Лондонский клуб кредиторов представляет собой. Смотреть что такое "Лондонский клуб" в других словарях


Это международное неформальное объединение представителей частных крупнейших коммерческих банков и финансовых институтов. Образован в 1976 г. с целью разрешения проблем, возникающих в связи с неспособностью развивающихся стран регулярно погашать платежи по внешней задолженности.
В его рамках и по его правилам обсуждаются и принимаются решения о порядке реструктуризации, погашения и обслуживания внешних государственных долгов частным коммерческим банкам и финансовым институтам. Поскольку такие переговоры часто проходят в Лондоне, то клуб получил название «Лондонский клуб».
Членство в клубе условное. Он не имеет какой-либо организационной структуры и обычно собирается в составе банков, имеющих наиболее крупные требования к стране-должнику, чье дело они рассматривают. В рамках клуба по результатам переговоров принимаются решения, которые касаются двухсторонних отношений с должником. Долги Лондонскому клубу - коммерческая тайна. Все соглашения - джентльменские, т.е. устные.
Интересы банков-кредиторов представляет Банковский консультативный комитет (БКК) в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. И хотя в реструктуризации долга могут участвовать сотни банков, в состав данного комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и Банковским консультативным комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только тогда соглашение может быть подписано. Условием заключения соглашения является принятие страной-должником программы МВФ о структурной перестройке экономики и проведения экономических реформ. Реструктуризации подлежат только выплаты по основному долгу.
В качестве мер по реструктуризации долгов коммерческие банки могут предоставить стране новый заем, пересмотреть сроки погашения долга (среднесрочных в долгосрочные), обеспечить полное или частичное списание внешнего долга. Как правило, соглашение о реструктуризации предусматривает выкуп правительством частного долга своих компаний со скидкой, обмен со скидкой долгов на другие активы (например, акции других компаний). В 1990-х годах через механизм реструктуризации Лондонского клуба прошли Аргентина, Боливия, Болгария, Мексика, Нигерия, Филиппины, Польша и др. Такая же проблема встала и перед Россией.
Впервые проблема советского долга встала перед Лондонским клубом в 1991 г., когда СССР отказался заплатить проценты по нему. Тогда же в рамках клуба был образован специальный консультативный совет, куда вошли 13 коммерческих банков - крупнейших кредиторов СССР. В 1991 г. после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из вновь образованных государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (в тот момент союзный долг оценивался в 108 млрд долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако в итоге получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре стороны договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило

России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, а также на некоторое время обеспечило доверие потенциальных западных партнеров.
Вопросы для самоконтроля Какие основные факторы способствовали развертыванию процесса глобализации? Каковы отличительные черты финансовой глобализации? В чем заключается опасность главенствующей роли финансового рынка в современной экономике? По каким основным направлениям развивается процесс глобализации? Какие экономические показатели можно использовать для характеристики развития процесса глобализации? Каковы положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны деятельности международных экономических организаций по отношению к России? В чем заключается противоречивое воздействие глобализации на российскую экономику?
Тематика курсовых работ Глобализация и безопасность национальной экономики. Россия и ВТО: выигрыши, потери, безопасность. Теории международного движения капитала и их практическое значение. Международные экономические организации и их взаимодействие с Россией. Проблемы создания новой архитектуры мировой валютно-финансовой системы. Современные тенденции развития экономической интеграции. Транснациональные корпорации: место в мировой экономике и перспективы развития. Финансовая глобализация: факторы развития и противоречия. Роль государства в условиях глобализации. Эволюция механизмов и функций международных экономических организаций в условиях глобализации. Свободные экономические зоны: российская практика и зарубежный опыт. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в условиях глобализации мировой экономики.

Для обеспечения интересов кредиторов (в первую очередь, из развитых стран) при получении долгов от развивающихся и бывших социалистических государств созданы Парижский клуб кредиторов и Лондонский клуб коммерческих банков-кредиторов. Это объединения, сотрудничающие друге другом и с МВФ и МБРР. Парижский и Лондонский клубы ведут переговоры с государством-должником, согласовывают принципиальную основу для частичного списания долга либо для его реструктуризации (пересмотр сроков, процентов, условий кредита).

Парижский клуб кредиторов был образован в 1956 г. и представляет собой важнейшее неформальное финансовое объединение государств-лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский, и отличается от Лондонского "как государство отличается от коммерческого банка". Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их взаймы исходя не из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие банки дают международные наймы осторожно – только если заемщик обещает большие проценты.

Парижский клуб представляет собой межгосударственный механизм, не имеющий статуса международной организации. Основные задачи Парижского клуба – не допустить объявления государством-должником одностороннего моратория на выплату задолженности, обеспечить участие такого государства в системе международного кредитования, равномерно распределять между кредиторами бремя реструктуризации долгов. Формально Парижский клуб не имеет ни устава, ни организационных структур. В практике его деятельности сложилась система принципов, которыми руководствуются государства-члены:

  • – рассмотрение обращений государств-должников, только если невыплата ими долга в срок является неизбежной;
  • – строго индивидуальный подход к каждому государству-должнику;
  • – обусловленность пересмотра порядка погашения долга;
  • – равномерное распределение потерь от пересмотра долга между всеми государствами-кредиторами.

Главная идея деятельности Парижского клуба – проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение поддерживает списание беднейшим странам части долгов. В 1994 г. Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67% долга. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80%. Максимальная скидка предоставляется только при условии активного проведения рыночных реформ.

Члены Клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Дания, Испания, Италия, Канада, Норвегия, Португалия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония. Особенность структурной организации Парижского клуба – это собрание представителей суверенных государств-кредиторов иод председательством чиновника Государственного казначейства Франции. Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, поэтому в переговорном процессе может участвовать любое государство-кредитор. Поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития, то члены ОЭСР почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать Всемирный Банк, ЮНКТАД, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Россия является членом Парижского клуба кредиторов как правопродолжатель СССР по предоставлению кредитов развивающимся странам. В 1997 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Россией и Парижским клубом, в соответствии с которым Россия стала полноправным членом Клуба в качестве государства-кредитора. При этом Россия занимает в Парижском клубе двойственное положение, являясь и должником одних стран, и кредитором других.

В рамках Парижского клуба выработан базовый перечень условий реструктуризации долга.

Лионские условия (для стран со средним уровнем дохода на душу населения) предполагают реструктуризацию 100% долга: срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом по рыночным процентным ставкам.

Торонтские условия применяются в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня. Предусматривают три варианта льготных режимов: уменьшение суммы долга, долгосрочные долги, уменьшение платежей по обслуживанию долга.

Хьюстонские условия предназначены для стран с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Срок погашения коммерческих кредитов – 15 лет, льготный срок – восемь лет. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства.

Тринидадские условия предусматривают списание двух третей долга.

Лондонские (усиленные Торонтские) условия предусматривают четыре варианта сокращения на 50% стоимости подлежащих консолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам.

Возможностей давления на должников у Клуба гораздо больше, чем у "независимого" кредитора. Для стран- должников урегулирование задолженности членам Клуба выступает необходимым условием получения кредитов МВФ и МБРР, распространения на них программ облегчения бремени задолженности.

Лондонский клуб представляет собой многосторонний механизм сотрудничества, не являющийся международной организацией. Клуб создан с целью выработки договоренностей с государствами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, и погашения их межбанковской задолженности. Лондонский клуб объединяет 600 коммерческих банков-кредиторов наиболее развитых стран мира. Основные принципы деятельности Лондонского клуба схожи с принципами деятельности Парижского клуба.

Руководящие принципы Парижского клуба в отношении невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени применяются и к Лондонскому клубу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. К середине 1980-х гг. было заключено около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с развивающимися странами на 130 млрд долл. США. В конце 1985 г. начала применяться новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера): проведение анализа программы финансового выравнивания страны-должника.

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет информационный меморандум. Кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание, на котором согласовывают основные условия и оформляют соглашения о пересмотре долга.

Основное отличие Лондонского клуба от Парижского состоит в том, что Лондонский занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, а Парижский пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, его процедуры и организация носят более свободный характер, чем в Парижском клубе. Коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют единый руководящий комитет для защиты своих интересов. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, па которые приходится 90–95% обязательств должника.

В 2000 г. Парижский и Лондонский клубы приняли совместную Декларацию о принципиальных подходах клубов к вопросу о взаимоотношениях между инвесторами и государствами-заемщиками, где они признали равную финансовую ответственность по ущербам, которые несут государства-кредиторы и коммерческие доноры в случае реструктуризации долга.

Лондонский клуб - это форум по пересмотру сроков погашения кредитов, которые предоставлены коммерческими банками без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов. Это неофициальная организация, в состав которой входят коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны так называемого "третьего мира". В 1985 г. был разработан План Бейкера , который определил основные задачи в проведении анализа программы финансовой равенства стран-должников. Такую стратегию начали применять для стран со средним уровнем дохода.

Основная цель Лондонского клуба - облегчить для развивающихся стран условий обслуживания долга.

В организационной структуре Лондонского клуба интересы банков-кредиторов представляет консультационный комитет, в состав которого входят те банки, на долю которых приходится максимальная доля долга страны. Однако при этом организация не имеет постоянного председателя или секретариата, поэтому ее процедуры имеют достаточно свободный характер, что позволяет применить гибкий подход при рассмотрении вопроса реструктуризации долга для каждой конкретной страны. Лондонский клуб не имеет формальных процедур пересмотра сроков погашения долга, коммерческие банки, которые являются главными кредиторами страны, желающей реструктуризации своей задолженности, составляют Банковский консультативный комитет (БКК) для защиты интересов коммерческих банков-кредиторов. В состав БКК обычно входит не более 15 банков. Реструктуризация долга в Лондонском клубе проводится в семь этапов.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает размер процентных ставок по кредитам, обычно коммерческие банки просто предоставляют странам-должникам новый заем в качестве мер по реструктуризации. Однако в последнее время все большее количество коммерческих банков выражает свое недовольство такой практикой предоставления дополнительных финансовых средств. Современные соглашения о пересмотре долга создают набор альтернативных финансовых возможностей инструментов уменьшения суммы долга.

Тема 1. Предмет и метод курса «Международная экономика»

    Международная экономика в системе экономической науки

    Определение предмета и метода изучения курса «Международная экономика»

Тема 2. Сущность международной торговли и ее базовые понятия.

    Сущность международной торговли и ее значение. Специфические черты МТ.

    Классификация товаров

    Формы международной торговли

    Методы международной торговли

Тема 3. Основные теории развития международной торговли

    Классические теории международной торговли (МТ)

    Альтернативные теории МТ

Тема 4. Международная торговая политика

    Основные типы торговой политики.

    Тарифные инструменты торговой политики.

    Нетарифные инструменты торговой политики.

Тема 5. Мировые рынки товаров и услуг

    Мировые товарные рынки

    Услуги и их классификация в международной торговле

    Состояние и структура мирового рынка услуг

Тема 6. Международное движение капитала

    Сущность и формы международного движения капитала

    Прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

    Международные портфельные инвестиции

    Международное движение ссудного капитала.

Тема 7. Роль ТНК в международном движении капитала

    ТНК как главный субъект МЭО

    Общие тенденции движения ПИИ ТНК

Тема8. Международная миграция рабочей силы

    Место трудовой миграции в международном движении факторов производства.

    Экономическая природа миграции.

    Масштабы и основные направления международной миграции.

    Последствия международного перемещения трудовых ресурсов.

Тема 9. Международная передача технологий

    Сущность и формы международного технологического обмена

    Международная лицензионная торговля

    Международная торговля инжиниринговыми услугами

Тема 10. Национальная экономика в системе мирового хозяйства. Классификации стран мира.

    Национальная экономика как объект мировой экономической системы. Региональный и типологический подходы к классификации стран мира.

Тема 11. Сущность и цели интеграционных процессов. Уровни интеграции и региональные интеграционные объединения.

    Сущность интеграционных процессов

    Уровни международной экономической интеграции

    Особенности европейских интеграционных процессов

    Особенности развития интеграционных процессов в странах Северной Америки.

    Специфика интеграции латиноамериканских стран.

    Отличительные черты интеграции в Азии.

Тема 12. Валюта и валютные курсы.

    Сущность валюты и валютного курса

    Расчетные виды валютных курсов

    Кросс-курс и трехсторонний арбитраж

    Виды валютных курсов в зависимости от степени гибкости

    Зависимость цен от изменения валютного курса

    Факторы, влияющие на валютный курс

Тема 13. Валютные отношения и платежный баланс

    Сущность валютных отношений и валютной политики

    Международные расчеты и их основные формы

    Платежный баланс и его структура

    Балансирование статей платежного баланса

Тема 14. Эволюция мировой валютной системы

    Золотомонетный (золотой) и золотодевизный стандарт

    Бреттон-Вудская валютная система

    Ямайская валютная система

Тема 15. Мировая финансовая система

    Характеристика мировой финансовой системы

    Мировые финансовые центры

Тема 16. Мировые финансовые рынки

1. Мировой валютный рынок

2. Мировой кредитный рынок

3. Мировой рынок ценных бумаг

Тема 17. Регулирование международной торговли

    ВТО и ее роль в регулировании международной торговли

    Международное регулирование торговли экономическими органами ООН

    Направления деятельности Международного торгового центра (МТЦ)

Тема 18. Регулирование международного движения факторов производства

1. Регулирование международного инвестирования

2. Регулирование международного технологического обмена

3. Регулирование международной миграции рабочей силы.

Тема 19. Регулирование валютно-кредитной политики стран

    Международный валютный фонд

    Банк международных расчетов

Тема 20. Регулирование внешней задолженности стран

1. Деятельность Парижского клуба

2. Деятельность Лондонского клуба

Лондонский клуб Парижский клуб и РФ.

Работу выполнила: Маковская Мария

Группа: 51 Б

1. Деятельность Парижского клуба

Парижский клуб (создан в 1956г.) – межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран. Его цель – пересмотр условий внешних займов развивающихся стран для избежания одностороннего моратория. Клуб практикует продление сроков погашения долга или его части, списание 30-60% задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям.

Парижский клуб не имеет жесткой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают его практику работы. Председателем Парижского клуба традиционно является высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции, небольшой секретариат также размещается во французском казначействе. Главной функцией клуба являются проведение многосторонних переговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности. Основными членами Парижского клуба являются развитые страны – члены ОЭСР. По результатам переговоров с должниками на многосторонней основе члены Парижского клуба подписывают Согласованный протокол реструктуризации долга, содержащий:

Условие о консолидации платежей по обслуживанию долга и просроченных платежей;

Дату, по состоянию на которую подписанные соглашения о кредитах попадают под реструктуризацию;

Консолидационный период, в течение которого должна произойти реструктуризация долга;

Доля долга, подлежащая реструктуризации;

Условия первого взноса по реструктуризованной задолженности;

График платежей.

Условия согласованного протокола вступают в силу только после того, как страна-кредитор и страна-должник договорятся на двусторонней основе по списку кредитов, подлежащих реструктуризации.

Время от времени Парижский клуб согласовывает условия, на которых реструктуируются долги развивающихся стран.

В апреле 1996 года договорённости с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности (включая предварительные договорённости) выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долларов. Из них 45% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 года, а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами начиная с 2002 года.

Таким образом, вступление России в Парижский клуб (в 1997 г.) заставило страну признать свое обязательство по долгу СССР отказаться от части дебиторского долга. В то же время Россия добилась фиксации курса рубля по задолженности на уровне 1990 г. – 60 копеек за доллар. Кроме того, она приобрела дополнительные возможности по возврату долгов от своих собственных должников. Бывший СССР активно поддерживал страны "социалистической ориентации", которых было больше 20. Самыми крупными должниками нашей страны являются Куба, Сирия, Монголия, Вьетнам, Ирак, Эфиопия, Йемен, Мозамбик, Сомали. Почти все эти государства – должники СССР имеют соглашения с Парижским клубом.

2. Лондонский клуб

Лондонский клуб – это международное объединение представителей более 60 крупнейших частных коммерческих банков, сформировавшееся в 80-е годы. Цели этой организации – разрешение проблем, возникающих в связи с неспособностью развивающихся стран регулярно погашать платежи по внешней задолженности. Лондонский клуб в основном кредитовал развивающиеся и социалистические страны. Россия в списке должников занимает четвертое место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. Именно на этом рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции.

Лондонский клуб не имеет какой-либо организационной структуры и собирается в составе тех банков, которые имеют наиболее крупные требования к стране-должнику, дело которой они рассматривают. В рамках Лондонского клуба банки заключают с правительством страны-должника либо о ежегодной реструктуризации долга, либо о многолетней реструктуризации. Условием подписания соглашения о реструктуризации обычно являются принятие страной программы МВФ по структурной корректировке экономики и осуществлению экономических реформ и наличие жесткого мониторинга за ее исполнением. Реструктуризации подлежат только выплаты основного долга, тогда как все просроченные суммы должны быть выплачены в момент подписания соглашения о реструктуризации. Набор мер по реструктуризации в рамках Лондонского клуба обычно ограничивается:

Соглашениями о выкупе, по которым правительство страны-должника покупает частный долг своих компаний со скидкой у иностранных банков;

Об обмене со скидкой долгов на другие активы, такие как акции национальных компаний;

Сокращение платежей по обслуживанию долга и предоставлении новых займов для выплаты старых долгов.

В 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде было решено, что должником Лондонского клуба со стороны России будет выступать Внешэкономбанк.

В 1996 году с Лондонским клубом было заключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях, предусматривающих выплату долга за 25 лет. Процесс выверки всех первоначальных кредитных соглашений окончательно завершился в конце 1997 года, когда Внешэкономбанк непосредственно приступил к долгосрочной реструктуризации советского долга на общую сумму в 28,5 млрд. долларов. Было выпущено два новых инструмента – PRIN (на сумму основного долга) и IAN (на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 годах соответственно. Подписанный договор о реструктуризации предусматривал погашение основной части долга (22,5 млрд. долл.) в течение 25 лет. При этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий объём которых – 6 млрд. долл.

В конце 1997 г. Россия вступила в Лондонский клуб.

Общие и отличные характеристики Лондонского и Парижского клубов

Функциональный признак

Лондонский клуб

Парижский клуб

Цель деятельности

Решение финансовых проблем стран, которые развиваются, относительно обслуживания и погашение внешнего обязательства

Статус и организационная структура

Неформальные компании без официального мандату с непостоянным составом участников

Процедурная компания деятельности

Основные подходы к оценке финансового поведения дебиторов и условий кредитования идентичные

Периодичность созывов заседаний

Жестко не регламентируется; заседания проводятся в случае текущей потребности

Начало деятельности

1976 г.

1956 г.

Сфера деятельности

Реструктуризация долга коммерческим структурам

Реструктуризация долга официальным (государственным) кредиторам

Начало программы реструктуризации

Определяется дебитором (дата, указанная в информационном сообщении должника об отказе от уплаты обязательств)

Определяется кредитором (дата, из которой страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику новые займы)

Представительство интересов кредиторов

Интересы кредиторов представляет Банковский консультативный комитет (БКК) из числа наиболее заинтересованных банков

Интересы кредиторов представляют самые влиятельные банки, независимо от их доли в долговом финансировании

Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы задолженности

Условия «старых» задолженностей не пересматриваются. Клуб согласовывает пакет мероприятий по реструктуризации займа, и банки становятся владельцами новых евробондов

Договоренности прошлых периодов могут быть пересмотренные

Необходимость поддержания дебиторов МВФ и другими финансовыми учреждениями

Не является обязательной

Реструктуризация обязательства объединяется с требованием подписания соглашения на выделение траншей МВФ и альтернативное кредитование из других источников

3. Внешний долг России

В прошедшем десятилетии Россия систематически прибегала к масштабным внешним заимствованиям. С середины 90-х годов этот процесс дополнился экспансией внутреннего долга. Девальвация рубля в 1998 году мгновенно утяжелила относительное бремя внешнего долга в несколько раз, так что к 2000 году оно составило 95% ВВП, что почти вдвое превышает критическую отметку, установленную международными финансовыми организациями на уровне 50%. В результате Россия оказалась одним из крупнейших должников в мире, и перед ней со всей остротой встала проблема обслуживания и погашения своих долгов.

Вместе с тем, в начале октября 2001 года два международных рейтинговых агентства, Fitch IBCA и Standard & Poor’s, повысили долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной и местной валюте в евробондах. Fitch увеличило свой кредитный рейтинг России с B до B+, а Standard & Poor’s изменило свой прогноз российского рейтинга кредитоспособности со стабильного на позитивный. По заявлениям рейтинговых агентств, улучшение кредитных оценок России связано с положительными сдвигами в экономике страны. Одновременно отношение внешнего государственного долга к ВВП сократилось до 50% (по материалам Financial Times).

Впервые с конца 2001 года Минфин опубликовал официальную информацию по внешнему долгу России. Как говорится в официальном сообщении Министерства финансов России, госдолг России на 1 января 2003 года (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерации) составил $122,1 млрд. против $130,1 млрд. на 1 января 2002 года.

Долг странам - членам Парижского клуба кредиторов составляет $44,7 млрд., странам, не вошедшим в Парижский клуб кредиторов - $7,7 млрд. "Коммерческая" задолженность на 1 января 2003 года составляла $3,9 млрд.

Задолженность перед международными финансовыми организациями на 1 января 2003 года составила $13,9 млрд., в том числе, Международному валютному фонду Россия должна $6,5 млрд., Всемирному банку - $7,0 млрд., Европейскому банку реконструкции и развития - $0,3 млрд.

Долг по еврооблигациям на начало года составил $36,9 млрд., по облигациям внутреннего валютного займа (4-8-го траншей) - $9,3 млрд.

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России - $6,2 млрд.

Сейчас, после завершения процесса урегулирования внешней задолженности бывшего СССР, акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещён, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на "нулевой" вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объём вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга. В последние годы это правило строго соблюдается: с начала 1999 по 2001 год совокупный внешний долг России сократился с более чем 150 млрд. долларов до менее чем 147 (на 1.01.01).

Другим составным элементом, требующим серьёзной проработки, является формирование оптимальной структуры внешних заимствований. Следует обратить внимание прежде всего на структуру заимствований по срочности. Вновь привлекаемые иностранные кредиты и займы – это новый долг, меняющиё графики погашения и обслуживания ранее накопленного внешнего долга. Из опыта бывшего СССР известно, что неоптимальная структура заимствований привела к образованию "пиков" платежей, спровоцировавших долговой кризис. Причём даже приемлемые условия каждого нового кредита, займа, выпуска ценных бумаг в отдельности не исключают их негативного совокупного воздействия на общий график платежей по внешнему долгу.

Список литературы

  1. http://odiplom.ru/ekonomika/parizhskii-i-londonskii-klub
  2. http://forexaw.com/TERMs/Corporations_and_companies/European_companies/l796_%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1_London_Club
  3. http://model.vscc.ac.ru/vers3/DE/mvko/95mvko_lec95.htm

Робота

з дисципліни

Інвестування

«Міжнародні фінансові організаціі»

Виконав:

студент 3 курсу

спеціальності «Маркетинг»

Давиденко Олексій

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные 2) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.) Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Международные организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.). Для классификации международных организаций, как правило, применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи, например, Европейскому Союзу (ЕС). Большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих властных полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств. Наиболее известны и авторитетны следующие международные организации: Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Европейский инвестиционный банк, Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация.

Международный валютный фонд Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его за­дачами, изложенными в Уставе МВФ, являются сотрудничество в международ­ных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валют­ных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между стра­нами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения вре­менных нарушений их платежных балансов. С начала 80-х гг. МВФ стал пре­доставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7-10 лет) на «структурную перестройку экономики» странам-членам, осуществляющим радикальные эко­номические и политические реформы. МВФ начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализирован­ного органа ООН. Место нахождения центрального аппарата, г. Вашингтон, имеет свои отделения и представительства в ряде стран. Учредителями МВФ были 44 страны, в наши дни его членами являлись 182 государства. Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в со­ответствии с устанавливаемой для каждой страны квоты, которая определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в мировой экономике и внешней торговле. При создании Фонда его капитал составлял 7,7 млрд. долл. США. В последующие годы в связи с приемом новых членов и увеличиваю­щейся потребностью в средствах для оказания помощи нуждающимся странам уставный капитал возрастал каждые 5 лет, а также корректировались квоты стран в соответствии с их меняющейся ролью в мировой экономике. На состо­явшейся в 1997 г. в г. Сянгане (Гонконге) сессии МВФ было принято решение о повышении его капитала на 45%, и после одобрения этого решения парламен­тами стран-членов (такой порядок принят в Фонде), уставный капитал МВФ увеличен до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.). Первоначально страны-члены должны были оплачивать 25% квоты золотом, а остальные 75% - националь­ной валютой. Начиная с 1978 г. вместо взносов золотом оплата в размере 22,7% квоты производится резервными активами (СДР и конвертируемой валютой). В дополнение к собственному капиталу для расширения кредитной деятельности МВФ привлекает заемные средства. Для пополнения кредитных ресурсов МВФ использует следующие «механизмы»:генеральное соглашение о займах; новые соглашения о займах; заимствование средств у государств - членов МВФ. Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными орга­нами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизацион­ными фондами. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, ко­торая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По исте­чении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную опе­рацию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете националь­ную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и процент­ную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается на ос­нове рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего это 6-8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как погашение задолженности Фонду. Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получе­ния связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда при­емлемых для этих стран. Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда (на специальном счете в центральном банке страны-заемщика) запаса национальной валюты. Резервная доля возрастает, если Фонд приобретает у страны-заемщика ее национальную валюту для кредитования других госу­дарств - членов МВФ. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в соответствии с дополнительным кредитным соглашением, образует ее кредитную позицию. В целях оказания помощи странам - членам МВФ, испытывающим трудности в экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия в решении обширных проблем экономического и соци­ального характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предос­тавляют средства на валютных условиях. К ним относятся: Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, сред­ства которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедст­виями, непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами; Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых то­варов, создаваемых в соответствии с международными соглашениями; Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслужи­ванию внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами; Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике пу­тем осуществления радикальных экономических и политических реформ.

Группа Мирового банка Группа Мирового банка включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала - Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует осуще­ствлению в ряде стран программ экономического развития.

Международный банк реконструкции и развития МБРР, более известный как Мировой или Всемирный банк, был создан в 1944 г. с целью оказания помощи п восстановлении и развитии экономики за­падноевропейских стран, хозяйство которых было подорвано Второй мировой войной. С середины 50-х гг. после восстановления положения в этих странах основное внимание МБРР было переключено на содействие экономическому развитию государств, освободившихся от колониальной зависимости. Мировой банк как специализированный институт ООН оказывает развивающимся стра­нам финансовую помощь, выступает в роли советника в разработке программ их экономического развития, координирует действия промышленно развитых стран и развития международных экономических организаций, оказывающих техническое содействие этим государствам.

Международная финансовая корпорация МФК была создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК креди­тует также государственные предприятия, работающие как самостоятельные акционерные компании. Кредиты направляются на реализацию высокорента­бельных проектов в наиболее развитых развивающихся странах, что связано с высокой стоимостью кредитов. К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в ус­тавной капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвра­щенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках. МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и То­кио. Действуют представительства в Африке, Азии, Латинской Америке и Ев­ропе, а также консультативные бюро по разработке проектов (Project Develop­ment Facilities).

Международная ассоциация развития. МАР и МБРР преследуют во многом одни и те же цели - предоставле­ние займов/кредитов для приоритетных, экономически и технически обосно­ванных проектов в рамках национальной экономики. Организации различаются по источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерче­ские, условиях (в основном государствам, отвечающим определенным требова­ниям, а именно возвращающим кредиты), то МАР, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам (с ежегодным душевым доходом менее 1200 долл. США.). МАР располагает тремя основными источниками финансирования: при­были МБРР, взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-чле­нов. Сюда добавляется возврат ранее предоставленных кредитов. Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономиче­ской экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям МАИГ, основанное в 1988 году, является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью. Основной целью МАИГ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве допол­нения к деятельности институтов группы Всемирного банка.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) - инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 60 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 27 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии. Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся политический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Парижский клуб кредиторов Парижский клуб кредиторов - это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Оно объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

Лондонский клуб кредиторов

Лондонский клуб, официально известный под названием «Консультативный комитет коммерческих банков», представляет собой форум, на котором происходит реструктуризация долгов, предоставленных коммерческими банками (без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов). Как и в случае Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости.

Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в контексте переоформления задолженности Заиру. В период, который предшествовал мексиканскому долговому кризису 1982 г., переоформление обычно охватывало просроченные платежи в счет погашения основной суммы долга без предоставления новых средств. После долгового кризиса в Мексике банки начали многочисленные чрезвычайные операции по переоформлению, во время которых к должникам применялись серьезные санкции. С 1985 г. банки осознали, что репрессивные мероприятия уменьшают вероятность платежей и, таким образом, только ухудшают положение. С этих пор условия реструктуризации были смягчены путем уменьшения спредов и удлинение как периода консолидации, так и периода погашения.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

·Положение об общем доступе. При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из кредиторов;

·Положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и залог, которые зависят от фактического объема риска банка;

·Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника, которому или угрожает дефолт, как в последние годы, или который уже предположил неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга.



Просмотров