Ли инспектор по делам несовершеннолетних. Профессия Инспектор по делам несовершеннолетних в России 

Статистический анализ подтверждает, что возрастной порог первичных преступлений за последние годы значительно снизился, и большой удельный вес занимают неправомочные деяния, осуществлённые несовершеннолетними детьми. Единственный выход из этой ситуации – профилактика преступности, которую осуществляет отдел по делам несовершеннолетних. Кто несёт ответственность за такие поступки с точки зрения законодательства, и какова у термина ПДН расшифровка, будет рассмотрено далее в статье. Попасть под пристальное внимание после проступка может любой ребёнок, и это станет основанием для разбирательства со стороны органов правопорядка.

ПДН – это подразделение по делам несовершеннолетних – контролирующий орган, обязанный пресекать детскую преступность и проводить профилактическое разъяснение. В случае правонарушений несовершеннолетних сведения о случившемся передаются в различные инстанции: военкоматы, при поступлении или обучении в ВУЗе. Инспекция по делам несовершеннолетних, относящаяся к системе ОВД, в зависимости от уровня подчинённости может иметь подразделения следующего уровня, регламентирующие нормами права:

  • Городские, районные, муниципальные.
  • Относящиеся к УВД и административно-территориальному образованию.
  • Функционирующие на разных видах транспорта.

Разъяснительная работа с подростками проводится с учётом их психологии, возможно, именно поэтому на эту должность стараются брать больше женщин, которые по-матерински смогут лучше понять психологию несовершеннолетнего. В работе с подростками требуется последовательность убеждений и чёткое соблюдение правовых аспектов. Инспектор по делам несовершеннолетних, обладающий многими качествами, должен уметь найти подход к молодёжи, поэтому при приёме на работу в ОДН всегда приветствуется психолого-педагогическое образование, хотя профильным должно быть юридическое. Кроме того женщине проще найти общий язык и с родителями, так как воспитательный процесс включает и этот вид воздействия.

Каковы функции ПДН?

Работа ПДН направлена пресекать все виды преступлений и выявлять обстоятельства, которые приводят к таким действиям со стороны несовершеннолетнего. Деятельность инспекции законодательно регламентируется гл. 3 ФЗ «О полиции» и следующими документами:

  • Гл. 14 и гл. 20 УК РФ ;
  • Ст. 73 , ст. 420 , ст. 421 , ст. 432 УПК РФ ;
  • Ст. 183 , ст. 187 – 190 УИК РФ ;
  • Ст. 5 , ст. 20 КоАП РФ .

Перечень дополняется внутренними документами и инструкциями, в которых прописана деятельность всех подразделений.

Отдел по делам несовершеннолетних кроме контролирующих функций выполняет правовую защиту подростков, при необходимости реабилитацию, в том числе их родителей. Кроме того эти отделы выявляют случаи вовлечения молодёжи в преступную деятельность. Инспектор по делам несовершеннолетних занимается профилактической деятельностью со следующими категориями граждан:

  • Лицами, употребляющими психотропные вещества и наркотики.
  • С теми, кто совершил правонарушения в возрасте как разрешающего применять административное наказание, так и в период до наступления ответственности.
  • Освобождёнными по амнистии от уголовной ответственности или для вариантов принудительного воздействия.
  • Обвиняемые в преступлении, но не заключённые под стражу.
  • Освобождённые из спецучреждений, которым требуется помощь и реабилитация.
  • Условно осужденные, которым назначены исправительные работы без лишения свободы.

Это только несколько критериев из большого списка поднадзорных, требующих внимания со стороны ПДН. Инспектор отдела также обязан работать с родителями, которые не выполняют своих прямых обязанностей по воспитанию или отрицательно влияют на собственных детей. Инспекторы ПДН в силу своей компетенции оказывают содействие в поиске разыскиваемых подростков, которые уже совершили правонарушение или по проверенным сведениям могут участвовать в таком деянии.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (расшифровка термина – КДН и ЗП) рассматривает заявления от граждан и различных инстанций по любым правонарушениям подростков, к которым уголовная ответственность не может быть применена до наступления совершеннолетия. Эта служба также вносит предложения о мерах воздействия на всех уровнях, которые предусмотрены законодательством. При поступлении жалобы на правонарушения со стороны подростков работниками инспекций проводится проверка, которая состоит из следующих этапов:

  • Заводится учётная карточка или дело на конкретного подозреваемого.
  • Выслушиваются объяснения потерпевших и самого обвиняемого.
  • Собираются материалы о преступлении.
  • Составляется акт бытовых условий проживания несовершеннолетнего.
  • Собираются справки о проводимой работе с самим подозреваемым и его родителями.
  • Подшиваются характеристика, сведения и справки о том, чем увлекается человек, как проводит свой досуг и другие сведения.

На основании вышеперечисленных документов в деле подготавливается заключение проведённой проверки. Инициаторами постановки на учёт ребёнка могут быть персонал детских учреждений, пострадавшие от него взрослые, или родители обиженных детей, работники госучреждений.

Но окончательное решение остаётся за специальной комиссией. Через полгода если наблюдается явное исправление, несовершеннолетний может быть снят с учёта по ходатайству родителей.

Сотрудничество ПДН и органов опеки

Комиссия по делам несовершеннолетних активно взаимодействует с административными и образовательными учреждениями на примыкающей территории, совместно разрабатывает с ними комплекс профилактических мер, контролирует воспитанников, находящихся в специализированных закрытых приёмниках. Инспектора помогают органам опеки по работе с «трудными» подростками, которые остались без попечения родителей, проводят профилактическую и разъяснительную работу.

Отдел по делам несовершеннолетних всячески старается выявить лидеров различных молодёжных группировок, которые проводят агитацию на антиобщественную деятельность, выявляют неблагонадёжных граждан, вовлекающих подростков к приёму наркотических или одурманивающих средств. Инспектора участвуют в различных рейдах, пресекающих распитие алкогольной продукции молодёжи, неукоснительно борются с распространением наркотиков в молодёжной среде совместно со специализированными службами наркоконтроля.

Основные права инспекторов по делам несовершеннолетних

Законодательно за инспекторами закреплены следующие права:

  • Вызывать на беседу подростков и их представителей для выяснения картины правонарушения.
  • Проводить беседы с подростками и родителями о недопустимости таких противозаконных поступков, при необходимости запрашивать любые сведения, касающиеся несовершеннолетнего.
  • Разрешено доставлять нарушителей в ОВД на три часа и досматривать их при необходимости.

При систематических правонарушениях инспектора ПДН ставят на учёт таких подростков и постоянно контролируют их деятельность во избежание отягчающих поступков.

Важно! Инспектор обязан не допускать жестокость по отношению к подростку, насилие или сексуальное домогательство со стороны родителей или других лиц.

В случае выявления таких нарушений инспектор сразу обязан принять меры, регламентированные законом по ст. 5.35 КоАП , ст. 156 , ст. 116 , ст. 117 , ст. 125 УК РФ , и обеспечить безопасность подростка.

При систематическом нарушении законодательства подростком его помещают в специальный центр по достижении 14 лет, и только по решению суда.

Вывод

Законодательство не стремится несовершеннолетних при малейшей провинности привлекать к уголовной ответственности. Созданные службы ПДН имеют функцию профилактического воздействия на молодёжь. А если правонарушение уже произошло, то берут на себя ответственность по исправлению подростка и контролю над его дальнейшей деятельностью.

Вот уже 81 год, в системе органов внутренних дел существует непростая служба - ПДН. Сотрудникам данного подразделения порой приходится нелегко, ведь их задача заключается в общении не только с родителями, которые где то совершили проступок и перестали должным образом заниматься воспитанием ребенка, но порой и сами дети попадают под их контроль. В основном, в службе по дела несовершеннолетних работают представительницы прекрасного пола, но есть и исключения. Так, например в ОМВД России по району Теплый Стан на должности инспектора по делам несовершеннолетних работает лейтенант полиции Егор Сигунов.

Егор родился 01 ноября 1991 года в г. Москве в семье рабочих, где по мимо Егора были еще два старших брата. Они были озорные мальчишки, постоянно приходили то с разорванными рубашками, то с оторванными ручками от рюкзаков, а Егор наоборот всегда старался уберечь маму от лишних переживаний. И по этому, где бы Егор не находился, будь то садик или школа, его всегда ставили в пример. Учителя с юных лет заметили, что мальчик растет спокойным, и не по годам рассудительным. В школе очень увлекался военно-патриотическим кружком и став старшеклассником, даже возглавил данное движение. Закончив 931 школу (ныне гимназия 1532) перед Егором стоял непростой выбор профессии, и выбор его пал на Московский Городской Педагогический Университет. Профессию Егор выбрал не случайно, ему всегда было интересно понять, почему люди зависимы от общества, от манер поведения других индивидуумов и именно поэтому он решил посвятить себя изучению развития личности, в том числе несовершеннолетних при любых отклонениях от нормы. Именно в этом Университете была кафедра клинической и специальной психологии, которую почти с отличием и закончил Егор в 2014 году.

Уже на четвертом курсе Егор четко знал, что пойдет служить в полицию, а решиться с выбором профессии ему помог его дедушка. И по окончанию курса, Егор подал документы в отдел полиции по району Теплый Стан. Проходя практику в одном из детских дошкольных учреждений, общаясь с разными детьми и изучая манеры их поведения в зависимости от условий окружающей среды, Егор понял, что работать с подростками – это его призвание. «Видя маленьких и беззащитных ребят, заглядывая им в глаза, ты видишь как будто, их хрупкие души и понимаешь, что пока они юны, их сердца открыты для познания мира. Они ведь как губки впитывают все то, что видят вокруг себя. Если этот малыш круглосуточно видит, как мама или папа постоянно пьют, курят, не всегда вовремя ухаживает и порой даже не кормят его, то ребенок старается создать для себя более комфортные условия и если он голоден, то он старается что-то украсть, а вырастая уже перестает воспринимать это как что-то плохое. Такое поведение становиться для этого, некогда невинного ребенка – нормой поведения. А хуже всего, когда этот малыш и сам начинает походить на своих родителей и круг как будто замыкается» - отметил Егор Сигунов.

В подразделение Егору были рады, но руководство сомневалось, что молодой парень долго выдержит работать на такой должности, и уже готовы были предложить перейти в уголовный розыск, но Егор не сдавался. Поначалу ему действительно было тяжело. Видя насколько порой суровы условия жизни его подопечных, мало кто был бы способен остаться равнодушным, но задача Егора была не бросить его, а помочь ему вместе с родителями исправиться и начать все заново.

«Я помню мое первое дежурство, попало как раз на момент изъятия ребенка из неблагополучной семьи. У меня сердце сжималось от боли, когда я видел слезы и крики ребенка с просьбой не забирать его от родителей, и одновременно было ужасно смотреть на безразличие этой так называемой мамы, которая уже не первый раз лишалась родительских прав и которая так и не встала на путь исправления. Конечно, любому ребенку хочется быть рядом со своими родителями, а не в чужом месте с чужими людьми, но порой изъятие его из такой неблагополучной семьи становиться делом «жизни и смерти». Когда на протяжении нескольких дней так называемые родители пьют и просто забывают о существовании малыша, тут уже не до слез со стороны ребенка, тут стоит задача спасти этого малыша. Но есть случаи, когда мама или папа вовремя приходят в чувства, осознавая степень серьезности своего проступка, стараются встать на путь исправления. Наша задача в таком случае помочь, устроить на работу родителей, устроить ребенка в садик или в школу, ну и конечно же постоянная профилактика, как взрослых, так и детей. Так как случалось и такое, что вроде бы все наладилось, мама работает, ухаживает за ребенком, но вдруг в какой-то момент происходит срыв и попытка вернуться за старое. На такие случаи я всегда оставляю свой мобильный телефон, как ребенку, если он достаточно взрослый, так и соседям. Заметив подобное, я незамедлительно выезжаю на адрес и провожу беседу с мамой или папой. Зачастую это помогает» - рассказал Егор Сигунов.

В настоящее время у Егора на учете состоит 15 подростков, из них 4 девочки в возрасте от 13 до 16 лет. Но самое замечательное, что те подростки, которые попадали на учет к Егору, став уже совершеннолетними, более не нарушали закона, да и вообще постарались исправиться да так, что у многих возникло желание прийти на службу в полицию и уже собственным примером помогать тем семьям и тем детям, у кого в жизни случались такие же трудности, как и у них самих.

Пресс-группа УВД по ЮЗАО

11. Участковый инспектор ПДН в пределах своей компетенции обязан:

1) защищать права, свободы и законные интересы несовершеннолетних от преступных и иных противоправных посягательств, а также обеспечивать их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления и грубого обращения;

законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, регламентирующие деятельность органов внутренних дел Республики Казахстан;

законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан в области охраны прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

численность и состав населения в возрасте до 18 лет, проживающего на административном участке;

сведения о городских, районных, сельских акиматах, населенных пунктах, советах профилактики, учебных заведениях, предприятиях, общественных объединениях и их руководителях;

расположение учебных заведений, общежитий, культурно-просветительных, досуговых, спортивных организаций;

места концентрации несовершеннолетних;

3) вести профилактический учет и осуществлять профилактический контроль в отношении несовершеннолетних;

4) принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством;

5) рассматривать в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении них;

6) подготавливать и вносить представления физическим и юридическим лицам, об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, установленных по делам и материалам, находящимся в его производстве;

7) ежеквартально информировать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о состоянии безнадзорности, беспризорности и фактах правонарушений среди несовершеннолетних;

8) выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений либо совершающих в отношении них противоправные деяния, а также родителей и законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и принимать меры по привлечению их к ответственности;

9) участвовать в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних, направляемых в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;

10) оказывать содействие организациям образования в правовом воспитании несовершеннолетних, их родителей или других законных представителей;

11) задерживать и доставлять в Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (далее - ЦВИАРН) лиц, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

12. Участковый инспектор ПДН на транспорте наряду с выполнением обязанностей, изложенных в пункте 11 настоящих Правил:

1) осуществляет профилактику правонарушений и применяет меры предупреждения детской безнадзорности, беспризорности на объектах транспорта;

2) выявляет детей самовольно оставивших семью, учебные заведения и передают их родителям, либо в установленном порядке направляет в ближайший ЦВИАРН, информируя об этом в суточный срок ОДН по месту жительства несовершеннолетних;

3) проводит мероприятия по предупреждению детского травматизма на объектах транспорта, правонарушений посягающих на безопасное движение поездов (наложение предметов на рельсы, разукомплектование устройств сигнализации, блокировки, связи, бой стекол в поездах и др.);

4) оказывает содействие ГОРОВД в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к объектам транспорта.

13. Несовершеннолетние, совершающие правонарушения на объектах транспорта, берутся на учет в ОДН по месту их жительства.

3. Организация деятельности участкового инспектора ПДН

14. Участковый инспектор ПДН организует свою работу в соответствии с ежемесячным планом, утвержденным начальником отдела, отделения общественной безопасности, который составляется в рабочей тетради (приложение 1).

15. График приема граждан участковым инспектором ПДН утверждается начальником ГОРОВД и органа внутренних дел на транспорте. Учет приема граждан ведется в журнале (приложение 2).

16. Участковый инспектор ПДН ведет журнал учета результатов проверки работы отделения (группы) по организации деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних (далее - ОДН) (приложение 3).

17. Делопроизводство участкового инспектора ПДН ведется в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2000 года №390-16с, постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2004 года №430, Правил работы государственных органов со служебной информацией, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2008 года №51 дсп, Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Республики Казахстан, утвержденной приказом МВД Республики Казахстан от 8 августа 2006 года № 400, приказа МВД Республики Казахстан от 15 марта 2010 года №103 и другими нормативными актами.

4. Организация работы с несовершеннолетними,

доставленными в органы внутренних дел

18. При доставлении несовершеннолетнего в органы внутренних дел участковые инспектора ПДН:

1) устанавливают данные, характеризующие личность доставленного, его родителей, условия воспитания подростка, обстоятельства правонарушения или обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка и регистрируют этих несовершеннолетних в журнале учета несовершеннолетних, доставленных в ОДН (приложение 4);

2) вызывают в ОДН родителей, лиц их заменяющих и законных представителей несовершеннолетних;

3) выносят постановления для помещения несовершеннолетних в ЦВИАРН (приложение 5),

4) при необходимости, проверяют по учетам психоневрологических либо психиатрических учреждений в отношении несовершеннолетнего;

5) составляют акт о доставлении заблудившегося или подкинутого ребенка (приложение 6).

19. В отношении подкинутых детей акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр акта регистрируется в журнале учета информации ГОРОВД. Второй – направляется вместе с ребенком в ЦВИАРН либо иные организации системы образования или здравоохранения. Третий – подшивается в номенклатурное дело.

20. В отношении заблудившегося ребенка, по истечении трех часов с момента его обнаружения составляется акт в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется вместе с ребенком в ЦВИАРН иные организации систем образования или здравоохранения. Второй – подшивается в номенклатурное дело.

5. Порядок ведения учетов и списка лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики

21. Участковый инспектор ПДН осуществляет постановку на профилактический учет и осуществляет самостоятельно и во взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел, а также заинтересованными государственными органами профилактический контроль и применяет меры индивидуальной профилактики к несовершеннолетним, в отношении которых:

1) вынесено защитное предписание;

2) принято решение суда об ограничении досуга и установлении особых требований к поведению;

3) принято решение суда об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

При постановке на профилактический учет указанные категории лиц регистрируются в журнале регистрации лиц, состоящих на профилактическом учете (приложение 7).

22. Форма ведения профилактического учета определяется категорией профилактируемых лиц (приложение 8).

23. Порядок проведения индивидуальной профилактики в отношении лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, осуществляется согласно приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 21 августа 2007 года № 340 «Об утверждении правил осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания».

24. Порядок проведения индивидуальной профилактики в отношении лица, в отношении которого судом принято решение об ограничении досуга и установлении особых требований к поведению или вынесено защитное предписание определяется Министерством внутренних дел Республики Казахстан.

25. Участковый инспектор ПДН о постановке и снятии с профилактического учета несовершеннолетнего извещает:

родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

администрацию по месту учебы и (или) работы несовершеннолетнего;

комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при местных исполнительных органах.

26. В целях повышения информированности и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних участковый инспектор ПДН должен иметь следующие списки (приложение 9):

1) безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;

2) несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными и иными сильно действующими веществами;

3) несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения;

4) несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности или наказания по нереабилитирующим основаниям, в том числе вследствие акта амнистии или помилования;

5) несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;

6) несовершеннолетних, которым назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества, условно, а также с отсрочкой отбывания наказания или исполнения приговора;

7) несовершеннолетних с непогашенной или не снятой судимостью;

8) несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в течение года два и более раз;

9) несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии;

10) несовершеннолетних, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, не подлежащих к уголовной ответственности, в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

11) несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

12) несовершеннолетних обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлении, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

13) родителей, законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, отрицательно влияющих на их поведение;

14) лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений или других антиобщественных действий.

27. На лиц, указанных в пункте 26 настоящих Правил заводятся накопительные дела отдельно на каждую категорию.

На несовершеннолетних, указанных в подпункте 6 пункта 26 настоящих Правил, накопительные дела заводятся отдельно на каждого.

28. В течение суток после постановки несовершеннолетнего на профилактический учет и включения в список лиц, указанных в подпункте 6 пункта 26 в криминальную полицию направляется обзорная справка для обеспечения оперативного наблюдения (приложение 10).

29. Сведения о лицах, состоящих и снятых с профилактического учета, а также включенных и исключенных из списка лиц, указанных в пункте 26 настоящих Правил, вносятся в интегрированный банк данных в порядке, установленном приказом МВД Республики Казахстан от 1 апреля 2009 года №125, по которым ежеквартально проводятся сверки с обязательным составлением актов.

30. Участковый инспектор ПДН и оперуполномоченный подразделения криминальной полиции в процессе своей деятельности обмениваются следующей имеющейся информацией:

о правонарушениях и преступлениях, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении;

о местах, где наиболее часто совершаются правонарушения несовершеннолетними;

об образе жизни и связи несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений.

6. Организация деятельности начальника (старшего инспектора) ОДН

31. Начальник ОДН:

1) осуществляет общее руководство за деятельностью участковых инспекторов ПДН;

2) анализирует состояние работы по предупреждению преступлений, правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, принимает меры к устранению недостатков;

3) проводит ежемесячную сверку с подразделениями следствия и дознания, ведет учет совершаемых подростками преступлений (приложение 11), с целью своевременного охвата их мерами профилактики;

4) организует совместно с подразделением криминальной полиции мероприятия по разобщению групп несовершеннолетних противоправной направленности, пресечению отрицательного влияния взрослых лиц на несовершеннолетних;

5) отвечает за своевременное и качественное рассмотрение участковыми инспекторами ПДН обращений физических и юридических лиц.

32. Начальник ОДН за административным участком не закрепляется. В ГОРОВД и органах внутренних дел на транспорте, где указанная должность отсутствует и численность ОДН превышает 7 единиц, старший участковый инспектор ПДН также не закрепляется за административным участком.

7. Организация работы отделов, отделений, групп по обеспечению деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних МВД, ДВД(Т), ГОРОВД

33. На отделы, отделения, группы по обеспечению деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних МВД, ДВД(Т), ГОРОВД возлагается:

1) организационно-методическое руководство деятельностью ОДН и ЦВИАРН, контроль за исполнением требований нормативных правовых актов Республики Казахстан;

2) осуществление взаимодействия с государственными и негосударственными структурами и общественными организациями, занимающимися воспитанием, обучением, охраной прав, интересов детей и подростков, организацией их досуга;

3) участие в подготовке и проведении комплексных операций и рейдовых отработок по предупреждению и пресечению преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних;

4) проведение анализа состояния, структуры и динамики преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;

5) разработка проектов приказов, указаний, методических рекомендаций, обзоров и других управленческих решений, направленных на улучшение профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, родителями, иными взрослыми лицами, способствующими правонарушениям детей и подростков;

6) изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта работы по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних;

7) рассмотрение жалоб и заявлений граждан, сообщений государственных и негосударственных органов, общественных организаций по вопросам, относящимся к их компетенции;

8) проведение ежеквартальных сверок с органами здравоохранения по несовершеннолетним, злоупотребляющим алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными и иными сильнодействующими веществами.

8. Организация проведения служебных проверок и

расследований по линии несовершеннолетних

34. По каждому преступлению, совершенному несовершеннолетним, начальником (старшим инспектором) ОДН проводится служебная проверка с целью установления причин и условий, способствующих противоправному деянию.

35. При совершении преступления несовершеннолетним, состоящим на учете органов внутренних дел, а также ранее привлекавшимся за совершение уголовно-наказуемых деяний, служебная проверка оформляется заключением служебного расследования.

36. В случаях совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, а также несчастных случаев с участием несовершеннолетних, служебная проверка оформляется справкой с изложением обстоятельств совершения преступления либо происшествия.

37. Служебные проверки проводятся ДВД(Т) при совершении несовершеннолетними:

1) тяжких и особо тяжких видов преступлений;

2) состоящими на профилактическом учете органов внутренних дел;

3) преступлений, включенных в сводку МВД, в том числе совершенных в отношении несовершеннолетних.

Результаты проверок направляются в Комитет административной полиции МВД Республики Казахстан в течение месяца.

38. По всем иным видам преступлений служебную проверку проводят ГОРОВД с последующим направлением копий заключений и справок в ДВД(Т) в течение 10 дней с момента принятия процессуального решения.

9. Материальное обеспечение ОДН

39. ОДН располагается в помещении, пригодном для работы с несовершеннолетними, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности, обеспеченном телефонной и радио связью, находящемся в одном здании либо в непосредственной близости от административного здания ГОРОВД и органа внутренних дел на транспорте. Допускается размещение кабинетов участковых инспекторов ПДН в участковых пунктах полиции органов внутренних дел.

40. При входе в помещение, на видном месте, устанавливается вывеска на государственном и русском языках с полным наименованием ОДН, график приема граждан.

41. Материально-техническое обеспечение ОДН производится финансово-хозяйственными управлениями органов внутренних дел в установленном порядке и финансируется за счет ассигнований, выделенных республиканским и местным бюджетами на соответствующий финансовый год.

42. Обеспечение ПДН автомототранспортом осуществляется через хозяйственные управления МВД, ДВД(Т) целевым назначением.

10. Критерии оценки деятельности участкового инспектора ПДН

43. Главным критерием оценки деятельности участкового инспектора ПДН является:

1) состояние защиты конституционных прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

2) уровень доверия населения, проживающего на территории административного участка;

3) удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления, от общего количества несовершеннолетних, проживающих на административном участке;

4) удельный вес несовершеннолетних, в отношении которых совершены преступления от общего количества несовершеннолетних, проживающих на административном участке;

5) удельный вес несовершеннолетних, снятых с учета, в связи с их исправлением от общего числа состоявших;

6) удельный вес взрослых лиц, привлеченных к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных деяний, от общего количества выявленных административных правонарушений;

7) состояние законности и дисциплины среди участковых инспекторов ПДН.

11. Отчетность о работе участковых инспекторов ПДН

44. Начальники (старшие инспектора) ОДН по итогам полугодия и года направляют в ДВД(Т), МВД докладные записки о работе по предупреждению и пресечению преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

45. Докладные записки подписываются начальниками ГОРОВД, ДВД(Т) или их заместителями.

46. Докладные записки о работе ОДН должны содержать следующую информацию:

1) анализ состояния преступности среди несовершеннолетних с изложением причин и условий ее роста (снижения), характеристики лиц, совершивших преступления, обстоятельствах, способствующих ухудшению (улучшению) криминогенной ситуации по линии несовершеннолетних;

2) организация профилактической работы по устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний несовершеннолетних, взаимодействие с государственными органами;

3) организация работы участковых инспекторов ПДН по взаимодействию с криминальной полицией, следствием, уголовно-исполнительной системой, иными службами органов внутренних дел;

4) организация работы ОДН ДВД(Т) по оказанию практической и методической помощи ОДН, включая результаты осуществленных служебных командировок;

5) вопросы кадровой работы.

47. Докладные записки представляются по итогам полугодия и года к следующим числам месяца следующего после отчетного периода

1) ГОРОВД в ДВД(Т) - к 5 числу;

2) ДВД(Т) в МВД Республики Казахстан - к 10 числу.


Приложение 1

к Правилам по организации

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 20 ___ года №

Рабочая тетрадь № _____

участкового инспектора полиции по делам несовершеннолетних

__________________________________________

(звание, фамилия, инициалы)

Начата «___» __________ 20____ года

Окончена «___» __________ 20____ года

Срок хранения: ________________


Внутреннее содержание рабочей тетради

участкового инспектора полиции ПДН

Утверждаю

___________________________

(должность)

___________________________

(звание Ф.И.О.)

План работы

на __________________ 20___ года

Участковый инспектор полиции ПДН

звание, Ф.И.О.


Приложение 2

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 20___ года №

Журнал приема граждан

Заполняется сотрудником, осуществляющим прием

1. Порядковый номер.

2. Дата и время приема.

3. Фамилия, имя, отчество, год рождения (для несовершеннолетних полная дата рождения).

5. Подпись обратившегося заявителя.

6. Где зарегистрировано заявление, дата и номер.

7. Дата окончания и результаты.

Жалобы и заявления граждан, сообщения государственных органов и общественных организаций, непосредственно поступившие в подразделение по делам несовершеннолетних, подлежат учету и регистрации в ГОРОВД в установленном законом порядке.


Приложение 3

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

учета результатов проверки работы ОДН

В журнале предусматриваются следующие графы:

1. Порядковый номер.

2. Дата проверки.

3. Должность, фамилия, инициалы проверяющего (наименование и номер поступившего документа о результатах проверки).

4. Результаты проверки.

5. Предложения по устранению выявленных недостатков, улучшению работы подразделения.

6. Указания начальника ГОРОВД, отметки о результатах работы по устранению недостатков.


Приложение 4

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 2010 года №

учета несовершеннолетних, доставленных в ОДН

1. Порядковый номер.

2. Дата (число, месяц, год) и время (час, минуты) доставления.

3. Фамилия, имя, отчество.

4. Число, месяц, год рождения.

5. Место учебы, класс, группа. Место работы, должность.

6. Место жительства, телефон.

7. Фамилия, имя, отчество родителей или лиц, их заменяющих.

8. Кем, откуда и за совершение каких правонарушений доставлен.

9. Состоял (состоит) ли на учете до доставления в ОДН, когда, где, за какие правонарушения.

10. Какие меры приняты к несовершеннолетнему, его родителям.

11. Кому и когда передан, отпущен, куда направлен.

12. Когда и куда направлена информация по факту правонарушения, исходящий номер, дата.

При значительном отдалении микроучастков от места расположения районного (городского) подразделения по делам несовершеннолетних разрешается иметь журнал доставленных индивидуально по микроучастку.


Приложение 5

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 20__ года № ____

Утверждаю _________________________________ (должность, звание, фамилия, _________________________________ инициалы должностного лица) «____» ____________ 20 __ г. Постановлениео помещении несовершеннолетнего в Центр временнойизоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних"_____" ____________ 20 __ г. «____» час. «____» мин. город, район _____________ Я,_______________________________________________________________, (должность, звание, фамилия и инициалы работника горрайлиноргана)рассмотрев материалы на ____________________________________________ (фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения,__________________________________________________________________ место рождения, учебы, работы, должность; биографические данные__________________________________________________________________ родителей или лиц, их заменяющих, их место работы, должность)Установил:_________________________________________________________ (указывается, когда, где, кем задержан (обнаружен) подросток,__________________________________________________________________ какие основания имеются для его помещения в ЦВИАРН, чем эти__________________________________________________________________ основания подтверждаются)Постановил:Несовершеннолетнего ______________________________________________ (фамилия, инициалы)поместить в _______________________________________________________ (наименование ЦВИАРН)__________________________________________________________________ (должность, звание, фамилия, инициалы должностного лица ПДН)

Приложение 6

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от «__» __________ 20__ года № ____

Акто доставлении заблудившегося (подкинутого) ребенка «____» ___________ 20 __ г. Город, район _____________________Я,_________________________________________________________________________ (должность, звание, фамилия, и инициалы)Составил настоящий акт о том, что в ____ час. ____ мин. в ____________________________ (наименование подразделения ОВД) гражданином, сотрудником органа внутренних дел ____________________________________________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место работы, должность, место жительства, телефон)___________________________________________________________________________ доставлен ребенок, обнаруженный _______________________________________________ (место, время и обстоятельства обнаружения ребенка)___________________________________________________________________________ Приметы ребенка ______________________________________________________________ примерный возраст, умеет ли говорить)___________________________________________________________________________ При ребенке имеется ___________________________________________________________ Удалось установить ____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, возраст ребенка,___________________________________________________________________________ его родителей, лиц, их заменяющих, место жительства, работы, ___________________________________________________________________________ должность родителей, другие данные, имеющие значение для дела) ___________________________________________________________________________ (ребенок внешне здоров, болен, имеет телесные повреждения и т.д.) ___________________________________________________________________________ Подпись ____________________________________________________________________ (должность, звание, фамилия, имя, отчество, составившего акт) ___________________________________________________________________________ (фамилия лица, доставившего ребенка)Ребенок вручен "_____" _______ 20 __ г. в _____ час. ____ мин. _______________________________________________________________ (родителям, лицам, их заменяющим) _______________________ ___________________ (подпись) Ребенок направлен _______________________________________________________________ (наименование медицинского учреждения, центр ___________________________________________________________________________ временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних,___________________________________________________________________________ другие учреждения)Ребенка принял __________________________________________________________________ (должность, фамилия, подпись)Сдал ___________________________________________________________________________ (должность, фамилия, подпись) «___» _________ 20 __ г. _____ час. ____ мин.

Журнал № ______________

регистрации лиц, состоящих на профилактическом учете

_______________________________________

(наименование органа внутренних дел)

Внутреннее содержание журнала

№ п/п Категории Профилактируемых лиц Форма ведения учета Основание постановки на учет Срок ведения учета Периодичность проверки
В отношении которых, вынесено защитное предписание Защитное предписание На период действия защитного предписания Не реже 1 раза в 2 дня
В отношении которых, судом принято решение об ограничении досуга и установлении особых требований к поведению Дело профилактического учета Решение суда На период установленных ограничений Не реже одного раза в неделю
В отношении которых, судом принято решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания Контрольное дело Решение суда Окончание срока неотбытой части наказания Не реже 3 раз в месяц

1. список несовершеннолетних безнадзорных, беспризорных по состоянию на «___»_______20___ года.

2. список несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными и иными сильно действующими веществами по состоянию на «___»_______ 20___ года.

3. список несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения по состоянию на «___»_______20___ года.


4. список несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности или наказания по не реабилитирующим основаниям, в том числе вследствие акта амнистии или помилования по состоянию на «___»_______20___ года.

5. список несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы по состоянию на «___»_______20___ года.

6. список несовершеннолетних, которым назначено наказание не связанное с изоляцией от общества, условно, а также с отсрочкой отбывания наказания или исполнения приговора по состоянию на «___»_______20___ года.


7. список несовершеннолетних, с непогашенной или не снятой судимостью по состоянию на «___»_______20___ года.

8. список несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в течение года два и более раз по состоянию на «___»_______20___ года.

9. список несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии по состоянию на «___»______20__ года.

10. список несовершеннолетних, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, не подлежащих к уголовной ответственности, в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность по состоянию на «___»______20__ года.

11. несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия по состоянию на «___»______20__ года.

12. несовершеннолетних обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлении, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу по состоянию на «___»______20__ года.

13. родителей, законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, отрицательно влияющих на их поведение по состоянию на «___»______20__ года.

14. список лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений или других антиобщественных действий по состоянию на «___»_______20___ года.

Примечание: Лицо подлежит включению только в один список наиболее значимой категории, при этом в графе «Особые отметки» указывается дополнительная категория.


Приложение 10

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Доброго времени суток, Вадим!

Каждый человек в своей жизни рано или поздно идет учиться на ту или иную специальность. Некоторые поступают после окончания 9 класса, другие - после окончания 11 классов школы. Спустя годы люди переучиваются, получая второе высшее образование либо просто получая высшее образование, которое не было получено ранее. Если же у вас появилось желание стать инспектором по делам несовершеннолетних, то рекомендую вас следующее.

С чего начать?

Первый вопрос, заданный вами, - что нужно для того, чтобы стать инспектором по делам несовершеннолетних. Ответ очень прост: нужно одно лишь ваше желание; если вы хотите им стать, то обязательно станете. Поставьте цель - и достигнете ее.

Разберемся с вопросом образования, поскольку, судя по вопросу, вы не знаете, что это за сотрудник. Данный инспектор является сотрудником органов внутренних дел, полиции, то есть правоохранительных органов. Поскольку в слове "правоохранительный" присутствует термин "право", то и учится вам нужно идти туда, где изучают право.

В какое учебное заведение пойти учиться?

Вам необходимо юридическое образование. Вы можете поступить в любое учебное заведение, где готовят юристов; это может быть высшее учебное заведение, а также среднеспециальное. Ваш уклон - это уголовное право и уголовный процесс, поэтому имеет смысл поискать такое учебное заведение, где имеется упор на данные дисциплины, выбрать факультет судебно-следственный, в общем, любое учебное заведение, которое готовит юристов для правоохранительных органов.

Что еще важно?

Не только учеба отнимет у вас достаточно много времени, но также и поступление - процедура не такая простая, поэтому рекомендую вам позаботиться заранее о своем поступлении, чтобы точно попасть в учебное заведение и приступить к учебе. Поступление как на заочную, так и на очную форму обучения проходит примерно в одни и те же месяцы, а именно летом, поэтому за год до поступления начинайте действовать.

Изначально определитесь с учебным заведением, в которое будете поступать, после этого узнайте, когда будут утверждены правила поступления. Они утверждаются каждый год в разное время, но обычно это конец календарного года, то есть декабрь.

Как только они появятся, внимательно их изучите; возможно вам придется записаться на курсы для того, чтобы подготовиться к сдаче вступительных экзаменов; уточните все нюансы поступления. Если вы будете записываться на курсы, то 3 -4 месяцев будет вполне достаточно. Если хотите, то можете заниматься самостоятельно, это вполне возможно. Важен лишь результат, а он заключается в том, чтобы вы поступили в учебное заведение.

Еще скажу вам, что, выбирая учебное заведение, попробуйте найти такое, которое является специализированным и готовит работников именно для органов внутренних дел, если в вашем регионе оно имеется. Возможно, у вас получится поступить по направлению: за ваше обучение будет платить правоохранительный орган, но вам нужно будет отработать в определенном месте после окончания; обязательно уточните все нюансы такого варианта. Сдавайте все экзамены и поступайте в понравившееся вам учебное заведение.

Желаю вам всего самого доброго.

С уважением, Александр.



Просмотров