Логопед обучение. Профессия логопед: плюсы и минусы

Суть профессия логопеда довольно проста — это исправление дикции у детей и взрослых, устранение ее недостатков, в том числе, заикания, картавости, шепелявости и т.д.

Такой специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию. В функции логопеда может входить работа со многими нарушениями речи, но как считают сами представители этой профессии, лучше концентрироваться на одном направлении. Скажем, выбрать лечение заикания или устранение дисграфии и дислексии (проблем письма и чтения).

Кто такой логопед-дефектолог

Нарушения речи бывают не только у здоровых детей (без проблем со слухом, зрением и интеллектом). Есть отдельная категория — «тяжелые» дети, и с ними работают особые специалисты — логопеды-дефектологи. Они развивают не только артикуляцию, но и познавательную деятельность детей в целом — память, внимание, восприятие, мышление и многие другие способности и навыки.

Места работы

Как правило, должность логопеда предусмотрена в образовательных и медицинских учреждениях:

  • в детских садах;
  • в больницах и поликлиниках;
  • в специализированных центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции, где лечатся нарушения слуха и речи у детей.

Альтернативный вариант «трудоустройства» — открытие своего частного логопедического кабинета.

История профессии

Зачатки логопедии появились в Европе в XVII веке в рамках сурдопедагогики — отрасли, занимающейся проблемами глухих и слабослышащих детей. При наличии слуха речевые дисфункции лечить не стремились, считая их проблемой исключительно физического характера. Если же все-таки брались, то лечили только медицинскими способами.

Только с середины XX века проблемы артикуляции начали рассматривать с точки зрения психологии, что и привело к развитию логопедии как науки так и отдельной профессии.

Обязанности логопеда

Основные должностные обязанности логопеда можно свести к следующим:

  • осмотр клиентов и выявление особенностей их речевого развития;
  • постановка логопедического диагноза;
  • определение способов и методик лечения;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий по постановке речи;
  • разработка упражнений и «домашних заданий»;
  • оценка результатов обучения по итогам определенного периода времени.

Также логопед может заниматься ведением отчетной документации и разработкой методических пособий.

Требования к логопеду

Стандартные требования к логопеду таковы:

  • высшее логопедическое (или дефектологическое) образование;
  • опыт работы, в том числе по определенному направлению (с детьми, с взрослыми, с больными ДЦП, с пациентами неврологического профиля и т.д.).

В редких случаях от логопеда требуется и наличие авторской методики.

Образец резюме логопеда

Как стать логопедом

Если вы решили стать логопедом, то необходимо получить высшее педагогическое образование по специальности «Логопедия» и квалификации «Учитель-логопед». В дополнении к этому необходим опыт практики. Его можно получить в государственных учреждениях, работая помощником или логопедом начального уровня.

Помимо образования и опыта потребуется ряд личностных качеств — любовь к детям, коммуникабельность, высокий уровень терпения и выдержки, умение нестандартно мыслить и находить подход к каждому ученику.

Зарплата логопеда

Заработная плата логопеда совсем невысока и находится в пределах от 15 и примерно до 60 тысяч рублей в месяц. В частных учреждениях столицы и крупных мегаполисов, обычно, предлагают очень приличные оклады.

Средняя зарплата логопеда составляет чуть более 20 000 рублей.

Еще один вариант заработка — открытие своего кабинета. Если логопеду получится выйти на взрослую аудиторию, часто выступающую перед публикой и нуждающуюся в чистой, красивой речи (представителей бизнеса, политики и масс-медиа), можно зарабатывать очень приличные деньги.

Дефектолог-логопед - высококвалифицированный специалист, работающий с особенными детьми. Как сходятся во мнении все коллеги таких профессионалов, работа их сложнее, чем у большинства преподавателей. Приходится взаимодействовать с самыми разными детьми, имеющими вегетативные, функциональные нарушения. Задача логопеда - отработать способность говорить с малышами, которых не обучили этому базовому для человека навыку в период, когда это положено по возрасту.

Современность и образование

Требования нашей повседневности таковы, что приходится все больше времени взаимодействовать с машинами. Это имеет ряд положительных аспектов, но не обошлось и без минусов: все шире поле для работы дефектологов-логопедов. Многие детишки, прекрасно обращаясь с техникой, с трудом осваивают навыки речи, страдают логопатией и косноязычием. Это приводит к социальным проблемам и сложностям взаимодействия, как следствие, внутренним психологическим проблемам. Ребенок становится замкнутым, необщительным, неуверенным в собственных силах, боящимся расширять кругозор. Такое чадо редко позволяет себе любопытство и освоение нового, но часто ощущает себя несчастным.

Так складывается, что многие современные дети учатся жить, проводя время перед экранами телевизоров, и потом стараются копировать поведение и манеру речи актеров, героев сериала. Родители же, слишком занятые работой, просто не имеют возможности контролировать этот процесс.

Всему научат! Или нет?

Многие взрослые привыкли думать, что в школе ребенка обучат всему необходимому - говорить, считать, вести себя правильно. Мнение ошибочное - на школу таких обязательств не возлагается. Период изучения букваря строго ограничен временными рамками, и учителя просто не имеют возможности корректировать программу под отдельных детишек, не успевающих за основной группой. Одновременно с изучением букваря малыша учат читать по слогам. Иногда родители, в некий момент обнаружив неудовлетворительные результаты такого обучения, в ужасе хватаются за голову и приступают к поискам дефектолога-логопеда, способного исправить ситуацию.

Из педагогической практики известно, что неправильное речевое восприятие возможно у внятно говорящих, конгениальных малышей, если есть фонематические сложности. Такое в большей степени свойственно дошкольному возрастному периоду. Выше вероятность проблемы у левшей. Если вовремя не обратить на это внимание, к средней школе проблема станет причиной отставания по разным гуманитарным дисциплинам.

Как помочь?

Дефектолог-логопед располагает специфическими знаниями и подходами, позволяющими ему успешно взаимодействовать с особенными детишками. Такой специалист практикует неординарные относительно общепринятых в педагогической практике подходы. Его основная задача - помочь ребенку включиться в образовательный процесс. Для этого необходимо присмотреться к индивидуальным особенностям конкретного чада, понять, каковы причины проблем, какая помощь нужна.

Опытный дефектолог - логопед и психолог, как говорится, «в одном флаконе». Такой специалист должен уметь создать дружеские отношения с ребенком, организовать атмосферу во время занятий, найти точки соприкосновения с обучаемым, вступить с ним в тесный контакт. Профессионалы этой категории работают с детьми дошкольной, школьной возрастных групп. Для этого нужно уметь пользоваться разными программами, выбирая оптимальную для конкретного случая.

В рамках рабочего процесс логопед-дефектолог (и психолог по совместимости) учит ребенка писать, читать, формирует правильное произношение, интенсивно работает для устранения сложностей сенсорики, применяя индивидуальные программы.

Нужно ли мне это?

Детский логопед-дефектолог многим родителям кажется непонятным специалистом, помощь которого их детям точно не нужна - вдруг окружающие подумают, будто бы чадо отстает в развитии! Как говорят профессионалы, такой подход некорректен. Не нужно бояться дефектолога, стесняться, если нужна помощь квалифицированного специалиста. Самостоятельно обыватель вряд ли сможет обучить ребенка, у которого проблемы с речью и чтением, поскольку нет доступа к специфическим методикам, которые используют в своей работе логопеды - а этому обучаются в вузах не один год.

Плохое чтение исключает грамотность ребенка в будущем. Неграмотность, косность языка не позволяют человеку полноценно мыслить. Обучение речи - задача сложная, а работа требует немалого времени. Детский логопед-дефектолог кропотливо трудится над всеми сложностями, свойственными конкретному случаю, но за неделю или две занятий с новым специалистом малыш не научится всему словно бы по мановению волшебной палочки - на это рассчитывать не стоит, курс будет длительным.

Проблемы и реальность

В последние годы широта поля работы логопеда-дефектолога увеличивается и за счет повышения количества детей, страдающих разнообразными нарушениями, отклонениями, обусловленными особенностями психики, физиологии. Помощь специалиста нужна при ДЦП, нарушениях зрения, слуха, при недостатках языковой культуры и распаде познавательной деятельности.

Не все понимают, насколько велика разница между логопедом и дефектологом. Эти два понятия сходны, поэтому нередко их объединяют в одно. Нужно лишь помнить, что дефектология - это наука, призванная педагогическими методиками корректировать поведение пациента, имеющего определенные недостатки в развитии. Для этого применяют восстановительные подходы, образовательные методы.

Логопедия - это одна из ветвей дефектологии наравне с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогикой. Учитель дефектолог-логопед - специалист, применяющий методы дефектологии для исправления патологий, связанных с речевой культурой. Среди дефектологов есть также сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги. Все они - узкоспециализированные профессионалы, способные справиться с конкретной проблемой, присущей ребенку.

В чем заключается работа?

Врач логопед-дефектолог поможет, если у ребенка выявлены языковые несовершенства. Обратиться к такому профессионалу можно через специализированное учреждение. Иногда логопеды состоят в штате массовых образовательных учреждений, но это скорее исключение, нежели правило. Логопед-дефектолог поможет, если обратиться за помощью в центр коррекции, развивающий кружок, а также в частную практику.

Перед началом работы с логопедом ребенка нужно показать комиссии психологов и врачей. Здесь поставят диагноз, оценят, в чем причины отклонений. Логопед, имея на руках заключение, определяет особенности случая и инструментарий, который поможет в конкретном варианте.

Многие привыкли думать, что профессия "логопед-дефектолог" - это специализация, направленная на коррекцию произношения ребенком звуков. На самом деле это представление очень упрощенное. Основная задача логопеда - усовершенствовать речь пациента, сформировать способность говорить связно, накопить словарную базу, наработать фонематический слух, освоить грамматику и начать правильно произносить слова. Логопед обучает искусству словоизменения. Правильные и регулярные занятия помогают исключить письменные нарушения, улучшить память и активизировать мышление, стимулировать мелкую моторику и восприятие пространства.

С чем работать?

Специальность "логопед-дефектолог" есть в ряде вузов нашей страны, и для многих абитуриентов она кажется привлекательной, поскольку в будущем вряд ли возникнут сложности с трудоустройством. Прежде чем поступать на такое направление, нужно ознакомиться с обязанностями дефектолога, чтобы в будущем не разочароваться.

Во многом функции зависят от конкретного рабочего места, универсальной должностной инструкции не существует, но можно сформулировать круг работы в общих чертах. К логопеду обращаются, когда отклонения ребенка таковы, что справиться с ними в рамках общеобразовательной программы невозможно. Дефектолог помогает при отклонениях со зрением, слухом, интеллектом.

Специалист работает над формированием сенсорных навыков, учитывая индивидуальные нарушения, а также прививает гигиенические стандарты, учит играть и показывает приемы игр - при наличии особенностей в развитии нередко игровые способности находятся у малышей ниже среднего уровня. Через речь ребенок получает возможность расширить кругозор и ознакомиться с миром вокруг, а через письмо - анализировать. Говорить и писать ребенка учат, давая представление о звуках, их последовательностях.

А нужен ли мне?

Отзывы о логопедах-дефектологах различны. Некоторые родители, чьи детки нуждались в такой специализированной помощи, признают, что специалист хорошо помог. Указывают, что в рамках работы ребенок получил общие представления о предметах, пространстве вокруг себя, научился взаимодействовать с ними. Другие отмечают, что продолжительный курс улучшил моторику, координацию движений, а само чадо стало более склонно к творческой работе.

Отмечается, что профессионалы особенное внимание уделяют наработке познавательных навыков, благодаря чему ребенок лучше запоминает, повышается способность концентрировать внимание, активизируется мыслительная активность. Для этого используют разные методы и подходы.

Есть и иные отзывы о логопедах-дефектологах. Некоторые говорят, что работа с такими специалистами безрезультатна, а обучение ребенка обошлось в большие деньги и стало лишь источником у чада неуверенности в себе. Как правило, такое возможно при неудачном выборе специалиста. Чтобы не получить неприятный опыт, следует сперва изучить независимые отклики о работе разных специалистов в своем районе, лишь после этого отдавать чадо в ДОУ.

Когда нужен специалист?

Не всегда родителям ясно, уже пришло время обратиться к профессионалу или ребенок развивается нормально, логопед-дефектолог не требуется. Как говорят специалисты, следует направить чадо на коррекцию, если к этому есть показания, с самого раннего возраста. К логопеду записывают с трех лет. Разница во времени объясняется особенностями конкретного состояния, наличием отклонений (нарушение слуха, зрения и прочее).

Планируя направить чадо к дефектологу, важно сделать это вовремя - лучше раньше, чем позже. Получая в вузе квалификацию, логопед-дефектолог усваивает твердо - работу нужно начинать уже тогда, когда расстройство точно диагностировано. Речевые умения у малыша развиваются постепенно, совершенствование происходит шаг за шагом. Чтобы ребенок начал говорить, он нуждается в сформированном речевом аппарате, зрелых центрах в мозговой коре. Важное условие - нахождение в обществе. Это не позволяет логопеду начинать работу раньше достижения пациентом трехлетнего возраста - только к этому времени все предпосылки окончательно готовы. Если до достижения 3 лет видно, что ребенок сильно отстает, необходимо обратиться в комиссию за подбором дефектолога - вероятно, сперва это будет не логопед, а специалист смежной квалификации.

Хочу стать профессионалом!

Чтобы получить соответствующую квалификацию, знания и навыки, необходимо выбрать место, где учиться. Логопед-дефектолог - специализация, на которую обучают в нескольких учебных заведениях нашей страны. Во многом качество будущего специалиста зависит от учреждения, в котором человек получает образование. Так, традиционно считаются престижными расположенные в центральном регионе вузы, но количество мест ограничено, поэтому учиться здесь может далеко не каждый. Преимущественно на логопедов готовят в педагогических университетах.

Планируя получить образование, можно поступить в Уральский ГПУ или Ленинградский имени Пушкина. Обучение логопедов-дефектологов практикуется в Магнитогорском, Челябинском, Тюменском и Курганском госуниверситетах. Можно поступить в Ивановский ГУ, Первый медуниверситета имени Павлова в Санкт-Петербурге или РГПУ имени Герцена. Учатся на логопеда-дефектолога в вузах в Москве - в Институте психоанализа, МГППУ, Городском педуниверситете, Педагогическом госуниверситете.

Особенности обучения

На специальность "логопед-дефектолог" поступить можно уже после школы. Право обучения по такой специальности имеют учебные заведения, располагающие дефектологической кафедрой. Здесь учат не только узкопрофильным дисциплинам, но и общей детской психологии, педагогике, а также объясняют, как необходимо взаимодействовать с детишками, которым присущи отклонения развития. Дефектолог в процессе обучения получает медицинские знания об устройстве речевого аппарата, органов зрения и слуха.

Уже выпустившихся по разным педагогическим, медицинским специальностям лиц нередко интересует, есть ли возможность получить квалификацию логопеда-дефектолога, пройдя коррекционное ускоренное образование, непродолжительную курсовую программу. В настоящее время такое невозможно. Дефектологов готовят только в Можно поступить на второе высшее образование. В этом случае программа обучения займет не более трех лет.

Общее представление

Дефектология - научное направление, посвященное законам, особенностям развития детей, имеющих психические, физические отклонения, несовершенства. Наука занимается особенностями не только образования, но и воспитания такой аудитории. Специалисты, трудящиеся с детишками, призваны развить малыша, помочь ему адаптироваться в социуме, быту, учебе, получить профессию и реализовать себя в иных областях жизни.

Кроме широкопрофильного логопеда, призванного помогать при разнообразных речевых нарушениях, существуют сурдопедагоги. Такие специалисты работают с детьми, имеющими слуховые проблемы. Контингент самый разный - от тех, кто просто плохо слышит, до полностью глухих. При необходимости обучения ребенка, имеющего отклонения, отставание в развитии интеллекта, поможет олигофренопедагог. При зрительных недостатках на помощь придет тифлопедагог.

На первичном приеме специалист обследует ребенка, определяет особенности нарушений, разговаривает с родителями и уточняет обстоятельства, в которых отклонение сформировалось и развилось. По мере надобности дефектолог может посоветовать пройти дополнительные обследования, сдать анализы. Затем специалист проанализирует полученную информацию.

Дефектолог-логопед: какой он?

Считается, что стать хорошим специалистом может высокоинтеллектуальный и целеустремленный человек с развитой интуицией. В этой области работы необходимо быть наблюдательным и коммуникативным, психически и эмоционально стабильным. Для дефектолога-логопеда важна чувствительность, способность к сопереживанию, отзывчивость и тактичность. Эта работа подходит терпеливым и человеколюбивым людям, общительным, обладающим хорошей памятью. Чтобы овладеть всеми профессиональными навыками, необходимо иметь повышенные способности к коммуникации. Для логопеда важно говорить четко и внятно, быть стойким к стрессам и обладеть сильными нервами. Немаловажная личная особенность - хорошо поставленный голос.

Чтобы справиться со своими задачами, логопед-дефектолог должен уметь диагностировать состояние ребенка, обучать его, учитывая индивидуальные отклонения, помогать ребенку развиваться. Важный навык - методики вступления в контакт с обучаемыми вне зависимости от их возраста. Логопед-дефектолог должен быть ответственным, доброжелательным. Невозможно представить себе успешного в этой области человека, если ему не присущ высокий уровень ответственности. Кроме представлений из педагогики и медицины, дефектолог нуждается в психологической подготовке, знании механизмов корректировок отклонений. Необходимо уметь оценить картину в целом, определять возможности коррекции отдельных нарушений, предсказывать развитие ребенка с учетом вносимых в его психику и навыки изменений.

После получения высшего образования найти рабочее место можно в образовательных учреждениях для дошкольной и школьной возрастной группы. Также есть специализированные центры коррекции - частные, государственные.

В некоторой степени близкими к рассматриваемой профессии считаются психолог, учитель и воспитатель.

ТОП 10

направлений профессиональной переподготовки:

Дистанционно, индивидуальная траектория обучения

1. Логопедия

Дистанционное обучение - 948/1080/1372 часов/экстернат . Начать обучение можно в любой день! Более 9 программ обучения, в том числе:

  • Дефектология. Логопедия с присвоением квалификации Учитель-логопед
  • Клиническая логопедия. Диагностико-консультативная и коррекционно-педагогическая работа с лицами (детьми, подростками, взрослыми) с речевой патологией с присвоением квалификации Логопед Нейропсихолог
  • Логопедия. Технологии организации и проведения коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений речевой деятельности с дополнительной
    специализацией в области реабилитации речевых функций, нарушенных после органических поражений головного мозга с присвоением квалификации Логопед и дополнительной квалификации Логопед-реабилитолог
Д истанционное обучение - 256/552/1020 часов

Дистанционное обучение - 256/552/600 часов , несколько программ обучения. Начать обучение можно в любой день!

4.

Дистанционное обучение - 256/552/1080 часов. Начать обучение можно в любой день! Более 9 программ обучения, в том числе:

  • Воспитатель логопедической группы
  • Старший воспитатель дошкольной образовательной организации
  • Методист дошкольной образовательной организации

5.

Дистанционное обучение - 552 часа/1080 часов, несколько программ обучения. Начать обучение можно в любой день!

6. Управление персоналом

Д истанционное обучение - 256/552/1080 часов. Начать обучение можно в любой день! Более 9 программ обучения, в том числе:
  • Стратегическое и операционное управление персоналом организации
    с присвоением квалификации Руководитель в сфере HR
  • Стратегическое и операционное управление персоналом организации. Медиация. Основы конфликтологии: стратегия преодоления кризисных ситуаций с присвоением квалификации Руководитель в сфере HR и дополнительной квалификации Медиатор
Дистанционное обучение - 1020 часов. Присваивается квалификация Психолог. Преподаватель психологии . Начать обучение можно в любой день!

Дистанционное обучение - 440 часов.
Выдается 3 (три) удостоверения о повышении квалификации + сертификат о последипломной переподготовке в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 1998 года № 383

ПОЖАЛЕЛА, ЧТО УЧУСЬ НА ЛОГОПЕДА, потому что...

Лариса

Я-то не пожалела, всем довольна, но точно знаю, что такие есть. Пишите.


Анна

Знаете, Лариса, все зависит от преподавателей, которые ведут дисциплины по логопедии.

Я сейчас студентка 5 курса, специальность: "специальная психология с доп. специальностью "логопедия". Наши преп-ли по логопедии - теоретики. Очень сложно с полученными теоретическими знаниями переходить на практику. Ведь согласитесь, что теорию можно благополучно и самостоятельно изучить. Очень хотелось бы, чтобы уделяли внимание как можно больше практической стороне... Но увы и ах... И к тому же чему можно научиться, если, допустим, курс "логопедический массаж" мы "прогнали" за 4 занятия. Одно из них было практическим (md). За одно полугодие мы изучаем по две - три и более дисциплины по логопедии...И в результате полнейшая каша в голове, которая с трудом поддается систематизации:-(


татьяна

Лариса

Анна, все познается в сравнении, раньше логопедом можно было стать после 9-ти месячных курсов. И эти специалисты действительно считали себя специалистами. А вы комплексуете по поводу своей подготовки, со временем все освоите и раслабитесь.

Я помню свой ужас и беспомощность на первом месте работы логопедом.


Елена

Учиться новой професси очень нравится, жалко только что долго! Хоть я и учусь по ускоренной программе, т.к. получаю второе образование! Образование это всегда процесс САМООБРАЗОВАНИЯ! Я учусь в Петербурге в РГПУ им.Герцена, так у нас вообще логопедический массаж, арт.гимнастика и вообще "посановка звуков" была только теория, без практики, только видео! А ведь это главная школа логопедов России! А работать я собираюсь именно в этой области! И когда попросили позаниматься с ребенком, я достала лекции, кое что прикупила, отработала все на муже и все! Так что главное это теория и свое стремление! Любое образование базируется на самообразовании!


Лариса

Поднимаю забытую тему, развлекаю Всех афоризмами

Занятие логопеда так коротко, что не всегда успеваешь его испортить

Без знакомого логопеда и рождаться не разумно.

Все логопеды сестры, а некоторые и еще хуже...

Надо отдавать логопедам все, что у них есть.

Родившись логопедом, достаточно просто устроиться по специальности...


Ленок

Специальность мне моя нравится, но как ее преподают нет. Я на 5 курсе, а дизартрии у нас так и не было. (sc)

Для себя я решила, что мне больше нравится работать со взрослыми, так у нас абы-кабы преподали афазию. Поэтому приходится самой изучать и познавать это сложное расстройство, как афазия (dt)


Татьяна
Когда закончила университет, устроилась на работу в детский сад. После институ какие знания?- в основном теория. И как слепой котенок, спросить не у кого, за советом к старшим логопедам..., а они не особенно хотят делиться своими знаниями. Думаю и зачем я училась?Так я работала 3 года. Ушла в декрет. Родила девочку с диагнозом-ринолалия. Вот тут я и поняла, что логопедия мое призвание, что для своего ребенка я должна научиться тому, о чем в институте нам прсто читали лекции.Сейчас моему ребенку почти 5 лет. Прогноз удивительный. Я работаю, правда в другом саду, где логопедам продохнуть некогда. И сейчас я с уверенноятью могу сказать- Я люблю свою работу!!!
Лариса

После института тоже варилась в "собственном соку", помогать никто не хотел, набивала шишки год за годом. Проработала 16 лет, а детки все сложнее и сложнее, и до сих пор еще приходится в умные книжки залазить. Так что, милые девочки-студенточки, после института никому еще легко не было.Сама жизнь-вот это институт.


Ольга

Работать начала, учась на 5 курсе. Признаюсь честно, чуть не плакала!Была уверена, что совершила самую большую ошибку в жизни, поступив н а деффак. Знания - сплошная теория, хотя институт не плохой (МГОПУ им. Шолохова). Думала уйти из логопедии сразу после того как получу диплом на руки. Помогла логопед, которая работала (и работает по сей день:)): никогда не отказывала, что бы я не попросила! и вот, шаг за шагом день за днем начанала осваивать все. Теперь думаю, что больше в жизни я уже ничего и не умею. :-)


Юлия

Олечка))Спасибо за доброе слово) Ну когда я кому отказывала))) :-D:-P


Анжела

Вот и я учусь на 5 курсе...,но уже начала работать по будущей специальности(в Д/с).Конечно,очень сложно.Все начинаю с пустого места.На сессии-больше теории,а в практике...куча проблем и вопросов!Спасибо,помогает логопед со стажем,которая работала до меня много лет.По любому вопросу обращаюсь к ней!Конечно,сложно.А тут в связи с этим кризисом и ставку сократили до 0,25!!!Зарплата-смешная!Вот и задумаешься,а надо ли учиться?(p.s.а воспитателем в этом саду работаю уже 14 лет!)


Виктория

А я никогда не жалела о том, что получила такую специальность:-) и даже сейчас, когда начала работать, тяжело и трудно, всю информацию черпаю из книг, путем проб и ошибок иду вперед.

Конечно, было бы здорово иметь рядом с собой логопеда опытного со стажем, к кторому можно обратиться за советом..но если такого нет человека, значит нужно расчитывать только на себя.. правда иногда думаешь- что я делаю? куда иду? правильно- неправильно... :-)


Ольга

да, начинать всем нелегко. А разве сама жизнь очень легкая?! Я тоже начинала с нуля, и хоть рядом были опытные логопеды, но никто не хотел помогать. Шишек набила немало, но я очень им благодарна, потому что ТОТ опыт ничем не заменишь! А это был детский дом, детки с различными патологиями, но главное- социально и эмоционально депривированные. :"(


Inna

Елена ИЛЬЧЕНКО (У...
Муж не возражал? думаю классно вечер;-) провели


«Хочу получить специальность «логопед». Стоит ли? Будет ли востребована эта профессия в ближайшие 10 лет?»

Говорить чисто и правильно — это острая необходимость.

Раньше специальности логопед вообще не существовало. Люди говорили так, как могли, и никто, в общем-то, не обращал внимание на дефекты речи. Это не воспринималось как сильное отклонение от нормы.

Впервые исправлять звуки пытались еще в Европе в XVII веке. Это были педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то, по-видимому, это считали нормой. Дефекты речи раньше считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами.

Почти у всех детей в раннем возрасте присутствуют те или иные недостатки в звукопроизношении. У большинства такие проблемы проходят сами по себе годам к пяти. Остальным приходится обращаться к специалисту.

Когда человек неправильно выговаривает звуки - это может быть серьезной предпосылкой для комплекса неполноценности. Человек - существо социальное и общение с другими является очень важным аспектом в жизни. Много счастливых и компанейских людей, которые окружают нас, могли вполне бы быть стеснительными неудачниками, если бы их когда-то вовремя не отвели к логопеду.

Конечно же, логопеды делают огромную услугу пациенту и его близким, приводя речь в норму. Неправильно выговаривая звуки, дети не могут хорошо учиться в школе, пишут и читают с ошибками. Многие взрослые люди, имея дефекты речи, не могли бы даже устроиться на престижную работу.

Итак, специальность «логопед»…

Казалось бы, показать правильное положение языка, дать домашнее задание на отработку скороговорок — что может быть проще?

На первый взгляд, работа логопеда не кажется сложной. Но если вы сами попытаетесь научить человека, например, правильно произносить звук Р, ваше отношение к профессии логопеда сразу изменится. Такая работа требует серьезной теоретической подготовки, отличных знаний механизмов голоса, речи, психологии и патофизиологии. Отрабатывать часами каждый звук с пациентами изо дня в день готовы только очень настойчивые специалисты. В противном случае лечение может длиться годами, если, конечно, логопат (человек с недостатками речи) не убежит раньше.

В чём заключается работа логопеда?

Для каждого клиента логопед ищет индивидуальный подход.

Перед началом коррекционной работы специалисту нужно установить контакт с клиентом. Ведь люди с дефектами произношения часто имеют страх речи — стесняются своих недостатков и боятся говорить с другими. Из-за таких особенностей клиентов у логопедов вырабатывается привычка, даже в нерабочее время, говорить мягко, сочувственно.

Работа начинается со специально отобранных, в зависимости от проблемы, артикуляционных упражнений. И, конечно, логопед, прежде чем учить других, должен уметь сам идеально их выполнять. Например, показать пациенту, в каком положении удерживать язык, чтобы достичь желаемого звука.

После артикуляционной гимнастики начинается постепенная постановка звука. Затем этот звук начинает вводиться в слоги, слова, предложения.

Параллельно даются упражнения на развитие слухового внимания, мелкой моторики и прочие упражнения, казалось бы, непосредственно не связанные с речью. Все задания для детей даются в игровой форме.

И так в течение длительного времени. Весь процесс от постановки звука до введения его в речь обычно занимает около 3 месяцев (при двух занятиях в неделю), но иногда, со сложными пациентами, он растягивается на год или больше.

Кто же логопед? Врач? Психолог? Учитель?

Нужно ли медицинское образование, чтобы стать логопедом? Нет, не нужно. Логопедов готовят педагогические ВУЗы.

Логопедия — часть дефектологии, науки, расположенной на пересечении медицины, педагогики и психологии. Очень часто пациент с казалось бы банальным нарушением речи, имеет серьезные психологические проблемы.

Заикание, в большинстве случаев, не только дефект речи, а проявление общего невроза и вылечить эту болезнь под силу не каждому логопеду.

К такого рода трудностям логопеды должны быть готовы все время.

Часто логопеду приходится работать с проблемными детьми: имеющими умственную отсталость, страдающими церебральным параличом, аутизмом. Поэтому так необходимо владеть знанием дефектологии.

Надо отметить, что работа логопеда состоит не только в том, чтобы заниматься с пациентами. Он должен успевать вести огромное количество документации: речевую карту на каждого ребенка, планы индивидуальной работы, разного рода журналы учета и динамики, календарные и тематические планы и многое-многое другое. И вся эта документация просто необходима в государственных учреждениях. В любой момент может придти проверка и пострадает не только «нерадивый» логопед, но и его руководитель. Часто от заполнения бумаг логопед устает больше, чем от занятий с детьми.

Что говорить, работа логопеда порой каторжный труд. В детских садах — это не только подгрупповые и индивидуальные занятия, но и контроль отработки заданий воспитателями. Если сад логопедический и специалист закреплен за одной группой, то работает он только с ней. В обычном ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) — занимается со всеми детьми, имеющими нарушения речи.

Работают логопеды-дефектологи и в медицинских учреждениях: поликлиниках, больницах, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи.

Обязанности логопеда: прием пациентов, индивидуальные и групповые занятия с больными, консультации родственников по коррекции речи в домашних условиях.

Логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.

В больницах специалисты работают с пациентами, страдающими дефектами речи из-за перенесенных травм, инсульта, нейроинфекционных заболеваний, операций на головном мозге.

Наконец, вариант для профессионалов — открытие собственного логопедического кабинета. Можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, или в качестве организации, получить лицензию, разрешающую подобный вид деятельности. Но это только кажется очень выгодным делом. Предстоят многочисленные расходы: на аренду, рекламу, налоги.

Поэтому, в большинстве случаев, логопеды предпочитают вести частный прием нелегально, в собственных квартирах. Некоторые договариваются с муниципальными учреждениями, теми же детскими садами: часть дня ведут занятия в группах, часть проводят на коммерческой основе. (Скачать ).

С накоплением опыта, клиентской базы и репутации, работа частного логопеда может стать очень даже прибыльным делом.

Будет ли востребована профессия «логопед»?

По статистике, в последнее десятилетие наблюдается печальная тенденция: год от года растет количество детей, имеющих те или иные проблемы с речью. Причем это касается не только устной речи, но и письменной. Дети все хуже читают и пишут. Речь идет о и .

Сами речевые нарушения становятся все более сложными, комплексными, системными, труднее поддаются коррекции.

Основной причиной этого явления считается ухудшение экологии. Заводские выбросы, инсектициды и гербициды, обилие бытовой химии, доступность и неадекватное использование лекарственных препаратов, электромагнитные излучения, вибрации…. Действительно, все это сказывается на нашем здоровье и на здоровье наших детей.

Кроме того, в большинстве семей ребенок с самого раннего возраста сидит у телевизора, который не выключается в течение всего дня. И это тоже сказывается пагубным образом на речевом развитии.

Очевидно, что специальность логопеда еще долгое время будет очень и очень востребована.

Вы по-прежнему собираетесь стать логопедом, несмотря на все трудности? Тогда читайте, .



Просмотров