Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики




Как отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова? Однокоренные слова: лексическое значение разное, в ряду слов прибавляется либо приставка, либо суффикс. Однокоренные слова: лексическое значение разное, в ряду слов прибавляется либо приставка, либо суффикс. Лес лес – н - ой лес – ник об – лес – и – ть. Формы одного и того же слова: лексическое значение одинаковое, изменяется только окончание. Водян – ой водян – ого водян – ому.


Способы образования слов: 1. Морфемные способы образования. Морфемные способы образования. Морфемные способы образования. 2. Сложение основ с помощью соединительных гласных. Сложение основ с помощью соединительных гласных. Сложение основ с помощью соединительных гласных. 3. Сложение слов. Сложение слов. Сложение слов. 4. Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. 5. Сложносокращенные слова. Сложносокращенные слова. Сложносокращенные слова.




Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. 1. Заводская столовая (что?сущ.) столовая (какая? прил.)комната. 2. Разговаривал веснушчатый (кто? сущ.) веснушчатый (какой? прил.) боец. В данном случае прилагательное переходит в существительное.


Сложносокращённые слова – это сложные слова, состоящие из сокращённых основ других слов. Сложносокращённые слова – это сложные слова, состоящие из сокращённых основ других слов. 1. Берутся части слов: Рыбхоз рыб(оводное) хоз(яйство). 2. Берутся начальные буквы: МГУ – Московский Государственный университет. произносим: эм – гэ – у. 3. Берутся начальные звуки: СМУ – строительное монтажное управление СМУ – строительное монтажное управление произносим: с – м – у.


При словообразовательном разборе слова мы можем построить 1. Словообразовательную пару: Вы - ход ход – и- ть (Слово выход образовано от слова ходить с помощью приставочного и бессуффиксального способа образования слов) 2. Словообразовательную цепочку: У – лет – учи – ть – ся у-лет –учи-ть лет-уч-ий лет-е-ть. 3. Словообразовательное гнездо: лес-н-ой лес-ник лес-ок лес-очек Лес об-лес-и-ть об-лес-и-ть лес-хоз лес-хоз

Наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой). Школьная грамматика изучает основные разделы науки о русском языке: фонетику (звуки речи), морфемику (состав слова), лексику (словарный состав языка), морфологию (слова как части речи), синтаксис (словосочетания и предложения).

В лингвистике выделяется несколько разделов

Лексикология (ее предметом является слово) - учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова и правила его употребление в речи.

Одним из основных разделов лексикологии является семантика (от греч. «сема» - знак) , которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова.

Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также основные пути его развития и причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом. Специальным разделом лексикологии является этимология - наука, изучающая происхождение слова.

Фразеология
рассматривает вопросы, связанные со значением, морфолого-синтаксическими и стилистическими особенностями фразеологизмов, а также - их классификацией и основными способами образования.

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (на краю света - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький и т. д.).

Фонетика - раздел науки, который изучает звуковую структуру языка.

Фонетика занимает особое место среди других лингвистических наук. Если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения предложений, слов и частей слов, то фонетика имеет дело с материальной стороной языка, с такими его средствами, которые не имеют смыслового значения.

Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.

Тесно связанный с фонетикой раздел графики изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, соотношение между буквами и звуками.

Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.

В некоторых учебниках этот раздел называется морфемикой (от греч. «морфе» - форма) . Морфемы - значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Они образуют морфемный состав слова.

Грамматика изучает особенности построения языка.

В настоящее время грамматика - один из самых значительных разделов науки о языке, который включает в себя два подраздела - морфологию и синтаксис.

Морфологию (от греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) , изучает словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Хотя есть такие, которые не изменяются (союзы, предлоги, наречия). Морфология тесно связана с орфографией, поэтому в данном разделе учебника часто встречаются разного рода орфографические правила.

Части речи - это морфологические классы слов. По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз, частица. В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разные функции. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т. д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще служат для связи самостоятельных слов.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них имеет свои существенные признаки. Предложение служит для выражения высказывания, является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - одним из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетания.

Орфография (от греч. «орфо» - правильный, «графо» - пишу)
-раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.

В русском языке есть много случаев, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на определенное правило. Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфограммой.

Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.

Пунктуация тесно связана с синтаксисом. Школьная грамматика дает представление о 10 знаках препинания:

  • Точка;
  • Вопросительный знак;
  • Восклицательный знак;
  • Запятая;
  • Точка с запятой;
  • Двоеточие;
  • Тире;
  • Скобки;
  • Кавычки;
  • Многоточие.
Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой .

Стилистика - учение о стилях речи и средствах языковой выразительности, а также условиях использования их в речи.

Культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.



  • раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

  • Как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательный строй языка, словообразование в русском языкознании сложилось сравнительно недавно. Словообразование нужно отличать от формообразования слов (сравните: бумага бумажник; бумага, бумаги ).


Слова состоят из морфем.

  • Слова состоят из морфем.

  • Морфемой называется наименьшая значимая часть слова, которая выделяется в его структуре в результате сопоставления данного слова с другими, содержащими аналогичные значимые части. В отличие от слова морфема не имеет самостоятельного существования.

  • Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова, называется


Слово состоит из основы и окончания .

  • Слово состоит из основы и окончания .

  • В основу входят:



  • – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы выделить окончание, надо


Окончание выражает разные грамматические значения :

  • Окончание выражает разные грамматические значения :

  • у существительных, числительных и личных местоимений – падеж и число ;

  • у прилагательных, причастий, некоторых местоимений – падеж, число, род ;

  • у глаголов в настоящем и будущем времени – лицо и число , а в прошедшем и будущем времени – род и число .



водный водянистый однокоренными не являются водный ) или два корня (водонос, ).

    это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов (водный – подводный – водяной – водник – водянистый ). Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными . Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни (гора – гористый – горный – гореть ). Слова с подобными корнями однокоренными не являются . В слове может быть один корень (водный ) или два корня (водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище ).


аффиксы .

  • Помимо корня (корневой морфемы), в структуре слов содержатся аффиксальные морфемы, или аффиксы .

  • К аффиксам относятся все служебные морфемы слова:

  • префиксальные (приставки, или префиксы),

  • суффиксальные (суффиксы),

  • интерфиксальные(интерфиксы),

  • постфиксальные (постфиксы)

  • флексийные (флексии, или окончания).


автор – со автор , вне – из вне делать – с делать ).

  • – это значимая часть слова, которая находится перед корнем или другой приставкой и используется как для образования других слов (автор – со автор , вне – из вне ), так и для образования некоторых форм одного и того же слова (делать – с делать ).

  • Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, пере- и др.). Иноязычных приставок немного (анти-, архи-, интер-, дез-, экс- и др.).


летчик , грузин , писатель, трагик ен и, почитать – почитыва

  • это значимая часть слова, которая находится после корня или другого суффикса и обычно служит для образования слов (летчик , грузин , писатель, трагик ). Суффиксы могут служить для образования форм слов (знамя – знамен и, почитать – почитыва ть). Многие суффиксы свойственны определенным частям речи

  • (-ак-, -лец-, -иц- характерны для имен существительных; -енн-, -ш-, -вш- – для причастий; -ну-, -ыва-, -ева- – для глаголов).


  • – это значимая часть слова, находящаяся после окончания или суффиксов в глагольных формах и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова

  • (белеть – белеться , катать – кататься ; катался, каталась , вернувшийся, вернусь, улыбаясь ).


  • это служебная морфема, находящаяся между двумя основами в структуре сложного слова и необходимая для соединения этих основ в одну целостную основу данного слова (голов-о-кружение, земл-е-трясение, пят-и-летний).

  • Интерфиксы используются лишь для образования новых слов, формообразовательная функция им совершенно не свойственна.


  • Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений, которые для нового слова являются исходными.

  • Различаются следующие характерные способы образования:

  • морфологические

  • неморфологические.


  • Приставочный (префиксальный) способ

  • При этом способе приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово (удача – не удача, бабушка – пра бабушка, ныне – до ныне, моральный – а моральный, читать – вы читать, как – кое -как, где – ни где, худший – наи худший, даль – в даль, даром – не даром, действие - без действие ).


Суффиксальный способ

  • Суффиксальный способ

  • При этом способе к основе исходного слова прибавляется суффикс.

  • Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи (туман – туман-н- ый, туман-н-ость ; белый – бел-изн -а; внук – внучок ; работать – работ-ник ; преподавать – преподава-тель ; храбрый – храбр-ец ).


(суффиксально-префиксальный)

  • Приставочно-суффиксальный способ (суффиксально-префиксальный)

  • При этом способе одновременно к основе исходного слова присоединяются приставка (префикс) и суффикс (по -дорож-ник , при -мор-ск -ий, на -хлеб-ник , под -свеч-ник , под -стакан-ник , об -сахар-и -ть, в -тайн-е , во -втор-ых , не -счаст-н -ый, не -вин-н -ый, под -снеж-ник , на -став-ник ).


Бессуффиксный способ

  • Бессуффиксный способ

  • Способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень, сухой – сушь, синий – синь), либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (переносить – перенос, насыпать – насыпь, просекать – просека, загорать – загар, глубокий – глубь, гладкий – гладь, выходить – выход ).


  • Сложение как способ образования слов

  • Способ заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными словами называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные (интерфиксы).


Сложение целых слов

  • Сложение целых слов

  • (диван-кровать , город-герой, телефон-автомат, сейчас ).

  • Сложение основ слов с целым словом без соединительных гласных

  • (партбилет, турпоход, полдыни, автозавод, Ленинград, физкультура).

  • Сложение основ с соединительными гласными

  • (снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп).


(овоще хранилище, железо бетон, декоративн о-прикладной, ново стройка) .

  • Сложение основы слова и целого слова с помощью соединительных гласных (овоще хранилище, железо бетон, декоративн о-прикладной, ново стройка) .

  • Сложение основ с одновременным присоединением суффикса

  • (земле дели е, пяти летк а, трехэтажн ый ).

  • Слияние слов

  • (вечнозеленый, труднодоступный, вперёдсмотрящий).


( корреспондент ).

  • Сложение слогов или частей слов (комсомол/Коммунистический Союз Молодёжи, спецкор/специальный корреспондент ).

  • Сложение названий начальных букв

  • (МГУ/Московский государственный университет, ЦК/Центральный Комитет, загс/запись актов гражданского состояния ).


Смешанный способ

  • Смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

  • Слова, образованные способом сложения, называются сложными, аббревиатура, сложносокращенными.

  • Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов (вуз – вузовец, колхоз – колхозный, колхозник ).


, лексико-грамматический ().

  • Переход слов одной части речи в другую , лексико-грамматический (рядовой случай – рядовой из соседней части, первый год – первый ученик, лёжа на песке – читать лёжа вредно, медленным шагом – ехали шагом; ушёл, благодаря хозяйку за обед - благодаря заботливому уходу ).


  • Разбор слова по составу

  • уч-и-тель-ств-о

  • вод-ян-ист-ый

  • по-весен-н-ему

  • что-нибудь


  • 1. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

  • 1) юбиляр, стряпуха, оргвыводы 2) дипломник, кое-куда, медвежий 3) баловство, свежесть, безголосый 4) пароходный, птичий, поддержка

  • 2. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

  • 1) внеклассный, побольше, разрыв 2) заморский, пресмешной, разбитый 3) соавтор, вызывающе, изголодаться 4) сверхприбыль, подыскать, навсегда


  • 3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

  • 1) надомник, втроём, мясорубка 2) бесстыдник, нарукавник, неумный 3) подбородок, размечтаться, справа 4) утомление, бескозырка, сослуживец

  • 4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

  • 1) переговоры, дурь, вред 2) зелень, рассада, чертёжник 3) навар, нелегал, размен 4) вход, запрет, порка


  • 5. В каком ряду все слова образованы способом сложения?

  • 1) местком, небесно-голубой, контригра 2) профсоюз, спецкор, бомж 3) левобережный, морозостойкий, сверхзадача 4) бетономешалка, первомайский, адъютант

  • 6. В каком ряду нет слова, образованного бессуффиксным способом?

  • 1) следователь, дымок, накипь 2) накопитель, бездарь, тупица 3) вновь, пододеяльник, спецназ 4) раздача, россыпь, сенокос


7.

  • 7. В каком ряду нет слова, образованного приставочным способом?

  • 1) свалка, откуда, подготовка 2) выпускник, надбровье, пощипывать 3) железнодорожный, вдвойне, ультразвук 4) перевод, небольшой, прикарманить

  • 8. В каком ряду нет слова, образованного приставочно-суффиксальным способом?

  • 1) передача, соразмерный, очернитель 2) загривок, контратака, вдуматься 3) переименование, дисгармония, сбережения 4) надомный, досрочный, разрыдаться


  • 9. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

  • В лингвистике выделяют несколько основных разделов. Каждый из них занимается изучением того или иного круга и явлений. Сегодня мы рассмотрим, какие разделы науки о русском языке изучаются в школьном курсе.

    Фонетика

    Начнем знакомство с основного раздела языкознания - фонетики. Данная наука изучает и особенности их функционирования. В фонетике рассматривается чередование звуков в зависимости от ударения, положения в той или иной части слова. Также рассматриваются сильные и слабые позиции звуков.

    Отдельно изучается такое понятие, как слог, и разделение слова на слоги согласно правилам русского языка. Относится к фонетике и интонация, ударение.

    Орфография

    Второй важный раздел науки о языке - орфография. Он занимается изучением правописания слов и их значимых частей. Благодаря орфографии мы знакомимся с правилами и орфограммами, учимся распознавать случаи, в которых нужно использовать правила для определения того, какую букву следует написать в том или ином слове.

    Лексика и фразеология

    Лексика и фразеология - наиболее интересный раздел науки о языке, изучающий лексическое богатство русской речи, а также функционирующие в ней фразеологизмы. Говоря о лексике, стоит отметить, что она занимается изучением таких понятий, как синонимы и омонимы, паронимы и антонимы, изучает она происхождение слов и их функционирование, выделяет активную и пассивную лексику русского языка.

    Фразеология занимается изучением фразеологизмов, их значением и происхождением.

    Довольно тесно связана с лексикой и фразеологией лексикография - наука о словарях.

    Словообразование

    Еще один раздел науки о языке - словообразование. В нем изучается Так, каждое слово имеет корень, который несет лексическое значение. Кроме корня, в слове могут быть окончание, суффикс или приставка. Кроме того, выделяют основу слова.

    Словообразование изучает не только части слов, но и то, каким образом были образованы те или иные слова, какие из суффиксов образуют глаголы, а какие - прилагательные.

    Зная основы словообразования, человек легче осваивает орфографию, так как два эти раздела весьма тесно связаны между собой.

    Морфология

    Морфология - довольно объемный раздел науки о языке. Занимается изучением частей речи и их функционированием в речи. В ходе обучения школьники изучают главные и служебные части речи, правила их правописания, знакомятся с тем, как склоняются части речи, как определить род или падеж существительного или прилагательного, которое относится к нему.

    Морфология также довольно тесно связана с орфографией, так как необходимо не только знать, как образуется слово, но и как оно изменяется. Ведь некоторые звуки, а следовательно и буквы при написании зависят от того, в каком падеже стоит слово.

    Синтаксис и пунктуация

    Наиболее сложный раздел науки о языке - синтаксис и пунктуация. Изучать его начинают уже в 8 и 9 классах. Самое первое, с чем знакомятся школьники - это понятие о словосочетаниях и типах, связях между словами. Затем они переходят к изучению главных и второстепенных предложений, учатся находить их и графически выделять.

    После этого начинается изучение простого предложения, как двусоставного, так и односоставного. Изучается их классификация и функционирование в речи. Уже в 9 классе начинается знакомство со сложными предложениями, типами связи между ними, классификациями.

    В ходе изучения предложений также происходит знакомство с пунктуацией русского языка, которая тесно связана с синтаксисом. Изучаются правила расстановки запятых, тире и двоеточия, точки с запятой. Дается краткая историческая справка об истории возникновения знаков.

    Стилистика

    Изучая разделы науки о языке, ученики то и дело сталкиваются с таким разделом языкознания, как стилистика. Она занимается изучением стилей речи, их основных признаков и особенностей функционирования. Выделяют несколько основных стилей: художественный, научный, публицистический, конфессиональный, разговорный, эпистолярный.

    В ходе обучения ученики учатся выделять признаки каждого из стилей и определять, к какому из них относится тот или иной текст.

    Культура речи

    Ну и последний раздел, который стоит упомянуть - культура речи. Она изучает письменные и устные нормы русского языка. Зачастую правила из этого раздела изучаются в ходе рассмотрения других разделов языкознания. Довольно тесно культура речи связана со стилистикой, орфоэпией и орфографией.

    Выводы

    Мы выяснили, какие разделы науки о языке изучают в школьном курсе. Среди них такие как фонетика и орфография, лексика и фразеология, словообразование и морфология, синтаксис и пунктуация, а также стилистика и культура речи. Практически все они тесно связаны между собой, знание одного раздела способствует усвоению правил из другого, смежного.

    Разделы науки о языке

    Лингвистика - это наука, изучающая язык. Она дает сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, какие происходят изменения в языке.

    1. Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

    Орфоэпия - изучает произношение звуков и постановку ударений в словах.

    Графика - изучает правила обозначения звуков речи буквами.

    2. Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова, морфемы (части слова).

    Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы образования слов;

    3. Лексикология - раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

    Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые выражения и сочетания, используемые в языке – фразеологизмы.

    4. Морфология - раздел науки о языке, изучающий слова как части речи

    5. Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи

    6. Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения.

    Пунктуация - раздел науки о языке,в котором изучаются правила постановки знаков препинания на письме.

    7. Текстоведение – раздел лингвистики, который изучает тексты: содержание, построение, языковые средства связи предложений.

    8. Культура речи - рассматривает нормы современного литературного языка.

    РАЗДЕЛ 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА

    Транскрипция – звуковая запись слова.

    Алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке (33 - 10 гл., 21 согл., ъ, ь).+

    Звуки.

    В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.

    Звуки делятся на гласные (6) и согласные (36).

    При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

    При произношении согласных звуков воздух во рту встречает прегра -ду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

    а о у ы э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.

    я ё ю и е - обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы.

    Лента букв

    ВсегдаВсегда

    Согласный, звонкий, Согласный, звонкий,

    мягкий, непарный, твёрдый, парный


    Гласные буквы, обоз- Согласные глухие Согласные глухие

    начающие мягкость, парные непарные

    рядом стоящей

    согласной

    ВсегдаВсегда Всегда Всегда

    Согласный, глухой, Согласный, глухой,Согласный, глухой, Согласный, глухой

    твердый, парныйтвердый, непарный мягкий, непарный мягкий, непарный

    «Волшебные буквы - е ё ю я ».

    Гласные буквы е ё ю я называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука.

    РАЗДЕЛ 2. СОСТАВ СЛОВА. МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

    Морфемы – самые маленькие значимые части слова.

    В основу слова не входят окончания и формообразовательные суффиксы -ТЬ, -Л!

    Не имеют окончания неизменяемые части речи - наречие, инфинитив, деепричастие!

    1. Корень – это общая часть родственных слов.

    Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными .

    Например: лет ать, лёт чик,

    Следует различать однокоренные или родственные слова и форму одного и того же слова:

    Например: лес, лес ной, лес ник, лес ничий, лес овичок – это родственные слова.

    лес, леса, лесом, олесе, в лесу это форма одного и того же слова.

    2. Окончание - изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.

    Например: читал (что?) книгу, рассказывал (о чём?) о книге

    3. Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    Например: берёза, берёзк а, берёзов ая (роща)
    Существительные имеют такие суффиксы как:

    Ик- -ок- -ек- -ёк- -к- -ник- -чк- -очк- -ечк-
    -ушк- -юшк- -ышк-
    -н- -ник- -ниц- -оньк- -еньк-
    -чик- -щик-
    4. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Например: ходит, под ходит, пере ходит, за ходит.

    Приставки: о- об- обо- из- ис- рас- раз- от- ото- до- про-

    под- подо- без- бес- на- над- с- за- в- при- пре-

    5. Основу слова составляют:приставка, корень, суффикс.

    Например: подснежники заморозки

    Способы словообразования

    Морфологический - с помощью различных морфем Неморфологический - без помощи морфем
    Аффиксация Сложение
    суффиксальный Например, покупа-ть + -тель= покупатель,вод-а +-иц = вод-ица сложение слов Например, сталь + вар-и-ть = стал-е-вар, нов-ый + стройка = нов-о-стройка Переход одной части речи в другую Например, столовая (прил.) ложка – столовая (сущ.) закрыта, больной (прил.) малыш – больной (сущ.) выздоровел
    приставочный Например, готови-ть + при- = при-готовить, добрый + не- = не-добрый сложение основ + интерфиксация Например, универ-сальный + маг-азин = универмаг, глав-ный + врач = главврач.
    приставочно-суффиксальный Например, окн-о + под- + -ник = под-окон-ник, дорог-а + по- + -ник = по-дорож-ник аббревиация (сложносокращенный) сложение начальных звуков или букв. Например, Вятская православная гимназия – ВПГ (сложение начальных букв),Театр юного зрителя – ТЮЗ (сложение начальных звуков)
    бессуффиксный (нулевая аффиксация) Например, зелён-ый – зелень, шир-ок-ий – ширь, переход-и-ть – переход, разбеж-а-ть-ся – разбег.

    Похожая информация.




Просмотров