и Банковским консультативным комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только тогда соглашение может быть подписано. Условием заключения соглашения является принятие страной-должником программы МВФ о структурной перестройке экономики и проведения экономических реформ. Реструктуризации подлежат только выплаты по основному долгу.
В качестве мер по реструктуризации долгов коммерческие банки могут предоставить стране новый заем, пересмотреть сроки погашения долга (среднесрочных в долгосрочные), обеспечить полное или частичное списание внешнего долга. Как правило, соглашение о реструктуризации предусматривает выкуп правительством частного долга своих компаний со скидкой, обмен со скидкой долгов на другие активы (например, акции других компаний). В 1990-х годах через механизм реструктуризации Лондонского клуба прошли Аргентина, Боливия, Болгария, Мексика, Нигерия, Филиппины, Польша и др. Такая же проблема встала и перед Россией.
Впервые проблема советского долга встала перед Лондонским клубом в 1991 г., когда СССР отказался заплатить проценты по нему. Тогда же в рамках клуба был образован специальный консультативный совет, куда вошли 13 коммерческих банков - крупнейших кредиторов СССР. В 1991 г. после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из вновь образованных государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (в тот момент союзный долг оценивался в 108 млрд долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако в итоге получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре стороны договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило

России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, а также на некоторое время обеспечило доверие потенциальных западных партнеров.
Вопросы для самоконтроля Какие основные факторы способствовали развертыванию процесса глобализации? Каковы отличительные черты финансовой глобализации? В чем заключается опасность главенствующей роли финансового рынка в современной экономике? По каким основным направлениям развивается процесс глобализации? Какие экономические показатели можно использовать для характеристики развития процесса глобализации? Каковы положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны деятельности международных экономических организаций по отношению к России? В чем заключается противоречивое воздействие глобализации на российскую экономику?
Тематика курсовых работ Глобализация и безопасность национальной экономики. Россия и ВТО: выигрыши, потери, безопасность. Теории международного движения капитала и их практическое значение. Международные экономические организации и их взаимодействие с Россией. Проблемы создания новой архитектуры мировой валютно-финансовой системы. Современные тенденции развития экономической интеграции. Транснациональные корпорации: место в мировой экономике и перспективы развития. Финансовая глобализация: факторы развития и противоречия. Роль государства в условиях глобализации. Эволюция механизмов и функций международных экономических организаций в условиях глобализации. Свободные экономические зоны: российская практика и зарубежный опыт. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в условиях глобализации мировой экономики.



Просмотров